Как обучать детей с синдромом аспергера

Как обучать детей с синдромом аспергера thumbnail

Рекомендации Нелль Франсис, учительницы, создательницы сайта AspergerChild.com и матери сына синдромом Аспергера. Может быть, у кого-нибудь будут комментарии, возражения или дополнения к этому списку?

– Дети с синдромом Аспергера отличаются большой честностью, и это может привести к тому, что они говорят провокативные утверждения или комментарии, которые могут разозлить других людей. В результате, ребенок с РАС сталкивается с агрессией, не понимая ее причины – для него она кажется совершенно необоснованным нападением. Постарайтесь отдельно проговаривать с ребенком, какие фразы являются уместными, а какие нет и почему.

– Учителя нашего ребенка с синдромом Аспергера должны знать, что все социальные ситуации оказывают кумулятивный эффект на детей с СА, и это влияет на результаты групповой работы, внеклассное общение и систему приятелей. Может быть полезно время от времени мягко напоминать учителям об этом «нюансе» синдрома Аспергера.

– Детям с синдромом Аспергера не нравится, когда их волосы расчесывают, моют или подстригают. Причина проблемы может быть в слишком чувствительной коже головы, так что причесывание или мытье вызывает у них боль. Попробуйте расческу с широкими зубьями, которая не прикасается к коже, а также нежный массаж во время мытья. Стрижка волос вызывает стресс из-за ощущения от состригаемых волос (например, ощущения от ножниц), а также из-за изменений в ощущениях от тяжести волос. Обсудите эти проблемы с ребенком, чтобы найти решение.

– Регулярно проверяйте, насколько хорошо ваш ребенок с РАС понял чужую речь. Возможно, он понял «буквальный» смысл, а не абстрактное или подразумеваемое значение. Как только дети с синдромом Аспергера научатся этим аспектам языка, они очень часто начинают получать огромное наслаждение от юмора с помощью «игры слов».

– Визуальные методы организации просто фантастически помогают детям с синдромом Аспергера. Вы можете визуально представить: а) то, что нужно сделать перед тем, как пойти в школу; б) режим личной гигиены, или в) расписание по выполнению домашней работы. Эти приемы повышают организованность ребенка и помогают ему учиться.

– Жаркая погода может вызывать сенсорные перегрузки и истерики у ребенка с синдромом Аспергера. Подумайте об установке кондиционера воздуха. В противном случае творчески планируйте занятия, которые связаны с водой. Если у вас нет доступа к бассейну, наполните ванну и пусть ребенок купается в ней по нескольку раз в день. Попробуйте посидеть на мокрых полотенцах, когда на вас направлен вентилятор. Помойте машину, собаку или окна. Играйте в водные пистолеты и другими подобными игрушками. (Возможно, вашему ребенку не нравится, когда вода попадает на лицо, но он сможет терпеть ее на остальных частях тела). Для меня жара означает большую стирку на следующий день (мой сын не переносит мокрую одежду), но я лучше буду стирать, чем иметь дело с истериками!

– Мягкий массаж головы, особенно затылка и за ушами может снять стресс и успокоить ребенка с синдромом Аспергера. Если ему не нравится, когда его трогают, можно обратиться к его интеллекту: «Это помогает твоему мозгу расслабиться». Попробуйте сделать массаж частью вашего распорядка дня.

– Если растворить полчашки «английской соли» в ванне ребенка, то это поможет ему расслабиться, как только он впитает сульфат магния.

– Учить ребенка правильным навыкам разговора недостаточно – будьте максимально конкретны. Говорите со своим ребенком с синдромом Аспергера о том, в какой момент нужно принимать участие в разговоре (например, когда голова и плечи наклонены в твою сторону, если есть контакт глазами), какой тон означает, что говорящий закончил и ждет ответа.

– Двухминутная борьба со стрессом. Чтобы перенаправить негативное поведение ребенка с синдромом Аспергера, используйте занятия, которые активизируют правое полушарие мозга, например, рассказать алфавит в обратном порядке, считать в обратном порядке (используйте в качестве отправного пункта достаточно сложные цифры для этого возраста) или повторяйте скороговорку. Это работает!

– Для детей с чувствительной сенсорикой можно: удалять этикетки с одежды; отдавать предпочтение натуральным тканям; надевать носки вывернутыми наизнанку; поощрять ношение солнцезащитных очков; наблюдать за «громкостью» окружающей среды ребенка; включая телевизор, радио и тому подобное; если ребенок отстраняется от вас, проверьте, как от вас пахнет (духи, дезодорант, ополаскиватель для рта, кондиционер для одежды); если вы предлагаете новые блюда, то пусть их текстура/консистенция будет такой же, как и у любимых блюд ребенка.

