Как научить есть ложкой ребенка с синдром дауна

Как научить есть ложкой ребенка с синдром дауна thumbnail

ПРОБЛЕМЫ КОРМЛЕНИЯ – ЧАСТЬ 2.

Полина Жиянова.
Продолжаем беседу о том, как помочь ребенку сформировать правильные навыки еды, питья, чистки зубов и о том, какое влияние все это оказывает на развитие общения и речи.
Мы уже обсудили кормление из бутылочки и теперь поговорим о том, как научить правильно есть детишек более старшего возраста. Во всех публикациях на эту тему обычно пишут о том, какую пищу когда вводить, меньше останавливаясь на самой процедуре кормления. Мы же постараемся более подробно осветить именно эти вопросы.

Поза при кормлении.
Малыш должен находиться в стабильной и удобной позе. Если ребенок еще не умеет сидеть самостоятельно, лучше использовать креслице с наклонной спинкой. Если ваш малыш уверенно держит спинку, лучше всего подойдет высокий детский стульчик. Мама во время кормления должна сидеть лицом к малышу чуть ниже, чем ребенок.
Мы уже говорили о том, что во время кормления создается благоприятная ситуация для общения. Я наблюдала за одной мамой, которая умудрялась кормить ребенка, стоя сзади, обхватив его одной рукой захватом опытного борца, а другой быстро закидывала еду ложкой в рот. Закончив это мероприятие, она с облегчением сказала, что теперь у нее есть время позаниматься с малышом. Мысль о том, что все, чего она хочет достигнуть во время занятия, гораздо легче и естественнее можно добиться во время еды, просто не приходила ей в голову. Когда я предложила ей представить себе, что некто в десять раз больше и сильнее ее силой заталкивает ей в рот еду, она с ужасом сказала: “Какой кошмар!”

Общение во время еды.

Вот некоторые советы, которые помогут вам организовать общение во время еды:
· Во время кормления называйте продукты, которые вы предлагаете малышу.
· Комментарий происходящего за столом должен быть ясным и достаточно кратким.
· Предлагайте ребенку выбор во время еды. Если у вас один вид еды, всегда можно предложить ему выбрать еду или питье.
· Если малыш не знает, как ответить, помогите ему. Он может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ребенком и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
· Научите его, как он может отказаться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплевыванием пищи и возмущенным криком.

Когда малыш поймет, что он не объект, в который “закидывают” еду, а полноправный участник, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.

Как только малыш захочет есть ложкой сам, пойдите ему на встречу. Конечно, все будет не так аккуратно, как вам бы хотелось, но период, когда малыш хочет есть сам, может очень быстро пройти, и тогда приучить его есть самостоятельно станет действительно большой проблемой.

Подбор посуды и формирование правильного навыка еды.

Ложка – используется ложка по размерам близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка не должна быть слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту.

Начинать кормить с ложки можно густым пюре ровной консистенции, кусочками картошки и бисквита.

Не давайте из той же ложки лекарства, их вообще лучше давать с помощью пипетки, чтобы у малыша не возникало неприятных ассоциаций.

Мы уже говорили о том, как кормить, напомним лишь, что положив ложку на язык, слегка надавливаем вниз и ждем, пока малыш сам снимет еду верхней губой.

Чашка – должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такие чашки мы делали сами, вырезая отверстие в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или густого сока. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если малыш не поймет, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток.

Еда руками – у вашего малыша будет период, когда он хватает игрушки или другие предметы и тянет их в рот. Если вы предложите ему вместо игрушки печенье, возможно, он потянет его в рот. Если вкус ему понравится, он повторит это действие снова. Если вы боитесь, что малыш поперхнется, используйте песочное рассыпчатое печенье, оно растворяется во рту практически сразу. Сначала малыш будет держать еду в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью или пинцетным захватом (указательный и большой палец).

Как научить ребенка жевать – иногда это становится проблемой.

Малыш, откусив кусочек, выталкивает его изо рта движением языка вперед. Дело в том, что такое движение он всегда совершал при сосании. Для пережевывания пищи нужны движения языка из стороны в сторону. Кстати, это очень важно и для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать такие движения? Поместите кусочек печенья за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш начнет боковые движения языка. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно, во время каждой еды по 3-4 кусочка с каждой стороны, вы заметите у своего малыша появление правильного жевания. Не жалейте времени на приучение малыша жеванию, ведь движения, совершаемые при жевании – это модель произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, закрывается – согласный.

Чистка зубов.

