Как определить есть ли синдром аспергера

Синдром Аспергера, в настоящее время называемый расстройством аутистического спектра первого уровня, влияет на способность человека общаться и взаимодействовать с окружающими. Люди с синдромом Аспергера имеют IQ от среднего до высокого и могут много добиться в жизни, но испытывают проблемы из-за социальной неловкости и ограниченных невербальных коммуникативных навыков. Симптомы синдрома Аспергера проявляются также при ряде других расстройств, так что диагностировать его бывает непросто.

Признаки синдрома Аспергера

  1. 1

    Обратите внимание на необычные невербальные коммуникативные навыки. Люди с синдромом Аспергера с самого раннего детства общаются не так, как остальные. Эти отличия являются наиболее заметным симптомом, особенно в детстве, пока ребенка еще не научили более эффективным приемам общения. Обратите внимание на следующие особенности коммуникации:

    • стремление избегать зрительного контакта;[1]
    • ограниченное использование мимики и/или монотонная речь;
    • ограниченное использование языка тела, например жестов руками или кивков.
  2. 2

    Обратите внимание на сложности восприятия. Людям с синдромом Аспергера часто бывает трудно обрабатывать информацию на слух. Они могут часто уточнять «что?» или «повторите, пожалуйста», только чтобы понять, что человек сказал, в то время как он сам уже повторяет сказанное.

    • Человеку бывает трудно запомнить большое количество устной информации, и когда дело касается заданий или поручений, он предпочитает письменные инструкции.
    • Некоторые люди с синдромом Аспергера проявляют селективный мутизм, то есть говорят только тогда, когда чувствуют себя комфортно.[2] Также им бывает трудно или невозможно говорить во время сенсорной перегрузки, срыва (мелтдауна) или вообще.
  3. 3

    Определите, нет ли у человека проблем со считыванием социальных сигналов. Человеку с синдромом Аспергара бывает трудно понять, как чувствуют себя другие люди, и распознать невербальные признаки. Ему может быть сложно разобраться, что означает выражение лица или язык тела собеседника — радость, печаль, страх или боль. Вот некоторые варианты проявления этих сложностей:

    • Человек может не понять, что сказал что-то обидное или заставил собеседника почувствовать неловкость.
    • Ребенок может играть слишком грубо, не сознавая, что толчки и другой агрессивный физический контакт может причинять боль.
    • Человем постоянно спрашивает, как чувствует себя собеседник (например, «тебе грустно?», «ты точно устал?»), потому что сам в этом не уверен. Если ответ не будет честным, человек может запутаться и попытаться выяснить правду, вместо того чтобы просто забыть о ситуации.
    • Хотя человек может не понимать таких вещей, это вовсе не значит, что ему все равно, скорее наоборот. Он будет очень удивлен, огорчен и полон сожаления, если узнает, что его действия были неуместными. В большинстве случаев он даже не догадывается о том, что делает не так, и в результате может почувствовать даже хуже чем тот, чьи чувства он задел.
  4. 4

    Обращайте внимание на неловкие или односторонние разговоры. Люди с синдромом Аспергера не всегда знают, как поддерживать диалог, особенно на интересные для себя темы или на темы общечеловеческого характера, например о морали или правах человека. Они могут настолько увлечься предметом разговора, что не замечают, когда собеседник хочет что-то сказать или ему стало скучно.[3]

    • Некоторые люди с синдромом Аспергера осознают, что порой монополизируют разговор, и потому вообще боятся заговаривать о своих интересах. Если человек не решается завести беседу на любимую тему и, судя по всему, ожидает, что собеседник будет недоволен или заскучает, то, возможно, он пытается подавить свой импульс из страха последствий.
  5. 5

    Обратите внимание, есть ли у человека особо сильные интересы. Многие люди с синдромом Аспергера испытывают повышенный, граничащий с одержимостью интерес к нескольким определенным темам. Например, человек, интересующийся футболом, может запомнить состав и статистику всех команд высшей лиги. Другой может любить писательство и с юных лет писать романы или подробные многословные советы. С возрастом подобная увлеченность может вылиться в успешную и приносящую удовлетворение карьеру.[4]

  6. 6

    Посмотрите, трудно ли человеку заводить новых друзей. Людям с синдромом Аспергера бывает трудно заводить друзей из-за проблем с эффективной коммуникацией. Многие из них хотят с кем-нибудь подружиться, но им не хватает социальных навыков. Их стремление избегать зрительного контакта и неловкие попытки завязать разговор могут восприниматься как грубость или антисоциальное поведение, хотя на самом деле они были бы рады познакомиться поближе.

