Комплекс упражнений для ребенка с синдромом дауна

Комплекс упражнений для ребенка с синдромом дауна thumbnail

Ольга Силаева
Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. о. Шуя

Силаева Ольга Александровна

Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Дети с болезнью Дауна низкого роста, у них нарушена осанка, голова и туловище при ходьбе наклоняются вперед. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.

Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Следует подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты.

У детей с синдромом Даунанарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).

Работа по физическому воспитанию строится таким образом,чтобы решались следующие задачи:

– оптимизация двигательной активности;

– формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;

– закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;

– формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему физкультурных занятий;

На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.

Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба – естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.

С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания.Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы положенные на пол:

– кубики

– скакалки

– ленты

– гимнастические палки,

Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!

На занятиях используем следующие виды ходьбы:

• самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;

• ходьба за взрослым, за другим ребенком;

• ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем – левая;

• ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);

•ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент – ходьба, как только замолчал – остановка);

• ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д. ;

Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.

«Ножки и дорожки»

Большие ноги шли по дороге

(при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,

А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).

«Зашагали ножки»

Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша,приговаривая:

Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!

В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Слайд 9.Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать, маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).

Читайте также:  Что такое синдром мертвого плода

В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.

Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия. Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки. Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно», «слабо», «громко», «тихо».

«Перекрестные движения с предметом»

Оборудование: колокольчики.

Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.

Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.

Затем усложняли задачу,чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.

Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать.Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.

«Весёлая ленточка»

Оборудование: барабан, лента.

Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину.Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом – на носочках.

«Канатоходец»

Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на канате, который лежит на полу. Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.

«Лёгкие и тяжёлые руки»

И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.

«Мяч вокруг себя»

Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.

Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади – из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.

В заключении хотелось бы сказать, что первое время удавалось проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Но мы занимались регулярно, а новые игры вводили постепенно, понемногу. Старались заметить, сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Спустя некоторое время мы заметили, что у ребенка появилась потребность в движении и желание участвовать в подвижных играх. Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.

Источник

1

Подготовительная часть

1.И.п. – стоя на четвереньках

1- поднимаем копчик и голову одновременно прогибая спину

2- выгибаем спину вверх

2.И.п.-сед на полу ,ноги согнуты в коленном суставе

1- подтягиваем пятки к ягодицам

2-и.п.

3.И.п.-тоже,руки позади бедер опираются на ладони

1- Медленно начинаете переставлять ладони назад

2-и.п.

4.И.п.- лежа на спине руки вдоль тела

1- левую ногу подводим к груди

2-и.п

3-тожк правой

4-и.п.

5.И,п.-сед на полу , одна нога вытянута вперёд и лежит на полу. Вторая нога согнута и перекинут через первую

1-выполняем поворот в сторону противоположную стопе, перекинутой ноги

6.И,п.- сед на полу колени согнуты и разведены в сторону

1- Нажимайте на ноги локтями, пытаясь опустить колени ещё ниже.

7.И,п.- лежа на спине ,руки вдоль тела

1-ноги на ширину плечь ,руки в стороны

2-и.п.

-10мин

-5раз.

-5раз.

-6раз.

-5раз.

-3мин.

-3мин.

-3раз.

-Выполняем упражнения на разгрузку позвоночника, медленно без резких движений, в активно пассивной форме, все упражнения нужно выполнять в медленном темпе

– Упражнение выполняем медленно (1делаем вдох,2 выдох) кисти строго под плечами, а ноги должны расположиться так, чтобы образовалось 2 прямых угла: 1 –  между телом и бедрами, и второй –  между бедрами и голенями. Не выворачивайте стопы –  пятки смотрят вверх

– Колено сгибаем до живота

-Упр.вып.медленно, пока не почувствуете напряжение в мышцах рук и грудной клетке

– Выполняем медленно ,упр. расслабит мышцы спины

-Упр.вып.мед. упражнение великолепно растягивает спину, бёдра и мышцы грудной клетки.

-Упр.выполняем медленно строго под присмотром инструктора

-Упр. вып. мед. (1делаем вдох,2-выдох).

2

Основная часть

1.И.п.- сед на полу, ноги разведены в стороны

Читайте также:  Понятие и структура патопсихологического синдрома

1-наклон туловища влево

2-тоже вправо

2.Ип.-сед на полу ноги вместе, опора рук сзади

«Ножницы»

3.И,п.-тоже

1-ноги согнуть в коленном суставе

2-подтяните к груди

3-выпремите

4-и.п.

