Ковалев с в синдром приобретенной беспомощности

Приобретенная беспомощность (learned helplessness) как психологический феномен была открыта в 1964-1966 года двумя психологами Марком Селигманом и Стивом Майером. Если вкратце описать этот эксперимент, то собак помещали в клетки, после чего без всякой последовательности и предупреждения начинали бить током. Скажу сразу — не все психологи такие… Так вот, несчастные собачки вырывались как могли, до… наступления определенного момента смирения, когда реакция на боль переходила с активной в пассивную, когда животные просто сидели и терпели поскуливая удар за ударом. Но это не самое важное в эксперименте.
Самое интересное начиналось, когда, дождавшись реакции пассивности Селигман и Майер открывали клетки и повторяли удары током. Угадайте реакцию собак? Правильно, они оставались в клетках и продолжали терпеть боль. В результате у них была отмечена клиническая депрессия, но это уже результаты других исследований. Хочется верить, что бедным собачкам устроили достойный отпуск со спа-процедурами, реабилитацией, расчесыванием, массажем и вкусными большими косточками. Чтобы они вернули веру в жизнь, в людей, в доброту мира и отдельно — в психологию.
Так вот, вы в этих собачках никого не узнаете? Да-да, люди ведут себя абсолютно точно так же это было доказано японцами, которые включали неприятный звук людям, которые могли его отключить после определенного этапа эксперимента, но этого не делали. Речь идет о психологах, не просто о японцах 🙂 уточнение на всякий случай. К слову, дети из пятого Б класса закрыли в банке кузнечика, который после многочисленных попыток выпрыгнуть прекращал это делать, даже после открытия банки. Вот так, обошлись даже без электрического тока.
Синдром приобретенной беспомощности возникает после серии неконтролируемых человеком событий, имеющий явно негативную окраску (в психологии — аверсивные события). Далее все получается точь-в-точь как у собачек — смирение, пассивное терпение боли и неустраивающих обстоятельств. Приборетенная беспомощность является благоприятной почвой для развития любого вида зависимостей, для личностной и социальной деградации личности, для появления хронических депрессий.
Если кто смотрел сериал Анатомия Страсти, то там есть серия про крушение парома. Главная героиня, находясь в состоянии приобретенной беспомощности падает в воду и тонет. При том, что она умеет плавать. Ее спасли, и на вопросы как ты могла просто тонуть когда умеешь плавать не могла ничего ответить. Когда я смотрел этот момент, мне это показалось натянутым и маловероятным. Однако, познакомившись с результатами исследований, связанных с приобретенной беспомощностью, могу подтвердить — так оно все и работает, иногда даже заглушая инстинкт самосохранения.
На сегодняшний день не нашел точной статистики выраженности приобретенной беспомощности в России и Мире. Впрочем, достаточно осмотреться по сторонами, чтобы и без четких цифр сделать неутешительные выводы. При этом в первую очередь все-таки стоит посмотреть на себя самих. И если нас или наших близких это тоже коснулось — тогда как же вырваться из этой самой приобретенной беспомощности? Неужели психологи нашли вход, но не знают где выход? Не совсем… Об этом — в следующих заметках.
Рекомендуется к прочтению:
«С меня достаточно!» (паттерн порога)
Возможно, вам будет интересно:
- Зеркало. Даосская притча Сегодня на глаза попалась отличная притча — прямо классика жанра. Не буду ее комментировать, думаю это будет только лишним. Как-то…
- Красноречивая притча про Счастье Попалась хорошая притча. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что еще слепить тебе? —…
- Выход из любой проблемы Чтобы выйти из проблемы, достаточно перестать в ней «вариться» и принять решение действовать. Совершенно неважно, какого качества будет это решение….
