Коррекционная работа с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Коррекционная работа с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью thumbnail

Коррекционная работа с детьми школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивность.

            Все особенности ребенка с СДВГ связаны с его центральной нервной системой. Это не невоспитанный ребенок, а ребенок с особым развитием и страдает от особенностей своего поведения не меньше, чем окружающие его люди. Это нужно помнить при работе с такими детьми.

           Целью коррекционной работы с детьми с СДВГ является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Первый принцип работы с детьми с СДВГ – это принцип комплексности. Помощь ребенку с данными нарушениями должна носить комплексный характер. Обязательно с ребенком должен работать  врач – невролог, он назначает медикаментозное лечение. Педагоги сами не имеют ни профессионального, ни морального права советовать родителям какие-либо лекарственные препараты. Помимо врача – невролога в работе участвует психолог (это может быть школьный психолог, дошкольный психолог), педагог, который контактирует с детьми и, обязательно, родители.

           Если работа с ребенком за пределами дома носит положительный результат, то дома этот результат должен подкрепляться. И если не будет контакта с родителями, то вся работа будет напрасной.

Второй принцип работы говори о том, что меры педагогического воздействия на ребенка с СДВГ должны быть систематическими. Что бы коррекционная работа имела успех, она должна быть постоянной и систематической. В такую работу детей нужно включать поэтапно. Если с ребенком нет тесного, близкого, теплого контакта, то вряд ли коррекционная работа будет успешной, у ребенка будет низкая мотивация для взаимодействия со взрослым. Любая коррекционная работа начинается с установления контакта с ребенком. Ребенок должен сначала включиться в индивидуальную работу, а уже затем в групповую. Групповая работа с детьми с СДВГ очень важна: ребенок будет учиться ждать своей очереди, будет учиться взаимодействовать с другими детьми и т.д.

           Еще одна важная вещь в коррекционной работе – это необходимость выявления доминирующего симптома и построение коррекционной работы в соответствии  с этим. Есть дети с дефицитом внимания, есть дети с гиперактивностью. У детей эти два симптома могут быть выражены одинаково и имеют смешанный характер. При работе с такими детьми необходимо выявить, какое нарушение у ребенка преобладает.

           Последний принцип организации коррекционной работы – это отбор и адаптация методик обучения и воспитания в соответствии с потребностями каждого ребенка. Педагог или воспитатель должен подобрать для каждого ребенка такую методику, которая будет помогать и педагогу и ребенку.

Коррекционная работа со школьниками с СДВГ подразумевает четыре блока.

           Первый блок – это формирование у учащихся мотивационной обусловленности обучения.

           Второй блок – это развитие познавательной сферы ребенка, значимой для освоения учебного материала.

           Третий блок – это постепенный переход учеников к саморегуляции своей деятельности и к самоконтролю.

           Четвертый блок – это снижение уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижение уровня школьной тревожности. То есть работа с эмоционально-волевой сферой.

           Для того, что бы повысить учебную мотивацию у ребенка с СДВГ необходима прежде всего смена видов деятельности на уроках и занятиях. Можно использовать приемы творческой деятельности в процессе обучения и воспитания детей с СДВГ, задания, имеющие творческий характер. При работе с детьми с СДВГ для повышения учебной мотивации так же можно предоставить ребенку возможность выбора формы домашнего задания. Ученикам среднего и старшего звена можно предложить создать пособие (карточки, плакаты для более младших школьников). Можно использовать метод составления текстов диктантов самими учениками, или, как вариант, составление вопросов для одноклассников по пройденному материалу.  Очень продуктивно дл повышения мотивации к обучению и воспитанию детей с СДВГ применяется система поощрений и наказаний, а так же можно разработать систему жетонов.

            Для развития познавательной сферы у детей с СДВГ используют множество упражнений. Например упражнение “Каналы восприятия”. Целью этого упражнения является различных видов восприятия, интеграция различных видов информации. Педагог подготавливает список слов, напечатанных на карточках. Ребенку предлагается прочитать слова по слогам вслух. Пока ребенок читает слово,  у него активируются все каналы восприятия. Например, ребенок читает слово “крокодил”. Педагог просит ребенка рассказать, что он видит в этот момент (животное, зеленое и т.д.), что он слышит в этот момент (плеск воды и т.д.), что он чувствует в этот момент (страх и т.д.).  И так с каждым словом. После этого ребенок прописывает это слово в воздухе с проговариванием и записывает слово в тетрадь. Обязательно выполняется проверка правильности написания слова. Это упражнение развивает познавательную сферу, саморегуляцию и контроль.

