Мимика и жесты синдром дауна

Мимика и жесты синдром дауна thumbnail

19.01.2017

Коммуникация между людьми осуществляется при помощи: вербального общения (устной речи) либо невербального (жестов, мимики, телодвижений, символов).

Устная речь это сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Ее разделяют на:  импресcивную (сенсорную) речь –восприятие и понимание речи, и экспрессивную (моторную) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Очень часто общение с помощью устной речи у ребенка с синдромом Дауна происходит со значительными трудностями, и тогда ее дополняют альтернативными средствами общения, как правило,  жестами и пиктограммами.  Данные средства в общении с детьми с синдромом Дауна используют одновременно с устной речью, если же ребенок  не может владеть устной речью, тогда  оставшиеся альтернативные средства временно или навсегда ее полностью заменяют.

Роль невербальных средств общения для детей с синдромом Дауна очень значима. При неумении или неспособности использовать устную речь и неимении возможности донести свои мысли или выразить свои чувства другим может вызвать  у ребенка с синдромом Дауна скованность, неловкость, отчужденность, страх, враждебность. И наоборот  овладение такими средствами невербального общения, как жесты помогает  смягчить стрессовые ситуации, вызванные проблемами  общения. Использование жестов поможет ребенку с синдромом Дауна не только развить способность к коммуникации, но и пополнить словарный запас, получить определенные знания.

Чаще всего именно ладони и руки — это первые части тела, которыми начинает управлять маленький ребенок. Поэтому использование жестов возможно уже в самом раннем возрасте, даже с грудными детьми, что в будущем поможет сократить разрыв между импрессивной (пассивной) и экспрессивной (активной) речью ребенка.

Основные принципы  использования жестов, которые должны соблюдаться при работе с детьми с синдромом Дауна:

  • систематичность: жесты, которым обучен ребенок, должны использоваться в повседневной жизни регулярно;
  • конкретизация: один жест — одно понятие или действие;
  • ассоциативность: жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • общедоступность: всем окружающим, особенно близким ребенка, важно понимать жесты, которые использует ребенок, и реагировать на них.

При обучении жестовой коммуникации ребенка с синдромом Дауна обязательно нужно помнить:

  1. При обучении жесту обязательно побуждать ребенка произносить слова. При выполнении жеста взрослый должен «проговорить» его — произнести значение каждого  жеста. Также когда ребенок обращается с жестом к взрослому, последний должен прокомментировать его.
  2. Когда выполняется жест и одновременно произносится слово, нужно держать визуальный контакт с ребенком.
  3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, а именно выполнить движения своими руками при этом взяв руки ребенка в свои, если ребенок не может сделать его сам.

В Центре Раннего Развития ВБО «Даун Синдром» специалисты используют систему  общепринятых и общедоступных жестов, которые могут быть понятны человеку не имеющего специального образования.

В основном это жесты рук, которые обозначают либо предмет, либо действие, которые имеют непосредственное отношение к ребенку.

На занятиях педагоги Центра изучают, а потом используют  жесты,  значение которых важно (интересно) для ребенка, вначале, это простые предметы (что ребенок чаще всего видит) и действия (что ребенок чаще всего делает).

жесты1  жесты2

Также для детей младшего возраста жесты используются не для всех слов, а только главных в предложении. Например, на вопрос : «Хочешь пить?» — используется жест «Пить», или, при утверждении : «Идем домой», используется только жест «Дом».

Постепенно ребенок освоит жесты, из которых он сможет выстроить небольшие фразы или предложения, например: «Пойдем туда». Просьба «Дай мне» выполняется несколькими жестами «Дай», «Мне»,  «Название предмета».

Свою оценку жестовой коммуникации, а также некоторые рекомендации по ее использованию дает логопед  Центра Раннего Развития ВБО «Даун Синдром», Ольга Мороз:

«В Центре Раннего развития мы активно используем  жесты, так как это средство коммуникации всегда доступно и всегда с ребенком. В основе жеста лежит движение различных частей тела: чаще всего рук и головы. В отличии  от  жестов, обычные телодвижения не несут в себе смысл (определенное значение), разве что улучшение физических характеристик определенного действия, и выполнение которых  можно сравнить с ЛФК. А главная особенность и важность жестов в том, что с помощью них ребенок с синдромом Дауна осознает, что может влиять на окружающих, меняя тем самым обстоятельства вокруг себя.

