Гиподинамический синдром у детей это

Гиподинамический синдром у детей это thumbnail

Татьяна Бутузова
Гипер и гиподинамический синдром у детей-что это такое?

1. Гипер и гиподинамический синдром у детей – что это такое?

Эти термины обозначают несколько важных симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга.Такими как: трудности обучения, трудности с контролирование собственной активности и поведения в целом.

Гипер (много, гипо (мало, – подвижные, активные. Выражаясь доступным языком не имеющие «золотой середины». И один и другой синдром имеет свои характеристики и объяснения.

Чтоб понять процесс действия этого синдрома, рассмотрим, что же происходит с ребенком. Этот синдром бывает в результате повреждения мозга, как правило, родовые травмы. В следствии, таких причин повреждения мозга, часть клеток не работает, т. к. нервные клетки не восстанавливаются. Здоровые клетки начинают брать на себя функции потерпевших, начинается процесс восстановления. Помимо это организм ребенка растет и развивается. И на процесс восстановления и на процесс роста ребенка необходима энергия. И если у обычного ребенка энергия направлена на рост и развитие, то у гипердинамического ребенка идет большая затрата этой энергии. По этой причине ребенок с данной проблемой быстрей утомляется и больше подвержен стрессам.

В нервной системе есть два основных процесса – возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. То есть ребенок на фоне усталости не может остановиться, успокоиться самостоятельно.

При гиподинамическом синдроме нарушен процесс возбуждения. И вместо чрезмерной двигательной активности — наличие при быстрой утомляемости вялости, заторможенности.

2. Как это выглядит в жизни?

Гиперактивность.

– Какая-то «бестолковая» подвижность.

– Не всегда, но достаточно часто нарушения сна.

– Исследование носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер.

– Внимание очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

– Как правило, моторные навыки развиваются в соответствии с возрастом, часто

даже опережая возрастные показатели.

– Раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть,

вставать на ножки, ходить и т. д.

– Довольно часто наблюдаются различные нарушения развития речи.

– Не ходят, а бегают.

– Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги

на ногу или подпрыгивают на месте.

– Не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках.

Об эмоциональных возможностях.

Гипердинамические дети,как правило:

– Не злы.

– Не способны долго вынашивать обиду или планы мести.

– Не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии.

– Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и не остановимы.

– Их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины.

(Познание, оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая

работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте.

А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка большие проблемы.

3. Как это выглядит в жизни?

Гипоактивность.

Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже

определяется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическом синдроме, за исключением того, что в отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамический синдромом:

– малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда

стремятся спрятаться в тень,

– у них тоже есть трудности с концентрацией внимания, но вместо чрезмерной

двигательной активности — вялость, заторможенность,

– из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения у

гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены

структуры, его обеспечивающие.

До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».

– Много спит.

– Поесть любит и в весе прибавляет хорошо.

– При наличии выбора выбирает хорошо знакомые и уже исследованные

игрушки.

– К новым людям насторожен и недоверчив.

– Моторные навыки гиподинамических детей часто слегка запаздывают с

развитием.

– Развитие речи также обычно пусть ненамного, но запаздывает. Часто ставят

диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР).

Гиподинамический ребенок — не «дурак». Но и подрастая, он остается каким-то полусонным. Кажется, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает.

Об эмоциональных возможностях.

– Рассердить или обидеть самого гиподинамического ребенка, по-видимому,

трудно.

– Чаще всего окружающие его люди не могут даже предположить, как глубоко и

трагично переживает этот ребенок собственную «тюфяковость» и для всех

очевидную неуклюжесть. Как правило, все близкие ребенку люди думают, что

«ему все все равно» только потому, что ребенок практически никогда не

демонстрирует своих чувств и не говорит о них.

Для гипердинамических и гиподинамических детей, настоящие проблемы начинаются вместе с поступлением в школу.

Поэтому важно диагностировать это лучше в дошкольном возрасте и быть готовым к работе над этой проблемой. [/b]

Читайте также:  Звездные родители детей с синдромом дауна

Источник

На сегодняшний день родители и детские специалисты часто сталкиваются с термином гиперактивности, о котором уже много написано и разработано программ. Однако помимо такого распространенного синдрома у детей встречается более редкий синдром гипоактивности, также требующий заботы и внимания со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов.

