Курсовая работа синдром профессионального выгорания

Симптомы и факторы, причины и проявления профессионального выгорания. Меры его предупреждения. Психологические основы профилактики перенапряжения. Причины, последствия и преодоление стресса. Истощение эмоционально-энергетических ресурсов организма.

  • Профессиональное выгорание менеджера как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов как следствие психологического выгорания. Профилактика выгорания и психологическая помощь “выгоревшим”.

    контрольная работа, добавлен 06.08.2013

  • Общая характеристика синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергетических, а также личностных ресурсов работающего человека. Знакомство с основными стадиями профессионального выгорания, анализ мифов.

    презентация, добавлен 09.04.2015

  • Синдром профессионального выгорания. Физиологические основы и виды стресса. Развитие синдрома, его симптоматика. Особенности синдрома выгорания у психологов. Преодоление выгорания на межличностном и организационном уровнях, проведение психотерапии.

    реферат, добавлен 18.01.2013

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Основные подходы к проблеме профилактики “выгорания”. Исследование уровня эмоционального выгорания социальных работников Неклиновского ЦСО и изучение влияния стажа работы на выгорание. Формы и методы профилактики синдрома профессионального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 17.05.2014

  • Понятие о синдроме профессионального выгорания. Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека, его симптомы, профилактика и методика диагностирования.

    курсовая работа, добавлен 04.03.2009

  • История появления и понятие термина “синдром сгорания личности”. Работники группы риска профессионального “выгорания”. Причины, психофизические и социально-психологические симптомы проявления “синдрома сгорания”. Советы для преодоления “выгорания”.

    реферат, добавлен 25.07.2010

  • Проявления индивидуальности педагога. Симптомы эмоционального выгорания современного учителя. Экспериментальное исследование влияния профессионального выгорания на индивидуальны стиль деятельности учителей-предметников. Рекомендации по его профилактике.

    дипломная работа, добавлен 29.06.2011

  • Феномен “профессионального выгорания”. Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания. Факторы риска и последствия профессионального “выгорания” у торговых агентов. Профилактика и психологическая помощь.

    дипломная работа, добавлен 16.04.2014

  • Сущность и содержание профессионального выгорания, существующие в данной сфере концепции, этапы их формирования и развития, меры по его профилактике в зависимости и степени. Эмоциональное истощение и его изучение в качестве основного компонента синдрома.

    реферат, добавлен 04.10.2014

  • Источник

    Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ è îñíîâíûå ñèìïòîìû ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ðàáîòíèêè, ñîñòàâëÿþùèå ãðóïïó ðèñêà. Ìåòîäèêà îïðåäåëåíèÿ, ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåõíè÷åñêèå ïåðåðûâû, óïðàâëåíèå ñòðåññîì è ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    ïðîôåññèîíàëüíûé âûãîðàíèå ñòðåññ

     ïîñëåäíèå ãîäû â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ, âñå ÷àùå ãîâîðÿò íå òîëüêî î ïðîôåññèîíàëüíîì ñòðåññå, íî è î ñèíäðîìå ïðîôåññèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ èëè âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ (äàëåå áóäåò ïðèìåíÿòüñÿ òåðìèí «ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå» êàê íàèáîëåå àäåêâàòíûé).  ýòîì è çàêëþ÷àåòñÿ àêòóàëüíîñòü çàäàííîé òåìû.

    Ïîíÿòèå «ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå» âïåðâûå áûëî ââåäåíî â îáîðîò àìåðèêàíñêèì ïñèõîëîãîì Ôðåéäåíáåðãîì è îáîçíà÷àëî ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ëþäåé, èíòåíñèâíî è òåñíî îáùàþùèõñÿ ñ äðóãèìè. Èçíà÷àëüíî â ýòó ãðóïïó ïîïàëè ñïåöèàëèñòû, ðàáîòàþùèå â êðèçèñíûõ öåíòðàõ è ïñèõèàòðè÷åñêèõ êëèíèêàõ. À ïîçæå â ýòó æå ãðóïïó îáúåäèíèëè âñåõ, êòî ïî ðîäó ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïîñòîÿííî îáùàåòñÿ ñ ëþäüìè. Ïîíÿòèå «ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» (îò àíãëèéñêîãî burn out – âûãîðàòü, «îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè íà ëè÷íîñòü â ñôåðå ÷åëîâåê-÷åëîâåê») çàêðåïèëîñü êàê îïðåäåëåííûå èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè è ñîñòîÿíèè ÷åëîâåêà.

    Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå âíóòðåííåãî íàêàïëèâàíèÿ îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé áåç «ðàçðÿäêè» èëè «îñâîáîæäåíèÿ» îò íèõ. Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå âåäåò ê èñòîùåíèþ ýìîöèîíàëüíî-ýíåðãè÷åñêèõ è ëè÷íîñòíûõ ðåñóðñîâ ÷åëîâåêà.

    Ïîíÿòèå, ââåä¸ííîå â ïñèõîëîãèþ àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ãåðáåðòî Ôðåéäåíáåðãåðîì â 1974 ãîäó.

    Ñèíäðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýòî ñèíäðîì, ðàçâèâàþùèéñÿ íà ôîíå õðîíè÷åñêîãî ñòðåññà è âåäóùèé ê èñòîùåíèþ ýìîöèîíàëüíî-ýíåðãè÷åñêèõ è ëè÷íîñòíûõ ðåñóðñîâ ðàáîòàþùåãî ÷åëîâåêà. Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå âíóòðåííåãî íàêàïëèâàíèÿ îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé áåç ñîîòâåòñòâóþùåé «ðàçðÿäêè» èëè «îñâîáîæäåíèÿ» îò íèõ.

    · Ôèçè÷åñêèå ñèìïòîìû: óñòàëîñòü, ôèçè÷åñêîå óòîìëåíèå, èñòîùåíèå, íåäîñòàòî÷íûé ñîí, áåññîííèöà, çàòðóäíåííîå äûõàíèå, òîøíîòà, ãîëîâîêðóæåíèå, äðîæàíèå (òðåìîð), àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòîíèÿ, áîëåçíè ñåðäöà, àðèòìèè è ò.ä.

    · Ýìîöèîíàëüíûå ñèìïòîìû: íåäîñòàòîê ýìîöèé, ïåññèìèçì, öèíèçì è ÷åðñòâîñòü â ðàáîòå è ëè÷íîé æèçíè, áåçðàçëè÷èå, óñòàëîñòü, îùóùåíèå áåñïîìîùíîñòè è áåçíàäåæíîñòè, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, àãðåññèâíîñòü, òðåâîæíîñòü, íåñïîñîáíîñòü ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, ïîòåðÿ èäåàëîâ è íàäåæä èëè ïðîôåññèîíàëüíûõ ïåðñïåêòèâ. ×åëîâåê ñòàðàåòñÿ ïîáûòü â îäèíî÷åñòâå ïîñëå ðàáîòû, ëþáûå ìåëî÷è áóêâàëüíî âûâîäÿò èç ñåáÿ.

    · Ïîâåäåí÷åñêèå ñèìïòîìû: âî âðåìÿ ðàáî÷åãî äíÿ ïîÿâëÿåòñÿ æåëàíèå ïðåðâàòüñÿ è îòäîõíóòü, íàðàñòàåò áåçðàçëè÷èå ê åäå, à òàê æå çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, òàáàêîì, óñïîêîèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè è àíòèäåïðåññàíòàìè.

    · Èíòåëëåêòóàëüíîå ñîñòîÿíèå: óìåíüøåíèå èíòåðåñîâ ê íîâîââåäåíèÿì â ðàáîòå, óâåëè÷åíèå ñêóêè, òîñêè, àïàòèè, ôîðìàëüíîå âûïîëíåíèå ðàáîòû.

    · Ñîöèàëüíûå ñèìïòîìû: îòñóòñòâèå ýíåðãèè äëÿ ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè, óìåíüøåíèå èíòåðåñà ê äîñóãó, îãðàíè÷åíèå êîíòàêòîâ, óìåíüøåíèå âçàèìîîòíîøåíèé ñ äðóãèìè ëþäüìè, êàê äîìà, òàê è íà ðàáîòå, îùóùåíèå èçîëÿöèè, íåäîñòàòêà ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ñåìüè, äåòåé êîëëåã è ò.ä.

