Мартин селигман синдром выученной беспомощности

Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти[1]. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

История[править | править код]

Предпосылки[править | править код]

В 1964 году Мартин Селигман участвовал в серии экспериментов над собаками в психологической лаборатории Пенсильванского университета[2].

Эксперименты ставились по схеме классического обусловливания И. П. Павлова, часть их состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук.

После нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что в силу сформированного рефлекса страха собаки будут убегать, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако, вопреки ожиданиям, собаки не убегали. Они ложились на пол и скулили, но не совершали никаких попыток убежать, хотя при открытых ящиках это было несложно. Результат никак не согласовался с господствующим в то время в психологии бихевиоризмом.

Наблюдая неожиданные результаты эксперимента, Мартин Селигман предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха — по их поведению было очевидно, что они ожидают удара — а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности».

Эксперимент[править | править код]

Селигман решил самостоятельно проверить своё предположение[3] и в 1967 году вновь использовал схему Павлова для экспериментального изучения природы беспомощности. Вместе с коллегой Стивеном Майером он разработал похожую схему эксперимента с ударом током, но уже с участием трёх групп собак.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение.
У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы.
Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током всё большей и большей силы.

Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность, были опубликованы солидными психологическими журналами[2].

В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.

Продолжение исследований[править | править код]

Контроль и его влияние на здоровье престарелых[править | править код]

Изучение беспомощности, контроля и их влияния на психику человека продолжили в 1976 году психологи Эллен Джейн Лангер (англ.)русск. и Джудит Роден (англ.)русск.[4], проведя ставшее впоследствии знаменитым[5][6] исследование в доме престарелых Арден-Хаус в штате Коннектикут.

Для проведения исследования Лангер и Родин случайно выбрали два этажа дома престарелых, обитатели которых стали участниками эксперимента. Таким образом в экспериментальную группу вошло 8 мужчин и 39 женщин (четвертый этаж), в контрольную — 9 мужчин и 35 женщин (второй этаж), всего 91 человек.

Ход эксперимента[править | править код]

Экспериментаторы договорились с администрацией заведения о двух типах экспериментальных условий. Вкратце их можно описать так: жителям четвертого этажа предоставлялась увеличенная ответственность за себя и свой образ жизни, жителям второго этажа оставляли возможность вести обычный для пациентов дома образ жизни, в окружении внимания и заботы персонала.

Жителям второго этажа на первом собрании дали стандартную инструкцию:

Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауса (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению) теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать.

— Rodin J., Langer E. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged

Жителям четвертого этажа было сказано следующее:

Читайте также:  Синдром утренней зари у диабетика

Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хотел бы воспользоваться нашей встречей, чтобы вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауса. Если вы решите, что вы хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и в пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм.

— Rodin J., Langer E. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged

Таким образом группе четвертого этажа (экспериментальной) была предоставлена возможность делать выбор и контролировать ситуацию по различным жизненным вопросам. Обитателям же второго этажа (контрольной группе) было сказано как будто то же самое, однако из сообщения было понятно, что большинство решений, касающихся их жизни будут принимать не они, а руководство. Эксперимент длился 3 недели, в течение которых администрация и персонал четко придерживались заявленной политики на обоих этажах. По истечении трех недель среди пациентов были проведены опросы, измеряющие удовлетворенность собственной жизнью, кроме того медперсонал получил опросники по активности, общительности, общему тонусу, питанию и привычкам пациентов. Также замерялось, сколько испытуемых из каждой группы решили посмотреть фильм, и сколько из них решили поучаствовать в несложном соревновании (угадать количество конфет в большой банке).

Результаты[править | править код]

Различия между двумя группами оказались экспериментально значимыми. Так, отрицательный средний уровень счастья −0,12 у «группы второго этажа» противопоставлялся средней оценке +0,28 у «группы четвертого этажа» (по личным сообщениям пациентов). Изменение состояния пациентов по оценкам медсестер у экспериментальной группы показало +3,97 (улучшение) против −2,39 (ухудшение) у контрольной. Значительно различалось также время, потраченное на общение с другими пациентами, беседы с персоналом, а также пассивное наблюдение за персоналом (последний критерий показал −2,14 у экспериментальной группы против +4,64 у контрольной).

Оценки фактического поведения жильцов также подтвердили предположение о позитивном воздействии контроля и возможности влиять на свою жизнь. Большее число участников экспериментальной группы посмотрели кинофильм и поучаствовали в игре на отгадывание (10 против 1). Сделанный исследователями вывод гласил, что некоторые негативные явления, сопутствующие старению (потеря памяти, снижение тонуса), вероятно, связаны с утратой возможности контролировать собственную жизнь, а значит, их можно предотвратить, вернув пожилым людям право принимать решения и чувствовать свою компетентность.