Гипоактивный ребенок в своем поведении является противоположностью гиперактивному. Такие дети производят впечатление спокойных, медлительных и даже вялых. Поначалу родители не замечают ничего особенного в поведении ребенка. Наоборот, они радуются тому, что он не доставляет много хлопот, по сравнению с другими детьми. Такие дети редко плачут и просятся на руки, любят много спать. Они не требовательные в еде, хорошо кушают и быстро набирают в весе.

Родители начинают по-настоящему волноваться, когда их ребенок поступает в детский сад или школу. Они начинают замечать, что он неуклюж, пассивен, малообщителен, молчалив и медлителен. У него может быть снижена мотивация к познанию окружающего мира, и интересы могут быть поверхностными. Такие дети с осторожностью относятся ко всему новому. Они могут долго привыкать к новым людям, новым блюдам, вещам и играм. Однако, родителям нужно быть внимательными и точно разобраться в особенностях поведения сына иди дочери, обратившись за помощью к психологам, нейропсихологам, психиатрам или психоневрологам. Потому что на самом деле гипоактивность может оказаться особенностью характера.

К тому же эта особенность может наблюдаться у родственников или одного из родителей, что говорит о наследственном факторе, который отразился на темпераменте ребенка. Пройдя небольшие тесты, специалисты смогут правильно определить причину сниженной активности ребенка.

Чаще всего причинами возникновения синдрома гипоактивности являются токсикозы, заболевания и стрессы организма мамы на каком-то этапе беременности, а также родовая травма. Все это воздействует на очень чувствительную и ранимую нервную систему малыша. Он рождается на свет с заниженной активностью подкорковых структур мозга. Поэтому в таких случаях мамы слышат диагноз врача – минимальная мозговая дисфункция. Звучит впечатляюще, но на самом деле серьезной опасности такой диагноз не представляет.

Многие такие расстройства проходят по мере взросления ребенка. И к его совершеннолетию совсем затухают. Но прежде чем ребенок достигнет совершеннолетия, он может доставить много хлопот родителям и учителям. К тому же гипоактивность может оказать влияние на формирование характера ребенка, его привычек, стратегии взаимодействия с миром и на другие адаптивные механизмы личности.

Ребенок с гипоактивностью часто сталкивается с проблемой прозвищ и его неприятия в социальной среде. Его часто называют «капушей», «соней», «сонной мухой». На него жалуются учителя, что он снижает общую успеваемость всего класса. И, конечно, ребенок глубоко переживает эту свою особенность. Со стороны кажется, что у этих детей низкий уровень интеллектуального развития. Но это далеко не так.Интеллектуальное развитие детей с синдромом гипоактивности происходит на уровне нормы. Просто им требуется больше времени на привыкание к новой обстановке, на налаживание контакта со сверстниками, на выполнение заданий и вовлечение в учебный процесс. Такой ребенок может успешно решать домашнее задание по математике, но на контрольной получить низкую оценку из-за того, что разволновался и не смог сосредоточиться. Ему необходимо давать разминочную задачу, чтобы с помощью нее он активизировал мыслительные процессы, а уже потом приступал к выполнению контрольной работы. И такой подход желательно применять во всех сферах его жизни.

Как же правильно вести себя с ребенком, у которого есть гиподинамический синдром?

Первым делом, родители должны набраться терпения, с пониманием и любовью подходить к временным трудностям воспитания, с которыми столкнулась семья. Для начала нужно выработать универсальные приемы безопасного и эффективного общения с ребенком. Гипоактивного ребенка все время приходится подгонять, «раскачивать», подталкивать к какому-либо действию. Бесконечные фразы взрослых: «Давай быстрей!», «Ты что, спишь на ходу?!» и т.д. приводят к тому, что ребенок чувствует себя неполноценным, он ощущает себя обузой для родителей и понимает, что приносит им неудобство и разочарование. Его самооценка падает, он замыкается в себе и у него пропадает всякое желание к чему-либо стремиться, а значит, его активность может упасть еще ниже. Его переживания перегружают нервную систему, которая и без того работает на полную силу. Это может приводить к появлению тревожности, потере безопасности и комфорта, и мешать гармонично развиваться в этом мире.

