Как избавиться от синдрома брошенности

Как избавиться от синдрома брошенности thumbnail

     Брошенность – для нас это ощущение человека, с которым в одностороннем порядке прекратили общаться. При этом тот, кто бросил, не дал совершиться процедуре расставания. Он попросту исчез. Он не сказал: «Ты был для меня важен», или «Мне было слишком трудно рядом с тобой», не поблагодарил, не выразил ни чувства, никакого отношения, а просто вышел из контакта. Тем самым, он своей властью поместил человека, будь то ребёнок, муж, друг, любовник или партнер, в объектную позицию, то есть, обошёлся с ним, как с вещью. Человек из субъекта стал объектом, и у него нет никакой, кажется, власти, вернуть себе субъектность, вернуть активность  в этом значимом для него взаимодействии. Он должен просто подчиниться и примириться, в каком-то смысле согласиться стать «никем».

     В нашем терапевтическом опыте брошенность оставляет брошенному очень небольшой репертуар действий. Он может тосковать. Бессильно гневаться. Сожалеть. Винить себя за ошибки. Или, если он наберётся смелости, то эта смелость будет направлена в сторону бросившего. То есть, не на то, чтобы пойти познакомиться с новым человеком. А на то, чтобы послать гневную, извиняющуюся или умоляющую смс-ку вот тому, бросившему человеку. Писать ему письма, звонить (и не дозваниваться), бесконечно разговаривать с ним внутри себя.

     То есть, брошенный очень сфокусирован на бросившем. Ему посвящены достижения. Он виноват в неудачах. В конце концов, именно ему нужно отомстить и доказать. Это изматывающее состояние. Человек как будто принуждён посвящать все свои действия бросившему. У него нет свободы развернуться в сторону других людей, какое-то (иногда долгое!) время он бессилен построить новые отношения, в которых ему комфортно. Травмированный брошенностью, он теряет живость и жизненность. Как происходит это травмирование, и как мы можем ему помочь?

     На наш взгляд, пик травмы человек переживает именно когда случается это «опредмечивание». Как это происходит? Один заявляет, что больше не собирается общаться, он произносит заготовленный текст, не слушая ответ, эффектно проходит по комнате, выходит и хлопает дверью. При этом, второй человек в этот момент становится предметом, или публикой, которая не имеет возможности вмешаться в происходящее. В этот момент и идёт травмирование. Один человек «привязывает» к себе другого, при этом действует механизм незавершённого действия. Бросивший завершил то, что хотел. А брошенный не завершил, и принуждён оставаться с этим. Его попытки завершить свои процессы в одиночку не работают, потому что процессы эти были про двоих людей.

Терапия брошенности Травма брошенного Травма бросающего

     Сложность ещё и в том, что когда человек бросает, происходит какое-то его обожествление, или демонизация, то есть, в глазах брошенного он наделяется чертами всемогущества, становится нуминозным персонажем. Как мне быть с человеком, на которого я вообще никак не могу повлиять? А он на меня может. Потому что он двигается, он вызывает у меня впечатления, чувства. А вдруг он захочет ко мне обратиться? И тогда он на меня повлияет. А я на него не могу повлиять в ответ. Это нерешаемая задачка. Мозг не может это вместить.

     В терапии нам важно помочь брошенному восстановить свою свободу и активность, способность мысленно (а иногда и реально) вернуться во взаимодействие с бросающим. Потребовать и получить от него признание своей  значимости в отношениях, хотя бы и уже завершающихся. Вернуть себе контакт со своими потребностями. Вернуть себе силу признавать свою правду в отношениях, свою правоту, и на этой основе завершить, а точнее – совершить, наконец, действие расставания.

      И для этого самая подходящая техника в психодраматическом ключе – это ролевая работа, когда мы ставим роль бросившего человека и позволяем клиенту вернуться в диалог с бросившим. Путём активной смены ролей и активного дублирования мы даём место пропущенным чувствам и событиям. Человек может высказать несказанные слова, услышать отклик. Важно, что он может понять необъявленный мотив поведения бросающего. Это возвращает способность чувствовать и мыслить, оживляет брошенного. Но также оживляет и образ бросившего, то есть, разблокирует эту демоничность в сторону человеческого, делает бросившего вместо всемогущей нуминозной силы –  обычным человеком. Эта фигура перестаёт гипнотизировать брошенного.

