Как бороться с синдромом тревожного

Тревожный синдром – психофизическое расстройство, сопровождающееся неприятными ощущениями: апатией, подавленностью, чувством страха, эмоциональной напряженностью. Подобное состояние – проблема современного общества, обусловленная колоссальными стрессами и бешеным ритмом жизни в больших городах. Постоянный страх за себя и своих близких также способствует развитию синдрома.
Тревога — нормальное чувство, помогающее людям оставаться бдительными и целенаправленными. Оно стимулирует действовать и решать проблемы. Когда тревога становится постоянной, мешает нормально жить и работать, она теряет свой функционал, и возникает патология.
Тревожное расстройство бывает:
- Генерализованным – чрезмерная тревога и другие патологические эмоции постоянно присутствуют в жизни больного,
- Адаптивным — появление неприятных симптомов в конкретной стрессовой ситуации, которую психика больного не может спокойно воспринимать.
В настоящее время в зависимости от симптоматики патологии все тревожные расстройства подразделяют на:
- Тревожно-фобический синдром проявляется высоким уровнем тревожности, переходящим в фобию.
- Тревожно-невротический синдром характеризуется преобладанием в клинической картине признаков астении.
- Тревожно-депрессивный синдром — комплекс вегетативных, сосудистых и психических нарушений с преобладанием безосновательной тревоги, приводящей к депрессии.
Тревожный синдром возникает в результате длительного психического перенапряжения, эмоционально-нервного переутомления или короткого, но сильного стресса. Он проявляется не только чувством повышенной, стойкой, длительно сохраняющейся тревоги, но и различными астеновегетативными признаками. Больные становятся раздражительными, легко возбудимыми, нервными. Они беспричинно суетятся, беспокоятся, чего-то боятся, не могут полностью расслабиться, предчувствуют беду.
Тревожный синдром — патологическое состояние, требующее особенного лечения. Он часто сочетается с депрессией, паническими атаками и неврозом навязчивых мыслей. Обычно он возникает в зрелом возрасте, но иногда у детей и подростков. Женщины в наибольшей степени подвержены развитию недуга. Это связано с неустойчивостью их гормонального фона и низкой стрессоустойчивостью.
Диагностика патологии основывается на жалобах пациента, анамнестических данных и результатах дополнительных исследований. Лечение синдрома психотерапевтическое и медикаментозное. Одним пациентам помогают беседы с психотерапевтом, другим не обойтись без фармакологических средств. Только опытный врач поможет больному пересмотреть свою жизнь и найти причины, заставляющие его много нервничать. Психотерапевт оценит выраженность симптомов синдрома и назначит, если это нужно, лекарственные препараты.
Причинные факторы
Тревожный синдром — полиэтиологическое заболевание. Его конкретная причина однозначно не определена. Считается, что в развитии патологии виноваты различные факторы— от генетической предрасположенности до психологических травм.
Причины тревожного синдрома и нестабильной психики человека:
- Хронические ежедневные стрессы, психотравма, переутомление, эмоциональное перенапряжение, высокие умственными нагрузки,
- Наследственная предрасположенность,
- Черепно-мозговая травма,
- Неврологические расстройства — инсульт, эпилепсия, болезнь Альцгеймера,
- Невротические состояния – неврастения, депрессия, истерия,
- Психические болезни – шизофрения, паранойя, мании,
- Длительные хронические дисфункции внутренних органов — сердца, легких и ЖКТ,
- Эндокринопатии — гипертиреоз, патология надпочечников,
- Дефицит или дисбаланс нейромедиаторов: серотонина — гормона настроения и адреналина – гормона страха и тревоги,
- Недостаток белковой пищи в ежедневном рационе,
- Гипо- и авитаминозы,
- Физическое перенапряжение или гиподинамия,
- Меланхолический темперамент или тревожная акцентуация характера,
- Прием некоторых медикаментов — барбитуратов, антиконвульсантов, бензодиазепинов, блокаторов кальциевых каналов, эстрогенных препаратов, фторхинолонов, статинов.
Синдрому тревожного расстройства подвержены чрезмерно эмоциональные, робкие, застенчивые, ранимые и очень впечатлительные люди, умело скрывающие свои чувства и переживания. У лиц с генетической склонностью к тревогам развитие патологии усугубляется экзогенным негативным воздействием – постоянной критикой, нереальными требованиями, игнорированием достижений и отсутствием эмоциональной поддержки.
В наибольшей степени развитию тревожного синдрома подвержены лица, составляющие группу риска:
- Люди, пережившие физическое, сексуальное или психологическое насилие,
- Женщины в отдельные периоды жизни — во время беременности или климакса,
- Лица, имеющие низкий социальный статус и регулярно испытывающие финансовые трудности,
- Подростки во время полового созревания особенно чувствительны и эмоциональны,
- Курильщики и алкоголики,
- Лица, профессия которых связана с тяжелыми умственными и физическими нагрузками,
- Неудачники в личной жизни.
