Литература по синдрому эмоциональное выгорание

Литература по синдрому эмоциональное выгорание thumbnail

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Алмаев, Н. А. Оценка психометрических свойств методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана [Текст] // Н. А. Алмаев, Г. Ю. Малкова. Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 95–105.
  • Ануфриев, А. Ф. Психологический диагноз [Текст] / А.Ф.Ануфриев – М.: Ось–89, 2006. – 192 с.
  • Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.
  • Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография [Текст] / И. А. Баева. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2013. – 271 с.
  • Батаршев, А. В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство [Текст] / А. В. Батаршев. – М.: Дело, 2005. – 494 с.
  • Бачинин, В. А. Психология: энциклопедический словарь [Текст] / В. А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 271 с.
  • Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  • Битянова, М. Р. Организация психологической службы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  • Бойко, В. В. Правила эмоционального поведения [Текст] / В.В.Бойко. – СПб.: Питер, 1998. – 345 с.
  • Бойко, В. В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. – СПБ.: Сударыня, 2000г. – 32 с.
  • Бойко, В. В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2004.– 474 с.
  • Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения [Текст] / В. Ю.Большаков. – Спб.: изд-во «Социально-психологический центр», 1996 г. – 335 с.
  • Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
  • Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
  • Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  • Гунзунова, Б. А. Концептуальная модель системы саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной педагогической деятельности [Текст] // Б. А. Гунзунова. Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №4(35). – С.150–155.
  • Гунзунова, Б. А. Теоретико-методологические основы саморегуляции в педагогической деятельности. Методология педагогики в контексте современного научного знания [Текст] // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В. В. Краевского (22 сентября 2016г.) / Редактор-составитель А. А.Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 382 с.
  • Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. – Барнаул. : Изд-во АлтГУ, 2005. – 132 с.
  • Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В.Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 303 с.
  • Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб., доп. [Текст] Э. Ф. Зеер. – М.: Фонд «Мир», 2006. – 336 с.
  • Кондаков, И. М. Психологический словарь.[Текст] / И.М.Кондаков. – М.: Рос. акад. образования, 1999. – 656 с.
  • Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития [Текст] // О. А. Конопкин. Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.128–135
  • Коротаев, А. А. Исследование индивидуального стиля педагогического общения [Текст] // А. А. Коротаев, Т. С. Тамбовцева. Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–104.
  • Ладзина, Н. Профессиональная деформация личности и можно ли ее избежать [Текст] // Н. Ладзина. Деловой Усть-Каменогорск. – 2002. – №8. – С. 18–19
  • Макарова, А. Г. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylib.myword.ru/index.php? Automodule =downl oads&showfile=1292
  • Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. /Гл. ред. В. И. Покровский. — М.: Сов. энцикл.: Большая Рос. энцикл.: Медицина, 1991—1996.
  • Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя [Текст] А. К. Макарова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  • Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии [Текст] / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
  • Международная классификация болезней 10 пересмотра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb-10.com/i ndex.php? pid=22502
  • Михалев, С. В. Краткосрочная клиническая ориентированная мультимодальная психотерапия ПТСР у лиц опасных профессий [Текст] // С.В. Михалев. НИИ Психического здоровья СО РАМН. – 2007. – №1 (44). – С. 107 – 111.
  • Никифоров, А. С. Неврология. Полный толковый словарь. [Текст] / А. С. Никифоров. – М. Эксмо, 2010. – 464 с.
  • Никифоров, Г. С.Психология здоровья: учебник для вузов [Текст] / Г. С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
  • Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=do c&base=LAW& n=174953&div=LAW &dst=1000000001%2C0 &rnd=0.7 1081960446006#1
  • Ольшевская, О. М. Эффективный учитель [Текст] / О.М.Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 335 с.
  • Порфирьева, С. И. Профилактика профессионального выгорания педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=814324
  • Протько, Н. Н. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa= t&rct=j&q= & esrc=s&source =web&cd=2&ved=0ahUKEwjynYiXqIfYAh UpYJoKHchkA9cQFgguMAE&url=https%3A%2F%2Fwww.bsmu.by%2Fmilitarymedicine%2F76612c458ad76ffcaccfb48df498de76%2F&usg=AOvVaw28s6WHe1aIfw5RClOSMYaE
  • Рукавишников, А. А. Опросник психического выгорания для учителей: Руководство [Текст] / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. – Ярославль.: НПЦ «Психодиагностика», 2001. – С. 357–360
  • Самоукина, Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги [Текст] / Н. В. Самоукина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 244 с.
  • Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / Н. В. Самоукина. – М.: Издательство ЭКМОС, 1999. – 352 с.
  • Сидоров, П. И. Синдром эмоционального выгорания // П.И.Сидоров. Медицинская газета. – 8 июня 2005. – №43. – с. 27-31
  • Словарь-справочник по управлению персоналом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyfactor.org/personal0.htm
  • Съедин, С. И. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья [Текст] // С.И.Съедин. Мир психологии. – 2002. – №4. – С. 235–245.
  • Трофимова, А. О. Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/emotsionalnoe-vygoranie-pedagogov-i-sposoby-ego-preodoleniya.html
  • Учительская газета Москва. Профессиональное выгорание педагогов: кто виноват и что делать? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ug.ru/archive/62614
  • Федоренко, Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб.: КАРО. – 2003. – 208 с.
  • Фетискин, Н. П. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) [Текст] / Н.П.Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Психология, 2002. – C.360–362
  • Фобия.Инфо. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fobiya.info/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya
  • Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] // Т.В.Форманюк. Вопросы психологии. – 1994. – №6. – с.57–64.
  • Чудновский, В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни [Текст] // В. Э. Чудновский. Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 65–68
  • Шепель, В. М. Как жить долго и радостно [Текст] В. М. Шепель. – М.: АНТИКВА, 2006. – 635 с.
Читайте также:  Снять болевой синдром при простатите