     С точки зрения гештальт-терапевта, центром любой работы является восстановление контакта. Важно восстановить осознанность клиента, разблокировать его телесную, эмоциональную и интеллектуальную активность. Мы делаем это, позволяя ему опереться на нормы справедливости, честности, нормы человеческих отношений. К этому хочется добавить такую норму, как просто право на жизнь. Важно, чтобы терапевт самим фактом своего присутствия и тем, что он видит человека в его интенциях и потребностях, помог ему преодолеть остановку, блок, который возник в его активности в момент, когда его бросали. Если в процессе терапии нам удастся поддержать человека в его правах, то он находит форму, чтобы позволить себе жить в контакте с миром.

     Интересна вторая сторона пары в этом взаимодействии. У бросающего тоже может быть своя травма. Скорее всего, не такой интенсивности, потому что бросающий сохранил активность, но всё равно это травмирующее состояние. Это может быть неловкость от того, что его собственные этические принципы были нарушены. Может быть чувство вины. Страх, что ты нанёс вред. Стыд. И воспоминания эти сохраняются иногда годами, десятилетиями. У бросающего часто наблюдается некая зона бессилия вокруг фигуры брошенного. Если он достаточно силён в том, чтобы не вступать с ним в контакт, то он бессилен, если всё-таки случайно вступает в этот контакт. При встрече он может испытывать неловкость, стыд, вину, замешательство, бессильную злость, и даже то же самое чувство брошенности. Потому что бросающий также в полной мере не имеет возможности полностью завершить свои отношения с Другим, ведь для расставания, как мы уже говорили, требуется другой человек.

Читайте также:  Что такое синдром мышечной дистонии у грудничка

       Важное наблюдение:  довольно частым мотивом к бросанию является страх самому быть брошенным. Бросающий нередко был травмирован ранее. И он бросает первым, чтобы снова не оказаться в такой ситуации. Он может пойти на этот шаг не из мотива «уничтожения» другого, а из желания сохранить хоть какую-то энергию, выйти из контакта хоть в какой-то степени не разрушенным. Так что на практике работа с «травмой бросающего» часто оборачивается предварительной работой с травмой брошенного.

    Эту статью мы написали и для коллег, и для клиентов, потому что мы все люди, и мы не застрахованы от того, чтобы получить этот печальный опыт быть брошенным. Мы задумались о том, что мы можем порекомендовать в качестве средства самопомощи для таких моментов, когда вы брошены, и вам не с кем разделить свои переживания. Нам кажется, лучшее, что можно сделать для себя в такие моменты – это подумать о своих ценностях. Что есть такого в вашей жизни, что вы никогда не бросите. Ваших любимых людей, ваши любимые занятия, ваши интересы. Чему вы останетесь преданы, несмотря ни на что. И это будет значить, что вы не бросите самого себя.

Евгения Рассказова, Виталий Еловой

☆☆☆

 Друзья и коллеги, 

приглашаю на еженедельную гештальт-терапевтическую группу “Свобода проявляться” по средам с 9 октября 2019 г. по 4 марта 2020 г. в Москве.

https://www.b17.ru/trainings/svoboda_proyavlatsa/

Буду рада вас видеть)

Примечание×

Согласие клиента на публикацию истории получено, анонимность соблюдена.

Источник

От автора: Публикация доклада “Синдром брошенности” в Московском Институте Психоанализа

Как избавиться от синдрома брошенности

Синдром брошенности

«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека»

Дональд Винникотт (1886-1971)

Введение

Покинутость это состояние, в котором мы чувствуем себя одинокими, несчастными и изолированными. 