Дети, которые активно используют жесты, менее капризны, так как их просьбы понятны  для окружающих. Такой ребенок достаточно хорошо реализует себя в социальном плане (может сообщить о физиологических потребностях, обратиться с просьбой), что очень важно для психологического здоровья ребенка.  Также использование жестов способствует развитию  планирующей  функции речи, программированию высказывания во внутреннем плане.»

Практические советы родителям формирования жестовой среды для ребенка с синдромом Дауна:

  • Применяйте жесты в каждой жизненной ситуации: прием пищи, одевание, игра, прогулка.
  • Используйте жесты во время игры с ребенком. Очень полезны ролевые игры с использованием жестов:  «Доктор»,  «Магазин», «Дочки- матери». Собираясь читать или петь с ребенком, продумайте заранее, для каких слов вы будете использовать жесты.
  • Привлекайте к жестовой коммуникации  как можно больше людей из окружения  ребенка: родственников, друзей, соседей, вашего лечащего врача. Планируйте регулярные встречи для близких на которых вы будете обсуждать коммуникацию ребенка и учиться жестам сообща. Идеально,  когда неговорящий ребенок с синдромом Дауна растет в среде, где все его близкие люди могут использовать жесты.
  • Изготовьте специальные жестовые пособия: это может быть фотоальбом важных для ребенка людей и вещей с картинками или описанием соответствующих к ним жестов.  Жестовые плакаты или жестовые книги с разными темами, которые интересны ребенку. Ими  всегда можно воспользоваться, если кто-то забыл какой-нибудь жест.
  • Чем чаще Вы используйте жесты,  тем легче их выучить Вам и ребенку. Используйте жесты на часто повторяющиеся действия.
  • Не перегружайте ребенка информацией, изучайте жесты соответственно темпу Вашего ребенка (1 жест в день или 1 жест в неделю) и придерживайтесь его, и тогда интерес к коммуникации у ребенка  пересилит страх сделать ошибку.
  • Важно дать ребенку время, и он обязательно вступит  в жестовую коммуникацию.
Читайте также:  Синдром проклятия ундины вишневский читать

И  помните о главном принципе взаимодействия с ребенком: «Учимся с радостью»!

Источник

В процессе общения каждый из нас помимо слов использует язык жестов, мимики и телодвижений. Психологи утверждают, что от 60 до 80% информации передается за счет невербальных (неречевых) средств.

При возникновении сложностей в формировании устной речи в ряде случаев с целью общения успешно используются системы, представляющие собой сочетания слов, мимики, жестов, движений, картинок, символов и табличек со словами. В зависимости от причины, вызывающей проблемы общения, соотношения этих средств различно. 

В отличие от зарубежных специалистов, где и дома, и в детском саду, и даже школе используется развернутый язык жестов в качестве временной замены устной речи мы использовали только общепринятые и общедоступные жесты, понятные окружающим без специального обучения. Это чрезвычайно важно, так как малыш должен иметь возможность объясниться и в детском саду, и на игровой площадке, и в любой другой ситуации, где находятся люди не знакомые с жестами. Жесты и движения, которые мы используем в общении с детьми с синдромом Дауна, можно условно разделить на несколько групп. 

Символические социальные жесты и движения, например: 

указательный жест, да, нет, пока-пока, иди сюда, дай, на.

Дополнительные социальные жесты, например:

Смотри (указательный палец к глазу)
Слушай (указательный палец к уху)
Говори (указательный палец ко рту)
Другие варианты использования указательного жеста.
Все эти жесты ребенок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения.

