Лэнгле а экзистенциальный анализ синдром

Лэнгле а экзистенциальный анализ синдром thumbnail

Альфрид Лэнгле родился в 1951г., имеет докторскую степень по медицине и психологии. Ученик Виктора Франкла, попытавшийся на базе Логотерапии и экзистенциального анализа Франкла разработать самостоятельный вид психотерапии, названный им экзистенциальный анализом. Автор нескольких книг и большого числа статей, посвященных теории и практике экзистенциального анализа(GLE). Президент Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии в Вене. Разработал оригинальную теорию экзистенциальной мотивации. В течении последних 30 лет предпринимает активные попытки по институализации метода Экзистенциального анализа и его распространению. В настоящее время отделения Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии находяться в разных странах мира в том числе в России.

феноменологическая личностная психотерапия, которая ставит своей целью помощь личности (духовно и эмоционально) свободно и полно проживать свою жизнь, выйти на аутентичные установки и актуализировать личную ответственность по отношению к собственной жизни и к миру. Экзистенциальный анализ применяется при психосоциальных, психосоматических и психически обусловленных эмоциональных и поведенческих нарушениях. (Лэнгле, 1999)

Экзистенция, в понимании Лэнгле, – есть «наполненная смыслом, воплощаемая свободно и ответственно жизнь в создаваемом самим человеком мире, с которым он находится в отношениях взаимовлияния/взаимодействия и противоборства» (Лэнгле, 1999). Лэнгле также говорит о том, что экзистенция означает действительно состоявшуюся, «полную» и «целостную» жизнь. Целостность человека Лэнгле понимает вслед за Франклом как неразрывную связь человека с миром и с другими людьми.

Цель экзистенциального анализа как психотерапии по Лэнгле есть достижение аффирмации с жизнью, т.е. особого рода согласия со своей жизнью (т.е. согласия-подтверждения, согласия-соучастия). Поскольку жизнь всегда происходит только в настоящем времени, исходным пунктом экзистенциального анализа является «актуальное». Однако в центре анализа находится будущее как созидание дальнейшей жизни. Если человек не видит будущего его экзистенция заблокирована.

Экзистенциальному аналитику важно понять из-за чего это происходит. Вслед за Франклом Лэнгле выделяет три основные причины таких блокировок:

1. Груз прошлого заслоняет настоящее. В отличие от психоанализа Фрейда, который по словам Лэнгле проводит тотальное «прочесывание прошлого», экзистенциальный анализ сосредотачивает свое внимание только на тех моментах прошлого, которые оказывают свое деструктивное влияние на настоящее.
2. Неверные установки человека по отношению к самому себе и плохое знание своих возможностей. В этом случае экзистенциальный анализ осуществляет последовательную проработку отношений, установок и намерений пациентов. Центральными вопросами при этом становятся «Могу ли я доверять собственным чувствам?» и «Как я могу узнать чего я хочу?»
3. Экзистенциальный вакуум. «У людей есть все для того чтобы жить, но у них нет того ради, чего жить». Экзистенциальный анализ в этом случае использует методы логотерапии Франкла для того, чтобы помочь человеку обрести смысл собственного существования.

Источник

Экзистенциальный анализ. Экзистенциальные подходы в психотерапии

Выберите носитель:


Печ. книга


Эл. книга


Аудио-книга

Формат книги: 21.5 на 15.5 см

Аннотация:

В последние десятилетия экзистенциальный анализ, основоположником которого был Виктор Франкл, вышел за рамки первоначальной логотерапевтической концепции и получил широкое применение и развитие. Было дополнено понятие экзистенции, а также коренным образом изменились представление о человеке и сам подход к экзистенциальной психотерапии. Данная книга является фундаментальным трудом по экзистенциальному анализу. В ней представлено систематическое изложение содержания и методов экзистенциально-аналитического консультирования и терапии.

Рекомендовано Советом тренеров Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов (АЭАПП) в качестве учебного пособия по курсу «Экзистенциальный анализ».

