История развития синдрома эмоционального выгорания

История развития синдрома эмоционального выгорания thumbnail

Исторический период научных исследований СЭВ

1974 – 1989 год.

В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.).1

Термин ‘’эмоциональное выгорание введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: “Запах горящей психологической проводки”.

К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по “эмоциональному сгоранию”. Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным ‘’ эмоциональному сгоранию, было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб (1982 г.) расширяет группу профессионального риска: это – прежде

1Ильин Е. П.

И46 Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию “эмоционального сгорания, “деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время”.

Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

В этот период выдвигаются концепции подходов к профессиональному выгоранию, более акцентуировано проводятся научные исследования, расширяются классификационные подходы.

В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации. Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает.

Люди таких профессий – это врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т.д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так называемых помогающих профессий).

К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

– усталость;

– чувство истощения;

– восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

– астенизация;

– частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

– избыток или недостаток веса;

– одышка;

– бессонница.

К поведенческим и психологическим:

– работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

– профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

– поздно появляется на работе и рано уходит;

– берет работу на дом;

– чувство неосознанного беспокойства;

– чувство скуки;

– снижение уровня энтузиазма;

– чувство обиды;

– чувство разочарования;

– неуверенность;

– чувство вины;

– чувство невостребованности;

– легко возникающее чувство гнева;

– раздражительность;

– человек обращает внимание на детали;

– подозрительность;

– чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

– ригидность;

– неспособность принимать решения;

– дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;

– повышенное чувство ответственности за пациентов;

– растущее избегание;

– общая негативная установка на жизненные перспективы;

– злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.1

Исторический период научных исследований СЭВ

1990 – 1999 год.

Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний

1Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.Л. «Зарубежная социальная психология ХХ столетия.» М., 1978.

другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:

• физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическоеистощение);

• аффективно-когнитивнаые реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);

• поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

По данным исследований В.В. Лебедева, С.Э.Тимошенко, 1993; Б.Д.Новикова, 1993; СП. Безносова, 1997, к категории работников, подверженных риску развития «эмоционального выгорания», относятся и пенитенциарные служащие, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов. Её успешность определяется не только и не столько профессиональными знаниями, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств. Особенно это касается тех отделов уголовно-исполнительной системы (УИС), представители которых непосредственно общаются с заключёнными. Все это требует разработки и использования соответствующих профилактических мероприятий в пенитенциарной системе.

Несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у сотрудников УИС (B.C. Медведев, 1992; Б.Д. Новиков, 1993; В.В. Лебедев, 1993; СП. Безносое, 1997; СЕ. Борисова, 1998; Е.Г.Лунина, 1997; И.М. Долматова, 2001), исследований синдрома эмоционального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.

Читайте также:  Чем опасен синдром истощения яичников

В этот исторический период наука ставит перед собой цели профилактики, коррекции профессионального выгорания. Анализируются отдельные факторы профессиональных деформаций. Ярко выделяется взаимосвязь между формированием СЭВ и личностными особенностями личности, а также стрессогенными факторами. Наука делает большой шаг вперед в изучении этого вопроса.

Исторический период научных исследований СЭВ с 2000 года.

В этот период В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Решетова Т.В. (2002 г.) считает, что СЭВ больше всего подвержены люди, у которых наблюдается:

– неэмоциональность или неумение общаться;

– алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;

– трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

– люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

К. Чернисс отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:

– высокая текучесть кадров;

– снижение вовлеченности сотрудников в работу;

– поиск “козла отпущения”;

– антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;

– режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;

– развитие критического отношения к сотрудникам;

– недостаток сотрудничества среди персонала;

– прогрессирующее падение инициативы;

– рост чувства неудовлетворенности от работы;

– проявления негативизма относительно роли или функции отделения.

Г.А. Макарова, кандидат психологических наук, директор Института консультирования ППЛ, выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

1. Физические симптомы.

Усталость, физическое утомление, истощение

Уменьшенный или увеличенный вес

Недостаточный сон, бессонница

Плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям)

Затрудненное дыхание, отдышка

Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание

Гипертензия (повышенное давление)

Язвы, нарывы

Сердечные болезни

2. Эмоциональные симптомы.

