Кто воспитывает ребенка с синдромом дауна

Кто воспитывает ребенка с синдромом дауна thumbnail

Воспитание детей с особенностями развития, как процесс постоянного и направленного воздействия, должно обязательно включать в себя восстановление психологического и социального статуса ребенка, достижение им определенной социальной адаптации. Насколько легко в современном обществе проходит воспитание детей в семье? С какими трудностями приходится сталкиваться родителям, имеющим ребенка с синдромом Дауна?

Воспитание детей с синдромом Дауна: как помочь развитию ребенка?

Воспитание детей с синдромом Дауна: как помочь развитию ребенка?

Для начала необходимо ответить, что же это за синдром и у кого он может встретиться? Синдром Дауна — это набор признаков, обусловленных наличием лишней 47-ой хромосомы или ее фрагментов, полученной от одного из родителей при зачатии. Встречается данная аномалия у одного ребенка из 700-1000 и подвержены ей в равной степени дети обоих полов. Рождение такого малыша не зависит ни от здоровья родителей, ни от отсутствия вредных привычек, ни от социального статуса, ни от наследственных факторов. Есть мнение, что риск появления такого малыша возрастает при позднем зачатии (женщины после 35 лет и мужчины после 40 лет), но беременность и в более раннем возрасте тоже не дает стопроцентной гарантии рождения абсолютно здорового малыша.

Чтобы ответить на вопрос, как правильно организовать воспитание детей в семье, имеющей ребенка с синдромом Дауна и как помочь ему в адаптации, необходимо знать какие аномалии развития сопутствуют данному синдрому. Выделяют такие основные признаки:

  • Умственная отсталость, различной степени тяжести, требующая особого подхода в вопросах воспитания детей;
  • Наличие гипотонуса приводит к тому, что такие дети позже других начинают держать голову, садиться, вставать на ноги;
  • Низкий рост;
  • Специфические черты лица (широко посаженные раскосые глаза, плоская переносица, маленькие уши);
  • Своеобразное строение рта (высокое небо, широкий и неповоротливый язык, мелкие зубы), затрудняющее артикуляцию;
  • Разные врожденные дефекты развития и сопутствующие им заболевания (проблемы с сердцем, слухом, щитовидной железой, желудочно-кишечным трактом).

Весь этот комплекс отклонений затрудняет развитие ребенка, но отнюдь не делает его абсолютно недееспособным. Родители, подошедшие к вопросу воспитания детей очень серьезно, добиваются значительных результатов по интеграции своего «особенного ребенка» в социуме.

Особенности воспитания детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Особенности воспитания детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Детям с синдромом Дауна в раннем возрасте особенно важна семья, которая оказывает всестороннюю поддержку и обеспечивает процесс познания окружающей действительности, приобщения к навыкам работы и культурным ценностям. Очень важно, чтобы воспитание детей происходило в атмосфере любви и доброжелательности, уважительного отношения к ребенку, что позволит ему сформировать достойное видение себя в социуме.

Конечно, имеются определенные особенности воспитания детей с «ограниченными возможностями», к ним относят максимально широкое привлечение специалистов. Могут оказать положительное влияние на состояние ребенка занятия с дефектологами, логопедами, психологами. Необходимо заручиться также поддержкой педиатров, терапевтов, кардиологов и других более узких специалистов, их помощь крайне важна в коррекции проблем развития ребенка.

Стоит наладить общение с другими родителями, которые имеют детей с таким же синдромом. Это прекрасная возможность перенять особенности воспитания детей и поделиться уникальным родительским опытом. Личные контакты, телефон или Интернет сделают возможным доступ к накопленному опыту других семей, а также смогут обеспечить моральную поддержку и взаимопонимание, которую не часто встретишь в современном обществе.

Очень полезно детям с синдромом Дауна бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребенка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться»от общения.

Родителям же необходимо освободиться от чувства вины, ведь в рождении такого ребенка никто не виноват. А все усилия стоит направить на восстановление собственных сил, воспитание детей и раскрытие их потенциала.