Содержание

Борис Братусь. 20 лет служения российской психологии
Юрген Криц. Вступительное слово
Предисловие к русскому изданию
Предисловие

A. Почему экзистенциальный анализ?

1. Что такое экзистенцанализ?
2. История возникновения экзистенцанализа
3. Современное развитие экзистенцанализа
4. Экзистенцанализ и основные направления психотерапии
5. Экзистенцанализ – это экзистенциальная психотерапия
6. Исследования и оценка

B. Экзистенцанализ как вопрос к собственному бытию-здесь: введение в основы

Часть I. Фундаментальная установка для исполненной экзистенции: феноменологическая открытость

1. Бытие-в-мире как экзистенциальный вызов
2. Поиск доступа к бытию в мире
3. Почему феноменология? К обоснованию метода
4. Динамика «вброшенности», или почему бытие-здесь также является «задачей»
5. Бытие-Person в мире: «двойная реальность» человека
6. Диалогическая предрасположенность человека
7. Быть человеком означает быть запрашиваемым

Часть II. Экзистенциальный шаг: жить с внутренним согласием

1. Жить – значит «давать ответ»
2. Давать ответ – значит «открывать» экзистенцию
3. Внутреннее согласие – основа любого ответа
4. Внутреннее согласие обеспечивает присутствие

Читайте также:  Синдром тонусных нарушений у грудничка отзывы

Часть III. Экзистенциально-аналитическая саморефлексия: переживать себя как того, кого запрашивают

1. Экзистенциальное самоосуществление
2. Вопросы, обращенные к человеку
2.1. Мой мир
2.2. Моя жизнь
2.3. Я сам
2.4. Мой смысл
3. Путь к смыслу жизни

C. Экзистенцанализ как метод: понимание и доступ к человеческому бытию

1. Традиционная картина человека в поле напряжения экзистенции с точки зрения ЭА
1.1. Трехмерная картина человека по Франклу
1.2. Антропологические задачи экзистенции
2. Структура и динамика экзистенции
3. Обзор экзистенциальных фундаментальных мотиваций (ФМ)
4. Первая фундаментальная мотивация: «мочь-быть-здесь» как основное условие экзистенции
4.1. О каком вопросе идет речь?
4.2. Что необходимо делать?
4.3. Предпосылки для бытия-здесь
4.4. Основа бытия
4.5. Обхождение с бытием
5. Вторая фундаментальная мотивация: «нравится-жить» как вопрос экзистенции, связанный с отношениями
5.1. О каком вопросе идет речь?
5.2. Что необходимо делать?
5.3. Предпосылки, необходимые для «нравится-жить»
5.4. Основа ощущения жизни
5.5. Обхождение с жизнью
6. Третья фундаментальная мотивация: «иметь-право-быть-собой» как вопрос о Person в экзистенции
6.1. О каком вопросе идет речь?
6.2. Что необходимо делать?
6.3. Предпосылки для того, чтобы «мочь быть собой и иметь право на это»
6.4. Основа бытия-собой
6.5. Обхождение с бытием-собой
7. Четвертая фундаментальная мотивация: «быть-должным-действовать» как исполнение экзистенции
7.1. О каком вопросе идет речь?
7.2. Что необходимо делать?
7.3. Предпосылки для того, чтобы человек мог действовать осмысленно
7.4. Основа смысла
7.5. Обхождение со смыслом
8. Процессуальная модель ЭА: персональный экзистенциальный анализ (ПЭА)
9. Феноменологическая установка
10. Психодинамика

D. Экзистенцанализ как терапия

1. Экзистенциальное понимание психического расстройства или заболевания
2. Диагностика
3. Классификация психических расстройств, или болезней, по степени тяжести
4. Воздействие экзистенциально-аналитической психотерапии
5. Соотношение неспецифической и специфической терапии
6. Успешность терапии с точки зрения экзистенцанализа
7. Терапевтические отношения и встреча
8. Экзистенциально-аналитические тесты
8.1. Шкала экзистенции (ШЭ)
8.2. Тест экзистенциальных мотиваций (ТЭМ)
8.3. Экзистенциальное качество жизни

E. Блокады экзистенции – понимание и терапия психических расстройств

1. Тревожные расстройства
1.1. Страх и фобия
1.2. Паника
1.3. Навязчивость
2. Депрессия
3. Истерия
4. Контекстные расстройства
4.1. Зависимость
4.2. Суицидальность
4.3. Сексуальные расстройства
4.4. Расстройства в сфере отношений
5. Личностные расстройства
6. Психосоматика
7. Психозы
8. Психотерапия младенцев, детей и подростков

