Какой признак не относится к синдрому трудного темперамента детства

Какой признак не относится к синдрому трудного темперамента детства thumbnail

Синдромами темперамента являются “легкий темперамент”, “трудный темперамент” и “темперамент с длительным привыканием”.

– Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. В первые месяцы жизни дети с такими свойствами быстро привыкают ко времени кормления и сна, приучаются к новой пище и не боятся новых людей.
-Трудный темперамент представляет собой полную противоположность легкому и характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления. В первые месяцы жизни дети с этими свойствами темперамента не могут привыкнуть к распорядку дня: они засыпают и просыпаются в разное время, промежутки между кормлениями оказываются для них то слишком длинными, то слишком короткими.
-Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности, реакцией на новые ситуации. Обладателям этих свойств темперамента не нравится непривычная пища, незнакомые люди, новые занятия, однако их отрицательная реакция имеет довольно слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную. Во взрослом возрасте такие люди стараются избегать новых ситуаций, часто имеют проблемы с общением, хотя они выражены не так отчетливо, как у людей с трудным темпераментом, и, как и в детском возрасте, люди с этим типом темперамента не склонны к интенсивному выражению эмоций. синдромы свойств: обладатели “легкого” темперамента чаще имеют хорошую социальную адаптацию (они чаще удовлетворены своей работой, отношениями с окружающими, у них реже обнаруживаются невротические отклонения).

Вместе с тем, те или иные свойства темперамента и синдромы этих свойств не фатальны для будущего их обладателей. Действительно, “трудный” темперамент оказывается статистически чаще, чем “легкий”, связан с разнообразными сложностями, возникающими и в детстве, и во взрослом возрасте. Однако, как показали авторы Нью-Йоркского исследования , сложности эти не неизбежны и часто являются результатом ошибок в воспитании. В тех случаях, когда родители учитывают индивидуальные особенности своего “трудного” ребенка и исходят из этих особенностей, им удается помочь ребенку избежать многих сложностей в дальнейшем. Такие родители тщательно подготавливают ребенка к будущим новым ситуациям, например к началу школьного обучения, помогают ему наладить общение с другими детьми, то есть обучают ребенка навыкам общения, которые у него сами собой не складываются. Они стремятся не переломить не нравящиеся им свойства, а изменить их проявления, не ждут быстрых результатов. В этих случаях эффект оказывается поразительным.

Дело в том, что, чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет не сам темперамент, а свойства, сформированные на его основе. Так, детский страх общения с незнакомыми людьми продолжает играть деструктивную роль во взрослом возрасте только в тех случаях, когда робость и застенчивость ребенка много раз становились причиной его неудач в общении, что приводит к естественному желанию оказываться в этих ситуациях как можно реже. Но, избегая этих ситуаций, стараясь как можно меньше общаться с незнакомыми людьми, ребенок сокращает свои возможности научиться тому, в чем он и так не слишком успешен. Именно эти вторичные наслоения на свойства темперамента и приводят к тому, что во взрослом возрасте сохраняются те же проблемы, что были в детстве.Трудный темперамент потому и называется трудным, что для адаптации детей, обладающих им, требуется гораздо больше внимания и усилий со стороны родителей и воспитателей, чем для адаптации детей с более благоприятными свойствами темперамента. Не у всех хватает на это сил и умения, и именно поэтому дети с определенными свойствами темперамента чаще оказываются менее подготовленными ко взрослой жизни.Нефатальный характер свойств темперамента проявляется и в противоположном эффекте. Неблагополучная семейная ситуация, неправильный стиль общения с ребенком могут привести к тому, что дети с синдромом свойств легкого темперамента окажутся впоследствии замкнутыми, невротичными, боящимися любых изменений. Таким образом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании , оказались онтогенетически устойчивыми на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка.

Вопрос 4)Трехкомпонентная теория Пломина и Басса (Штат Колорадо г. Боулдер) построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих подструктуру личностных черт. Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.
Активность – проявление общего энергетического уровня в моторике. Выделено три показателя активности: темп движений, интенсивность и выносливость. Темп связан с быстротой движений (быстрая речь, спешка и др.); интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений; выносливость – в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.
Эмоциональность – проявление двух эмоций: гнева и страха. О страхе говорят в связи с интенсивностью стимула, который способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, по величине латентного времени, по продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, т.к. являются компонентами активности и социабильности.
Социабельность обнаруживается в желании быть среди других людей. Она проявляется в стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.
Пломин и Басс определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными и дизиготными близнецами. Оно доказывало существенность влияния генетического фактора, но ставило вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Был сделан вывод о том, что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотип вносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и , наоборот, ослаблять.
Исследования, проводимые на детях более старшего возраста (например, подросткового), подтвердили гипотезу о генетической обусловленности эмоциональности, активности и социабильности. Оценка вклада генотипа неоднозначна в разных исследованиях и колеблется от r=0,3 до r=0,5.