Продолжение наблюдений[править | править код]

Через полгода после исследования Лангер и Родин вернулись в Арден-Хаус, чтобы произвести еще один замер и выяснить, продолжается ли экспериментальное действие[7]. Оценки медсестер показали, что испытуемые из группы с увеличенной ответственностью продолжают находиться в лучшем состоянии: общая средняя оценка для них составляла 352,33 против 262,00 у контрольной. Также были отмечены небольшие улучшения здоровья у экспериментальной группы и ухудшения у контрольной. И наконец, за интервал времени, прошедшего с момента первого исследования, 30 % участников контрольной группы умерло, тогда как из числа участников экспериментальной ушло из жизни 15 %. На основании полученных результатов администрация Арден-Хауса приняла решения и дальше поощрять стремление пациентов к контролю за собственной жизнью.

Последующие исследования престарелых другими психологами позволили также предположить, что в жёстких условиях невозможности выбирать пожилые пациенты могут проявлять саморазрушительное поведение (отказываться от еды и лекарств), так как это единственное, что они ещё могут выбирать[8].

Влияние контроля на тревожность[править | править код]

В других экспериментах было выявлено влияние контроля (и его отсутствия) и на другие аспекты психического состояния человека. К примеру, переполненный лифт субъективно воспринимается как более свободный и вызывает меньшую тревогу у тех пассажиров, которые стоят ближе к контрольной панели[9]. В другом исследовании две группы испытуемых должны были решать задачи при сильном шуме. Одна из них никак не могла влиять на шум, другой же было сказано, что они смогут отключить звук в любой момент, но их просят не выключать, если они еще могут терпеть его. Вторая группа справилась с заданиями значительно успешнее[6].

Примечания[править | править код]

  1. Селигман, Мартин. Helplessness: On Depression, Development, and Death. — San Francisco: W. H. Freeman, 1975. — ISBN 0-7167-2328-X.
  2. 1 2 J. B. Overmier, M. E. P. Seligman. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding (англ.) // Journal of comparative and Physiological Psychology : journal. — 1967. — No. 63.
  3. S. F. Maier, M. E. P. Seligman. Failure to escape traumatic shock (англ.) // Journal of Experimental Psychology (англ.)русск. : journal. — 1967.
  4. Langer E. J. (англ.)русск. & Rodin J. (англ.)русск.. The effects of choice and enhanced social responsibility for the aged: A field experiment in an institutional setting (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1976. — P. 191—198.
  5. Майерс, Дэвид. Социальная психология. — 7. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — С. 70—71. — ISBN 0-07-112143-9.
  6. 1 2 Хок, Роджер Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. — 4. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. — С. 244—257. — ISBN 0-13-032263-6.
  7. Rodin J. (англ.)русск., Эллен Джейн Лангер (англ.)русск.. Long-term effects of a control relevant intervention with the institutionalized aged (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1977. — No. 35. — P. 897—902.
  8. Conwell, Y., Pearson, J., Derenzo, E. Indirect self-destructive behavior among elderly patients in nursing homes (англ.) // American Journal of Geriatric Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 1996. — No. 4(2). — P. 152—163.
  9. Rodin J. (англ.)русск., Solomon S., Metcalf, J. Role of control in mediating perceptions of density (англ.) // Journal of Personal and Social Psychology : journal. — 1979. — No. 36. — P. 988—999.
Читайте также:  Как лечить синдром рейно рук

Источники[править | править код]

  • Abrahamson, L. Y. (англ.)русск., Seligman, M. E. P., Teasdale, J. D. (англ.)русск. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74.

Ссылки[править | править код]

  • Выученная беспомощность (learned helplessness) // Психологическая энциклопедия (рус.).
  • Depression and Learned Helplessness

См. также[править | править код]

  • Предрассудок#Источники и механизмы формирования предрассудков
  • Динамический стереотип

Источник

В этом выпуске: «У меня не получится», «я не смогу это сделать, не думал, что так сложно будет», «я не знаю, что выбрать. У меня нет выбора», «я так всегда делаю и в семье так делали», «я не знаю чего я хочу», «это трудно начать», «я не могу контролировать и менять события в моей жизни», «мне нужно просто переждать и оно само измениться и пройдет, может быть», «не могу», «не хочу», «все бесполезно» и многое другое.