    • Некоторые люди с синдромом Аспергера, особенно дети младшего возраста, могут не проявлять интереса к взаимодействию с окружающими. Обычно с возрастом это проходит, и взамен приходит желание соответствовать и быть принятыми в социальную группу.
    • У людей с синдромом Аспергера может быть лишь несколько близких людей, прекрасно их понимающих, либо они окружают себя большим количеством «просто знакомых», с которыми не имеют настоящей близости.
    • Люли с аутизмом чаще подвергаются травле и склонны доверять тем, кто их использует.
  7. 7

    Обратите внимание на координацию движений. Людям с синдромом Аспергера часто не хватает координационных навыков, и они могут быть несколько неуклюжими, например часто спотыкаться или натыкаться на стены или мебель. координация ухудшается, человек начинает двигаться неуклюже, часто натыкаясь на предметы и даже стены. Интенсивные физические нагрузки или спорт — не их сильная стороны. [5]

  8. 8

    Обратите внимание на сенсорную чувствительность. Люди с синдромом Аспергера могут иметь обостренные или притупленные чувства. Они могут избегать чрезмерной сенсорной нагрузки и чувствовать себя плохо под ее влиянием либо, напротив, искать дополнительные сенсорные стимулы, когда им скучно или не хватает этих стимулов.

    • Чтобы справится с перегрузкой, человек может прибегать к помощи повторяющихся движений. Однако некоторые учатся подавлять эти нормальные для себя движения из опасений, что их будут считать странными.
  9. 9

    Посмотрите, сложно ли человеку справляться с трудностями. Для людей с синдромом Аспергера жизнь может быть нелегкой, и иногда они просто не выдерживают. Человек может от всего отстраниться или переживать неконтролируемые приступы плача.

  10. 10

    Выявите задержки в развитии, причем не только в детском возрасте. Задержки в развитии могут быть незначительными, но мешать человеку стать более независимым. У детей и подростков с синдромом Аспергера взросление может быть сопряжено с трудностями и страхами, поскольку у них не получается соответствовать всем новым требованиям. Посмотите, можно ли сказать, что у человека задержка в развитии, когда он:

    • учится плавать;
    • учится ездить на велосипеде;
    • самостоятельно выполняет работу по дому;
    • учится водить машину.
  11. 11

    Обратите внимание, нуждается ли человек в дополнительном времени в тишине. Людям с синдромом Аспергера бывает трудно соответствовать всем требованиям современной жизни, и им важно иметь время на отдых, чтобы расслабиться и восстановиться после пережитых за день событий.

    • Ученикам с синдромом Аспергера бывает нужно отдохнуть какое-то время после школы.

Подтверждение диагноза

  1. 1

    Почитайте о синдроме Аспергера, чтобы принимать грамотные решения. Исследователи в области медицины и психологии все еще изучают вопрос, как правильно диагностировать синдром Аспергера и как его следует лечить. Наверняка вам встретятся врачи и психотерапевты, которые придерживаются совершенно разных подходов, и это может сбивать с толку. Почитайте о синдроме самостоятельно, чтобы лучше понять разницу между подходами и быть в состоянии принять решение, лучшее для вас или члена вашей семьи.

    • Почитайте, что пишут люди с аутизмом. Об аутизме существует слишком много ложной или ошибочной информации, и те, кто с ним живут, могут предложить наиболее глубокий и объективный взгляд на то, что он из себя представляет и какие средства при нем эффективны. Почитайте литературу, выпускаемую организациями, которые занимаются проблемами аутизма.
    • Различные организации, например фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход», фонд «Обнаженные сердца» или National Autistic Society (США) публикуют наиболее актуальную информацию о диагностике, лечении и жизни с синдромом Аспергера.
    • Чтение книг о синдроме Аспергера, написанных людьми, живущими с этим синдромом, поможет увидеть проблему изнутри. Если вы читаете на английском, можно порекомендовать “Nerdy, Shy, and Socially Inappropriate” (Cynthia Kim) или “Loud Hands: Autistic People, Speaking” (сборник эссе разных авторов с аутизмом).
  2. 2

    Ведите дневник наблюдаемых симптомов. Все мы время от времени проявляем неловкость в социальных ситуациях или другие признаки синдрома Аспергера, но если вести дневник и отмечать каждый случай, можно заметить определенные шаблоны. Если у человека действительно есть синдром Аспергера, одни и те же симптомы будут повторяться снова и снова, а не раз или два.