Читайте также:  Что такое синдром грязных локтей

Источник

Синдром Аспергера: симптомы и особенности воспитания детей

Синдром Аспергера – это один из видов расстройств психического развития, при котором наблюдают нарушения коммуникации, ограниченные интересы и трудности в социальной сфере. Симптомы и признаки этой болезни обычно выявляются у детей, но такой синдром не излечивается, поэтому он остается пожизненно и имеет свои особенности у взрослых. Столкнувшись с диагнозом, родителей обычно интересует, как воспитывать ребенка, каким ребенок вырастает при таком расстройстве и чем ему можно помочь.

Что это за синдром и его распространенность

Синдром Аспергера, который также носит название «шизоидное расстройство детского возраста», отнесен в группу расстройств так называемого аутистического спектра. Название патологии связано с психиатром по имени Ганс Аспергер. Он изучал детей с трудностями коммуникации и в 1944 году дал описание расстройству под названием «аутистическая психопатия». Автором термина, предложившим называть его с 1981 года именно «синдромом Аспергера», стала психиатр Лорна Уинг. С 1992 года это официальный диагноз.

Поскольку синдром Аспергера представляет собой нарушение психического развития, то он начинается в раннем детском возрасте и чаще всего диагностируется у пациентов 4-11 лет. У такого заболевания стабильное течение, а распространенность, по разным данным, составляет от 1,6 до 4,3 детей на 1000. При этом у девочек его выявляют в 3 раза реже, чем у мальчиков.

Среди известных людей, у которых имеется синдром Аспергера, называют актрису Ханну Дэрил, мотогонщика Гая Мартина, музыканта Крейга Николлса, японского геймдизайнера Сатоси Тадзири, экологическую активистку Грету Тунберг, актера Дэна Эйкройда.

Причины развития

О точной причине возникновения синдрома ничего неизвестно, но многие исследователи склоняются к тому, что большую роль в его развитии играет генетика. При этом сложно сказать, что именно провоцирует проблемы, ведь зачастую это взаимодействие нескольких генов.

Определенное значение могут иметь и внешние факторы, среди которых экологическая ситуация, инфекционные заболевания, отравляющие вещества, курение, стресс и другие, однако точная связь между ними и появлением аутистического расстройства пока не доказана.

Воспитание и социальные условия на формирование синдрома не влияют.

Во время развития головного мозга ребенка с синдромом Аспергера происходят изменения в разных его системах, но полного понимания, что происходит при такой патологии, еще нет. По мнению ученых, к появлению заболевания приводит множество факторов, которые влияют на нервную систему во время ее развития и затрагивают большинство функциональных систем. Существует много гипотез патофизиологических изменений, но все они на данный момент не доказаны и изучаются.

Как обучать детей с синдромом аспергера

Признаки у детей

Дети, у которых имеется синдром Аспергера, испытывают затруднения во время взаимодействия с другими людьми, которые проявляются так:

  • при общении они не смотрят прямо в глаза собеседнику;
  • у них практически нет друзей, так как им сложно завязывать и развивать дружеские отношения;
  • им не хочется разделять интересы и радости с другими людьми;
  • им трудно интерпретировать жесты, позу, мимику и другие невербальные элементы общения;
  • они могут долго говорить о чем-то интересном для них, не обращая внимания, как реагирует на это собеседник;
  • активно общаясь с близкими людьми или отдельными знакомыми, они могут полностью игнорировать других людей (это называют избирательный мутизм);
  • они не проявляют эмоциональную взаимность, как будто бы «не видят» эмоции других, из-за чего посторонние могут посчитать их бесчувственными;
  • установив собственные правила, такие дети будут настаивать на их выполнении, а любые изменения в распорядке их расстраивают, вызывают волнение;
  • им трудно участвовать в играх, где требуется притворяться.
Читайте также:  Синдром ацетонемической рвоты у детей клинические рекомендации

Как обучать детей с синдромом аспергера

Кроме того, для пациентов с синдромом Аспергера характерно ограничение интересов и постоянное повторение определенного поведения. Они могут всецело отдавать свое внимание какому-то одному занятию или интересу, сосредотачиваясь лишь на нем, к примеру, постоянно пересматривают один мультфильм.