Оставьте свой комментарий

Источник

Мно­гие из нас хоть раз стал­ки­ва­лись в сво­ей жиз­ни с вы­го­ра­ни­ем — оно чаще все­го ха­рак­те­ри­зу­ет­ся апа­ти­ей, эмо­ци­о­наль­ным ис­то­ще­ни­ем и без­раз­ли­чи­ем ко все­му, что про­ис­хо­дит во­круг. Важ­но пом­нить, что про­ще та­кое со­сто­я­ние предот­вра­тить, чем ле­чить его по­след­ствия. «Цех» сде­лал под­бор­ку из семи книг о том, как ра­бо­та­ет вы­го­ра­ние, как его не до­пу­стить и что де­лать, если вы или ваши близ­кие с ним все же столк­ну­лись.

«Вы­го­ра­ние» Эми­ли и Аме­лия На­гос­ки

Одна из са­мых луч­ших книг о том, по­че­му во­об­ще воз­ни­ка­ет вы­го­ра­ние — кто под­вер­жен ему чаще все­го, как с ним спра­вить­ся и как сде­лать так, что­бы оно боль­ше ни­ко­гда не по­яв­ля­лось. Сест­ры На­гос­ки мак­си­маль­но про­стым язы­ком объ­яс­ня­ют слож­ные на­уч­ные прин­ци­пы и дают со­ве­ты, ко­то­рые мож­но при­ме­нить сра­зу и без лиш­ней под­го­тов­ки. Если у вас нет вре­ме­ни чи­тать всю кни­гу, в на­шем ма­те­ри­а­ле мож­но най­ти крат­кий кон­спект ос­нов­ных идей.

«Вы­дох­ши­е­ся. Ко­гда кофе, шо­пинг и от­пуск уже не ра­бо­та­ют» Ари­а­на Хаф­финг­тон