- «С меня достаточно!» (паттерн порога) Сегодня мы познакомимся с замечательной психотехнологией, которая получила название «С меня достаточно», она же паттерн порога. Меня часто спрашивают, что…
- Что такое Обобщенная Линия Жизни Чем больше работаю в психотерапии, тем больше восхищаюсь одной чертой нашего Бессознательного — оно обожает моделировать. Серьезно, хлебом не корми,…
Источник
Автор Руслан Хусаинов На чтение 6 мин. Опубликовано 20.06.2019 20:40
Обновлено 20.06.2019 19:42
Приобретенная беспомощность — это состояние, которое возникает после того, как человек неоднократно испытывал стрессовую ситуацию. Он приходит к убеждению, что не в состоянии контролировать или изменить ситуацию, поэтому и не пытается — даже когда появляются возможности для перемен. Психологи впервые описали синдром приобретенной беспомощности в 1967 году после серии экспериментов на животных и предположили, что их открытия могут быть применимы к людям. Приобретенная беспомощность приводит к усилению чувства стресса и депрессии. Для некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Что такое приобретенная беспомощность?
Синдром приобретенной беспомощности возникает, когда человек неоднократно сталкивается с неконтролируемыми, стрессовыми ситуациями. Человек считает себя беспомощным в этой ситуации и не пытается изменить ситуацию, даже когда изменение возможно. Как только человек обнаруживает, что он не может контролировать события вокруг себя, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, позволяющая человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий. Приобретенная беспомощность может увеличить риск депрессии.
Мартин Селигман (Martin Seligman), один из психологов, которому приписывают определение приобретенной беспомощности, подробно описал три ключевые особенности:
- человек становится пассивным перед лицом травмы;
- не понимает, что реакция может контролировать травму;
- у человека повышается уровень стресса.
Предпосылки к теории
В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Майер (Steven Maier) впервые описали свою теорию приобретенной беспомощности. Ученые провели исследования на собаках, в которых подвергли животных воздействию серии электрических ударов. У собак, которые не могли контролировать удары, в конце концов развились признаки депрессии и тревоги, а у тех, кто мог нажать на рычаг, чтобы остановить удары — нет.
В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они стали беспомощными. Однако много лет спустя профессор Майер провел нейробиологическое исследование, которое показало, что собаки на самом деле не стали беспомощными — вместо этого они потеряли контроль.
Приобретенная беспомощность у взрослых
У взрослых приобретенная беспомощность проявляется в том, что человек не использует и не усваивает адаптивные реакции на сложные ситуации. Люди в таком состоянии обычно принимают тот факт, что «плохие вещи» будут происходить и что они не смогут их контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если существует потенциальное решение.
Примеры ситуаций, которые могут привести к приобретенной беспомощности у взрослых:
- Люди продолжают курить, несмотря на несколько попыток бросить курить. Человек может поверить, что он всегда будет курить.
- Неспособность похудеть после внесения различных изменений в диету или образ жизни. Неудачи могут заставить человека поверить, что это никогда не произойдет, и он отказывается от попыток.
- Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень трудно. Женщины, имеющие этот опыт, как правило, уходят несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может поверить, что он никогда не сможет избежать насилия, даже если ему доступны помощь и поддержка.
Приобретенная беспомощность у детей
Зачастую приобретенная беспомощность начинается в детстве. Когда родители не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, он начинает считать, что не сможет изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, то состояние приобретенной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.
Например, у детей с длительной историей жестокого обращения и пренебрежения может развиться приобретенная беспомощность и чувство бессилия. Некоторые характеристики приобретенной беспомощности у детей включают:
- низкую самооценку;
- низкую мотивацию;
- низкие ожидания успеха;
- меньшую настойчивость;
- человек не просит о помощи;
- приписывает отсутствие успеха отсутствию возможности;
- приписывает успех не зависящим от него факторам, таким как удача.
В детстве приобретенная беспомощность зачастую возникает в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном счете получает плохие оценки, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.
В исследовании 2004 года изучалось влияние приобретенной беспомощности на сдачу тестов студентами. Каждый ученик проходил один из двух тестов. Первый начинался с очень трудных вопросов, а второй с более легких. Студенты, сдавшие первый тест, казались разочарованными, сомневались в своих способностях и пропускали простые вопросы. Авторы предполагают, что приобретенная беспомощность повлияла на их результаты тестов. Те, кто прошел второй тест, не испытали этих эффектов.
