Как отучить высовывать язык ребенка с синдромом дауна

Как отучить высовывать язык ребенка с синдромом дауна thumbnail

Как отучить высовывать язык ребенка с синдромом дауна

Существует несколько причин, по которым дети могут иметь привычку высовывать язык: от врожденных рефлексов до проблем со здоровьем.

Ребенок высовывает язык. Это нормально?

Младенцы обычно исследуют мир, используя рот. Поэтому высунутый язык  – скорее, норма, чем исключение, причем основная причина, которая сподвигает ребенка так делать – врожденный рефлекс. В данном случае речь идет про “рефлекс толчка языка”, который помогает малышу захватывать сосок. 

Рефлекторное высовывание языка является обычным явлением и наблюдается у каждого здорового ребенка, причему малыш перерастает эту привычку к 5-7 месяцам. 

Причины, по которым ребенок высовывает язык

Ниже приведены другие распространенные причины, помимо рефлексов, по которым младенец может высовывать язык. 

1. Подражание взрослым

Многие взрослые нередко высовывают язык в качестве игры. Обычно в ответ слышится заливистый смех! Согласно ряду исследований, младенцы могут копировать поведение взрослых, подражая им. 

2. Средство выражения потребностей 

Младенец может высунуть язык, чтобы подать сигнал маме: “Я голоден”. Правда, бывает и наоборот: малыш ведет себя точно так же, чтобы сообщить: “Я сыт. Можно перестать меня кормить”.

3. Проявление рвотного или сосательного рефлекса 

Примерами детских рефлексов, которые могут заставить ребенка высунуть язык, являются сосательный и рвотный.

Сосательный рефлекс возникает при поглаживании области вокруг рта. Это движение заставляет малыша шевелить губами и языком в ожидании сосания.

Рвотный рефлекс возникает, когда задняя часть рта или горла ощущает твердый предмет. Высунув язык, малыш как бы пытается удалить вероятное инородное тело.  

4. Неготовность к твердому прикорму 

Младенцы, как правило, высовывают язык, когда их кормят полутвердыми продуктами с ложки. Если ребенок делает это, то это означает, что у него все еще есть рвотный рефлекс и он не готов к полутвердым и твердым веществам.

Дети перестают так делать, как только язык может надавить на верхнюю часть неба и проглотить пищу. 

5. Дыхание ртом 

Ребенок может высовывать язык наружу при дыхании ртом. Причины этого могут быть самые различные: кашель, простуда, закупорка пазух носа, аллергия, воспаление миндалин или аденоидов.

6. Дискомфорт из-за газа

Некоторые дети могут высунуть язык во время прохождения газов – из-за дискомфорта и боли.

7. Макроглоссия

Макроглоссия – это аномальное увеличение языка – такое, что удержать его во рту очень сложно.  У некоторых детей может развиться это состояние из-за таких заболеваний, как синдром Дауна, гипотиреоз или синдром Беквита-Видемана.

Иногда большой язык может быть унаследован от родителей или быть следствием опухоли или травмы. 

8. Микрогнатия

Некоторые дети рождаются с маленьким подбородком и челюстью, поэтому держать язык в таком рту довольно проблематично. Это состояние известно как микрогнатия и у многих проходит само по себе – по мере роста рта и развития мышц – к возрасту 5-7 месяцев. 

Другие причины микрогнатии – расщелина неба и основные заболевания, такие как болезнь Марфана, трисомия 13, трисомия 18, синдром Пьера Робина и т. д.. При этом размер языка нормальный, но подбородок маленький.

9. Гипотония

Гипотонией называется низкий мышечный тонус, который может повлиять на несколько мышц тела, в том числе языка. В таких случаях язык ребенка высовывается изо рта. Это может произойти из-за различных заболеваний, таких как синдром Дауна, Прадера-Вилли, Ретта и т. д..

10. Аномальный рост тканей во рту

Ткани, выросшие аномально в полости рта или на языке, могут настолько заполонить собой пространство, что языку становится тесно, и ребенок вынужден его высовывать. 

Причины, по которым это происходит: опухоль или инфекция слюнной железы или киста щитовидного протока.

11. Орофациально-функциональное расстройство

Высовывание языка является наиболее распространенным видом орофациально-функционального расстройства (ОМД) – группы заболеваний лица и полости рта. Это часто происходит из-за ненормального положения языка в состоянии покоя.

Расстройство может развиться из-за различных причин, таких как врожденные проблемы, семейный анамнез и даже длительное сосание большого пальца.

Часто задаваемые вопросы

1. Является ли высунутый язык ребенка признаком прорезывания зубов?

Когда у малыша режутся зубы, он может чувствовать раздражение во рту и инстинктивно начать выталкивать язык. Ищите другие сопутствующие симптомы появления молочных зубов, такие как опухшие или красные десны, чрезмерное слюнотечение, раздражительность. 

