Группа для детей с синдромом дауна в

Группа для детей с синдромом дауна в thumbnail

Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна

ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД № 17”

г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮРИНОЙ Л. К.

Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент – 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически – меньше.

В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.

Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет.Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.

Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.

Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске.Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.

Кроме того,выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.

Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она – особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).

Вот с таким “начальным капиталом” мы пришли к началу учебного года.

Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно – детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта”.

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Читайте также:  Синдром патау синдром эдвардса синдром дауна

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

1. Развитие общей моторики;

2. развитие мелкой моторики пальцев рук;

3. Развитие речи;

4. воспитание культурно-гигиенических навыков;

5. развитие социально-коммуникативной сферы.

На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.

Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.

Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.

Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти.Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.

Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком “А-а” обозначать желание посетить туалет.

Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Наши первые результаты

К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенокстал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).

Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю,но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

Наши неудачи.

К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.

Читайте также:  Питание при синдроме поликистоза яичников

Итог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Источник

Общие рекомендации к организации групповой работы с детьми с синдромом Дауна в системе раннего вмешательства

1. Командный принцип работы.

Реализуется командный принцип через совместную диагностику, обсуждение, выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются командные обсуждения специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития в целом и каждого из ее участников, обсуждаются изменения и трудности. Рекомендуется, чтобы с группой работали два – три специалиста, которые образуют рабочую команду. В общую команду раннего вмешательства входят такие специалисты: невролог, психолог, логопед, физический терапевт, педагог. Раз в три месяца проходит общее командное обсуждение, на котором специалисты делятся мнениями и, при необходимости, присоединяются к работе группы.

2. Психологический подход в работе с детьми.

Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с детьми и их родителями и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает с группой детей. К таким приемам относятся: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.

3. Особое внимание к взаимодействию с родителями.

Специалисты предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятия и каков смысл упражнений; предлагают конкретные задания для занятий дома (с учетом возможностей семьи).

4. Ограниченное количество детей в группе.

В группах для детей с синдромом Дауна рекомендуется не более четырех детей, так легче учитывать индивидуальные особенности ребенка. В тоже время каждый ребенок получает возможности общения с разными детьми, т.е. разный социальный опыт.

5. Время занятия.

Не более 1,5 часа. В системе раннего вмешательства находятся дети с различной степенью задержки, которые не имеют опыта пребывания в кругу сверстников. 1,5 часа – это время, которое дети могут ”выдержать” вместе и успевают адаптироваться.

Планирование групповой работы с детьми с синдромом Дауна.

  • Планирование групповой работы основывается на результатах диагностики ребенка и согласовывается с запросом и ожиданиями родителей. Знание родителей об особенностях ребенка, адекватное понимание ситуации в значительной степени влияет на эффективность групповой работы. Поэтому особое внимание уделяется прояснению и формированию запроса родителей – цели, которые могут быть достигнуты в результате сотрудничества специалистов и родителей. Работа с родителями позволяет установить отношения сотрудничества, оказывать эмоциональную и информационную поддержку, повышать уровень родительской компетентности.

  • До начала групповой работы нужно определить цели и задачи данной группы, которые ставят на 3 месяца. Затем команда специалистов оценивает динамику групповой работы, эффективность упражнений, достижения каждого ребенка и родителя. На основании этой информации и встречи с родителями принимается решение о необходимости изменения содержания упражнений, состава группы, специалистов, частоты и продолжительности занятий. Структуру занятия можно оставить неизменной, если упражнения остались актуальными для детей.

  • Структура занятия формируется до начала групповой работы и остается неизменной на протяжении всего времени групповых занятий. Содержание отдельных упражнений может меняться, при успешном освоении данного упражнения детьми.

  • Помещение и оборудование должны соответствовать целям группы. Важно учитывать, что оборудования и игрушек не должно быть слишком много, так как дополнительные стимулы отвлекают детей от выполнения задания, создавая трудности для детей и специалистов.