Дети могут избегать приобретенной беспомощности с помощью создания устойчивости. Среди многих факторов, которые могут способствовать устойчивости, — позитивная привязанность к родителям и воспитателям, юмор и независимость.
Почему приобретенная беспомощность наблюдается у одних людей, а у других нет?
Переживания человека могут увеличить риск развития приобретенной беспомощности. Как правило, она начинается после неоднократных травматических событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье. Однако не у каждого, кто проходит через это, развивается приобретенная беспомощность. Объяснительные стили также играют определенную роль в его развитии. Объяснительный стиль — это способ человека объяснить себе событие. Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющие их рассматривать негативные события как неизбежные и происходящие из-за их собственных недостатков, чаще испытывают приобретенную беспомощность. Люди с оптимистичным объяснительным стилем менее склонны к этому.
Связь с психическими заболеваниями
Приобретенная беспомощность связана с депрессией, ПТСР и другими проблемами со здоровьем. Исследование показывает, что она увеличивает чувство стресса, тревожности и депрессии как у людей, так и у животных. Одно исследование, например, показывает, что приобретенная беспомощность может увеличить риск ПТСР и серьезных депрессивных расстройств у женщин, которые долгое время жили с насилием в семье.
Как преодолеть приобретенную беспомощность
Люди с приобретенной беспомощностью могут преодолеть ее. Наиболее распространенным лечением является когнитивно-поведенческая терапия (КБТ). Она помогает людям преодолеть эти типы проблем, изменяя то, как они думают и действуют.
В терапии люди могут:
- получать поддержку и поощрение;
- исследовать истоки приобретенной беспомощности;
- разработать способы уменьшения чувства беспомощности;
- определить негативные мысли, которые способствуют приобретению беспомощности;
- определить поведение, которое усиливает приобретенную беспомощность;
- заменить мысли и поведение на более позитивные и полезные;
- повысить самооценку;
- работать через сложные эмоции;
- рассмотреть случаи жестокого обращения, отсутствия заботы и травм;
- ставить перед собой цели и задачи.
Хотя нет исследований определенного эффекта физических упражнений, физическая активность обычно приносит пользу психическому здоровью и может уменьшить или предотвратить беспокойство, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем. Здоровая диета, медитация и практика осознанности — эти и другие изменения образа жизни могут повысить психическое здоровье и мировоззрение человека.
Выводы
Любой, кто считает, что переживает приобретенную беспомощность, должен поговорить с специалистом по психическому здоровью, который поможет ему взять под контроль свои обстоятельства.
Научная статья по теме: Психотерапию лучше проводить утром, считают ученые.
Источник
7.2. Как изменить отношение к жизни
…
О синдроме приобретенной беспомощности
Особенно это характерно для тех, кто умудрился, хотя зачастую не по своей воле, заразиться психологической чумой двадцать первого века — Синдромом Приобретенной Беспомощности или, коротко, СПИБом (синдром приобретенного иммунодефицита или СПИД, — это физиологическая чума данного столетия). Открыт он был на собаках, которых, привязывая или ограничивая любым другим образом, подвергали весьма неприятным воздействиям — ударам электротоком. Так вот, после того, как исследователи всласть поиздевались над бедными животными в первой части эксперимента, во второй они их отпустили (отвязали, убрали загородки и т.п.) и вновь продолжили свои издевательства. Но только четыре из десяти собак (40%) покинули место пыток (хотя их, напоминаю, ничего уже не удерживало)! Вот так и был открыт феномен СПИБа — весьма неприятного (мягко говоря) пограничного психического расстройства, «подцепившие» которое люди отказываются от принятия направленных на улучшение их состояния действий в ситуациях, когда они объективно могли бы это сделать!
Поскольку синдромом приобретенной беспомощности нынче страдает огромное количество наших соотечественников, разберемся в его механизмах и возможностях излечения от этой проклятущей напасти. Согласно исследованию М. Зелингмана и К°, попадет ли человек в ловушку СПИБа или нет, определяется тем, как он или она объясняют происходящее с ними (авторы назвали это атрибутивным стилем). И если вы предпочитаете стиль пессимиста, синдром приобретенной беспомощности скоро примет вас в свои объятия.