4.и.п. – тоже подтягиваем пятки  к ягодицам

1-выпремляем левую ногу

2-и.п.

3.-тоже правой

4-и.п

5.и.п- лежа на правом боку, правая рука под головой левая опора

1-поднимаем левую ногу

2-и.п.

6.И,п.-лежа на левом боку ,левая рука под головой правая опара

1-поднимаем правую ногу

2-и.п

7.И,п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль тела

1-руки поднимаем вверх ладошками внутрь

2-и.п

8.и.п.-тоже

1-поднимаем левую ногу вверх

2-ип.

3-тоже правую

4-и.п

9.и.п- сед на полу ,колени согнуты ,пятки прижаты к ягодицам

1- Большими и указательными пальцами рук берем себя за большие пальцы ног поднимаем ноги вверх

2-и.п

-15мин.

-10раз.

-7,9раз

-5,6раз.

-15раз

-15раз.

-15раз.

– 3раз

– 10раз

-3раз

-Упражнение для растягивания паха и бёдер выполняем медленно

-Упр.вып.интесивно

-Упр.вып.интесивно

-Упр.вып.медленно

-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота

-Упр.вып.интесивно, растягивая косые мышцы живота

-Упр.вып.медленно (1делаем вдох,2-выдох).

-Каждую ногу поднимаем максимально ,задерживая ее на 5сек

– Чтобы легче удержать равновесие, направляйте низ позвоночника к полу, прижимайте седалищные кости плотнее к полу. Следите за прямой спиной, старайтесь удлинить позвоночник от копчика до макушки. Ноги держите прямо. Взгляд направлен  на пальцы ног.

3

Заключительная часть

1.Ходьба на месте

-Руки подняты вверх

2.И.п. стоя у гимнастической стены

1-руки поднимаем вверх тянемся

2-и.п

2.И.п. – стоя у гимнастической стены

-руки поднимаем вверх вдох

-отпускаем вниз выдох

-5мин.

-3мин

-1мин.

-3раз.

-Выполняем медленно, восстанавливаем  организм после нагрузок

-спина прямая

-Спина прямая, растягиваем мышцы спины и брюшного пресса

-Ноги прямые спина прямая

Источник

Примерный перечень игр и упражнений для ребёнка с синдромом Дауна

Уважаемые родители. В результате психологической диагностики вашего ребёнка, педагог – психолог предлагает примерные упражнения, игры, задания, которые вы можете провести совместно с ребёнком.
Наиболее простые и эффективные игры.

(Не забывайте о безопасности ребёнка во время игр).
1. Массаж ладошек. Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. 
2. Разрывание бумаги. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, можете показать как это делать и куда раскладывать, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот. 
3. Перелистывание страниц. Давайте ребенку книги со страницами разной толщины и красивыми четкими картинками, чтобы, листая страницы и изучая картинки, у ребенка формировался захват и мелкая моторика рук. При этом не забывайте рассказывать и показывать, что видите на картинках.
4. Бусы, пуговицы. Игры с бусинами или пуговицами, которые ребенок может нанизывать на нитку, сортировать по размерам или складывать в баночку (коробку).

5. Вкладыши. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. Это могут быть как покупные игрушки, так и самодельные, из которых можно строить башенки, вкладывать их друг в друга.
6. Крупы и макаронные изделия (горох, фасоль и более мелкие крупы, макаронные изделия разной величины и формы), банки с крупами. Крупу можно насыпать в миску или баночки. Ребенок будет опускать руки в миску или банку, трогать крупу руками. Можно дать ему несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
7. Рисование на песке. Песок можно насыпать на поднос. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур (линий, прямоугольника, круга), постепенно усложняя задание.
8. Завинчивание крышек. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание, открывание и закрывание крышек банок, бутылок и пузырьков развивает ловкость пальцев. Предложите ребёнку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной и интересной.
9. Застегивание, расстегивание и шнуровка. Застегивать, расстегивать пуговицы и молнию, шнуровать ботинки ребенок учится с того момента, когда начинает ходить. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть ребенок сам это делает. Это не только развивает движения рук, но и приучает его к самостоятельности. Помимо этого можно купить ребенку или сделать самостоятельно игрушки со шнуровкой, пуговицами и молнией.
10. Лепка. Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки используется разный материал: пластилин, глина, соленое тесто. Если собираетесь печь, дайте часть теста ребенку, пускай он его мнет и раскатывает. Лепка хорошо помогает развивать гибкость пальцев, способствует формированию захвата и развитию мышц кистей рук.
11. Рисование и раскрашивание. Рисование, обводка контура картинок и их раскрашивание очень полезно для развития мелкой моторики. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, поэтому желательно повесить ребёнку на стену специальную доску, чтобы он рисовал.

Читайте также:  Отличия синдрома от болезни кушинга

Все эти игры сопровождаются речью взрослого. Ребёнок учится копировать слова взрослого, повторяет то, что говорят окружающие.

Источник

Главная   ->   Развитие детей   ->   Игры и физические упражнения для детей с синдромом Дауна.

Игры и физические упражнения для детей с синдромом Дауна.

Примерно один ребенок из тысячи рождается с синдромом Дауна. Это – тяжелая патология, которая замедляет не только интеллектуальное, но и физическое развитие человека. У 80 % «солнечных» детей пониженный тонус мышц и непропорциональное строение тела. В таких условиях детям трудно координировать движения, они долго учатся ходить, часто падают, задевают предметы вокруг себя, медленнее осваивают новые движения.

Есть несколько советов, как помочь детям стать выносливее и улучшить координацию движений.

Во-первых, побуждайте ребенка выполнять с вами домашнюю работу. Конечно, ремонт в квартире он вам вряд ли поможет сделать, а вот простые бытовые действия ему вполне под силу. Если вы делаете уборку – дайте ему тряпочку, пусть «вытирает пыль» со стульев, или с дивана. Или с кота (главное, чтобы кот был не против). «Солнечные» дети очень любят повторять увиденные действия, так что вполне можно показать ему, например, как расчесать папу, или составить книги на полку, или подмести пол – ребенок с удовольствием «поработает» вместе со взрослыми.

Во-вторых, есть очень много несложных физических упражнений и игр, развивающих координацию, которыми можно заняться дома. У детей с синдромом Дауна в 40% случаев наблюдается порок сердца, так что все упражнения нужно выполнять в щадящем режиме и только после консультации с врачом.

Упражнения с мячом.

С мячиком, конечно, безопаснее играть на улице – меньше вероятность что-нибудь разбить или уронить. Но если очень хочется дома, то мячик можно:

  • катать самому и от мамы к ребенку
  • закатывать в ворота
  • чеканить
  • положить его под грудь, руки поставить на пол и проползать по мячу вперед и назад
  • катать по вытянутым ножкам, сидя на полу

Упражнения с веревочкой.

Лучше всего купить в строительном магазине альпинистский трос, не очень толстый, номер 8 или 9, или гимнастическую скакалку. Резиновые скакалки слишком тонкие, а еще они больно стегают по телу, так что эффект и удовольствие от них будет меньше.

Упражнения:

  • ходить по расстеленной на полу веревочке
  • стоя на веревочке, приседать и вставать
  • перепрыгивать через нее (лежащую на полу)
  • подбрасывать ее и ловить
  • сделать из веревочки кольцо на полу и бросать в него мячик
  • сложить пополам и, и, взяв за два конца, вращать перед собой и сбоку

Упражнения с шариком.

С воздушным шариком можно делать все то, что нельзя с мячом – подбрасывать до потолка, кидать маме, сбивать поставленные в ряд пустые коробки. А еще игра с шарами – это очень весело! (Правда, любимую вазу из венецианского стекла все же стоит спрятать подальше).

Устройте дома «полосу препятствий» – разложите детали мягкого пазла по полу и перешагивайте «с кочки на кочку». Для этой цели можно также купить гипсокартон и нарезать кусками 10х10 см (листы бумаги или обычного картона будут скользить и по ковру, и по паркету). Из того же гипсокартона или из ДСП сделайте небольшую горку, направив ее с дивана на пол, а еще малышу понравится забираться по двусторонней лесенке в две – три ступеньки, которую тоже можно сделать самим или купить в магазине игрушек.

Организуйтесь с другими родителями, запишите детей на плавание или айкидо (детей с синдромом Дауна можно тренировать группами по два – три человека). Плавание – практически универсальный спорт, безопасный и при этом развивающий все группы мышц. В айкидо нет агрессии, резких движений, не требуется специальная физическая подготовка, и оно, как и все боевые искусства, очень хорошо развивает координацию движений. Прекрасный результат, в том числе и в эмоциональной сфере, дают иппотерапия (занятия лечебной верховой ездой) и дельфинотерапия.

Это, конечно, далеко не полный список. Но если вы будете заниматься по двадцать минут день в течение месяца, вы получите заметный результат. Ваш ребенок станет выносливее, будет лучше ориентироваться в пространстве, а еще ему понравятся новые интересные игры.

Здоровья вам и вашим детям!

Источник