Нейропсихологический синдром в детском возрасте

Нейропсихологический синдром в детском возрасте thumbnail

Дисгенетический синдром – синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.

Ствол и подкорка.

Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.

Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.

У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) – снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности – энурез, энкопрез.

Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.

У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.

В случае со стволовыми детками – трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.

В случае с подкорковыми детками – все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб “не воспитывают”, то идет интеллектуальная недостаточность. “Я хочу” – ведущая позиция на всю жизнь.

В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.

В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток – левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Чем можно подтвердить стволовые нарушения?

Маркеры ствола:

  • речь (6-7 лет)
  • обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
  • искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
  • леворукость (ложная)
  • нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение

Синдром функциональной недостаточности височных отделов.

Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок – то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции – замена по смыслу. Контаминации – замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.

Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.

Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет – кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается – путаются звуки близкие по говорению. В письме путает “у” и “и”, “о” и “а”.

Тактильная память: если говорим о правом полушарии – то добавляется соматогнозис – соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).

Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.

Сам по себе затылок страдает редко.

При нарушении деятельности височно-затылочной области – трудности называния с 5-6 лет.

При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур – трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.

Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.

Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро – не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги – не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.

Синдром функциональной недостаточности правого полушария.

Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия – симультанная – ориентация в целом.

Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.

В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.

Источник

Тверские детиТверские дети

1. Характеристика нейропсихологических синдромов (признаков, симптомов, маркеров)

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) головного мозга

– эмоциональная неустойчивость, что может выражаться в частой смене настроения;

– быстрая утомляемость;

– неустойчивость и трудность переключения внимания;

– неадекватные поведенческие реакции на происходящее;

– малоподвижность таких детей может резко сменяться гиперактивностью;

– капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении;

– патологическое упрямство;

– патологическая лень;

– нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса);

– длительный энурез (до 10-12 лет);

– нарушения аппетита и сна;

– проявления аллергии или псориаза;

– метеозависимость;

– синкинезии, вычурные позы, ригидные телесные установки;

– недоразвитие тонкой моторики;

– излишняя активность и нерасчетливость движений, мимики и жестов;

– гримасничанье, тики, вскрикивания, похрюкивания, неконтролируемый смех;

– первичное нарушение праксиса поз (неспособность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия);

– затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование);

– речь хорошо развита, грамматически правильно построена, но характеризуется многословностью и нравоучениями (резонерство);

– мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение;

– могут встречаться элементы заикания или скандирования, дизартрические проявления, преддыхание;

– большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания;

– эхолалия;

– эхопраксия;

– темп деятельности снижен;

– низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости: зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно, ухудшение памяти;

– могут наблюдаться тонические нарушения в руках;

– в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление;

– слабый вестибулярный аппарат;

– мнестическая деятельность, как правило, в рамках возрастной нормы.

Возрастной период возникновения синдрома

Внутриутробный период развития ребенка

Основные причины возникновения синдрома

Повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка:

– заболевания матери, употребление лекарственных препаратов;

– вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики);

– неблагоприятная экологическая среда;

– стрессы, испуги, негативный эмоциональный фон матери.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие вестибулярно-моторных координаций;

– развитие лобных структур головного мозга.

Если лобные отделы не сформированы, то прогнозируется интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» – ведущая позиция на всю жизнь.

Читайте также:  Синдромы поражения дыхательных путей у детей

2. Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром) 

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром)

– психическое развитие дисгармонично, со смещением этапов;

– лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки);

– неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше);

– нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота);

– нарушение формулы сна, трудности с засыпанием;

– гипо – и гипертонус мышц;

– телесные стигматы (стигмы, знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз;

– искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность);

– обилие пигментных пятен и родинок;

– нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение;

– глазодвигательные дисфункции (неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции глаз);

– выраженные девиации языка;

– обилие синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных установок;

– латеральный профиль характеризуется несформированностью моторной (ведущая рука, ведущая нога) и сенсорной (ведущий глаз, ведущее ухо) асимметрий, что может выражаться в псевдолеворукости, обоерукости, обоеухости и т.д.;

– специфические особенности гормонального и иммунного статуса;

– аллергии, диатезы, нарушение работы эндокринной системы;

– проблематичное формирование навыков опрятности;

– энурез, энкопрез;

– у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием;

– искажение порогов болевой чувствительности;

– неспособность к выполнению реципрокных (разнонаправленных) движений;

– нарушение автоматизации;

– нарушение ритмирования;

– школьная дезадаптация;

– нарушения фонематического анализа, отсутствие четкой связи между образом и словом, обедненность или несформированность речи, задержка в развитии обобщающей функции слова, склонность к речевым штампам;

– грубая патология пространственных представлений (90-градусные реверсии (развороты листа) при копировании и рисовании);

– восприятие фрагментарное с тенденцией к левостороннему игнорированию пространства;

– мерцающая функциональная включенность левого полушария в психическую деятельность, что является причиной нарушения поведения, трудностей при формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет);

– избирательность памяти, тенденция к реминисценции;

– сложности с ударением;

– проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Эмоциональные расстройства  (совместно с синдромом функциональной дефицитарности подкорковых образований):

– незрелость эмоциональной сферы, при которой эмоции не выполняют функции регуляции поведения и межличностных отношений, и адаптивные функции эмоций, аффективный контроль больше ориентированы на витальные потребности и потребность в поддержании стереотипных взаимосвязей с окружающей средой;

–  эмоциональная «вязкость», тенденция к образованию зависимостей, невротических привычек и страхов;

– (реже) эмоциональная лабильность, выраженные колебания настроения;

– раздражительность и агрессивные проявления;

– негативные эмоции или своеобразная «эмоциональная тупость»;

– тенденция к стереотипному реагированию при необходимости адаптации к новым условиям.