Читайте также:  Острые коронарные синдромы по терапия

Вопрос 5)К неаддитивному наследованию относятся эффекты доминирования и эпистаза. Во-вторых, такие результаты могут быть связаны с влиянием ассортативности, т.е. тенденциозности в подборе брачных партнеров по чертам темперамента. Экспериментальная проверка гипотезы о влиянии ассортативности дала скорее отрицательные, чем положительные результаты, поэтому вряд ли ассортативность является причиной полученных соотношений внутрипарного сходства родственников по свойствам темперамента. В-третьих, на результаты могли повлиять особенности отношений между близнецами. Например, МЗ близнецы в силу их генетической идентичности могут оказываться в более похожих средовых условиях, которые влияют на оценки темперамента. В то же время для ДЗ близнецов могут быть характерны контрастные эффекты (подчеркивание несходства). Однако, если учесть, что наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.К неаддитивному наследованию относятся эффекты доминирования и эпистаза. Во-вторых, такие результаты могут быть связаны с влиянием ассортативности, т.е. тенденциозности в подборе брачных партнеров по чертам темперамента. Экспериментальная проверка гипотезы о влиянии ассортативности дала скорее отрицательные, чем положительные результаты, поэтому вряд ли ассортативность является причиной полученных соотношений внутрипарного сходства родственников по свойствам темперамента. В-третьих, на результаты могли повлиять особенности отношений между близнецами. Например, МЗ близнецы в силу их генетической идентичности могут оказываться в более похожих средовых условиях, которые влияют на оценки темперамента. В то же время для ДЗ близнецов могут быть характерны контрастные эффекты (подчеркивание несходства). Однако, если учесть, что наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента , чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента

6)Какие особенности близнецовой среды влияют на наследуемость темперамента?Наследственные черты темперамента проявляются уже в младенчестве, вряд ли особенности близнецовой среды играют здесь значительную роль.
Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента , связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах.
Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.

При сравнении МЗ и ДЗ близнецов по этим свойствам авторами также было отмечено высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов и низкое – ДЗ близнецов .

Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых А. Бассом и Р. Пломином

Показатели темперамента 3,5 года 4,5 года 4,5 года 7,5 лет
rМЗ n = 36 rДЗ n = 31 rМЗ n = 60 rДЗ n = 81 rМЗ n = 81 rДЗ n = 57 rМЗ n = 51 rДЗ n = 33
Активность 0,65 -0,38 0,41 -0,41 0,62 0,09 0,73 0,05
Общая эмоциональность 0,70 0,06 0,64 0,03 0,60 0,27
Страх 0,70 0,38 0,66 0,05
Гнев 0,57 -0,12
Социабельность 0,48 -0,16 0,62 0,13

Внутрипарное сходство у разлученных и неразлученных близнецов по свойствам темперамента

Показатели темперамента Разлученные близнецы Близнецы, живущие вместе
МЗ ДЗ МЗ ДЗ
Эмоциональность        
Страх 0,37 0,04 0,49 0,08
Гнев 0,33 0,09 0,37 0,08
Активность 0,27 0,00 0,38 0,18
Социабельность 0,20 0,19 0,35 0,19

Поражают чрезвычайно низкие, и в ряде случаев даже отрицательные, значения коэффициентов корреляции ДЗ близнецов. Такие результаты могут быть следствием неаддитивного наследования или особенностей внутрипарных отношений близнецов. Дальнейшие исследования тех же свойств темперамента в семьях с приемными детьми и в обычных семьях дали противоречивые результаты. Противоречия значительно больше в младших возрастных группах. Начиная с подросткового возраста, связь эмоциональности, социабельности и активности с генотипом становится более устойчивой. Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

Источник

Понятие темперамента *
возникло на основе учения древнегреческого
мыслителя и врача Гиппократа, жившего в VI веке до
нашей эры. Он предложил теорию темперамента,
связывающую индивидуальные особенности людей с
соотношением различных жидкостей в их организме
(кровь, лимфа, желчь). В связи с этим выделялись
четыре типа темперамента: сангвинический(от
лат. sanguis – кровь), флегматический(от
греч. phlegma – слизь), холерический(от греч.
chole – желчь), меланхолический(от греч.
melaina chole – черная желчь).
Физиологический «фундамент» под учение
Гиппократа подвел русский физиолог, четвертый
лауреат Нобелевской премии по физиологии
и медицине, автор учения о высшей нервной
деятельности Иван Петрович Павлов.
Он выделил основные свойства нервных процессов:

  • Сила возбуждения (способность
    нервной системы выдерживать сильные
    кратковременные или длительно действующие
    средней силы раздражители).
    Если у человека преобладают нервные процессы
    возбуждения, то его поведение, как правило,
    неуравновешенно, он нетерпелив, склонен к
    сильным кратковременным эмоциональным
    переживаниям, агрессии, риску. Нередко такой
    человек переоценивает свои способности.

  • Сила торможения (способность
    нервных клеток давать адекватный ответ на
    тормозные раздражители).
    Если у человека преобладают нервные процессы
    торможения, то для него характерны
    уравновешенное поведение, устойчивое
    настроение, слабые эмоциональные переживания,
    терпение, сдержанность, хладнокровие,
    невозмутимое отношение к опасности, реальная
    оценка своих способностей.

  • Уравновешенность,
    характеризующаяся соотношением процессов
    возбуждения и торможения.

  • Подвижность – скорость
    (быстрота) смены процессов возбуждения и
    торможения.

Читайте также:  День людей с синдромом дауна 2017

Четыре основных типичных сочетания
этих свойств и соответствуют четырем типам
темперамента.

Сангвиник – сильный, уравновешенный,
подвижный

Сангвиники общительны, уверенны в себе
(порой чрезмерно), активны, открыты, беззаботны,
любят и ценят комфорт и удобства. Они
жизнерадостны, часто обладают чувством юмора,
склонны к лидерству. В то же время сангвиники
бывают поверхностны и не очень разборчивы в
общении: едва познакомившись с новым человеком,
сангвиник может считать его своим другом, и таких
друзей у него не один десяток. Сангвиники редко
бывают усидчивы: они быстро переключаются с
одного дела на другое, легко оставляют прежние
увлечения и далеко не всегда доводят начатое до
конца.
Так как сангвиники постоянно находятся в
движении и тратят в течение дня много энергии, им
нужны продолжительный ночной сон и возможность
отдыхать в дневное время. Желательно давать
сангвиникам задание на короткий промежуток
времени, чтобы они успели закончить, прежде чем
отвлечься. Это будет способствовать достижению
конкретных результатов.
Следует обращать внимание на круг общения
ребенка-сангвиника: вероятность попасть под
влияние других людей велика из-за того, что
сангвиник слишком контактен и готов хорошо
относиться ко всем без разбора.

Флегматик – сильный, уравновешенный,
инертный

Флегматики эмоционально устойчивы,
работоспособны, усидчивы. Они сдержанны и
неразговорчивы, что может создавать им трудности
в общении. Они медленнее включаются в
деятельность, зато потом долго могут работать в
заданном темпе. Стрессоустойчивы и спокойны.
Следует постепенно и доброжелательно побуждать
флегматика к переходу от размышлений к
действиям. Пробуйте вместе какие-нибудь новые
вещи, делайте открытия, помогайте привыкнуть к
общению с другими детьми. Если разбудить у
флегматика интерес и любопытство, то под
руководством взрослого друга он и сам начнет
проявлять инициативу.

Холерик – сильный, неуравновешенный,
подвижный

Холерики активны, инициативны,
настойчивы и целеустремленны. Их энергия порой
так велика, что холерик без труда преодолевает
препятствия на своем пути. Настроение холерика
часто переменчиво. Он эмоционален, даже
импульсивен. Бывает обидчивым, раздражительным и
конфликтным.
С холериками бессмысленно вступать в
конфронтацию – они склонны к протестному
поведению. Вместо этого лучше их живой
темперамент направить по правильному пути.
Поощряйте ответственность и самостоятельность
холериков, создавайте условия для проявления
инициативы – они с удовольствием возьмут
ответственность на себя и правильно приложат
свои силы, играя ведущую роль.

