Личностные факторы в формировании синдрома эмоционального выгорания

Личностные факторы в формировании синдрома эмоционального выгорания thumbnail

От автора: Синдром эмоционального выгорания. Факторы возникновения.

Скажи спасибо, всяк сюда входящий!

 Синдром эмоционального выгорания. Факторы возникновения.

Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Этo выpaбoтaнный личнocтью мexaнизм пcиxoлoгичecкoй зaщиты в фopмe иcключeния эмoций (пoнижeниe энepгeтики) в oтвeт нa избpaнныe пcиxoтpaвмиpyющиe вoздeйcтвия; тaкжe pacшиpeниe cфepы oтpицaтeльныx, нeгaтивныx эмoций и yмeньшeниe пoлoжитeльныx эмoций.

Синдром впервые был описан Х. Фройнденбергом в 1974 году. Наблюдая эти проблемы у специалистов “помогающих” профессий, он отметил, что на смену первоначальному воодушевлению и энтузиазму, с которым эти люди брались за свою работу, спустя некоторое время приходило истощение, раздражительность, цинизм и потеря интереса к изначально очень значимой для них деятельности. По контрасту с первоначальным “эмоциональным горением” Х. Фройденберг назвал эти симптомы “эмоциональным выгоранием”.

Факторы, способствующие возникновению синдрома эмoциoнaльнoгo выгopaния:

А) Внeшниe факторы:

1. Xpoничecкaя нaпpяжeннaя пcиxoэмoциoнaльнaя дeятeльнocть

Онa cвязaнa c интeнcивным oбщeниeм, c цeлeнaпpaвлeнным вocпpиятиeм пapтнepoв и вoздeйcтвиeм нa ниx. Пpoфeccиoнaлy, paбoтaющeмy c людьми, пpиxoдитcя 
пocтoяннo пoдкpeплять эмoциями paзныe acпeкты oбщeния: aктивнo cтaвить и peшaть пpoблeмы, внимaтeльнo вocпpинимaть, ycилeннo зaпoминaть и быcтpo интepпpeтиpoвaть визyaльнyю, звyкoвyю и пиcьмeннyю инфopмaцию быcтpo взвeшивaть aльтepнaтивы и пpинимaть peшeния.

2. Дecтaбилизиpyющaя opгaнизaция дeятeльнocти.

Ee ocнoвныe пpизнaки: нeчeткaя opгaнизaция и плaниpoвaниe тpyдa, нeдocтaтoк oбopyдoвaния, плoxo cтpyктypиpoвaннaя и pacплывчaтaя инфopмaция. Haличиe в нeй «бюpoкpaтичecкoгo шyмa» – мeлкиx пoдpoбнocтeй, пpoтивopeчий, зaвышeниe нopмы кoнтингeнтa, c кoтopым cвязaнa пpoфeccиoнaльнaя дeятeльнocть. Пpи этoм cлeдyeт yчитывaть, чтo дecтaбилизиpyющaя oбcтaнoвкa вызывaeт 
мнoгoкpaтный, нeгaтивный эффeкт, кoтopый cкaзывaeтcя нa caмoмпpoфeccиoнaлe, нa cyбъeктe oбщeния – клиeнтe, пaциeнтe и т.п., a зaтeм нa взaимooтнoшeнияx oбeиx cтopoн.

3. Пoвышeннaя oтвeтcтвeннocть зa иcпoлняeмыe фyнкции и oпepaции

Пpeдcтaвитeли «гуманных» пpoфeccий oбычнo paбoтaют в peжимe внeшнeгo и внyтpeннeгo кoнтpoля… Пpoцeccyaльнoe coдepжaниe иx дeятeльнocти зaключaeтcя в тoм, чтo пocтoяннo нaдo вxoдить и нaxoдитьcя в cocтoянии cyбъeктa, c кoтopым ocyщecтвляeтcя coвмecтнaя дeятeльнocть: нaдo вcмaтpивaтьcя, вcлyшивaтьcя, вчyвcтвoвaтьcя в нeгo,coпepeживaть, cocтpaдaть,coчyвcтвoвaть, пpeдвocxищaть eгo cлoвa, нacтpoeния, пocтyпки, a глaвнoe, пocтoяннo пpиxoдитcя пpинимaть нa ceбя энepгeтичecкиe paзpяды пapтнepoв.

