Менструация у девочек с синдромом дауна

Менструация у девочек с синдромом дауна thumbnail

Отношение к сексуальности связано с такими компонентами, как самооценка, взаимодействие с людьми (социальные моменты – свидания, брак) и физические аспекты секса. Соответствующее просвещение помогает предотвратить нежелательные беременности, воспитать здоровую сексуальность и облегчить другие проблемы, связанные с этой сферой.

ВОПРОС: Есть ли у людей с синдромом Дауна сексуальные желания?

ОТВЕТ: В прошлом считалось, что нет, потому что ошибочно полагали, что умственная отсталость – это вечное детство. На самом деле у таких людей есть соответствующие потребности и желания. Важно уделять внимание этому аспекту при воспитании таких подростков.

ВОПРОС: Дети с синдромом Дауна развиваются так же, как обычные дети, не так ли?

ОТВЕТ: Дети с синдромом Дауна проходят через ту же последовательность физических и гормональных изменений, связанных с взрослением, что и обычные дети их возраста.

ВОПРОС: Испытывают ли дети с синдромом Дауна в переходном возрасте эмоциональные кризисы, типичные для этого периода?

ОТВЕТ: Да, и эти кризисы могут усиливаться социальными факторами. Все живущие в обществе, посещающие школу и смотрящие телевизор люди неизбежно узнаЮт о сексуальности. Подростки и молодые люди с синдромом Дауна часто проявляют интерес к свиданиям, браку, материнству (отцовству). Они бывают подвержены типичным для этого возраста стремлениям изменить свой внешний вид и перепадам настроения.

ВОПРОС: Как проводить сексуальное воспитание с детьми с синдромом Дауна? 

ОТВЕТ: Нужен индивидуальный подход. Объяснения должны быть понятны. Внимание должно акцентироваться не только на физических аспектах и репродукции, но и на том, какую роль сексуальность играет в отношениях между людьми. Идеальный учебный план подразумевает, что обучаемый понимает человеческие отношения, физический аспект соития и социальные аспекты возможного родительства и принимает их как реалистические факты, приемлемые в обществе.

ВОПРОС: Как можно побуждать людей с синдромом Дауна к здоровым сексуальным отношениям?

ОТВЕТ: Нужно разрабатывать образовательные, профессиональные программы и программы отдыха. Понимания того, что такое секс, можно достичь только через работу с самооценкой, объяснение социальных отношений и личных отношений между людьми, особенностей личного общения с людьми. Все эти факторы влияют на восприятие сексуальности и близости.

ВОПРОС: Нужно ли женщинам с синдромом Дауна как-то по-особенному подходить к вопросам возможного материнства?

ОТВЕТ: Примерно 50% женщин с синдромом Дауна могут иметь ребенка и могут поэтому применять один из обычных методов контрацепции без дополнительных факторов риска. Выбор метода связан с личными предпочтениями, способностью эффективно использовать этот метод и возможными побочными эффектами. Хирургическая стерилизация также может проводиться без дополнительных факторов риска, однако данная процедура для женщин с умственной отсталостью контролируется государственными законами. Человек с синдромом Дауна должен как можно полнее быть вовлечен в принятие такого решения, если возникнет такая необходимость.

ВОПРОС: Нужно ли людям с синдромом Дауна как-то по-особенному предохраняться от заболеваний, передающихся половым путем?

ОТВЕТ: Мужчины и женщины с синдромом Дауна подвержены риску заболеваний, передающихся половым путем, в той же степени, что обычные люди. Использование презервативов во время полового акта лучше всего предохраняет от СПИДа, герпеса и некоторых других заболеваний, передающихся половым путем. Сексуальное образование должно включать информацию о заболеваниях, передающихся половым путем, и о том, как их предотвратить.

ВОПРОС: Как человека с синдромом Дауна можно защитить от сексуального насилия?

ОТВЕТ: Настоятельно рекомендуется начинать соответствующие возрасту объяснения на этот счет уже в детстве и продолжать их на протяжении всей жизни человека с синдромом Дауна. Таких людей надо научить, где границы нормального физического контакта при обычных отношениях с людьми, а также дать информацию о том, как вести себя в случае возникновения таких ситуаций, куда можно обратиться за помощью.