Чистка зубов – это очень важная процедура и приучать к ней малыша нужно как можно раньше. Как ни абсурдно это звучит, но начинать чистить зубы лучше, пока их мало или нет совсем.

Легко приучить к зубной щетке именно в то время, когда ребенок все тащит в рот. Побуждайте ребенка играть зубной щеткой, помогите ему взять щетку за ручку, чтобы он вставил ее в рот рабочим концом. Скорее всего, его удивят, но не испугают ощущения, получаемые при прикосновении щетки к деснам и зубам.

Начинать лучше с резиновой щетки – вместо щетины у нее резиновые выступы. Сейчас такие щетки появились в продаже в аптеках. Если ребенок переносит ощущения обычной щетки, вам нужно выбрать самый маленький размер. Покупайте щетки только в аптеках, при использовании щетки, купленной на рынке существует опасность попадания в рот инфекции со щетины и непищевой пластмассы.

Если ребенку приятна стимуляция рта, зарубежные коллеги рекомендуют использовать электрические щетки, которые лучше выполняют массажные функции.

Начинать чистить зубы нужно без пасты. Просто окуните щетку в воду и дайте малышу. Войдите с малышом в ванную и начните чистить зубы. Скорее всего, он потянется за щеткой, и тогда вы дадите ему его щетку. Научите малыша узнавать свою щетку, держите ее в отдельном стаканчике.

Покажите вашему ребенку, как нужно полоскать зубы. Скорее всего, он проглотит воду, поэтому лучше, если она будет питьевой.

К пасте нужно приучать ребенка осторожно, чтобы у него не пропало желание чистить зубы. Купите специальную детскую пасту. Выдавите немного на палец и дайте попробовать малышу. Если ему понравился вкус, выдавите совсем немного на зубную щетку. Если все прошло удачно, выдавливайте обычное количество.

Помогите ребенку совершать правильные движения щеткой: сверху вниз, начиная с передних зубов к боковым сначала в одну, а затем в другую сторону.

Мы надеемся, что приведенные здесь советы помогут вам избежать трудностей, связанных с кормлением и чисткой зубов. Если у вас возникнут какие-то вопросы, мы будем рады помочь вам.

Желаем вам удачи.

Взято с сайта ДСА

Источник

С помощью родителей дети с синдромом Дауна могут научиться кушать самостоятельно. Навыки приёма пищи без посторонней помощи включают согласованную работу мышц мелкой моторики, крупной моторики и зрительной координация движений рук.

Читайте также:  Синдром маркуса гунна у детей лечение

Преже чем начинать приучать ребёнка к самостоятельному приёму пищи, посмотрите как он на неё реагирует (играет или кладёт в рот).

Вот несколько рекомендаций как научить ребёнка самостоятельно кушать:

  • Перенесите время, когда семья садиться обедать. Проверьте, чтобы ребёнок сидел удобно и мог свободно видеть всех за столом. Маленькие дети в большинстве случаев пытаются есть самостоятельно, если наблюдают, что вокруг все делают тоже самое.

  • Постепенно приучайте ребёнка есть густую пищу, используя для этого приборы. Если это не получается, покажите, что можно брать еду с помощью пальцев. Возможно, несколько раз вам нужно будет показать как это делать. Для начала готовьте его любимые блюда, на пример, пуддинг, чтобы у ребёнка был стимул совершать предложенные действия. Когда малыш овладеет такой техникой, добавляйте блюда, которые он будет должен съесть с помощью ложки. Для адаптации делайте всё как в первом примере.

  • Приучайте ребёнка пить из чашки (без крышечки). Используйте для этого более тягучие жидкости. На пример, это может быть молочный коктейль или что-то напоминающее его по консистенции. Ребёнка лучше посадить как можно ровнее, чтобы он не подавился.

  • Подбадривайте и поддерживайте малыша в процессе обучения навыкам самостоятельного приёма пищи.

Синдром Дауна часто поражает мышцы ротовой полости, из-за чего язык обвисает. Это может вызывать трудности в процессе кормления, включая грудное, искусственное вскармливание и приём твёрдой пищи. Большинство малышей приспосабливаются, хотя данные рефлексы развиваютя у них медленее, чем у здоровых детей.

Если у вас возникли проблемы с кормлением малыша или вы не уверены, что он получает достаточно питательных веществ, вы можете обратиться за консультацией к диетологу, который занимается детьми с такого рода заболеваниями.

