Мкб 10 код аутизм

Мкб 10 код аутизм thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 19 мая, 2020

МКБ 10 – это десятый пересмотр Международной номенклатурной классификации заболеваний. По сути – справочник всех болезней и патологических состояний, принятый в официальной медицине в 1989 году и применяющийся всеми врачами.

Медиками России, эта классификация признана в 1999 году. Каждой патологии, в том числе и аутизму, присваивается по МКБ 10 свой шифр. Под ним скрываются характеристики, симптоматика болезни. Такой подход позволяет врачам разных стран синхронизировать свои научные исследования в соответствующих областях, обмениваться опытом лечения, точнее формулировать диагнозы.

Аутизм также имеет свой код заболевания по МКБ 10 и сформулированные критерии, определяющие, какой вариант болезни у ребенка. Благодаря этому, даже при смене страны жительства, человек получит необходимую медицинскую помощь с учетом особенностей состояния без дополнительных обследований. В зависимости от проявлений, составллено несколько шифров, которыми обозначают подвиды аутических расстройств.

Детский аутизм F84.0

Ранний детский аутизм имеет по МКБ 10 код F84.0. Так зашифрованы проявления болезни, которые возникают с самого раннего возраста.

Отличительная особенность синдрома – отсутствие первоначального нормального состояния, синдром считается врожденным. Первые проявления выявляют в младенческом возрасте, а диагноз ставится обычно к 3-4 годам. К такому возрасту, симптоматика становится хорошо заметной.

Критерии, на основе которых присваивается код F84.0, разделены на несколько групп.

Для диагноза, нарушения социального взаимодействия должны быть представлены хотя бы 2 пунктами из 5:

  1. Отсутствует социально-эмоциональная взаимность. Ребенок не проявляет ожидаемых ответных реакций на действия окружающих.
  2. Нарушения во время ролевых, социально-имитативных игр, отказ от подобного вида деятельности.
  3. Отсутствие адекватной реакции на эмоции других людей, неспособность правильно среагировать на ситуацию, агрессивность.
  4. Некорректное использование тональности голоса, отсутствие подкрепляющей жестикуляции.
  5. Отказ от речевого общения с окружающим миром, задержки речевого развития из-за нежелания коммуницировать подобным образом.

Узость интересов, склонность к стереотипным, повторяющимся действиям, не способствующим развитию личности, выраженные хотя бы 1 пунктом из 4:

  1. Ребенок стремится воспроизводить узкий круг действий. У него мало интересов, и расширять их количество он не стремится.
  1. Повторяющиеся механические движения. Больной даже не всегда осознает, что он их совершает.
  2. Приверженность к ритуалам, часто не связанным с функциональной необходимость действий.
  3. Пристрастие к играм с частью игрушки или неигровыми предметами.

Чтобы психолог или психиатр поставили диагноз аутизм по коду МКБ 10, признаки атипичного поведения должны проявиться в первые 3 года жизни. При этом они не провоцируются органическим поражением участков коры головного мозга.

Атипичный аутизм F84.1

Когда признаки аутического расстройства личности проявляются позже 3 лет, не скорректированы после наступления 18 или проявляются ограниченно, врачи в диагнозе проставляют шифр, обозначающий атипичный вариант заболевания.

Такой же подход практикуется при продлении статуса инвалида по достижении совершеннолетия. Например, если человек не смог социализироваться до необходимого уровня

Нередко код атипичного аутизма по МКБ 10 (F84.1) проставляется в документах, когда специфическая симптоматика проявляется не ярко, а в одном из направлений. Как-то: отсутствие стремления к социальному взаимодействию, наличие стереотипных действий.

Также отличительными чертами диагноза являются сильные задержки речевого развития, требующие серьезной работы с логопедом, отставание в умственном развитии, детский психоз.

Синдром Ретта F84.2

Редкий синдром, регистрируемый пока что только у девочек.

Характерной чертой является изначально нормальное развитие без патологий. Однако с возраста 7 – 24 месяцев начинает проявляться и усиливаться специфическая симптоматика, быстро показывающая патологичность развития ребенка:

  1. исчезает способность осознанно двигать руками;
  2. замедляется рост головы по сравнению с туловищем;
  3. теряются спонтанные, характерные для этого возраста, движения рук;
  4. пища пережевывается не тщательно;
  5. одышка;
  1. движения руками становятся стереотипными, малыш «заламывает» их, часто пытается «мыть» слюной.

Позже начинается сколиоз, атаксия и другие отклонения в физическом развитии. Возможно возникновение эпилептических припадков. Поэтому люди с синдромом Ретта считаются тяжелыми инвалидами.

Включение этого синдрома в список заболеваний под общим называнием аутизм и присвоение этого кода по МКБ 10, у детей считается спорным.

Синдром Аспергера F84.5

Еще один специфический синдром, входящий в МКБ 10 по коду в расстройства аутического характера носит имя австрийского педиатра Ганса Аспергера. Его еще называют высоко функциональным аутизмом из-за отсутствия таких черт, как задержка речевого и познавательного развития.

Читайте также:  Болезни периферических сосудов коды мкб

Считается скорее мужской болезнью, так как статистика выявленных случаев показывает сильный перевес среди мальчиков: 8 пациентов мужского пола против 2 женского. Кроме того, у девочек чаще наблюдается легкая форма, ярко проявляющаяся в подростковый период и почти исчезающая по мере взросления.

Для людей с синдромом Аспергера характерны те же социальные ограничения во взаимодействии, что и для аутистов: монотонность, стереотипность занятий.

Дополнительными чертами считаются неуклюжесть, сохраняющаяся и во взрослом возрасте, вместе с остальными характерными чертами. Кроме того, в подростковый период возможны психотические эпизоды.

Список использованной литературы

  1. Management of childrenwith autism spectrum disorders. Myers SM, Johnson CP; American Academy of Pediatrics Council on Children With Disabilities. Pediatrics. 2007 Nov;120(5):1162-82.
  2. J. van Steijn, A.M. Oerlemans, M.A. van Aken, J.K. Buitelaar, N.N. Rommelse The reciprocal relationship of ASD, ADHD, depressive symptoms and stress in parents of children with ASD and/or ADHD. J. Autism. Dev. Disord. 2014. Vol. 44. № 5.
  3. Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. — М., 2008.
  4. Advances in Autism-2016. Goldson E. Adv Pediatr. 2016 Aug;63(1):333-55.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Международная классификация болезней 10-го пересмотра – это своего рода перечень симптоматики заболевания, по которым в конечном итоге ставиться диагноз. Именно по этому списку можно определить, болен ли человек аутизмом, или его расстройство относиться к другим классификациям.

Аутизм

По МКБ 10 аутизм можно определить путем вычисления количества пунктов, которые соответствуют реальной картине болезни пациента. Если же процент симптомов мал, следует дальнейшая диагностика, с целью выявления заболевания иного рода.

Какие критерии диагностики РАС в DSM-IV и МКБ 10

Расстройство аутического спектра – это широкая группа заболеваний, которая обозначается как РАС, и активно проявляется у детей старше трех лет. При этом каждый синдром имеет свои отличительные особенности, интенсивность протекания и возрастные периоды появления.

Определение мкб 10

Чтобы разграничить их было проще, клиницисты (врачи, работающие в больницах и параллельно ведущие исследовательскую деятельность) используют две классификации:

  1. DSM-IV (руководство по диагностике и статистике психических расстройств), опубликовало которую американское сообщество психиатров.
  2. МКБ 10, которую представила всемирная организация здравоохранения.

Сейчас они действуют по всему миру, и признаны главным руководством к диагностированию.

Аутизм

Отличаются они кодами расстройств, хотя принципиальной разницы в их представлении не имеется. Однако есть различия по отношению группы синдрома, и выведения его в самостоятельную единицу.

Подробнее ниже.

 Первазивные расстройства развития (Pervasive Developmental Disorders)
DSM-IVМКБ-10
299.00Аутическое расстройство (Autistic Disorder)F84.0Детский аутизм (Childhood Autism)
299.80Расстройство Ретта (Rett’s Disorder)F84.2Синдром Ретта (Rett’s Syndrome)
299.10Дезинтегративное расстройство детского возраста (Childhood Disintegrative Disorder)F84.3Дезинтегративное расстройство детского возраста (Childhood Disintegrative Disorder
299.80Расстройство Аспергера (Asperger’s Disorder)F84.5Синдром Аспергера (Asperger’s Syndrome)
299.80Первазивное расстройство развития неуточнённое (Pervasive Developmental Disorder – not otherwise specified (PDD-NOS))

(включая атипичный аутизм (Atypical Autism))

F84.1Атипичный аутизм (Atypical Autism)
F84.8Другие первазивные расстройства развития (Other pervasive developmental disorders)
F84.9Первазивные расстройства развития неспецифицированные (Pervasive developmental disorders, unspecified)
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (Overactive disorder associated with mental retardation and stereotyped movements)

Детский аутизмТак, у аутизма код по МКБ 10 и DSM-Iv отличаются, и имеют разное видение относительно разграничения заболеваний по группам. На данный момент, более популярной классификацией в отечественной психиатрии является первая.Аутизм по мкб 10 у детей: виды расстройств и их проявления.

Группа расстройств F84 представляет собой отклонения в развитии психики, с нарушением нормального социального взаимодействия, коммуникабельности. Появляются стереотипные действия и интересы. Причем отклонения проявляются не в отдельных случаях, а во всей деятельности человека. Именно при необходимости установить точный диагноз в данной группе, используются специальные коды.