Психотравмирующие факторы, способствующие развитию синдрома:
- Трагические события в жизни пациента,
- Потеря близкого человека,
- Катастрофы,
- Аварии,
- Смена места жительства,
- Затянувшийся ремонт,
- Сдача экзаменов,
- Потеря работы,
- Семейные конфликты,
- Изменение привычного жизненного распорядка,
- Курение, наркомания, алкоголизм.
Симптоматика
Тревога – основной клинический признак синдрома. Это патологическое чувство длится не менее полугода и является отражением внутреннего конфликта. Больные искаженно воспринимают и перерабатывают полученную информацию. Они находятся в постоянном предчувствии возможной беды, которая угрожает им самим или близким людям. При этом тревога не связана с определенным объектом или ситуацией. Лица с синдромом угнетены и расстроены, апатичны или чрезмерно раздражительны, необъяснимо обеспокоены. Их мысли полны негатива и пессимизма. Пациенты жалуются на утомляемость и бессилие, не позволяющие выполнять привычные дела. Так возникают проблемы на работе, в быту и личной жизни. Больные теряют интерес к деятельности, от которой раньше получали удовольствие. У них снижается трудовая и интеллектуальная активность, наблюдается скованность в движениях и заторможенность реакций. Подобные неприятности повышают уровень патологической тревожности. Замыкается порочный круг, являющийся базисом синдрома.
У больных часто изменяется настроение, постепенно пропадает интерес к жизни и общению с окружающими. Они страдают бессонницей и часто принимают седативные препараты, что еще больше усугубляет положение, полностью нарушая режим отдыха. Одни с трудом засыпают, другие видят кошмары, третьи спят беспокойно и поверхностно. Лица с синдромом постоянно испытывают чувство беспричинного страха. К старым фобиям все время присоединяются новые. Возникают панические атаки, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Они изматывают пациента и ухудшает качество его жизни.
Больные настроены агрессивно. Они не доверяют даже самым близким людям и воспринимают окружающий мир мрачным и унылым. Пытаясь решить проблемы, которых не существует, они тратят безрезультатно все свои силы и энергию. Больные чувствуют себя беспомощными, глубоко разочаровываются во всем, отчаиваются и утрачивают надежду на благоприятный исход.
Кроме тревоги и страха синдром проявляется следующими психическими симптомами:
- Беспокойством,
- Напряженностью,
- Ажитацией,
- Подавленностью,
- Рассеянностью,
- Гиперчувствительностью к зрительным и звуковым раздражителям,
- Плаксивостью,
- Эмоциональной лабильностью,
- Навязчивыми мыслями,
- Ипохондрией,
- Дереализацией и деперсонализацией.
Больные становятся суетливыми, пугливыми и нетерпеливыми. У них ухудшается память, нарушается концентрация внимания, снижаются умственные способности.
К астеновегетативным признакам патологии относятся:
- Постоянная усталость,
- Быстрая утомляемость,
- Нарушения в работе сердца, тахикардия, кардиалгия,
- Перепады давления,
- Гипергидроз,
- Приливы жара, озноб,
- Одышка, приступы удушья,
- «Ком» в горле,
- Диспепсические явления,
- Боль в животе и мышцах спины,
- Диарея или запор,
- Учащенное мочеиспускание,
- Невозможность сосредоточиться и расслабиться,
- Тремор рук,
- Головокружение,
- Цефалгия,
- Онемение и судороги в конечностях,
- Нарушение менструального цикла,
- Фригидность и импотенция.
В отдельных случаях признаки вегетативной дисфункции возникают раньше психических нарушений и преобладают над ними. Больные обращаются к врачам общего профиля, подозревая наличие у себя соматического заболевания.
При отсутствии своевременного и грамотного лечения патологии возникают негативные последствия и тяжелые осложнения:
- Депрессия,
- Проблемы в супружеских взаимоотношениях,
- Конфликты в семье и на работе вплоть до развода и увольнения,
- Нарушение социальных коммуникаций,
- Тяжелые дисфункции сердечно-сосудистых структур и желез внутренней секреции,
- Несчастные случаи,
- Мигрирующая боль в различных частях тела,
- Функциональные нарушения в организме,
- Усугубление течения имеющихся болезней,
- Снижение качества жизни,
- Суицидальные мысли и их реализация.
Диагностические мероприятия
Чтобы избавиться от неприятных симптомов синдрома, необходимо точно определить его причину. Для этого больного надо тщательно обследовать. Заподозрить патологию можно уже после выслушивания жалоб и сбора анамнестических данных. Обязательные признаки синдрома у пациента: тревожные мысли, физическое перенапряжение и вегетативная дисфункция.