ВОПРОС: У девочек с синдромом Дауна обычный менструальный цикл?

ОТВЕТ: Да. Обычно менструации у них начинаются примерно в 12 с половиной лет, но иногда в 10-14 лет. Бывают мелкие нарушения регулярности цикла, так же, как у их обычных ровесниц. Нарушения цикла могут быть связаны с повышением уровня гормонов щитовидной железы. Нужно в таком случае обратиться к врачу.

ВОПРОС: Если женщина с синдромом Дауна забеременеет, будет ли у ребенка синдром Дауна?

ОТВЕТ: По крайней мере 50% женщин с синдромом Дауна могут иметь детей. 35-50% детей, рожденных от матерей с синдромом Дауна, рождаются с синдромом Дауна или другими отклонениями.

ВОПРОС: Когда у женщин с синдромом Дауна начинается менопауза?

ОТВЕТ: В разном возрасте. Обычно после сорока лет.

ВОПРОС: Могут ли иметь детей мужчины с синдромом Дауна?

ОТВЕТ: Научные данные по этому вопросу ограничены. Существует по крайней мере два таких задокументированных и подтвержденных случая. Скорее всего таких случаев больше, особенно теперь, когда у большего количества людей с СД появляется возможность жить в обществе и строить отношения. Неизвестно, какова вероятность того, что ребенок от мужчины с болезнью Дауна будет иметь этот синдром или другие врожденные аномалии. Однако известно, что мужчины с синдромом Дауна в среднем намного менее фертильны, чем мужчины без СД соответствующего возраста. Можно провести анализ спермы, но это не дает 100% ответа на вопрос о фертильности мужчины. Паре, в которой мужчина имеет синдром Дауна, можно порекомендовать обязательно использовать методы контрацепции, не полагаясь на низкую фертильность спермы.

ВОПРОС: Мальчики с синдромом Дауна созревают в этом плане позднее, нежели обычные дети?

ОТВЕТ: Половое созревание мальчиков может начаться несколько позже, но не всегда. Анатомия половых органов мальчиков с синдромом Дауна в целом сравнима с их сверстниками.

National Down Syndrome Society

Нужно учить детей с синдромом Дауна навыкам ежедневной гигиены, а также вопросам сексуальности. Такое образование скорее всего придется взять на себя родителям.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Следует вовремя и лучше заранее (!) научить детей, подростков:

  • кто может к тебе прикасаться и в каких местах (органы);
  • кто может попросить тебя раздеться (врач…);
  • какой характер прикосновений является приемлемым, а какой – нет;
  • научить запирать дверь в туалет, ванную, раздевалку;
  • научить рассказывать о том, кто касался ребенка, подростка неподобающим образом, даже если они просили сохранить тайну.
Читайте также:  Скачать дина рубина синдром петрушки

Также дети-подростки должны знать, когда и где они могут себя трогать (мастурбация), им нужно объяснить, что они должны быть при этом наедине с собой.

Кроме того:

  • Говорите конкретно, называйте вещи своими именами. Речь идет о пенисе и вагине, не о пчелках, тычинках, пестиках.
  • Будьте последовательны и много раз повторяйте все, что касается сексуальной безопасности.
  • Поощряйте правильное поведение ребенка, подростка.
  • Отвлекайте от неправильного поведения. Например, если ребенок, подросток начинает мастурбировать прилюдно, дайте ему что-то в руки – нести или держать, переключите его внимание.
  • Пусть ребенка учит вопросам гигиены и сексуального просвещения кто-то того же пола.
  • Не забывайте о социальном аспекте сексуальности.

Перевод с англоязычных сайтов о синдроме Дауна и аутизме. 

Отрывок из статьи о синдроме Дауна с ресурса EuroLab

Инвалиды – половые существа, и лица с синдромом Дауна не являются исключением. Серьёзная ошибка – поддержание стереотипа рассматривать людей с синдромом Дауна как «счастливых вечных детей». Подростки с синд­ромом Дауна подчинены тем же самым желаниям и эмоциям, как остальные, хотя они часто больше страдают в их выражении.
Определённые медицинские состояния нуждаются во внимании врача.

Менструация и различие полов (сексуальность)

Менархе у девушек с синдромом Дауна обычно только слегка задержано. Менструации обычно устанавливаются регулярные, и, хотя большинство цик­лов будут ановуляторными, должна предполагаться беременность. В мировой литературе имеются описания около 30 случаев беременности у женщин с син­дромом Дауна.