Источник

В начале жизни малыша один из самых часто задаваемых вопросов, который действительно тревожит родителей, – как правильно кормить ребенка. В этой статье рассказывается об особенностях кормления малыша с синдромом Дауна и о том, как сделать этот жизненно важный процесс приятным и для мамы, и для ребенка.

Как научить есть ложкой ребенка с синдром дауна

Организация кормления: первые месяцы

   Младенцам с синдромом Дауна, как и всем детям, показано грудное вскармливание. Оно дает ребенку не только возможность получать самое лучшее питание, но и укрепляет его иммунитет, предупреждает появление отитов, развивает мышцы органов речи. Формируя правильные навыки кормления, мы закладываем базу для развития органов артикуляции. Несмотря на некоторые особенности строения челюстно-лицевого аппарата, кормление грудью детей с синдромом Дауна вполне достижимо.

   Важно помнить, что кормление малыша – это не только процесс насыщения. Первые несколько недель после рождения ребенок адаптируется к маме, а мама учится понимать ребенка. Именно в это время у малыша появляется чувство, что его любят. Формирование настраивающего поведения и всех дальнейших этапов привязанности во многом зависит от того, как мама кормит малыша, в каком эмоциональном состоянии она находится, как понимает сигналы младенца и реагирует на них. Трудности с сосанием могут отрицательно сказаться не только на физическом развитии ребенка, но и на установлении эмоционального контакта с матерью. Мама, в свою очередь, должна научиться дифференцировать потребности ребенка, не кормить каждый раз, как он заплачет, в противном случае у ребенка в будущем может развиться булимия (Расстройство процесса приема пищи, которое сопровождается резким усилением аппетита. – Прим. ред.).

   Существует ряд причин, которые могут вызвать сложности при организации кормления ребенка с синдромом Дауна:

  • медицинские проблемы – нарушение сердечной деятельности, расстройство пищеварения и другие, в том числе длительное нахождение ребенка на интенсивной терапии;
  • проблемы с мышечным тонусом – трудности, которые возникают при осуществлении движений языка, губ, челюстей;
  • сенсорные проблемы – при наличии повышенной чувствительности у детей может наблюдаться срыгивание и рвота, а при пониженной чувствительности младенцу трудно ощутить, что происходит во рту, ему сложно пережевывать и проглатывать твердую пищу, и она часто скапливается во рту;
  • проблемы, связанные с анатомическими особенностями строения ротовой полости;
  • проблемы поведения – ребенок может испытывать отвращение к пище, потому что ему часто дают лекарства. Во избежание этого лучше выделить для приема лекарств особую ложку, отличающуюся от обычной, или использовать для этой цели пипетку.
Читайте также:  В чем отличие аутизма от синдрома дауна

   Иногда наблюдается сочетание нескольких осложняющих кормление факторов.

   Прежде всего, важно установить, не лежат ли в основе проблем с кормлением медицинские причины. Если дело в них, то нужно провести соответствующее лечение. Во всех остальных случаях проблемами кормления занимается педагог – специалист по ранней помощи.

Советы по организации грудного вскармливания и кормления из бутылочки

  • Сразу после рождения ребенок готов сосать грудь или соску. Время кормления – это период установления особых взаимоотношений между мамой и ее малышом. Не случайно оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный, – около 20–25 см, – соответствует дистанции между глазами младенца и матери во время кормления грудью. Природа заложила в каждого ребенка желание общаться и взаимодействовать с людьми. Начало этого взаимодействия – возникающий во время кормления контакт глаз, который всю жизнь будет оставаться важным элементом общения. Возможно, и первая улыбка малыша, предназначенная матери, появится у него именно в эти мгновения.
  • При кормлении из бутылочки ребенка нужно держать в позе грудного вскармливания, то есть на руках у матери и с приподнятой головой. Если он лежит на горизонтальной поверхности, жидкость из бутылочки может попасть в евстахиевы трубы (каналы, соединяющие нос с ушами), а это часто вызывает отит. После года конфигурация евстахиевых труб меняется, и кормление из соски в положении лежа еще чаще ведет к заболеванию ушей.
  • Поскольку у малыша часто снижен мышечный тонус, снижена и чувствительность его ротовой полости. Чтобы ребенок почувствовал соску во рту, она должна быть не слишком мягкой, а плотной, тугой. В ней лучше сделать не одно, а несколько маленьких отверстий или крестообразное сечение. Основание соски должно быть достаточно широким, чтобы малыш мог захватить ртом только ее кончик. В противном случае она продвинется слишком глубоко, что может вызвать рвоту.
  • Если малышу трудно сосать, вы можете подготовить его к приему пищи. Так, за 15 минут до начала кормления можно проводить стимуляцию мышц лица и шеи ребенка:

– поглаживать круговым движением пальца вокруг угла рта (палец движется сверху вниз);

– поглаживать лицо в направлении от щек ко рту;

– поглаживать шею в области гортани сверху вниз;

– осторожно поглаживать одним пальцем десны и небо спереди назад;

– поглаживать льдом вокруг рта;

– прикасаться соской к щечке малыша;

– легко надавливать соской на нижнюю губу и кончик языка ребенка;

– стимулировать сосание с помощью пальца: положить указательный палец в рот подушечкой вниз. Осторожно нажимать на язык ребенка, пока он не обхватит языком ваш палец и не начнет совершать сосательные движения. Далее следует быстро вынуть палец и заменить его соском или соской.

  • Во время кормления используйте для стимуляции сосания свободную руку:

– держите малыша в позе, удобной для сосания;

– возьмите руку ребенка и поглаживайте ее, особенно у основания большого пальца;

– поглаживайте его щеки, подбородок и верхнюю губу по направлению ко рту, стимулируя хороший захват соска или соски.

Если до четырех месяцев между мамой и ребенком установился эмоциональный контакт и малыш маме доверяет, то проблем с кормлением быть не должно.

Жидкая пища: 4–6 месяцев

   После четырех месяцев в питание ребенка вводится фруктовый сок, а спустя несколько недель – фруктовое пюре (строго по показаниям врача). Если ребенок находится на грудном вскармливании, прикорм дают с шести месяцев (после консультации с врачом). Особенности строения ротовой полости и языка у детей с синдромом Дауна, а также гипотония всей группы мышц, ответственных за прием пищи, требуют от педагога помощи в организации кормления.

   Малыша учат есть с ложки, а также держать бутылочку, регулируя поступление жидкой пищи. Но следует помнить, что если постоянно заставлять ребенка кушать, навязчиво приучать его есть самостоятельно, то ребенок вообще может отказаться от еды.

Как кормить малыша в этот период жизни

  • Кормить ребенка с ложки можно начинать при введении в его рацион сока и пюре. Пища должна быть мягкой и ровной по консистенции. Однако здесь есть один нюанс: старайтесь реже использовать блендер для перемалывания пищи ребенка, так как он измельчает продукты до состояния однородной массы, которая имеет очень своеобразную консистенцию и вкус, часто отличный от вкуса исходного продукта. Лучше всего тщательно разминать кусочки вилкой, тогда ребенок будет ощущать и текстуру продукта, и его реальный вкус.
  • Ложку с пищей нужно аккуратно положить ребенку на язык и слегка направить язык вниз и вглубь ротовой полости. Очень важно делать небольшую паузу, давая малышу время вытянуть вперед губы и снять пищу с ложки. Если взрослый, приподнимая ложку и проводя ею по верхней губе ребенка, сам «счищает» пищу с ложки, то малыш вынужден закидывать голову назад, а это затрудняет глотание. Возможно, сначала у малыша еще будут присутствовать сосательные движения, но постепенно он поймет, как есть с ложки.
  • Во время кормления с ложки мама должна сидеть к ребенку лицом, желательно чуть ниже его. В этом случае у нее просто нет возможности приподнимать ложку, «вытирая» пищу о верхнюю губу ребенка, а тот при этом может отлично контактировать с мамой.
  • Для кормления используется ложка, по размеру близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек, и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка должна быть не слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту. Учтите, что ложка для еды и ложка для лекарства должны быть разными.
  • Чашка, из которой пьет малыш, должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такой вырез вы можете сделать сами в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или сока с мякотью. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если ребенок не поймет, что нужно закрыть рот, аккуратно приподнимите его подбородок вверх, рот закроется, и малыш рефлекторно сделает глоток.
Читайте также:  Анализ крови на синдром дауна при беременности как сдавать

Введение твердой пищи: 6–9 месяцев

   Во время еды ребенок уже может держать в руке сухарик, а возможно, и ложку. Кормите малыша с ложки, пить давайте из чашечки. Как только он захочет есть ложкой сам, обязательно пойдите ему навстречу. Это очень важный момент! Конечно, ребенок сделает это не так аккуратно, как вам бы хотелось, но если вы не будете поощрять его инициативу, период такой активности быстро пройдет и тогда приучить ребенка есть самостоятельно будет очень трудно.