Чувство покинутости возникает когда есть реальная  ситуация покинутости- смерть близких, отъезд из дома, при расставаниях, таких как развод, или дети начинают жить отдельно, когда мы хотим с кем-то общаться, а с нами не хотят, при неудачах, после завершения каких-то проектов (окончанив школы, института) и т.п.

Бывает так, что люди чувствуют себя брошенными, когда для этого нет видимого повода.

Одно из объяснений такого чувства это покинутость в раннем детстве. Эмоциональная или физическая или то и другое вместе. Большинство людей не осознают связи чувства покинутости в взрослом возрасте с переживанием покинутости в детстве. Им нужен анализ для того, чтобы их ранний травмирующий опыт был переработан в ходе терапии.О том, какие проблемы возникают в результате покинутости и как с ними справиться,  я расскажу в этой лекции.

Человек, переживший потерю или покинутость в раннем детстве, становится крайне чувствительным к любому отказу или потере, часто он пытается как бы вернуть потерянное, стараясь услужить другим людям или приобретать вещи, еду, все, что он «потерял» или недополучил в детстве, при этом забывая о себе и о своих потребностях. Как будто хочет заполнить бездонную дыру. Брошенный ребенок, лишенный любящего присутствия хорошей матери, не способен развиваться и становиться самостоятельным,  осознавать свою самоценность. Такой человек отстранен от себя, всю жизнь переживает то, что никем не любим, склонен к депрессивным состояниям, в поведении руководствуется ожиданиями и оценками других людей. Нарушения такого рода называются нарциссическими нарушениями и означают в первую очередь искажение любви к себе и самоценности.

1. Объективная покинутость ребенка

Страдающие от покинутости дети, были действительно брошены. Это дети, чьи матери уходили на работу, те, кто потерял родителей или от кого отказались, дети, которых положили в больницу без матери и т.п.  Таких детей я буду называть «брошенными». Брошенные дети не способны переживать покинутость. Брошенность просто присутствует, ребенок живет с ней и формируется под ее влиянием. Чувство потери, страх потери, накладывает отпечаток на то, как брошенный ребенок функционирует. 

Когда такой ребенок вырастает, будучи взрослым, он бессознательно стремится удержать жизнь в привычных рамках, чтобы избежать соприкосновение с не излеченными травмами. Насколько возможно, он приспосабливается к ожиданиям других, он избегает ситуаций, где бы он переживал отказ или непринятость. Либо наоборот, воссоздает сценарии брошенности в детстве и клонирует ситуации покинутости. 

ПРИМЕР:  Мжчина 43 года, запрос в терапии-депрессия, потеря жизненной энергии. Он приехал в Москву 1 год назад до этого жил в другом городе. Преуспевающий предприниматель, молодая жена, сын от второго брака. Внешне все хорошо.С его слов, главные причины его беспокойства в том, что его партнеры по бизнесу не платят вовремя, он вынужден ждать платежи и из-за отсутствия средств не может расплатиться со своими сотрудниками, которые выполняли работу заказчика. В детстве клиент мало видел родителей. Оба родителя постоянно были на работе и эмоционально холодны с ним. Летом на все три месяца отправляли его в лагеря. Он с улыбкой рассказывает о своих приключениях в лагерях, как он налаживал отношения. Он поменял три школы из-за переездов и везде адаптировался к новым условиям. Хорошо учился, говорит, его все любили. 

Клиент пока не связывает свою брошенность в детстве с тем, что отыгрывается в его жизни в настоящее время.  Однако, мы понимаем, что он компульсивно находит себе партнеров, которые не платят (не любят), что он постоянно кому-то должен, ждет, подстраивается под других. По сути это то же, что происходило с ним в детстве.

Через несколько сессий он сказал, что к нему хорошо относились, но считали хитрым и не дружили с ним. Т.е. налицо прогресс в терапии, признал, что кто-то его не любит. При этом он просто рассказывал, про детство и отношения, без чувств.

Читайте также:  Как протекает беременность при синдроме дауна

На этом примере, мы видим, что травмирующие переживания «уходят под лед и замораживаются», человек становится к ним не восприимчив. 