У таких деток нередко можно отметить бесцельные движения, которые называют стереотипией, например, раскачивание туловища либо махи руками.

Они испытывают потребность в сохранении привычного порядка, поэтому плохо переносят перемены. Очень часто ребенок с синдромом Аспергера неуклюж. У него плохой почерк, странная походка, могут быть плохо развиты навыки, при которых нужна ловкость.

Как обучать детей с синдромом аспергера

Что касается речи, то в целом при синдроме Аспергера языковые способности не нарушаются, но дети могут:

  • многословно и долго что-то рассказывать;
  • использовать неподходящую интонацию или громкость (разговаривать излишне быстро, отрывисто или громко);
  • резко менять тему;
  • не делать паузы в своем монологе, чтобы слушатель лучше его понял;
  • буквально интерпретировать текст, не понимая поддразнивание, иронию и юмор;
  • использовать понятные лишь им метафоры;
  • с трудом понимать речь на слух;
  • неправильно понимать нюансы;
  • автоматически повторять чужие слова (такое действие называют эхолалией);
  • не контролировать, заинтересован ли собеседник в разговоре;
  • быть неспособными объяснить выводы из того, что они сказали.

У некоторых деток с синдромом Аспергера также отмечают проблемы со сном. Им тяжело засыпать, они часто пробуждаются ночью, встают рано утром.

У подростков могут возникать затруднения с организацией распорядка дня и ухода за собой. Они часто испытывают трудности и в романтических отношениях, беспокоятся из-за неудачного опыта. У них увеличен уровень стресса и тревожности. В некоторых случаях подросток может вообще отказаться от общения, вести себя агрессивно. Возможно развитие аффективных расстройств и депрессии.

Как обучать детей с синдромом аспергера

Как обучать детей с синдромом аспергера

В случае сильного стресса у детей с синдромом Аспергера возникают срывы, которые называют мелтдаунами. Их причиной является перегрузка нервной системы, например, если ребенок находится в помещении с большим количеством людей, на него действует яркое освещение, концентрированный запах или очень громкий звук. К такому состоянию также могут привести внезапные изменения привычного распорядка или повышенные требования со стороны других людей

Срывы обычно сопровождаются криками, аутоагрессией, самоповреждениями, повторяющимися действиями.

Помимо этого, ребенок может реагировать на стресс не бурным срывом, а «отключением», во время которого он полностью или частично перестает реагировать на окружающий мир. При таком состоянии пациент уходит к себе в комнату, не отвечает на обращение к нему, смотрит в одну точку. Иногда «отключение» возникает после срыва, помогая ребенку восстановить силы и преодолеть стрессовую ситуацию.

Как обучать детей с синдромом аспергера

Признаки у взрослых

У большинства детей с синдромом Аспергера состояние значительно улучшается, когда они взрослеют. Однако у части пациентов остаются трудности с социализацией и коммуникацией и во взрослом возрасте. При этом многие взрослые не относят такое психическое расстройство к болезням, которые требуют лечения, а предпочитают считать его просто особенностями своей личности. Себя они называют «аспи», а людей без аутистических нарушений – «нейротипичными».

Взрослые с синдромом Аспергера могут быть одинокими или создавать семьи. Они нередко успешны в работе, если удалось найти деятельность, которая входит в круг их интересов. Им часто больше нравится нехудожественная литература и документальные фильмы, чем художественные произведения.

Как диагностируют?

Родители ребенка с синдромом Аспергера обращаются к врачу, когда замечают отклонения в поведении. Для экспертизы привлекают специалистов из области неврологии, генетики, психологии. В интервью с ребенком используют беседу и игры, а родителям предлагают ответить на ряд вопросов о протекании беременности, раннем возрасте, сильных сторонах и слабостях ребенка, его навыках и других нюансах.

Как обучать детей с синдромом аспергера

Чтобы поставить диагноз, маленького пациента обследуют и определяют, имеются ли специфические диагностические критерии патологии:

  • есть ли проблемы с социальным взаимодействием;
  • имеются ли повышенные изолированные интересы, стереотипии и повторяющиеся действия;
  • нет ли очевидного замедления речевого и когнитивного развития;
  • отсутствуют ли симптомы, характерные для шизофрении, обсессивно-компульсивного расстройства, шизотипического расстройства и прочих нарушений развития.
Читайте также:  Комплекс упражнений на синдром грушевидной мышцы

Диагностика во взрослом возрасте несколько сложнее, так как стандартные критерии разработаны для детей, а симптомы патологии с возрастом видоизменяются.