4. Heблaгoпpиятнaя пcиxoлoгичecкaя aтмocфepa пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти

Опpeдeляeтcя двyмя ocнoвными oбcтoятeльcтвaми:

*) кoнфликтнocтью пo вepтикaли (pyкoвoдитeль – пoдчинeнный)

**) конфликтностью пo гopизoнтaли (кoллeгa – кoллeгa). 

«Hepвoзнaя oбcтaнoвкa пoбyждaeт oдниx pacтpaчивaть эмoции, a дpyгиx иcкaть cпocoбы экoнoмии cвoиx пcиxичecкиx pecypcoв»

5. Пcиxoлoгичecки тpyдный кoнтингeнт, c кoтopым имeeт дeлo пpoфeccиoнaл в cфepe oбщeния (нapyшитeли диcциплины, yмиpaющиe бoльныe и т.п.).

Ecли вы имeeтe дeлo c людьми, тo пoчти eжeднeвнo пoпaдaeтcя клиeнт, кoтopый «пopтит вaм нepвы», нeвoльнo вы нaчинaeтe yпpeждaть тaкиe cлyчaи и экoнoмитe эмoциoнaльныe pecypcы, игнopиpyя нeвocпитaнныx, кaпpизныx, бeзнpaвcтвeнныx и т.п. людeй. Mexaнизм пcиxoлoгичecкoй зaщиты нaйдeн, нo эмoциoнaльнoe oтcтpaнeниe мoжeт иcпoльзoвaтьcя нeyмeлo, и тoгдa вы нe включaeтecь в нyжды и тpeбoвaния впoлнe нopмaльнoгo пapтнepa пo дeлoвoмy oбщeнию. «Ha этoй пoчвe вoзникaют нeдopaзyмeния и кoнфликт – эмoциoнaльнoe cгopaниe пpoявляeтcя cвoeй диcфyнкциoнaльнoй cтopoнoй» (B.B.Бoйкo).

Б) Внутренние факторы:

1. Cклoннocть к эмoциoнaльнoй pигиднocти 

Эмoциoнaльнoe cгopaниe вoзникaeт быcтpee y тex, ктo мeнee peaктивeн и вocпpиимчив, бoлee эмoциoнaльнo cдepжaн, и мeдлeннee – y импyльcивныx, oблaдaющиx пoдвижными нepвными 
пpoцeccaми людeй.

2. Интeнcивнoe вocпpиятиe и пepeживaниe oбcтoятeльcтв пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти 

Этo явлeниe вoзникaeт y людeй c пoвышeннoй oтвeтcтвeннocтью зa пopyчeннoe дeлo, кoтopыe oтдaютcя дeлy бeз ocтaткa. Kaждый cтpeccoгeнный 
cлyчaй из пpaктики ocтaвляeт глyбoкий cлeд в дyшe, пocтeпeннo иcтoщaя эмoциoнaльнo-энepгeтичecкиe pecypcы, cлeдoвaтeльнo, вoзникaeт нeoбxoдимocть вoccтaнaвливaть иx или бepeчь, пpибeгaя к тeм или иным пpиeмaм 
пcиxoлoгичecкoй зaщиты. Taк, нeкoтopыe cпeциaлиcты чepeз кaкoe-тo вpeмя мeняют пpoфиль paбoты и дaжe пpoфeccию.

3. Cлaбaя мoтивaция эмoциoнaльнoй oтдaчи в пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти

Имeeт двa acпeктa:

*) Bo-пepвыx, пpoфeccиoнaл в cфepe oбщeния нe cчитaeт для ceбя нeoбxoдимым или пoчeмy-тo нe зaинтepecoвaн пpoявлять coyчacтиe и coпepeживaниe cyбъeктy cвoй дeятeльнocти. Cooтвeтcтвyющee yмoнacтpoeниe cтимyлиpyeт нe тoлькo эмoциoнaльнoe cгopaниe, нo и eгo кpaйниe фopмы – paвнoдyшиe, дyшeвнyю чepcтвocть.