F. Экзистенциально-аналитические методы терапии

1. Обхождение с агрессией
2. Биографический метод
3. Дерефлексия
4. Изменение позиции
5. Экзистенциальный поворот
6. Парадоксальная интенция
7. Персональный экзистенциальный анализ (ПЭА)
8. Персональное нахождение позиции (ПП)
9. Феноменологическое упражнение на развитие диалога («метод кресла»)
10. Смещение перспективы
11. Метод нахождения смысла (МНС)
12. Метод укрепления воли (МУВ)
13. Сопровождение процесса печали
14. Психологическая обработка вины
15. Прощение
16. Раскаяние

G. Организационные вопросы

1. Общество логотерапии и экзистенцанализа
2. Другие объединения
3. Образование в области экзистенциального анализа (GLE-International)
4. Полезные адреса
5. Литература, рекомендуемая к прочтению

Литература

Именной указатель


Предметный указатель

Вас может заинтересовать

Источник

© Längle A., 2010

© Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапи, 2010

© Издательство «Генезис», 2010

Предисловие

Это издание – продолжение серии книг, которая знакомит читателя с современным экзистенциальным анализом, развивающимся в рамках III-ей Венской школы психотерапии, созданной В. Франклом.

Книги серии по большей части представляют собой написанные в разное время учеником В. Франкла Альфридом Лэнгле тематически сгруппированные материалы. Первая книга посвящена проблеме смысла. Во второй изложена экзистенциально-аналитическая теория личности. Третья посвящена теории эмоций. В четвертой представлены практические возможности современного экзистенциального анализа на примерах работы с пациентами европейских и российских специалистов. В настоящее издание включены работы А. Лэнгле, посвященные одной из самых актуальных тем практической психологии, психотерапии и психиатрии – депрессии.

Такая тематическая последовательность публикаций на русском языке отражает логику движения экзистенциально-аналитической мысли – от понимания того, каков человек (антропология), к раскрытию блокад переживания, проявляющихся в проблемах и в клинической картине. Тема депрессии хорошо знакома и психологам, и широкому кругу читателей. В подходе к этой проблеме сохраняется общая антропологическая основа представлений о духовном измерении в виде четырех фундаментальных мотиваций. А. Лэнгле показывает, как угроза основным условиям экзистенции и неэффективность копинговых (защитных) реакций могут приводить к психической патологии. Клинический экзистенциальный анализ, реализующий специальные подходы в обхождении с различными формами патологии при выраженных блокадах переживания, выводит представления на качественно новый теоретический и практический уровень современного экзистенциального анализа.

Читайте также:  Симптомы и неотложная помощь при гипертермическом синдроме

Актуальность темы депрессии обусловлена широкой распространенностью этой патологии. Распространенность аффективных расстройств, по данным различных авторов, достигает от 3 % до 10 % от обшей популяции[1]. Среди пациентов общемедицинской сети частота депрессий составляет около 30 %[2]. Последние десятилетия эпидемиологии депрессии посвящено большое количество исследований. Уточняется этиология, симптоматология и типология депрессивных расстройств. Значительный прогресс в изучении и понимании депрессии связан с развитием психофармакологии. Она стимулировала изучение психобиологического субстрата депрессии. В монографиях, опубликованных в России в последние годы психиатрами, ведущая роль отводится биологическим механизмам возникновения депрессии и назначению антидепрессантов. Именно такие представления преобладают у врачей обшей практики, невропатологов и психиатров, назначающих эти препараты. Они приводят к широкому, иногда недостаточно обоснованному назначению антидепрессантов. На практике это означает, что каждому, кто плачет, могут назначаться медикаменты. Этому способствует также и коммерциализация отношений между врачами и фармацевтическими фирмами, аптечными учреждениями розничной сети. На фоне этого фармацевтического бума в подходе к депрессии менее заметными становятся достижения современной психотерапии. В то же время в этиологии и психопатогенезе подавляющего большинства непсихотических депрессивных расстройств именно психологический фактор играет ведущую роль. В случаях же эндогенных и психотических депрессий он играет роль предрасполагающих, формообразующих и удерживающих патологию условий.