Оказалось, что у этого стиля есть три главные составляющие.
— Отношение к любой неудаче, как к своей собственной ошибке (т.е. эти люди обвиняют себя и только себя) и/или к тому, что произошло только с ними одними («Это я во всем виноват!» и/или «Это только со мной!»).
— Убежденность в том, что подобные неудачи будут повторяться и далее («Это навсегда!»).
— Уверенность в том, что такие же сбои и провалы будут присутствовать и в других областях их жизни («Это везде и во всем!».
Так что для того, чтобы стать хроническим пессимистом, вам необходимо при любой неудаче, во-первых, обвинить самого себя (окружающие и окружающее ни при чем и, в отличие от вас, в полном порядке). Во-вторых, решить, что так будет всегда, что бы вы ни сделали, ничего изменить не удастся. А в-третьих, предположить, что все это повлияет, а то и чудесным образом перенесется на все, что вы делаете или собираетесь делать. И наоборот, чтобы стать записным оптимистом, вполне достаточно, во-первых, любую неприятность рассматривать как некую комбинацию внешних обстоятельств, а если вы уж действительно что-то сделали не так, принимать это только как обратную связь и только о вашем поведении, а не о личности в целом. Во-вторых, четко воспринимать то, что случилось, как единичный случай, одновременно с интересом размышляя о том, что лично вы могли бы сделать и какой урок извлечь. А в-третьих, рассматривать неприятность как вполне конкретный эпизод, который вряд ли скажется на других областях вашей жизнедеятельности.
Из всего вышесказанного следует еще одна весьма простая стратегия работы со стрессом /27; с. 159/.
«Когда ваше тело говорит вам, что вы находитесь под действием стресса:
1. Осознайте ощущения в своем теле. Подстройтесь к себе. Эти ощущения реальны, даже если вы думаете, что их не должно быть.
2. Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде.
3. Какое значение вы придаете этому переживанию?
— Когда вы получите ответ, спросите себя: «Что еще могло бы это значить?» А затем: «Какой смысл я хотел бы придать этому эпизоду?»
4. Что бы вы могли сделать с этим?
— Находится ли это в области вашего влияния?
— Если нет, оставьте все так, как есть, и пусть оно продолжается.
— Если да, то, какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение?
— Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации?
— Какова ваша цель?
5. Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий раз избежать неприятностей?»
Источник
В предыдущих статьях уже упоминалось о Выученной беспомощности. Сейчас мы рассмотрим её истоки, проявление и как разучиться быть беспомощным. Новосельцев, из художественного фильма «Служебный роман» до определённого момента, является ярким представителем «выученно–беспомощных», проявляясь своей «Тенью».
Если отталкиваться от Таблицы Выборов В.Вульфа, то приспособление беспомощностью идёт только по выбору «Вниз», где живут болезни, страх и другие различные несостоятельности человека («Тень» личности человека) на всех 6-ти уровнях этой Таблицы.
Проявляется она в мыслях, словах и поступках, и создаёт трудности и страдания себе и другим людям, называемые автором Холодинамики В. Вульфом незрелостью и проявлены негативными состояниями.
. Синдром «выученной беспомощности» впервые описал американский психолог Мартин Селигман в 1964 году. Эксперименты, которые он проводил со своими коллегами, вырабатывали страх у собак по классической методике: животные жёстко закреплялись в станке и после сигнального звонка получали удар током, уклониться от которого они не могли.
Собаки просто, продолжали терпеливо получать удары тока, привыкая испытывать страх, как основное направляющее единственное жизненное чувство, уничтожающее все другие природные чувства как жизненные ориентиры и ведущее к полному дальнейшему уничтожению живого существа.
Далее в 1967 году он продолжил опыты с собаками. Цель исследования следующего эксперимента заключалась в том, чтобы проверить сможет ли животное после такого привыкания к потере поиска выхода из болезненной ситуации, всё же будет ли стремиться искать этот выход через убегание.
