Методы профилактики синдром профессионального выгорания социального работника

Методы профилактики синдром профессионального выгорания социального работника thumbnail

Всемирная организация здравоохранения официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Как и у любой болезни, у выгорания есть симптомы, причины и меры профилактики. Причины кроются как в личных качествах человека, так и в неправильной организации работы коллектива в учреждении. В статье разберем 6 основных причин выгорания и способы их устранения.

  • Новичок в шоке от адаптации. Решение
  • Негативные клиенты. Решение
  • Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение
  • Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение
  • Нет мотивации. Решение
  • Личные особенности человека. Решение
  • Опрос на определение причины выгорания. Решение

Сотрудники социальной сферы сильно уязвимы перед эмоциональным выгоранием, потому что они постоянно взаимодействуют с людьми. Не зря говорят: “Эмоциональное выгорание – плата за сочувствие”. Руководителю социальной организации важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять ценных сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.

Выгорание подкрадывается незаметно. Сначала у человека портится настроение на работе и побаливает голова, потом он перестает улыбаться коллегам и раздражается по любому поводу на работе и дома. На финальной стадии он теряет интерес ко всему, с отвращением думает о работе, которую любил месяц назад, и ищет утешение во вредных привычках.

1. Новичок в шоке от адаптации. Решение – наставничество

Когда сотрудник только приходит в социальную организацию, он с “горящими глазами” погружается в работу и старается выполнять задачи со всей ответственностью. Спустя какое-то время он расстраивается, что результаты работы не оправдывают его ожиданий. Например, психолог верил, что поможет клиенту добиться позитивных изменений в жизни и прикладывал все усилия для этого, а на деле клиент стоит на месте. Новый сотрудник еще не знает, что клиенты бывают разные и не всем можно помочь, и начинает накручивать себя и сомневаться, что эта работа вообще для него.

Как помочь сотрудникам?

Организуйте систему наставничества. Задачи наставника:

  • Постепенно включить новичка в работу, и показать реальную картину, развеяв ложные ожидания;
  • Ответить на все вопросы новичка и поддержать в случае трудностей, установить доверительное открытое общение;
  • Обсудить с новым сотрудником причины и симптомы выгорания, чтобы пресечь его на первых этапах зарождения;
  • Закрепить за новичком супервизора, который будет наблюдать за его работой, исправлять ошибки и обсуждать его сильные и слабые стороны.

Супервизия нужна не только новичкам, но и опытным специалистам, чтобы оценивать их работу и мотивировать к профессиональному росту.

2. Негативные клиенты. Решение – релаксация

Социальные сотрудники каждый день “варятся” в проблемах своих клиентов. Есть особенные клиенты, которые жадно выкачивают всю энергию из сотрудника и заполняют освободившееся место негативом. Тогда сотрудник приходит к новому клиенту в истощенном состоянии, его продуктивность падает, а стресс нарастает.

Как помочь сотрудникам?

Негативных клиентов не избежать, поэтому обучите сотрудников полезной технике, как отстраниться от негатива, который выплескивает клиент:

Представьте перед собой озеро. Тихая вода, вокруг ни души… Посередине озера стоит лодка. Мысленно посадите негативного клиента в лодку и отправьте его плавать. Наблюдайте, как лодка все дальше удаляется от вас вместе со всем негативом.

Любой клиент забирает у специалиста эмоциональные силы. Создайте условия, чтобы ваши сотрудники восстанавливались при необходимости. Для этого нужно предусмотреть индивидуальную и групповую релаксацию во время рабочего дня:

  • Установите плановые тайм-ауты, чтобы можно было на время менять характер решаемых задач, получать передышку от общения с клиентами;
  • Порекомендуйте сотрудникам использовать быстрые методы расслабления: сделать 10 вдохов выдохов, выпить стакан воды, сделать короткую медитацию, принять душ, включить успокаивающую музыку, сделать расслабляющую гимнастику, поочередно до максимума напрягать части тела и расслаблять их;
  • Продумайте групповые тренинги для расслабления.

Пример расслабляющего упражнения:

Все участники рисуют солнце. На каждом лучике сотрудник дополняет фразу: «В трудную минуту ресурсом для меня является…». 

3. Неподходящий режим рабочего дня и образ жизни. Решение – планирование

Некоторые руководители забывают, что его сотрудники не роботы. В результате коллектив задерживается после 21.00, остается без полноценного обеда, в погоне за прибылью берет много клиентов или работает без выходных и отпуска. 

Как помочь сотрудникам?

Руководителю следует:

  • В течение дня переключать сотрудников с одной задачи на другую;
  • Равномерно распределять нагрузку;
  • Следить, чтобы сотрудники отгуливали весь отпуск и все выходные;
  • Установить гибкий график работы, чтобы сотрудники могли включаться в работу в свои личные часы продуктивности.

4. Нездоровая атмосфера в коллективе. Решение – тренинги

Специалисты развиваются и растут в коллективе, который дает им одобрение, поддержку и хорошее настроение. Каждый должен чувствовать себя частью сплоченной команды. Бывают организации, где сотрудники конкурируют друг с другом, поддерживают только формальные отношения или вообще изолируются от группы. Постоянные конфликты висят грузом между коллегами и мешают социальной поддержке.

Как помочь сотрудникам?

Руководителю нужно работать над позитивным климатом коллектива. Для этого важно проводить групповые тренинги, делать ежедневные неформальные планерки, формировать единую корпоративную культуру, давать совместные рабочие задачи.