**) Bo-втopыx, чeлoвeк нe yмeeт пooщpять ceбя зa coпepeживaниe и coyчacтиe, пpoявляeмыe пo oтнoшeнию к cyбъeктaм пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти. Cиcтeмy caмooцeнoк oн пoддepживaeт иными cpeдcтвaми – мaтepиaльными или пoзициoнными дocтижeниями. Aльтpyиcтичecкaя эмoциoнaльнaя oтдaчa для тaкoгo чeлoвeкa ничeгo нe знaчит, и oн нe нyждaeтcя в нeй, нe иcпытывaeт oт нee 
yдoвлeтвopeния. Инoe дeлo личнocть c aльтpyиcтичecкими цeннocтями, для кoтopoй вaжнo пoмoгaть и coчyвcтвoвaть дpyгим, a yтpaтy эмoциoнaльнocти в oбщeнии oнa пepeживaeт кaк пoкaзaтeль нpaвcтвeнныx пoтepь, кaк yтpaтy 
чeлoвeчнocти.

4) Изначально нpaвcтвeнныe дeфeкты и дeзopгaнизaция личнocти пcиxoлoгa.

Boзмoжнo, пpoфeccиoнaл имeл нpaвcтвeнный изъян/ту или иную форму психопатологии, eщe дo тoгo, кaк cтaл paбoтaть c людьми или пpиoбpeл eгo в пpoцecce дeятeльнocти. Этo oбycлoвлeнo нecпocoбнocтью иcпoльзoвaть вo взaимoдeйcтвии тaкиe мopaльныe кaтeгopии, кaк coвecть, дoбpoдeтeль, дoбpoпopядoчнocть, чecтнocть и т.п. Hpaвcтвeннaя 
дeзopгaнизaция вызывaeтcя нeyмeниeм oтличaть дoбpoe oт плoxoгo, блaгo oт вpeдa, нaнocимoгo личнocти. Пpи нaличии этиx ycлoвий фopмиpoвaниe эмoциoнaльнoгo cгopaния oблeгчaeтcя,yвeличивaeтcя вepoятнocть бeзpaзличия к cyбъeктy дeятeльнocти и aпaтии к иcпoлняeмым oбязaннocтям.

Дополнительная информация по ссылке:

https://www.b17.ru/bbalaganin/#consultation

Читайте также:  Лечения геморрагического синдрома у детей

Источник

В настоящее время выделяют следующие группы факторов, детерминирующих возникновение и формирование синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой, организационный, фактор “особого” контингента, мотивационный, экзистенциальный.

Личностный фактор. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием – важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания по сравнению с демографическими характеристиками и факторами рабочей среды. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы оказывают минимальное влияние на эмоциональное выгорание. Так, среди учителей со стажем до 3 лет от перегрузок страдает 8,3%, а со стажем более 18 лет в три раза больше – 24,2%. При исследовании связи мотивации и “сгорания” было выявлено, что при субъективной оценке своей работы как незначимой синдром развивается быстрее.

При изучении гендерных особенностей было установлено, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности (“сверхконтролируемые личности”) более подвержены “выгоранию”.

Е.В. Орел выделяет две группы: черты, провоцирующие выгорание (“катализаторы выгорания”) и характеристики, тормозящие его функционирование (“ингибиторы выгорания”). Ведущим фактором структуры личностных детерминант выгорания является фактор нейротизма, от уровня выраженности которого и специфики включенности, зависит стабилизирующий или провоцирующий ее характер [9].

Рассматривая личностные факторы выгорания, идентифицируют типы личностей, наиболее склонных к синдрому выгорания.

  • 1. Гиперответственный тип, полностью посвятивший себя работе, который имеет тенденцию брать слишком много на себя. Он сжат с трех сторон, находясь во власти своих собственных потребностей, потребностей клиентов и потребностей руководства.
  • 2. Однонаправленный сотрудник, который чрезмерно предан работе и чья жизнь вне работы неудовлетворительна.

Он использует работу как заместитель социальной жизни, настолько погружаясь в работу, что у него не остается времени на себя. Это ведет к потере своего Я.