Если вы ко­гда-то стал­ки­ва­лись с вы­го­ра­ни­ем и ис­ка­ли ста­тьи на эту тему, то мог­ли за­ме­тить, на­сколь­ко ча­сто ав­то­ры ма­те­ри­а­лов со­ве­ту­ют «про­сто устро­ить себе SPA-день», «схо­дить на шо­пинг» и «по­ра­до­вать себя». Мож­но до­га­дать­ся, что та­кие ре­ко­мен­да­ции ра­бо­та­ют ред­ко, а в слу­чае с за­тяж­ным вы­го­ра­ни­ем прак­ти­че­ски все­гда бес­по­лез­ны. В сво­ей кни­ге Ари­а­на Хаф­финг­тон рас­смат­ри­ва­ет про­бле­му эмо­ци­о­наль­но­го ис­то­ще­ния со сто­ро­ны об­ще­ства — как мы до­во­дим себя до бес­си­лия в на­деж­де дой­ти до ми­фи­че­ско­го иде­а­ла успе­ха. Хаф­финг­тон де­лит­ся про­сты­ми со­ве­та­ми, а так­же мо­ти­ви­ру­ет на пе­ре­осмыс­ле­ние того, что важ­нее — ве­ли­кая ка­рье­ра и день­ги или ваше здо­ро­вье. Если вам не хва­тит ин­фор­ма­ции в кни­ге, пи­са­тель­ни­ца так­же за­пу­сти­ла про­ект Thrive Global, на сай­те ко­то­ро­го мож­но най­ти по­лез­ные ста­тьи, свя­зан­ные с ба­лан­сом ра­бо­ты и лич­ной жиз­ни.

«За­жги себя!» Джон Рэй­ти

Все мы зна­ем о поль­зе фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти. Од­на­ко при вы­го­ра­нии мо­жет ка­зать­ся, что все, что нам нуж­но — это мак­си­маль­но спо­кой­ный и ме­лан­хо­лич­ный от­дых с пиц­цей и Net­flix. Спорт — это по­след­нее, что мо­жет нам по­мочь, так ведь? Док­тор ме­ди­ци­ны Джон Рэй­ти уве­рен, что для ра­бо­ты со стрес­сом и тре­во­гой нам необ­хо­ди­мо ре­гу­ляр­но де­лать за­ряд­ку, вы­хо­дить на про­беж­ки и за­ни­мать­ся йо­гой. Бла­го­да­ря это­му вы смо­же­те не толь­ко успо­ко­ить­ся, но и улуч­шить свою па­мять и даже по­вы­сить са­мо­оцен­ку и са­мо­кон­троль. Рэй­ти при­во­дит при­ме­ры на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и де­лит­ся дей­стви­тель­но цен­ны­ми прак­ти­че­ски­ми со­ве­та­ми.

«Без стрес­са. На­уч­ный под­ход к борь­бе с де­прес­си­ей, тре­вож­но­стью и вы­го­ра­ни­ем» Мит­ху Сто­ро­ни

Врач Мит­ху Сто­ро­ни со­бра­ла в сво­ей кни­ге все про­стые и на­уч­но обос­но­ван­ные ин­стру­мен­ты для борь­бы со стрес­сом и вы­го­ра­ни­ем. Ос­нов­ной ак­цент она де­ла­ет на кон­тро­ле за ре­жи­мом дня, сна и пи­та­ния — мо­жет по­ка­зать­ся, что ре­ко­мен­да­ции слиш­ком оче­вид­ные, од­на­ко по­ста­рай­тесь ре­а­ли­стич­но оце­нить, на­сколь­ко вы им сле­ду­е­те в по­все­днев­но­сти. Кни­га так­же поз­во­лит вам разо­брать­ся, как ра­бо­та­ют гор­мо­ны стрес­са и мо­жем ли мы сле­дить за ними.

Читайте также:  Анализ крови на синдром дауна при беременности нормы

«Од­но­за­дач­ность» Де­во­ра Зак

С вы­го­ра­ни­ем ча­сто мо­гут столк­нуть­ся люди, ко­то­рые бе­рут от­вет­ствен­ность за боль­шое ко­ли­че­ство дел — как лич­ных, так и про­фес­си­о­наль­ных. По­рой мо­жет ка­зать­ся, что толь­ко че­рез муль­ти­тас­кинг мы мо­жем до­стичь пика про­дук­тив­но­сти. Од­на­ко нель­зя успеть боль­ше, де­лая несколь­ко ве­щей од­но­вре­мен­но. Что дей­стви­тель­но важ­но — это пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя на ра­бо­ту и от­дых. В сво­ей кни­ге Де­во­ра Зак рас­ска­зы­ва­ет, как это мож­но устро­ить, если преж­де вы все­гда де­ла­ли все и сра­зу.