Еда руками

   У каждого малыша бывает период, когда он, схватив игрушку или другой предмет, обязательно тянет его в рот. Попробуйте предложить ему вместо игрушки печенье, вполне вероятно, что и его он захочет «попробовать». Если вкус печенья ребенку понравится, он повторит это действие снова и снова. Иногда родители опасаются, что малыш поперхнется, поэтому лучше использовать рассыпчатое песочное печенье, которое практически сразу растворяется во рту. Сначала ребенок будет держать печенье, сухарик или кусок хлеба в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью (соединяя большой, указательный и средний пальцы) или пинцетным захватом (соединяя указательный и большой палец).

Как научить ребенка жевать

   Попробовав кусочек пищи, малыш часто выталкивает его изо рта движением языка вперед. Это совсем не означает, что ребенок не хочет съесть этот кусочек. Выталкивание пищи происходит потому, что именно такое движение языком малыш всегда совершал при сосании, и теперь, когда в его рот попала твердая пища, он рефлекторно начинает делать то же самое, что и раньше. Для пережевывания твердой пищи нужны другие движения языка, в частности, не вперед, а из стороны в сторону. Кстати, это очень важно для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать эти новые манипуляции? Поместите кусочек печенья между щекой и верхней челюстью в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно во время приема еды, по три-четыре кусочка с каждой стороны, результат не замедлит сказаться: через какое-то время вы заметите, что у ребенка появился навык правильного жевания.

   Для стимуляции жевания некоторые родители успешно используют узкие длинные дольки вяленого (сушеного) яблока. В этом случае один конец дольки нужно поместить сбоку на десну ребенка, а другой удерживать своей рукой. Не жалейте времени на обучение малыша жеванию! Еще раз напоминаем, что совершаемые при этом движения являются моделью произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, рот закрывается – согласный.

Общение во время еды

  Еда – одна из самых благоприятных ситуаций для развития навыков общения. Нарушение процесса приема пищи – это нарушение процесса взаимодействия. Вот некоторые советы, которые помогут вам при организации такого общения.

  • Во время кормления называйте вслух продукты, которые вы предлагаете малышу. Ваши комментарии к происходящему за столом должны быть ясными и краткими.
  • Предлагайте ребенку выбрать, что он сейчас будет есть. Если у вас один вид пищи, пусть он выберет, что он хочет, еду или питье. Если он не знает, как ответить, помогите ему. Ребенок может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ним и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
  • Научите ребенка отказываться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплёвыванием пищи и возмущенным криком. Вы должны признать, что какая-то пища может не нравиться ребенку и он имеет полное право отказаться от нее. Когда малыш поймет, что он не объект, в который «закидывают» еду, а полноправный участник процесса, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.

«Закрепление пройденного»: 9–12 месяцев

   На этом этапе продолжают совершенствоваться навыки самостоятельной еды. Ребенку необходимо научиться брать руками твердую пищу, есть ложкой вязкую пищу, пить из чашки, держа ее двумя руками. Предложите малышу пить жидкость из трубочки. Для этого возьмите маленькую упаковку сока, вставьте в отверстие трубочку и, когда малыш возьмет ее в рот, осторожно сожмите упаковку. При этом часть сока поступит в рот ребенка. Постепенно он приучится сам сосать сок. Питье жидкости из трубочки помогает научиться плотно смыкать губы.

   Известно, что до года ребенка можно научить есть любую пищу. А вот после полутора лет сделать это гораздо сложнее. Во многом потому, что проблема кормления как таковая перерастает в проблему поведения, причем и ребенка, и матери. Малыш к этому времени уже научился вести себя за столом определенным образом, он отвергает ту или иную пищу, а маме часто трудно «перестроиться»: терпеливо относиться к «выходкам» ребенка, избавиться от собственных страхов и беспокойств (например, что ребенок подавится, если ему давать сухари) или заставить себя перестать кормить малыша с ложечки. Именно поэтому заниматься организацией правильного кормления необходимо с первых дней жизни ребенка. 

Литература по теме:

Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: Пособие для родителей / фото Е.Гросман, Е.Зотова, А Португалова. – 2-е изд. – М.: Благотворительный фонд “Даунсайд Ап”,2013.-140с.:ил-(Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития)

Чубарова А. И. Грудное вскармливание – путь, данный нам природой // Хрестоматия для родителей: Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» в 1997–2008 гг. – Изд. 3-е. / сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – С. 184–190.

Чубарова А. И. Как разобраться с нарушениями стула у младенца // Там же. – С. 199–214.

М. Ф. Гимадеева, специалист Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»

Источник