    Читайте также:  Можно ли вылечить синдром сухой глаз у собаки

    Ïåðâàÿ ãðóïïà

    Ñîòðóäíèêè, êîòîðûå ïî ðîäó ñëóæáû âûíóæäåíû ìíîãî è èíòåíñèâíî îáùàòüñÿ ñ ðàçëè÷íûìè ëþäüìè, çíàêîìûìè è íåçíàêîìûìè. Ýòî:

    · ðóêîâîäèòåëè, þðèñòû

    · ñîöèàëüíûå ðàáîòíèêè

    · ìåíåäæåðû ïî ðàáîòå ñ êëèåíòàìè (ïðîäàæàì)

    · ïðåïîäàâàòåëè è ò.ï.

    Âòîðàÿ ãðóïïà

    Îñîáåííî áûñòðî «âûãîðàþò» ñîòðóäíèêè, èìåþùèå èíòðîâåðòèðîâàííûé õàðàêòåð, èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè, êîòîðûõ íå ñîãëàñóþòñÿ ñ ïðîôåññèîíàëüíûìè òðåáîâàíèÿìè êîììóíèêàòèâíûõ ïðîôåññèé. Îíè íå èìåþò èçáûòêà æèçíåííîé ýíåðãèè, õàðàêòåðèçóþòñÿ ñêðîìíîñòüþ è çàñòåí÷èâîñòüþ, ñêëîííû ê çàìêíóòîñòè è êîíöåíòðàöèè íà ïðåäìåòå ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Èìåííî îíè ñïîñîáíû íàêàïëèâàòü ýìîöèîíàëüíûé äèñêîìôîðò.

    Òðåòüÿ ãðóïïà

    Ëþäè, èñïûòûâàþùèå ïîñòîÿííûé âíóòðèëè÷íîñòíûé êîíôëèêò, â ñâÿçè ñ ðàáîòîé.

    ×åòâåðòàÿ ãðóïïà

    Ýòî — æåíùèíû, ïåðåæèâàþùèå âíóòðåííåå ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó ðàáîòîé è ñåìüåé, à òàêæå ïðåññèíã â ñâÿçè ñ íåîáõîäèìîñòüþ ïîñòîÿííî äîêàçûâàòü ñâîè ïðîôåññèîíàëüíûå âîçìîæíîñòè â óñëîâèÿõ æåñòêîé êîíêóðåíöèè ñ ìóæ÷èíàìè.

    Ïÿòàÿ ãðóïïà

    Ðàáîòíèêè, ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü êîòîðûõ ïðîõîäèò â óñëîâèÿõ îñòðîé íåñòàáèëüíîñòè è õðîíè÷åñêîãî ñòðàõà ïîòåðè ðàáî÷åãî ìåñòà. Òàêæå ðàáîòíèêè, çàíèìàþùèå íà ðûíêå òðóäà ïîçèöèþ âíåøíèõ êîíñóëüòàíòîâ, âûíóæäåííûõ ñàìîñòîÿòåëüíî èñêàòü ñåáå ðàáîòó.

    1. Èñïîëüçîâàòü «òåõíè÷åñêèå ïåðåðûâû» – ýòî íåîáõîäèìî äëÿ ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî áëàãîïîëó÷èÿ. Åñëè åñòü âîçìîæíîñòü ïåðåêëþ÷èòüñÿ íà äðóãèå èíòåðåñû âî âðåìÿ ðàáî÷åãî äíÿ, òî äåëàéòå.

    2. Îñâîèòü ïóòè óïðàâëåíèÿ ñòðåññîì, îáó÷èòüñÿ ïðèåìàì ñàìîðåãóëÿöèè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ (ñèñòåìû ëè÷íîñòíîãî ðîñòà è ñàìîðàçâèòèÿ ôàêòè÷åñêè íàïðàâëåíû íà òî, ÷òîáû ñäåëàòü ÷åëîâåêà áîëåå óñòîé÷èâûì ê ñòðåññîâûì ñèòóàöèÿì, íàó÷èòü åãî íàõîäèòü áûñòðî ýôôåêòèâíûå âûõîäû â ýêñòðåìàëüíûõ è ñëîæíûõ ñèòóàöèÿõ).

