Массаж для младенцев с синдромом дауна

Массаж для младенцев с синдромом дауна thumbnail

Профессиональный массаж очень популярен в нашей стране. В первый год жизни курсы массажа делают   как минимум, трижды, практически всем детям. 

Если у ребенка есть какие-то отклонения в развитии. то делают чаще, интенсивнее. Часто родители находят платного специалиста, мотивируя это тем, что для ребенка им ничего не жалко, не вникая в то, нужен ли массаж и какой.

Можно сказать, что в нашей стране и постсоветском пространстве  существует устойчивая традиция обращения к массажу как со стороны медицинского сообщества. так и родителей.

Между тем, за рубежом массаж делают крайне редко, например в случае необходимости массажировать контрактуры при спастических формах ДЦП, травме итд

За рубежом,  для детей со сниженным тонусом (а у  детей с синдромом Дауна именно это является одной из основных особенностей)  используется гимнастика активного типа в сочетании с материнским массажем,  Такой массаж не имеет особенностей и его  можно найти в интернете  и в книгах для родителей. 

Что качается гимнастики активного типа, то в нашей практике мы используем научно обоснованную методику Питера Лаутеслагера, голландского физиотерапевта и врача невролога, специально разработавшего методы формирования основных двигательных навыков  у детей с синдромом Дауна

Все наши специалисты прошли обучение этому методу и у нас выпущена книга с соответствующим названием, которая есть и в нашей электронной библиотеке. Она адаптирована для родителей и  в дополнение по организации подобных занятий мы консультируем на форуме и в процессе очных консультаций.

Вернемся к массажу.

Есть данные, что при синдроме Дауна мышечные волокна будучи более тонкими, чем обычно, подвергаясь активному глубокому воздействию, могут еще больше истончиться, что приводит к нежелаемым результатам.

В то же время материнский массаж любому ребенку (если нет противопоказаний), в том числе ребенку с синдромом Дауна можно начинать с первых месяцев.  Об этом виде массажа расскажем чуть подробнее:

За рубежом проведены исследования о роли вылизывания животными своих детенышей. Было установлено, что такие движения по телу детеныша стимулируют скорость прохождения нервных импульсов. Это связано с ускорением миелинизации нервных волокон. 

На основании этого рекомендуется практически с рождения обеспечивать тактильный контакт матери и ребенка+ мягкие, легкие поглаживания всего тела малыша.

Такие поглаживания называют “умывающими” и разделяют на плоские и обхватывающие в зависимости от части тела.

Привожу  мнение врача ЛФК Ларисы Крутских, имеющий опыт работы с младенцами:

Ручной массаж можно начинать делать с 2-х недельного возраста, при весе ребенка не менее 2кг. Существуют ограничения по использованию приемов, до возраста 3 месяца нельзя выполнять разминание. А поглаживание конечно можно! Поглаживание – это приём, когда рука массажиста скользит по коже массируемого участка, не сдвигая и не растягивая её. Если поглаживание поверхностное, то его можно выполнять в любом направлении, а глубокое по ходу лимфы. Во время массажа происходит изменение скорости кровотока, нагрузка на сердце увеличивается. Необходимо учесть тяжесть порока сердца и проведение массажа, даже поглаживающего, согласовать с врачом-кардиологом.

Упражнения на мяче

И обязательно занятия на мяче. Они способствуют становлению установочных рефлексов у младенца (удержание головы, опора на предплечья, поднимание ног в позе на животе), развитию координации. И очень нравятся детям, проводится с 2-х недельного возраста. https://www.baby.ru/blogs/post/7353622/

Кроме этого,  с 3-х до 6-ти 7-ми  месяцев,  пока ребенок  недостаточно активен, можно делать простой материнский массаж, который вы можете отыскать в интернете

Источник

+ • Важно до года укрепить тонус мышц, поэтому массаж необходим примерно каждые полтора месяца. Если нагрузки в связи с состоянием здоровья малыша должны быть ограничены, то массаж делают при контроле пульса. Тренировать руки поможет очень простое упражнение: дайте ребенку захватить ваши пальцы и потяните его на себя, чтобы он попытался сесть. Но при этом не сжимайте его пальчики, пусть он старается сжать ваши. Тонус у малыша слабенький и сначала у него может ничего не получиться, но постепенно все будет, как надо. И далее мы – только опора для него, но садиться он должен сам, делая усилия. Упражнение для ножек: когда мы ставим ребенка на ноги, надо держать его грудку. Сначала малыш будет подгибать ножки, не выдерживая собственного веса, но в какой-то момент должен сработать обратный рефлекс – разгибания.

