Логопедическая характеристика на ребенка с синдромом дауна

Логопедическая характеристика на ребенка с синдромом дауна thumbnail

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __

Ф. И. О. ребенка: ___

Дата рождения: ___ г.

Возраст: ___

Домашний адрес: ___

Мать ___, ___ г. р.

Отец: ___, ___г. р.

Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.

Особенности внешнего вида.

Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.

Уровень актуального развития ребенка.

Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.

Познавательная деятельность.

Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.

Продуктивная деятельность.

Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.

Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.

С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.

Заведующий: (___) ___

Воспитатель (___) ___

Педагог-психолог:: (___) ___

Источник

МБДОУ ______________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося

Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________

Дата рождения…….. полных лет – 5

ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).

Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.

Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.

Читайте также:  Острый коронарный синдром клиника и неотложная помощь

Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично.  Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.

Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).

Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Заведующий МБДОУ ______________________ …………..

Учитель-дефектолог_____________________________………..

Учитель-логопед ___________________________________________……

Воспитатель ___________________________……..

Дата

Источник

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Дячук Людмила Сергеевна,

             логопед бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»,

г.п. Барсово, Сургутский район

Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики. 
           

Овладение элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.

Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифференцирует звуки окружающей речи, плохо усваивает новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как к 6-7 годам, так и 10-12 годам. 

Мы в своей практике сталкиваемся чаще всего с детьми с болезнью Дауна в возрасте 4- 5 лет. В возрасте 1-3 лет редко кого из родителей таких детей волнуют проблема отсутствия речи. На консультацию приходят единицы таких родителей.

Вся логопедическая работа с детьми с болезнью Дауна делится на следующие этапы.

Первый этап_- обследование состояния речи. На первых занятиях мы выясняем уровень сформированности речевой функции. Особое внимание уделяем пониманию обращенной речи. Для обследования мы используем общепринятые в логопедии методы и приёмы. Но при этом мы учитываем сохранность интеллекта каждого конкретного ребенка. И, исходя из личностных характеристик, мы варьируем приёмы обследования.

Второй этап – установление контакта с данным ребенком. Это очень важный этап, необходимо заинтересовать малыша, привлечь его внимание, как к личности логопеда, так и к самим занятиям, определить, что интересует ребенка, какие задания он выполняет с большим желанием, что бы в дальнейшем использовать это в своей работе.

Третий этап – это собственно логопедические занятия. Не стоит забывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает крайне медленно, в результате многократных повторений. И только правильно составленная программа даст малышу возможности быстро добиться успехов. Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы, а недооценка – к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. 

Свои занятия на этом этапе мы начинаем с гимнастики: мимической, артикуляционной и дыхательной. Обязательно в комплекс включаются вокально- голосовые упражнения и упражнения на мелкую моторику. В ходе выполнения артикуляционных упражнений мы вызываем, по мере подготовки артикуляционного аппарата, те или иные звуки, а также работаем над пониманием обращенной речи. Весь комплекс артикуляционно-мимической гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и вокально-голосовых упражнений мы представляем детям в картинном материале (точнее не цветные картинки, а рисунки- раскраски в черно- белом варианте, на такие рисунки дети реагируют очень хорошо). По мере усвоения того или иного упражнения, мы усложняем его, либо включаем в наш комплекс новые.   Всего по времени такое занятие длится примерно 20-25 минут, что соответствует нормам САНПиНа. Таким образом, на данном этапе, а он длителен по времени, мы готовим артикуляционную моторику к постановке звуков, а точнее к правильному произнесению звуков, по мере возможности вызываем отдельные звуки: от звуков раннего онтогенеза [Н], [П], [Т], до более сложных звуков типа [Ш],[Ж],[Ч]; уточняем и обогащаем пассивный словарь; формируем мелодико-интонационную сторону речи; развиваем мелкую моторику рук.

Читайте также:  Что такое синдром гордона фримена

На четвертом этапе мы начинаем работу по формированию активного словаря. Исходя из нашего опыта, у детей с синдромом Дауна чаще появляются слова целиком, фонетически оформленные верно. На данном этапе особое место занимает работа с книгой или рисунком.   Многократное, от книги к книге, повторение одних и тех же слов позволит ребенку уже на первых порах освоить достаточно обширное их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять его. 

Иногда лучше начать   с карточек (рисунков).  Логопед называет изображенный предмет. В ходе занятия постоянно дополняем рисунок деталями – у дома появляются окна, затем дверь, труба. 
Необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Можно также использовать тексты типа «Дополни предложение», где вместо слова в конце предложения нарисована картинка. Например: «Мы увидели … (картинка лиса). Красивый хвост у … (картинка лиса). Рыжая шубка у … (картинка лиса). И т.д». Изолированно слово лиса ребенок произносил. Недоговаривая последнее слово фразы, мы даем ребенку понять, что чего-то от него ждем. Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на нас, ища помощи. Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, то можно попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, нужно задать первый вопрос и дать ему шанс употребить нужное слово или фразу без помощи взрослого.

Дальнейшая работа над развитием речи включает употребление глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т.д. Как можно раньше следует приступить к усвоению лексики. Работа с книгой, а в дальнейшем можно использовать компьютер или планшет, поможет нам организовать работу над развитием речи, позволит, опираясь на зрительное восприятие, затрагивать огромное количество разнообразных тем и сюжетов, включая в себя расширение словаря – и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

Ребенок с синдромом Дауна не отвечает на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Наоборот, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной, его мозг не в состоянии самостоятельно ее обработать. Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным.

Но главное, в ходе логопедических занятий ребенка необходимо научить языку общения. Общение – это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и умение завязывать беседу, при встрече приветствовать, при расставании прощаться с логопедом. Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей.

Для того чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию есть, и посещение детских садов и школ в России закреплено законодательно. 
         

Читайте также:  Расшифровка анализы на синдром дауна при беременности расшифровка

Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов.

Источник

Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна

Результаты обследования логопеда

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________

__________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Ф.И.О. родителей:

Отец______________________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Анамнез

Особенности протекания беременности и родов_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Раннее общефизическое развитие

Стал держать голову__________________, сидеть________________________

Вставать____________________________, ходить________________________

Раннее речевое развитие:

Гуление___________________________, лепет__________________________

Первые слова_______________________, фразы_________________________

Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

– в контакт не вступает;

– проявляет речевой негативизм;

– контакт формальный (чисто внешний);

– в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

– не проявляет заинтересованности в контакте;

– легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

 Состояние слухового внимания:

 Различение звучащих  игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия:

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой  и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различение предметов, игрушек разного цвета

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса:

Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: “вверху”, “внизу”) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мыслительных функций:

Наглядно – действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование математических представлений: 

Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

– Общая моторика:

Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

– Мелкая моторика:

Кинетическая основа движений пальцев (“Пальчики здороваются”) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние органов артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево – вправо) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)

2. Исследование звуко – слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)

3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)

Гласные, Согласные.

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление  повествовательной и восклицательной интонаций.

Исследование фонематических функций

1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)

2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук “Р” в слове…)

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)

-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения

– Понимание форм единственного и множественного числа существительных

– Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)

– Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (Подушка – подушечка)

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)

3. Состояние грамматического строя речи

Состояние связной речи

Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.

Заключение логопеда_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут развития

Динамика развития

Источник