    • Записывайте подробные описания того, что вы наблюдали. Так вы сможете дать психотерапевту или психиатру больше информации для постановки правильного диагноза.
    • Имейте в виду, что многие симптомы синдрома Аспергера свойственны и другим расстройствам, таким обсессивно-компульсивное расстройство или синдром дефицита внимания и гиперактивности. Важно признавать, что вы можете иметь дело не с синдромом Аспергера и что специалисты могут поставить другой диагноз (или несколько), чтобы вы или ваш близкий человек получили правильное лечение.
  3. 3

    Пройдите онлайн-тест. В сети есть несколько тестов, с помощью которых можно определить, может ли у человека быть синдром Аспергера. Проходящему тест человеку будут предложены вопросы касательно его социальной активности, любимого времяпрепровождения, сильных и слабых черт. Ответы позволят определить, возможно ли, что у человека наличествуют характерные для синдрома Аспергера признаки.[6]

    • Результаты онлайн-тестов — это ни в коем случае не диагноз! Это лишь способ определить, стоит ли проходить дальнейшее обследование. Если тесты выявили склонность к аутизму, возможно, вам нужно обратиться к врачу и узнать больше.
  4. 4

    Проконсультируйтесь с врачом. Если вы прошли онлайн-тест и у вас есть основания полагать, что расстройство имеет место, для начала запишитесь на прием к семейному врачу или к терапевту. Принесите с собой ваш дневник наблюдений, поделитесь опасениями. Скорее всего, врач задаст вам несколько вопросов и попросить уточнить те или иные моменты. Если врачу тоже покажется, что у вас может быть синдром Аспергера или другое расстройство, то он выпишет направление к профильному специалисту.

    • Первый разговор с врачом может даться вам непросто. До сих пор вы, скорее всего, держали свои подозрения при себе, а разговор с врачом может многое изменить в вашем будущем. Но идет ли речь о вас или вашем ребенке, вы правильно делаете, что действуете, а не игнорируете свои наблюдения.
  5. 5

    Обратитесь к специалисту для полноценного обследования. Перед приемом наведите справки, работает ли психиатр, к которому вас направили, с расстройствами аутистического спектра. Во время первого приема специалист, скорее всего, задаст вам ряд вопросов и предложит тест, похожий на тот, что вы проходили онлайн. Когда диагноз будет поставлен, врач даст вам рекомендации, как действовать дальше.[7]

    • На приеме у врача не бойтесь задавать вопросы о его квалификации, своем диагнозе и подходах к лечению.
    • Если вы не вполне уверены, что врач поставил правильный диагноз, обратитесь к другому специалисту и получите второе мнение.

Дальнейшие действия

  1. 1

    Работайте над лечением с командой профессионалов, которым вы доверяете. Синдром Аспергера требует работы сразу по нескольким направлениям: со стороны учителей, врачей, психотерапевтов, нянь или других людей, осуществляющих уход. Очень важно заручиться помощью опытных и неравнодушных профессионалов. Самое главное — найти психиатра или психотерапевта, с которым вы установите общий язык и доверие и к которому будете обращаться год за годом, борясь с проблемами, которые сопутствуют аутизму.[8]

    • Если после нескольких сеансов вы чувствуете дискомфорт или неприязнь, без колебаний начинайте искать специалиста, который будет лучше для вас или вашего ребенка. В психотерапии доверие крайне важно.
    • Также вам может понадобиться помощь квалифицированных педагогов, диетологов и прочих специалистов, которые научат вас иметь дело с особыми потребностями — вашими собственными или вашего ребенка.
    • Остерегайтесь недобросовестных специалистов. Признаки плохого специалиста — жестокость (крики, ограничение движений), принуждение пациента с аутизмом к нормотипичному поведению, отказ в доступе на сеансы терапии родителям или опекунам. Такой специалист дает фальшивые обещания, например обещает «вылечить» аутизм, хотя он остается у человека на всю жизнь. Если пациент ненавидит терапию или боится ее, то ее нужно прекратить.
  2. 2

    Обратитесь за эмоциональной поддержкой. Жизнь человека с аутизмом может быть непростой и, возможно, вам постоянно придется учиться, как с ней справляться. Помимо помощи врачей и психотерапевтов, подумайте о том, чтобы найти группу поддержки людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Найдите тех, к кому вы сможете обратиться с вопросами или когда вам просто будет нужен тот, кто вас выслушает и поймет.

