Логопедическое планирование с синдромом дауна

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.

Месяц

Задачи

Содержание работы

Результат

Сентябрь     

 «Игрушки»

Расширение словарного запаса: название игрушек.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Матрешки» «Здравствуй, мячик».

Игры: « Покажи игрушку» «Что изменилось?» «Собери пирамидку» «Построим из кубиков дорожку»

Рисование  и лепка «Мячик большой и маленький» «Шарик».

Обследование игрушек.

Октябрь

«Человек, части тела»

Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.

 Развитие моторики рук.

Развитие ориентировочного конструктивного праксиса.

Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Разминаем пальчики».  «Раз, два, три, четыре, пять»,  «Пальчик о пальчик».

Игры:  с игрушками вкладышами, «Покажи, где …(носик, ротик, глазки)». «Где же наши ручки?» «Сделай человечка» «Смешная рожица».

Лепка: «Колбаски и бублики»

Упражнение « Покажи части тела»

Ноябрь

«Осень»

Расширение и активизация словарного запаса.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Осенний букет» «Зонтик» «Осенние листья».Массаж «Дождь».

Игры: «Солнышко и дождик» «Найди и покажи» «Собери овощи в корзинку» «Собери листочки и разложи их по цвету» «Собери орешки для белочки» «Посади цветы на клумбу». «Осенью» «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»- игры с движениями.

Игры с прищепками: «Ветер срывает листья с дерева»

Рисование  и лепка «Овощи» «Дождик» «Падают листья» «Листики осенние».

Наблюдения за листопадом. Рассматривание овощей.

Декабрь

«Одежда»

Расширение словарного запаса. Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.

Развитие моторики рук.

 Развивать понимание обращенной речи.

Пальчиковые гимнастики: «Варежка» «Носки» «Стирка».

Игры: «Разложи пуговицы по коробочкам » «Гуляем по дорожкам» «Скачет зайка босой» «Найди и покажи одежду»  «Сложи одежду в шкаф» «Подбери заплатку» «Повяжи ленту» «Заплатки для сапожка». Игры с прищепками (пуговицами)- «Платье» «Укрась сапожок» «Подшиваем тапочки» «Щетка для обуви» «Зашнуруй ботинок»

Рисование  и лепка «Одежда с карманами и пуговицами» «Раскрась одежду (ботинок)» «Красивые сапожки» «Обувь для сороконожки».

Рассматривание одежды и обуви.

Январь    

   «Зима»

Развивать понимание обращенной речи.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Снежок» «Закрывайте окна, закрывайте двери»

Игры: «Укрась елку » «Елочные игрушки» «Подбери варежки по цвету» «Помоги зайцу сменить шубку»

Рисование  и лепка «Шарики на елочке» «Снежинки» «На деревьях, на лужок тихо падает снежок».  

Ручной труд: «Снежки» «Посыпь снежком скользкую дорожку»

Февраль

«Домашние животные и птицы»

Расширение словарного запаса: название животных и птиц.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать звукоподражание.

Пальчиковые гимнастики: «Птичка» «Курочка клюет зернышки» «Веселая зарядка».

Игры: «Кто как поет? » «Покормим птичку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Накорми животных».

Игры с прищепками – «Сделай клюв птицам» «Разноцветные рожки»

Рисование  и лепка «Разные следы» «Пятнышки на шерсти» «На лугу» «Щенок» .

Конструирование: «Домики, заборчики для животных, птиц» «На ферме»

Обследование игрушек.

Март

«Семья»

Расширение словарного запаса: мама, папа, бабушка, я.

Развитие понимания речи.                   Развитие  моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Вот колючий мячик – ежик» «Моя семья» «Теремок».

Игры: « У лисички день рождения» «Колыбельная для куклы» «Наша мамочка устала»  «Поставь на место»  « Где у мамы глазки, ротик, носик?» «Помоги помыть посуду» «Забей гвозди – сколоти забор» «Разложи конфетки».

Игры с прищепками: «Бусы» «Букет для мамы»

Рисование  и лепка «Дым из трубы» «Бабушкин колобок» «Поставь машины в гараж» «Вкусные конфетки».

 Ручной труд: «Рыба»

Конструирование: «Домик из кубиков»

Апрель                                                       « Дикие животные»

Расширение словарного запаса: название животных.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать моторику рук.

Пальчиковые гимнастики: «Зайка» «Белка». Массаж «Мышка» «Мишка».

Игры: «Кто ушел, кто пришел? » «Что изменилось?» «Кто куда спрятался?» «Зайка беленький сидит».                        «Кто больше?» – расставить игрушки по размеру. Игры с прищепками: «Ежик» «Львиная грива». Игра с пуговицами «Змея»

Рисование  и лепка «Разные следы» «Забор в зоопарке» «Пятна на жирафе».

Конструирование: «Домик для зверей» «Вольер»

    Май

 «Насекомые»

Расширение словарного запаса: название животных и птиц.

Развитие понимания речи.                  Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать звукоподражание.

Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия: насекомое – летает, кружиться, садиться.

Пальчиковые гимнастики: «Найди бабочку, непохожую на других» «Рассади бабочек на цветы».

Игры: «Сверху – снизу » «Что изменилось?» «Кто большой, а кто маленький?» «Отыщи жука»

Игры с пуговицами: «Бабочка» .

Читайте также:  На каком сроке беременности по узи можно определить синдром дауна

Рисование  и лепка «Бабочки на цветах» «Бабочка – красавица» «Бабочка» «Сделай точки божьей коровке».

Ручной труд: «Бабочка» «Построй муравейник»

Обследование и рассматривание игрушек, насекомых

Источник

Ирина Ромашкина
Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.

Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию интереса и мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

В коррекционной работеиспользуются элементы различных методик: Ю. А Разенковой., О. Б. Закревской, О. В. Боровика, Е. Ф. Архиповой, Е. А. Стребелевой, Т. Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

2. особенности развития детей с синдром Дауна.

Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Работая с детьми с синдромом Даунаможно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.

Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.

Научно доказано, что период вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения. [3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И. А. Панфилова):

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

Читайте также:  Синдром мэллори вейса дифференциальная диагностика

• Использование жестовой речи помогает родителям лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их использованием ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий, таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.

Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е. Железновой) в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.

Такие песенки как, например,

Катится колючий ежик,

Нет не головы не ножек.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда – сюда,

Мне щекотно, да,да.

Уходи колючий еж

В темный лес где ты живешь и др.

Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. [4]

В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

Таким образом, цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Список литературы:

1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.

2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О. В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.

3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностямипсихофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е. А. Винникова и др. ; под ред. М. В. Былино. ю Ю. Н. Кисляковой. -Минск. 2009 г. – С. 51-71.)

4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П. Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М. Ф. М-2005 г.

5. www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)

Читайте также:  Синдром дауна по узи определение

6. journal.downsideup.wiki – Электронный журнал. Панфилова И. А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».

Источник

Коррекционно – развивающее логопедическое занятие

для ребенка с синдромом Дауна

 «Смешарики» 

Цель: развитие подражательной речевой деятельности.

Коррекционно – развивающие задачи:

– создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;

– развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную, мелкую моторику;

– активизировать кинестетические ощущения;

– формировать правильное речевое дыхание;

– уточнять артикуляции гласных звуков, а, у, и, о.

– развивать подражательность, фонематический слух.

Коррекционно – воспитательные задачи: 

– формировать положительный настрой на коммуникативную деятельность со взрослым;

– воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Категории участников: ребенок младшего дошкольного возраста с Синдромом  Дауна.

Форма организации: индивидуальная

Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание), наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).

Инструментарий: игрушки (Смешарики: Нюша, Крош, Копатыч, Ежик), массажный мяч, цветы, ширма, картинки-символы (колобки, символы артикуляционной и мимической гимнастики), «волшебный» мешочек, массажная варежка.

Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия:

Логопед создает положительный настрой на совместную деятельность.