  • 3. Авторитарный работник, который полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, и ожидает повиновения со стороны подчиненных во что бы то ни стало, несмотря на огромные эмоциональные затраты.
  • 4. Самоуверенный администратор, который оценивает себя как незаменимого работника.
  • 5. Трудоголик – профессионал, который имеет тенденцию к отождествлению с теми, с кем он работает и для кого работает. Он рискует стать слишком вовлеченным в работу, теряя самого себя в этой жизни.

Х. Фрейденберг описывает “сгорающих” как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей, и – одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), “пламенных” и легко солидаризирующихся [15].

Е. Махер пополняет этот список “авторитаризмом” (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.

В.В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия из-за несоответствия между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой человеку приходится сталкиваться ежедневно.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Также причиной феномена выгорания может являться специфика самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми (например, у К. Маслач). В работах К. Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник “выгорает” через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года.

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания – дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе “руководитель – подчиненный”, так и между коллегами. Причина синдрома связывается с типичными проблемами личности в организационной структуре: недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связи от руководства в отношении отдельного работника и т.д.

“Особый” контингент. Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания – наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, осужденные лица, “трудные” подростки и т.д.). Необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с высокой эмоциональной нагрузкой способствует развитию состояния эмоционального истощения.

Читайте также:  Синдром марфана у девочки фото

Мотивационный фактор. Способствует формированию синдрома и отсутствию должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа и он сам не имеет ценности.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем и динамика развития синдрома эмоционального выгорания на фоне алкоголизации личности.

Экзистенциальный фактор. Жизнь с пренебрежением к внутренней ценности других и собственной ценности приводит к стрессу. Если описывать стресс в связи с переживанием, то он возникает из-за отсутствия соприкосновения с ценностью: то, что человек делает, ощущается и чувствуется не как ценное. С экзистенциальной точки зрения, в основе стресса всегда лежит отсутствующее согласие с непосредственной деятельностью. С экзистенциально-аналитической точки зрения, это является самым глубоким корнем стресса: делать что-то, не желая этого по-настоящему делать, и не присутствуя в настоящем на уровне эмоционального проживания (“жизнь без внутреннего согласия”). Опустошение, дефицит исполнения, психическая нуждаемость и утрата чувства жизни, с экзистенциально-аналитической точки зрения, имеют общее происхождение. Они в конечном итоге возникают потому, что человек живёт без внутреннего согласия в отношении содержания реальной деятельности.

Источник

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания – это комплекс симптомов, характеризующийся постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в деятельность, нарастанием умственной и физической усталости, личностной отстраненности от содержания труда. Проявляется равнодушием к работе, формальным выполнением должностных обязанностей, негативизмом в отношении коллег, клиентов, пациентов, невротическими и психосоматическими расстройствами. Диагностикой синдрома занимаются психологи и психиатры, используется метод беседы, а также ряд специфических опросников. Лечение проводится методами психотерапии.

Общие сведения

Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году. Синонимичные названия – эмоциональное сгорание, перегорание, психическое выгорание, профессиональное выгорание. Синдрому подвержены специалисты, работа которых предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми. В группе риска находятся врачи, психологи, учителя, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов. Распространенность СЭВ среди таких специалистов достигает 80-90%. Эмоциональное выгорание чаще выявляется у работников, стаж которых превышает 10 лет. Существует гендерная предрасположенность, в числе больных преобладают женщины.

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания

Причины

Факторы, способствующие развитию СЭВ, активно исследуются клиническими и социальными психологами, психиатрами, кадровыми специалистами. Установлено, что ведущую роль играют психологические особенности и общее состояние здоровья человека, содержание и организация процесса труда. Причины эмоционального сгорания могут быть распределены на три группы:

  • Личностные. Отсутствие мотивации к выполнению деятельности может быть связано с неоцененностью работы, недостатком автономности (свободы действий). Эмоционально сгорающими чаще оказываются люди, склонные к сочувствию, проявлению гуманности, увлекающиеся, сопереживающие, одержимые навязчивыми идеями.
  • Организационные. Вероятность развития синдрома увеличивается при отсутствии четких обязанностей и справедливого распределения ответственности. Зачастую в коллективах повышена конфликтность и конкуренция, совместные усилия не согласованы, существует дефицит времени и/или материальных ресурсов, успешный результат достигается редко.
  • Содержательные. Синдрому выгорания способствует напряженная психоэмоциональная деятельность. Она включает различные виды личностного взаимодействия, переработку и интерпретацию сложной информации, принятие решений, несение ответственности за результат. К особой группе относится трудный контингент, с которым необходимо работать – тяжелобольные, правонарушители, конфликтные клиенты.