    • Возможно, в вашем городе есть группы взаимопомощи для людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Попробуйте поискать такие группы через интернет.
    • Можете посещать тематические конференции — там вы не только встретите единомышленников, но и узнаете много нового и полезного, включая современные методики лечения.
    • Вступите в организацию или сообщество людей с аутизмом. Вы можете познакомиться с людьми, имеющими такой же диагноз, которые меняют мир к лучшему.
  3. 3

    Живите, принимая в расчет ваши уникальные потребности. Люди с синдромом Аспергера сталкиваются с бóльшим количеством проблем, чем нормотипичные, особенно в сфере социальных взаимодействий. Однако они могут жить насыщенной жизнью, заводить прекрасные отношения — многие вступают в брак и обзаводятся детьми — и добиваться успеха в карьере. Если вы осознаете уникальные потребности такого человека, помогаете ему справиться со слабыми сторонами и поощряете сильные, то даете ему шанс жить полноценной жизнью.

    • Одним из способов сделать жизнь человека с синдромом Аспергера проще — следовать расписанию. Если же приходится отступать от расписания, то следует найти время, чтобы объяснить, зачем это необходимо.
    • Люди с синдромом Аспергера отлично учатся на примерах. Например, вы можете научить их здороваться: говорить «здравствуй», пожимать руку и смотреть на человека. Психотерапевт расскажет вам, как правильно проводить подобные обучающие занятия.[9]
    • Вы очень поддержите человека с синдромом Аспергера, если будете поддерживать его в его интересах и начинаниях, помогая ему добиваться успеха.
    • Показывайте человеку, что любите его вместе с его особенностями. Лучший подарок человеку с синдромом Аспергера — принимать его таким, как он есть.

Советы

  • Рассказывая людям о своем состоянии, можете рассказать им, какие симптомы сильнее всего влияют на вашу жизнь, и пояснить, что эти симптомы особенно сильно выражены у людей с синдромом Аспергера. (Например, все в какой-то момент совершают ошибки в общении, но люди с синдромом общения делают это чаще.)
  • Давайте людям ссылки на статьи. Читайте блоги авторов с аутизмом, отмечайте лучшие на ваш взгляд статьи закладками и отправляйте ссылки тем, кто проявит интерес. Это может быть полезно для тех, кто не имеет опыта общения с людьми с особыми потребностями, или для тех, кто доставляет вам трудности по незнанию.
  • Если вы считаете, что у вас или вашего близкого человека может быть синдром Аспергера, присматривайтесь к симптомам, отвечайте на онлайн-тесты и проводите исследования.

Предупреждения

  • Не сдавайтесь, если вам не верят. Синдром Аспергера — особенность, которую нужно правильно диагностировать и обеспечить поддерживающее лечение поведенческое расстройство, поэтому обратиться к специалистам необходимо.
  • Синдром Аспергера может сопровождаться и другими расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, тревожность, эпилепсия, депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивности и так далее. Если вы подозреваете у себя одно из этих расстройств, расскажите об этом близкому человеку или врачу.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 23 913 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.

Что такое синдром Аспергера?

Что такое синдром Аспергера?

Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.

Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).

DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.

Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ

МКБ-10:  Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме,  и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии. 
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.

Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.

Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.

У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.

Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы

Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.

Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.

Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?

Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.

Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно  эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей

Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.

Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.

Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.

Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.

Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:

  • 50% получают высшее образование.
  • 12% находят работу на полный рабочий день.
  • 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
  • 3% живут самостоятельно.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы

Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.

Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка. 

У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками.  Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.

Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.

Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.

Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!

И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.

Синдром Аспергера: причины

Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.

Синдром Аспергера: диагностика

Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.

Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.

Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.

Синдром Аспергера: лечение

При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.

И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.

Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством

  • Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
  • Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
  • Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
  • Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
  • Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
  • Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
  • Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
  • И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник

Читайте также:  Может ли синдром тернера не быть на узи