«Мама на нуле. Пу­те­во­ди­тель по ро­ди­тель­ско­му вы­го­ра­нию» Ана­ста­сия Изюм­ская, Анна Ку­усма

В сво­ей кни­ге Ана­ста­сия Изюм­ская и Анна Ку­усма от­ве­ти­ли на са­мые бо­лез­нен­ные и по­рой та­бу­и­ро­ван­ные во­про­сы, свя­зан­ные с ро­ди­тель­ским вы­го­ра­ни­ем, от­сут­стви­ем под­держ­ки и уста­ло­стью — что про­ис­хо­дит с те­лом и сек­су­аль­но­стью по­сле ро­дов? Мож­но ли во­об­ще как-то под­го­то­вить­ся к пер­во­му году с ре­бен­ком? Ав­то­ры так­же со­бра­ли дей­стви­тель­но ра­бо­та­ю­щие прак­ти­ки са­мо­по­мо­щи — быст­рые тех­ни­ки вос­ста­нов­ле­ния, со­ве­ты по ре­жи­му сна, под­бор­ки под­дер­жи­ва­ю­щих и при­ят­ных книг, филь­мов и сай­тов.

«Шко­ла Джу­льет­ты. Ис­то­рия о по­бе­де над цейт­но­том и вы­го­ра­ни­ем» Лора Ван­дер­кам

Ка­жет­ся, что хо­ро­шие со­ве­ты, свя­зан­ные с пре­одо­ле­ни­ем вы­го­ра­ния, мож­но най­ти толь­ко в ли­те­ра­ту­ре по по­пу­ляр­ной пси­хо­ло­гии. Од­на­ко пи­са­тель­ни­ца Лора Ван­дер­кам ре­ши­ла, что луч­ше все­го ма­те­ри­ал вос­при­ни­ма­ет­ся, ко­гда ты по­ка­зы­ва­ешь его на при­ме­ре вы­ду­ман­но­го пер­со­на­жа. В сво­ей кни­ге она рас­ска­зы­ва­ет ис­то­рию Рай­ли — де­вуш­ка не вы­ле­за­ет из ра­бо­чей по­чты, при этом ее ка­рье­ра и от­но­ше­ния идут под от­кос. От­пра­вив­шись на за­го­род­ный тим­бил­динг в шко­лу Джу­льет­ты, Рай­ли по­сте­пен­но учит­ся за­но­во вы­стра­и­вать гра­ни­цы, ста­вить при­о­ри­те­ты и ис­поль­зо­вать свое цен­ное вре­мя на то, что ей дей­стви­тель­но важ­но. Кни­га бу­дет осо­бен­но ин­те­рес­на тем лю­дям, кто тер­петь не мо­жет чи­тать кни­ги по са­мо­по­мо­щи.

Толь­ко по­лез­ные по­сты и сто­рис — в на­шем In­sta­gram

Источник

Социальные сети, работа, окружающие подстегивают нас к тому, что нужно обязательно к чему-то стремиться и чего-то достигать. Что делать, когда сил на все это нет? Вот пять книг, которые помогут прийти в себя, заново оценить свои возможности и двигаться дальше.

Чтобы обрести больше, можно начать наслаждаться малым

Стремление во что бы то ни стало достичь поставленной цели (зачастую вовсе не своей) приводит к неминуемому разочарованию, потере энергии и демотивации. А потраченные на реализацию плана силы могут не возвращаться неделями. В книге японского ученого Кена Моги «Икигай. Смысл жизни по-японски» нет ни слова о выгорании, но есть множество дельных советов, которые помогут сберечь себя и двигаться дальше. Философия икигай, которая помогает находить удовлетворение, радость и осознанность в каждодневных делах, основана на пяти принципах:

— начинать с малого;
— освободить себя;
— чувствовать гармонию и устойчивость;
— радоваться мелочам;
— быть здесь и сейчас.

Раскрывая в книге каждый из этих пунктов, автор особенно часто говорит о том, как важно наслаждаться моментом и делом, которое мы делаем как в течение дня, так и всей нашей жизни. Способность даже в малом видеть красоту и важность происходящего поразительным образом приводит к тому, что силы аккумулируются на достижение намного большего. Этот принцип необходимо соблюдать неукоснительно (с фанатичной японской упертостью), дабы понять, что в достижении больших целей самое важное — не конечный результат, к которому мы стремимся, зачастую теряя ощущение момента здесь и сейчас, а наслаждение самим процессом. Пока читаешь, собственно, возникает понимание феномена трудоспособности японцев и парадоксального принципа отношения к жизни, которым в европейском обществе принято пренебрегать.