Оказалось, что те животные, которые не были обучены страху, при ударе током быстро выпрыгивали в безопасное место через барьер
или убегали в открытые двери клетки, в разных условиях эксперимента. Подобные эксперименты проводились не только с собаками, но и кошками, крысами, рыбами и у них тоже были аналогичные проявления.
Те же, у которых был в эксперименте, подобном первому – выработан страх, оставались на месте и не видели выхода – они его просто и не пытались искать – не видели открытых дверей и других возможностей – у них полностью отсутствовала способность поиска выхода из болезненной ситуации – они потеряли возможность надеяться на позитивный результат.
У человека также вырабатывается условный рефлекс, если он находится длительное время в неблагоприятных условиях постоянного унижения, физического или психологического насилия. Например, домашнего насилия через сравнение с другими, например: «… у Саши получается лучше, чем у тебя», «…кем ты станешь…, разве что в дворники пойдёшь…», «… а другие женщины всё успевают… и детей воспитывать, и к косметологу ходить» и т.п.
А также, если человек подвергается травле в школе или на работе – буллинги, моббинги, сексуальные домогательства и тому подобные амбициозные – необоснованные притязания, вырабатывающие у подчинённого человека чувство вины, безысходности, людьми, имеющими физическую и психологическую власть над ребёнком или взрослым человеком.
Это всё и создаёт состояние «Выученной беспомощности» у подчинённых, однако это и говорит ещё об одном удивительном явлении, именно, что процесс этот обоюдный, созависимый, основанный на амбициях той и другой стороны, т.к. без насильника нет жертвы, а без жертвы нет и насильника.
Однако известно, что насилие всегда бывает от бессилия, всё от той же выученной беспомощности, возникающее от того, что привычным, известным ему путём человек не может получить желаемое.
И здесь снова проявляется животный тип общения: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать?». Но если внимательно понаблюдать за этой парой, то открывается интересный факт, что жертва сама провоцирует насильника своим поведением, создавая условия и возможности, желания его «съесть».
У выученно – беспомощного даже инстинкт самосохранения теряет силу – он даже часто вызывает «огонь» насильника сам на себя своим поведением, самим своим видом, осанкой, мимикой, пантомимикой, речью, одеждой.
На заре моей карьеры психолога, а я после окончания пединститута в 1993 году начала работать в школе, произошёл такой случай. Как-то на перемене возникла драка между пятиклассником и семиклассником. Оба мальчика шли по широкому коридору в противоположные стороны, но каждый по своей стороне.
И вдруг семиклассник резко переходит на сторону пятиклассника и с маху даёт ему подзатыльник, тот падает, и тут это увидели учителя, разняли их и обоих привели ко мне в кабинет со словами «Разбирайтесь сами!».
Я их развела в стороны и только успела спросить у семиклассника: «А тебе не лень было переходить на другую сторону довольно широкого коридора, тем более что вы шли в разные стороны и друг другу вообще не мешали?!».
На что он мне резонно ответил: «А вы посмотрите на него!». Я посмотрела на пятиклассника и сразу поняла, что он своим жалким, пришибленным видом, как будто говорил: «Да ударьте вы меня уже кто-нибудь скорее, унизьте меня, подтвердите мою беспомощность – я же хуже всех, и мне необходимо подтверждение этого, иначе я не знаю, как мне жить, каким быть, я приучен бояться и ждать только неприятности?!».
Вот вам, пожалуйста, и закон резонанса сработал – подобное притянуло подобное. Столкнулись 2 амбиции: Одна – «Я лучше всех, сильнее!» – семиклассник был на голову выше пятиклассника и крепкого телосложения. Другая – слабая сторона, но тоже с амбицией: «Я хуже всех!». Полнота и пустота энергий, не смогли пройти мимо друг друга, и произошло притяжение. Нам этот закон войны не отменить, и выход из этой ситуации возможен, только если беспомощный разучится быть беспомощным, проблемным – слабым, а тот, кто силён, найдёт достойное применение своим силам на пользу себе и обществу, не сбрасывая её куда попало, т.е. оба станут жить с чувством собственного достоинства.