    3. Ïîâûøàòü êâàëèôèêàöèþ, ñîçäàâàòü óñëîâèÿ äëÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ è ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèÿ. Îäíèì èç ýôôåêòèâíûõ ñïîñîáîâ ïðîôèëàêòèêè ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÿâëÿåòñÿ îáìåí èíôîðìàöèåé ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè äðóãèõ, ÷òî äàåò áîëåå øèðîêîå îùóùåíèå è ïîíèìàíèå ìèðà (ñèñòåìû ëè÷íîñòíîãî ðîñòà ïðåäïîëàãàþò ðàçâèòèå íå òîëüêî â ïðîôåññèîíàëüíîì ïëàíå, íî ðàçâèòèå ëè÷íîñòè â öåëîì, ðàçâèâàÿ êðóãîçîð, à òàêæå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè è èíäèâèäóàëüíîå ëè÷íîñòíîå ñàìîâîñïðèÿòèå è ñàìîóâàæåíèå).

    4. Ñîêðàùàòü íåíóæíóþ êîíêóðåíöèþ â êîëëåêòèâå, îñîáåííî ñðåäè ñîòðóäíèêîâ, íåïîñðåäñòâåííî ðàáîòàþùèõ â êîìàíäå (èçáàâëåíèå îò ÷óâñòâà ñîáñòâåííîé âàæíîñòè è ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî âñå ëþäè ðàâíû, è íåò íèêîãî ëó÷øå êîãî ëèáî, èëè õóæå êîãî ëèáî).

    5. Ïîääåðæèâàòü õîðîøóþ ôèçè÷åñêóþ ôîðìó. Ýòî çíà÷èò ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðàâèë çäîðîâîãî îòäûõà è ñáàëàíñèðîâàííîãî ïèòàíèÿ, çàíèìàòüñÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, íå çëîóïîòðåáëÿòü àëêîãîëåì è äðóãèìè ýíåðãåòè÷åñêèìè ñòèìóëÿòîðàìè.

    6. Êðîìå òîãî, â öåëÿõ íàïðàâëåííîé ïðîôèëàêòèêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, êàæäûé äîëæåí ðàññ÷èòûâàòü è îáäóìàííî ðàñïðåäåëÿòü ñâîè íàãðóçêè, ó÷èòüñÿ ïåðåêëþ÷àòüñÿ ñ îäíîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè íà äðóãîé. Ïðîùå îòíîñèòüñÿ ê êîíôëèêòàì íà ðàáîòå è â áûòó. Íå ïûòàòüñÿ áûòü ëó÷øèì âñåãäà è âî âñåì (âàøà öåëü äîëæíà áûòü òîëüêî âàøåé, à íå êàê ôàêò äîêàçàòåëüñòâà âàøåãî ïðåâîñõîäñòâà íàä êåì ëèáî).

    7. Î÷åíü âàæíî òî, ÷òî äëÿ áîëüøåé ýôôåêòèâíîñòè íåîáõîäèìî, ÷òî áû óâëå÷åíèÿ è çàíÿòèÿ âíå ðàáîòû íîñèëè ñèñòåìíûé õàðàêòåð. Ñèñòåìíîñòü äàåò ÷óâñòâî ñòàáèëüíîñòè è óâåðåííîñòè, èìåííî ýòî ïîìîãàåò ïðåîäîëåòü ñòðåññ.

    Èçó÷åíèå ñèíäðîìà ïðîâîäèòñÿ ïî ïðåäëîæåííîé Ìàñëà÷ ìåòîäèêå: Maslach Burnout Inventory (MBI). Îïðîñíèê âûãîðàíèÿ. Àâòîð. Maslach, Jackson (1984). Ñòðóêòóðà. Ìåòîäèêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ 4 ñóáøêàëû: ýìîöèîíàëüíàÿ èñòîùåííîñòü, ëè÷íîñòíîå ñàìîîñóùåñòâëåíèå, äåïåðñîíàëèçàöèÿ, óùåðáíîñòü, êàê ñëåäñòâèå çàíÿòèÿ àëüòðóèñòè÷åñêèìè ïðîôåññèÿìè. Ñîñòîèò èç 25 ïóíêòîâ.

