Младшие школьники с аутичным синдромом

Младшие школьники с аутичным синдромом thumbnail

Пояснительная записка

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА).

Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:

– Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими.

– Отгороженность от внешнего мира.

– Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).

– Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными: когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты.

– Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана.

– Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что маленький Митя сосал импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами.

– Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.

– Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным

движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.).

– Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА

наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, проявляющийся в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги.

У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. По данным психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55–60% случаев наблюдается умственная отсталость, у 15–20% наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность и только 15–20% имеют нормальный интеллект.

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми

заключаются в следующем:

– ориентация аутичного ребенка во внешний мир;

– обучение его простым навыкам контакта;

– обучение ребенка более сложным формам поведения;

– развитие самосознания и личности аутичного ребенка

– развитие когнитивной сферы.

– развитие моторных функций, особенно развитие мелкой моторики.

– развитие речевых функций.

– развитие познавательных процессов

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной

реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением

любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции. Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение

тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.

Второй этап психокоррекции детей с РДА – усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация

целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.

Основной коррекционный блок занятий направлен на исправление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА.

На основе опыта многолетней работы нами были предложены следующие

направления занятий с детьми с РДА .

1. Формирование эмоционального контакта с психологом и членами группы.

2. Развитие разнообразных манипуляций с предметами в процессе группового взаимодействия.

3. Переход от манипулятивных игр к сюжетным.

Важное значение имеет формирование эмоционального контакта с психологом.

Методические требования к занятиям:

– любые задания должны предлагаться ребенку-аутисту в наглядной форме;

– объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;

– речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с

обращением особого внимания на тональность;

– не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;

– занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;

– после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка-аутиста требует обязательного поощрения.

У детей с аутизмом наблюдается высокий уровень развития механической памяти, непроизвольного внимания и восприятия.

В процессе действий с предметами здоровый ребенок учится различать форму, величину и другие признаки предмета. У ребенка-аутиста наблюдаются стереотипные действия с предметами (подкидывание, катание, стучание и пр.). В процессе занятий психолог должен учитывать эти особенности и обучать ребенка восприятию формы в контексте этих действий.

Читайте также:  Риск синдрома дауна 1 5

Актуальность данной программы связана с тем, что исходя из анализа

рекомендаций ПМПК, у большинства учащихся младших классов, а также детей с ЗПР и умственной отсталостью слабо сформирована произвольная регуляция деятельности, которая лежит в основе учебной деятельности. Выполнение любого учебного задания включает понимание инструкции учителя, умение удерживать её, самостоятельно составлять план своих действий, контролировать результат деятельности. Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения обучения учащихся. Учащиеся младших классов затрудняются самостоятельно планировать, выполнять и контролировать свою деятельность, особенно во внутреннем плане. Многие из них не способны полностью удерживать инструкцию на протяжении всей работы.

Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР и умственной отсталостью ведется в нескольких направлениях: умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельсти, осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности. Особое внимание должно уделяться пробуждению у ребенка осознанию собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.

Материал программы рассчитан на отработку умения выстраивать программу своих действий и поведения. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлен на основе движений Это вызвано необходимостью формирования у учащихся навыка контроля за двигательной активностью.

Цель программы – формирование произвольной регуляции деятельности, оптимизация интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Задачи:

1. Формировать у ребенка понимание правил и условий выполнения деятельности.

2. Развивать умение координировать свои действия и выстраивать их в целостную программу.

3. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивать волевое поведение учащихся.

4. Формировать произвольное запоминание и мнестические навыки.

5.Развивать мыслительные операции.

6. Развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение.

7.Развитие пространственно-временных представлений.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 40 минут

Предполагаемые результаты: Обучение двигательной регуляции и механизмам регуляции деятельности, а также умению ставить и удерживать цель деятельности, планировать деятельность. Повышение познавательного интереса. Развитие мнестических операций, а также логического мышления. Развитие пространственно-временных представлений .

Тематический план на 2014-2015 учебный год

Наименование проводимой работы

Кол-во часов

Сроки

1

Диагностика уровня познавательного развития, особенностей психических функций:

-методика «Четвёртый лишний»;

– «Классификация»;

-изучение внимания «Корректурная проба», таблицы Шульте;

– диагностика развития пространственно-временных представлений у ребёнка (разложить по порядку картинки по заданным темам; ответить на вопросы о частях суток, днях недели, месяцах и их последовательности).