Вот тогда и не нужны будут пустые, никчёмные, с точки зрения зрелых людей, войны, «стрелки», бои без правил. Но это бывает только, если люди делают выбор «Вверх».
А Выбор «Вниз» считается проявлением незрелости, и называется примитивным, манипуляторным, не партнёрским общением, предполагающим выгоду, прибыль только одной стороны, а у другой обязательно должны быть убытки материального, финансового, психологического плана.
Общение основано изначально на неточностях, которые вызывают страх, т.к. его контролировать практически невозможно логическим путём – это общение с «камнем за пазухой», вызывающее дискомфорт от не подконтрольности результата, непонимания как действовать.
А значит, присутствует дрессура, используется метод кнута и пряника, общение по животному типу использования условных и безусловных рефлексов: «Тебя укусили – Ты укусил!». Полная безнадёга для человека, которому дана речь как способ для ведения переговоров и решения всех вопросов цивилизованным, достойным человека путём.
И это говорит о том, что и та, и другая сторона заражены страхом и счастья и покоя не испытывает никто – ни начальник, ни подчинённый. Счастье, Радость и Покой выбором «Вниз» вообще не предусмотрены. Этот выбор, основанный на страхе, вреден как для той, так и для другой стороны.
Особенно, если он в качестве аргумента предъявляет свою физическую силу для полного подчинения. Также страх может формироваться под воздействием и психологического насилия.
Кстати, в условиях «Прагматизма», при Выборе «Вниз» все эти явления расцветают пышным цветом, т.к. при этих условиях и формируются не человеческие отношения, в которых форма приветствуется больше, чем содержательная составляющая человека. Да, и сам человек не ценится вообще, т.к. «уважается» только, количество прибыли, которые он приносит тем, от кого он зависит.
В человеческой жизни тоже можно проводить эксперименты, проверяя, есть ли у человека «Выученная беспомощность» или нет. Ну, понятно, более мягкими способами, чем эксперименты с животными. Хотя само общество дрессирует людей, абсолютно не церемонясь, особенно в способах отъёма денег и материальных благ у населения. Всё это достаточно легко происходит, конечно, же, по выбору «Вниз».
Достаточно много тестирований по поводу «Выученной беспомощности» проводилось со студентами на занятиях по математике. А т..к. процесс решения математической задачи и жизненной идёт практически одинаково – там и там надо получить желаемый результат – правильный, адекватный ответ.. Вот как это проводится.
Преподаватель даёт задание и через некоторое время начинает обходить аудиторию, наблюдая за студентами. Заглядывая через плечо студента, он видит – студент решает правильно, тогда преподаватель тихо шепчет ему на ухо: «Решаете неверно!». Студент стушевался, задумался: « Ведь если преподаватель мне подсказывает, значит, я не прав, он же преподаватель?».
Однако у студента достаточно знаний, и он уверен в себе, он постепенно успокаивается и продолжает решать, как и решал, и задание выполняет верно. Преподаватель в своей ведомости пишет, что у данного студента «выученной беспомощности» нет, студент адекватен в реакции на преподавателя и на себя.
Дальше преподаватель идёт по аудитории, снова смотрит на студентов, и видит кого-то, кто сильно напряжён, подходит к нему, и видит, что решает студент правильно, но почему-то нервничает. Он так же, как и в предыдущем случае, наклоняется к уху студента и тоже говорит: «Решаете неверно!».
И дальше видит, что студент расстроился,
не может сосредоточиться, нервничает. Он пробует другие варианты решения, но у него ничего не получается – решить по-другому не может, и он уже отложил ручку, не зная, что делать и просто сидит.
Преподаватель подходит и тихонько ему говорит, что тот решал верно, но это идёт эксперимент и преподаватель просто «обвёл его вокруг пальца». Студент успокаивается, и коль знаний у него хватает, он и выполняет задание верно.