«…Даже если вы хорошо сделаете свою работу, совсем необязательно, что награда вас найдет: отклик и слава приходят случайным образом, в зависимости от множества условий, никак не зависящих от человека. Но если вам удалось превратить процесс работы или творчества в основной источник радости, значит, вы смогли успешно решить одну из самых важных задач в своей жизни».

Мозг всегда успешно реализовывает ваши мысли, даже негативные

Мировой эксперт по саморазвитию и личной репутации Гэри Джон Бишоп назвал свою книгу довольно провокационно: «Unfu*k yourself. Парься меньше, живи больше», — но, на удивление, здесь вы не найдете руководства по пофигизму. Главный принцип, который берет за основу Бишоп, заключается в эффекте правильных внутренних установок. Нет, речь идет не об аффирмациях или пресловутом позитивном мышлении: автор отталкивается от феномена нейропластичности мозга, который доказывает, что наши мысли на самом деле меняют структуру нейронных связей. Чтение книги этому процессу активно поспособствует, если вы привыкли к радикальным решениям и не боитесь мотивирующих советов.

Бишоп прекрасно использует принцип кнута и пряника, приводя, например, крепкие цитаты мыслителей прошлого и внедряя в сознание читателя абсолютно новые идеи о том, в чем действительно кроется причина неудач. Например, утверждение, что мы всегда остаемся победителями, может показаться издевательством для тех, кто прямо сейчас не может найти хорошую работу или похудеть. Но хитрость в том, что многие из нас не замечают, как искажают свои цели негативными установками. Так, фразы «я никогда не смогу сбросить вес» или «я неудачник» в действительности дают мозгу задачу на успешную реализацию именно этих мыслей. Если читатель приостановится и поймет, что корректировка внутренних диалогов и даже слов, которые мы выбираем для характеристики себя, действительно меняют происходящее вокруг, — его ждут большие перемены.

«Истинное понимание тех ограничений, которые вы себе ставите, позволит все время раскрывать грани собственной свободы и успеха. Чем более осознанными становятся ваши желания, тем больше возможностей открывается для вас».

К эмоциональному выгоранию приводит спешка и игнорирование своих эмоций

О важности осознанности сегодня говорят уже не только буддийские монахи, но и психологи и психотерапевты. Научное доказательство пользы правильных когнитивных установок подтверждается исследованиями в области нейробиологии. Менять их можно не только теми кардинальными способами, о которых пишет Гэри Джон Бишоп, но и путем внимательного наблюдения за собой. К кризисным состояниям в большей степени приводит игнорирование импульсов собственного тела или ситуаций, которые задолго до ударов судьбы предупреждают об опасности. Так, мы часто не прислушиваемся к себе и игнорируем собственные эмоции, вызванные, например, токсичными отношениями или негативными жизненными обстоятельствами. В спешке происходит и эмоциональное выгорание, которое можно сравнить с аварийным торможением поезда, когда наше тело и мозг отказываются функционировать в режиме автопилота.

Читайте также:  Неотложная помощь при судорожном синдроме a

Авторы книги «Сила Момента», российские психологи Александр Еричев и Снежана Замалиева поэтапно и кратко объясняют, как можно отказаться от привычных схем действия и восстановить контакт с самим собой. Другими словами, просто начать жить с собой в гармонии. Например, основные когнитивные искажения, которые повергают нас в ощущение краха жизни, можно компенсировать практиками осознанности. Одной из основных является медитация. Она может помочь чуть проще реагировать на события в жизни — так, чтобы неудачи и ошибки не выводили нас из эмоционального баланса.

«Практикуя осознанность, мы направляем внимание на текущий момент и осознаем его безоценочно. Можно сказать, что это совершенно новый, необычный способ функционирования нашего ума. Сначала мы осваиваем его в ходе регулярных тренировок, ежедневной формальной практики медитации. А позже приобретенный навык мы переносим в жизнь, сначала в отдельные простые ситуации, а затем в любой момент по желанию».