           Так же для развития познавательной сферы можно использовать карточки – алгоритмы для визуальной поддержки учащихся с СДВГ при выполнении заданий. На таких карточках нарисовано что и в какой последовательности нужно делать. Например, поочередное рисование по клеточкам.

           Для развития познавательной деятельности используют упражнение “Корректурная проба”. Целью этого упражнения является развитие устойчивости внимания, переключение внимания, умение выполнять инструкцию взрослого. Ребенку дается текст и предлагается, например, зачеркнуть все буквы “А”, подчеркнуть буквы “Б”.  Это упражнение не только развивает познавательную деятельность, а так же способствует усидчивости и развитию внимания.

           Когда ребенок будет готов, можно постепенно передавать ребенку функцию учителя для того, что бы повышался уровень самостоятельности ребенка. Со стороны педагога идет снижение уровня “опеки”, но не полностью. За ребенком идет ненавязчивый, мягкий контроль, используются дополнительные рекомендации.  

           Обязательно у учащихся с СДВГ должно формироваться чувство уверенности в своих силах, в себе (“Рецепт успеха”). Ребенку приятно, когда его хвалят. Для ребенка с СДВГ можно даже сделать копилочку достижений, куда ребенок будет складывать написанные достижения. Очень важно обучение детей поиску и осмыслению эффективных стратегий деятельности в конкретных действиях. Ребенок может сам найти путь решения какой-либо задачи. Важно, чтоб он рассказал об этом.

           Работа с эмоциями. Для детей  СДВГ очень важно чувствовать эмоциональную поддержку. Для снижения чувства тревожности педагог может попросить детей в группе или в классе рассказать, например, что интересного у них произошло (диалог педагога с классом). Можно проводить занятия в игровой форме, но обязательно без элементов явно выраженной соревновательности. Детям с СДВГ очень сложно участвовать в тех видах спорта, играх, где есть элементы соревнований. Им нужны более спокойные занятия.

           В коррекционной работе с детьми с СДВГ  должны быть включены обязательно упражнения на снятие мышечных зажимов, дыхательные техники, специальные упражнения, например, попросить ребенка изобразить, что он сначала стойкий оловянный солдатик, а потом тряпичная кукла. Подобные упражнения можно включать  при планировании урока или занятия. Для нормализации эмоционального состояния учащихся используют повторяющиеся из занятия в занятие виды деятельности. В случае необходимости, если возникают проблемы с эмоциями, работу с ребенком выносят за пределы учебного процесса, и она имеет индивидуальное коррекционно-развивающее направление.

Читайте также:  Гипертоническая болезнь 2 степени риск 3 синдром

           Таким образом при организации учебного процесса с детьми с СДВГ необходимы: смена видов деятельности, реализация двигательной потребности ребенка, снижение требований к аккуратности на  первых этапах обучения. Инструкции педагога должны быть четкими и немногосложными, при работе с ребенком нужно избегать категоричных запретов и при необходимости – индивидуальная работа. По возможности ребенок с СДВГ должен сидеть на первой парте, должны соблюдаться четкие временные интервалы. У педагога с ребенком должна быть моментальная обратная связь. Ребенка с СДВГ должны обучать навыкам планирования своей деятельности.

           Первостепенная задача специалиста, работающего с семьей ребенка с СДВГ – информировать всех членов семьи об особенностях данного нарушения. Необходимо разработать систему поощрений , которой будут придерживаться все члены семьи. Поощрения эти могут быть как одномоментные (похвала, одобрение, сладости, деньги), так и кумулятивные (система жетонов).

           Все взрослые в семье должны договориться между собой и выработать единодушный подход к воспитанию. Если этого не сделать, ребенок будет проверять взрослых на “прочность”. На семейном совете должны быть составлены семейные правила, тут крайне важна последовательность реализации принятых семейных правил (например распределение обязанностей в кругу семьи).

           Вследствие имеющихся  у детей с СДВГ нарушений в блоке программирования, регуляции и контроля необходимо контролировать их действия гораздо дольше, чем в случае с другими детьми. Родителям ребенка с СДВГ необходимо уметь владеть собственными эмоциями и чувствами и обучать ребенка способам совладания с гневом.  При введении запрета нужно предоставить ребенку выбор, но в четко ограниченных рамках. Например, если ребенок сел играть в телефон, а семье нужно куда-то уходить, можно разрешить ребенку поиграть, но не долго, минутки 2-5. Нельзя просто отобрать телефон.  А еще очень важно соблюдать режим дня, важно, чтоб ребенок  с СДВГ жил в четкой структуре.  

