Как научить ребенка с синдромом дауна к горшку

Как научить ребенка с синдромом дауна к горшку thumbnail

Каждой маме знакомы переживания, связанные с проблемой приучения к горшку. Действительно, умение ребенка правильно и во-время пользоваться туалетом в значительной степени влияет на воз-можности адаптации в детском саду. С появлением памперсов вопрос перестал быть настолько острым, как прежде, но все же эта «маленькая» проблема продолжает занимать умы все новых поколе- ний родителей. Желание приучить малыша к горшку порой быва-ет настолько сильным, что мы забываем о возможностях самого ре-бенка и в конце концов с удивлением видим печальный результат своих усилий – стойкое отвращение к горшку или страх перед ним у малыша.

Попробуем разобраться. Любому ребенку сложнее всего научиться пользоваться туалетом, поскольку этот навык требует от него анализа ощущений, которые поступают от внутренних органов. Более того, проанализировать свои ощущения малыш должен заранее, чтобы ус-петь попроситься в туалет или проделать ряд действий самостоятельно (найти горшок, стянуть штанишки и т.д.). Это требует не только уме-ния взаимодействовать со взрослым и определенного уровня развития двигательных навыков, но и высокого уровня умственного развития.

У ребенка с синдромом Дауна при отсутствии дополнительных заболеваний (почек, мочевого пузыря и др.) приучение к горшку происходит в той же последовательности, что и у всех детей, хотя возможно и отставание в сроках.
По данным разных авторов, возраст, когда малыш может заранее почувствовать позыв к стулу, колеблется от 15 до 18 месяцев, а то, что ему пора мочиться, он понимает к 18–24 месяцам. Что же может усвоить ребенок до наступления этого возраста? Прежде всего, разделим понятия: проситься на горшок и пользоваться им. В подготовительный период ребенок может научиться пользоваться горшком.

  • Если мама внимательно наблюдает за поведением ребенка, возможно, она научится по его мимике, определенным звукам понимать, что его нужно высадить на горшок. Если такие попытки будут удачными, постепенно малыш поймет назначение горшка и,возможно, со временем сам начнет привлекать внимание взрослых к своим потребностям.
  • Если взрослые по поведению ребенка не могут определить его желание, можно попробовать фиксировать время, когда у ребенка бывает стул и когда он мочится. Высаживая малыша в оптимальное время, можно также добиться того, что он поймет назначение горшка. При этом нужно учитывать, что ребенок должен сидеть на горшке не более трех-пяти минут.
  • Игры в «дочки-матери», помимо кормления и укладывания спать, могут включать и обыгрывание горшка, что поможет ребенку не только понять ситуацию, но и, возможно, отыграть имеющиеся у него страхи. Наличие страха по поводу того, что какаято часть его самого утеряна, отмечают некоторые психологи и педагоги. В этом случае родителям можно посоветовать не слишком бурно реагировать на положительный результат.
  • Во время игры можно научить малыша жесту или слову, обозначающему горшок и/или туалет. Это даст ему возможность заявить о своей потребности.
  • Малыш должен знать, где находится горшок, уметь найти или принести его по просьбе взрослого.
  • Возможно, удастся научить малыша стягивать штанишки, перед тем как взрослый высадит его на горшок.

Подготовительный период при правильной организации формирует у ребенка положительное отношение к горшку, понимание его назначения и создает предпосылки для умения проситься на горшок.