    Ïîìèìî MBI â ðîññèéñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê Âèêòîðà Âàñèëüåâè÷à Áîéêî. Äëÿ òåñòèðîâàíèÿ è ñàìîòåñòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôåññèé èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ Å. Ï. Èëüèíà.

    Ñèíäðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé, ìíîãîïëàíîâûé êîíñòðóêò, ñîñòîÿùèé èç öåëîãî ðÿäà íåãàòèâíûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïåðåæèâàíèé, âûçâàííûõ äëèòåëüíûìè è èíòåíñèâíûìè ìåæëè÷íîñòíûìè êîììóíèêàöèÿìè, ýìîöèîíàëüíî íàñûùåííûìè èëè êîãíèòèâíî ñëîæíûìè. Òàêèì îáðàçîì, ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îòâåòíóþ ðåàêöèþ íà ïðîäîëæèòåëüíûå ñòðåññû, âîçíèêàþùèå â ïðîöåññå ìåæëè÷íîñòíûõ êîììóíèêàöèé, è ÿð÷å âñåãî äàííûé ñèíäðîì ïðîÿâëÿåòñÿ ó ïðåäñòàâèòåëåé ïðîôåññèé, îòíîñÿùèõñÿ ê ñèñòåìå «÷åëîâåê – ÷åëîâåê».

    Ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü â ðàáîòå ïðîôåññèîíàëüíûé ñòðåññ è ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ñêîðåå âñåãî íåâîçìîæíî. Íî âïîëíå âîçìîæíî ñóùåñòâåííî óìåíüøèòü èõ ðàçðóøèòåëüíîå âëèÿíèå íà çäîðîâüå ðàáîòàþùèõ ëþäåé.

    ×òî äåëàòü? Íå ñìåøèâàòü ïðîôåññèîíàëüíûå ïðîáëåìû ñ ëè÷íûìè, ðàáîòàòü íà ðàáîòå, à îòäûõàòü äîìà, ó÷èòüñÿ ñíèìàòü ñòðåññ è áûñòðî ïåðåñòðàèâàòüñÿ. Íî óíèâåðñàëüíîãî ðåöåïòà, êàê óáåðå÷üñÿ îò ñèíäðîìà ñãîðàíèÿ, íåò è áûòü íå ìîæåò, ïîñêîëüêó ïðîòåêàíèå ïðîöåññà è ñïîñîáû âûõîäà èç ñîçäàâøåãîñÿ ïîëîæåíèÿ çàâèñÿò ïðåæäå âñåãî îò ñòðóêòóðû è ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè.

    Âàæíîé îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ëþäåé, óñòîé÷èâûõ ê ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ, ÿâëÿåòñÿ èõ ñïîñîáíîñòü ôîðìèðîâàòü è ïîääåðæèâàòü â ñåáå ïîçèòèâíûå, îïòèìèñòè÷íûå óñòàíîâêè è öåííîñòè, êàê â îòíîøåíèè ñàìèõ ñåáÿ, òàê è äðóãèõ ëþäåé è æèçíè âîîáùå.

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

    2. https://dorogaserdca.com/articles/aspirin-ot-stressa.html

    3. https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200601609

    4. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=472649#1

    5. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00048084_0.html

    6. https://www.eduevents.ru/articles/567

    7. https://psihotesti.ru/gloss/tag/maslach_burnout_inventory_(mbi)/

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник

    Факультет гуманитарный

    Кафедра ЗХТФ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ)
    «ВЫГОРАНИЕ»

    Курсовая работа по дисциплине «Организация и администрирование
    в социальной работе»

    Читайте также:  Синдром циклической рвоты мкб 10

    (СРС.77000.***. КР) – последние 3 цифры номера
    зачетки

    Руководитель:

                                                                              
    ________________

          (подпись)

    ___________________________

    (оценка, дата)

    Разработал:

    Студент группы

    _____________

                
    (подпись)

    ___________________________

                    
    (дата)

    Красноярск – 2014 г.

     Реферат

    Курсовая работа
    выполнена на тему: «Профессиональное
    (эмоциональное) «выгорание».

        Цель: рассмотреть проблему
    профессионального эмоционального «выгорания»
    в деятельности специалиста по социальной
    работе.

