Логопедический массаж для детей с синдромом дауна

Логопедический массаж для детей с синдромом дауна thumbnail

   Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения? 

1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него”неловкий” язык и “непослушные” губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/”смазанные”
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.

Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж лица и органов артикуляции

1. Массаж мышц лица

Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

   Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков – вниз.

   Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Логопедический массаж для детей с синдромом дауна

   Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Логопедический массаж для детей с синдромом дауна

   Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Логопедический массаж для детей с синдромом дауна

   Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
– «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
– «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
– «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
– «И – звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

   Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

   Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

Логопедический массаж для детей с синдромом дауна

   Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Логопедический массаж для детей с синдромом дауна

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка

(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).

1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

   Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
   Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Источник

здоровый малышКаждый родитель заботится о здоровье и правильном развитии своего ребенка. Если малыш здоров, и у него не диагностировано врожденных серьезных заболеваний, то в возрасте 3-4 года уже точно можно определить, существуют ли у него проблемы в речевой функции. До этого периода малыш только разрабатывает все мышцы речевого аппарата, подготавливая их к дальнейшему словесному общению. Это проявляется в виде «агуканья», коверканья слов, пропускания некоторых букв или заменой их на другие, шепелявостью. Такие виды речи для маленького ребенка являются естественными, и чаще всего проходят самостоятельно.

Если Вы замечаете, что у малыша происходит отставание в речевом развитии, то обязательно необходимо обратиться к опытному специалисту. Поход к логопеду не стоит оттягивать на годы.

осмотр у доктораЧем раньше Вы станете помогать своему ребенку, тем быстрее он справится с проблемой. Специалист изначально делает полноценный осмотр, чтобы установить причину дефекта.

Подготовка к проведению процедуры

Чаще всего логопедический массаж ребенку назначается в комплексе с определенными упражнениями, которые помогут малышу укрепить мышечный аппарат. Такая процедура подразумевает под собой воздействие на определенные точки в зоне щек, губ, языка, ушей и рук. Сам массаж эффективнее всего может проводить специалист, но если Ваш ребенок беспокойно себя ведет в компании с посторонними людьми, то лучше его делать самостоятельно. Каждый родитель при желании может обучиться такому мастерству. Для этого необходимо пройти курсы и консультации специалистов, которые укажут на те техники, которые нужно использовать именно для Вашего малыша. Для начала стоит понять с какой целью делается массаж: для расслабления мышц или их тонуса.

Без назначения врача ни в коем случае не приступайте к самолечению!

К основным задачам логопедического массажа для детей относятся:

  • коррекция верного произношения всех звуков;
  • проработка речевых отклонений;
  • улучшение работы голоса и голосовых связок;
  • нормализация дыхания во время речи:
  • общее укрепление мышц ротовой полости и голосового аппарата;
  • уменьшение усиленного слюноотделения.
Читайте также:  Адаптивное плавание для детей с синдромом дауна

Помещение, в котором будет совершаться массаж должно быть хорошо проветрено, чисто и тепло.

комфортные условияПеред началом проведения процедуры необходимо позаботиться о правильном положении тела ребенка. Если он еще совсем маленький, то для массажа подойдет коляска. Зафиксируйте ее в положении полусидя.

Если ребенок уже постарше, то можно его уложить на спину. Обязательным моментом является то, что голова малыша должна быть запрокинута назад. Для этого под шею подкладывают небольшую подушечку в виде валика или свернутое легкое покрывальце. В этом случае массажист располагается справа или слева от ребенка в зависимости от того, правша он или левша. А также для данного вида массажа может подойти кресло с подходящей по высоте спинкой. В этом варианте массажист располагается сзади. Если ребенок сильно боится процедуры, то его можно усадить одному из родителей на колени и подложить руку под заднюю часть шеи.

Руки массажиста должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. А также можно использовать стерильные резиновые перчатки. Все украшения в виде колец, печаток, браслетов, часов необходимо снять, чтобы не травмировать кожу ребенка. Ногти также должны быть коротко острижены.

Данную процедуру проводите через два часа после приема пищи.

Как дополнительный материал нужно взять детское масло.

Необходимо учесть, что у логопедического массажа для детей есть некоторые противопоказания:

  • любые инфекционные заболевания и простуды;
  • повышенная температура;
  • наличие воспалений и вирусных проявлений в ротовой полости;
  • увеличение лимфоузлов.

Массаж лица

личный контакт с ребенкомНачните процедуру с приятного легкого поглаживания. Малыш не должен испытывать боли и дискомфорта. Подушечками пальцев по массажным линиям проводим в области лба, щечек, подбородка. В зоне лба передвигаемся руками ото лба к вискам. Идентичные линии проводим по бровкам. По щечкам передвигайтесь по трем основным линиям: от линии носика к височкам; от крыльев носика к центру ушка; от уголков рта к основанию ушка. В зоне подбородка производится поглаживание также от центра в стороны. Каждую линию проведите 3-5 раз. Перейдите к разминанию. Для этого по тем же линиям проводите пальцами, рисуя спиральку. Интенсивность надавливаний может немного меняться. После этого в том же порядке проведите очень легкое постукивание кончиками пальцев, имитируя дождик.

Разомните мочки ушка. На них находится большое количество точек, которые отвечают за работу всего организма.

Чтобы промассировать зону губ обычно используются круговые движения пальцами в одну и в другую сторону в течение 0,5 – 1 минуты. Далее, выписывайте спиралевидные линии от центра к уголкам. Сначала на верхней губе, потом на нижней. Совершайте легкие пощипывания двумя, потом тремя пальцами.

Массаж языка

массаж языка и щекДля этого вида массажа используются разнообразные логопедические инструменты. В домашних условиях лучше всего подходит обычная детская зубная щетка с мягким ворсом.

При этой процедуре обильно выделяется слюна, поэтому необходимо продумать, куда ее ребенок сможет сплевывать. Если карапуз совсем маленький, то тогда для сбора слюны используются марлевые салфеточки. Они укладываются под язык. Заменять салфетки на новые необходимо каждые две минуты.

Воздействие зубной щеткой должно быть без сильного надавливания. Движения в основном производите спиралевидные.

Рот ребенка должен быть широко открыт, а язык высунут и расслаблен.

При первых сеансах логопедического массажа для детей в домашних условиях определите границу рвотного рефлекса. Постарайтесь за нее не заходить. Уже со временем, когда малыш привыкнет к процедуре, увеличьте обрабатываемую площадь языка.

Техники бывают разные по этому виду массажа. Одна из них представлена ниже:

  1. Начните с легкого поглаживания языка в разных направлениях.
  2. Чтобы проработать продольные мышцы проводите щеткой от корня к кончику языка.
  3. На поперечные мышцы воздействуйте, рисуя линии от центра к краям.
  4. Совершайте круговые и спиралевидные движения по всей поверхности.
  5. Сделайте легкие похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Проведите точечные надавливания.
  7. Для массажа уздечки языка совершайте движения снизу вверх.
  8. Окончите поглаживанием.

Для точного выполнения техник, просмотрите видео логопедического массажа языка для детей. Его должен проводить опытный специалист, который будет показывать мастер-класс и объяснять все свои действия.

Массаж кистей рук

массаж пальчиковНа руках расположено множество активных точек, каждая из которых отвечает за определенный орган. Мизинец связан с сердцем, безымянный пальчик – с печенью, средний – с работой кишечника и позвоночником, указательный отвечает за желудок, большой пальчик связан с головным мозгом. А также массаж рук положительно влияет на мелкую моторику.

Читайте также:  Выберите неправильное утверждение синдром дауна

Начните воздействие на эту зону с поглаживания кисти. Разомните каждый пальчик, начиная с мизинчика. Движение должно быть по направлению от ногтя вверх.

Подушечкой указательного пальца совершайте круговые движения по ладошке ребенка. Осуществите легкие постукивания пальцами по всей кисти малыша.

Проведите разветвляющиеся линии от основания ладони к каждому пальчику. Сделайте легкие пощипывания. Завершите массаж поглаживаниями.

Курс данных процедур может быть до 20 сеансов ежедневно. При необходимости через месяц можно возобновить лечение.

Логопедический массаж для детей с ДЦП и синдромом Дауна

массаж ребенку с ДЦПЕсли у малыша такое серьезное заболевание, как ДЦП, то комплекс массажа и лечебной гимнастики подбирается индивидуально. Хотя многие техники из описанных выше также применяются. Как дополнение для релаксации мышц языка, применяется воздействие на определенные точки: в подчелюстной ямке; симметричные носогубной складки; симметричные скуловых мышц и симметричные подчелюстных мышц. Это должны быть легкие надавливания или вращательные движения. При этом очень важна поза малыша, в которой будет делаться массаж. Для каждого ребенка она также подбирается индивидуально.

массаж малышу с синдромом ДаунаЛогопедический массаж для детей с синдромом Дауна проводится более интенсивный. Структура может повторять вышеуказанную, но необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом и узнать, какие техники он рекомендует добавить. Чаще всего это пощипывания, похлопывания и воздействия на точки.

Массаж должен быть приятен малышу и не вызывать негативных эмоций. Обязательно общайтесь во время процедуры с ребенком. Можете даже проводить массаж в виде игры, чтобы Вашему чаду было интересней.

Активизирующий логопедический массаж – видео

Мастер-класс логопедического массажа – видео

Источник

Ирина Ромашкина
Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.

Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

В коррекционной работеиспользуются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

2. особенности развития детей с синдром Дауна.

Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Работая с детьми с синдромом Даунаможно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.

Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.

Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. [3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

Читайте также:  Синдром гоа книга скачать бесплатно

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова):

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

• Использование жестовой речи помогает родителям лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.

Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е. Железновой) в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.

Такие песенки как, например,

Катится колючий ежик,

Нет не головы не ножек.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда – сюда,

Мне щекотно, да,да.

Уходи колючий еж

В темный лес где ты живешь и др.

Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. [4]

В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Список литературы:

1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.

2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.

3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностямипсихофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. – С. 51-71.)

4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.

5. www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)

6. journal.downsideup.wiki – Электронный журнал. Панфилова И. А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».

Источник