Логопедическая программа занятия с ребенком с синдромом дауна
Ирина Ромашкина
Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка
Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.
Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.
В коррекционной работеиспользуются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.
При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:
1. возраст детей и сензитивные периоды развития;
2. особенности развития детей с синдром Дауна.
Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.
Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.
Работая с детьми с синдромом Даунаможно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.
Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.
Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.
Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. [3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.
Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.
Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.
Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова):
• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.
• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.
• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.
• Использование жестовой речи помогает родителям лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.
• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.
• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.
По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.
Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.
При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.
При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.
Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е. Железновой) в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.
Такие песенки как, например,
Катится колючий ежик,
Нет не головы не ножек.
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда – сюда,
Мне щекотно, да,да.
Уходи колючий еж
В темный лес где ты живешь и др.
Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.
Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.
Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:
• понимание речи намного опережает развитие активной речи;
• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;
• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;
• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;
• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. [4]
В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.
Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
Список литературы:
1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.
2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностямипсихофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. – С. 51-71.)
4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.
5. www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)
6. journal.downsideup.wiki – Электронный журнал. Панфилова И. А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».
Источник
Этапы занятия, цель зтапа
Задание детям
Деятельность педагога
Деятельность детей
Результат
Этап приветствия:
Установление положительного взаимодействия
«Круг» – традиционное приветствие; (сидя на ковре)
«Иду, иду и дружка себе найду»
«Кто пришел?»
«Что будем делать?»
Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»
«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.
Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое
Приклеивает на доску «расписание» занятия
Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».
Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;
Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску
Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми
Артикуляционно – двигательная минутка:
Развитие артикуляторной и мелкой моторики
Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)
(звуки: А, О, У, И, П, Т)
Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок – терапии «Яблочко с кулачок»
Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны. ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз. И т. д.
Показ движений и проговаривание слов
Дети, стоя в кругу, повторяют звуки, слоги и движения за педагогом
Сидя за столом, повторяют движения рук.
Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.
Кинестетическая стимуляция
Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения
Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)
Игра «Чудесный мешочек»
Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на
Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.
Дети повторяют жесты, вокализируют, произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.
Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,
Развитие стереогноза
Этап «Мы общаемся»:
Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепедных слов
Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога
Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи: «Дай банан», «Дай два яблока», т. д.
Произносят лепетные слова и показывают жест:
«Да ба» («Дай банан»);
«На, аба» («На, яблоко»)
Познавательная активность, произнесение слов, вокализация
Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого
Упражнение из серии физкультминуток
Педагог предлагает поиграть:
«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»
Выполняют действия по подражанию действиям взрослого
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка
Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм
Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют предложение
Педагог медленно проговаривает слова предложения:
«Я мою яблоко»
«Я люблю банан»
«Мама ест яблоко и банан»
Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)
Формируется внутренняя речь
Этап прощания:
Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?
«Круг» – традиционное окончание занятия
Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,
Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»
Произносят лепетные слова – названия фруктов;
«да – нет» (жестами и вокализацией)
Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)
Эмоциональное отношение к изученному
Четкое обозначение окончания занятия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует)
Учитель – дефектолог Хлопушина С.В.
Высшая кв. категория
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
– Образовательные: Содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми
внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).
– Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.
– Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения (помощь друг другу); для развития
эмоциональной сферы (ситуация успеха).
– Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.
– Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.
– Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.
Оборудование: «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,
Источник
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района»
Утверждаю:
Директор ГБУСОН РО
«СРЦ Цимлянского района»
____________ _________
«____» _____________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей логопедической работы
для детей со сложным дефектом (синдром Дауна) 5-6 лет
в условиях социально-реабилитационного центра.
Учитель-логопед: Коровина Татьяна Леонидовна
г. Цимлянск, 2016
Пояснительная записка
«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-развивающий процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей раннего возраста с синдромом Дауна, которая составлена: 1. Методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», – авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП»; 2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год).
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа рассчитана на один календарный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Дауна опирается на сильные стороны их развития:
относительная сохранность эмоций;
сохранность зрительно-двигательного восприятия;
достаточно высокий уровень имитационных способностей;
относительная сохранность тактильной чувствительности;
сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
сохранность эмоциональной памяти.
Цель: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений.
Задачи:1. Коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематических процессов, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи, речевого дыхания).
2. Коррекция неречевых процессов, сопутствующих речевому дефекту (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной и мелкой моторики).
3. Формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности (психологическая и личностная готовность, освоение способов познания) Программа разработана в соответствии с основными принципами:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение коррекционной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
3) содействие и сотрудничество ребенка и взрослых;
4) поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность коррекционного процесса (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
8) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
– наглядность;
– демонстрация;
– пояснение;
– наблюдение;
– сюжетно – ролевые игры;
– моделирование ситуаций;
– развивающие игры (настольные, подвижные);
– конструирование;
– свободное и тематическое рисование, графические задания.
Характеристика детей с синдромом Дауна.
У детей с синдромом Дауна понимание речи намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха; сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения; отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы
Настоящая программа предполагает занятия логопеда с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра в течение календарного года. Проводится 1 индивидуальное занятие, продолжительностью 15-20 минут.
Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития детей. Индивидуальная программа, реализуется в 2016 году и направлена на развитие речевой коммуникации у ребенка с синдромом Дауна со сложной структурой дефекта.
Материальное обеспечение программы
Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий: дидактические игры; игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; книги для чтения; бумага для рисования; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, мячики. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.
Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется по следующимнаправлениям:
установление контакта с ребенком;
формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
работа над развитием слухового внимания (неречевых и речевых звуков);
развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса);
развитие понимания речи и обогащение словарного запаса;
формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы).
совершенствование произносительной стороны речи;
Тематическое планирование
Месяц | Лексическая тема | Словарь | Звукопроизношение | Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики | Общие речевые навыки |
Январь | Зима | Зима, снег, мороз, снежинки, снеговик, лепить, падать, ехать, белый, холодный, мягкий, мой, моя, один, два, три, четыре, пять. | Уточнение произношения звука А | Хоботок Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Снежок» | Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха. Упр. «Снежинки» |
Февраль | Игрушки | мяч, кубики, кукла, машина, мишка, пирамидка, бросать, катать, играть, желтый, красный, синий, зеленый, круглый, мой, моя, один, два, три, четыре, пять.. | Уточнение произношения звука У | Лягушка Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Шарик» | Игра «Паровоз» для развития силы голоса и темп речи. |
Март | Одежда | Одежда, платье, кофта, юбка, брюки, шорты, футболка, рубашка, куртка, колготки, носки, пуговица, теплый, лѐгкий красный, синий, желтый, зеленый, надевать, одевать, носить, застегивать, мой, моя, один, два, три, четыре, пять. | Уточнение произношения звука О | Бегемотик Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Рукавицы» | Развитие речевого ритма, силы голоса. Упр. «Игрушки разговаривают» |
Апрель | Мебель | Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, полка, сиденье, спинка, ножка, деревянный, красный, желтый, синий, зелѐный, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, один, два, три, четыре, пять, в, на, под. | Уточнение произношения звука И | Болтушка Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Кисточка» | Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха. Упр. «Надуем шарик» |
Май | Весна | Весна, год, солнце, капель, ручей, подснежник, птица, пригревать, припекать, таять, появляться, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно. | Уточнение произношения звука У | Заборчик Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Скворечник» | Развитие направленного плавного выдоха. Упр. « Подуй на листик» |
Июнь | Лето | Лето, солнце, трава, цветы, жара, загорать, зеленеть, купаться, река, море, озеро, отдыхать, плавать. | Звукосочетания АУ,УА, ИА | Накажи непослушный язычок Заборчик Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Лето» | Развитие направленного плавного выдоха. |
Июль | Насекомые | Насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, глаз, летать, жужжать, порхать, большой, маленький, усики, один, два, три, четыре, пять, в, на, под, с. | Уточнение произношения звука М | Улыбка – трубочка Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Пчела» | Развитие направленного плавного выдоха. Упр. « Бабочка» |
Август | Домашние птицы | Птица, петух, курица, утка, гусь, индюк, корм, зерно, кормить, ухаживать, клевать, пруд, домашний, пестрый, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, твой, один, два, три, четыре, пять, на, у, в. | Уточнение произношения звука П | Лопатка Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Домашние птицы» | Развитие речевого ритма, диапазона голоса, улучшения качества, окраски (тембра) голоса. «Кто как голос подает». |
Сентябрь | Домашние животные | Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кошка, собака, рога, хвост, копыта, пятачок, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, в, на, у, под, один, два, три, четыре, пять. | Уточнение произношения звука Б | Дуем на Лопаточку Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Коготочки» | Развитие речевого ритма, диапазона голоса, улучшения качества, окраски (тембра) голоса. «Кто как голос подает». |
Октябрь | Дикие животные | Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, заяц, медведь, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, в, у, на. | Уточнение произношения звука Т | Часики Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Дикие животные» | Развитие дыхания. Игровая ситуация «Прогулка в лесу» |
Ноябрь | Семья | Семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, забота, радость, улыбка, младший, старший. | Уточнение произношения звука Д | Парус Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Семья» | Игра «Дует ветерок» для развития силы голоса и темпа речи. |
Декабрь | Части тела и лица | Рука, нога, шея, живот, лицо, рот, нос, щека, глаз, ухо, волосы, смотреть, ходить, бегать, прыгать, говорить, длинный, здоровый, чистый, лево, право, верх, низ. | Уточнение произношения звука Н | Качели Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Части тела» | Развитие выразительности движений и мимики. |
Ожидаемые результаты
Предполагается, что после прохождения ребенком с Синдромом данной программы он должен научиться:
пользоваться невербальными формами коммуникации;
использовать руку для решения коммуникативных задач;
пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
выполнять действия по простым речевым инструкциям.
Работа с родителями.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических занятий по коррекции речевого нарушения.
Список используемой литературы:
1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. – Мурманск, 2004.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 2003.
3. Есипова Т.П. Рекомендации для родителей, у которых появился малыш с синдромом Дауна. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ»
4. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. – Москва, 2002.
5. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. Москва, 2004. Благотворительный фонд «Даун- сайд Ап».
6. Мерковская А.В. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН
СИНДРОМ».
7. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.