Читайте также:  Сигмоидит код по мкб

МКБ 10 детский аутизм идет под кодом F84.0. Для него характерно:

  • задержки в развитии у детей старше трех лет;
  • снижения патологического характера в способности устанавливать социальные контакты, а также стереотипное и монотонное поведение при этом.

Также, при аутизме по мкб 10 у детей могут наблюдаться и другие специфические проявления. Например, ребенка могут тревожить фобии. Нередко появляется нарушения сна и питания. Плюс, может появиться агрессия, с направленностью на себя (аутоагрессия) и легкая раздражительность без объективных причин.

Мкб 10 у детей

Также ранний детский аутизм мкб 10 может проявляться нарушением регулировки тональности голоса, неспособностью участвовать в играх с ролями, полным отсутствием реагирования на эмоциональные проявления других людей. При этом полностью исключается наличие аутической психопатии.

Мкб 10Атипичный аутизм

мкб 10 под кодом F84.1, появляется у детей с сильной задержкой развития. Сюда же можно отнести и аутический психоз, исключающийся в первом варианте. Однако атипичный аутизм код по мкб 10, может предполагать относительно нормальное развитие в социальной сфере, отсутствие ограниченного или стереотипного поведения, которые обязательны, чтобы диагностировать мкб 10 детский аутизм по коду F84.0.

Аутизм ребенка

Детский аутизм код по мкб 10 F84.2, называется синдромом Ретта. Причем развиваться синдром может начать еще в 7-ми месячном возрасте. Как правило, пик его проявления наступает в 2 года. Чаще всего синдром появляется у девочек, и характеризуется полной или частичной потерей мануальных навыков речи и замедленным ростом головы.

Также отследить начало развития заболевания можно по отдышке, только частичном пережевывании пищи и стереотипным действиям с руками. Нередко, когда наблюдается аутизм классификации мкб 10 данного типа, могут появиться эпилептические припадки или атаксии и апраксии. Исходом расстройства может стать тяжелая форма психической инвалидности.

Аутизм фото

Также при расстройствах аутического спектра может наблюдаться гиперактивное расстройство под кодом F84.4 , сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Он характерен для детей с низким интеллектом, гиперактивность и нарушением устойчивости внимания. Причем с возрастом, гиперактивность может смениться пониженной активностью.

Аутизм у ребенка

Синдром Аспергера, находящийся под кодом F84.5, является достаточно частой темой в кинематографе, так как представляет собой относительно мягкую форму аутизма. Расстройство характеризуется сочетанием двигательных дисфункций с сохранностью интеллекта и речи.

Сюда включается аутическая психопатия и шизоидное расстройство в детском возрасте. Однако, при синдроме исключается шизофрения, нарушения привязанности в раннем возрасте и обсессивно-компульсивное расстройство.

Аутизм у малыша

F84.8 Другие общие расстройства развития представляют собой сочетание навязчивых состояний, астенического синдрома и замедленным умственным развитием. Проявляются они также в раннем возрасте, и могут сопровождаться тихой речью, слабой памятью, гиперактивным поведением и недостаточным уровнем концентрации внимания.

Фото аутизмаОбщее расстройство развития неуточнённое по коду F84.9 схож по симптоматике с расстройствами под кодом F84.8. В основном ставиться в противоречивых случаях диагностики. При этом можно отслеживать повышенную вегетативную и общую возбудимость, гиперактивность и неустойчивость внимания.

Аутизм и мкб 10

При других дезинтегративных расстройствах детского возраста, которые после приводят к умственной отсталости, можно наблюдать за абсолютно нормальным развитием ребенка. Однако, с появлением первой симптоматики состояние постепенно ухудшается, причем иногда сопровождаясь полной потерей всех ранее приобретенных навыков. Также может появиться полное отсутствие интереса ко всему окружающему и нарушением социального взаимодействия. Плюс, характерны и стереотипные, монотонные двигательные действия.

Определить к какому типу расстройств относится симптоматика ребенка, может только высококвалифицированный специалист. Причем своевременная диагностика аутизма и назначение дальнейшего плана действий для улучшения состояния при аутизме, может помочь лучше адаптировать ребенка к социальной жизни и минимизировать риск слишком стремительного развития болезни.

Загрузка…

Источник

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

Читайте также:  Рана ягодицы код мкб

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

Аутическое расстройство

Детский:

  • аутизм
  • психоз

Синдром Каннера

Исключена: аутическая психопатия (F84.5)

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

F84.3

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

Детская деменция

Дезинтегративный психоз

Синдром Геллера

Симбиозный психоз

При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.

Исключен: синдром Ретта (F84.2)

F84.4

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.

последние изменения: январь 1995

Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

Аутическая психопатия

Шизоидное расстройство в детском возрасте

F84.8

Другие общие расстройства развития

F84.9

Общее расстройство развития неуточненное

Источник