Воспоминания могут всплыть десятилетия спустя и в терапии мы восстанавливаем связь с чувствами в настоящее время и в детстве. Важно, чтобы эти чувства были выражены другому человеку-аналитику. В контрпереносе чувства аналитика с брошенными особенно сильны, и к ним следует особенно прислушиваться, для того, чтобы добраться до непризнанных чувств клиента. 

2. Эмоциональная покинутость

Покинутость может быть в «хороших» семьях, когда ребенка никуда не отправляю, а наоборот «воспитывают». Покидают эмоционально. Когда чувства ребенка не замечают или не принимают, ребенок переживает недостаток безопасности и чувствует себя эмоционально брошенным. 

Типичные примеры поведения брошенности

Пример: клиентка 33 года не замужем, без работы, с ощущением, что она хуже других. Эпизод из детства, демонстрирующий эмоциональное покидание: когда ей было 5 лет, папа очень хотел, чтобы она занималась гимнастикой и ее отдали в гимнастическую секцию. У нее плохо получалось по сравнению с другими девочками. В ту же секцию ходили девочки очень способные к гимнастике и на их фоне она была особенно неуклюжа. Тренер ее ругал, но отец настойчиво водил ее в секцию, до тех пор , пока ее оттуда не выгнали.  

У клиентки сформировалось ощущение себя как некрасивой, неспособной девушки, хуже других и у нее нет подруг, или есть такие «подруги», которые сами не выражают желание дружить с ней. Объективно, она привлекательная, умная женщина.

  • Это и есть отказ от себя, от признания своей ценности как личности.
  • Тенденция к отстранению. Люди с нарушенной способностью любить себя отстраняются от окружающих и склонны к затворничеству (нет подруг). 
  • Отказ от своих чувств-типичный пример поведения брошенности. Эмоциональная брошенность ребенка закладывает у него неуверенность по поводу собственных чувств, неуверенность в том, что они нужны и что они у него есть. Брошенные дети в раннем возрасте научились игнорировать свои чувства. Его чувства  не отзеркаливали и он не утвердился в своих чувствах. Если в семье какие-то чувства не принимаются, то ребенок также отказывается от этих чувств. 
  • Когда он становится взрослым он либо перестает чувствовать, либо не имеет права чувствовать. Таким образом люди с травмой покинутости не способны чувствовать свои чувства и чувства других. 

Пример: Клиентка 32 года, устав от приближений-отдалений родителей (они постоянно скандалили, дрались, отец ее часто наказывал, а мать не защищала), решила вообще больше ни о чем не мечтать, ничего не хотеть, не ждать. А главное — ни к кому больше не привязываться сердцем. 

  • При отказе от своих чувств развивается рациональность , интеллект, ориентация на общепринятые ценности. Люди уходят в интеллектуализацию и рационализацию. Это другой вид стереотипного поведения брошенности.  С помощью этого механизма функционирования, они вытесняют болезненные ситуации.

Пример: Клиентка 53 года. Запрос- хочу анализировать себя. Рассказывает сны, свои мысли, анализирует слова и словосочетания, которые возникают в ассоциациях на образы, но ни слова про чувства, у нее все хорошо, она анализирует свои мысли. В контрпереносе с такой клиенткой я чувствую подавленность, страх сказать хоть слово про чувства. Это то, что скрывает клиентка за интеллектуальными изысками.

  • Наличие гнева неадекватного ситуации. Даже ярость с возмущением. Пример: та же клиентка 32 года: «да что вы понимаете, вы же ограничены только своим знанием, а мир гораздо шире, я это чувствую на уровне энергий и т.п» . Такое впадение в ярость имеет причиной оскорбление величия-ложной самости. Гнев также можно рассматривать как плач по близости.
  • Психосоматическое заболевания-Подавленный гнев может не осознаваться и проявляться в виде головной боли или психосоматических заболеваний.Гнев направляется внутрь.
  • Депрессия, еще один симптом брошенности. Чувства подавленности, печали, уныния, безжизненности. С помощью депрессии неконтролируемый гнев держится под контролем, нет соприкосновения с другими неприятными чувствами. Депрессия свидетельствует о снижении самоценности. Нарушение самоценности в результате утраты матери. Утрата связей.
  • Грандиозность можно рассматривать как защиту от депрессии.