Имеется множество описаний женщин с синдромом Дауна, менструации и плодовитость которых регулировались с помощью медикаментозной тера­пии типа прогестерона или хирургического вмешательства. Недостаточное внимание уделяется просвещению женщин с синдромом Дауна по гигиене, половым отношениям и контрацепции. Экстирпация матки не защищает про­тив полового злоупотребления, особенно когда женщины с синдромом Дау­на бросаются в глаза многим, как послушные и беспомощные. Специальное обучение позволило этим женщинам принимать решения относительно кон­трацепции, основанной на соответствующей информации от опытных кон­сультантов.

Трудно оправдать подавление менструаций или стерилизацию, если не име­ется существенных медицинских показаний. Большинство государств имеют законодательство, обеспечивающее защиту умственно неполоноценных взрос­лых через систему опекунства.

Юноши с синдромом Дауна обычно испытывают те же самые половые вле­чения и расстройства, как их сверстники. Гениталии у них обычно маленькие и слаборазвитые, хотя это не обязательно. Некоторые мужчины имеют труд­ности в достижении полной эрекции и не всегда возможна эякуляция. Хотя сперма мужчин с синдромом Дауна имеет уменьшенное количество спермато­зоидов и подвижность, увеличение процента патологических форм, описан по крайней мере один зарегистрированный случай зачатия ребёнка человеком с синдромом Дауна.

Существенно необходимо образование относительно соответствующего раз­личия полов (сексуальности). Одно из больших препятствий развитию здоро­вого полового поведения для людей с синдромом Дауна – недостаток инфор­мации, к которой другие подростки имеют доступ через разнообразные источ­ники. Клиники планирования семьи и центры женского здоровья могут быть полезны семьям и общим практикующим врачам в этой области.

Источник

Сексуальное просвещение детей с Синдромом Дауна.

Отношение к сексуальности в российском обществе сложно, а когда касается “особых” подростков – тут вообще какой-то информационной вакуум. Будто бы такие дети не взрослеют, не влюбляются, не испытывают полового влечения. И тогда родители летей с Синдромом Дауна оказываются в сложной ситуации – кому задать вопросы? как рассказать непростому ребёнку о сложностях отношений мужчины и женщины? А вообще, что они в этом понимают? Я считаю, что это неверно, и хочу попытаться хоть немного пролить свет в этой сложной для обсуждения теме.

Для начала определимся, что у людей с синдромом Дауна есть сексуальные желания. Умственная отсталость не отменяет все естественные желания и потребности, а наоборот, требует к ним большего внимания.  
Дети с синдромом Дауна проходят через ту же последовательность физических и гормональных изменений, связанных с взрослением, что и обычные дети их возраста.

Половые изменения, пубертат.

Менструация у девушек с синдромом Дауна наступает чуть позже, чем у обычных девушек, в среднем – в 13-14 лет (для обычных девушек этот возрст снижен до 10-11 лет) Менструации обычно устанавливаются регулярные, в них нет никакой особенности. Нарушения цикла могут быть связаны с повышением уровня гормонов щитовидной железы.

Соответсвенно, ко времени полового созревания девушку надо подготовить к принятию себя, как девушки, и правилам гигиены. Иначе девушка с СД может воспринять возникновение месячных, как какую-то страшную болезнь и побояться вам об этом сказать.

Ранее считалось, что большинство цик­лов у девушек ановуляторны, а способность к зачатию значительно снижена. Когда же люди с СД стали получать больше возможностей, в том числе и соцреализации, стало понятным, что женщины с СД могут беременеть, рожать (примерно 50%).

Поэтому  “на всякий случай” в некоторых странах плодовитость женщин с СД до сих пор регулируется варварскими методами с помощью медикаментозной тера­пии типа прогестерона или хирургического вмешательства. Объясняются такие варварские программы следующим: мол, медицинская стерилизация защищает про­тив полового злоупотребления, особенно когда женщины с синдромом Дау­на бросаются в глаза многим, как послушные и беспомощные. Но я полагаю (это моё личное и твёрдое мнение), что тут нужно кастрировать тех, кто пытается  злоупотрелять беспомощностью девушек с СД, а не нарушать свободу женщин с СД к созданию семьи и зачатию.