-различение предметов по форме, цвету, величине

2

2

Коррекционно-развивающая работа

Занятие №1,2 «Формирование эмоционального контакта с психологом»

2

3

Занятие № 3«Обучение умению слушать и понимать речевую инструкцию»

1

4

Занятие № 4 «Обучение ребёнка различению формы»

1

5

Занятие №5«Развитие слухового сосредоточения. Формирование у ребёнка потребности речевого общения»

1

6

Формирование произвольной регуляции деятельности и контроля

Занятие № 6 «Формирование умения действовать по правилам»

1

7

Занятие №7«Удержание правила выполнения действий» «Установление последовательности»

1

8

Занятие № 8 «Составление программы действий» «Регуляция движений и поведения»

1

9

Занятие №9,10 «Развитие самоконтроля» «Выполнение действий по инструкции взрослого»

2

10

Развитие внимания

Занятие № 11 «Развитие самоконтроля» «Выполнение действий по инструкции взрослого» «Развитие внимания : «Сравни картинки», корректурные задания, таблицы Шульте

1

11

Занятие № 12 «Развитие внимания: «Посмотри-нарисуй!», знаковые таблицы, «Найди слова и буквы»

1

12

Занятие №13 ««Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки»

1

14

Развитие мыслительных операций

Занятие №14 ««Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза»

1

15

Занятие №15 «Формирование мыслительной операции «сравнение». Сравнение двух или более предметов. Узнавание предметов по заданным признакам.»

1

16

Занятие №16 «Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация»

1

17

Развитие мнестических операций

Занятие № 17 «Развитие зрительной памяти: «Запомни и найди», воссоздание точечного узора по памяти (до 6 точек)»

1

18

Занятие №18 ««Развитие тактильной и двигательной памяти. «Найди такой же», «Запомни форму», Замри»

1

19

Формирование пространственных представлений.

Занятие №19 «Проверка и уточнение представлений ребёнка о схеме тела»

1

20

Занятие №20 «Определение направлений в пространстве. Уточнение пространственных взаимоотношений»

1

21

Занятие №21 «Знакомство со схемой тела стоящего напротив»

1

22

Занятие №22 «Автоматизация навыков ориентировки в правых и левых частях тела» «Формирование умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе»

1

23

Формирование временных представлений

Занятие №23 «Время суток»

1

24

Занятие №24 «Времена года»

1

25

Занятие №25 «Мой день»

1

26

Занятие №26 «Месяцы года» , игры «Мой день рождения», «Я задумал месяц»

1

27

Занятие № 27 «Дни недели», игры «День покупок», «Школьная экскурсия»

1

28

Итоговая диагностика

2

31

Список используемой литературы:

  1. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии»- Спб, Речь, 2006.

  2. Забрамная С.Д. «Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью/ С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева.- М, «Сфера», 2007 .

  3. Мазепина Т.Б. «Развитие пространственно-временных ориентиров ребёнка в играх, тренингах, тестах», Ростов-на-Дону, Феникс, 2002

  4. Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002

5 .Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика

  1. Н.Я.Семаго «Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

  2. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981.

  3. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997

  4. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Направления психокоррекционной работы с аутичными детьми / В сб.: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. 2001. М.: Изд-во МГУП, 2001. С. 166-167.

Источник

Аутизм – это нарушение развития, которое характеризуется изменениями в социальных коммуникационных навыках, мелкой и крупной моторики, речи и потенциале интеллекта. Поскольку симптомы аутизма и их степень выраженности отличается от человека к человеку аутизм называют расстройством аутистического спектра (РАС).

Символ аутизма – знак бесконечности цвета радуги, как напоминание о том, что аутизм – это спектр, а не заболевание

Нарушения развития диагностируются в детстве и сопровождают человека всю жизнь. К сожалению, от РАС пока не придумано лечения, но симптомы аутизма можно смягчить, а социальные навыки выстроить путем различных терапий, например, поведенческой, образовательной и, конечно же, семейной, поскольку появление в семье ребенка с РАС требует особых навыков и знаний, а также смелости и готовности принять диагноз самого близкого человека и научиться с этим жить.

Признаки и симптомы аутизма

Признаки аутизма обычно делят на частые и редкие. Одни из них проявляются достаточно рано и присутствуют у большинства людей разных возрастов, другие – реже. Признаки аутизма у взрослых и детей выражаются по разному, разница состояний зависит от степени выраженности признаков, которые типичны при детском или взрослом аутизме, а также от уровня адаптации человека с аутизмом жить в обществе.