У таких детей есть своя скорость жизни. Ее нельзя увеличивать резко, чтобы не ранить ребенка. По крайней мере, дома позвольте ему действовать в его естественном режиме. Ребенку нужно давать время чтобы «собраться с мыслями». Поэтому заранее предупреждайте его о том, что вы намерены сделать, например, пойти с ним на какую-то встречу. Что касается школьных предметов, то к трудным новым темам занятий с ребенком лучше готовиться заранее. Причем, акцент нужно делать не на теоретическую подготовку, а постараться настроить ребенка на эту тему, обсудить ее полезность, познакомить с элементарными аспектами и оформить тему в игровом стиле с красочными материалами. Такими действиями у ребенка можно пробудить интерес к знаниям и творчеству, который повысит общую активность организма.

Читайте также:  Синдром кукольных ручек что это

Часто такие дети имеют лишний вес и не любят уроки физкультуры, потому что им не интересен спорт. Но дома можно предложить ребенку играть в активные игры в холодное время года, а весной и летом кататься на велосипеде, выезжать на природу и там организовывать активный отдых. В повседневной жизни старайтесь вовлекать ребенка в какое-то совместное действие: приготовление ужина, уборка в доме, встреча папы с работы и многое другое. Самое главное внести в этот процесс элементы игры, сюрприза, волшебства и доброты, а также нужности и важности этого занятия. Можно сообщить ребенку, что без его помощи вам никак не обойтись.

Иногда с гипоактивными детьми бывает трудно общаться, так как они немногословны. Но это не говорит о том, что они вас не слышат. На самом деле такие дети все понимают и умеют слушать. И за внешней маской пассивности и безразличия может скрываться богатый внутренний мир. В процессе вашего общения с ребенком главное стремиться поддерживать и хвалить его за любые достижения, а в случае неудачи верить в него и настраивать на позитивное разрешение ситуации. В результате такой поддержки и понимания, самооценка ребенка будет расти, вместе с ней будет расти уверенность в себе, смелость, желание развиваться и взаимодействовать с окружающим миром. А это залог успешной, полноценной и счастливой личности!

Желательно обратиться за помощью к детским специалистам: педагогам, психологам, учителям, работающих в различных развивающих центрах и школах. Комплексный подход позволит ускорить процесс развития гипоактивного ребенка.

P.S. Сначала должны быть любовь и понимание, а потом — наука. Можно окружить ребенка специалистами, которые будут его развивать, учить, развлекать. Но только любовь близких людей сделает его счастливым и заложит в нем фундамент, на котором сформируется здоровая и сильная личность.

Источник

Гиподинамия — это состояние, которое характеризуется недостаточной физической активностью и уменьшением мышечной силы. Не является самостоятельным заболеванием. Основные симптомы гиподинамии: постоянная усталость и снижение работоспособности, избыточный вес, бессонница и эмоциональная лабильность. Диагностика базируется на данных анамнеза и объективного исследования, лабораторные и инструментальные методы применяются для выявления сопутствующей патологии. Лечение заключается в постепенном увеличении объема физических нагрузок, устранении этиологических факторов гиподинамии. При наличии показаний проводят медикаментозную коррекцию.

Общие сведения

Гиподинамию называют «болезнью цивилизации». По данным ВОЗ, каждый четвертый человек на планете ведет малоподвижный образ жизни. В странах с высоким уровнем дохода гиподинамия наблюдается у 26% мужчин и 35% женщин, а в развивающихся странах этот показатель составляет 12% и 24% соответственно. Неблагоприятная ситуация среди подростков: 80% детей в возрасте 11-17 лет недостаточно физически активны. Среди причин смертности гиподинамия занимает 4 место, поскольку способствует возникновению опасных кардиологических и эндокринных болезней.