Половые органы у мальчиков с СД в целом анатомически сложены правильно, хотя бывают и нарушения. Юноши с синдромом Дауна обычно испытывают те же самые половые вле­чения и расстройства, как их сверстники. Среди мужчин с СД чаще встречаются нарушения  эрекции и не всегда возможна эякуляция. Фертильность мужчин с СД гораздо ниже, чем у обычных людей, что связано с меньшим количеством и меньшей подвижностью сперматозоидов.  Но это не изничтожает способность к деторождению. В нашем Саратове лично я знаю молодого человека с СД, у которого растёт замечательный сын.

Эмоциональная составляющая сексуальности.

Дети с синдромом Дауна в переходном возрасте эмоциональные кризисы, типичные для подросткового периода. В том числе, и первая влюблённость, и первое разочарование в любви. В подростковый период эти дети всё так же, как и мы с вами, будут прихорашиваться и стремиться понравиться.

Многое зависит от степени интеллектуальной развитости, но подростки и молодые люди с синдромом Дауна часто проявляют интерес к свиданиям, браку, материнству и отцовству.

ВЫ НЕ ОГРАДИТЕ ОТ ЭТОГО ВАШЕГО РЕБЁНКА!  Если ребёнок живёт в обществе, посещает какие-то развивающие студии или школу, смотрит хоть иногда телевизор, он неизбежно узнает о сексуальности и заинтересуется, откуда берутся дети.

Как проводить сексуальное воспитание с детьми с синдромом Дауна.

Для начала, примите как факт, что ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО повзрослеет. и ОБЯЗАТЕЛЬНО заинтересуется, что с ним происходит.

Не откладывайте на потом, а выдавайте постепенно информацию о сексуальности. Скажем, девочке лучше быть заранее готовой к менструации, чем в ужасе обнаружить ЭТО в себя однажды поутру.

Сексуальное воспитание должно начинаться лет в 4-5 лет, когда вы объясняте ребёнка, что есть мальчики (они носят короткие волосы и ходят в штанишках), а есть девочки (они носят баники на длинных волосах и юбочки). Мальчики и девочки ниже пояса разные. Насколько разные, пояснять необязательно. Если это мальчик, скажите, что у мальчика есть пенис, а у девочки нет, у неё всё устроено по-другому. Если у вас девочка, расскажите, что внизу мальчики не похожи на девочек, поэтому девочки писают сидя на горшочке, а мальчики- стоя.

Когда ребёнку 7-8 лет, вы объясните азы безопасности в сексуальной сфере: 
– кто может к тебе прикасаться и в каких местах (органы);
– кто может попросить тебя раздеться (врач…);
– какой характер прикосновений является приемлемым, а какой – нет;
– научите закрывать дверь в туалет, ванную, а если ребёнок ходит в школу – дверь в раздевалку;
– научите рассказывать о том, кто касался вашего ребенка “неправильно” (то есть, не так, как правильно – без подробностей.  
Можно не пояснять глубоко, зачем нужны все эти правила, а просто сказать, что ТАК НАДО. ЭТО-ПРАВИЛО, его нельзя нарушать.
Скажу дикую для многие родителей вещь – дети с СД, как и обычные подростки, рано или поздно сами обнаружат, что такое маструбация. Ругать за неё нельзя, а тем более – пугать ужасами или бить. Если ваш ребёнок подошёл к возрасту подростка, пришло время пояснить,  когда и где он может себя трогать , а также нужно объяснить, что он должен (она должна) быть при этом наедине с собой.

Если не получается поговорить с ребёнком на эти темы, обратитесь к помощи психолога.

В любом случае, когда ведёте разговоры о сексуальности, беременности, менструации и т.п. вещах, говорите конкретно, называйте вещи своими именами. Речь идет о пенисе и вагине, не о пчелках, тычинках, пестиках. Дети с СД не понимают метафорических сравнений и общих расплывчатых фраз. Обратите внимание, что это не вашему ребёнку сложно слушать, а вам почему-то тяжело об ЭТОМ говорить. Так что, проблема-то не в ребёнке…

Говоря о сексуальных моментах, будьте последовательны, “выдавайте” информацию поэтапно и не переходите в разговоре на следующую мысль, пока не удостоверитесь, что сказанное до того чётко усвоено и понято. Например, речь о сексуальной безопасности повторяйте постоянно, чтобы из-за проблем с памятью эта важная информация не “потерялась”. Не вываливайте в один заход информацию о менструации и беременности.