Воспитание детей в семье: раскрываем потенциал «солнечных деток»

Воспитание детей в семье: раскрываем потенциал «солнечных деток»

Говоря о потенциале детей с синдромом Дауна, необходимо помнить, что у них гораздо больше общего с обычными детьми, чем можно было бы подумать. Такие дети могут иметь друзей, помогать по хозяйству, кататься на велосипеде, сочувствовать и сопереживать. Они очень добры, открыты и бесхитростны, но стоит отметить, что этому способствует воспитание детей в семье, а не в интернатах, где невозможно воссоздать такую же динамику развития, полноценно научить выражать мысли и эмоциий.

Стоит помнить, что они вполне обучаемы, если в процессе учитывать некоторые особенности воспитания детей с таким диагнозом. Дети способны получить среднее образование и обучаться в специализированных учебных заведениях, и даже в обычных детских садах и школах. В некоторых случаях взрослые с синдромом Дауна живут отдельно от родителей, имеют работу, водят автомобиль. Они могут заниматься некоторыми видами спорта, принимать участие в соревнованиях и даже побеждать в них. Многие пишут картины, занимаются керамикой, могут играть в театре и кино.

Читайте также:  Синдром длительного сдавливания медицинская помощь

Необходимо помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учитом этих факторов. Стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.

Существует мнение, что дети с синдромом Дауна агрессивны, опасны и неуправляемы, на самом же деле это не агрессия, а реакция на непонимание и желание быть услышанными. У них нет стремления к мести, они абсолютно не злопамятны, не умеют хитрить и обманывать. Общение с такими детьми делает человека лучше, меняет его взгляды на мир и свой характер.

Источник

Автор Предложить Статью На чтение 10 мин. Опубликовано 28.04.2015 12:07
Обновлено 21.11.2016 19:40

Психологическое состояние родителей, которые воспитывают детей с синдромом ДаунаПсихологическое состояние родителей, которые воспитывают детей с синдромом Дауна

До 50-х годов прошлого века тема психологического состояния и адаптации родителей к особым потребностям их детей практически отсутствовала. Вероятно, это связано с доминирующей, распространенной как в нашей стране, так и в США, странах Восточной и Западной Европы стратегией воспитания детей с ограниченными возможностями в специализированных сегрегационных учреждениях. Последние десятилетия наблюдается изменение подхода к содержанию, воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью и, в частности, с синдромом Дауна. Уровень достижений в направлении деинституализации варьируется в разных странах в зависимости от начала гуманистических преобразований и социально-экономического потенциала государства. В период, когда в США и странах Европы получило распространение научно подтвержденное мнение о том, что пребывание детей и взрослых с особыми потребностями в учреждениях интернатного типа не является лучшим и единственным выбором, и все большее число детей с инвалидностью стали воспитываться в семьях, началось изучение проблемы психологического состояния и адаптации родителей к потребностями своего ребенка (Ditchfield, 1992).

Первые публикации о психологическом состоянии родителей детей с особыми потребностями, основанные на психоаналитическом подходе имели тенденцию рассматривать родительские реакции как невротические, а родителей — как нуждающихся в терапии. Предполагалось, что почти все родители переживают чувство вины в большей или меньшей степени. Какую бы реакцию родители не проявляли, она могла быть интерпретирована как доказательство враждебности, отвержения или, в лучшем случае, амбивалентности по отношению к ребенку. Как следствие, родители приглашались на пснходннамически ориентированное консультирование, но практическая помощь и поддержка все еще были ограничены: преобладающие взгляды были полны пессимизма по отношению к развитию ребенка, а воспитание в учреждениях по-прежнему оставалось главным доступным способом «лечения». Одна из наиболее влиятельных моделей в изучении реакции и последующего приспосабливания родителей к рождению ребенка с особыми потребностями, в том числе и с синдромом Дауна, — это модель тяжелой утраты. В рамках данной модели рассматривается гипотеза о том, что в течение всей беременности родители ожидают и планируют нормального, здорового ребенка, но эти ожидания разрушаются, когда в семье появляется ребенок с особыми потребностями. Предполагается, что, прежде чем родители смогут начать принимать своего ребенка и заботиться о нем, они нуждаются в оплакивании потери ребенка, который «мог бы быть» (Пальмов, 2002). В настоящее время наиболее распространенной моделью изучения психологического состояния родителей детей с особыми потребностями является модель стресса и адаптации. Установление диагноза или факта особых потребностей у ребенка является первоначальным событием, взывающим стресс . По мнению одного из ведущих профессионалов в области раннего вмешательства Майкла Гуральника, психологическое состояние родителей и стереотипы их семейного взаимодействия могут повергаться серьезной атаке со стороны таких стрессоров, как проблемы здоровья ребенка, несоответствие реальных достижений ребенка ожиданиям и надеждам родителей, несоответствие между выражением чувств ребенка и родителя. Интенсивные эмоциональные переживания часто влекут за собой пересмотр планов семьи, изменение семейных ролей и бытовой стороны жизни. Возникает непривычная потребность в ресурсах, нарушается обычный ритм повседневной жизни семьи. Могут возникнуть финансовые проблемы, а также дополнительные заботы, связанные с состоянием здоровья ребенка, что нередко влечет за собой материальные расходы. Перечисленные трудности могут привести к снижению уверенность родителей в их способности обеспечить ребенка необходимой заботой. Возникшее ощущение неуверенности зачастую имеет долговременные негативные последствия, так как семьи убеждены, что, по мере развития их ребенка они будут и дальше сталкиваться с проблемами. Изменения в функционировании семьи, связанные с рождением ребенка с особыми потребностями, могут быть как немедленными, быстро возникающими, так и продолжительными, длящимися. Некоторые родители свидетельствуют, что рождение ребенка с инвалидностью также влияет на самооценку, на надежды, связанные с карьерой матери, на экономическое положение семьи (Guralnick, 1999).