Но преподаватель делает отметку в ведомости, что у этого студента налицо синдром «выученной беспомощности» – подчиняется значимому лицу (преподавателю в данном случае), без адекватного анализа обстановки, своих знаний. Вердикт – студент неадекватный, неуверенный в себе, несамостоятельный, ведомый.
Как мы с вами выяснили, что «Выученная беспомощность» формируется на чувстве страха, начинающимся с самоотрицания, основанное на, «Прагматизме», выбранном как «фундаменте» жизни, с его конкурирующими формами выхода из этого негативного состояния.
Поэтому и защита идёт через самовозвеличивание – Таблица Выборов, выбор «Вниз» на Универсальном уровне. А это значит, вступают в бой амбиции – гордыня: «Я лучше всех или Я хуже всех!» с различными вариациями, подменяющими хорошее самочувствие – спесью, т.е. чванством, надменностью, высокомерием и чередующимися со всеми состояниями, прописанными в Таблице Выборов по выбору «Вниз».
Но это лишь временное, кажущееся улучшение состояния человека, совсем ненадолго, а потом снова «в бой», в войну за место под солнцем, и снова всё по изматывающему силы, кругу, по сути, вперёд к безысходности.
Печальная картина, не правда ли? Но ведь это и есть путь страдания, который люди выбирают, отрицая себя, отрицая ценность своей жизни, опускают руки и бездействуют в поиске своей настоящей самореализации. Но ведь человек родился, а это значит, что он кому-то очень нужен – весь, целиком, с его возможностями – способностями.
Но нужен человек всегда как проявитель света, в нашем изложении, как носитель Безусловной Любви. А это возможно только, если по Таблице Выборов сделать Выбор «Вверх».
А это значит надо уйти от самоотрицания, страха, прагматизма, амбиций, и начать проявлять себя самыми лучшими своими качествами, это нам подсказывает интуиция, но по Выбору «Вниз» мы интуицию глушим всякими успокоительными нежизнеспособными придумками.
Хорошее самочувствие, на всех уровнях Таблицы Выборов, возможно, всем, без исключения, разучившись быть беспомощным, через включение позитивных своих чувств, через расширение возможностей Светлой части своей личности, в том числе и разрешения себе самому проявления интуиции, т.е. постоянного Выбора «Вверх». И это возможно через инструменты «Холодинамики» (автор В.Вульф).
Одним из инструментов «Холодинамики», является «Место Покоя», где открываются приятные ощущения через глаза, уши, нос, рот и прикосновения. В этом «Месте Покоя» мы всегда ощущаем чувство Безусловной Любви, чувство Счастья, ощущаем нашу Мощь.
Там нам очень хорошо, там ощущается блаженный покой, восстанавливаются Силы, и чувству Радости там нет предела. И знакомо нам это состояние с самого раннего детства, когда мы мысленно убегали в те места, где нам хотелось Быть и Радоваться!
Упражнение делается медленно, не спеша. Вам может помочь кто-то из близких, друзей, с кем вам приятно быть, кому вы доверяете. Он медленно читает для вас вслух – ведёт вас, и вы слушаете, и мысленно идёте за его голосом и текстом, получая приятные ощущения.
Или вы сами это делаете – сначала, вникнув в текст и запомнив его, а затем сами себя ведёте по шагам текста, медитируете. Упражнение делается с соблюдением этических норм бережности ко всему, с чем вы в своей картинке встречаетесь, и Вы БлагоДарите за всё, за что посчитаете нужным в Вашем Месте Покоя поблагодарить.
А теперь само Упражнение «Место Покоя».
Найдите тихое, уютное место, можете включить расслабляющую музыку или обойтись без неё, сядьте или лягте по удобнее, закройте глаза, расслабьте своё тело так, как будто оно расплылось и ни одним членом не хочется пошевелить.
Мысленно представьте, то место, где бы вы хотели побывать сами, в одиночестве, где вам будет приятно. Это может быть место, в котором вы уже были когда-то давно, может быть в детстве, или где-то недавно, или хотели бы побывать, увидев его в кино, видео, на картинке, или оно прямо сейчас наплывает перед вашими глазами.