Чем отличается от аутизма?

Специалисты считают, что синдром Аспергера и детский аутизм – это патологии с общей причиной, вызванные одинаковыми нарушениями, но с разной симптоматикой. У аспи имеются практически все характерные для аутизма черты, но они выражены в легкой форме. По сравнению с аутизмом, у пациентов с синдромом Аспергера:

  • лучше развита речь;
  • выше IQ;
  • отсутствует задержка когнитивного развития;
  • нормально развиваются навыки самообслуживания;
  • имеется любопытство по отношению к внешнему миру.

Как обучать детей с синдромом аспергера

Лечение

Единой тактики терапии синдрома Аспергера не существует. Так как заболевание не излечивается, то лечение направлено лишь на поддержку детей и взрослых, благодаря которой симптомы патологии сглаживаются. Основную роль в этом играет психотерапия.

Чтобы наладить взаимодействие с другими людьми, пациентам рекомендуются тренинги социальных навыков.

Благодаря когнитивно-поведенческой психотерапии люди с синдромом Аспергера лучше справляются со стрессом. Использование лечебной физкультуры улучшает координацию движений и учит контролировать свое тело.

Лекарственная терапия используется лишь в сочетании с нелекарственной, в основном для коррекции депрессии, невроза, агрессии или невнимательности. Некоторые лекарства из группы антипсихотиков и антидепрессантов показали свою эффективность в смягчении симптомов, но подобная терапия может приводить к осложнениям и побочным эффектам, поэтому требует повышенной осторожности.

Как обучать детей с синдромом аспергера

Рекомендации родителям

Специалисты считают, что у родителей, столкнувшимся с синдромом Аспергера у своих детей, уровень стресса значительно повышен. Их обращение к психологм для личной консультации значительно улучшает общую ситуацию, влияет на поведение ребенка, улучшает прогноз. После посещения они начинают лучше понимать, почему у их ребенка такой диагноз, как справляться с трудностями, чего ожидать в будущем.

Поддерживайте ребенка во время обучения в школе. Из-за странного поведения аспи часто становятся изгоями и могут страдать от буллинга. Когда они показывают знания и получают хорошие оценки, то одновременно могут приобрести и прозвище «ботаника».

При наличии глубоких знаний по одному предмету ученик с синдромом Аспергера может отставать по другому предмету, а учителя считают это странным и записывают ребенка в проблемные. К тому же на уроках такие дети могут заниматься посторонним делом, например, рисовать, а если получают замечание, «закрываются», а иногда и срываются.

Не изолируйте ребенка от общества. Напротив, помогите ему наладить контакты со сверстниками. Обращайте внимание на его интересы, постарайтесь превратить «особенности» его личности в сильные стороны.

Помогите сыну или дочке выбрать профессию по душе, так как для аспи заниматься любимым делом действительно важно. Пусть ребенок получит образование в той области, к которой у него есть максимальный интерес.

Как обучать детей с синдромом аспергера

При синдроме Аспергера возможна успешная реализация в таких профессиях, как программист, дизайнер, математик, мастер ремонтных работ, фотограф, музыкант, библиотекарь, редактор, работник архива, физик, бухгалтер.

Лучше избегать деятельности, при которой нужна хорошая краткосрочная память и есть необходимость общения с большим количеством людей, например, не стоит выбирать профессию кассира, администратора, официанта, диспетчера.

И еще несколько советов:

  • Позаботьтесь и о своем психическом состоянии. Если мама будет постоянно раздражена или ребенок регулярно будет наблюдать ссоры между родителями, это будет способствовать появлению срывов.
  • Не допускайте гиперопеки. Постепенно обучайте ребенка навыкам, которые ему понадобятся в будущем, например, совершать покупки в магазине. Начинайте с небольших заданий, а потом усложняйте.
  • Не сравнивайте сына или дочь с другим ребенком, даже если у него то же самое расстройство и такие же симптомы. Вам не подойдут те способы решения проблем, которыми воспользовались другие родители, придется подыскать свои – эффективные именно для вашего чада.
  • Не пытайтесь социализировать ребенка насильно. Если у малыша есть трудности в детском саду, поищите альтернативу, чтобы он смог нормально развиваться в том темпе, который будет для него комфортным. Постарайтесь, чтобы любые контакты со сверстниками приносили ребенку положительные эмоции, а не вызывали перегрузку нервной системы.

Как обучать детей с синдромом аспергера

Источник