Недостаток эмоций , неэмоциональность

Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни

Безразличие и усталость

Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность

Раздражительность, агрессивность

Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться

Депрессия, чувство вины

Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания

Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив

Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.)

Преобладает чувство одиночества

3. Поведенческие симптомы.

Рабочее время больше 45 часов в неделю

Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть

Безразличие к еде; стол скудный, без изысков.

Малая физическая нагрузка

Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

Несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.)

Импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние.

Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе

Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе)

Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни

Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу

Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям

Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании)

Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы.

Нет времени или энергии для социальной активности

Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби

Социальные контакты ограничиваются работой

Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе

Ощущение изоляции , непонимания других и другими

Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

С 2000-го года научные исследования делают акцент на факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

Исследования выходят на другой, более расширенный уровень и высказывается научное мнение о СЭВ организаций.

Интерес к исследованию синдрома выгорания вырос после того, как американские ученые Маслач и Джексон систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. Согласно авторам, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний: эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции личных достижений.1

Итак, мы понимаем, эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Стоит отметить, что в отечественной литературе синдром эмоционального выгорания исследован недостаточно.

В этой связи, актуальной является потребность в новых фактах, которые позволят расширить представление о данном феномене.

1 Интернет. Сайт «www.fos.ru»

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Источник

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).

Сам термин «синдром выгорания» был введён К. Маслач в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания». «Выгорание» определялось как синдром и включало три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация («обезличивание» человека), а также редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства.

Выгорание (англ. burnout) — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2], трудящиеся с профессией типа «человек — человек», так как именно они подвержены постоянному взаимодействию и общению с людьми. Выгорание также понимается как профессиональный кризис, связанный не только с межличностными отношениями, но и с работой в целом.

Читайте также:  Синдром бругада и его лечение

Классификация по МКБ[править | править код]

Классификация по МКБ-10[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
  • Код: Z73.0
  • Название: Переутомление

Классификация по МКБ-11[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
  • Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
  • Код: QD85
  • Название: Переутомление

Клиника[править | править код]

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 652 дня].

Факторы развития[править | править код]

Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.

По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу[6].

Проявления синдрома «выгорания»[7][править | править код]

Синдром выгорания может проявляться очень многообразно, это зависит во многом от личностных характеристик и факторов среды, в которых находится человек. В работе M. Burisch указаны наиболее встречающиеся проявления синдрома выгорания. В следующей таблице расположены признаки возникновения синдрома и описание к ним. Также важно понимать, что некоторые симптомы могут взаимно исключать друг друга. Проявления синдрома индивидуальны и не каждый человек проходит все ниже указанные стадии, хронология симптоматики не является обязательной, она также очень индивидуальна.

Таблица 1. Симптомы «выгорания» и хронология их возникновения[8]

1. Симптомы

начальной фазы

А. Повышенная заинтересованность; постановка целей
  • потеря идеализма
  • концентрация на собственных желаниях
  • неутоленная жажда признания
  • зависть
  • проблемы с партнёрами
  • конфликты с детьми
Б. Истощение
  • чувство вины
  • заниженная самооценка
  • жалость к себе
  • озлобленность
  • чувство слабости
  • беспокойство
  • пессимизм/фатализм
  • апатия
  • мысли о самоубийстве
2. Сниженная заинтересованность А. Клиенты, пациенты и т. д.
  • обвинение других или системы
  • упрёки в адрес других людей
  • нетерпение
  • нетерпимость
  • неспособность к компромиссам
  • недоверие
  • частые конфликты
Б. Остальные
  • ослабление внимания и памяти
  • неспособность к решению комплексных задач
  • неточность
  • неорганизованность
  • неспособность к принятию решений
В. Работа
  • негативное отношение к работе
  • пресыщение
  • прогулы
Г. Завышенные требования
  • потеря идеализма
  • концентрация на собственных желаниях
  • неутоленная жажда признания
  • зависть
  • проблемы с партнёрами
  • конфликты с детьми
3. Эмоциональные реакции, присвоение вины А. Депрессия
  • чувство вины
  • заниженная самооценка
  • жалость к себе
  • озлобленность
  • чувство слабости
  • беспокойство
  • пессимизм/фатализм
  • апатия и даже мысли о самоубийстве
Б. Агрессия
  • обвинение других или системы
  • упрёки в адрес других людей
  • нетерпение
  • нетерпимость
  • неспособность к компромиссам
  • недоверие
  • частые конфликты
4. Редукция А. Работоспособность
  • ослабление внимания и памяти
  • неспособность к решению комплексных задач
  • неточность
  • неорганизованность
  • неспособность к принятию решений
Б. Мотивация
  • пониженная инициативность
  • пониженная продуктивность
  • служба по предписанию
В. Творчество
  • отсутствие фантазии
  • сниженная чувствительность
Г. Дифференциация
  • сопротивление любым нововведениям
  • ригидное мышление
5. Поверхностность,