Девочке в 11 лет (или позже – вы же видите, когда у ребёнка начинаются специфические изменения тела)надо рассказать, что будет время, когда у тебя на трусиках будут появляться красные и коричневые пятна. Это бывает у каждой девушки. Чтобы трусики не пачкались, в эти дни мы будем использовать вот такие тряпочки-прокладки. Возможно, придётся провести тренинг по приклеиванию и смене прокладок, чтобы потом девочка была готова к проявлению взрослости. Кстати, существуют специальные картинки, которые в доступной форме объясняют девочкам с умственной отсталостью, как пользоваться прокладками. Эти картинки замечательно помогут и родителям девушек с СД рассказать о таком сложном процессе.

Поощряйте правильное поведение ребенка, подростка, особенно в сфере гигиены.
Не наказывайте, а отвлекайте от неправильного поведения.

Например, если ребенок, подросток начинает мастурбировать прилюдно, дайте ему что-то в руки – нести или держать, переключите его внимание. Если усиленно акцентирует внимание на половых признаках людей (например, в Москве я как-то видела, как юноша с СД радостно кричал, тыкая на каждую женщину на улице – “сиськи, сиськи….”), спокойно поправьте: “это женщина, у неё есть грудь. а ещё у неё есть руки, ноги, живот, шея…” Если вы спокойно говорите об интимных частях тела, не показывая собственного смущения, у ребёнка не возникнет гипертрофированного внимания к этим частям.
Рассказать о взрослении и его особенностях и правилах гигиены должен человек того же пола, что и ребёнок. То есть, мама мальчика не учит! 
При сексуальном просвещении внимание должно акцентироваться не  на физических аспектах и репродукции, но на том, какую роль сексуальность играет в отношениях между людьми. То есть – упор на любовь, чувства, понятие семьи и взаимопомощи в семье, а не на физиологии. Именно эти факторы влияют на восприятие сексуальности и близости.

Не забудьте, что пример ваших отношений с супругом (супругой) – это лучший пример научить правилам обращения с противоположным полом. Нежность, взаимопомощь, внимание, эмоциональная поддержка, которую ребёнок увидит в вашей семье – это и есть те азы сексуального воспитания, которые нужны ребёнку с СД. Но упаси вас Бог показывать ребёнку порножурналы или порнофильмы!

Контрацепция и материнство.
Примерно 50% женщин с синдромом Дауна могут иметь ребенка и могут поэтому применять один из обычных методов контрацепции без дополнительных факторов риска. Выбор метода связан с личными предпочтениями, способностью эффективно использовать этот метод и возможными побочными эффектами, а также состоянием здоровья девушки. Зачастую ограничения накладывают сопетсвующие нарушения здоровья эндокринной системы или почек. 

Для интересующихся, скажу, что хирургическая стерилизация также может проводиться без дополнительных факторов риска, однако данная процедура для женщин с умственной отсталостью контролируется государственными законами. Человек с синдромом Дауна должен как можно полнее быть вовлечен в принятие такого решения, если возникнет такая необходимость.

Относительно деторождения статистика говорит, что 35-50% детей, рожденных от матерей или отцов с синдромом Дауна, рождаются с синдромом Дауна или другими значительными отклонениями. И несмотря на это, рождение обычного ребёнка возможно, этот процент – от 50 до 70%. В случае наступления беременности подождите с решением о прерывании, лучше проведите все обследования в процессе беременности. Вполне возможно, что у вас родится обычный внук, а рождение ребёнка- это всегда радость. Причём женщины с синдромом Дауна с незначительными умственными нарушениями становятся хорошими матерями при поддержке своих родителей и соц.служб. Ведь связь мамы и ребёнка во многом строится на эмоциональной составляющей, а люди с СД могут очень многому научить в этой сфере. Достаточно посмотреть, как девочки с СД радостно няньчатся с младшими братиками и сёстрами, как им хорошо вместе.

В Москве есть даже специальные курсы, на которых девочек с СД и девушек учат азам ухода за ребёнком и основам материнства. В Саратове, увы, таких курсов нет, только отдельные занятия в рамках обучения в школах 8 вида.

Менопауза у женщин с СД начинает рано, в возрасте около 40 лет, и не имеет каких-то особенностей.
Мужчины и женщины с синдромом Дауна подвержены риску заболеваний, передающихся половым путем, в той же степени, что обычные люди. Поэтому юношей нужно во время научить пользоваться барьерными методами предохранения (презервативом), а девушкам объяснить обязательность использования этого предмета.

Нужно ли специально учить людей с СД сексу?

Нет, не нужно. Всё приходит само собой, если эмоционально человек сложился и имеет достаточный уровень знаний об окружающем мире. В принципе, тут всё также, как и у обычных подростков.

Сказать, в каком возрасте человек с СД “созреет” до сексуальных отношений, нельзя. Если исходить из логики, то для обычных подростков не просто так определён рубеж полового созревания в 18 лет. Учитывая замедленное развитие детей с СД, то разговор о самом процессе секса вряд ли должен происходить до 20-22 лет.

На что следует обратить внимание?

Тут я рискую опять испугать некоторых родителей, но всё же скажу: придётся на картинках пояснить, чтотакое секс. Только не порнокартинках и не на Камасутре, а, например, книге “Откуда берутся дети” для детей 7-10 лет. Иначе процесс сексуального конакта может быть пугающим и даже нанести эмоциоанльную травму.  Людей с СД надо научить, где границы нормального физического контакта при обычных отношениях с людьми. То есть, если у вас есть информация о готовности к вступлению в сексуальные отношения вашего уже взрослого сына или дочки с СД, надо дать информацию о том, как вести себя. Расскажите, что нормально, а что – нет, чтобы мужчина (женщина) с СД знала, как отказаться делать то, что ей не хочется. Опять же, разговор на эту тему должен вести человек того же пола, что и человек с СД.

Нужно закрепить чёткое понимание, что для вступление в сексуальные отношения нужно желание двоих людей. Что занятия сексом втроём, необычным образом, на камеру или прилюдно запрещены. Не надо пояснять, почему. Просто “так нельзя”, “это некрасиво”.

Научите вашего выросшего мужчину (женщину) с СД обязательно рассказывать вам о своих намерениях или решениях в области интимных отношений. Обязательно встретьтесь с избранником вашего сына либо дочки и выясните, понимает ли он серьёзность такого решения. Только не запрещайте дочери ли сыну “заниматься этим плохим делом”, чтобы не провоцировать на протестное поведение. Не забывайте, что даже если вы опекун вашего выросшего ребёнка, вы не властны над физиологическим созреванием его тела.

И очень важно научить в случае возникновения сложных ситуаций сначала обращаться к вам или специалисту-психологу за советом, и только потом что-то делать.

Рудова А.С., к.псх. наук, дефектолог, психолог, семейный консультант, ген.директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры.

Обсуждение данного вопроса в рамках этой статьи происходить не будет. Кто захочет высказаться, поделиться опытом, как лично ВЫ говорили с ребёнком на тему сексаульного воспитания – давайте обсудим это на форуме – вот здесь:

 И сразу предупрежу – садистские высказывания типа “отрезать им всё” будут безжалостно стираться, а люди, выражающие подобные мнения, лишаться доступа к форуму. Наш сайт и форум – для конструктивного общения.

Категория: Солнечные детки – дети с синдромом Дауна | Добавил: Razvivalkina (11.09.2012) | Автор: Рудова А.С.
Просмотров: 6191
| Рейтинг: 4.0/3

Категории раздела

Солнечные детки – дети с синдромом Дауна [6]

О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.

Вечный двигатель – гиперактивный ребёнок. [4]

О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.

Задержка развития – это не приговор! [6]

Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития

Дети с аутизмом – ОСОБЕННЫЙ МИР [37]

о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом “ОСОБЕННЫЙ МИР”.

Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]

Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с “особыми” детьми.

Проблемы с речью, логопедия [12]

Что делать, если ребёнок плохо говорит.

“Особый” ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни – правовые и социальные тонкости [20]

Родители “особых” детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.

другие нарушения [5]

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей:

Источник