I.Организационный момент. (3 минуты)

– Логопед: Лиза посмотри где солнышко. Нет солнышка в нашем кабинете. Ой, оно спит за тучкой. Солнышко грустное, улыбнись ему. Давай позовем солнышко: «Солнышко, иди к нам». Солнышко не просыпается. Поможем солнышку проснуться?

II. Основная часть. (15 минут)

Самомассаж.

 – Л: Солнышко, вставать пора,

        Нам с тобой играть с утра,

        Будем ручки растирать,

        (Ребенок растирает ладони)

        Будем их разогревать.

        (дует на ладони)

        Теплыми руками будем щеки умывать.

        (поглаживаем щеки ладонями, прием – растирание)

        Солнышко не просыпается, не улыбается!

Массаж языка.

Логопед: Посмотри, кто там улыбается? Это Нюша пришла к нам в гости и принесла для тебя Чупа-чупс! Чупа-чупс любит играть с язычком. Открой рот.

   По ровненькой дорожке

   шагали наши ножки.

   Большие ноги шагали по дороге:  

   топ-топ, топ-топ.

(ребенок постукивает чупа-чупсом по языку)

   Увидали мы змею,

   Я ползу, ползу, ползу.

(поглаживает язык чупа-чупсом)

Приближается змея,

 хочет укусить меня.

Вдруг закапал дождик:

Кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Подул теплый ветерок

И погладил язычок.

(Выполняет чупа-чупсом легкие поглаживания языка)

Логопед: понравилось тебе играть с Нюшей? Оближи губки, проглоти слюнки.

Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Логопед: а чьи это ушки? Кто это?

Ребенок: Крош.

Логопед: Лиза, давай вместе с Крошем сделаем гимнастику нашему язычку.

Упражнение «Лопатка».

Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение на счет до пяти.

Упражнение «Часики».

Нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево.

Логопед: вот какие ловкие Крош и язычок!

Упражнения на активизацию кинестетических ощущений.

Логопед: Лиза, посмотри, к нам пришел еще один гость. Кто это?

Ребенок: Ежик.

Логопед: Ежик какой?

Ребенок: Колючий.

Логопед: Ай-ай-ай! (Изображает испуг) Он принес «волшебный» мешочек. Найди в мешке колючую игрушку, как ежик.

Ребенок выполняет задание.

Массаж с мячом.

Логопед: Лиза, ты молодец! Справилась с заданием! А сейчас давай поиграем с нашим мячом.

Ребенок выполняет движения по тексту.

Мы мячом круги катаем,

Взад – вперед его гоняем.

Мы пригладим им ладошку,

А потом сожмем немножко.

Динамическая пауза с элементами пантомимики.

Логопед: а это мишка Копатыч.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и на нас ревет:

Э-э-э (сердито).

Ребенок повторяет звук (э) с сердитой интонацией.

Мишка наклонился, ягодку сорвал.

Откусил немножко, весело сказал: «Вкусно!»

Дыхательное упражнение.

Логопед: Посмотри, какие цветы у Копатыча: они ароматные. Понюхай их.

Ребенок выполняет задание.

Упражнение на закрепление артикуляции гласных звуков.

Логопед: Лиза, с кем мы сегодня играли?

Ребенок называет игрушки.

Логопед: Принеси их пожалуйста.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: споем нашим героям песенки колобков. Спой такую песенку (логопед демонстрирует колобок-схему): «О-о-о», или такую: «У-у-у», или такую: «Э-э-э», или такую: «И-и-и».

 III. Заключительная часть

Рефлексия

Логопед: Посмотри, солнышко проснулось! Как мы его разбудили? Что делали с Крошем? Как нюхали цветы с Копатычем?

Улыбнись солнышку.

Ребенок улыбается.

Вот и солнышко проснулось, улыбнулось,

Потянулось, потянулось…

Теплыми лучами

До ребяток дотянулось.

Согрело голову, плечи, спину, живот, ноги…

Ребенок массирует массажной варежкой голову, плечи, спину, живот, ноги.

Ну а сейчас солнышко зовет тебя к ребятам.

Составитель: учитель-логопед Верхотурцева Е.В.

Источник