Группа жестов являющихся в основном имитацией простых предметных действий. Ребенок знакомится с ними и начинает их использовать постепенно, по мере формирования предметной деятельности, например:

Ложка, кушать, варить кашу, пить, телефон, звонить, расческа, причесываться, чистить зубы, умываться, причесываться, звонить по телефону, ехать на машине, спать
Жесты, носящие описательный характер и отображающие характерные для данного субъекта или объекта черты или свойства, например:
Зайчик – показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки»
Кошка – погладить ладонью одной руки, тыльную сторону другой одной руки или изобразить усы 
Курочка – жест «клюет»
Лошадь – изобразить движение «скачем на лошадке»
Медведь – показать, как мишка ходит
Птичка – жест «полетели»
Корова – жест «рога», забодаю и т д.

Со многими жестами этой группы малыш впервые знакомится на этапе эмоционального общения, слушая детские песенки и потешки. Затем эти жесты уточняются, для чего взрослый многократно соотносит их с реальными предметами, действиями, их изображениями, и конечно, со словом.

Итак, для ваших малышей важно использовать жесты в качестве временной замены устной речи. Еще раз напомню главный аргумент: Умственные способности ваших малышей и уровень понимания обращенной речи опережают их языковые возможности. Если не дать ребенку средство, с помощью которого он сможет выразить свои пожелания, просьбы и эмоции, это может сказаться на его развитии и создать дополнительные проблемы в поведении. 

Есть много способов знакомства ребенка с жестами. Один из них, самый простой и увлекательный, – использование песенок, стишков и потешек, сопровождаемых движениями. Песенки и потешки на протяжении веков входят в арсенал народной педагогики. Для нас важно подобрать их так, чтобы жесты, с которыми они познакомят малыша, охватывали весь необходимый бытовой словарь. 

Ниже мы приводим тексты наиболее часто используемых песенок и потешек. 

Части тела и лица

Ручками похлопаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Ножками потопаем:
Топ-топ-топ.
Мы коленки отряхнем:
Раз, два, три.
И ботиночки покажем:
“Посмотри!”

Пальчик о пальчик
(Адаптировано из сборника В.Л. Страковской)

Пальчик о пальчик тук да тук – два раза
Ручками хлопаем, хлопаем, хлопаем.
Ножками топаем, топаем, топаем.
Пальчик о пальчик тук да тук – два раза.
Глазки закрыли, спрятались, спрятались.
Глазки открыли – маму увидели.

***
Головка кивает:
Да-да-да.
Глазки моргают:
Раз и два.
Носик нюхает:
(Вдох.) А_______
Ротик кушает:
Ам-ам-ам.
Подбородок прыгает: 
Прыг-прыг-прыг.
А мышонок серенький
в норку шмыг!

Величина

Наш медведь такой большой!
А зайчонок маленький.
Наш медведь пошел домой, 
За ним прыгал заинька.

Бытовые предметы, игрушки и действия с ними 

Мы на дудочке играем: “Ду-ду-ду, ду-ду-ду”.
Пляшут зайки на лужайке: “Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду”.
На гармошке мы играем: “Ля-ля-ля, ля-ля-ля”.
Пляшут зайки на лужайке: “Ля…”
А теперь на барабане: ” Бам-бам-бам, бам-бам-бам!”
Испугались наши зайки – разбежались по кустам.

***
Заинька, бей в ладошки,
Серенький, бей в ладошки!
Вот так, вот так, бей в ладошки,
Вот так, вот так, бей в ладошки. 

Все последующие куплеты строятся по тому же принципу и включают все знакомые малышу действия, например:
Заинька, кушай кашку, пей компотик, причешись, чисти зубки, вымой ручки, спать ложись, поднимайся, потанцуй и т. д.

***
Бим-бом, бим-бом!
Едет (имя ребенка) верхом.
Бим-бом, бим-бом!
Бах! И в ямку кувырком.

***
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите, 
Зернышки ищите.

***
Курочка моя,
Умница моя,
Вот зерно, вот водичка,
А ты дай мне яичко,
Умница моя!

Несколько советов по использованию песенок и потешек:

  • Пойте или насказывайте медленно, но эмоционально.
  • Сопровождайте слова жестами. 
  • Помогите малышу воспроизвести жесты, похвалите его.
  • Хвалите малыша за любую попытку воспроизвести жест.
  • Используйте все эти жесты в быту.