      Объект: профессиональная
    деятельность специалиста по социальной
    работе.

     Предмет: факторы,
    влияющие на формирование эмоционального
    «выгорания» в профессиональной деятельности
    специалиста по социальной работе.

        В первой главе рассматриваются
    теоретические аспекты феномена  «синдром
    профессионального (эмоционального) «выгорания»:
    сущность  профессионального «выгорания»
    и основные теоретические подходы к изучению
    данного феномена, распространенность
    синдрома в профессиях «человек – человек»,
    симптомы синдрома «эмоционального выгорания»
    и факторы, влияющие на его развитие, а
    так же стадии эмоционального «выгорания».

    Во второй главе
    представлена специфика феномена «эмоционального
    выгорания» в профессиональной деятельности
    социального работника, а именно: факторы
    и особенности синдрома применительно
    в социальной работе, а так же профилактика
    и лечение синдрома  профессионального
    (эмоционального) «выгорания»

    Ключевые слова:
    синдром эмоционального выгорания, стресс,
    социальная работа, когнитивный, дегуманизация,
    психогигиена.

        Методы исследования:
    выборка статей по представленной тематике,
    анализ учебно-методической литературы.

        Курсовая работа выполнена
    на 37 страницах текста с использованием
    21 источников литературы.

    Содержание

    Введение…………………………..…………………………………………………….4

    1 Теоретические аспекты явления 
    «синдром профессионального (эмоционального)
    «выгорания»…………………………………………………….7

    1.1 Сущность 
    профессионального «выгорания» и основные
    теоретические подходы к изучению данного
    феномена …………………… ………….……..7

    1.2 Распространенность
    синдрома в профессиях «человек – человек»……….12

    1.3 Симптомы синдрома
    «эмоционального выгорания» и факторы,
    влияющие на его развитие……………………………………………………..14

    1.4 Стадии эмоционального «выгорания»…………………………………….19

    2 Специфика феномена «эмоционального
    выгорания» в профессиональной деятельности
    социального работника ………………………….…………………21

          
    2.1 Факторы и особенности синдрома применительно
    в социальной работе…………………………………………………………………………..21

      2.2 Профилактика
    и лечение синдрома  профессионального
    (эмоционального) «выгорания»………………………………………………..28

    Заключение……………………………………………………….……………….…34

    Библиографический
    список …………………………………………………….…36

    Введение

    Социальная работа является особым видом
    деятельности, цель которой – удовлетворение социально
    гарантированных и личностных интересов
    и потребностей различных групп населения,
    создание условий, содействующих восстановлению
    или улучшению способностей людей к социальному
    функционированию. 

    Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе при
    изучении профессиональной деятельности
    специалистов социономических профессий
    (врачей, педагогов, социальных работников
    и т. д.) акцент делается, прежде всего,
    на позитивных аспектах работы с людьми.
    Вместе с тем совершенно очевидно, что
    именно работа с людьми в силу предъявляемых
    ею высоких требований, особой ответственности
    и эмоциональных нагрузок потенциально
    содержит в себе опасность тяжелых переживаний,
    связанных с рабочими ситуациями, и вероятность
    возникновения профессионального стресса.

    Профессиональная деятельность социального
    работника, независимо от разновидности
    исполняемой работы, относится к группе
    профессий с повышенной моральной ответственностью
    за здоровье и жизнь отдельных людей, групп
    населения и общества в целом. Постоянные стрессовые
    ситуации, в которые попадает социальный
    работник в процессе сложного социального
    взаимодействия с клиентом, постоянное
    проникновение в суть социальных проблем
    клиента, личная незащищенность и другие
    морально-психологические факторы оказывают
    негативное воздействие на здоровье социального
    работника [5; С.58].

    Социальным работникам, по роду своей
    деятельности вовлеченным в длительное
    напряженное общение с другими людьми,
    свойственен, как и другим специалистам
    системы «человек — человек», так называемый синдром
    «эмоционального выгорания» или феномен
    «эмоционального выгорания», проявляется
    как состояние физического и психического
    истощения, вызванного интенсивными межличностными
    взаимодействиями при работе с людьми,
    сопровождающимися эмоциональной насыщенностью
    и когнитивной сложностью. Это связано
    также с тем, что в своей деятельности
    социальный работник, помимо профессиональных
    знаний, умений и навыков, в значительной
    мере использует свою личность, являясь
    своего рода «эмоциональным донором»
    [15; С.302]. 

    По мнению  исследователей, негативные
    психические переживания и состояния
    могут затрагивать разные грани трудового
    процесса –– профессиональную деятельность,
    личность профессионала, профессиональное
    общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном
    развитии личности.

    Социальная работа предъявляет жесткие
    требования к психофизиологическим особенностям
    специалиста-профессионала и требует
    научно обоснованные методы отбора, адаптации
    специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального
    «выгорания». На сегодняшний день насчитывается
    незначительное число работ, посвященных
    изучению стрессоустойчивости  в профессиональной
    деятельности социальных работников,
    что свидетельствует о недостаточном
    внимании, уделяемом исследователями
    разработке данной проблемы.

    Проблематика являения профессионального
    – эмоционального выгорания весьма 
    актуальна в настоящее время. Выявление причин и путей решения
    данной проблемы занимались такие ученые
    как К. Маслач, В.В. Бойко,  Х. Дж. Фрейденбергер,
    Е. Махер, К. Кондо,  П. Торнтон, Е. Махер
    А. Пайнс, К. Роджерс. Общие направления
    нарушения профессионального развития
    и его конкретные проявления, связанные
    с появлением негативных симптомов и качеств
    личности под влиянием особых условий
    деятельности и перегрузок, нашли отражение
    в трудах: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник,
    А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой,
    В.В. Лебединского, А.К. Марковой, В.П. Подвойского.

    Курсовая работа
    выполнена  на тему: «Профессиональное
    (эмоциональное) «выгорание».

    Целью курсовой
    является рассмотрение проблемы профессионального
    эмоционального  «выгорания» в деятельности
    специалиста по социальной работе.

    Читайте также:  Пограничный скрининг на синдром дауна

      Объектом курсовой выступает
    профессиональная деятельность  специалиста
    по социальной работе.

     Предметом 
    являются факторы, влияющие на формирование
    эмоционального «выгорания» в профессиональной
    деятельности специалиста по социальной
    работе.

    Задачи поставленные
    при рассмотрении темы курсовой работы:

    1. Проанализировать 
    сущность профессионального «выгорания»
    и основные теоретические подходы к изучению
    данного феномена;

    2. Рассмотреть 
    распространенность синдрома в профессиях
    «человек – человек»;

    3. Выяснить основные 
    симптомы синдрома «эмоционального выгорания»
    и факторы, влияющие на его развитие;

    4. Ознакомится 
    со стадиями эмоционального «выгорания»;

    5. Рассмотреть факторы и особенности
    синдрома применительно в социальной
    работе

    6. Ознакомиться 
    с профилактикой и лечением 
    синдрома  профессионального (эмоционального)
    «выгорания»

    1 Теоретические аспекты явления  «синдром
    профессионального (эмоционального) «выгорания»

    1.1 Сущность 
    профессионального «выгорания» и основные
    теоретические подходы к изучению данного
    феномена

    Согласно современным
    данным, под «психическим выгоранием»
    понимается состояние физического, эмоционального
    и умственного истощения, проявляющееся
    в профессиях социальной сферы. Синдром
    «выгорания», выражается в депрессивном
    состоянии, чувстве усталости и опустошенности,
    недостатке энергии и энтузиазма, утрате
    способностей видеть положительные результаты
    своего труда, отрицательной установке
    в отношении работы и жизни вообще.

