Индивидуальный план работы логопеда с ребенком с синдромом дауна

Индивидуальный план работы логопеда с ребенком с синдромом дауна thumbnail

МОУ Есаульская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальная программа

по логопедии

Учащаяся: ________________________

Составил: логопед I категории: Филатова О.Б.

Пояснительная записка.

Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система. При нарушении интеллекта нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонетическая сторона, лексика и грамматический строй. Отмечается нарушение как импрессивной, так и экспрессивной речи, следовательно, страдает, или вообще не формируется письменная речь.

Требования к логопедической работе:

  1. Логопедическая работа носит индивидуальный характер, так как учитывает особенности речевого развития и структуру дефекта.

  2. Работа проводится над речевой системой в целом, основываясь на принципе поэтапного формирования умственных действий:

  • Материализация действий с опорой на вспомогательные средства;

  • Выполнение действий в речевом плане;

  • Выполнение действий во внутреннем плане;

  1. Проводится с максимальным включением всех анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности;

  2. Предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности:

  • Психические особенности ребенка;

  • Его работоспособность;

  • Особенности моторного развития;

  • Уровень сформированности речи;

  • Симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

  1. Увязывается с общим моторным развитием и, преимуществнно,с развитием ручной и артикуляционной моторики:

  • Оречевление действий;

  • Элементы логоритмики;

  1. Находится в соответствии с программой обучения родной речи, коммуникативным навыкам, то есть подготавливает детей к усвоению программы.

  2. При коррекции речи тщательно отрабатывается этапы закрепления речевых навыков.

  3. Закрепляет правильные речевые навыки в различных ситуациях.

  4. Проводит на занятиях частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению у данной категории детей.

  5. Используются тщательно дозированные задания и речевой материал, любая задача разложена на простейшие задачи;

  6. Поддерживает на логопедических занятиях не очень быстрый темп;

  7. Воздействует на эмоциональную сферу ребенка, то есть поддерживает интерес к исправлению речи;

  8. Включает тесную связь, для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни и других занятиях, с педагогами, воспитателями.

  9. Проводится в тесной связи с лечащим врачом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном соматическом фоне.

Содержание логопедической коррекционной работы:

1. Смысловой раздел:

  • Расширение у ребенка возможностей для понимания обращенной повседневной речи (Слова-указания, слова-просьбы, элементарные инструкции) и использование речи как средства коммуникации;

  • Развитие процессов восприятия, являющихся основой для формирования различных видов и свойств речи;

2. языковой раздел:

  • Формирование способности к элементарным речевым высказываниям в форме слова, простой фразы;

  • Обогащение пассивного словаря за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия;

  • Формирование навыков построения простой фразы бытового содержания;

3. Сенсоматорный раздел:

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

  • Развитие слухового восприятия неречевых и речевых звуков;

  • Развитие элементарного фонематического восприятия

  • Формирование простейших навыков звукового анализа;

4. письменная речь:

  • Формирование первоначальных навыков послогового чтения;

  • Формирование элементарных навыков письма.

Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушений высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, прежде всего нарушением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой особенностями речевого развития и структуры речевого дефекта.

Логопедическая работа должна проводиться, в основном индивидуально, учитывая тяжесть нарушения речи. Продолжительность занятия-25-30 минут. Возможно проведение подгрупповых занятий из 2-3 человек с учетом речевой патологии, продолжительность занятий 30-40 минут.

Характеристика проявлений дефекта:

Неврологический статус

и психологические особенности.

Болезнь Дауна. Умеренная умственная отсталость.

Психологические особенности ученицы:

  • Значительно снижен объём произвольного внимания.

  • Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.

  • Низкий уровень эмоциональной устойчивости.

  • Преобладает наглядно-действенный тип мышления.

Состояние речи

  1. Импрессивная речь.

Речь соответствует лишь социально- бытовому уровню. Объем знакомых слов значительно ограничен. Понимание ограничено только в простой краткой инструкцией, с многократным повторением и предметным показом.

  1. Активный словарь.

Незначительный по объему, это обусловлено нарушением анализа и синтеза речедвигательного анализатора. Не владеет навыками обобщения и анализа слов, соотносить языковые знаки с определенным предметом и явлением. В речи употребляет отдельные слова простой слоговой структуры.