2. Высовывают ли дети с синдромом Дауна язык?

Да. У детей, страдающих синдромом Дауна, очень маленькие челюсти и низкий мышечный тонус. Эти факторы провоцируют высовывание языка. Однако само по себе подобное поведение не следует рассматривать как диагностическую характеристику синдрома Дауна.

3. Является ли высунутый язык признаком аутизма?

Высунутый язык не является самостоятельным симптомом расстройств аутистического спектра. Однако он может наблюдаться наряду с различными другими признаками у детей с аутизмом.

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи

Задать вопрос на Форуме

Источник

Речь детей с синдромом Дауна. Как её развивать?

Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года—это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.

Как отучить высовывать язык ребенка с синдромом дауна

Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас. Логокоррекционная работа с ними отличается очень длительным периодом автоматизации звуков в связной речи. Ребёнок может правильно произносить отдельное слово, называя предмет или действие, но в речевом потоке пропускать и искажать звуки, переставлять слоги.

Некоторые дети с синдромом Дауна, несмотря на то, что начинают говорить позже общепринятых сроков, то есть после трёх лет, самостоятельно овладевают речью. Обычно они имеют проблемы с артикуляцией, но, тем не менее, могут легко общаться с окружающими. Часть детей требует безотлагательной логопедической помощи, они постепенно овладевают тем, чему их учат. А определённый, малый, процент «солнечных» деток остаются молчунами.

Читайте также:  Какие таблетки снимут похмельный синдром

Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы, как:

1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом; 2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.

Между отечественными учёными-логопедами по сей день ведутся дискуссии по поводу того, может ли быть алалия при сниженном интеллекте. А зарубежные логопеды вообще не пользуются этим термином, такого диагноза у них нет. Есть оральная апраксия. И тут я соглашусь с зарубежными коллегами. При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще—их сочетание.

Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мыш.

Апраксия — состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом.

Также существуют анатомические факторы:

– высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

– особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

– открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

– маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

– относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Учитывая возможность возникновения у ребёнка с синдромом Дауна дизартрии, конечно же, есть смысл с самого раннего возраста делать ему логопедический массаж, чтобы к моменту появления речи свести к минимуму дефекты звукопроизношения. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.

Дети с дизартрией, как правило, допускают в своей речи одни и те же ошибки. То есть, если вместо слова «ручка» ребёнок произносит «люська», то он говорит так в любой ситуации, всегда.

Для детей с апраксией свойственна проблема программирования речи, поэтому они могут переставлять звуки в слове и делать это каждый раз по-иному, иногда произнося слово правильно. Для апраксии характерны следующие внешние признаки:

– ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;

– непоследовательность ошибок в речи;

– ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;

– ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;

– проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;

– ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;

– отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.

Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться. Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы. Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.

В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать. Во время занятий не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Пусть ваша радость за успехи ребёнка, а также сам результат его трудов будет основной наградой за приложенные усилия. Главное, запомните, что такого явления, как «речь детей с синдромом Дауна» не существует, у всех деток с этим диагнозом разные речевые трудности. Кому-то нужно всего лишь исправить произношение нескольких звуков, а кого-то – научить разговаривать с нуля.

Источник

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием “Не только буква РЭ” ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала – немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием “Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование”, полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде “Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?”

Читайте также:  Как называется синдром когда трясется голова

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней – тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны – единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное “а что же УЗИ -то не сделали?”, людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза – некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал – знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист – Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге “Говори! Ты это можешь!” Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы – практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять “даунят” в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам – не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще – сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции – основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация – этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения – изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом – ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник

Голосование за лучший ответ

Лилиана

Мастер

(1529)

10 лет назад

пусть не бздит врач херов. у меня до сих пор есть видео узи, где сынулька язык высовывает. Ребенку уже 5 лет, никакого синдрома Дауна и других болячек нет

Алена

Мыслитель

(8659)

10 лет назад

пройдите еще раз диагностику у независимогоспециалиста. сдайте лабораторную диагностику кровь… может у доктора у самого даунита завернулась за другую…

Читайте также:  Коронавирусом ближневосточного респираторного синдрома mer

Екатерина

Просветленный

(22160)

10 лет назад

мой Ваня вообще предпочитал не высовываться на узи и мне говорили, что с ним что то не так)) ) а он просто не любил датчики и все! на КТГ тоже затихал и мне ставили низкие баллы.. . а родился нормальный ребенок.. . у меня вот сейчас губы пересохли и я облизала их, высунув язык)) ) я точно не даун!

Источник: ВСЕ ХОРОШО!

Lea

Гуру

(3071)

10 лет назад

а разве скрининг не делали? только УЗИ?

ТаняМастер (2324)

10 лет назад

да делала я скрининги – все отлично, и на узи часто ходила, ничего не говорили -все ок (без патологий). а вчера вот уже в роддоме делали – сказали что весь осмотр с вытащенным языком.