Гиподинамия

Гиподинамия

Причины гиподинамии

Более половины случаев гиподинамии обусловлены неправильными поведенческими установками, а зачастую и обычной ленью. Отсутствие физической активности и пребывания на свежем воздухе объясняется длинным рабочим днем, наличием личного транспорта, усталостью и стрессами. На распространенность гиподинамии влияет урбанизация: вследствие развития системы городского транспорта у людей нет необходимости в пеших прогулках. Среди других причин гиподинамии выделяют:

  • Специфические условия труда. Некоторые профессии связаны с необходимостью длительно пребывать в одной позе: сидя или стоя. Вторым производственным фактором, способствующим гиподинамии, является вынужденное положение, которое провоцирует боли в мышцах, спине. Из-за плохого самочувствия люди избегают активного отдыха в свободное время.
  • Патологические состояния. При тяжелых болезнях, требующих соблюдения постельного режима, создаются объективные причины для гиподинамии. Подобная ситуация встречается после хирургических операций, костных переломов, когда человек не может совершать активные движения.
  • Развитие компьютерных технологий. Многие люди чрезмерно увлекаются социальными сетями и компьютерными играми, поэтому предпочитают провести время за использованием гаджетов, нежели совершить пешую прогулку. Тенденция к гиподинамии часто наблюдается среди детей и подростков.
  • Избыточная масса тела. Ожирение является одновременно и причиной, и симптомом гиподинамии. Людям с лишним весом намного труднее выполнять физические упражнения, поэтому они избегают даже элементарной активности (спокойная ходьба, спортивные игры). В свою очередь, гиподинамия способствует усиленному накоплению жировых отложений.

Патогенез

Низкая физическая активность в первую очередь сказывается на состоянии мышечной системы. При отсутствии нагрузок постепенно снижается мускульная сила, мышцы начинают атрофироваться. При гиподинамии ситуация усугубляется вследствие нарушения работы нервно-мышечных синапсов. При этом в ответ на активную стимуляцию мышечные волокна сокращаются очень слабо либо вообще не сокращаются, развивается дискоординация их работы.

Читайте также:  Синдром 17 месяцев после развода

При гиподинамии происходят негативные патофизиологические процессы в сердце и сосудах. Из-за слабости мышц снижается эффективность «мышечного насоса», и кровь депонируется в венах. Отрицательное влияние на уровень венозного возврата оказывает уменьшение объема дыхания и недостаточное присасывающее действие грудной клетки. Слабость миокарда проявляется снижением сердечного выброса, нарушением кровотока в периферических тканях.

Симптомы гиподинамии

Гиподинамия не считается самостоятельной нозологической формой, поэтому патогномоничные признаки этого состояния отсутствуют. Люди, ведущие малоподвижный способ жизни, чаще других ощущают слабость и усталость. Полного восстановления сил не происходит даже после ночного сна или продолжительного отдыха. Зачастую беспокоят трудности с засыпанием и бессонница ночью, днем отмечается сильная сонливость.

При двигательной активности человек с гиподинамией ощущает, что мышцы «не слушаются». Даже при минимальных нагрузках наблюдается одышка и быстрая утомляемость. Характерны изменения пищевого поведения: люди отдают предпочтение перекусам, фастфуду, сладостям и отказываются от здоровой пищи. Эти факторы приводят к постепенному набору лишнего веса, жировые отложения, как правило, локализованы в области живота и бедер.

При гиподинамии нарушается работа всех органов, поэтому со временем появляются новые клинические симптомы. Наблюдаются частые психоэмоциональные расстройства — постоянная тревожность или нервозность, плохое настроение без видимых причин. Некоторые люди жалуются на снижение либидо и отсутствие удовольствия от сексуальных контактов. У женщин с гиподинамией менструальный цикл становится нерегулярным, тяжелее протекает ПМС.

Осложнения

Основная «мишень» гиподинамии — сердечно-сосудистая система. У пациентов наблюдаются дислипидемии, атеросклеротические поражения сосудов, которые способствуют развитию ИБС. Вследствие кальцификации и ригидности сосудистой стенки возникает артериальная гипертензия. Уровень смертности от кардиальных причин (инфаркта, сердечной недостаточности) у больных с гиподинамией на 20-30% выше, чем в среднем по популяции.