Во время индивидуальной консультации врач опрашивает больного, обращая особое внимание на его эмоциональные реакции, мотивации и интересы. Психодиагностическое обследование включает использование специализированных опросников и проективных тестов, с помощью которых выявляют признаки повышенной тревожности. После беседы с больным врач изучает результаты анализов крови и мочи, а также томографического исследования головного мозга.
Дополнительные методы выявления тревожного синдрома:
- Электронейромиография,
- Рентгенография,
- УЗИ,
- Электроэнцефалография,
- Электрокардиография.
Лечебный процесс
Лечение тревожного состояния комплексное, включающее психотерапию, медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, использование средств народной медицины, нормализацию режима труда и отдыха.
Если синдром имеет легкое течение, а состояние пациентов на протяжении всего периода болезни остается стабильным и удовлетворительным, проводят немедикаментозное лечение.
Общие рекомендации и диета
Специалисты рекомендуют больным для облегчения общего состояния и скорейшего выздоровления соблюдать следующие правила:
- Изменить образ жизни,
- Гулять на свежем воздухе,
- Много двигаться,
- Высыпаться,
- Сбалансировано питаться,
- Не употреблять алкоголь и не курить,
- Избегать стрессовых ситуаций,
- Научиться расслабляться,
- Правильно дышать,
- Общаться с людьми, встречаться с друзьями,
- Тренировать свой мозг и оставаться спокойным.
Больным необходимо сбалансированно питаться, исключив из рациона жирные, острые, соленые, копченые, жареные блюда. Организм для нормального функционирования должен получать все необходимые питательные вещества. При недостатке тех или иных элементов следует периодически принимать поливитаминные комплексы и биодобавки. Полезно употреблять фрукты и овощи, кисломолочные продукты, говядину, морепродукты, орехи и прочие яства, благотворно влияющие на эмоциональное состояние человека и содержащие витамины, которые помогают работать мозгу.
Психотерапевтическое воздействие
Основная цель психотерапии – обучить пациента справляться со своей проблемой, самостоятельно блокировать ее и контролировать эмоции, приводящие к тревожному расстройству.
Способ психотерапевтического воздействия специалисты выбирают в зависимости от этиологии недуга и клинической картины. Наиболее действенные психотерапевтические методики в отношении тревожного синдрома:
- Психоанализ,
- Когнитивная психотерапия,
- Поведенческая психотерапия,
- Рациональная психотерапия,
- Гипноз, внушение.
Психотерапия замещает негативные мысли и тревожные переживания на радостный и оптимистичный настрой, усиливает эффективность психотропных препаратов, устраняет проблемы с социализацией, снижает риск рецидивов после проведенного комплексного лечения синдрома. Психотерапевтическое воздействие используется для лечения больных в индивидуальном порядке и в группах. Пациенты учатся вести себя в сложных жизненных ситуациях и становятся более уверенными. Эффективность психотерапии зависит от желания больного вылечить это состояние, а также от тяжести течения синдрома и наличия сопутствующих психопатий. Положительным результатом лечения является устойчивое изменение поведения пациента, его адекватные реакции на стрессовые события, воспоминания или планирование своего будущего.
В тяжелых случаях, когда синдром прогрессирует, а состояние больных стремительно ухудшается, переходят к фармакотерапии.
Лекарства, физиотерапия и фитосредства
Больным назначают медикаментозную коррекцию состояния следующими группами препаратов:
-
Транквилизаторы — успешно борются с паническими атаками «Алпразолам», «Клоназепам», «Диазепам»,
- Нейролептики — помогают забыть о чрезмерном тревожном чувстве «Тиаприд», «Сонапакс»,
- Антидепрессанты – нормализуют функции ЦНС и устраняют перепады настроения «Амитриптилин», «Анафранил», «Имипрамин»,
- Ноотропы — улучшают кровоснабжение головного мозга «Ноотропил», «Пантогам», «Пирацетам»,
- Адреноблокаторы — устраняют боль в сердце и приступы сердцебиения «Атенолол», «Бисопролол»,
- Сдативные фотосредства широко применяются в лечении тревожного синдрома – «Ново-Пассит», «Нерво-Вит». Они оказывают длительный седативный эффект и уменьшают выраженность вегетативных расстройств.
Медикаментозное лечение устраняет симптомы, принося лишь временное облегчение. После отмены препаратов возможно рецидивирование заболевания. При резком прекращении приема психотропных препаратов часто развивается абстиненция.