Список литературы.

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М.: Издательство института психотерапии, 2001г. – 45с.

2. Горячева Л., Кругляк Л. Гиперактивный ребенок- это навсегда? М.: ИГ “Весь”, 2014.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. 2000г.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. М.: Речь, 2005г. – 190с.

5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.  СПб.: Речь, 2007г. – 186с.

6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.  М.: ТЦ Сфера, 2002г. – 129с.

Источник

Марина Жемчужнова
Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Жемчужнова М. В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, г. Волгоград

Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.

Просветительская работа. Как правило, родители и многие педагоги, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребенка с СДВГ их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.

С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него.

Приемы модификации поведения для родителей и педагогов. Как правило, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций, в процессе которых рассматривают и вырабатывают приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Общие рекомендуемые модификации,состоят из следующих блоков:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

2. Изменение психологического микроклимата в семье;

3. Организация режима дня и места для занятий;

4. Специальная поведенческая программа.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении,здесь выделяют следующие направления:

1. Изменение окружения;

2. Создание положительной мотивации на успех;

3. Коррекция негативных форм поведения.

Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей. Современные методы коррекции разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные метод: в том числе нейропсихологические коррекционные методы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ показаны логопедические занятия.

Методы семейной и индивидуальной психотерапии при СДВГ направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии – объяснение ребенку, на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений – заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Групповая психотерапия направлена на развитие у гиперактивных детей навыков общения, социального взаимодействия.

Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу, а также его двигательных функций.

Арт-терапевтические методы. Искусство помогает удовлетворить потребности в развитии навыков, которые могут способствовать развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, далее содействуя ребенку в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу элементов сказка терапии с «встроенными» сообщениями дает хороший терапевтический эффект. Существует два способа «встроенных» сообщений для гиперактивных детей. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения. И сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».

Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям только врачом психоневрологом в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов лечения СДВГ.

Читайте также:  Как вылечиться от синдрома похмелье

Список литературы:

1. Заваденко Н. Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2000. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М, 1997.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник

 Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте — это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Это Комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, нарушениях концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.

Немного из истории вопроса

В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребёнка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Здесь отмечу, что гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания у ребёнка, но не обязательно!

Гиперактивность и СДВГ является серьёзной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие этим недугом, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4–5 раз чаще, чем у девочек.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.

Основные признаки синдрома — это неспособность ребёнка сосредоточиться; гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость. Признаки бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и лёгкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.

СДВГ и его лечение вызывает много споров. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек — они достаточно спокойные, тихие, “витающие в облаках”);

3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространённый вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложнённую формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна и т.п..

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например после перенесённого гриппа.

Чем же гиперактивные малыши отличаются от своих просто активных сверстников?

1. Они постоянно активны. Если просто активные малыши с интересом могут почитать книжку, полепить или порисовать, то гиперактивный малыш не может долгое время сосредоточится на одном задании, тем более, если оно требует усидчивости, сидения на одном месте. 

2. Их движения носят хаотичный, нецелесообразный характер. Кроме того, они постоянно что-то разбивают, ударяются, опрокидывают. Эдакие неуклюжие мишки

3. Их активность одинакова как дома, так и в незнакомых местах, где естественная активность обычно снижается. И гиперактивные дети просто не могут вести себя иначе. Даже если их наказывают или стараются уговорить. 

При “СДВГ” к вышеперечисленным симптомам добавляются:

1. Невозможность концентрироваться на какой-либо задаче. 

2. Трудности в восприятии обращённой к нему речи

3. Невозможность доводить начатое дело до концаи пр.

Вообще, первые проявления этого недуга иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за ребёнком, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1–2 мес позже остальных), а также в речевом развитии. Такие дети они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребёнка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность.

Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, — наблюдается первый, трёхлетний кризис “Я сам”. Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё “Я”. Зачастую в 3–4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Все эти “неожиданные” проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5–6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и лёгкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что такой ребёнок в силу объективных причин не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Принято считать, что при правильном подходе к решению проблемы гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому периоду, но импульсивность и нарушения функции внимания могут сохранятся до взрослого возраста. Поэтому коррекцией такого недуга малыша следует начать заниматься как можно раньше!

Причины гиперактивности и СДВГ у ребёнка

Достоверных данных о точных причинах возникновения гиперактивности и СДВГ не существует. Часть исследований говорит о врождённых или даже наследственных факторах, часть приписывает это неблагоприятному течению беременности и родам, часть — последствиям перенесённых заболеваний и психотравм, и есть доля авторов, выделяющих в качестве первопричины нарушения в воспитании и проблемы в психоэмоцилнальной сфере ребенка.