Читайте также:  Нестабильная стенокардия патогенез болевого синдрома

Ранние признаки аутизма у детей

Признаки аутизма у детей можно обнаружить уже в раннем возрасте, как правило, до трех лет. Есть немало настораживающих сигналов, но родители, которые подозревают, что у малыша может быть РАС или беспокоятся по поводу необычного поведения ребенка, должны знать, на какие первые признаки аутизма у детей надо обращать внимание:

1. Годовалый малыш не гулит и не показывает на окружающие его предметы, не интересуется происходящим вокруг – должно быть, это самый частый распространенный симптом аутизма. Ведь ползунки и дети, которые начинают сидеть и ходить, активно включаются в коммуникацию с внешним миром и стремятся познать его. Они лепечут, смеются, тянут предметы в рот, подолгу рассматривают объекты, которые их заинтересовали, и конечно же, реагируют на значимых взрослых – улыбаются, смеются, тянут ручки. Если ребенок всего этого не делает, это может свидетельствовать о детском аутизме.

2. 16 – месячный или полуторагодовалый ребенок не говорит, а двухлетка не употребляет короткие фразы из двух слов.

3. Не отзывается, когда его зовут по имени.

4. При общении с ребенком заметна деградация социальных навыков и языка.

5. Ребенок не смотрит в глаза и избегает зрительного контакта.

6. Малыш может не улыбаться и вообще не реагировать на попытки общаться с ним.

Другие симптомы аутизма у детей включают необычную реакцию на различные сенсорные раздражители, например, касание, свет, звук. Ребенка может пугать даже запах и вкус. А иногда наблюдается отсутствие реакции вообще.

Тревожные симптомы раннего аутизма не только отсутствие адекватных социальных реакций, но и стремление упорядочивать вещи и объекты. Если ваш ребенок может часами складывать башни из кубиков, при этом он не реагирует на ваши прикосновения, не поворачивается к вам, когда вы зовете его по имени, не просит телесного контакта, и не лепечет, обратитесь к специалисту.

Поздние признаки аутизма

Не всегда аутизм дает о себе знать в раннем детстве. Иногда признаки и симптомы аутизма бывают выражены не ярко – такое случается при атипичном аутизме, легкой или высоко функциональной форме расстройства. Так что РАС могут диагностировать и после трех лет, и во взрослом возрасте. Взрослый аутизм часто выражается в том, что человек не чувствует потребности в социальном контакте, поэтому не заводит друзей, например. Другие симптомы аутизма у взрослых включают:

  • нетипичное использование речевых конструкций,
  • ограниченный круг интересов при довольно интенсивном фокусе внимания,
  • зацикленность и пристрастие к каким-то действиям, которые приобретают ритуальный характер.

Это так называемое повторяющееся и бессмысленное поведение. Однако, не стоит путать такие поведенческие паттерны с простыми привычками. То есть, если перед вами просто организованная личность или человек, который предпочитает какую-то определенную еду, это еще не значит, что у него расстройство аутистического спектра.

Редкие признаки аутизма

Эти симптомы проявляются нечасто. Как правило, они характерны для тяжелых форм аутистического расстройства. Они могут включать:

  • судороги;
  • отставание в интеллектуальном развитии;
  • синдром саванта или савантизм, который характеризуется тем, что человек, несмотря на нарушения развития, обладает каким – то уникальным талантом или экстраординарными способностями в одной области. Например, довольно часто аутизм у взрослого или ребенка приводит к тому, что человек может взглянув на что-то всего раз затем идеально точно отобразить увиденный предмет по памяти. Синдром саванта встречается не так уж редко, в одном из десяти случаев РАС;
  • гиперлексия, например, способность ребенка декодировать слова, хотя он не понимает их значения;
  • пониженный тонус мышц и, как следствие, трудности с действиями, которые требуют владения мелкими или крупными моторными навыками.

Интересен факт, что то, как проявляется аутизм у детей, зависит не только от тяжести расстройства, но и от пола.

Аутизм у мальчиков и девочек

Известно, что аутизм поражает мальчиков чаще, чем девочек. Но у девочек диагностируется реже. Потому что признаки РАС у мальчиков и девочек различаются. Мальчики с аутизмом ведут себя «выраженнее», чем девочки – они, к примеру, могут раскачиваться, потому что им трудно усидеть на одном месте, могут кричать и быстро впадают в ярость, если им приходится участвовать в каких – то занятиях или играх, которые заставляют их чувствовать дискомфорт.