Кроме того, часть пациентов отказываются от лечения антидепрессантами из-за выраженных побочных эффектов или установок, препятствующих использованию медикаментов. Нередко встречаются случаи резистентности к антидепрессантам.

Перечисленные выше причины делают весьма актуальными исследования новых перспективных возможностей помощи депрессивным пациентам. Но прежде чем мы обратимся к достижениям современного экзистенциального анализа в этой области, остановимся на некоторых представлениях психодинамического и когнитивно-поведенческого подходов в понимании и психотерапии депрессии. Даже поверхностное знакомство с ними позволяет увидеть как сходство, так и некоторые принципиальные различия с экзистенциальным анализом.

Общим для различных направлений психотерапии является признание того, что депрессия проявляется глубоким и длительным снижением настроения. Вслед за этим и некоторыми другими сходными моментами в описании депрессии следуют существенные различия в определении ее антропологических оснований и, как следствие, в понимании ее этиопатогенеза. С этими различиями объяснительного характера связаны также различные взгляды на инструменты, условия и содержание психотерапии.

В разных моделях, используемых в рамках психодинамического направления, подчеркивается значение опыта перенесенной пациентами ранней потери в фазе индивидуации-сепарации, сочетающейся с неудовлетворительным психологическим переживанием в виде неэффективных защит. Идеализация объекта потери сочетается у них с самоуничижением, с блокадой проявления гнева и переориентированием его внутрь, на себя. Отмечается роль неправильных установок в сохранении депрессивных проявлений.

Рекомендации по психотерапии весьма разнообразны: подчеркивается значение эмпатии, поддержки, безоценочного принятия; обращается внимание на анализ переноса; рекомендуются атаки на супер-Эго, идеализирующее окружающих и поддерживающее представления о собственной вине и никчемности; указывается на необходимость проживания заблокированного гнева. Анализ жизненного опыта осуществляется на психоаналитической интерпретативной основе.

В когнитивно-поведенческой модели депрессии также признается значение предрасположенности, но уже в виде особой когнитивной структуры и неправильного научения. Когнитивно-поведенческий подход не отрицает роль чувств в переживании, но рассматривает их как возможность расшифровки стоящих за ними дисфункциональных мыслей и умозаключений. Выражение чувств поощряется и рассматривается как путь к рациональному реструктурированию. Депрессивное изменение когнитивной организации приводит к неправильной обработке информации и негативному восприятию себя, собственного опыта и будущего (триада А. Бэка). Фиксирование паттернов неправильного поведения и мышления ведет к фиксированию депрессивной симптоматики.

В терапии также рекомендуется теплое, эмпатичное отношение к пациенту, установление гармоничных отношений, основанных на искренности и доверии. Применяются когнитивные и поведенческие обучающие техники с планированием и структурированием различных форм работы и динамики состояния.

Экзистенциально-аналитическая концепция депрессии, как мы уже отмечали, основывается на представлениях о работе переживания, структура и динамика которого на духовном уровне представляют собой последовательное включение различных форм духовной активности, осуществляющихся в рамках четырех фундаментальных мотиваций.

Возникновение депрессии связывается с блокадой на уровне 2-й фундаментальной мотивации, делающей недоступной переживание ценности жизни. В связи с этим А. Лэнгле раскрывает антропологические основы депрессии, характеризуя жизнь как способность к установлению и сохранению отношений с «бытием здесь». Он показывает, каким образом могут быть установлены отношения с жизнью и как в виде альтернативы развивается депрессивное расстройство.

Читайте также:  Симптомы и лечение острого коронарного синдрома

А. Лэнгле рассматривает значение процесса печали в установлении нарушенных отношений с жизнью и отмечает, что в этом феномене сводятся воедино кажущиеся противоречия некоторых психодинамических и когнитивно-поведенческих моделей депрессии. Он считает печаль основным системообразующим процессом, противостоящим депрессии.

Активный процесс грусти противопоставляется утратившему динамизм переживанию депрессии. С этим связано и обоснование позиции психотерапевта – согревающего, эмпатичного, динамизирующего заблокированные чувства. А. Лэнгле также подробно феноменологически исследует процесс грусти и особенности его сопровождения специалистом. Он отмечает, что в случаях переживания тяжелой потери слезы представляют собой единственную возможность почувствовать себя живым.