На мой взгляд, истина где-то посередине. И, вероятно, все подходы отчасти верны.

Я, как психолог, имеющий опыт работы с такими детьми и их родителями, пальму первенства среди причин развития гиперактивности и СДВГ у ребёнка отдаю микроклимату в семье малыша, характеру отношений между родителями и детьми, системе отношений в целом.

Давайте попытаемся понять, какое эмоциональное состояние является преобладающим у гиперактивного ребёнка?

Вспомните все описанные мною признаки и попытайтесь представить, когда Вы ведёте себя также? Например, когда на Вас повышает голос начальник? Не возникает ли сложность в концентрации внимания, невозможность сосредоточится, неуклюжесть в движениях? Не хватаетесь ли Вы то за одно, то за другое, пытаясь найти нужный Вам предмет? Конечно, так реагируют не все и не всегда, но думаю понятно, что описанный человек испытывает тревогу. Так вот и гиперактивность можно заменить на гипертревожность. Такие детки очень сильно тревожатся по маломальскому, на наш взрослый взгляд, поводу.

Читайте также:  Синдромом вильямса у детей до года фото

А если попытаться проанализировать: что лежит в основе тревоги? На самом деле не страх, как многие считают. Страх всегда предметен. Мы можем с уверенностью сказать, чего боимся. Тревога же в большинстве своём ни на кого не направлена. Трудно объяснима и логически не обоснованна.

Тревога — это верхушка айсберга под названием “негативные чувства”. Ведь тревожиться в описанной ситуации станет только тот, кто не сможет спокойно отреагировать на замечание начальства. Человек с умением выражать своё недовольство начнёт отстаивать свою позицию, если он прав, либо спокойно примет критику руководства. Либо, в конце концов, не станет работать там, где на него беспричинно кричат. Но только человек, не умеющий осознавать и выражать свои чувства, склонен к переживанию постоянной тревоги.

А теперь вернёмся к гиперактивным детям. Это те дети, внутри которых очень много невыраженных, запрятанных в глубину чувств, как правило, негативных, которые они по понятным причинам не могу выразить.

Причины эти, как правило, связаны с ошибками в воспитании. Если ребёнку не дают выразить имеющееся у него несогласие, гнев и другие сильные эмоции, если воспитание построено на страхе, авторитаризме, наказании, то негативные чувства копятся. Если папа или мама приходят с опостылевшей работы взвинченные, уставшие, незаслуженно раскритикованные тем самым начальником — то порция негатива полетит куда? Ответ, думаю, известен. В ни в чем не виноватого малыша, который просто нечаянно, например, что-то пролил или просто и естественно хочет вашего внимания, рассказывая взахлёб о событиях дня минувшего. А стоит ли в таком случае выражать ответынй гнев маме или папе? Упаси Боже! Получит ещё больше, если не физически, то словесно — криком, угрозами и грубостью. Что остаётся ребёнку делать со своими естественными в такой ситуации обидой, гневом и иными негативными чувствами? Конечно, в целях безопасности запрятать их в себя.

Все мы уже знаем, что чувства сопровождаются соответствующими телесными ощущениями. Негативные заставляют тело сжиматься и напрягаться. А вспомните, что происходит с сильно напряжённой мышцей? В критический момент — судорога и сброс этого напряжения. Так вот фактически через чрезмерную подвижность детки сбрасывают то напряжение, которое они копят в связи с чем-либо. К переизбытку тех же самых негативных чувств приводит и какая-либо болезнь или травма. А если ещё и мама склонна к тревоге, то этом лишь усиливает негативные переживания малыша.

А дальше ситуация развивается по замкнутому кругу. Чем активнее малыш, тем больше упрёков и критики он слышит в свой адрес. Это привод к ещё большему переполнению его кувшина чувств всякими обидами, страхами, раздражениями и злостью. И тем сильнее нужна активность, чтобы это напряжение сбросить. А критики становится все больше. А потом Подключаются ещё воспитатели, учителя… Каждый вносит свою весомую лепту в хрупкий внутренний мир ребенка.

И что же со всем этим делать, спросите Вы меня? И я снова приведу вам свою любимую аксиому! Работает — 200%!

“Здоровы родители — Здоровы дети!”