Строить карьеру и не забывать о себе — можно

Социальные установки, заложниками которых мы все становимся, иногда меняются на совершенно противоположные. Самое сложное — не ассоциировать себя с ними. Например, поговорки «Все в жизни достается потом и кровью», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» приобрели в жизни старшего поколения настолько искаженное значение, что превратили в норму переработки, физическое и моральное истощение в попытке заработка. Сегодня эти сценарии, может быть, уже не так распространены в обществе, но избавиться от опыта прошлого на деле оказывается довольно сложно. Опрос руководителей американских кадровых служб в 2017 году показал, что эйчары называют выгорание массовой эпидемией. Сегодня от погони за деньгами, карьерным ростом и амбициями люди теряют здоровье, нервы, а иногда и круг общения.

Авторы книги «Меньше, но лучше. Работать надо не 12 часов, а головой», предприниматели Джордан Милн и Мартин Бьяуго развивали свой бизнес с молодых лет. А когда познакомились, обнаружили, что оба стремятся к одной цели: заниматься предпринимательством, но продолжать при этом жить сбалансированной жизнью. Чтобы написать о том, как этого добиться, они нашли единомышленников в разных странах и расспросили, как им удается успешно работать, но не отдавать бизнесу все силы и время. «Меньше, но лучше» — это 65 коротких эссе, описывающих какую-либо конкретную стратегию, метод или наблюдение. Наверняка хотя бы в одном из них найдется полезное решение для тех, кто выгорел на работе. Например, как не тратить лишнюю энергию на дела, которые можно решить за пять минут:

«У большинства из нас в списке дел имеются одна-две задачи, которые внушают нам ужас. Причем зачастую само выполнение задачи могло бы занять всего десять минут нашего времени, но вместо этого мы тратим три часа и кучу нервов на бесплодные переживания. Когда проснетесь завтра и начнете составлять список дел на день, постарайтесь определить, какое из этих дел кажется вам самым трудным. Как только определите самую трудную задачу — ставьте ее первым пунктом в списке. Начинайте с „худшего“».

Мечтайте и не мешайте своим мечтам сбываться

Многие выгорают, еще даже не начав ничего делать. Большие планы на будущее и многочисленные попытки что-то реализовать разбиваются о парализующий страх ошибиться. Так, словно нажимая на педаль газа, многие из нас пытаются сдвинуться с места, даже не заметив, что машина стоит на ручном тормозе. Книга медицинской журналистки Ольги Лукинской, переехавшей в Барселону вопреки всем сомнениям, «Как мечтать, чтобы сбывалось» поможет найти силы, чтобы реализовывать свои мечты. По сути, это скрупулезное руководство к действию, основанное не на теории, а на практике.

Ни для кого не будет откровением, например, что постановка целей (допустим, основанных на мечте) — это самая сложная задача. Но она реализуема. И даже если вы очень боитесь разочароваться в чем-то, это тоже отрабатывается на этапе конкретизации действий, которые нужно совершить, чтобы начать двигаться вперед. Автор очень подробно и с большой любовью к читателям делится личным опытом и снабжает книгу чек-листами. Детализация абстрактных мыслей всегда помогает прийти к пониманию, чего в действительности хочется, и даже трансформировать мечту. Именно так, например, автор блога «Мечты сбываются, или Моя жизнь в Барселоне» оказалась не в Лондоне, о котором сначала мечтала:

«Я с детства мечтала жить в другой стране, а потом съездила в Лондон, и он мне понравился. Проблема в том, что в Великобритании довольно сложная визовая система, устроиться на работу дистанционно крайне трудно, а въехать по учебной визе проблематично из-за высокой стоимости учебы. И вообще, подумала я, чем жизнь в Лондоне будет отличаться от жизни в Москве? Климат там ненамного лучше, цены выше, и сам этот многомиллионный улей, скорее всего, окажется таким же большим городом одиноких людей, как и Москва. Вполне вероятно, моя жизнь там будет не лучше московской: отличная карьера, но ни семьи рядом, ни собственной квартиры, ни друзей, которые могут прилететь в ближайшие выходные».

Источник