Методики для работы с детьми с синдромом дауна

Методики для работы с детьми с синдромом дауна thumbnail

Современные методики работы с детьми с синдромом Дауна

Слайд 1 (титульный)

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения, использовать деятельностный подход.

Слайд 2

Среди современных методик воспитания и образования детей с синдромом Дауна можно выделить следующие:

– Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН);

– Авторская методика развития речи и обучения чтению и письму Ромены Теодоровны Августовой;   

– «Шагзашагом» («Step by step»);

– Система «Нумикон»;

– «Маленькие ступеньки». 

Слайд 3

Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН). Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3 – 4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии ребенка. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь – социализацией. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.

Игры для формирования двигательных навыков

Игра «Баскетбол».

Очень полезно играть с ребёнком в подобные игры: забросить мячик в ведро, коробку, баскетбольную корзинку и т. д.

Игры на развитие умения перешагивать через предметы.

Ребёнок перешагивает через верёвочки, палки, низкие скамеечки и т. д.

Игры на развитие у ребенка умения пересекать рукой среднюю линию тела.

Здесь можно использовать кинезиологические упражнения.

Слайд 4

Методика развития речи и обучения чтению и письму Ромены Теодоровны Августовой.

Это единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. Дети, занимающиеся по методике Р. Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и с увлечением учатся читать и писать.  Автор, всю жизнь занимающийся педагогикой речи, простым и доступным языком разъясняет в своих книгах как научить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки.

В книге Ромены Теодоровны «Говори! Ты это можешь» отражены следующие принципы:

Первый – проговаривание слогов. Вначале надо определить, какие именно слоги ребенок может выговаривать абсолютно чисто. Потом из них составлять слова и их отрабатывать.

Второй – работа с карточками, причем Ромена Теодоровна предпочитает работать с фотографиями, например, из журналов и с иллюстрациями в детских книгах.

Итак, как работать с карточками и иллюстрациями. Нужно включать ребенка в эту историю. Если на картинке ребенок грязный, надо взять настоящий носовой платок и оттирать ему лицо. Если на картинке что-то едят, надо двумя пальчиками «взять» лакомство и положить себе в рот.

Помимо изложения этой методики в книгу включены также
рекомендации для родителей в решении некоторых проблем, связанных с коррекцией поведения ребенка.

Слайд 5

Методика «Шаг за шагом» («Step by step», новое название «Сообщество») – методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту.

Основные задачи методики:

Обучение ребенка с синдромом Дауна навыкам самообслуживания и поведения в быту;

Воспитание самостоятельности и независимости;

Развитие личности;

Повышение самооценки.

Данная методика очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом.

В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений.

Читайте также:  Можно ли у новорожденного определить синдром дауна

Слайд 6

Система «Нумикон».

Нумикон – это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться в практической деятельности, способность усва­ивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стан­дартизованные образцы или шаблоны.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами определенной формы и цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.

Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счет­ный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглы­ми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выклады­вать из деталей Нумикона картинки, например, кораблик, машинку. К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.

Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка – слух, зрение, осязание, движение и речь.

Его можно использовать для изучения состава числа, сложения, вычитания, умножения и деления.

Слайд 7

Этапы работы по системе Нумикон:

Игровой, ознакомительный этап

На первых порах ребенок узнает, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали можно называть по цвету или размеру: «красная», «синяя», «большая», «маленькая», либо словами «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе ребенку еще не предлагается пересчитывать количество дырок в каждой детали.

Этап конструирования рядов

Цель этого этапа – показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» – «одну дырочку», т.е. единицу. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к сложению и вычитанию.

Этап обучения счету

На этом этапе вводится числовое название каждого шаблона. Построив «лесенку», педагог или родители показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т.п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами. Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия и ответить на вопрос: «Сколько всего дырок?»

Этап сложения, вычитания

Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями. Вот примеры работы с Нумиконом.

Слайд 8

Сложение

Вычитание способом наложения фигур

Также Нумикон позволяет осу­ществлять арифметические действия с переходом через десяток.

При объяснении состава числа скла­дывают одни формы из других и таким об­разом можно наглядно показать, как одно число можно составить при помощи других чисел.

Соотнесение ряда цифр от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме.

Слайд 9

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие Ступеньки» составлена на основе методик и учебных планов, разработанных в Центре Даун Синдром Университета Маккуэри (авторы Мойра Питерси и Робин Трилор).

Методика побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром. Данная методика с успехом применяется во многих странах и рекомендована к использованию Министерством образования РФ. 

Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения и рассчитана на самых маленьких – тех, чей уровень развития соответствует 0 – 4 годам. По каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование детей.

Основные принципиальные положения методики «Маленькие ступеньки»:

– Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии учится медленнее, однако он может учиться.

– Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми на­выками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости.

– Родители играют самую важную роль.

– Эффективность обучения в значительной степени зависит от воз­раста ребенка. Занятия нужно начинать прямо с момента уста­новления диагноза или обнаружения трудностей в развитии.

– Все дети – разные, и все семьи – разные. По-настоящему эффективная программа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.

Процесс обучения разбивается на маленькие ступеньки. Отсюда и название программы. Дети с отклонениями в развитии учатся точно так же, как и все остальные дети, только медленнее. Задача, которая, воз­можно, покажется такому ребенку непреодолимо трудной, может быть решена, если ее представить в виде серии маленьких задач.

Читайте также:  Читать бесплатно книгу синдром петрушки бесплатно

Большинство умений, составляющих содержание «Маленьких Ступенек», входят в учебный план Центра Маккуэри, известный под названием «Перечень умений, определяющих развитие ребенка».

Слайд 10

Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР) охватывает соответствующие области развития:

Общая моторика. Это двигательная деятельность, которая обуславливается работой крупных мышц тела. Навыки общей моторики позволяют ребенку сидеть, ходить, лазить, ловить мяч. кататься на велоси­педе и т.п.

Тонкая моторика – двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития относят формирование у ребенка умений, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе (переворачивать страницы книги, рисовать, составлять картинки из элементов мозаики и т.п.)

Восприятие речи, или понимание ребенком того, что ему говорят. Это умение понимать речь окружающих. Оно позволяет ребенку слушать то, что ему говорят, понимать слова и фразы, выполнять указания и, самое главное, самому пользоваться речью.

Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.

Конечно, возникает вопрос, как учить ребенка?

Обучение – это процесс, с помощью которого мы так организуем обстановку, окружающую ребенка, чтобы он скорее научился делать определенные вещи н вести себя определенным образом.

Упрощенно процесс обучения должен протекать так:

1. Скажите ребенку, что он должен сделать.

2. Если нужно, помогите ему в этом.

3. Дайте ему понять, что он сделал это хорошо.

Приведу пример последовательности действий.

Слайд 11

Просьба: «Помыть руки» подойдет в том случае, если ребенок уже знает всю последовательность действий, но если он пока только учится, то эту процедуру нужно будет представить себе в виде серии ступенек, каждая из которых должна будет стать предметом обучения и, соответственно, придется дать несколько указаний (например, «Закатай рукава», «Открой кран», «Возьми мыло» и так далее).

Использование основных принципов перечисленных методик, помогает добиваться положительной динамики в обучении и воспитании детей с синдромом Дауна позволяет повысить уровень социально-психологической адаптации.

Кроме того, среди обучающихся, воспитанников школы толерантное отношение к детям с синдромом Дауна.

Дети с синдромом Дауна принимают активное участие в школьных мероприятиях, фестивалях художественного творчества детей С ОВЗ.

Слайд 12

Развиваем двигательные навыки

Слайд 13

Принимаем участие в праздниках

Слайд 14

Развиваем мелкую моторику, делаем поделку к Дню космонавтики для детей ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 4 «Берегея»

г. Георгиевска

Слайд 15

Принимаем участие в городских фестивалях художественного творчества детей с ОВЗ

Видео «Маленький оркестр» фестиваль

Спасибо за внимание!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/388452-sovremennye-metodiki-raboty-s-detmi-s-sindrom

Источник

Нажанетдинова Сямия Махсутовна
Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Ленгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году.

В 1959 году, французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями.

Синдром Дауна нельзя предотвратить и нельзя вылечить.

Работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

Поведение детей с Синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.

В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с Синдромом Дауна родителям необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. д.).

ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ

Читайте также:  Тест на синдром жильбера в инвитро

-Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;

-Возможные проблемы со слухом и зрением;

-Проблемы с развитием речи;

-Слабая кратковременная слуховая память;

-Более короткий период концентрации;

-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

Проблемы со зрением. Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.

Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.

Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

Проблемы с развитием речи.

Общие черты отставания в развитии речи:

*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

*пробелы в освоении грамматических конструкций;

*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

*трудности в понимании заданий.

Мышление.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Память.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти, требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Внимание.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Поведение.

Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

• Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

• Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;

• Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;

• Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданностью! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.

Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках. Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психологическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Источник