Умение проситься на горшок формируется постепенно, проходя следующие стадии:

  • Малыш сообщает о случившемся «постфактум». В этом случае его не нужно ругать. Можно снять мокрые штанишки и, пока взрослый готовит чистые, предложить малышу посидеть несколько минут на горшке. Часто бывает, что ребенок пугается того, что он сходил в штаны, и часть «своей продукции» удерживает. В любом случая есть смысл еще раз связать происшедшее с горшком.
  • Малыш сообщает о том, что ему нужно на горшок, во время «процесса». В этом случае нужно быстро посадить его на горшок.
  • Многие родители этого не делают, мотивируя это тем, что уже поздно. У малыша создается неправильное представление о том, что если он опоздал, то сообщать не нужно, что будет шагом на зад в формировании этого умения.
  • Малыш начинает проситься заранее. Это очень важный момент в развитии данного умения. Взрослому лучше быстро снять с ребенка штанишки, чтобы малыш успел все сделать в горшок. По мере того, как этот навык будет развиваться, ребенок сможет удерживаться дольше, он будет сам снимать штанишки.
  • Если ребенок уже сам садится на горшок, взрослый должен максимально упростить ему задачу: горшок должен всегда быть в доступном постоянном месте, а штанишки – сниматься легко и удобно.
  • К этому навыку позже присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, выливать содержимое горшка, мыть его, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть после туалета руки.

Все это представляет собой сложную цепочку действий, которая формируется по определенным принципам. Необходимым условием для приучения малыша проситься на горшок является отказ от памперсов.
Только на основании дискомфорта от грязных штанов у ребенка формируются все перечисленные стадии. Некоторые родители летом держат детей без штанишек – результат тот же, что и при пользовании памперсами. Кожа малыша быстро высыхает, он чувствует себя достаточно комфортно и поэтому не испытывает необходимости что-либо менять в своем поведении. Умение ночью оставаться сухим, напротив, требует использования памперсов. Возможно, на первый взгляд, в этом есть противоречие, но еще раз задумаемся над тем, чего мы хотим достичь. Если вы считаете, что малыш должен проспать всю ночь, не просыпаясь, и остаться сухим, а сами его будите и высаживаете на горшок, то рискуете получить у ребенка стойкую привычку просыпаться среди ночи и, сидя на горшке, общаться с вами и даже играть. В этом случае ребенок, который смог бы всю ночь оставаться сухим, просыпается, будит родителей, а если они не сразу встают, мочится в постель. Итак, на ночь надеваем на малыша памперсы. Рекомендуем одновременно с этим изменить режим питания. Не только сок и молочные продукты, но и фрукты и овощи содержат в себе большое количество жидкости. В последнее кормление лучше дать кашу или что-нибудь мучное. Как только малыш проснется, поднимите его и, если памперс сухой, быстро посадите его на горшок. Не забудьте похвалить ребенка, сказать, что он уже большой. Главная проблема не в детях, а в нас, взрослых. Вчера мы все сделали как нужно, а сегодня с утра идет дождь, и мы никуда не спешим, малыш (такой молодец!) играет сам в кроватке, значит, можно не вставать. В результате – мокрые памперсы, и вы можете начинать все с начала. Это не значит, что мы требуем немедленно начать проделывать всю описанную выше процедуру. Делать это нужно, если вас действительно очень сильно тревожит этот вопрос, если нет – пока отложите его решение. Спите ночью спокойно и вставайте так, как вы привыкли. Став постарше, малыш легче научится ночью оставаться сухим.

Читайте также:  Особенности развития детей с синдромом раннего аутизма

В то же время есть и взрослые, которые обязательно встают ночью в туалет. Если ребенку больше трех-четырех лет, а памперсы к утру все еще оказываются мокрыми, возможно, это и есть тот самый случай. Исключив сопутствующие заболевания, с таким ребенком придется изменить тактику поведения, приучая ночью просыпаться, чтобы сходить в туалет. Последовательность приучения та же, что и в дневное время:

  • Ребенок, уложенный спать без памперсов, просыпается оттого, что мокрый.
  • Взрослый отмечает время, когда это происходит, или, если спит чутко, слышит изменения поведения ребенка во сне, будит малыша и сажает на горшок.
  • Постепенно ребенок приучается проситься вовремя или сам встает и идет в туалет. Часто это бывает после четырех лет, а у мальчиков может быть и позже.

Мы надеемся, что наши советы помогут вам, но еще раз хотим напомнить: решите, готовы ли вы быть настойчивыми и последова тельными в оказании помощи и поддержки вашему малышу.

Источник

Как приучить ребенка к горшку

П.Л. Жиянова, специалист Службы ранней помощи

Каждой маме знакомы переживания, связанные с проблемой приучения к горшку. Действительно, умение ребенка правильно и вовремя пользоваться туалетом в значительной степени влияет на возможности адаптации в детском саду. С появлением памперсов вопрос перестал быть настолько острым, как прежде, но все же эта «маленькая» проблема продолжает занимать умы все новых поколений родителей. Желание приучить малыша к горшку порой бывает настолько сильным, что мы забываем о возможностях самого ребенка и в конце концов с удивлением видим печальный результат своих усилий – стойкое отвращение к горшку или страх перед ним у малыша.
Попробуем разобраться. Любому ребенку сложнее всего научиться пользоваться туалетом, поскольку этот навык требует от него анализа ощущений, которые поступают от внутренних органов. Более того, проанализировать свои ощущения малыш должен заранее, чтобы успеть попроситься в туалет или проделать ряд действий самостоятельно (найти горшок, стянуть штанишки и т.д.). Это требует не только умения взаимодействовать со взрослым и определенного уровня развития двигательных навыков, но и высокого уровня умственного развития.
У ребенка с синдромом Дауна при отсутствии дополнительных заболеваний (почек, мочевого пузыря и др.) приучение к горшку происходит в той же последовательности, что и у всех детей, хотя возможно и отставание в сроках.
По данным разных авторов, возраст, когда малыш может заранее почувствовать позыв к стулу, колеблется от 15 до 18 мес., а то, что ему пора мочиться, он понимает к 18–24 мес.
Что же может усвоить ребенок до наступления этого возраста?
Прежде всего, разделим понятия: проситься на горшок и пользоваться им.
В подготовительный период ребенок может научиться пользоваться горшком.
· Если мама внимательно наблюдает за поведением ребенка, возможно, она научится по его мимике, определенным звукам определять, что его нужно высадить на горшок. Если такие попытки будут удачными, постепенно малыш поймет назначение горшка и, возможно, со временем сам начнет привлекать внимание взрослых к своим потребностям.
· Если взрослые по поведению ребенка не могут определить его желание, можно попробовать фиксировать время, когда у ребенка бывает стул и когда он мочится. Высаживая малыша в оптимальное время, можно также добиться того, что он поймет назначение горшка. При этом нужно учитывать, что ребенок должен сидеть на горшке не более трех-пяти минут.
· Игры в “дочки-матери”, помимо кормления и укладывания спать, могут включать и обыгрывание горшка, что поможет ребенку не только понять ситуацию, но и, возможно, отыграть имеющиеся у него страхи. Наличие страха по поводу того, что какая-то часть его самого утеряна, отмечают некоторые психологи и педагоги. В этом случае родителям можно посоветовать не слишком бурно реагировать на положительный результат.
· Во время игры можно научить малыша жесту или слову, обозначающему горшок и/или туалет. Это даст ему возможность заявить о своей потребности.
· Малыш должен знать, где находится горшок, уметь найти или принести его по просьбе взрослого.
· Возможно, удастся научить малыша стягивать штанишки, перед тем как взрослый высадит его на горшок.
Подготовительный период при правильной организации формирует у ребенка положительное отношение к горшку, понимание его назначения и создает предпосылки для умения проситься на горшок.
Умение проситься на горшок формируется постепенно, проходя следующие стадии:
· Малыш сообщает о случившемся «постфактум». В этом случае его не нужно ругать. Можно снять мокрые штанишки и, пока взрослый готовит чистые, предложить малышу посидеть несколько минут на горшке. Часто бывает, что ребенок пугается того, что он сходил в штаны, и часть “своей продукции” удерживает. В любом случая есть смысл еще раз связать происшедшее с горшком.
· Малыш сообщает о том, что ему нужно на горшок, во время «процесса». В этом случае нужно быстро посадить его на горшок. Многие родители этого не делают, мотивируя это тем, что уже поздно. У малыша создается неправильное представление о том, что если он опоздал, то сообщать не нужно, что будет шагом назад в формировании этого умения.
· Малыш начинает проситься заранее. Это очень важный момент в развитии данного умения. Взрослому лучше быстро снять с ребенка штанишки, чтобы малыш успел все сделать в горшок. По мере того, как этот навык будет развиваться, ребенок сможет удерживаться дольше, он будет сам снимать штанишки.
· Если ребенок уже сам садится на горшок, взрослый должен максимально упростить ему задачу: горшок должен всегда быть в доступном постоянном месте, а штанишки – сниматься легко и удобно.
· К этому навыку позже присоединяется умение пользоваться туалетной бумагой, выливать содержимое горшка, мыть его, спускать в туалете воду, надевать штанишки, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий, которая формируется по определенным принципам.
Необходимым условием для приучения малыша проситься на горшок является отказ от памперсов.
Только на основании дискомфорта от грязных штанов у ребенка формируются все перечисленные стадии. Некоторые родители летом держат детей без штанишек – результат тот же, что и при пользовании памперсами. Кожа малыша быстро высыхает, он чувствует себя достаточно комфортно и поэтому не испытывает необходимости что-либо менять в своем поведении.
Умение ночью оставаться сухим, напротив, требует использования памперсов. Возможно, на первый взгляд, в этом есть противоречие, но еще раз задумаемся над тем, чего мы хотим достичь. Если вы считаете, что малыш должен проспать всю ночь, не просыпаясь, и остаться сухим, а сами его будите и высаживаете на горшок, то рискуете получить у ребенка стойкую привычку просыпаться среди ночи и, сидя на горшке, общаться с вами и даже играть. В этом случае ребенок, который смог бы всю ночь оставаться сухим, просыпается, будит родителей, а если они не сразу встают, мочится в постель.
Итак, на ночь надеваем на малыша памперсы. Рекомендуем одновременно с этим изменить режим питания. Не только сок и молочные продукты, но и фрукты и овощи содержат в себе большое количество жидкости. В последнее кормление лучше дать кашу или что-нибудь мучное. Как только малыш проснется, поднимите его и, если памперс сухой, быстро посадите его на горшок. Не забудьте похвалить ребенка, сказать, что он уже большой. Главная проблема не в детях, а в нас, взрослых. Вчера мы все сделали как нужно, а сегодня с утра идет дождь, и мы никуда не спешим, малыш (такой молодец!) играет сам в кроватке, значит, можно не вставать. В результате – мокрые памперсы, и вы можете начинать все с начала.
Это не значит, что мы требуем немедленно начать проделывать всю описанную выше процедуру. Делать это нужно, если вас действительно очень сильно тревожит этот вопрос, если нет – пока отложите его решение. Спите ночью спокойно и вставайте так, как вы привыкли. Став постарше, малыш легче научится ночью оставаться сухим.
В то же время есть и взрослые, которые обязательно встают ночью в туалет. Если ребенку больше трех-четырех лет, а памперсы к утру все еще оказываются мокрыми, возможно, это и есть тот самый случай. Исключив сопутствующие заболевания, с таким ребенком придется изменить тактику поведения, приучая ночью просыпаться, чтобы сходить в туалет.
Последовательность приучения та же, что и в дневное время:
· Ребенок, уложенный спать без памперсов, просыпается оттого, что мокрый.
· Взрослый отмечает время, когда это происходит, или, если спит чутко, слышит изменения поведения ребенка во сне, будит малыша и сажает на горшок.
· Постепенно ребенок приучается проситься вовремя или сам встает и идет в туалет. Часто это бывает после четырех лет, а у мальчиков может быть и позже.

Читайте также:  Как жить с синдромом ретта

Мы надеемся, что наши советы помогут вам, но еще раз хотим напомнить: решите, готовы ли вы быть настойчивыми и последовательными в оказании помощи и поддержки вашему малышу.

Источник

Как научить ребенка с синдромом дауна к горшку

Cоветуем обязательно прочесть статью “Как приучить ребенка к горшку” – на сайте “Даунсайд Ап”, его специалисты имеют большой опыт работы с нашими детьми.

Советы о приучении к горшку с РусМедСерв-форума.

Кроме того, предлагаем вашему вниманию перевод статьи с сайта National Down Syndrome Society.

By: Kent Moreno (адаптировано sunchildren)

Приучить ребенка к горшку не так-то просто; это особенно верно в отношении ребенка с особенностями развития. Следующие инструкции с успехом применялись при обучении детей с различными патологиями.

Для приучения ребенка к горшку следует в течение 2-3 дней понаблюдать, как часто ребенок ходит в туалет. Следует проверять штанишки каждые 20 минут. Сейчас можно приобрести специальные подгузники, на которых пропадает полоска, если ребенок их намочит. Записывайте, когда ребенок ходит «по-большому», так как большинство людей делают это примерно в одно и то же время дня.

Через 2-3 дня, когда вы собрали такие данные, разделите количество минут, сколько ребенок бодрствует в день, на количество мочеиспусканий/дефекаций. Теперь ваш график готов. Ребенка следует высаживать на горшок или унитаз в два раза чаще, чем это среднее арифметическое. Так, если ребенок мочится каждый час, его надо высаживать дважды в час. Учитывайте также привычное для вашего ребенка время дефекации.

Прежде чем высаживать ребенка, дайте ему понять, что пришла пора это сделать. Научите неговорящего ребенка пользоваться для обозначения туалета каким-нибудь жестом, который он может повторить и показать сам.

Необходимо, чтобы туалет/горшок не ассоциировался у ребенка ни с чем плохим. Можно положить рядом пару любимых игрушек или книжек ребенка, которые можно будет посмотреть только тогда, когда ребенок находится на горшке/унитазе. Также вам может помочь музыка (по опыту других родителей, хорошо срабатывают Моцарт или рокабилли).

Читайте также:  Виден ли синдром дауна на узи в 20 недель

(Примечание sunchildren: другие исследователи не рекомендуют делать так, чтобы процесс дефекации/мочеиспускания ассоциировался у ребенка с играми и книжками: горшок «для дела», и только для него.)

Когда высаживаете ребенка, не держите его силой. Это должен быть позитивный опыт. Если ребенок не хочет садиться на горшок, оставьте до следующего момента, прописанного в вашем расписании. Не заставляйте ребенка сидеть на горшке больше, чем 5-7 минут. Если ребенок хочет в туалет, он обычно укладывается в это время.

Если ребенок сходил в туалет, бурно порадуйтесь, похвалите ребенка, похлопайте его по плечу, погладьте по голове, можете угостить крохотным кусочком чего-нибудь вкусненького (только поначалу).

Чтобы мочеиспускания проходили более «успешно», можно давать ребенку попить минут за 15-20 до времени, когда ему, по вашему расписанию, пора будет в туалет.

Кроме этого, для ребенка может быть полезно посмотреть, как другие пользуются туалетом (если семья считает это приемлемым).

На главную: Солнечные дети с синдромом Дауна

На главную для ресурсов

Один из источников – National Down Syndrome Society

Хорошие советы общего характера по приучению к горшку!

Еще одна статья о том, как же приучать ребенка к горшку

И еще одна статья о горшках

Запоры у детей – на сайте “Даунсайд Ап”

Как приучить ребенка к горшку – на сайте “Даунсайд Ап”

Напишите мне

Источник