  • При формировании группы нужно учитывать возраст и особенности развития детей. Важно понимать, что возраст развития может отличаться от биологического возраста ребенка. Упражнения, которые предлагаются для группового занятия, выбираются специалистом с учетом возраста развития детей.

  • Необходимо учитывать, что развитие способностей в отдельных сферах (например, мелкой моторике, развитии речи) может значительно отличаться у детей с близким возрастом развития. Для того, чтобы групповое занятие было эффективно как для каждого ребенка, так и для группы в целом, в одном занятии могут сочетаться ”очень простые” и ”достаточно сложные” задания. Такой подход учитывает сильные и слабые стороны каждого ребенка, его зону ближайшего развития, а также способствует повышению самооценки и позитивному отношению детей друг к другу.

  • При организации групповой работы необходимо соотнести запрос родителей с возможностями и особенностями развития детей. Определить модель групповой работы, которая позволит наиболее эффективно достичь целей, согласованных между специалистами и родителями. На этапе планирования важно определить роль каждого специалиста и родителей, для обеспечения эффективного взаимодействия команды специалистов и специалиста с ребенком во время занятия.

Читайте также:  Синдромы нарушения всасывания в пищеварительном тракте

Цели создания группы:

1. Стимулировать развитие познавательной деятельности ребенка с синдромом Дауна.

2. Создавать условия для социального развития ребенка, формирования навыков коммуникации с детьми и взрослыми.

3. Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка.

4. Развивать личностные качества ребенка.

5. Подготовить ребенка к дальнейшей социализации и переходу в другие учреждения.

6. Вовлекать родителей в совместную реализацию целей индивидуального плана работы с ребенком.

Задачи группы:

1. Формировать навыки поведения в группе.

2. Развивать мотивацию, активность, инициативность и самостоятельность.

3. Формировать навыки предметной деятельности:

– учить выполнять орудийные, предметно-игровые и соотносящиеся действия с различными предметами и материалом.

4. Развивать сенсорное восприятие:

– формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;

– развивать пространственные представления;

– стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и речевых звуках;

– учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.

5. Формировать у детей конкретные представления об окружающем мире, придерживаясь тематической направленности.

6. Развивать наглядно-действенное мышление, память, внимание.

7. Развивать понимание обращенной речи:

– учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;

– учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением.

8. Развивать навыки общения:

– учить использовать различные формы общения с близкими взрослыми;

– учить работе с коммуникативным альбомом-словарем;

– поддерживать эмоциональные контакты с детьми.

9. Стимулировать развитие активной речи:

– учить произносить звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова;

– произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;

– учить отвечать на простые вопросы.

10. Учить выполнять элементарные упражнения для развития артикуляционной моторики, мимики, физиологического и речевого дыхания.

11. Формировать умения и навыки выполнения движений:

– учить выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках; упражнения в кидании и ловле мяча; удары по мячу; упражнения в равновесии;

– развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. Обучать навыкам продуктивных видов деятельности:

  • рисовать на листе бумаги, используя краски и кисть;

  • строить из конструктора совместно с взрослым;

  • развивать интерес, любопытство;

  • воспитывать желание рисовать, конструировать.

  1. Информировать родителей об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Осуществлять реализацию задач группы совместно с родителями, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Запрос родителей

Запрос высказывается родителями и служит одним из оснований для определения целей и задач групповой работы.

В запросе обычно содержатся вопросы и пожелания родителей, направленные на понимание и преодоление трудностей в развитии ребенка с синдромом Дауна:

– рассказать об особенностях развития и способах стимулирования ребенка.

– научить ребенка понимать речь окружающих и разговаривать, соответственно возрасту;

– развить познавательные способности ребенка;

– сформировать навыки и умения, соответствующие возрасту;

– научить общаться со сверстниками и взрослыми;

– подготовить к поступлению в детский сад.

В ходе работы: дополнительной диагностики, консультаций со специалистами команды, бесед после занятий, дополнительных встреч с родителями запрос может конкретизироваться, дополняться.

Источник