Ингрид

Мудрец

(19305)

10 лет назад

Я вообще промолчу что мне врач про моего ребенка сказала!!! Ревела я потом как дура, а все зря, с ребенком то все в порядке было!!!!

ЕкатеринаПросветленный (22160)

10 лет назад

теще моего брата сказали, что внутри у нее ребенок без головы, а с двумя попками))) мы со снохой иногда любим поприкалываться над этим… особенный ржач на нас напал, когда мы сидели в ЖК, а по прописке она относилась к участку, где эта врач, все еще продолжала работать)))

ТаняМастер (2324)

10 лет назад

здорово, что все обошлось. Я тож надеюсь на здравыйсмысл, хотя страшно все равно

Светлана

Гуру

(3130)

10 лет назад

у меня малыш вчера пуповину грыз ( ну или сосал, в общем в рот тащил) и что? кто он теперь?
развлекается малыш как может. с чего они вообще взяли. мне лично сказали, что они смотрят анатомию плода все. а его интеллект никто не может определить. уж если на ранних сроках все было в прядке с воротниковой зоной и т. д. сейчас-то что… .
не переживате. ох уж эти врачи. иногда готова уйти в лес и родить там, чтоб не слушать пугалки врачей и не забивать себе голову

ТаняМастер (2324)

10 лет назад

да все в порядке. и с воротниковой было 1,5 и если синдром Дауна в среднем 1:700, то мне поставили 1: 5800. я ща по языку говорят ужасы. но все равно страшно ужасно

СветланаГуру (3130)

10 лет назад

Татьян, срок наверняка уже хороший…
ничего уже не сделаете верно? перед выбором же вас не ставят.
так вот не верьте в эти ужасы и ждите здорового малыша.
я вот стою перед выбором остаться с инфекцией или пить антибиотики, но как бы я не решила, я буду молиться и ждать здоровго малыша.
Ведь сколько передач разных, про чудеса в утробе. говорили одно, пугали матерей, а в итоге их вера либо чудо..помогали на свет появиться совсем здоровым малышам))
ВЫШЕ НОС.

СветланаГуру (3130)

10 лет назад

Татьян, если не сложно, напишите мне потом, когда появится ваш малыш), чтоу вас все хорошо…
Хочу лишний раз убедится в голословности врачей.
Кстати еще раз про узи…
мне вот на 22 неделе ставили толщину плаценты 31 мм. и типа гиперплазия и т.д.
вчера на узи 28 недель толщина 27 мм.
Вот вам и замеры….а сколько мне нервов вытрепали за это время,
а уж как они язык там разглядели)
я видела девочку, уже большенькую и она периодически( ну вот нравится ей так) язычок показывает. ну у них и намека нет об отклонениях.

нина

Мудрец

(13858)

10 лет назад

ваш врач сам случайно не даун?
у меня ребенок на последнем узи всем врачам язык показал. а врачей было человек 5-6 (собрали консилиум чтоб решить кесарить меня или сама рожу)
и ни один врач не сказал, что это маркер дауна. родился нормальный здоровый ребенок

Марфа Васильевна

Мудрец

(11150)

10 лет назад

Не переживайте, все будет хорошо, моя всю узи сосала кулак, а под конец показала нам язык, никаких отклонений нет, анализы были в норме, по развитию физическому в норме, по интеллектуальному на 2месяца впереди. УЗИ было на 37неделе

дарья боровик

Просветленный

(44001)

10 лет назад

Случайно не в 27 роддоме Москва узи делали? А то там ТАКИЕ спецы в ПЦ работают, которые не состоянии девочку от мальчика отличить. Еще Ваш врач должен был знать, что высунутый язык это не только показатель СД, но еще других заболеваний- нарушения ( не особо и сильные) щитовидки например. Но мне кажется, если воротниковая зона была в норме, ( двойная шейная складка присутствует у всех Даунят) то и беспокоится не о чем.

Енот

Мудрец

(14593)

10 лет назад

У людей с синдромом Дауна, из за особого строения черепа, язык не помещается в полости рта.
Но делать выводы только по этому критерию – видимо у вашего врача с головой не все в порядке, рас он не понимает что могут натворить неосторожные, безосновательные слова, в адрес беременной женщины.

Татошка

Знаток

(339)

10 лет назад

не переживайте! Все будет отлично! Врачи обожают пугать, мой вот средний палец на последнем узи показывал и что? ! А вот, когда родился в месяц невропатолог кучу диагнозов понаставила, что ребенок, рожденный до 3500 будет идиотом.. . но как-то не угадала! Деть Ваш просто развлекается! Но на всякий случай для Вашего личного спокойствия сделайте узи в другом месте и кровь сдайте. Удачи Вам! Легких родов и здорового ребеночка!

Источник