Если вы узнали себя, просто продолжайте внимательно читать, в тексте есть много ответов.

Определение learned helplessness, или выученная беспомощность, возникло благодаря американскому психологу Мартину Селигману в 60х годах и и звучит как

— состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего положения (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность.

У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. (Википедия)

В 1964 году ученый Селигман (я буду часто на него ссылаться) участвовал в экспериментах над собаками по схеме И.П. Павлова, целью которых было исследование и формирование у подопытных условных рефлексов страха на звук высокого тона. Собак, запертых в клетках, били сильными ударами электрического тока после того, как раздавался звук.
После нескольких стимуляций, клетки с животными открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Будут ли они рефлекторно разбегаться в стороны, услышав громкий звук, и бояться повторных ударов током. Однако ожидания не оправдались. Собаки не совершали никак попыток убежать, хотя клетки были совершенно открыты. Они наоборот, ложились на пол и скулили, ожидая разряд тока.

Мартин Селигман предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха — по их поведению было очевидно, что они ожидают удара — а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности».

Затем данный феномен беспомощности неоднократно исследовался и подтверждался другими учеными психологами в различных интерпретациях, и на людях в том числе.

Так же, хочется отметить эксперимент на студентах, который проводил немецкий ученый Юлиус Куль. Им предлагали решать интеллектуальные задачи различной степени сложности.

Все задачи не имели решения, но студенты об этом не знали. Безуспешные попытки решить различные задачи сопровождались негативными комментариями ученого о способностях испытуемых. Многие из них впадали в отчаяние и тревогу, начинали сомневаться в своих возможностях, что значительно снижало их самооценку.

Затем студентам предложили простую задачу, которую уже можно было решить. Но они и с ней не справились, поскольку уже выработался механизм беспомощности. 

Другие ученые определили, если эксперименты определения беспомощности проводились не продолжительное время и в мягких условиях, у испытуемых возникало желание сопротивления. Они были мотивированы справляться со сложностями, что приводило к улучшению их деятельности.

Но если же экспериментальные условия были более продолжительными и жесткими, это приводило испытуемых к потере мотивации и контроля над ситуацией. К отсутствию усилий для восстановления деятельности.

Если испытуемый воспринимал неудачу, как внешний неустойчивый фактор, он мог возобновлять усилия для решения новой задачи и улучшал результаты.

Если он относил неудачу к внутренним факторам своих способностей — это значительно понижало его самооценку и приводило к дефициту возможностей решить задачи, снижало его эффективность. И в дальнейшем приводило к беспомощности.

Выводы Селигмана про выученную беспомощность — это дефицит способностей в трех сферах: мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в отсутствии навыка побуждать себя к действию, когнитивный — в неспособности быть гибким, осознавать, что единичный промах — не катастрофа, эмоциональный — в подавленном состоянии и чувстве безысходности (на этой почве часто развивается депрессия).

Депрессивные люди действуют паттерно и считают, что они не могут контролировать элементы своей жизни, которые могут облегчить их страдание и принести удовлетворение. Они сдаются и считают себя беспомощными, даже не совершают попытки себе помочь.

Маркеры беспомощности те, которые я указала в начале статьи:

— не могу; не хочу; это невозможно; всегда; никогда; все бесполезно и др.

Читайте также:  Синдром дауна фото 2 месяца

За всеми этими словами стоит неуверенность в собственных силах, отсутствие позитивного опыта, страхи и тревога. Отсутствие опоры на себя и возможность видеть позитивный прогресс. Люди, с подобными внутренними ощущениями, могут воспринимать их как чувство усталости, злости, апатии, потери интереса, непонимание происходящего, деструктивное поведение по отношению к себе или другим.

Как формируется беспомощность?

В дальнейших своих исследованиях Мартин Селигман определил, что подопытные собаки воспитывали в своих щенках беспомощность.
Что уж говорить про людей.

Психолог Диана Циринг определила четыре типа родительского поведения, которое может привести к беспомощности у детей:

гиперопека и защита (чрезмерный контроль, отслеживание каждого действия ребенка) — полное отсутствие самостоятельности у ребенка;

возложение на ребенка слишком большой ответственности — приводит к ощущению невозможности соответствовать возложенным ожиданиям. Поэтому лучше ничего не делать;

жестокое обращение — формирует у ребенка бессилие противостоять насилию взрослого, он намного меньше и силы не равны. Поэтому любые действия напрасны, даже не нужно пытаться;

непоследовательное воспитание — чтобы не делал ребенок, ответная реакция не может быть предсказуемой и понятной.

Так же, родители могу формировать у детей полную апатию или беспомощность из благих намерений помочью сделать за него.

Далее функцию воспитания в личности ощущения беспомощности выполняет социум. Где практически все взаимоотношения делятся по принципу управление-подчинение.
Во многих компаниях мнение и решение начальника является единственным верным, а идеи и мнения сотрудников даже не учитываются.

Преподаватели, гуру, ученые имеют власть над своими подопечными, их знания считают самыми верными, не подлежат сомнениям. У учеников есть только возможность слушать.

Практически все мужчины в семье считают себя главой, а жена может восприниматься как личность слабее, которая должна подчиняться. Быть робкой. Отсюда рождение эпидемии выученной женской беспомощности, жертвенности, а соответсвенно и насилие в семьях.

Жертвенность общества перед лицом государства. Перенос ответственности за свою жизнь и потребности на других.

Выученная беспомощность может формироваться вследствие повторяющихся неудач. 

Как спастись?

Переходим к приятным новостям. В последствие, ученому Селигману удалось научить подопытных собак самостоятельно спасать себя от тока.

У каждого человека тем более есть шансы. Необходима внутренняя работа по отлову своих стопов и паттернов, которые приводят к бессилию и беспомощности. (С помощью психотерапевта — быстрее или самостоятельно, если это возможно, но понадобится больше усилий).

Полярная сторона беспомощности — это активная деятельность, исследование сложности и сканирование пространства на предмет ее решения. 

Что это значит (можете расписать для себя) :

— признание проблемы своей беспомощности, что она существует;

— исследование возможных истоков этой сложности;

— признание и проживание эмоционального состояния по этому поводу;

— изучение и обнаружение своих желаний, потребностей;

— разрешение себе права получить новый опыт, который не обязательно повторит старый;

— разрешить себе ошибаться, быть неправым и снова пробовать с пониманием, что это нормально;

— обнаружить свои слабые и сильные стороны, ресурсы и поддержку для изменений и пути;

— вспомнить кто есть за вашей спиной, кто может поддержать, помочь, какие позитивные опыты были раньше, где удавалось преодолевать трудности;

— понять, что можно, при необходимости, обратиться за помощью;

— необходимо разбить свой путь достижения цели на план, который будет состоять из маленьких целей и действий;

— принять ответственность за путь и мини-цели, за то, что результат может быть разным, но обязательно многое получится и это будет зависеть от вас;

— создать стратегии преодоления препятствий в возможных вариантах;

— начать реализацию каждого конкретного шага;

— повышать свою самооценку и поддерживать себя. 

Выученная беспомощность не дает возможности даже взглянуть на глобальные изменения. Они будут казаться очень сложными и невозможными для исполнения. Поэтому принцип мини-целей, которые в результате формируют изменения и, с которыми постепенно ты можешь справляться, эффективно помогают.

Если ты сидишь на нелюбимой работе из-за страха неизвестности. Потому что так привычно. Как бы тебе не было там плохо, ты придумаешь каждый день новые и новые причины не увольняться, тогда попробуй следующее:

— распиши чего ты боишься, если уволишься (отсутствие новой работы, денег, осуждения)

— какие действия ты можешь предпринять, чтобы избежать этого?

Например, если боишься остаться вовсе без работы — начни искать варианты, которые тебе могут подойти. Ходи по собеседованиям, присматривайся, примеряй на себя роль нового работника. Восстанавливай свою способность двигаться и понимать, что в мире очень много разной работы и тебе может многое понравиться.

Если боишься остаться без денег. Переживаешь, что первое время на новой работе будет маленькая зарплата. Посчитай свои базовые необходимые расходы. Какая это сумма в месяц?
Попробуй насобирать три таких суммы, чтобы хватило пару месяцев не работать. Не говори, что это невозможно. Ищи способы.
Сколько месяцев и какую сумму тебе нужно откладывать каждый месяц, чтобы достичь желаемой подушки финансовой безопасности?
Посчитай и, получая зарплату каждый месяц, откладывай назначенную сумму. Пойми, что это возможно.

Дополняй каждое свое действие, каждую выполненную мини-цель позитивным подкреплением — это может быть прогулка, приятный бонус, возможно что-то сладкое или то, что ты любишь.

Постепенно, после повторения подобных действий, в мозгу формируются новые устойчивые нейронные связи, а соответсвенно и понимание, что все возможно. Вариантов и действий много. Это однозначно придает уверенности в себе, в способности улучшать свою жизнь. А так же повышает самооценку.

Автор: Нечаева Юлия

Источник