Поражается опорно-двигательный аппарат. Развивается остеопороз, повышается частота переломов костей. Страдает функция суставов (остеоартроз) и позвоночного столба (остеохондроз). Установлена связь гиподинамии со старением: у пожилых женщин, которые уделяют физическим нагрузкам менее 40 минут в день, биологический возраст на 8-10 лет превышает паспортный. В конечном итоге все эти осложнения снижают продолжительности жизни.

Диагностика

Выявление гиподинамии не составляет труда для врача-терапевта, который собирает детальный анамнез жизни человека. Специалист обязательно проводит нагрузочные пробы (ортостатическую, с приседаниями) для оценки тренированности сердечно-сосудистой системы. Дальнейшая схема диагностики зависит от жалоб пациента и физикальных данных. Обследование назначается для обнаружения осложнений гиподинамии и включает следующие методы:

  • Функциональные исследования. Чтобы оценить состояние миокарда, выявить нарушения ритма и проводимости, выполняют ЭКГ в стандартных отведениях, тредмил-тест. При необходимости рекомендуется суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру. Для измерения жизненной емкости легких производится спирография. Мышечная сила определяется с помощью кистевой и становой динамометрии.
  • Инструментальная диагностика. Объем исследований подбирается с учетом основного заболевания. Обычно при гиподинамии назначается эхокардиограмма, позволяющая исследовать сердечный выброс и кровоток в магистральных сосудах. В стандартную диагностическую схему входит рентгенография ОГК, УЗИ органов брюшной полости. Реже используют УЗДС вен нижних конечностей.
  • Лабораторные анализы. Основное диагностическое значение имеет липидограмма: у большинства пациентов с гиподинамией выявляют повышение уровня общего холестерина и ЛПНП. Определяется уровень глюкозы натощак, проводится глюкозотолерантный тест. Для исключения эндокринных нарушений исследуют кровь на гормоны.

Лечение гиподинамии

Консервативная терапия

В основном при гиподинамии применяются немедикаментозные методы лечения. Врачебная тактика предполагает постепенное увеличение длительности и интенсивности физических нагрузок. Согласно рекомендациям ВОЗ, взрослым людям необходимо не менее 150 минут активности в неделю (быстрая ходьба, бег трусцой, плавание), а также выполнение силовых упражнений для укрепления больших групп мышц 2-3 раза в неделю.

Вид двигательной активности подбирается исходя из состояния больного и наличия сопутствующих заболеваний. Людям, страдающим сердечно-сосудистыми или хроническими пульмонологическими патологиями, необходимы занятия с инструктором ЛФК. Второй фактор лечения гиподинамии — ликвидация ожирения. Совместная работа терапевта, диетолога и тренера направлена на медленное снижение веса, повышение тренированности организма.

Медикаментозное лечение показано для коррекции осложнений гиподинамии. При атеросклерозе используют гиполипидемические препараты (фибраты, статины, секвестранты желчных кислот). Больным с болезнями сердца, сосудов кардиолог подбирает гипотензивные, антиаритмические средства. Для нормализации фосфорно-кальциевого обмена и ликвидации остеопороза применяют витамины, минеральные добавки.

Реабилитация

Реабилитационные мероприятия необходимы в послеоперационном периоде, при восстановлении после инфаркта миокарда или инсульта. Широко применяется ЛФК: простые пассивные движения начинают во время постельного режима, при улучшении самочувствия пациента добавляют активные упражнения. Реабилитация при гиподинамии включает механотерапию, физиотерапевтические методы — бальнеотерапию, магнитотерапию, рефлексотерапию.

Прогноз и профилактика

При нормализации уровня физической активности значительно снижается риск сердечно-сосудистых осложнений и критических состояний. У пациентов, которые соблюдают все врачебные рекомендации, увеличивается продолжительность и улучшается качество жизни. Первичная профилактика гиподинамии предусматривает борьбу с факторами риска (сидячая работа, ожирение и др.), умеренные, но регулярные физические нагрузки.

Источник