Источник

У людей с синдромом Дауна внешность на удивление похожая. Это короткая шея, толстый язык, седловидный нос, неправильный прикус, монголоидный разрез глаз. Головы у большинства – маленькие, лицо – плоское. Мышечный тонус – слабый. Руки и ноги тоже будут маленькими.

Читайте также:  Питание при синдроме запястного канала

Многих искренне интересует, откуда берётся такое сходство. Ведь люди с синдромом Дауна могут родиться в какой угодно семье. Национальность или даже раса не имеют значения.

На самом деле сходство возникает за счёт патологии, которая у всех больных, как нетрудно догадаться, общая. Этот врождённый порок связан с генетической аномалией. У всех людей – 23 пары хромосом. У людей с синдромом Дауна одна хромосома – лишняя. Расщепляется 21. В итоге изменения затрагивают не только умственное развитие, но и внешнее.

Цвет волос, глаз, рост, строение скелета и многое другое – всё это заложено в генах. Поэтому любое отклонение может сказаться и на внешности. Тем более такое сильное, как появление лишней хромосомы.

Задержка внутриутробного развития

Лишняя хромосома приводит к тому, что плод начинает развиваться медленнее. В итоге у него могут появиться определённые признаки, которые впоследствии сказываются и на внешности. Однако стереотипное представление верно далеко не всегда. Многое зависит от тяжести заболевания, от того, успел ли плод развиться.

Встречается немало людей с синдромом Дауна, у которых весь список признаков отсутствует. А у многих они могут быть, но в слабой форме. Например, к плоскому лицу большинство привыкли. В то же время зубные аномалии встречаются уже далеко не так часто. И они не всегда ограничиваются только неправильным прикусом.

Американский актёр Крис Берк с синдромом Дауна

Синдром Дауна по-разному влияет и на строение скелета. Короткая шея — это необязательный признак. И деформация черепа может быть слабой. То есть у взрослого человека такая патология нередко скрывается причёской или головным убором.

Аналогично в отношении короткого носа или гиперподвижности суставов. Стоит учесть, что все эти признаки могут по-разному проявляться у детей и у взрослых. Если с ребёнком заниматься, то проявления заболевания будут для окружающих видны со временем всё слабее.

Общее выражение лица

Некоторые специалисты полагают, что за определённое сходство отвечает не только само заболевание, но и определённое отставание в интеллектуальном развитии. В итоге такие пациенты оказываются ограничены в отношении яркости и общего количества тех эмоций, которые они могут передать. Как следствие, выражение лица становится у многих с синдромом Дауна похожим.

Однако это то сходство, которое со временем при правильном подходе убирается. Здесь уже всё зависит от того, занимаются ли с таким ребёнком или нет. У людей с синдромом Дауна, в отличие от распространённых стереотипов, есть интеллектуальное развитие. Просто оно проходит значительно медленнее.

На самом деле сходство не такое уж и большое

Врачи отмечают, что сходство наблюдается далеко не всегда. Если синдром Дауна выражен слабо, может присутствовать только 1 или 2 признака. И в итоге разница между детьми невольно начинает бросаться в глаза.

Специалисты также указывают, что многое зависит от восприятия людей. Большинство в первую очередь обращают внимание на проявление заболевания. В итоге создаётся впечатление сходства. Однако это уже вопрос нашего с вами восприятия.

То есть многое зависит ещё и от наших ожиданий. Когда нам говорят о том, что мы увидим человека с синдромом Дауна, мы невольно рисуем у себя в голове определённый образ. И дальше наше сознание “подгоняет” под эту воображаемую картинку внешность реального человека.

Это довольно распространённое упрощение, которое позволяет нам мыслить стереотипами, использовать блоки информации, а не единицы. Такое искажение ускоряет обработку информации, но ухудшает качество восприятия. Осознанность помогает бороться с этим явлением и контролировать собственное восприятие. Однако для этого надо прикладывать усилия.