притупление эмоций

А. Эмоциональная сфера
  • упрощение реакций
  • равнодушие
Б. Социальная жизнь
  • небольшое участие в жизни других
  • избегание неформальных контактов
  • одиночество
В. Духовная сфера
  • отказ от хобби
  • незаинтересованность
  • скука
6. Психосоматические реакции
  • ослабление иммунной системы
  • невозможность расслабиться во время отдыха
  • нарушения сна
  • кошмары
  • сердцебиение
  • головные боли
  • тошнота
  • изменение веса
7. Отчаяние
  • негативное отношение к жизни
  • чувство безнадежности
  • отсутствие смысла
  • мысли о самоубийстве

Основные теоретические подходы[править | править код]

Трехфакторная модель «выгорания» К. Маслач и С. Джексон.[править | править код]

Это наиболее распространенная «модель синдрома выгорания». В ней синдром выгорания рассмотрен как трехмерный конструкт.

  1. Эмоциональное истощение. Данное состояние вызвано утомлением, как физическим, так и эмоциональным, вследствие истощения ресурсов организма, постоянного нахождения в стрессовых ситуациях в процессе трудовой деятельности и взаимодействия с людьми. Человек не находит ресурсов и сил для восстановления собственного состояния до того, которое позволило бы эффективно работать без вреда собственному здоровью.
  2. Деперсонализация. Проявляется в циничности поведения, бездушности к окружающим, предмету собственного труда, деформации отношений с окружающими. Деперсонализация сегодня заменяется на сходное понятие «цинизм». Также может быть проявлением как сильной зависимости от окружающих, так и проявлением негативизма к рецепиентам.
  3. Редукция личных достижений. Проявляется в негативной оценке собственных профессиональных успехов и достижений, приуменьшении собственного достоинства, ограничении собственных возможностей.

Модель Е. Перлмана и Б. Хартмана[править | править код]

Е. Перлман и Б. Хартман предложили модель, которая рассматривает выгорание в аспекте профессиональных стрессов.

Три измерения выгорания отражают три основные симптоматические категории стресса:

  • физиологическую, сфокусированную на физических симптомах (физическое истощение);
  • аффективно-когнитивную, сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация);
  • поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность).

Модель включает четыре стадии развития стресса.

  1. Первая стадия отражает степень, в которой рабочая ситуация способствует стрессу. Существует два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых возникает стресс. Первый тип ситуаций — навыки и умения субъекта труда являются недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным профессиональным требованиям. Второй тип ситуаций — работа не соответствует ожиданиям, потребностям или ценностям субъекта труда. Противоречие между профессиональной компетентностью субъекта труда, его ожиданиями и требованиями со стороны рабочих ситуаций способствует возникновению стресса.
  2. Вторая стадия включает в себя восприятие, переживание стресса. Многие ситуации, способствующие стрессу, не приводят к тому, что люди считают себя находящимися под воздействием стресса. Движение от первой стадии ко второй зависит от субъективной оценки стресс-факторов, ресурсов личности, а также от ролевых и организационных переменных.
  3. Третья стадия содержит три основных класса реакций на стресс (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие).
  4. Четвертая стадия представляет собой последствия стресса.
Читайте также:  Феназепам есть ли синдром отмены

Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса находится на четвертой стадии, представляя собой результат реакции на продолжительный стресс.

Диагностика[править | править код]

Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[9], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).

На основе «MBI» был разработан опросник «MBI-GS» («Maslach Burnout Inventory-General Survey»). Данный вариант опросника позволяет оценивать выгорание как в профессиях с непосредственными интенсивными межличностными коммуникациями, так и без них.

Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.

Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[10][11].

На основе методики К. Маслач и С. Джексон была разработана русскоязычная версия — опросник «Профессиональное выгорание», утверждения в котором оценивают чувства и переживания, связанные с выполнением профессиональной, рабочей деятельности.

Противодействие синдрому выгорания[12][править | править код]

Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно – личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания,

Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет много эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально — психологической, морально — психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.

Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо

  1. научиться осознавать симптомы психологического стресса и «выгорания»;
  2. знать и понимать негативные последствия процессов выгорания;
  3. иметь желание противостоять негативным последствиям трудовых стрессов — развивать мотивацию (самодетерминацию) к самоизменению и личностному росту;
  4. овладевать широким спектром приемов саморегуляции (самоорганизации) и преодоления ключевых причин выгорания — дефицита личностных и профессиональных компетентностей, а также преодоления отчуждения личных жизненных смыслов от смыслов выполняемой профессиональной деятельности.

В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.

В культуре[править | править код]

Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ см. смежное понятие Профессиональная деформация
  2. ↑ Эмоциональное выгорание – что это такое, симптомы и лечение. dispanseri.ru. Дата обращения: 26 августа 2018.
  3. Римма Фёдоровна Теперик. Как не сгореть на работе? // Журнал «Психология для руководителя». — 2008. — № 2. Архивировано 27 февраля 2013 года.
  4. Галина Сергеевна Абрамова, Юлия Анатольевна Юдчиц. Психология в медицине. — Кафедра – М, 1998. — 272 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-8059-0027-0.
  5. А. А. Реан, Я. П. Коломинский. Социальная педагогическая психология. — СПб: Прайм-Еврознак, 2008. — 576 с. — (Большая университетская библиотека). — 2000 экз. — ISBN 978-5-93878-723-0.
  6. ↑ Санд, 2020, Глава 2, с. 48.
  7. ↑ Burisch M. Das Burnout — Syndrom. Theorie der inneren Erschoepfung. Springer, 1989.
  8. ↑ Величковская С.Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка. Статья // Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. – Выпуск 484. – М.: Изд-во МГЛУ. – 2004.
  9. Christina Maslach[en], Susan E. Jackson. The measurement of experienced burnout (англ.) // Journal of Occupational Behaviour[en]. — 1981. — Vol. 2. — P. 99−113. — ISSN 0894-3796. Архивировано 19 февраля 2015 года.
  10. ↑ Ларин Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. // Психология и Психотехника. — 2017-3. — Т. 3, вып. 3. — С. 1–9. — ISSN 2454-0722. — doi:10.7256/2454-0722.2017.3.23962.
  11. Ларин Никита Андреевич. Феномен эмоционального выгорания в поликультурной среде образовательных учреждений (рус.) // Живая психология. — 2018. — Т. 5, вып. 2. — ISSN 2413-6522. — doi:10.18334/lp.5.2.39225.
  12. ↑ Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).

Литература[править | править код]

  1. Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
  2. Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
  3. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
  4. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis.
  5. Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса в профессиональной деятельности педагогов. Дисс. … канд. психол. наук. М.: 2005
  6. Величковская С. Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка. Статья // Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. — Выпуск 484. — М.: Изд-во МГЛУ. — 2004.
  7. Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестник СПбГУ. Серия 12. — 2009. — Вып. 2. — С.75-86.
  8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).
  9. Водопьянова Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд: Питер; Спб.; 2008
  10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания» в системе «человек — человек». — В кн.: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности./ Под ред. Никифорова Г. С., СПб., 2001. С. 276—282.
  11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб., 2005.

На русском

  • Илсе Санд. Дистанция счастья. Правила гармоничной жизни для интровертов и сверхчувствительных людей = Ilse Sand. Introvert eller særligt sensitiv: guide til grænser, glæde og mening / переводчики Наумова Анастасия, Н. Фитисов. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 144 p. — ISBN 978-5-9614-3760-7.

См. также[править | править код]

  • Многофакторная теория выгорания
  • Профессиональный стресс
  • Деперсонализация

Ссылки[править | править код]

  • Синдром эмоционального выгорания
  • П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
  • Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
  • Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
  • Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину

Источник