Как понять есть ли у тебя синдром аспергера

Как понять есть ли у тебя синдром аспергера thumbnail

Синдром Аспергера, в настоящее время называемый расстройством аутистического спектра первого уровня, влияет на способность человека общаться и взаимодействовать с окружающими. Люди с синдромом Аспергера имеют IQ от среднего до высокого и могут много добиться в жизни, но испытывают проблемы из-за социальной неловкости и ограниченных невербальных коммуникативных навыков. Симптомы синдрома Аспергера проявляются также при ряде других расстройств, так что диагностировать его бывает непросто.

Признаки синдрома Аспергера

  1. 1

    Обратите внимание на необычные невербальные коммуникативные навыки. Люди с синдромом Аспергера с самого раннего детства общаются не так, как остальные. Эти отличия являются наиболее заметным симптомом, особенно в детстве, пока ребенка еще не научили более эффективным приемам общения. Обратите внимание на следующие особенности коммуникации:

    • стремление избегать зрительного контакта;[1]
    • ограниченное использование мимики и/или монотонная речь;
    • ограниченное использование языка тела, например жестов руками или кивков.
  2. 2

    Обратите внимание на сложности восприятия. Людям с синдромом Аспергера часто бывает трудно обрабатывать информацию на слух. Они могут часто уточнять «что?» или «повторите, пожалуйста», только чтобы понять, что человек сказал, в то время как он сам уже повторяет сказанное.

    • Человеку бывает трудно запомнить большое количество устной информации, и когда дело касается заданий или поручений, он предпочитает письменные инструкции.
    • Некоторые люди с синдромом Аспергера проявляют селективный мутизм, то есть говорят только тогда, когда чувствуют себя комфортно.[2] Также им бывает трудно или невозможно говорить во время сенсорной перегрузки, срыва (мелтдауна) или вообще.
  3. 3

    Определите, нет ли у человека проблем со считыванием социальных сигналов. Человеку с синдромом Аспергара бывает трудно понять, как чувствуют себя другие люди, и распознать невербальные признаки. Ему может быть сложно разобраться, что означает выражение лица или язык тела собеседника — радость, печаль, страх или боль. Вот некоторые варианты проявления этих сложностей:

    • Человек может не понять, что сказал что-то обидное или заставил собеседника почувствовать неловкость.
    • Ребенок может играть слишком грубо, не сознавая, что толчки и другой агрессивный физический контакт может причинять боль.
    • Человем постоянно спрашивает, как чувствует себя собеседник (например, «тебе грустно?», «ты точно устал?»), потому что сам в этом не уверен. Если ответ не будет честным, человек может запутаться и попытаться выяснить правду, вместо того чтобы просто забыть о ситуации.
    • Хотя человек может не понимать таких вещей, это вовсе не значит, что ему все равно, скорее наоборот. Он будет очень удивлен, огорчен и полон сожаления, если узнает, что его действия были неуместными. В большинстве случаев он даже не догадывается о том, что делает не так, и в результате может почувствовать даже хуже чем тот, чьи чувства он задел.
  4. 4

    Обращайте внимание на неловкие или односторонние разговоры. Люди с синдромом Аспергера не всегда знают, как поддерживать диалог, особенно на интересные для себя темы или на темы общечеловеческого характера, например о морали или правах человека. Они могут настолько увлечься предметом разговора, что не замечают, когда собеседник хочет что-то сказать или ему стало скучно.[3]

    • Некоторые люди с синдромом Аспергера осознают, что порой монополизируют разговор, и потому вообще боятся заговаривать о своих интересах. Если человек не решается завести беседу на любимую тему и, судя по всему, ожидает, что собеседник будет недоволен или заскучает, то, возможно, он пытается подавить свой импульс из страха последствий.
  5. 5

    Обратите внимание, есть ли у человека особо сильные интересы. Многие люди с синдромом Аспергера испытывают повышенный, граничащий с одержимостью интерес к нескольким определенным темам. Например, человек, интересующийся футболом, может запомнить состав и статистику всех команд высшей лиги. Другой может любить писательство и с юных лет писать романы или подробные многословные советы. С возрастом подобная увлеченность может вылиться в успешную и приносящую удовлетворение карьеру.[4]

  6. 6

    Посмотрите, трудно ли человеку заводить новых друзей. Людям с синдромом Аспергера бывает трудно заводить друзей из-за проблем с эффективной коммуникацией. Многие из них хотят с кем-нибудь подружиться, но им не хватает социальных навыков. Их стремление избегать зрительного контакта и неловкие попытки завязать разговор могут восприниматься как грубость или антисоциальное поведение, хотя на самом деле они были бы рады познакомиться поближе.