С возрастом сходство уменьшается

Обратите внимание: больше всего сходства — у младенцев с синдромом Дауна. Но чем старше становятся люди, тем сильнее проступают различия. Проявляется внешность самого человека, которая никуда не исчезла. Также начинает проступать индивидуальность, собственная мимика, какие-то привычки.

Важно: определённое сходство наблюдается не только у людей с синдромом Дауна. Есть синдром Корнелии де Ланге, синдром Сильвера-Рассела и многие другие. Все они заметно сказываются на внешности. Просто синдром Дауна встречается у людей чаще остальных, что и сделало таких пациентов узнаваемыми. Однако если внимательно к ним присмотреться, то можно увидеть индивидуальность каждого.

Источник

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на этих средствах.

Мимика

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Родители просто обязаны все послания, которые они адресуют своему ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица собственного малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Язык жестов

Использование жестовой речи в нашем центре опирается на исследования многих зарубежных ученых, которые установили, что жесты в обучении детей с синдромом Дауна ускоряют их общее и речевое развитие. Наши специалисты на основе своего многолетнего опыта могут только подтвердить и поддержать это утверждение.

Читайте также:  Газовый синдром вследствие травмы грудной клетки

Часто родители весьма скептически относятся к языку жестов, боятся, что это может затормозить речевое развитие, задержать его. Научные исследования доказали обратное. Без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают так или иначе проявлять агрессию.

Язык жестов помогает ребенку усваивать основные понятия, он учится влиять на окружающий мир. Важно понять, что на том этапе, когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить за вами: слово или жест.

Несомненно, жесты – это средство, которое позволит ребенку вступить в коммуникацию и будет способствовать ее улучшению. Жесты должны быть такими, чтобы:

  • в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться,
  • ребенок мог легко их выполнять.

Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.

Хочется дать несколько рекомендаций по применению жестов.

Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.

Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается.

При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.

Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.

При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.

Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

Телодвижения, пантомимика

По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:

  • восприятие,
  • движение,
  • память,
  • внимание,
  • речь.

Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или несформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.

Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Поверьте, первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.

Глобальное чтение

Что такое глобальное чтение? Этоспособвосприятия и запоминанияинформации (в нашем случае – написанного слова) целиком, как картинки или фотографии). Некоторые специалисты по раннему развитию отдают предпочтение этому методу при обучении маленьких детей чтению. Это же явление может использоваться для обеспечения неговорящих детей основным или вспомогательным средством общения. В таких случаях общение поддерживается с помощью специально изготовленных табличек, на которых крупным шрифтом (высотой 10 см) написаны слова.

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним. Обучение глобальному чтению на начальном этапе не требует даже умения говорить, но оно опирается на целенаправленное внимание и память. На первых этапах обучение глобальному чтению не должно носить абстрактный характер, его следует привязывать к конкретному предмету и его обозначению. Другими словами, если вы показываете ребенку табличку, где написано слово «яблоко», то обязательно кладете рядом реальное яблоко, на табличку со словом «ложка» вы кладете ложку и т. п. Позже можно заменять реальные предметы картинками с наложением на них табличек. Если ребенок готов удержать в поле своего внимания большой объем информации, можно расширить ряд до уровня «предмет – картинка – табличка с названием» (машина + картинка + название предмета). Обучение глобальному чтению помогает сформировать у ребенка установку на чтение: он начинает понимать, что предметы, а позже – картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию.

В западной литературе описаны случаи, когда детей с синдромом Дауна начинали обучать глобальному чтению в младенческом возрасте (с 10-12 месяцев), и это давало хорошие результаты. Здесь не должно быть никаких нормативов, все дети имеют разную степень обучаемости, и стоит опираться только на желание и возможности ребенка.

Подводя итоги, хочется еще раз напомнить, что желанию общаться и радости от общения на первых порах должна отводиться первостепенная роль. Правильность общения находится на втором плане. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал успех, чтобы ему захотелось общаться, поэтому обучение должно проходить на таком уровне, на котором ребенок сможет достичь этого успеха.

Источник