• Важно гладить ручки малыша – так развивается осязание. Чувствуя свои руки, он приходит в тело, осознает себя.

• Важно давать в ручки палочку, чтобы развивать мышцы рук.

• Важно разговаривать четко, без сюсюканья и очень эмоционально – это способствует развитию речи и слуха. Голос менять от тихого до громкого. Вкладывать в речь эмоции. Комментировать все свои действия, активно привлекать его внимание, тормошить, вызывая смех. Смех – это тоже проявление воли. Поворот головы на голос, протягивание ручек, улыбка – это тоже воля.

• Важно хорошо есть и много спать. Первые несколько месяцев я часами и днями просиживала с ребенком на руках: он сосал – уставал – засыпал – опять сосал, и это казалось бесконечным. Но он набирался сил, все время ощущал тепло и близость мамы. • Летом хорошо вывозить малыша на море.

Читайте также:  Код по мкб 10 синдром укорочения pq

• Важно, чтобы до года ребенка окружали нежные оттенки: розовый, небесно-голубой, цвет персика. После года можно использовать яркие натуральные цвета: красный, синий, желтый. Ни в коем случае не ядовитые!

• Важно с 6 месяцев вводить прикорм. Так же очень важно маме (если она кормит) и позже малышу вводить много корнеплодов – морковь, свекла и так далее (картофель – это не корнеплод).

• Деток с синдромом Дауна надо развивать в области искусства – здесь они способны достигнуть хороших результатов. Математика не для них.

• Важно развивать волю ребенка, используя собственные внутренние импульсы ребенка. И из этой воли потом развивается речь.

• Очень важно с лечебным педагогом, психологом, массажистом выстроить программу развития ребенка и каждый день в одно и тоже время работать с малышом, отслеживая результаты и постепенно усложняя задачи.

• Ребенок готов садиться, когда, лежа на животе, он свободно управляет руками и когда переворачивается с живота на спину и обратно. Часто малыш не может самостоятельно освоить переход в сидячую позу, но сидеть он уже умеет. Ему можно помочь научиться, если несколько раз в день поднимать его за пальчики.

• Когда придет время для ползания, то надо развивать способность крутиться на 360 градусов на плоскости. Для этого кладите игрушки в поле действия малыша, побуждая его доставать их. В этот же период полезно ненадолго оставлять ребеночка одного, чтобы он мог сам познавать мир (но не там, откуда он может свалиться). Поощряйте его тянуться к игрушке то одной, то другой рукой. Чтобы малыш тренировался ползать, ставьте его на четвереньки, но обязательно придерживайте, чтобы он не «скакнул» вперед.

Повысить активность ребенка очень помогает стимулирующий массаж-щекотание всего тела чем-то пушистым, например, кусочком шерсти.

Учимся стоять: сначала катаем малыша, лежащего животиком на большом мяче, потому опускаем вниз, чтобы он уперся ножками в пол, и снова подкатываем вверх. Когда ребенок уже начал стоять, очень важно сразу учить его садиться из положения «стоя», отставляя попку назад. А то, не зная, как сесть, он может начать падать плашмя на спину.

И еще: когда малыш умеет только стоять, то его ножки можно ставить на ноги взрослого, и так путешествовать по квартире.

Источник

   Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения? 

1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него”неловкий” язык и “непослушные” губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/”смазанные”
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.

Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж лица и органов артикуляции

1. Массаж мышц лица

Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

   Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков – вниз.

   Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Массаж для младенцев с синдромом дауна

   Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Массаж для младенцев с синдромом дауна

   Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Массаж для младенцев с синдромом дауна

   Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
– «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
– «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
– «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
– «И – звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

   Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

   Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

Массаж для младенцев с синдромом дауна

   Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Читайте также:  Что такое токсико анемический синдром

Массаж для младенцев с синдромом дауна

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка

(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).

1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

   Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
   Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Источник

У  детей с синдромом Дауна одной  из основных особенностей является сниженный тонус мышц, а также специфика расположения некоторых внутренних органов, особенности теплообмена, функциональная незрелость.
Есть данные, что при синдроме Дауна мышечные волокна, будучи более тонкими, чем обычно, подвергаясь активному глубокому воздействию, могут еще больше истончиться, что приводит к нежелаемым результатам.
«Материнский массаж» любому ребенку (если нет противопоказаний), в том числе ребенку с синдромом Дауна можно начинать  делать с 2-х недельного возраста, при весе не менее 2кг. 

Противопоказания к массажу.
Помимо общих противопоказаний у детей существуют противопоказания «по частям тела»:
У детей младшего возраста не массируется область печени. Печень у деток данного возраста в норме может выступать за край реберной дуги.
 Не массируются внутренняя поверхность бедра (очень чувствительная, там проходят большое количество нервных окончаний), передняя поверхность голени (в этом месте очень мало мышечной ткани, и надкостница прикрывается практически только кожей и небольшим количеством подкожно-жировой клетчатки). У детей, естественно не массируются половые органы, соски.
Основа любого массажа, в том числе «материнского» — поглаживания. Рекомендуется практически с рождения обеспечивать тактильный контакт матери и ребенка плюс мягкие, легкие поглаживания всего тела малыша. Такие поглаживания называют “умывающими” и разделяют на плоские и обхватывающие в зависимости от части тела.
Этим приемом начинают и заканчивают массаж, а также используют между другими массажными приемами. Легкое поглаживание успокаивает малыша, благотворно влияет на нервную систему. 
У детей до года массаж рекомендуют начинать с ножек, для начала можно нежно, но достаточно интенсивно погладить стопочки: подошву, зону ахиллова сухожилия, пальчики и межпальцевые промежутки.
Особое внимание следует уделить подушечкам пальцев, т.к. они относятся к проекционным зонам мозга.
Затем, обхватывающими движениями погладить всю ножку (избегая области передней поверхности голени и внутренней поверхности бедра).
Ручки массируются аналогично нижним конечностям.
Особое внимание уделяется ладоням, пальчикам (это способствует развитию головного мозга).
Поглаживание животика всегда проводится по ходу кишечника – по часовой стрелке, все круговые движения выполняются по направлению к белой линии живота – это продольная срединная линия. И как было сказано выше, следует избегать области печени.
Область груди можно нежно погладить подушечками пальцев, основное направление движений по межреберным промежуткам к подмышечным лимфоузлам.
Спинку в первые три месяца жизни поглаживают нисходящими движениями от головы к крестцу. Непосредственно зону позвоночника не массируют. У детей младшего возраста проведение по остистым отросткам позвонков весьма болезненно.
Массаж лица: поглаживание щечек, подбородочка готовит мышцы сначала к гулению, а затем уже и к речи. Подушечками пальцев нежно поглаживают по направлению от центра лица (лба, носа, подбородка) к периферии, височным областям.
Обратите внимание: массаж ускоряют движение крови и значительно увеличивают нагрузку на сердце. Поэтому в случае диагностирования у малыша порока сердца (сопутствующая патология) перед проведением массажа и гимнастики нужно получить консультацию у кардиолога.

Условия, в которых должен проводиться массаж малышам.
Комната, в которой Вы занимаетесь с ребенком, должна быть предварительно проветрена, но без сквозняков. Желательно поддерживать комфортную температуру 22 – 26 градусов. В летнее время выполнять массаж лучше в прохладные часы. 
Можно использовать одну – две игрушки, интересные ребенку, но их не должно быть слишком много. Очень важно, что бы массаж приносил ребенку радость. 
Желательно, заниматься приблизительно в одно и то же время, когда у деточки (и у вас) хорошее настроение, между кормлениями и сном. Не проводите массаж, если малышу нездоровится (режутся зубки и пр.). 
Если ребенок хочет пить, то во время занятий можно дать малышу немного водички или другого питья по возрасту (разбавленный сок, компот).
Детям младшего возраста трудно продолжительное время лежать смирно в одном и том же положении, поэтому рекомендуется их (положения) менять достаточно часто.
Спокойное поведение во время массажа, гуление, розовая кожица, теплые ручки, ножки – показатели того, что ребенку занятие нравится. После хорошо проведенного массажа (с нагрузкой по возрасту) малыш крепко спит.