    Эмоциональное истощение
    проявляется в ощущениях эмоционального
    перенапряжения и чувства опустошенности,
    исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
    Человек чувствует, что не может отдаваться
    работе с таким же воодушевлением, желанием,
    как раньше. Деперсонализация связана
    с возникновением равнодушного и даже
    негативного отношения к людям, обслуживаемым
    по роду работы. Контакты с ними становятся
    формальными, обезличенными; возникающие
    негативные установки могут поначалу
    иметь скрытый характер и проявляться
    во внутренне сдерживаемом раздражении,
    которое со временем прорывается наружу
    и приводит к конфликтам. Подобные состояния
    имеют место в замкнутых рабочих коллективах,
    выполняющих длительное время (до полугода)
    совместную работу [20; С.145]. Сниженная рабочая
    продуктивность проявляется в снижении
    самооценки своей компетентности (в негативном
    восприятии себя как профессионала), недовольстве
    собой и негативном отношении к себе как
    к личности. Прослеживаются тесные связи
    между личной значимостью производственных
    задач и продуктивностью деятельности,
    намерением уйти с работы и интегральным
    показателем «выгорания», прогулами и
    деперсонализацией; плохими отношениями
    с семьей и друзьями и деперсонализацией,
    психосоматическими заболеваниями и эмоциональным
    истощением, значимостью работы и личными
    достижениями, употреблением алкоголя
    и личными достижениями.

    Синдром эмоционального «выгорания» 
    – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного
    воздействия профессиональных стрессов
    средней интенсивности.

    Синдром эмоционального «выгорания»  
    – это процесс постепенной утраты эмоциональной,
    когнитивной и физической энергии, проявляющийся
    в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического
    утомления, личной отстраненности и снижения
    удовлетворения исполнением работы. В
    литературе в качестве синонима синдрома
    эмоционального выгорания, используется
    термин «синдром психического выгорания»
    [10; С.148].

    Так же это выработанный личностью механизм
    психологической защиты в форме полного
    или частичного исключения эмоций в ответ
    на избранные психотравмирующие воздействия.
    Это приобретенный стереотип эмоционального,
    чаще всего профессионального, поведения.
    «Выгорание» – отчасти функциональный
    стереотип, поскольку позволяет дозировать
    и экономно расходовать энергетические
    ресурсы. В то же время могут возникать
    его дисфункциональные следствия, когда
    «выгорание» отрицательно сказывается
    на исполнении профессиональной деятельности
    и отношениях с партнерами. Иногда данное
    явление  (в иностранной литературе
    – «burnout») обозначается понятием «профессиональное
    выгорание», что позволяет рассматривать
    это явление в аспекте личной деформации
    под влиянием профессиональных стрессов.

    Большой интерес
    к данному феномену привлекли  в конце
    XX века, как к специфическому виду профессионального
    хронического состояния лиц, работающих
    с людьми.

    Термин «эмоциональное
    выгорание» ввел американский психиатр
    Х. Дж. Фрейденбергер для характеристики
    психического состояния здоровых людей,
    находящихся в интенсивном и тесном общении
    с пациентами, клиентами в эмоционально
    насыщенной атмосфере при оказании профессиональной
    помощи. Первоначально данный термин определялся
    как состояние изнеможения, истощения
    с ощущением собственной беспомощности.
    Затем феномен был детализирован, в результате
    чего выделился его синдром [2; С.25].

    В настоящее время
    не существует единой точки зрения на
    сущность психического выгорания и его
    структуру. Синдром «эмоционального выгорания»
    некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают
    как разновидность стресса, где клиенты
    социальных служб выступают в качестве
    стрессогенных факторов. Эмоционально
    напряженная работа сопровождается чрезмерной
    тратой психической энергии, приводит
    к психосоматической усталости (изнурение)
    и эмоциональному истощению (исчерпывание).
    В результате появляются беспокойство
    (тревога), раздражение, гнев, пониженная
    самооценка на фоне учащенного сердцебиения,
    одышка, желудочно-кишечные расстройства,
    головные боли, пониженное давление, нарушения
    сна; как правило, возникают и семейные
    проблемы. Однако другие исследователи
    не отождествляют эффекты выгорания и
    профессиональные стрессы, рассматривая
    «эмоциональное выгорание» не как разновидность
    стресса, а как результат влияния комплекса
    стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г.
    Абрумова, В. В. Бойко).

    В. В. Бойко рассматривает
    «выгорание» как выработанный личностью
    механизм психологической защиты в форме
    полного или частичного исключения эмоций
    в ответ на избранные психотравмирующие
    воздействия, приобретенный стереотип
    эмоционального, чаще всего профессионального
    поведения. В. В. Бойко описывает различные
    симптомы «выгорания»: эмоциональный
    дефицит, деперсонализации или личностная
    отстраненность, психосоматические и
    психовегетативные нарушения [3; С.100].

    Источник