Уважаемые, дорогие родители! Работайте над собой! Станьте здоровым образцом для своего ребёнка. Ведь, как известно, дети перенимают образ поведения родителей, а не их слова…

Помните, что Ваши особенные дети нуждаются в гораздо большем понимании и терпении со стороны близких. Без Вашей поддержки и уверенности в том, что с ним все будет хорошо, ему будет крайне сложно решить эту проблему. А без проявлений Вашей любви и безусловного его принятия — просто невозможно.

А если у вас не все в порядке с нервной системой, то как Ваш малыш может быть спокоен и гармоничен?

Коррекция гиперактивности и СДВГ

Первое и самое важное — работа взрослых над Своим внутренним состоянием и поведением.

Далее, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребёнка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжёлые заболевания. Желательно пройти комплексное обследование.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый — субъективный — включает субъективную оценку поведения ребёнка исходя из общепринятых диагностических критериев. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесённых ребёнком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап — объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребёнком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребёнка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

Лечение следует сделать комплексным, то есть включать, если это действительно необходимо, медикаментозную терапию, и обязательно психологическую коррекцию. Возможно работа с психологом будет происходит всей смьей, или ребёнок и мама, или индивидуально с ребёнком. Но, в любом случае, без коррекции поведения родителей — работа с ребёнком практически бесполезна.

Ребёнку нужно и важно ощущать поддержку родителей!

Технические Рекомендации родителям:

  • Организуйте максимально чёткий режим дня. Разработайте определённый порядок для малыша, который не должен меняться ни в коем случае. В такой ситуации у ребёнка возникнет простой рефлекс, например, спать после сказки или после того, как свет будет погашен.
  • Ребёнок должен находиться в правильной, предсказуемой обстановке, без лишних раздражающих факторов. Это очень важно, ведь на любую внезапно возникшую ситуацию он может отреагировать сильным выбросом энергии. А куда направить эту энергию? Уже понятно.

Ребёнок плохо концентрирует внимание

Вполне возможно, что гиперактивный ребёнок в детском саду не желает подстраиваться под общий порядок. Конечно, это сложно, ведь родителей нет рядом. Поэтому для начала поговорите с воспитателем об имеющейся проблеме, постарайтесь дома приблизить распорядок дня к распорядку в садике, не балуйте малыша — если нужно спать сейчас — кладите спать. Он скоро привыкнет.

Гиперподвижность

  • Не ограничивайте действия ребёнка, ведь именно так он расходует свою энергию, которой, как вы понимаете, выше крыши. Насильно сажая ребёнка на диван, или же поставив его в угол, вы отнимаете у малыша возможность расходовать излишек энергии, что, кстати, проявится тогда, когда вы будете укладывать его спать.
  • Запишите малыша в секцию или кружок. Лучше всего выбрать такую секцию, чтобы ребёнок много двигался. Но, помните, это должна быть не просто беготня, а осмысленные действия с какой-то целью.
  • Если у вас нет возможности отдать ребёнка в кружок, организуйте его сами. Отведите специальное место, где малыш мог бы бегать прыгать и кувыркаться. Такие занятия не только снизят опасность травм, но и разовьют координацию движений у ребенка.

Как видите, работа с гиперактивными детьми — это не так страшно, как казалось.

Если у вашего малыша СДВГ или гиперактивность, обязательно Задайть себе вопросы:

1. Что заставляет вашего ребёнка испытывать негативные эмоции? Перенесённая травма? Негармоничное воспитание?

2. Если самостоятельно найти причину не удаётся, обращайтесь за консультацией к психологу, чтобы он помог найти ответ. 

3. Работайте над устранением причины. Если это травмы, то необходимо помогать ребёнку избавится от страха и гнева, полученного в те моменты. Здесь, в зависимости от возраста, подойдут танцевально-двигательная или телесно-ориентированная терапия, терапия рисунком, сказкотерапия, песочная терапия и другие направления арт- терапии. 

4. Проводите профилактику негативных эмоций. Для этого необходимо как можно больше телесных упражнений, позволяющих выбросить накопленный гнев и страх. Также необходимо, чтобы у ребёнка была возможность для двигательной активности без ограничений. Например, место, где он мог бы бегать, лазить, пинать безопасные предметы и всчески “выплёскивать” скопившиеся эмоции.

5. Обязательно работать с телом малыша. Помните, в его теле “застряло” очень много негативных эмоций. Если Вам не знакомы основные навыки, как через телесный контакт успокоить малыша, то обратитесь на консультацию к специалисту — танцевально-двигательному или телесно-ориентированному терапевту.

Радости Вам и гармоничных семейных отношений!

Источник