Девочки с аутизмом, наоборот, ведут себя сдержаннее, они тихие и закрытые. Они одиночки по доброй воле, потому что им просто не нравится участвовать в каких – то командных мероприятиях и быть в группе. Поэтому необычное поведение мальчиков привлекает к себе внимание учителей и родителей быстрее, чем поведение девочек, которым культурный код и так предписывает сдержанное поведение, застенчивость и скромность.

Типы и формы аутизма

Говоря об аутизме мы говорим о расстройстве аутистического спектра. Он может быть выражен в разной степени. Часто можно услышать о так называемом синдроме Аспергера. Это легкая форма аутизма. Его сложно обнаружить в раннем детстве, поскольку ребенок с синдромом развивается также, как и другие дети. У него нет задержки в развитии речевых навыков, например, а если и есть какие-то особенности, то все они в пределах нормы. Зато признаками высоко функционального аутизма без сомнения являются трудности с социализацией. Потому что люди с синдромом Аспергера высоко интеллектуальны, но ведут себя «странно» – поэтому часто эту форму расстройства называют «синдромом гика» или «синдромом маленького профессора». В общем-то отличить легкую и высоко функциональную форму аутизма практически невозможно. В обоих случаях у человека с таким расстройством будут наблюдаться трудности с коммуникацией и социализацией, а также неадекватные реакции на сенсорную нагрузку. Все вышеперечисленные формы аутизма относят к первой степени РАС.

Ни высоко функциональный, ни низко функциональный аутизм не являются на сегодняшний день официальным диагнозом. Это просто способ определить степень тяжести расстройства. Тяжелая или низко функциональная форма РАС проявляется в отсутствии речевых навыков, социализации, а также в отставании в интеллектуальном развитии. Люди с третьей или тяжелой степенью РАС практически не говорят, у них низкий уровень интеллекта, а их поведение очень часто агрессивно и предсказать его невозможно.

Диагностика аутизма

Не существует какой – либо единой методики, как определить аутизм у ребенка или взрослого. Это приводит к тому, что порой РАС диагностируется довольно поздно, хотя проявляет себя рано, поэтому можно предположить, что многие дети с аутизмом не получают необходимой им медицинской помощи. Диагностика аутизма проходит в два этапа. Первый позволяет выявить аутизм в раннем детстве. Это так называемый скриннинг развития в виде короткого теста, который выявляет отклонения, симптомы и признаки аутизма у детей. Врач может задавать вопросы родителям о том, как ребенок себя ведет, как говорит, как играет и играет ли вообще. К тому же, врач может сам поиграть с ребенком, понаблюдать за его поведением, и прийти к определенному диагнозу. Следующий этап выявлением симптомов, характерных РАС – это всестороннее диагностическое исследование. Сюда входит не только собеседование с родителями ребенка, или тест или игра, но и скриннинг зрения и слуха, генетическое и неврологическое тестирование, и любое другое медицинское обследование.

Читайте также:  Тест синдром эмоционального выгорания у педагогов

Причины аутизма

К сожалению, причины аутизма у детей до сих пор неизвестны. В мире проводятся множество исследований, цель которых выяснить, что же провоцирует развитие синдрома. Согласно последним данным, выявлено несколько генов, которые коррелируют с появлением расстройства. Иногда эти гены появляются в организме в результате спонтанных мутаций. В другом случае, люди могут просто унаследовать их. Кстати, исследование близнецов показали, что если у одного диагностирован аутизм, то и второго он проявится, с вероятностью 36–95 процентов. Отмечено, что у взрослых и детей с расстройством фиксируются изменения в тех областях мозга, которые отвечают за поведение и речь. К причинам аутизма относят также такие факторы окружающей среды, как плохая экологическая обстановка, однако, эти данные пока не подтверждены исследованиями. А вот стиль воспитания на развитие РАС никак не влияет, поэтому родителям не стоит винить себя, если у ребенка будет диагностирована любая степень расстройства. Следующее заблуждение, касающееся причин возникновения аутизма относится к прививкам. Многочисленные исследования подтверждают – связи между развитием РАС и компонентами, которые входят в состав прививок, не наблюдается, а значит, последние не могут быть причиной возникновения аутизма у детей.