Пример упражнения для сплочения коллектива:

Каждый участник по очереди отвечает на вопрос:
– Что я хочу подарить тому, кто сидит рядом?

Он называет подарок, который по его мнению порадует коллегу. “Обладатель” подарка благодарит и объясняет, понравился ли бы ему этот подарок и почему.

5. Нет мотивации. Решение – поощрение

Каждый сотрудник хочет чувствовать собственную значимость на работе и понимать, что руководство ценит его труд и мнение. Иначе он будет ощущать бесполезность и потеряет мотивацию.

Читайте также:  Астено невротический синдром и депрессия

Как помочь сотрудникам?

Руководителю следует показывать благодарность и ценность сотрудника не только выплачивая зарплату:

  • Благодарить за работу лично словами и грамотами;
  • Выплачивать премии за проявленную инициативу;
  • Разработать карьерный план с каждым сотрудником;
  • Отправлять сотрудников на обучение и повышение квалификации;
  • Давать сотрудникам управленческие задачи.

6. Личные особенности человека. Решение – тщательный отбор на должности и саморазвитие

Есть люди, которые больше других подвержены выгоранию. Например, люди:

  • с низкой самооценкой, 
  • с нездоровым поведением в стрессовых ситуациях, 
  • со слабой выносливостью, 
  • с проблемами в семье и деньгах,
  • на неподходящей работе,
  • без четких приоритетов и системы внутренних ценностей,
  • интроверты и перфекционисты.

И в то же время устойчивы к выгоранию люди с высокой самооценкой и хорошим здоровьем, открытые и общительные, способные формировать в себе позитивные установки и ценности.

Как помочь сотрудникам?

Вакансии социальной сферы предъявляют завышенные требования к кандидатам. Принимая людей на работу, делайте отбор не только по профессиональным навыкам, но и проверяйте перечисленные выше личностные качества.

Текущих сотрудников отправляйте на тренинги по профилактике выгоранию и проводите упражнения для определения эмоционального состояния. 

Пример упражнения:

По моему сигналу начинайте отсчитывать в уме одну минуту. Я засекаю ее по секундомеру. В какой-то момент я подниму желтый шар, через некоторое время синий. Вы продолжайте отсчитывать, пока не досчитаете свою минуту.

Результаты:

Если вы остановились до желтого шара, значит ваша минута длилась меньше 45 секунд – это признак сильной тревожности.

Если вы остановились во время поднятия желтого шара, ваша минута длилась 45-55 секунд – это легкая тревожность.

Если вы закончили отсчет минуты с поднятием синего шара, ваша тревожность в норме.

Опрос на определение причины выгорания

Ответьте честно на вопросы и обсудите ответы с руководителем:

  1. Какие стрессы и кризисы я переживаю на данном этапе жизни?
  2. Что мне помогает справиться со стрессом?
  3. К какому контингенту относятся мои клиенты?
  4. Сколько клиентов в день я принимаю? А в неделю?
  5. Есть ли клиенты, с которыми мне больше нравится работать? Почему?
  6. Соответствует ли моя работа моим внутренним ценностям?  
  7. Мне нравится моя работа? Она мне подходит и я чувствую себя компетентным в ней?
  8. Поддерживают ли меня коллеги и супервизоры?
  9. Что меня больше всего задевает?
  10. Как общество относится к работе, которой занимаюсь я и моя организация?

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

в профессиональной деятельности специалиста»

Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом.

В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики.

Что же такое синдром профессионального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания  (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:

1-я стадия:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё  чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Читайте также:  Народное средство для снятия похмельного синдрома

2-я стадия:

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3-я стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта (последствия) профессионального выгорания

Последствие

Проявления

Первый – снижение самооценки

Как следствие, такие “сгоревшие” работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем они могут перейти в агрессию и отчаяние.

Второй – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий – эмоциональное истощение, соматизация 
 

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа – психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа – социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).

Третья группа – поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё  труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, невериев улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к  результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:

  • опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
  • опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
  • Экспресс-диагностика «выгорания» и др.

А сейчас я вам предлагаю провести экспресс-диагностику «выгорания»:

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

данет
2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

данет
3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

данет
4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

данет
5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

данет
6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

данет
7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

данет
8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

данет
9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

данет
10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

данет
Читайте также:  Инвалидность до 18 лет при синдроме дауна

Оценка результатов

0 -1 балл – синдром выгорания вам не грозит

2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Кроме этой методики можно и использовать простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.

Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.

Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.

Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.

Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.

РеалистФаталист
СензитивистАвантюрист

Постановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.

Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.

Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.

Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.

Авантюрист: его девиз – живём дин раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.

Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.

К профилактике «выгорания» относится:

  1. Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
  2. Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.
  3. Возможность повышения профессиональной квалификации.
  4. Организация и функционирование психологической службы в коллективе.

Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:

  • Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:

– упражнения на развитие педагогической интуиции.

  • Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:

– упражнения-энергизаторы,

– упражнения для развития способности принимать друг друга.

  • Упражнения для развития познавательной сферы:

– упражнения для развития понимания устного текста,

– упражнения для развития активного слушания,

– упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.

  • Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:

– методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,

– упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),

– методы кинезиологии для снятия стресса,

– релаксационные упражнения,

– упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,

– методы регуляции  эмоциональной сферы.

Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник