Коррекционная работа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Коррекционная работа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью thumbnail

Коррекционная работа с детьми школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивность.

            Все особенности ребенка с СДВГ связаны с его центральной нервной системой. Это не невоспитанный ребенок, а ребенок с особым развитием и страдает от особенностей своего поведения не меньше, чем окружающие его люди. Это нужно помнить при работе с такими детьми.

           Целью коррекционной работы с детьми с СДВГ является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Первый принцип работы с детьми с СДВГ – это принцип комплексности. Помощь ребенку с данными нарушениями должна носить комплексный характер. Обязательно с ребенком должен работать  врач – невролог, он назначает медикаментозное лечение. Педагоги сами не имеют ни профессионального, ни морального права советовать родителям какие-либо лекарственные препараты. Помимо врача – невролога в работе участвует психолог (это может быть школьный психолог, дошкольный психолог), педагог, который контактирует с детьми и, обязательно, родители.

           Если работа с ребенком за пределами дома носит положительный результат, то дома этот результат должен подкрепляться. И если не будет контакта с родителями, то вся работа будет напрасной.

Второй принцип работы говори о том, что меры педагогического воздействия на ребенка с СДВГ должны быть систематическими. Что бы коррекционная работа имела успех, она должна быть постоянной и систематической. В такую работу детей нужно включать поэтапно. Если с ребенком нет тесного, близкого, теплого контакта, то вряд ли коррекционная работа будет успешной, у ребенка будет низкая мотивация для взаимодействия со взрослым. Любая коррекционная работа начинается с установления контакта с ребенком. Ребенок должен сначала включиться в индивидуальную работу, а уже затем в групповую. Групповая работа с детьми с СДВГ очень важна: ребенок будет учиться ждать своей очереди, будет учиться взаимодействовать с другими детьми и т.д.

           Еще одна важная вещь в коррекционной работе – это необходимость выявления доминирующего симптома и построение коррекционной работы в соответствии  с этим. Есть дети с дефицитом внимания, есть дети с гиперактивностью. У детей эти два симптома могут быть выражены одинаково и имеют смешанный характер. При работе с такими детьми необходимо выявить, какое нарушение у ребенка преобладает.

           Последний принцип организации коррекционной работы – это отбор и адаптация методик обучения и воспитания в соответствии с потребностями каждого ребенка. Педагог или воспитатель должен подобрать для каждого ребенка такую методику, которая будет помогать и педагогу и ребенку.

Коррекционная работа со школьниками с СДВГ подразумевает четыре блока.

           Первый блок – это формирование у учащихся мотивационной обусловленности обучения.

           Второй блок – это развитие познавательной сферы ребенка, значимой для освоения учебного материала.

           Третий блок – это постепенный переход учеников к саморегуляции своей деятельности и к самоконтролю.

           Четвертый блок – это снижение уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижение уровня школьной тревожности. То есть работа с эмоционально-волевой сферой.

           Для того, что бы повысить учебную мотивацию у ребенка с СДВГ необходима прежде всего смена видов деятельности на уроках и занятиях. Можно использовать приемы творческой деятельности в процессе обучения и воспитания детей с СДВГ, задания, имеющие творческий характер. При работе с детьми с СДВГ для повышения учебной мотивации так же можно предоставить ребенку возможность выбора формы домашнего задания. Ученикам среднего и старшего звена можно предложить создать пособие (карточки, плакаты для более младших школьников). Можно использовать метод составления текстов диктантов самими учениками, или, как вариант, составление вопросов для одноклассников по пройденному материалу.  Очень продуктивно дл повышения мотивации к обучению и воспитанию детей с СДВГ применяется система поощрений и наказаний, а так же можно разработать систему жетонов.

            Для развития познавательной сферы у детей с СДВГ используют множество упражнений. Например упражнение “Каналы восприятия”. Целью этого упражнения является различных видов восприятия, интеграция различных видов информации. Педагог подготавливает список слов, напечатанных на карточках. Ребенку предлагается прочитать слова по слогам вслух. Пока ребенок читает слово,  у него активируются все каналы восприятия. Например, ребенок читает слово “крокодил”. Педагог просит ребенка рассказать, что он видит в этот момент (животное, зеленое и т.д.), что он слышит в этот момент (плеск воды и т.д.), что он чувствует в этот момент (страх и т.д.).  И так с каждым словом. После этого ребенок прописывает это слово в воздухе с проговариванием и записывает слово в тетрадь. Обязательно выполняется проверка правильности написания слова. Это упражнение развивает познавательную сферу, саморегуляцию и контроль.

           Так же для развития познавательной сферы можно использовать карточки – алгоритмы для визуальной поддержки учащихся с СДВГ при выполнении заданий. На таких карточках нарисовано что и в какой последовательности нужно делать. Например, поочередное рисование по клеточкам.

           Для развития познавательной деятельности используют упражнение “Корректурная проба”. Целью этого упражнения является развитие устойчивости внимания, переключение внимания, умение выполнять инструкцию взрослого. Ребенку дается текст и предлагается, например, зачеркнуть все буквы “А”, подчеркнуть буквы “Б”.  Это упражнение не только развивает познавательную деятельность, а так же способствует усидчивости и развитию внимания.

Читайте также:  Новое в лечении синдрома беспокойных ног

           Когда ребенок будет готов, можно постепенно передавать ребенку функцию учителя для того, что бы повышался уровень самостоятельности ребенка. Со стороны педагога идет снижение уровня “опеки”, но не полностью. За ребенком идет ненавязчивый, мягкий контроль, используются дополнительные рекомендации.  

           Обязательно у учащихся с СДВГ должно формироваться чувство уверенности в своих силах, в себе (“Рецепт успеха”). Ребенку приятно, когда его хвалят. Для ребенка с СДВГ можно даже сделать копилочку достижений, куда ребенок будет складывать написанные достижения. Очень важно обучение детей поиску и осмыслению эффективных стратегий деятельности в конкретных действиях. Ребенок может сам найти путь решения какой-либо задачи. Важно, чтоб он рассказал об этом.

           Работа с эмоциями. Для детей  СДВГ очень важно чувствовать эмоциональную поддержку. Для снижения чувства тревожности педагог может попросить детей в группе или в классе рассказать, например, что интересного у них произошло (диалог педагога с классом). Можно проводить занятия в игровой форме, но обязательно без элементов явно выраженной соревновательности. Детям с СДВГ очень сложно участвовать в тех видах спорта, играх, где есть элементы соревнований. Им нужны более спокойные занятия.

           В коррекционной работе с детьми с СДВГ  должны быть включены обязательно упражнения на снятие мышечных зажимов, дыхательные техники, специальные упражнения, например, попросить ребенка изобразить, что он сначала стойкий оловянный солдатик, а потом тряпичная кукла. Подобные упражнения можно включать  при планировании урока или занятия. Для нормализации эмоционального состояния учащихся используют повторяющиеся из занятия в занятие виды деятельности. В случае необходимости, если возникают проблемы с эмоциями, работу с ребенком выносят за пределы учебного процесса, и она имеет индивидуальное коррекционно-развивающее направление.

           Таким образом при организации учебного процесса с детьми с СДВГ необходимы: смена видов деятельности, реализация двигательной потребности ребенка, снижение требований к аккуратности на  первых этапах обучения. Инструкции педагога должны быть четкими и немногосложными, при работе с ребенком нужно избегать категоричных запретов и при необходимости – индивидуальная работа. По возможности ребенок с СДВГ должен сидеть на первой парте, должны соблюдаться четкие временные интервалы. У педагога с ребенком должна быть моментальная обратная связь. Ребенка с СДВГ должны обучать навыкам планирования своей деятельности.

           Первостепенная задача специалиста, работающего с семьей ребенка с СДВГ – информировать всех членов семьи об особенностях данного нарушения. Необходимо разработать систему поощрений , которой будут придерживаться все члены семьи. Поощрения эти могут быть как одномоментные (похвала, одобрение, сладости, деньги), так и кумулятивные (система жетонов).

           Все взрослые в семье должны договориться между собой и выработать единодушный подход к воспитанию. Если этого не сделать, ребенок будет проверять взрослых на “прочность”. На семейном совете должны быть составлены семейные правила, тут крайне важна последовательность реализации принятых семейных правил (например распределение обязанностей в кругу семьи).

           Вследствие имеющихся  у детей с СДВГ нарушений в блоке программирования, регуляции и контроля необходимо контролировать их действия гораздо дольше, чем в случае с другими детьми. Родителям ребенка с СДВГ необходимо уметь владеть собственными эмоциями и чувствами и обучать ребенка способам совладания с гневом.  При введении запрета нужно предоставить ребенку выбор, но в четко ограниченных рамках. Например, если ребенок сел играть в телефон, а семье нужно куда-то уходить, можно разрешить ребенку поиграть, но не долго, минутки 2-5. Нельзя просто отобрать телефон.  А еще очень важно соблюдать режим дня, важно, чтоб ребенок  с СДВГ жил в четкой структуре.  

Список литературы.

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Издательство института психотерапии, 2001г. – 45с.

2. Горячева Л., Кругляк Л. Гиперактивный ребенок- это навсегда? М.: ИГ “Весь”, 2014.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. 2000г.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. М.: Речь, 2005г. – 190с.

5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.  СПб.: Речь, 2007г. – 186с.

6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.  М.: ТЦ Сфера, 2002г. – 129с.

Источник

Коррекционная работа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ, ïðîâåäåíèå èõ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ. Ïîìîùü ðîäèòåëåé â êîððåêöèè ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà. Ðàçâèâàþùàÿ êèíåçèîëîãè÷åñêàÿ ïðîãðàììà.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ23.03.2014
Ðàçìåð ôàéëà128,3 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Мальчик с синдромом дауна разговаривает на 4 языках

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðåñïóáëèêè Áåëàðóñü

Ó÷ðåæäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ

“Áðåñòñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò èì.À.Ñ. Ïóøêèíà”

Èíñòèòóò ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè è ïåðåïîäãîòîâêè

ðóêîâîäÿùèõ ðàáîòíèêîâ è ñïåöèàëèñòîâ

Êàôåäðà ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ äèñöèïëèí

Êóðñîâàÿ ðàáîòà

Êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà

Âûïîëíèë:

ßðîøêî Àííà Âëàäèìèðîâíà

Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü:

Âàëèòîâà Èðèíà Åâãåíüåâíà,

êàíäèäàò ïñèõîëîãè÷åñêèõ íàóê

Áðåñò 2009

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ è îñîáåííîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ
  • 1.1 Îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ÑÄÂÃ è èõ îñîáåííîñòè
  • 2. Êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ
  • 2.1 Ðàçâèâàþùàÿ êèíåçèîëîãè÷åñêàÿ ïðîãðàììà
  • 2.2 Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåå îáó÷åíèå äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ ñ ÑÄÂÃ
  • 2.3 Ïîìîùü ðîäèòåëåé â êîððåêöèè ãèïåðàêòèâíîãî ðåá¸íêà
  • 2.4 ×åì ìîæåò ïîìî÷ü øêîëà?
  • 3. Ïðîâåäåíèå êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ ó÷àùèìèñÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêîâ
  • Ïðèëîæåíèÿ

äåôèöèò âíèìàíèå ãèïåðàêòèâíîñòü ñèíäðîì

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ôàêòîðû è ïðåäïîñûëêè åãî ðàçâèòèÿ, íàïðàâëåíèÿ ðåãóëèðîâàíèÿ, îñîáåííîñòè äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Ðàçðàáîòêà èãð äëÿ êîððåêöèè ïîâåäåíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [42,9 K], äîáàâëåí 17.04.2015

  • Îïðåäåëåíèå è îáîñíîâàíèå ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ â êîððåêöèè äâèãàòåëüíîé ñôåðû äîøêîëüíèêîâ ñ ñèíäðîìîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ è ãèïåðàêòèâíîñòüþ. Îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ ãèïåðâîçáóäèìîñòè. Îòëè÷èå ðåá¸íêà ðåãèäíîãî è ãàðìîíè÷íîãî.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [285,5 K], äîáàâëåí 01.02.2014

  • Ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà íåâðîòè÷åñêîé, íåâðîçîïîäîáíîé è ñìåøàííîé ôîðì çàèêàíèÿ. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âíèìàíèÿ ó äåòåé ñ çàèêàíèåì. Ïðîãðàììà ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè âíèìàíèÿ ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ïàòîëîãèåé çàèêàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [734,2 K], äîáàâëåí 06.04.2016

  • Ôåíîìåí âíèìàíèÿ â ïñèõîëîãèè, îñîáåííîñòè åãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ìåòîäû äèàãíîñòèêè è èçó÷åíèÿ âíèìàíèÿ ó íèõ. Àíàëèç ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [122,4 K], äîáàâëåí 09.03.2013

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Îáúåì ïñèõîëîãè÷åñêèõ çíàíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäè÷åñêèå ñðåäñòâà è ïðèåìû ïðåïîäàâàíèÿ ïñèõîëîãèè, ïðèåìëåìûå äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ñèñòåìà çàíÿòèé ïî ïñèõîëîãèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [79,8 K], äîáàâëåí 08.03.2014

  • Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ ïîíÿòèÿ î ìíîæåñòâå ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà â íàó÷íîé ëèòåðàòóðå. Ðàçðàáîòêà óðîêîâ è äèäàêòè÷åñêèõ èãð ïî îáó÷åíèþ äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [2,1 M], äîáàâëåí 08.09.2017

  • Ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ êàê ïñèõîëîãî–ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà. Îñîáåííîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà èç ðàçâåäåííûõ ñåìåé. Îïèñàíèå äèàãíîñòè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ ïî èññëåäîâàíèþ ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [133,1 K], äîáàâëåí 30.12.2013

  • Íåïîëíàÿ ñåìüÿ, êàê îäíà èç ñîöèàëüíî ïåäàãîãè÷åñêèõ ïðîáëåì. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà èç íåïîëíûõ ñåìåé. Ñïåöèôèêà ðàáîòû ñîöèàëüíîãî ïåäàãîãà ñ äåòüìè ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà èç íåïîëíîé ñåìüè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [46,6 K], äîáàâëåí 18.06.2013

  • Ñåìüÿ è ìîðàëüíîå ðàçâèòèå êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà. Îñîáåííîñòè íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Âçàèìîñâÿçü ìåæäó äåòñêî-ðîäèòåëüñêèìè îòíîøåíèÿìè è óðîâíåì íðàâñòâåííîñòè ðåáåíêà ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [7,9 M], äîáàâëåí 02.04.2014

  • Ãðàíèöû ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ýìîöèîíàëüíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü ó÷àùèõñÿ íà÷àëüíûõ êëàññîâ. Âèäû è ôîðìû äîñóãîâîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñîáåííîñòè îðãàíèçàöèè äîñóãà. Çíàíèÿ òåìïåðàìåíòîâ äëÿ èçó÷åíèÿ õàðàêòåðà ðåáåíêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [34,5 K], äîáàâëåí 20.01.2014

Коррекционная работа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Первое, что мы замечаем у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – чрезмерную и ненаправленую активность. Внимание ребенка привлекает абсолютно все, но оно ни на чем не удерживается. Регуляция слабая. В школе, детском саду ребенок ввязывается во все конфликты, он крайне несобран при интеллектуальной норме. Часто такие дети получают характеристику: «Умный ребенок, но ужасное поведение».

Признаки синдрома.

1. Гиперактивность (избыток моторной активности)

– беспокойство,

– суетливость,

– посторонние движения,

– бесцельность активности,

– нарушение координации,

– неловкие беспорядочные движения,

– несформированность мелкой моторики, праксиса,

– нечитаемый почерк,

– часто опережающее моторное развитие (как правило, раньше начинают ходить),

– гипертонус,

– нарушения сна.

2. Нарушение внимания

– трудности в удержании,

– снижение избирательности,

– непоследовательность в поведении,

– забывчивость.

3. Импульсивность

– несформированность регуляторной функции (здесь и сейчас),

– поступки опережают намерения,

– трудности в регулировании действий,

– трудности в соблюдении правил,

– не умеет ждать,

– постоянная болтовня из-за несформированности внутренней речи.

Эти три признака могут проявляться у ребенка в большей или меньшей степени.

Характерная черта умственной деятельности – цикличность. Мозг работает 3 – 5 минут, потом ему требуется отдых. Невозможность удержать и сохранить внимание ребенок компенсирует двигательной активностью. Требование «сидеть прямо, не возиться и не отвлекаться» для такого ребенка является невыполнимым противоречием. Если заставить его сидеть неподвижно, то резко снижается работоспособность головного мозга.

В то же время, такие дети любознательны, живы, интеллектуально сохранны, в том, что их интересует, демонстрируют знания, превышающие возрастную норму.

Причины возникновения синдрома.

1. Последствия родовой травмы или осложнения перинатального периода.

Головной мозг получает слабые повреждения. Сразу после воздействия другие здоровые клетки берут на себя функции пострадавших. Нервная система работает с двойной нагрузкой. При любой стрессовой ситуации возможно резкое ухудшение состояния центральной нервной системы.

Читайте также:  Синдром навязчивых движений у ребенка как лечить

2. Нарушение биохимического баланса в ЦНС.

При дисбалансе между возбуждением и торможением нарушается нейропроводимость.

3. Нарушение кровообращения головного мозга при патологии сосудов, сколиозах, зажимах. Уровень активности головного мозга не стабилен, требуется постоянная двигательная стимуляция, усиленным движением. В этом случае движение – механизм компенсации недостаточного питания головного мозга.

4. Наследственный характер, генетическая предрасположенность.

В основном передается от отца к сыну. У девочек СДВГ встречается реже из-за больших компенсаторных возможностей, но проявляется в более тяжелой форме.

5. Заболевания раннего детского возраста.

Депривационное воздействие на еще не сформировавшиеся системы.

6. Воздействие токсических веществ (в том числе лекарственных), недостаточное питание, асфиксия, наркотическое отравление плода, неблагоприятная экологическая ситуация и т.д.

Комплексный подход при работе с СДВГ.

1. Двигательная коррекция помогает поднять уровень работоспособности, позволяет урегулировать контроль.

Этапы двигательной коррекции:

«Радость движения» – активизация вестибулярно – моторной активности.

Основная задача – стимуляция вестибулярного аппарата.

Цель – разгрузить психику от ощущения запрета, дать радость от движения.

Общая стимуляция дает повышение активности головного мозга.

В обычной жизни ребенка постоянно ограничивают в движении не давая активизировать мозг. Используются любые активные движения, которые не требуют сложной регуляции («паучок», «бревнышко» без программы и т.д.). При этом двигательная активность ребенка ничем не тормозится. К движениям добавляются сенсорные программы – кочки, массажные коврики, опознавание фигур наощупь, выполнение упражнений с завязанными глазами, например, ползание с завязанными глазами на звук и т.д.

– «Я могу остановиться» – развитие умения управлять движением.

Игры с командой «стоп!» звуковой, визуальной и т.д. (веревки, кегли, игрушки – ограничитель пространства, голосовые, музыкальные и шумовые звуки).

Ребенок должен понять, что он сам может управлять своими движениями, например, остановиться, когда прекратиться музыка или передвигаться, не сходя с ковра.

Используются упражнения «Огонь –лед», «Берег река», «День – ночь», «Робот», когда заранее оговоренная часть тела является «выключателем» и т.д.

– «Подумай и сделай» – преодоление импульсивности, более сложная регуляция.

После сигнала «Стоп!» дается пауза для обдумывания действий, так как основная проблема такого ребенка – «Некогда думать, прыгать надо». Ребенок замирает, дается структурированная инструкция: «Остановись, посмотри, подумай, сделай».

Составляется план действий, формируется структура деятельности.

Для структурирования и осознания действия важно проговаривание.

Используются упражнения с переключением для развития произвольности. Команды желательно подавать словесно, используя разные виды заданий (смена позы или движения на слова определенной группы – женские или мужские имена, съедобное – несъедобное, цвета: красный – синий и т.д.). Пауза, насыщенная речью регулирует действие.

Продолжительность каждого этапа зависит от возможностей ребенка. Освоение задач предыдущего этапа – повод для перехода к следующему. Этапы двигательной коррекции могут проходить в рамках одного занятия или идти курсами.

После прохождения этих трех этапов можно подключить более сложные упражнения.

Задача – выработать регуляторную способность, перевести движения на осознанный уровень.

2. Психотерапия (работа с эмоциональной сферой).

3. Развитие внимания и когнитивная коррекция.

Когнитивная программа тоже проходит в несколько этапов.

Сначала достигаются устойчивые результаты в развитии одной функции, потом работа проводится уже над несколькими одновременно.

4. Развитие волевых навыков и саморегуляции.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Семейная консультация.

Общие рекомендации.

1. Организация внешнего пространства.

Важно помочь ребенку с организацией пространства. Ему необходима устойчивость внешнего мира, что бы он мог направить энергию на упорядочение себя.

Сюда входит строгий режим дня и постоянный режим (ритуал) занятий, засыпания, приготовления уроков, например, перед сном всегда йогурт, пижама, сказка, что обеспечит плавный переход от активности к спокойствию. Правила поведения и временные режимные моменты должны быть незыблемы.

Часто СДВГ поддерживается семейными ошибками, например, если родители реагируют только на ситуации, выходящие за рамки нормы. Когда ребенок затихает, мама не обращает на него внимания. Если похвала нейтральна, а замечание эмоционально, ребенок предпочитает получать замечания и ведет себя соответственным образом.

2. Организация времени.

Для детей с СДВГ очень трудны правила с контролем времени. Проводился эксперимент, когда детям с СДВГ на выбор предлагалось нажать на кнопку через одну секунду и получить за это одну конфету или через 20 секунд за пять конфет. Большая часть детей нажимала на кнопку сразу.

3. Не апеллировать понятиями далекого будущего.

Понятия отдаленного будущего детьми с СДВГ не воспринимаются. Не имеет смысла рассказывать о том, что если сегодня не будет сделано задание, то это повлияет на результат обучения в школе.

Максимально воспринимаемые временные понятия – сейчас, сегодня вечером, завтра.

– Обратная связь.

При выполнении задания, дети без СДВГ после похвалы при продолжении выполнения улучшают результат. Дети с СДВГ значимо меняют результат, только если их не просто похвалить, а указать на допущенные ошибки. Увидеть свои ошибки самостоятельно ребенок не может из-за слабой регуляции. Успешное и неуспешное выполнение задания сразу должно анализироваться, проговариваться. Начинать работу лучше с заведомо успешных заданий, дать ребенку настроиться, войти в ритм, потом можно приступать к более сложной работе, а после, учитывая цикличность мозговой активности ребенка с СДВГ, опять дать простое задание.

На поздних этапах работы можно включать элементы планирования деятельности.

Источник