Если наплывает несколько мест, то объедините их по своему желанию: что-то уберите мысленно, что-то добавьте – создайте место, где вы действительно бы хотели быть, где вам очень хорошо. И теперь мысленно войдите в это место и дальше стройте его таким, каким вам хочется его видеть, ощущать.
Если при входе в это место вы почувствовали, что вам тесно – расширьте пространство, если так широко, что вы как бы потерялись там – сделайте его более узким. Если небо слишком высоко – опустите его, если слишком низко – поднимите. Всё вы делаете там по-своему усмотрению – важно, чтобы вам там было удобно, хорошо, приятно.
А теперь рассмотрите своё «Место Покоя» внимательнее: какие там проявлены цвета, какими красками расцвечено ваше Место Покоя – мысленно добавьте или убавьте какие-то цвета, сделайте яркость посильнее или приглушите свет и цвет – главное сделать так, как вам приятно. Поиграйте красками, почувствуйте, как радуются ваши глаза…, напитайте себя через них приятным цветом, светом, образами.
Послушайте звуки в своём «Месте Покоя»: может это птички поют, чирикают, или журчит ручей или шум быстрой реки привлекает ваше внимание. А может у вас в Месте Покоя есть море, и вы слышите шум прибоя. А может вы слышите звенящую тишину…! Добавьте или убавьте количество звуков по своим ощущениям. Слушайте, питайтесь, наполняйте ваши уши чудесными звуками.
А теперь почувствуйте запахи вашего Места Покоя: чем пахнет воздух, трава, река…, а может, вы чувствуете другие запахи, которые вам нравятся – вы их тоже можете добавить или убавить по своему усмотрению, и наслаждаться ими, напитывая себя этими радостными запахами, вдыхая носом.
А теперь вы может быть, что-то сможете попробовать на вкус: это могут быть какие-нибудь ягоды, если у вас в Месте Покоя лето или осень и для этих ягод как раз сезон, а может и не сезон, но они там есть. Место Покоя – это волшебное место, где вы можете получать всё, что вам захочется приятного, в любое время.
А может, вы ощущаете, вкус воды, воздуха, тишины или ещё чего-либо. Напитайте себя этой радостью вкуса. Почувствуйте вкус жизни ртом, языком, губами.
Теперь дотронтесь до травы, дерева, воды, до всего к чему хотите прикоснуться и почувствуйте мягкость, нежность этого прикосновения – ощутите это всем телом – пусть тело, руки запомнят эту радость.
Вот мы с вами и пробудили пять наших чувств, ощутили всем существом своим всю прелесть жизни. Запомните эти ощущения! Живите с ними и в них! Радуйтесь жизни!
А теперь подкрепите их своими действиями в Месте Покоя! Это чудесное место, где вы можете позволить себе всё и от всего получить удовольствие! Вы можете повисеть вверх ногами в воздухе, мгновенно забраться на макушку дерева или вершину высокой горы, если они есть в вашем Месте Покоя. Можете посидеть на облачке, болтая ногами.
А можете побежать по воде как «Бегущая по волнам», в одноимённом произведении А. Грина
Можете просто погулять спокойно, полежать, помечтать, просто поспать или ещё что-то сделать интересное, полезное вам, и напитаться радостью, счастьем и созидательной силой. И находиться вы там можете столько, сколько вам захочется, сколько вы себе разрешите.
Ваше Место Покоя может меняться в следующие его посещения или оставаться прежним много лет, и ощущения будут похожие, а возможно Вы будете видеть, слышать, чувствовать что-то другое, но всегда успокаивающее и приятное, придающие вам силу и радость.
И вот вы получили в своём Месте Покоя наслаждение, силу, радость и почувствовали, что этого достаточно и теперь медленно, спокойно, возвращаетесь в состояние «Здесь и сейчас».
Вот вы, наконец, и включили свою Светлую, Созидательную часть Себя, и теперь смотрите на жизнь с этой высоты и для своей жизни находите самые лучшие выходы.
Посмотрите внимательно: Правда! Достойный выход есть Всегда! Порадуйтесь ему!
Делайт?