Патогенез

Эмоциональное выгорание обычно связывают с определенными профессиями, однако данному синдрому также подвержены домохозяйки, молодые мамы, творческие личности. Патогенетические механизмы частично совпадают с таковыми при развитии стресса, организм испытывает постоянное продолжительное воздействие неблагоприятных факторов. На первом этапе разворачивается фаза сопротивления – используются физиологические и психологические резервы (изменяется уровень активации ЦНС, выработка гормонов), человек чувствует напряжение, но успешно с ним справляется. Интерес и удовлетворенность работой сохранены.

Второй этап – фаза истощения. Утрачивается способность организма противостоять стрессу, негативные факторы (организационные, содержательные, личностные) приводят к нарушениям на физиологическом и психологическом уровне. Снижается мотивация, заинтересованность деятельностью, нарастает подавленность настроения, раздражительность. На третьем этапе истощение проявляется стойкими эмоциональными и соматическими расстройствами: развивается депрессия, обостряются хронические болезни, возникают новые заболевания на психосоматической основе.

Классификация

СЭВ рассматривается исследователями как многокомпонентный и поэтапный процесс. Классификации на основе составляющих синдрома подробно описывают его клиническую картину. Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания через возрастание эмоционального истощения, в результате которого формируются негативные установки по отношению к субъектам деятельности и труду. Среди теорий, выделяющих стадии синдрома, широко известна пятиступенчатая классификация Дж. Гринберга:

  1. Медовый месяц. Отношение к работе положительное, доминируют энтузиазм и увлеченность. Факторы стресса не вызывают напряжения.
  2. Недостаток топлива. Накапливается усталость, возрастает апатия. Без дополнительной стимуляции, усиления мотивации продуктивность снижается.
  3. Хронический процесс. Развивается повышенная раздражительность, чувство подавленности, обостряется неудовлетворенность работой, появляются мысли о бесперспективности будущего. Постоянная усталость сменяется физическими недомоганиями.
  4. Кризис. Здоровье ухудшается, возникают хронические заболевания, частично или полностью снижающие работоспособность. Усиливается депрессия, неудовлетворенность качеством жизни, собственной продуктивностью.
  5. Пробивание стены. Соматические и психические нарушения обостряются, могут стать угрозой жизни. Формируется дезадаптация в профессиональной сфере, семье, дружеских отношениях.
Читайте также:  Анализ из пуповины на синдром дауна

Симптомы эмоционального выгорания

Синдром психического выгорания проявляется как реакция на продолжительный стресс с последующей депрессией, при этом симптомы связаны со сферой труда, профессиональной деятельностью. Базовая триада проявлений – чувство безразличия и психического истощения, дегуманизация, негативное восприятие себя как специалиста. На эмоционально-волевом уровне формируется равнодушие к рабочим процессам, неуверенность в собственной компетентности (силах, навыках, знаниях), разрушение личных идеалов, утрата профессиональной мотивации, раздражительность, недовольство, плохое настроение. В зависимости от стадии СЭВ данные признаки возникают иногда и только в рабочее время либо проявляются постоянно, распространяясь на семейные и дружеские отношения.

На социально-поведенческом уровне определяется стремление к изоляции: контакты с окружающими сводятся к минимуму, ограничиваются непосредственными обязанностями – обслуживание пациентов, клиентов. Инициативность, энтузиазм заметно снижаются. Человек стремится избежать ситуаций принятия решений, несения ответственности. При неудачах склонен обвинять окружающих (начальство, систему). Часто выказывает недовольство по поводу рабочей нагрузки, оплаты, организации условий труда. В суждениях преобладают пессимистические прогнозы. Попытки «бегства» от действительности реализуются через злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств, переедание.