    • Некоторые люди с синдромом Аспергера, особенно дети младшего возраста, могут не проявлять интереса к взаимодействию с окружающими. Обычно с возрастом это проходит, и взамен приходит желание соответствовать и быть принятыми в социальную группу.
    • У людей с синдромом Аспергера может быть лишь несколько близких людей, прекрасно их понимающих, либо они окружают себя большим количеством «просто знакомых», с которыми не имеют настоящей близости.
    • Люли с аутизмом чаще подвергаются травле и склонны доверять тем, кто их использует.
  7. 7

    Обратите внимание на координацию движений. Людям с синдромом Аспергера часто не хватает координационных навыков, и они могут быть несколько неуклюжими, например часто спотыкаться или натыкаться на стены или мебель. координация ухудшается, человек начинает двигаться неуклюже, часто натыкаясь на предметы и даже стены. Интенсивные физические нагрузки или спорт — не их сильная стороны. [5]

  8. 8

    Обратите внимание на сенсорную чувствительность. Люди с синдромом Аспергера могут иметь обостренные или притупленные чувства. Они могут избегать чрезмерной сенсорной нагрузки и чувствовать себя плохо под ее влиянием либо, напротив, искать дополнительные сенсорные стимулы, когда им скучно или не хватает этих стимулов.

    • Чтобы справится с перегрузкой, человек может прибегать к помощи повторяющихся движений. Однако некоторые учатся подавлять эти нормальные для себя движения из опасений, что их будут считать странными.
  9. 9

    Посмотрите, сложно ли человеку справляться с трудностями. Для людей с синдромом Аспергера жизнь может быть нелегкой, и иногда они просто не выдерживают. Человек может от всего отстраниться или переживать неконтролируемые приступы плача.

  10. 10

    Выявите задержки в развитии, причем не только в детском возрасте. Задержки в развитии могут быть незначительными, но мешать человеку стать более независимым. У детей и подростков с синдромом Аспергера взросление может быть сопряжено с трудностями и страхами, поскольку у них не получается соответствовать всем новым требованиям. Посмотите, можно ли сказать, что у человека задержка в развитии, когда он:

    • учится плавать;
    • учится ездить на велосипеде;
    • самостоятельно выполняет работу по дому;
    • учится водить машину.
  11. 11

    Обратите внимание, нуждается ли человек в дополнительном времени в тишине. Людям с синдромом Аспергера бывает трудно соответствовать всем требованиям современной жизни, и им важно иметь время на отдых, чтобы расслабиться и восстановиться после пережитых за день событий.

    • Ученикам с синдромом Аспергера бывает нужно отдохнуть какое-то время после школы.

Подтверждение диагноза

  1. 1

    Почитайте о синдроме Аспергера, чтобы принимать грамотные решения. Исследователи в области медицины и психологии все еще изучают вопрос, как правильно диагностировать синдром Аспергера и как его следует лечить. Наверняка вам встретятся врачи и психотерапевты, которые придерживаются совершенно разных подходов, и это может сбивать с толку. Почитайте о синдроме самостоятельно, чтобы лучше понять разницу между подходами и быть в состоянии принять решение, лучшее для вас или члена вашей семьи.

    • Почитайте, что пишут люди с аутизмом. Об аутизме существует слишком много ложной или ошибочной информации, и те, кто с ним живут, могут предложить наиболее глубокий и объективный взгляд на то, что он из себя представляет и какие средства при нем эффективны. Почитайте литературу, выпускаемую организациями, которые занимаются проблемами аутизма.
    • Различные организации, например фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход», фонд «Обнаженные сердца» или National Autistic Society (США) публикуют наиболее актуальную информацию о диагностике, лечении и жизни с синдромом Аспергера.
    • Чтение книг о синдроме Аспергера, написанных людьми, живущими с этим синдромом, поможет увидеть проблему изнутри. Если вы читаете на английском, можно порекомендовать “Nerdy, Shy, and Socially Inappropriate” (Cynthia Kim) или “Loud Hands: Autistic People, Speaking” (сборник эссе разных авторов с аутизмом).
  2. 2

    Ведите дневник наблюдаемых симптомов. Все мы время от времени проявляем неловкость в социальных ситуациях или другие признаки синдрома Аспергера, но если вести дневник и отмечать каждый случай, можно заметить определенные шаблоны. Если у человека действительно есть синдром Аспергера, одни и те же симптомы будут повторяться снова и снова, а не раз или два.

    • Записывайте подробные описания того, что вы наблюдали. Так вы сможете дать психотерапевту или психиатру больше информации для постановки правильного диагноза.
    • Имейте в виду, что многие симптомы синдрома Аспергера свойственны и другим расстройствам, таким обсессивно-компульсивное расстройство или синдром дефицита внимания и гиперактивности. Важно признавать, что вы можете иметь дело не с синдромом Аспергера и что специалисты могут поставить другой диагноз (или несколько), чтобы вы или ваш близкий человек получили правильное лечение.
  3. 3

    Пройдите онлайн-тест. В сети есть несколько тестов, с помощью которых можно определить, может ли у человека быть синдром Аспергера. Проходящему тест человеку будут предложены вопросы касательно его социальной активности, любимого времяпрепровождения, сильных и слабых черт. Ответы позволят определить, возможно ли, что у человека наличествуют характерные для синдрома Аспергера признаки.[6]

    • Результаты онлайн-тестов — это ни в коем случае не диагноз! Это лишь способ определить, стоит ли проходить дальнейшее обследование. Если тесты выявили склонность к аутизму, возможно, вам нужно обратиться к врачу и узнать больше.
  4. 4

    Проконсультируйтесь с врачом. Если вы прошли онлайн-тест и у вас есть основания полагать, что расстройство имеет место, для начала запишитесь на прием к семейному врачу или к терапевту. Принесите с собой ваш дневник наблюдений, поделитесь опасениями. Скорее всего, врач задаст вам несколько вопросов и попросить уточнить те или иные моменты. Если врачу тоже покажется, что у вас может быть синдром Аспергера или другое расстройство, то он выпишет направление к профильному специалисту.

    • Первый разговор с врачом может даться вам непросто. До сих пор вы, скорее всего, держали свои подозрения при себе, а разговор с врачом может многое изменить в вашем будущем. Но идет ли речь о вас или вашем ребенке, вы правильно делаете, что действуете, а не игнорируете свои наблюдения.
  5. 5

    Обратитесь к специалисту для полноценного обследования. Перед приемом наведите справки, работает ли психиатр, к которому вас направили, с расстройствами аутистического спектра. Во время первого приема специалист, скорее всего, задаст вам ряд вопросов и предложит тест, похожий на тот, что вы проходили онлайн. Когда диагноз будет поставлен, врач даст вам рекомендации, как действовать дальше.[7]

    • На приеме у врача не бойтесь задавать вопросы о его квалификации, своем диагнозе и подходах к лечению.
    • Если вы не вполне уверены, что врач поставил правильный диагноз, обратитесь к другому специалисту и получите второе мнение.

Дальнейшие действия

  1. 1

    Работайте над лечением с командой профессионалов, которым вы доверяете. Синдром Аспергера требует работы сразу по нескольким направлениям: со стороны учителей, врачей, психотерапевтов, нянь или других людей, осуществляющих уход. Очень важно заручиться помощью опытных и неравнодушных профессионалов. Самое главное — найти психиатра или психотерапевта, с которым вы установите общий язык и доверие и к которому будете обращаться год за годом, борясь с проблемами, которые сопутствуют аутизму.[8]

    • Если после нескольких сеансов вы чувствуете дискомфорт или неприязнь, без колебаний начинайте искать специалиста, который будет лучше для вас или вашего ребенка. В психотерапии доверие крайне важно.
    • Также вам может понадобиться помощь квалифицированных педагогов, диетологов и прочих специалистов, которые научат вас иметь дело с особыми потребностями — вашими собственными или вашего ребенка.
    • Остерегайтесь недобросовестных специалистов. Признаки плохого специалиста — жестокость (крики, ограничение движений), принуждение пациента с аутизмом к нормотипичному поведению, отказ в доступе на сеансы терапии родителям или опекунам. Такой специалист дает фальшивые обещания, например обещает «вылечить» аутизм, хотя он остается у человека на всю жизнь. Если пациент ненавидит терапию или боится ее, то ее нужно прекратить.
  2. 2

    Обратитесь за эмоциональной поддержкой. Жизнь человека с аутизмом может быть непростой и, возможно, вам постоянно придется учиться, как с ней справляться. Помимо помощи врачей и психотерапевтов, подумайте о том, чтобы найти группу поддержки людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Найдите тех, к кому вы сможете обратиться с вопросами или когда вам просто будет нужен тот, кто вас выслушает и поймет.

    • Возможно, в вашем городе есть группы взаимопомощи для людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Попробуйте поискать такие группы через интернет.
    • Можете посещать тематические конференции — там вы не только встретите единомышленников, но и узнаете много нового и полезного, включая современные методики лечения.
    • Вступите в организацию или сообщество людей с аутизмом. Вы можете познакомиться с людьми, имеющими такой же диагноз, которые меняют мир к лучшему.
  3. 3

    Живите, принимая в расчет ваши уникальные потребности. Люди с синдромом Аспергера сталкиваются с бóльшим количеством проблем, чем нормотипичные, особенно в сфере социальных взаимодействий. Однако они могут жить насыщенной жизнью, заводить прекрасные отношения — многие вступают в брак и обзаводятся детьми — и добиваться успеха в карьере. Если вы осознаете уникальные потребности такого человека, помогаете ему справиться со слабыми сторонами и поощряете сильные, то даете ему шанс жить полноценной жизнью.

    • Одним из способов сделать жизнь человека с синдромом Аспергера проще — следовать расписанию. Если же приходится отступать от расписания, то следует найти время, чтобы объяснить, зачем это необходимо.
    • Люди с синдромом Аспергера отлично учатся на примерах. Например, вы можете научить их здороваться: говорить «здравствуй», пожимать руку и смотреть на человека. Психотерапевт расскажет вам, как правильно проводить подобные обучающие занятия.[9]
    • Вы очень поддержите человека с синдромом Аспергера, если будете поддерживать его в его интересах и начинаниях, помогая ему добиваться успеха.
    • Показывайте человеку, что любите его вместе с его особенностями. Лучший подарок человеку с синдромом Аспергера — принимать его таким, как он есть.

Советы

  • Рассказывая людям о своем состоянии, можете рассказать им, какие симптомы сильнее всего влияют на вашу жизнь, и пояснить, что эти симптомы особенно сильно выражены у людей с синдромом Аспергера. (Например, все в какой-то момент совершают ошибки в общении, но люди с синдромом общения делают это чаще.)
  • Давайте людям ссылки на статьи. Читайте блоги авторов с аутизмом, отмечайте лучшие на ваш взгляд статьи закладками и отправляйте ссылки тем, кто проявит интерес. Это может быть полезно для тех, кто не имеет опыта общения с людьми с особыми потребностями, или для тех, кто доставляет вам трудности по незнанию.
  • Если вы считаете, что у вас или вашего близкого человека может быть синдром Аспергера, присматривайтесь к симптомам, отвечайте на онлайн-тесты и проводите исследования.

Предупреждения

  • Не сдавайтесь, если вам не верят. Синдром Аспергера — особенность, которую нужно правильно диагностировать и обеспечить поддерживающее лечение поведенческое расстройство, поэтому обратиться к специалистам необходимо.
  • Синдром Аспергера может сопровождаться и другими расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, тревожность, эпилепсия, депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивности и так далее. Если вы подозреваете у себя одно из этих расстройств, расскажите об этом близкому человеку или врачу.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 24 065 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Тест AQ

Тест AQ

Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского
центра по изучению аутизма разработали шкалу для определения признаков аутизма
у взрослых, или коэффициент аутизма AQ. В первом серьезном опыте использования
теста средняя оценка контрольной группы была 16.4. Восемьдесят процентов тех,
у кого диагностирован аутизм или связанные с ним синдромы, получили результат
32 балла и выше. Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто
получает 32 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого
аутизма или синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной
жизни.

В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышенным, а от 32 и выше – высоким

В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить от 0 до 10 баллов.
Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по подшкале.