Читайте также:  Синдром нижней полой вены в акушерстве

Исследование показали, что родители детей с особыми потребностями переживают стресс в ответ на события, перечисленные в следующей последовательности:    проблемы поведения ребенка; ночные беспокойства; социальная изоляция; нарушение взаимопонимания в семье; множественные нарушения у ребенка; заболевания и состояние здоровья ребенка; проблемы с внешностью ребенка; материальная обеспеченность Способность семьи справиться с кризисом и адаптироваться к ситуации зависит от сложного взаимодействия таких факторов, как: предшествующий опыт воспитания или общения со своими или чужими детьми с особыми потребностями; поддержка со стороны друзей и других членов семьи; доступность программ сопровождения, значимость которых не уменьшается с возрастом ребенка. Некоторые авторы считают, что стратегии преодоления отличаются от семьи к семье и включают следующее: здоровье родителей, их энергию и нравственные установки; умение членов семьи решать проблемы; социальные связи; доход, принадлежность к определенному социальному классу; система ценностей. Среди факторов, вызывающих острые переживания у матери и семьи в целом, выделяется как сам факт сообщения диагноза о наличии синдрома Дауна или иного нарушения развития, приводящего к умственной отсталости, так и способ сообщения этого диагноза. По данным исследования Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно шоковые и истерические расстройства (Майрамян, 1995). В дальнейшем затяжнойпсихический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога относительно его будущего.

Автор отмечает, что рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:

1. Состояние растерянности, беспомощности, страха. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицания поставленного диагноза.

2. Период негативизма и отрицания, играющий защитную функцию. Он направлен на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения корригирующих мероприятий. Некоторые родители, выражая недоверие к консультантам, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз. Некоторые из таких родителей могут признать диагноз, но при этом усваивают неоправданно оптимистический взгляд на возможности развития ребенка. У них появляется убеждения, что лечение может сделать его нормальным. Также для второй фазы характерна попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех имеющихся средств. Описанная фаза — негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и по мере того, как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль.

3. Депрессивное состояние, связанное с осознанием истины. Этот синдром, получивший название “хроническая печаль”, является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, “несоциализируемости” его психического и физического дефекта, неутихающей боли от сознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути.

4. Начало социально — психологической адаптации (зрелой адаптации) всех членов семьи, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Показателями адаптации являются следующие признаки: уменьшается переживание печали; появляется готовность активно решать проблему с ориентацией на будущее, усиливается интерес к окружающему миру. Однако фаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощи специалистов, которая возможна при условии глубокого знания специфики отношений, складывающихся в семье (Майрамян, 1995). В литературе представлен и немного иной взгляд на состояние родителей после появления в семье ребенка с умственной отсталостью, хотя в целом он не противоречит и во многом повторяет представленные выше стадии. Предполагается, что вместо четко определенных этапов существуют три основные категории ответов, которые можно описать в определенной последовательности их проживания — стадиях — — следующим образом:                                           

Читайте также:  Как снять похмельный синдром в домашних условиях лекарствами

1. Стадия первоначальной реакции, которая характеризуется реакциями шока, неверия и отрицания диагноза, отвержения ребенка.

2. Стадия эмоциональной дезорганизации, которая характеризуется реакциями гнева, обвинения медперсонала, Бога, самих себя, родители переживают чувство вины, печали или разочарования.

3. Стадия эмоциональной организации, на которой происходит приспосабливание к сложившейся ситуации (Пальмов, 2002).

В обзоре исследований психологических особенностей семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна (Crink, 1993) приводятся немногочисленные исследования различных психологических характеристик и параметров семейного функционирования. Отношение к воспитанию у родителей (в основном матерей) умственно отсталых детей по сравнению с родителями здоровых детей характеризуется более выраженным отвержением, сердитостью, направленностью на наказание и гиперопеку. Было обнаружено, что подобное отношение к воспитанию существенно сказывалось нанекоторых параметрах развития детей с умственной отсталостью, а также отражалось на вовлеченности родителей планирование и проведение занятий с ребенком дома. Чем менее позитивным было отношение к воспитанию, тем меньшую вовлеченность в домашние занятия демонстрировали родители и тем хуже дети проходили тестирование. Также родители детей с умственной отсталостью демонстрировали больше эмоциональных трудностей, например, испытывали проблемы с контролированием импульсов и агрессивных чувств, чем родители здоровых детей, имели менее выраженное ощущение родительской компетентности и удовольствия (Crink, 1993). Эти данные во многом подтверждаются единичными отечественными исследованиями. Изучение материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна продемонстрировало, что все матери, воспитывающие детей раннего возраста с синдромом Дауна, испытывают состояние скрытой тревоги и отличаются эмоциональной нестабильностью вне зависимости от знака эмоционального отношения к ребенку (Сергеева, 2003). «Принимающие» матери видели смысл своего материнства в заботе о ребенке и его личностном благополучии, «отвергающие» — в роли наставника и педагога, который поощряет ребенка соответствовать идеальному образу, заданному опытом воспитания здорового ребенка.

Большинство авторов, обращавшихся к изучению психологических характеристик родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна или другими нарушениями развития, приводящими к умственной отсталости, отмечают важную роль служб сопровождения ребенка и семьи. Особое значение придается психологической поддержке матери, семьи в целом. Своевременное начало и высокий профессиональный уровень психологической помощи семье могут помочь родителям проживать тяжелые негативные чувства и постепенно адаптироваться к особым потребностями ребенка, а также к новой родительской роли.

Анализ литературы по проблеме социально-эмоционального развития детей с синдромом Дауна и их взаимодействию с матерями продемонстрировал выраженную специфику характеристик взаимодействия и социальных сигналов ребенка, отличие характеристик взаимодействия со стороны матери, вызванное нарушением раннего социального поведения младенца с синдромом Дауна. В процессе адаптации к особым потребностями ребенка с синдромом Дауна его родителям приходится преодолевать многие негативные переживания и обстоятельства; очевидно, что трудность этого пути также сказывается на качестве взаимодействия матери с ребенком, наряду с присущими ребенку особенностями. Тем не менее, каждая семья проходит определенные этапы адаптации к факту рождения ребенка с синдромом Дауна и его индивидуальным характеристикам:    от шока и отвержение к эмоциональной стабильности и восстановлению конструктивного функционирования семейной системы. Большинство детей с синдромом Дауна проходит те же этапы социально-эмоционального развития, что и здоровье дети; между детьми и родителями формируются отношения привязанности. С возрастом ребенка специфические характеристики состояния родителей, их тревоги и переживания не ослабевают, а часто усугубляются, так как на каждом новом этапе развития и социальной адаптации ребенка возникают новые проблемы и потребности. По этому отмечается значимая роль психологической помощи родителям с первых дней жизни младенца с синдромом Дауна, так как именно психологическое сопровождение матери и семьи в целом помогает оптимизировать взаимодействие с младенцем, выстраивать безопасные, предсказуемые для ребенка отношения, которые, в свою очередь, благотворно скажутся на его развитии и социальной компетентности.

Источник