Читайте также:  Определяют ли по узи синдром дауна

Массаж лица у детей с синдромом Дауна
Для развития речи очень полезен массаж лица, ведь свой ротик наши малыши ощущают так, словно он «онемел при заморозке». Делать массаж надо с рождения, очень нежно и аккуратно. 1-2 раза в день по 3-5 минут.

1. «Внешний» массаж (легонько поглаживая личико подушечками пальцев, медленно, плавно, не сдвигая складки кожи) проводим:
– от середины лба к вискам,
– от середины лба к ушам,
– от бровей к волосистой части головы,
– от линии лба вниз через лицо к шее,
– от середины верхней губы к ушам,
– от мочек ушей по щекам к крыльям носа,
– от середины верхней губы к подбородку,
– по верхней губе от углов рта к его середине,
– носогубные складки от крыльев носа к уголкам рта,
– легко постукивая по губам подушечками пальцев.
Заканчивая массаж, легко касаемся точки над серединой верхней губы, точки под серединой нижней губы, делаем пальчиковый дождик по всему лицу.

2. «Внутренний» массаж: на палец намотать чистый бинтик (чтобы была шершавая поверхность) и аккуратно пройтись по деснам, язычку, небу.
После массажа важно поговорить с малышом звуки, которым он позже сможет подражать.
Кроме лицевого массажа очень важны гимнастика и массаж пальчиков. Их надо массировать от подушечек к ладошке по внешним и внутренним поверхностям, продвигаясь вперед без круговых движений.
Не забываем  прохлопывать предплечье – это зона «говорения».

«Материнский массаж» для детей с синдромом Дауна
Это лучший метод укрепления  мышц, повышения их тонуса. Массаж разрешено делать детям старше 2 недель и весом более 2 кг, курсы массажа следует повторять каждые полтора месяца.

Правила проведения массажа:
1. Движения могут быть только поглаживающими, легкими. 
2. Слишком активное проведение массажа не укрепит мышцы, а, наоборот, ослабит их.
3. Рука массажирующего должна легко скользить по телу ребенка. Кожа малыша не должна при этом собираться в складки или натягиваться.
4. Особое внимание во время массажа стоит уделять кистям и предплечьям – именно в этих местах расположены рефлекторные зоны, несущие ответственность за речь человека.
5. Делайте и массаж лица – это позволит улучшить мимику и произношение звуков. Можно делать движения от спинки носа к ушам, от подбородка к вискам и круговые вокруг рта.
6. Последним этапом процедуры должны стать легкие прикосновения подушечками пальцев к щечкам и ко лбу ребенка. Если массаж делается перед кормлением, то малышу будет легче сосать.
Обратите внимание: массаж ускоряют движение крови и значительно увеличивают нагрузку на сердце. Поэтому в случае диагностирования у малыша порока сердца (сопутствующая патология) перед проведением массажа и гимнастики нужно получить консультацию у кардиолога.

Лечебный массаж для детей с синдромом Дауна
Солнечные дети как никакие другие нуждаются в детском лечебном массаже. Постоянные сеансы способны положительно влиять на сердечную систему, опорно-двигательный аппарат, улучшить кровоснабжение и речь. Часто для них проводится манипуляция с выраженным пощипыванием, разминанием.
Такие манипуляции должен выполнять специалист, но любящая мама, знающая какие движения можно совершать, а какие нет, способна провести процедуру на высшем уровне.
Суть лечебного воздействия – мягкие прикосновения, поглаживания, в особенности ладоней, пальцев, предплечий, чьи зоны ответственны за речь. Улучшить мимику и произношение поможет детский массаж лица – совершают поглаживания от носа по щекам к ушам, от центра подбородка к вискам. Круговыми движениями проходят по мышцам вокруг рта и в завершении проделывают легкие похлопывания по лбу и щекам. Это улучшает сосательный рефлекс.
Если здоровье не позволяет проводить тактильный детский массаж, то в лечебных целях используют фитбол, на котором новорожденный покачивается или подпрыгивает. Такое мероприятие укрепляет все группы мышц, а качание доставит новорожденному радость.
Какое бы не было детское здоровье, важно перед домашним сеансом проконсультироваться с врачом – он даст нужные советы и рекомендации в отношении именно данного ребенка, ведь состояние здоровья у каждого из них индивидуально и требует профессионального подхода.

Подготовила материал Куприна Ирина Викторовна, 

медсестра по массажу Северодвинского реабилитационного центра «Ручеёк».

Источник