Ответьте на все вопросы

Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
1. Я предпочитаю делать что-либо с другими, а не самостоятельно
2. Я предпочитаю делать что-либо тем же способом снова и снова
3. Если я пытаюсь что-нибудь вообразить, мне легко мысленно создать зрительный образ
4. Я часто настолько концентрируюсь на чём-то одном, что теряю из вида всё остальное
5. Я часто замечаю слабые звуки, которые не слышат окружающие
6. Я обычно замечаю номерные знаки машин или сходную информацию
7. Другие люди часто говорят мне, что сказанное мною невежливо, хотя я думал, что это вежливо
8. Когда я читаю рассказ, мне легко представить себе, как могли бы выглядеть действующие лица
9. Меня завораживают даты
10. В компании я легко могу следить за разговорами нескольких разных людей
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
11. Я считаю лёгкими ситуации, связанные с общением
12. Я склонен замечать детали, которые не замечают другие
13. Я скорее пойду в библиотеку, чем на вечеринку
14. Мне легко сочинять истории
15. Меня больше тянет к людям, чем к вещам
16. Я склонен к очень сильным интересам, и я расстраиваюсь, если не могу им следовать
17. Я получаю удовольствие от разговора «ни о чём»
18. Когда я говорю, другим не всегда легко вставить словечко
19. Меня завораживают числа
20. Когда я читаю рассказ, мне трудно разобраться в намерениях действующих лиц
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
21. Я не очень люблю читать художественную литературу
22. Мне сложно заводить новых друзей
23. Я всё время замечаю узоры на вещах
24. Я скорее пойду в театр, чем в музей
25. Я не сильно огорчаюсь, если мой распорядок дня нарушен
26. Я часто замечаю, что не знаю, как поддерживать разговор
27. Мне легко «читать между строк», когда кто-нибудь со мной разговаривает
28. Я обычно больше сосредотачиваюсь на всей картине, а не на отдельных деталях
29. Я не очень хорошо запоминаю номера телефонов
30. Я обычно не замечаю небольшие изменения в ситуации или внешности человека
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
31. Я могу определить, что тому, кто меня слушает, скучно
32. Мне легко заниматься несколькими делами одновременно
33. Когда я разговариваю по телефону, я не всегда знаю, когда моя очередь говорить
34. Мне нравится делать что-то спонтанно
35. Часто я последним понимаю шутку
36. Когда я смотрю на лицо человека, мне легко понять, что он думает или чувствует
37. Если меня отвлекли, я могу очень быстро вернуться к прерванному делу
38. У меня хорошо получаются разговоры «ни о чём»
39. Люди часто говорят мне, что я зацикливаюсь на одной теме
40. В детстве мне нравилось играть с другими детьми в игры, где надо что-то или кого-то изображать
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
41. Мне нравится собирать информацию о категориях предметов (например, марки машин, виды птиц, поездов, растений и т.п.)
42. Мне сложно поставить себя на место другого человека
43. Мне нравится тщательно планировать любые мероприятия, в которых я участвую
44. Я получаю удовольствие от общественных мероприятий
45. Мне сложно разобраться в намерениях людей
46. Новые ситуации заставляют меня беспокоиться
47. Мне нравится встречать новых людей
48. Я хороший дипломат
49. Я не очень хорошо запоминаю даты рождения людей
50. Мне очень легко играть с детьми в игры, в которых надо что-то или кого-то изображать
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен

Тест был взят из работы [1] с учётом исправлении в “ключе” для интерпретации теста по ссылке [3].
Повышенный и высокий уровень AQ были выбраны, исходя из данных [1,2]. При составлении теста был использован
русскоязычный перевод теста AQ [5]. [3,4] – англоязычные версии теста AQ.

Ссылки:

  1. Baron-Cohen S., Wheelwright S., Skinner R., Martin J., Clubley E.
    The Autism-Spectrum Quotient (AQ): Evidence from Asperger Syndrome/High-Functioning
    Autism, Males and Females, Scientists and Mathematicians // Journal of Autism
    and Developmental Disorders. 2001. V. 31. No. 1. P. 5-17
  2. Woodbury-Smith M.R., Robinson J., Wheelwright S.,Baron-Cohen S.
    Screening Adults for Asperger Syndrome Using the AQ:
    A Preliminary Study of its Diagnostic Validity in Clinical Practice //
    Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. V. 35. No. 3. P. 331-335.
  3. https://www.wired.com/wired/archive/9.12/aqtest.html
    (англоязычная версия)
  4. https://aq.server8.org/
    (англоязычная версия)
  5. https://aci.selfip.org/ruaqtest.php
    (русскоязычная версия, есть неточности в переводе)

Источник

Читайте также:  Стивенса джонсона или синдрома лайелла