Физиотерапия при тревожно-депрессивном синдроме включает использование низкочастотных токов, которые нормализуют работу церебральных структур. Электросудорожная терапия и оксигенотерапия оказывают благотворное воздействие на функционирование головного мозга и других жизненно важных органов. Во время реабилитации больным назначают общеукрепляющий и успокаивающий массаж, иглоукалывание, лечебную физкультуру, закаливание.
Традиционное лечение тревоги и депрессии дополняют средствами народной медицины после консультации с врачом. Чаще всего применяют настой мяты и боярышника, хрена, женьшеня, дягиля, отвар соломы овса, корня валерианы, травы пустырника, листьев мелиссы, зверобоя, травы иван-чая.
Профилактика и прогноз
Мероприятия, предупреждающие развитие тревожного синдрома:
- Максимум положительных эмоций,
- Защита организма от стрессов,
- Правильное питание,
- Борьба с пагубными привычками,
- Посильная физическая активность,
- Полноценный сон,
- Умение отдыхать и расслабляться,
- Позитивный настрой.
Прогноз патологии неоднозначный. У одних пациентов происходит спонтанное выздоровление, у других возможен рецидив, а некоторые больные вообще не выходят из дома. Своевременное посещение врача и раннее выявление причины синдрома способствуют благоприятному исходу и полному выздоровлению пациентов. У лиц, выполняющих все врачебные рекомендации и получающих поддержку со стороны близких, заболевание хорошо поддается терапии.
Основной фактор, определяющий успех лечения тревожного синдрома – личное понимание его необходимости. Развить это понимание и желание лечиться может только высококвалифицированный и опытный специалист.
Видео: программа о тревожном синдроме
Видео: психолог об астенических неврозах
Источник
Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» — спросите вы. Читайте далее.
Тревожность – устойчивое качество личности, в то время как тревога – временное состояние (эмоция). Если травмирующие ситуации повторяются часто, негативные факторы влияют постоянно, то неуверенность и беспокойство приобретают постоянный характер, что значительно ухудшает качество жизни. Тревожность поддается коррекции, ее можно измерить. Но как всегда обо всем по порядку.
Описание феномена
Специфика тревожности зависит от возраста. В основе ее возникновения лежит неудовлетворенность актуальных потребностей личности, которые также отличаются от возраста и мировоззрения человека.
Так, например, для раннего возраста ведущая потребность – общение с матерью. Для дошкольного – потребность в самостоятельности. Для младшего школьного – потребность быть значимым. Для подростков – заниматься социально значимой деятельностью и, по мнению других специалистов, межличностное общение со сверстниками. Для юношей и в дальнейшем – профессиональная и личностная самореализация.
Таким образом, объект тревоги может отличаться в зависимости от возраста. Так, например, если в раннем возрасте ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то в начальной школе тревожность может спровоцировать неудача в учебе, а в подростковом – непринятие классом. Однако для всех остаются актуальны потребности в еде, безопасности, сне.
В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.
По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:
- Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.
- Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.
- Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.
- Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).
- Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.
- Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
- Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.
- Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.
- Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.
Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный. То есть качеством личности тревожность становится не раньше подросткового возраста. Если говорить о том, что проще корректируется, то, конечно, ситуативная тревожность.
На уровне нейронных процессов в мозгу тревожность представляет собой одновременное включение эрготропической и трофотропической систем, то есть одновременная работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Организм получает одновременно противоположные реакции, например, учащение сердцебиения (симпатическая) и замедления (парасимпатическая). При этом симпатическая система все же несколько доминирует. От чего и возникают явления:
- гиперреактивности;
- беспокойства;
- слюноотделения и так далее.
Особенности поведения высокотревожного человека
Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:
- Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
- Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
- Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
- Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
- Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.
Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.
Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:
- кожные аномалии (зуд, сыпь);
- изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
- нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
- диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
- генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
- вазомоторные явления (потливость);
- проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).
Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.
Причины тревожности
Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:
- противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
- завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
- ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
- лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
- осознание несоответствия возможностей и способностей;
- социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.
Виды тревожности
Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:
- Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
- Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
- Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
- Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
- Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
- Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.
Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью
В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:
- некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
- неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
- больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
- вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
- некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
- смены школы.
В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.
Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:
- Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности. Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка. Третий компонент – вера родителей в ребенка.
- Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении). Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы. Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
- Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.
Диагностика тревожности
Начать работу над тревожностью рекомендуется с ее четкого определения.
- Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
- Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса. Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу». Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.
Коррекция тревожности
В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.
Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.
Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.
Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:
- Не переживайте по поводу того, что не произошло.
- Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
- Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
- Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
- Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
- Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
- Никогда не замыкайтесь в себе.
- Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
- Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».
Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.
В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:
- переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
- отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
- снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
- продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
- наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
- физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
- временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
- проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.
Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.
Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.
Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.
Итоги
Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.
Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.
Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя к?