  1. Грамматический строй речи.

Речь состоит из отдельных слов, не согласованных между собой.

  1. Самостоятельная связная речь.

Не сформирована.

  1. Звуковая сторона речи.

А) звуки носят неустойчивый характер.

Б) звуко – слоговая структура слова нарушена, отмечены пропуски слогов, согласных, гласных, искажение звуков, многократное повторение.

В) фонематический слух нарушен. Не сформировано дифференциация звуков и слов. Навыками элементарного языкового анализа и синтеза не владеет.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника боль в прямой кишке

6. Письменная речь и не сформирована.

Заключение: Системное нарушение речи тяжелой степени при тотальном психическом недоразвитии.

Занятия проводятся 4 раза в неделю по 25-30 минут. Планирование составлено на основе зоны ближайшего развития ребенка и содержит все разделы логопедической коррекции.

Весь материал разбит по лексическим темам и соответствует темам по развитию устной речи.

Источник

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.

Месяц

Задачи

Содержание работы

Результат

Сентябрь     

 «Игрушки»

Расширение словарного запаса: название игрушек.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Матрешки» «Здравствуй, мячик».

Игры: « Покажи игрушку» «Что изменилось?» «Собери пирамидку» «Построим из кубиков дорожку»

Рисование  и лепка «Мячик большой и маленький» «Шарик».

Обследование игрушек.

Октябрь

«Человек, части тела»

Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.

 Развитие моторики рук.

Развитие ориентировочного конструктивного праксиса.

Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Разминаем пальчики».  «Раз, два, три, четыре, пять»,  «Пальчик о пальчик».

Игры:  с игрушками вкладышами, «Покажи, где …(носик, ротик, глазки)». «Где же наши ручки?» «Сделай человечка» «Смешная рожица».

Лепка: «Колбаски и бублики»

Упражнение « Покажи части тела»

Ноябрь

«Осень»

Расширение и активизация словарного запаса.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Осенний букет» «Зонтик» «Осенние листья».Массаж «Дождь».

Игры: «Солнышко и дождик» «Найди и покажи» «Собери овощи в корзинку» «Собери листочки и разложи их по цвету» «Собери орешки для белочки» «Посади цветы на клумбу». «Осенью» «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»- игры с движениями.

Игры с прищепками: «Ветер срывает листья с дерева»

Рисование  и лепка «Овощи» «Дождик» «Падают листья» «Листики осенние».

Наблюдения за листопадом. Рассматривание овощей.

Декабрь

«Одежда»

Расширение словарного запаса. Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.

Развитие моторики рук.

 Развивать понимание обращенной речи.

Пальчиковые гимнастики: «Варежка» «Носки» «Стирка».

Игры: «Разложи пуговицы по коробочкам » «Гуляем по дорожкам» «Скачет зайка босой» «Найди и покажи одежду»  «Сложи одежду в шкаф» «Подбери заплатку» «Повяжи ленту» «Заплатки для сапожка». Игры с прищепками (пуговицами)- «Платье» «Укрась сапожок» «Подшиваем тапочки» «Щетка для обуви» «Зашнуруй ботинок»

Рисование  и лепка «Одежда с карманами и пуговицами» «Раскрась одежду (ботинок)» «Красивые сапожки» «Обувь для сороконожки».

Рассматривание одежды и обуви.

Январь    

   «Зима»

Развивать понимание обращенной речи.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Снежок» «Закрывайте окна, закрывайте двери»

Игры: «Укрась елку » «Елочные игрушки» «Подбери варежки по цвету» «Помоги зайцу сменить шубку»

Рисование  и лепка «Шарики на елочке» «Снежинки» «На деревьях, на лужок тихо падает снежок».  

Ручной труд: «Снежки» «Посыпь снежком скользкую дорожку»

Февраль

«Домашние животные и птицы»

Расширение словарного запаса: название животных и птиц.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать звукоподражание.

Пальчиковые гимнастики: «Птичка» «Курочка клюет зернышки» «Веселая зарядка».

Игры: «Кто как поет? » «Покормим птичку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Накорми животных».

Игры с прищепками – «Сделай клюв птицам» «Разноцветные рожки»

Рисование  и лепка «Разные следы» «Пятнышки на шерсти» «На лугу» «Щенок» .

Конструирование: «Домики, заборчики для животных, птиц» «На ферме»

Обследование игрушек.

Март

«Семья»

Расширение словарного запаса: мама, папа, бабушка, я.

Развитие понимания речи.                   Развитие  моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Вот колючий мячик – ежик» «Моя семья» «Теремок».

Игры: « У лисички день рождения» «Колыбельная для куклы» «Наша мамочка устала»  «Поставь на место»  « Где у мамы глазки, ротик, носик?» «Помоги помыть посуду» «Забей гвозди – сколоти забор» «Разложи конфетки».

Игры с прищепками: «Бусы» «Букет для мамы»

Рисование  и лепка «Дым из трубы» «Бабушкин колобок» «Поставь машины в гараж» «Вкусные конфетки».

 Ручной труд: «Рыба»

Конструирование: «Домик из кубиков»

Апрель                                                       « Дикие животные»

Расширение словарного запаса: название животных.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать моторику рук.

Пальчиковые гимнастики: «Зайка» «Белка». Массаж «Мышка» «Мишка».

Игры: «Кто ушел, кто пришел? » «Что изменилось?» «Кто куда спрятался?» «Зайка беленький сидит».                        «Кто больше?» – расставить игрушки по размеру. Игры с прищепками: «Ежик» «Львиная грива». Игра с пуговицами «Змея»

Рисование  и лепка «Разные следы» «Забор в зоопарке» «Пятна на жирафе».

Конструирование: «Домик для зверей» «Вольер»

    Май

Читайте также:  Синдром вильямса лица эльфа фото

 «Насекомые»

Расширение словарного запаса: название животных и птиц.

Развитие понимания речи.                  Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать звукоподражание.

Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия: насекомое – летает, кружиться, садиться.

Пальчиковые гимнастики: «Найди бабочку, непохожую на других» «Рассади бабочек на цветы».

Игры: «Сверху – снизу » «Что изменилось?» «Кто большой, а кто маленький?» «Отыщи жука»

Игры с пуговицами: «Бабочка» .

Рисование  и лепка «Бабочки на цветах» «Бабочка – красавица» «Бабочка» «Сделай точки божьей коровке».

Ручной труд: «Бабочка» «Построй муравейник»

Обследование и рассматривание игрушек, насекомых

Источник

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

3.Растормаживание речи через:

  • Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
  • Упражнения в написании и анализе слов.
  • Обобщение и закрепление знаний по теме:
  •  «Звуковой анализ слов».
  • «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование активного словаря на материале  картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.

Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
  • Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
  • Провоцирование самостоятельного звукоподражаний,  используя  игрушки домашних животных..

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.

  тема: повторение :«Игрушки», «Посуда»,    знакомство: «Домашние животные».

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика:  Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1-ая неделя

Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания

2-ая неделя

Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х

артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков

  • открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
  • закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
  • в словосочетаниях; «Договори слово»
  • со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)

3-я неделя

Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).

4-я неделя

      Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.

Читайте также:  Можно спорт при корешковом синдроме

Пальчиковая гимнастика.  Массаж пальцев и кистей рук.

Источник

Коррекционно – развивающее логопедическое занятие

для ребенка с синдромом Дауна

 «Смешарики» 

Цель: развитие подражательной речевой деятельности.

Коррекционно – развивающие задачи:

– создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;

– развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную, мелкую моторику;

– активизировать кинестетические ощущения;

– формировать правильное речевое дыхание;

– уточнять артикуляции гласных звуков, а, у, и, о.

– развивать подражательность, фонематический слух.

Коррекционно – воспитательные задачи: 

– формировать положительный настрой на коммуникативную деятельность со взрослым;

– воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Категории участников: ребенок младшего дошкольного возраста с Синдромом  Дауна.

Форма организации: индивидуальная

Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание), наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).

Инструментарий: игрушки (Смешарики: Нюша, Крош, Копатыч, Ежик), массажный мяч, цветы, ширма, картинки-символы (колобки, символы артикуляционной и мимической гимнастики), «волшебный» мешочек, массажная варежка.

Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия:

Логопед создает положительный настрой на совместную деятельность.

I.Организационный момент. (3 минуты)

– Логопед: Лиза посмотри где солнышко. Нет солнышка в нашем кабинете. Ой, оно спит за тучкой. Солнышко грустное, улыбнись ему. Давай позовем солнышко: «Солнышко, иди к нам». Солнышко не просыпается. Поможем солнышку проснуться?

II. Основная часть. (15 минут)

Самомассаж.

 – Л: Солнышко, вставать пора,

        Нам с тобой играть с утра,

        Будем ручки растирать,

        (Ребенок растирает ладони)

        Будем их разогревать.

        (дует на ладони)

        Теплыми руками будем щеки умывать.

        (поглаживаем щеки ладонями, прием – растирание)

        Солнышко не просыпается, не улыбается!

Массаж языка.

Логопед: Посмотри, кто там улыбается? Это Нюша пришла к нам в гости и принесла для тебя Чупа-чупс! Чупа-чупс любит играть с язычком. Открой рот.

   По ровненькой дорожке

   шагали наши ножки.

   Большие ноги шагали по дороге:  

   топ-топ, топ-топ.

(ребенок постукивает чупа-чупсом по языку)

   Увидали мы змею,

   Я ползу, ползу, ползу.

(поглаживает язык чупа-чупсом)

Приближается змея,

 хочет укусить меня.

Вдруг закапал дождик:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Подул теплый ветерок

И погладил язычок.

(Выполняет чупа-чупсом легкие поглаживания языка)

Логопед: понравилось тебе играть с Нюшей? Оближи губки, проглоти слюнки.

Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Логопед: а чьи это ушки? Кто это?

Ребенок: Крош.

Логопед: Лиза, давай вместе с Крошем сделаем гимнастику нашему язычку.

Упражнение «Лопатка».

Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение на счет до пяти.

Упражнение «Часики».

Нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево.

Логопед: вот какие ловкие Крош и язычок!

Упражнения на активизацию кинестетических ощущений.

Логопед: Лиза, посмотри, к нам пришел еще один гость. Кто это?

Ребенок: Ежик.

Логопед: Ежик какой?

Ребенок: Колючий.

Логопед: Ай-ай-ай! (Изображает испуг) Он принес «волшебный» мешочек. Найди в мешке колючую игрушку, как ежик.

Ребенок выполняет задание.

Массаж с мячом.

Логопед: Лиза, ты молодец! Справилась с заданием! А сейчас давай поиграем с нашим мячом.

Ребенок выполняет движения по тексту.

Мы мячом круги катаем,

Взад – вперед его гоняем.

Мы пригладим им ладошку,

А потом сожмем немножко.

Динамическая пауза с элементами пантомимики.

Логопед: а это мишка Копатыч.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и на нас ревет:

Э-э-э (сердито).

Ребенок повторяет звук (э) с сердитой интонацией.

Мишка наклонился, ягодку сорвал.

Откусил немножко, весело сказал: «Вкусно!»

Дыхательное упражнение.

Логопед: Посмотри, какие цветы у Копатыча: они ароматные. Понюхай их.

Ребенок выполняет задание.

Упражнение на закрепление артикуляции гласных звуков.

Логопед: Лиза, с кем мы сегодня играли?

Ребенок называет игрушки.

Логопед: Принеси их пожалуйста.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: споем нашим героям песенки колобков. Спой такую песенку (логопед демонстрирует колобок-схему): «О-о-о», или такую: «У-у-у», или такую: «Э-э-э», или такую: «И-и-и».

 III. Заключительная часть

Рефлексия

Логопед: Посмотри, солнышко проснулось! Как мы его разбудили? Что делали с Крошем? Как нюхали цветы с Копатычем?

Улыбнись солнышку.

Ребенок улыбается.

Вот и солнышко проснулось, улыбнулось,

Потянулось, потянулось…

Теплыми лучами

До ребяток дотянулось.

Согрело голову, плечи, спину, живот, ноги…

Ребенок массирует массажной варежкой голову, плечи, спину, живот, ноги.

Ну а сейчас солнышко зовет тебя к ребятам.

Составитель: учитель-логопед Верхотурцева Е.В.

Источник