Человек, чувствующий себя брошенным. стремиться положить этому конец. Тот, кто ребенком чувствовал себя брошенным замкнул боль в себе и приспособился к ней с помощью адаптационных защит.Боль, которую он пережил в детстве перестает осознаваться, но 

  • жажда утверждения себя осталась. 

Пример: мужчина хочет найти себе друзей и придумывает разные трюки, чтобы добиться расположения тех, кто как ему кажется, был бы ему хорошим другом. Организовал абонементы в спортклуб для потенциальных друзей. Они пришли несколько раз и бросили, он тоже перестал туда ходить, ему там скушно, подобных ситуаций было много. С другой стороны, люди, которые ему не нужны и как бы ниже его по статусу, хотят с ним дружить, а он их отвергает. 

У этого мужчины нет и не было в детстве поддерживающей среды. Он стремится получить подтверждение своей значимости извне, со стороны других людей.

  • Фантазии о рае: ребенок нуждается в любящей матери и принимает ее безусловную любовь. Для взрослого невозможно найти такого человека, который одарил бы его безусловной любовью.Тем не менее эта жажда безусловной любви не уходит и становится бессознательной побудительной слой фантазий о рае. 
  • Амнезия детства  также может считаться стереотипным поведением брошенного. Забывание помогает оградиться от боли прошлого. 

3. Покинутость в результате госпитализации и депривации

Проведены исследования влияния на детей госпитализации и деривации ( лишение).  Эти исследования были предприняты после второй мировой войны, особенно в Англии, Анной Фрейд «Дети без семьи»; Джон Боулби «Материнский уход и психическое здоровье» (1951); «Привязанность», «Разделение, беспокойство и гнев», «Утрата,печаль и депрессия».

Читайте также:  У меня сердечный синдром паркинсона уайта что это такое

Рене Шпиц ввел понятие «синдром госпитализации». В этом случае отлучение от матери приводит не только к эмоциональному умиранию, но и происходят двигательные нарушения, падает уровень интеллекта, повышается смертность.

в 1958-1961 г. в Цюрихском приюте были проведены исследования и был описан острый и хронический синдром покинутости у самых маленьких детей: Острый СП: сначала ребенок привлекает к себе внимание, плачет, далее возникают проблемы с питанием, плохой сон, усиленное сосание и восприимчивость к инфекционным болезням. Если фрустрация продолжается и ребенок не получает достаточно внимания, то постепенно развивается хронический синдром покинутости. Ребенок защищается от боли уходом в себя. Он сдается и ограничивает свои потребности до минимума или удовлетворяет их компенсаторной активностью.  При этом он остается пассивным и желания уменьшаются до того уровня, что он даже и не пытается осваивать новое, замедляется развитие. Замедляется развитие речи вплоть до полного отказа от речи. Если мать отсутсвует более года, следующий этап-эмоциональная и интеллектуальная недоразвитость.

Михаэль Балинт в книге «Базисный дефект» ввел понятие «базисное нарушение» в доэдиповой стадии развития. Нарушения возникают в результате несовпадения матери и ребенка.  Акцент на нарушении, а не на конфликте. Нарушение причинено кем-то, обманувшим и покинувшем его. С этим связан страх клиента быть обманутым аналитиком.

Пример: Клиентка 33 года, не замужем. Мать в 1.5 года отдала ее бабушке в другой город. Бабушка была отстраненной. В терапии клиентка неожиданно для меня выражает из контекста слова и начинает нападать на меня со словами: «зачем вы это сказали? вы хотите меня обесценить?» , зачем вы предлагаете мне ходить два раза? вы хотите меня использовать для денег? При этом в контрпереносе я чувствую холод, покинутость, бессилие. Это непризнанные чувства клиента и говорит о тоске по близости