Физические проявления СЭВ включают хроническую усталость, мышечную слабость, вялость, частые головные боли, нарушения сна, аппетита, подверженность инфекциям (снижение иммунитета), перепады кровяного давления, головокружение, приступы потливости или озноба, потемнение в глазах, ноющие боли в суставах, особенно в области спины. Человек с большим трудом просыпается по утрам, с неохотой идет на работу, долго «включается» в трудовой процесс, увеличивает продолжительность и частоту перерывов. Он не успевает выполнить задачи своевременно, в итоге растягивает рабочий день до позднего вечера, переносит выполнение заданий домой. Такой режим только усиливает СЭВ, лишая нормального отдыха.

Осложнения

На поздних стадиях эмоциональное выгорание осложняется психосоматическими заболеваниями и депрессией. Характерно развитие осложнений, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей. Среди наиболее распространенных – сезонные инфекции (ОРВИ, ангина, грипп), мигрени, артериальная гипертония, остеохондроз. Заболевания становятся своеобразным подсознательным защитным механизмом, обеспечивают перерыв, отдых от основной деятельности. Депрессия возникает из-за неудовлетворенности работой, ощущения собственной «бесполезности». Она снижает работоспособность, приводит к дезадаптации на работе и в семье.

Диагностика

Необходимость диагностики СЭВ осознается пациентами на последних стадиях, когда проявляются соматические нарушения, становится выраженной депрессия и раздражительность, нарастает профессиональная и семейно-бытовая дезадаптация. Обследование проводится врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Используются клинические и психодиагностические методы:

  • Опрос. В беседе с больным врач обращает внимание на наличие трех ключевых признаков СЭВ: истощения, персональной отстраненности, ощущения утраты собственной эффективности. Все симптомы отражают изменения в ведущей деятельности – профессиональной, бытовой, воспитательной, творческой.
  • Специфическая психодиагностика. Стандартизированными методами обнаружения СЭВ являются опросники. Наиболее распространено применение теста MBI (Maslach Burnout Inventory), опросников эмоционального выгорания В. В. Бойко и Е. П. Ильина. Результаты отражают выраженность симптомов, риск дезадаптации, стадию процесса истощения.
  • Общая психодиагностика. Дополнительно проводится исследование эмоционально-личностной сферы пациента. Более широкий взгляд на имеющиеся отклонения позволяет определить уровень депрессии, тревожности, выраженность психосоматических расстройств, риск агрессивного и аутоагрессивного поведения. Используются комплексные методики исследования личности (СМИЛ, опросник Айзенка, метод цветовых выборов).

Лечение синдрома эмоционального выгорания

Для устранения эмоционального выгорания необходима помощь психолога, психотерапевта, поддержка семьи и коллег. Немаловажную роль играет мотивация пациента – готовность изменить привычки, режим отдыха и труда, оценку себя и своей работы. Для достижения стойкого результата важен комплексный психо-медико-социальный подход, который включает:

  • Психотерапию. Сеансы направлены на изменение личностных установок пациента относительно профессиональной деятельности, формирование мотивации и заинтересованности работой, умение распределять ресурсы (время, силы) на различные сферы жизни. Психотерапия проводится в форме бесед, выполнения упражнений, домашних заданий.
  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются психиатром индивидуально, схема терапии зависит от клинической картины. Нередко назначаются антидепрессанты, противотревожные средства, седативные и стимулирующие лекарства на растительной основе.
  • Общеукрепляющие мероприятия. Больным показано соблюдение режима дня: полноценный сон ночью, регулярные умеренные физические нагрузки, правильный рацион. Для восстановления работоспособности рекомендован курс массажа, санаторно-курортное лечение.

Прогноз и профилактика

При своевременной диагностике и лечении синдром выгорания имеет благоприятный прогноз. Его проявления хорошо поддаются психотерапевтической и медикаментозной коррекции. Так как в основе СЭВ лежит физическое и психическое истощение, профилактика должна быть нацелена на укрепление здоровья и выработку навыков преодоления стресса. Необходимо ежедневно выделять время для отдыха, не переносить рабочие задачи на выходной день, использовать методы психологической разгрузки – спорт, подвижные игры, занятия творчеством, хобби. Для поддержания физического здоровья важно придерживаться правильного питания (достаточно калорийного, насыщенного витаминами, микроэлементами), гулять или работать на свежем воздухе, спать не меньше 7-8 часов в сутки.

Источник