Меланхолик – слабый,
неуравновешенный, малоподвижный

Меланхолики чувствительны и тревожны.
В отношениях с другими людьми чаще занимают
пассивную позицию, демонстрируют обидчивость и
ранимость. Нередко обладают хорошим
художественным вкусом и развитыми умениями,
связанными с мелкой моторикой (вязание,
вышивание, бисероплетение, выжигание, лепка,
рисование). Хорошо работают с большими объемами
информации: умеют ее упорядочить, обобщить и
проанализировать.
Меланхолик может нуждаться в том, чтобы его
«заразили» жизненной энергией, помогли
отвлечься от погруженности в свои переживания,
обратили его внимание на других людей. При
взаимодействии следует учитывать быструю
утомляемость меланхоликов, организуя для них
щадящий режим занятий с перерывами для отдыха.
В отношении меланхолика недопустимы резкость и
грубость. Желательно чаще хвалить такого ребенка
за его успехи, решительность и волю, тем самым
способствуя закреплению этих качеств.
Очень редко черты темперамента представлены в
«чистом» виде; обычно приходится наблюдать
смешанные типы, хотя и среди них чаще всего можно
выделить преобладающий.
Уже в самом раннем возрасте малыши отличаются по
активности и проявлению эмоций. К середине –
концу первого года жизни проявляется
генетически заданная индивидуальность в сфере
темперамента. Наблюдая за малышом, можно
попробовать определить его ведущий тип.

На какие особенности поведения
следует обращать внимание?

1. Активность (главным образом
двигательную). Является ребенок активным или
медлительным?

2. Ритмичность проявления
поведенческих реакций (например, проявлений
голода, отправления физиологических функций,
смену циклов сна и бодрствования и т.д.).

3. Первую реакцию ребенка на новые
стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, людей,
процедуры и прочее). Эта особенность названа приближение
– удаление.

4. Адаптивность – то есть
степень легкости, с которой ребенок способен
изменить начальную реакцию в направлении,
требуемом обстановкой.

5. Интенсивность реакции, то
есть энергетический уровень реакции независимо
от ее вида и направления (высокий или низкий).

6. Порог чувствительности. Это
уровень внешней стимуляции, необходимой для
изменения реакций.

7. Обращаем внимание на доминирующее
настроение
ребенка – негативное или
позитивное.

8. Отвлекаемость. Определяем, в
какой степени внешние раздражители влияют на
направление поведения, изменяют его.

9. Внимание, настойчивость (или усидчивость)
– длительность какой-либо деятельности и
способность продолжать ее вопреки помехам.

В результате исследований были
выделены «легкий», «средний» и «тяжелый» (или
«трудный») типы темперамента.
Дети с «легким»темпераментом положительно
относятся к новым ситуациям, отличаются
регулярностью отправления своих биологических
функций, быстрым привыканием к изменению
распорядка дня и спокойным, ровным настроением.
Дети со «средним»темпераментом порой
негативно реагируют на новых людей и ситуации,
они медленнее привыкают к изменяющимся условиям.
Синдром«трудного»темперамента
характеризуется низкой ритмичностью,
преобладанием негативного настроения и реакцией
удаления в ответ на новые стимулы и ситуации,
плохой адаптивностью и высокой интенсивностью
реакций.
Означает ли это, что у ребенка с «трудным»
генетически заданным темпераментом обязательно
сложится «трудный» характер? Ученые считают, что
на формирование поведения влияют не только
унаследованные черты, но и особенности отношений
между детьми и родителями. Например,
интенсивность проявления негативных эмоций у
детей уменьшается, если в семье хорошие
отношения между супругами и матери обладают
высокой самооценкой. Также замечено, что
способность родителей обсуждать с детьми
эмоциональные проблемы улучшает их способности
к саморегуляции.
Несмотря на то что кардинально изменить
темперамент не удастся, можно повлиять на его
проявления. Для этого следует выбирать такие
меры воспитательного воздействия, которые не
только препятствовали бы углублению недостатков
темперамента, но и развивали его сильные стороны.
Психологи призывают не подавлять, а управлять
типом темперамента.
Определив тип темперамента ребенка и используя
рекомендации по индивидуальному подходу,
родители могут помочь ребенку справиться с
проявлениями «трудного» темперамента.
Узнать темперамент ребенка можно не только путем
наблюдения, но и с помощью психологических
тестов.

Читайте также:  Синдрому сахарный диабет 1 типа

Тест «Определяем темперамент своего
ребенка»

Каждый вопрос содержит четыре
варианта ответа. Выберите то описание, которое
более всего соответствует поведению вашего
ребенка и обведите соответствующую букву.

1. Как обычно ваш ребенок реагирует на
замечания родителей (воспитателей, учителей)?

А. Обещает, клянется, что это было в
последний раз, но вскоре опять совершает
аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и в итоге поступает
по-своему.
В. Спокойно признает свою вину.
Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.

2. Как ваш ребенок поступает в
ситуациях, требующих быстрых и решительных
действий?

А. Его мгновенно охватывает азарт.
Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, робко.

3. Какой поведенческой линии ребенок
придерживается в споре со сверстниками?

А. Активно отстаивает свою позицию,
но при этом пытается учитывать и чужие мнения.
Б. Горячится, раздражается, никого не хочет
слушать.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций,
последователен в изложении своих мыслей.
Г. Ведет себя нерешительно.

4. Как ваш ребенок ведет себя,
оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте
(например, в гостях, в кабинете у врача)?

А. Быстро приспосабливается к новым
обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет
интерес к окружающему.
Б. Быстро возбуждается, иногда (часто)
нервничает.
В. Спокойно присматривается к непривычной
обстановке.
Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Результаты теста

Внимательно посмотрите на буквы,
которые оказались отмеченными. Преобладание
вариантов А указывает на то, что темперамент
вашего ребенка близок к сангвиническому типу.
Если среди ответов больше вариантов Б,
вероятнее всего, ваш малыш – холерик. Если вы
выбрали вариант В, то ваш ребенок флегматик,
а если Г, томеланхолик.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…

…очень медлительный?

Все дети в детском саду уже оделись и
пошли на улицу, а он только завязывает шнурок. Все
уже пообедали, а он только приступил к еде. Все в
классе уже пишут диктант, а он только ищет ручку.

Он повсюду опаздывает и задерживает
окружающих, которые порой просто теряют
терпение.

Причины детской медлительности

  • Особый тип нервной системы (флегматик
    или меланхолик).

  • Медлительность – форма протеста
    ребенка против чрезмерного контроля взрослых.

Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась,
Утром завтракать пошла,
Только к вечеру пришла.

Как общаться с медлительным ребенком

  • Оставляйте ребенку достаточно
    времени для выполнения необходимых дел; не
    выполняйте за него то, что он по возрасту должен
    делать сам.

  • Научите ребенка планировать время и
    следить за часами. Составляйте список дел на день
    с указанием времени.

  • Поощряйте детские увлечения.

  • Заранее предупреждайте о смене
    деятельности.

  • Хвалите ребенка за быстроту и
    эффективность.

  • В любом случае выражайте
    положительные эмоции: ребенок нуждается в вашем
    внимании.

…гиперактивный?

Такой ребенок напоминает стихийное
бедствие: он не может усидеть на месте, постоянно
двигается, роняя и задевая предметы; он перебивает
взрослых, шумит, громко смеется, при выполнении
заданий отвлекается и не может ни на чем
сосредоточиться.

Что является причиной
гиперактивности?

  • Наследственность;

  • особенности строения и
    функционирования головного мозга;

  • последствия родовых травм и ранних
    инфекционных заболеваний;

  • неполноценное питание.

Гипер (hyper) – превышение нормы; activus
– активный, деятельный.

Первые проявления гиперактивности
наблюдаются обычно в возрасте до 7 лет; чаще
встречаются у мальчиков, чем у девочек. С
возрастом проявления гиперактивности
сглаживаются.

Помните: настоящий диагноз ставит
только врач.

Признаки гиперактивности

Нарушения внимания: ребенку трудно
удерживать внимание на одном предмете; он не
слышит, когда к нему обращаются; не заканчивает
начатое дело; неорганизован; часто теряет вещи.

Двигательная расторможенность:
ребенок постоянно ерзает, проявляет признаки
беспокойства – барабанит пальцами, двигается в
кресле, бегает, забирается куда-то. Такие дети
мало спят, много говорят, очень подвижны.

Импульсивность: начинает отвечать,
не дослушав вопроса; вмешивается в разговор, не
дожидаясь своей очереди; ему трудно регулировать
и контролировать свои действия.

Советы родителям гиперактивных детей

  • Основную нагрузку планируйте на
    первую половину дня.

  • Не давайте ребенку слишком большую
    нагрузку.

  • Используйте физкультминутки, делайте
    частые перерывы в работе.

  • Давайте ребенку четкие, короткие
    инструкции.

  • Договаривайтесь с ребенком заранее о
    тех или иных делах, избегайте неожиданностей.

  • Используйте тактильный контакт,
    играйте в игры с правилами.

  • Оставайтесь терпеливыми и
    спокойными.

  • Обратитесь за помощью к
    невропатологу или к психологу.

______________

* Темперамент –
врожденные особенности человека, такие, как
степень уравновешенности и эмоциональности. Его
нельзя изменить, но можно научиться
контролировать.

Источник