В нашей стране психоаналитически с детьми работала  пациентка Юнга, потом Фрейда-Сабина Шпильрейн, в 1942 ее расстреляли фашисты. В настоящее время в МИПе декан факультета психоанализа Аранова Н.К. развивает психоаналитическую психотерапию с детьми. Одна из работ группы специалистов под руководством Асановой Н.К. : «ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦЕВ  И ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Истинная самость и ложная самость

Дональд Винникот ввел понятие «достаточно хорошая мать», которая закладывает фундамент развития здорового ребенка. И понятие «холдинг». Мать держит своего ребенка. В понятии Винникота, 

быть брошенным означает покинутость до установления близости. Неблагополучные отношения матери и ребенка подготавливают почву для психических заболеваний и изменений в структуре эго, формируется две самости-истинная и фальшивая. Для выживания человеку необходимо чувствовать безопасность. Он вынужден отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей чтобы соответствовать требованиям общества. Если ребенок слишком сильно приспосабливается, то он подавляет свою витальность. И ложная самость скрывает истинную, и в конце концов оказывается, что истинная самость может выражать себя только через ложную. Если ребенку доступна только ложная самость, то он отказывается от присущих ему жестов, поз, выражений агрессии и т.п. Т.е. происходит отказ от себя-самоотчуждение. Это природа нарциссизма.

Винникот в статье «Истинная самость и ложная самость» пишет, что в случае близком к здоровью, ложное Я нацелено на завоевание условий, где истинное Я может реализоваться. В норме ложное Я помогает адаптироваться в обществе: быть вежливым, сдержанным, учиться, работать, налаживать связи с окружающим, строить семью и т.п. Ложное Я имеет защитную природу.

Для понимания природы формирования истинного и ложного Я, нужно рассматривать ребенка вместе с матерью. В статье изучается роль матери в развитии ребенка. 

Вводится понятие «достаточно хорошая мать». Это мать, которая отвечает на всемогущество ребенка и в некотором смысле придает значение детскому всемогуществу. Истинное Я  с слабой психике младенца, начинает жить и развиваться, с опорой на силу, которая исходит от подтверждения его всемогущества.

Мать, не являющаяся достаточно хорошей, не способна сделать эффективным всемогущество ребенка и замещает уход подчинением поведения ребенка своей воле.Мать не способна чувствовать потребности ребенка. Это первый шаг формирования ложного Я.

Если мать Достаточно хорошая, то ребенок начинает верить во внешнюю реальность и постепенно отказывается от всемогущества.

Если мать не достаточно хороша, то это может привести к психологической смерти ребенка, младенец остается изолированным. Он подчиняется желаниям матери и живет ложным образом. Формируется ложное Я. Ложное Я является защитой истинного Я и в норме невозможно обойтись без ложного Я. Оно сдерживает удары снаружи и изнутри. 

Под влиянием брошенности акцентуируеются в первую очередь следующие типы организации личности по Н. Мак Вильямс: нарциссические личности, депрессивные и маниакальные, мазохистические.

Как лечить? 

К каждому типу организации личности нужно применять соответствующие подходы. Но в общем каждому клиенту необходимо психологически воссоздать и восполнить развитие в детстве. Высвободить ощущения тоски, потребностей, печали, отчаяния от покинутости, хронической фрустрации, боли, помочь клиенту идентифицировать эти чувства и проживать. Соединить чувства в настоящем с подавленными чувствами в детстве . Проработать чувство ярости от покинутости. Соединить с чувством любви к объекту привязанности. Укрепить в ассертивности, агрессивности, независимости.   

Заключение

В своем докладе я ввела понятие брошенности, описала некоторые характерные проявления синдрома брошенности, источники возникновения и некоторые терапевтические цели.

Литература:

  1. К.Аспер «Психопатология нарциссичской личности, внутренний ребенок и самооценка»
  2. Н. Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»
  3. С.М. Джонсон «Психотерапия характера»

Фильмы про брошенностиь:

Поговори с ней Педро Альмадовар

Джульетта Педро Альмодовар

Великий Гэтсби

Осенняя соната

Зеркало Тарковский

Сказки: Золушка, гуси-лебеди, морозко

Источник