Лечение аутизма

Аутизм – это не заболевание, это спектр определенных расстройств развития и поведения ребенка или взрослого, поэтому единого алгоритма лечения аутизма не существует. Врачи, которые наблюдают и ведут множество пациентов с РАС, говорят следующее: «Если вы видели одного ребенка с аутизмом – вы видели только это. Одного ребенка с аутизмом.» Иными словами, признаки аутизма одинаковы и присутствуют у всех, но выражают эти люди себя по разному. Поэтому лечение аутизма у детей и у взрослых направлено в первую очередь на то, чтобы поддерживать физиологическое здоровье и адаптировать человека в социуме. Нередко докторам приходится лечить эпилептические припадки, учить пациентов справляться с обсессивно – компульсивным расстройством, устранять нарушения сна, ведь все это может проявляться у людей с диагнозом РАС.

Условно лечение можно подразделить на психотерапевтическое и медикаментозное. Людям с РАС помогает:

1. Поведенческая терапия, которая направлена на то, чтобы улучшить коммуникационные, в том числе речевые, навыки, способность концентрироваться, а также развить способность учиться. Для маленьких детей, возрастом от одного до четырех лет, эта терапия проходит в форме игр. Конечно же, в такую терапию всегда вовлекают родителей.

2. Оккупационная терапия или терапия занятностью, когда человека учат следить за собой, одеваться без посторонней помощи, расчесываться, умываться, заботиться о себе, и также развивают мелкую моторику.

3. Терапия, посредством которой человека с РАС учат понимать других людей, их перспективу, развивают эмоциональный интеллект, гибкость и динамичность мышления.

4. Речевая терапия, которая включает в себя обучение пониманию того, что хотят сказать другие люди. Сюда же входит и навык распознавания эмоций и языка тела другого человека.

Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда у человека с РАС случаются судороги, он страдает от эпилептических припадков, нарушений сна, депрессии, синдрома дефицита внимания, гастроэнтерологических проблем. В последнем случае врач скорее всего назначит особую диету при аутизме, которую надо будет соблюдать.

Чем и как помочь ребенку с аутизмом

Самое главное, что следует знать о человеке любого возраста с РАС любой степени тяжести, не все поведенческие реакции или паттерны вредны и мешают ему жить. Но лишь те, что ведут к социальной изоляции и усугубляют стресс. Люди с РАС и так склонны к одиночеству, они не идут на контакт с другими людьми или делают это крайне неохотно, они могут впасть в буйство, если кто – то просто коснулся их, а могут испугаться при виде автоматических дверей, как это происходило с героиней одноименного фильма «Темпл Грандин».

Ни в коем случае не стоит подавлять такие реакции и стараться убедить, что это плохо. Надо дать механизмы, которые помогут человеку жить с РАС и преодолевать трудности, вызванные расстройством. Поэтому, если у ребенка диагностирован аутизм, прежде всего надо создать комфортную для него обстановку, которая поможет ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности, искать поддержки и помощи.

Вот несколько советов, как помочь человеку с РАС:

1. Понимать, что у таких людей может быть и бывает задержка речевого развития и принимать это во внимание, общаясь с таким человеком, а именно не торопить, не перебивать, не подсказывать и не договаривать за него, и уж, конечно, не злиться и не выказывать свое недовольство.

2. По возможности создать спокойную обстановку без громких звуков, движения и ограничить количество объектов в пространстве, потому что все это отвлекает детей с аутизмом.

3. Помочь с организацией времени и пространства, в общении давать четкие инструкции, разговаривать просто и понятно.

4. Демонстрировать адекватные социальные навыки на собственном примере.

Другая полезная информация

Сегодня на вопрос, что такое аутизм, не существует единого ответа. Речь всегда идет о спектре. А в него входит множество признаков РАС. Людей с таким диагнозом часто называют аутистами. Но значение слова аутист, которое говорит лишь о том, что у человека именно аутизм, а не какое-то другое расстройство, не определяет личность.

Поэтому в Европе призывают отказаться от этого слова, как от дискриминирующего. В обществе бытует мнение, что РАС – это нечто ужасное, однако, известные люди с аутизмом – лучшее доказательство тому, что аутизм не приговор и что его не надо бояться. В истории человечества, действительно, достаточно людей, сумевших добиться небывалых высот даже с таким диагнозом.

Аутистами были любимые детьми и взрослыми Льюис Кэррол и Ганс Христиан Андерсен, выдающиеся Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн. Аутистом был Стив Джобс, диагноз РАС имеется и у здравствующего ныне Билла Гейтса. Аутизм был диагностирован у ученых Темпл Грандин и Барбары МкКлинток.

Источник