Следует отметить также, что чувства в экзистенциальном анализе рассматриваются как индикатор стоящих за ними содержаний переживания. Основную роль в психотерапии играет духовно-персональный процесс и соответствующая активность пациента, к которой и обращен психотерапевт. Работе с когнитивными структурами и копинговыми стратегиями отводится сопутствующая роль. В то же время отмечается, как и в других перечисленных выше моделях психотерапии, их роль в фиксации нарушений (в блокировании процесса грусти).

Возникновение депрессии в экзистенциальном анализе объясняется не только активированием латентно существующих когнитивных схем и непроработанной ранней потерей. Грусть и депрессия представлены еще и как универсальные формы переживания, закономерно возникающие в любом возрасте в связи с печальными обстоятельствами жизни. Если жизнь этого требует, мы должны грустить. В ходе подготовки специалистов экзистенциально-аналитического направления, в процессе их самопознания переживание депрессии оказывается знакомым и понятным каждому из них.

Переживание и преодоление депрессии с помощью грусти может оцениваться также и как признак развития при некоторых расстройствах личности на одном из этапов психотерапии. Таким образом, идея 3. Фрейда о противопоставлении депрессии и нормальной грусти получает в современной концепции экзистенциального анализа свое плодотворное развитие.

Этиопатогенез депрессии раскрывается, исходя из содержаний переживания. Наряду с психодинамикой А. Лэнгле раскрывает ноодинамические различия психогенной, реактивной и эндогенной форм депрессии. Мы видим, что феноменологический анализ содержаний переживания депрессивных пациентов позволяет преодолеть кажущееся непреодолимым противоречие между биологизмом и психологизмом в понимании психопатогенеза и терапии депрессии.

А. Лэнгле подчеркивает, что экзистенцанализ депрессии осуществляется, как и в других современных психотерапевтических направлениях, на всех уровнях: уровне отношений, когнитивном, эмоциональном, соматическом, биографическом и социальном. Теплота, понимающее обращение и развитие способности пациента обращаться к тому, что он делает, составляют ядро экзистенциально-аналитической терапии депрессии. Эти представления о терапевтической исходной позиции естественным образом вытекают из имеющихся в экзистенциальном анализе антропологических представлений и теории эмоций. Некоторые элементы терапии (в том числе работа с установками и защитным поведением, фиксирующим расстройство) нацелены на то, чтобы сделать структуры, сковывающие переживание, более подвижными и включить главную действующую силу – Person[3] – в обработку переживания и занятие позиции.

С экзистенциально-аналитической теорией чувств и концепцией депрессии связано и описание механизмов возникновения «синдрома выгорания». А. Лэнгле отмечает, что дефицит включенности в переживание и внутреннего согласия, приводит к бедности отношений с Миром, с собой, и в конечном итоге – к физическому истощению и депрессии. Он показывает роль блокады четырех фундаментальных мотиваций в развитии синдрома выгорания и намечает пути его профилактики.

Мы видим, что экзистенциально-аналитическая концепция психопатогенеза и психотерапии депрессии по степени своей антропологической обоснованности и разработанности может конкурировать с другими ведущими психотерапевтическими парадигмами.

Представленные материалы могут быть рекомендованы читателю также и на основании эффективности работы российских учеников Лэнгле, использующих экзистенциально-аналитический подход в лечении и профилактике депрессий и «синдрома выгорания» как в индивидуальной, так и групповой работе. При психотерапии депрессии, как и в других случаях использования экзистенциального анализа, пациенты чувствуют себя понятыми в своем страдании, что способствует развитию доверительных отношений и включенности в работу. Несмотря на это, психотерапия выраженных и длительных депрессий остается нелегким испытанием, требующим зрелости от терапевта и терпения от пациента.

В этих материалах остается невидимой огромная образовательная работа, направленная на развитие и формирование личности самого экзистенциального аналитика. Серьезная многолетняя подготовка, основанная на самопознании, делает возможным сочетание феноменологической позиции с формированием доверия и эмпатии в отношениях с депрессивными пациентами.

Источник