Эти расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

Возрастной период возникновения синдрома

От рождения до 1,5 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками;

– чрезмерное использование памперсов;

– депривация (недостаток телесного контакта);

– общий наркоз.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие вестибулярно-моторных координаций;

– невесомость (плаванье, качели, батут, фитнесмячи и т.д.);

– дыхательные упражнения.

Дети трудно поддаются психологической коррекции, часто обучаются в коррекционных классах.

Читайте также:  Отличия синдрома паркинсонизма от болезни паркинсона

3. Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга 

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга

– недостаточность развития пространственных представлений во всех формах;

– левостороннее игнорирование пространства;

– метрические и структурно-топологические метаморфозы (ошибки при оценке расстояний, углов, пропорций и т.д.);

– мозаичное восприятие;

– нарушения соматического и лицевого гнозиса, цветоразличения;

– нарушение дифференциации эмоций;

– склонность к обильному фантазированию, творческой активности, способности к перевоплощениям и, нередко, незаурядные артистические способности;

– наличие контаминаций («слепков» из двух фигур);

– в 80% случаев наблюдаются конфабуляции (вымыслы, допридумывания);

– псевдореминисценции (искаженные воспоминания, иллюзии памяти);

– в ряде случаев интеллектуальные операции имеют штамповый характер, который сохраняется с возрастом;

– дезориентация в собственном теле (соматические обманы): нарушение ориентации прикосновения; ощущение изменения величины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела);

– ощущение множественности конечностей, фингерагнозия (нарушение ощущения пальцев), схемы тела;

– резонерство (нравоучения);

– вычурность;

– нарушение ритма речи;

– нарушение постановки ударений;

– речь и мышление остаются в пределах возрастной нормы.

Возрастной период возникновения синдрома

От 1,5 до 7-8 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками;

– депривация (недостаток телесного контакта);

– общий наркоз;

– сотрясение мозга;

– эмоциональный стресс;

– раннее начало формирования учебных навыков.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие таких высших психических функций как наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), чувство ритма, зрительное восприятие, зрительная память, обоняние, осязание, вкус, восприятие шумов (звукоразличение), копирование.

4. Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)

– несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз;

 – левостороннее игнорирование пространства;

– из-за обилия реверсий, восприятие перцептивного поля происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего, из левого правое, что снижает успешность формирования учебных навыков;

– несформированность фонематического слуха;

– аномия (отсутствие связи между образом и словом);

– «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается);

– использование различных стратегий решения интеллектуальных задач;

 – «функциональная автономность» полушарий головного мозга;

– амбилатеральность (несформированность) в отношении ведущей руки, ноги, глаза и уха.

Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной несформированности правого полушария) (Горячева Т.Г., Султанова А.С. Эмоциональные расстройства при различный нейропсихологических синдромах в детском возрасте //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2006):

– сниженный фон настроения;

– повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам;

– (реже) нечувствительность в эмоциональных контактах, скупые проявления собственных эмоций;

– эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи;

– неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.);

– недостаточная дифференциация эмоций, тенденция к выбору негативных эмоций при их распознавании;

– непонимание юмора в карикатурах.

Возрастной период возникновения синдрома

От рождения до 7-8 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– внутричерепное давление;

– общий наркоз;

– сотрясение мозга;

– эмоциональный стресс.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие межполушарного взаимодействия.

Читайте также:  Клиническая картина синдрома сухого глаза

5. Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга 

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга

– неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух, что приводит к снижению успеваемости в школе по всем предметам;

– ребенок может жаловаться на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, в классе всегда шумно;

– такого ребенка приходится несколько раз окликать, прежде чем он услышит и поймет, что от него требуется;

– ребенок не слышит не только чужую речь, но и свою собственную;

– при чтении выявляется проглатывание окончаний;

– не развиты эмоциональная выразительность и интонации речи;

– в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка;

– не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще – замкнутость, молчаливость;

– размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости;

– слухо-речевая память развита недостаточно;

– дислексия;

– остальные психические функции развиты в пределах возрастной нормы.

Возрастной период возникновения синдрома

От 7-8 до 9-10 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– внутричерепное давление;

– общий наркоз;

– сотрясение мозга;

– эмоциональный стресс;

– все предыдущие синдромы.

Основные методы коррекции

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие межполушарного взаимодействия;

– слухо-речевое развитие ребенка.

6. Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга

Название синдрома

Признаки синдрома

Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга

– нарушение динамического пракcиса;

– не запоминают пробу «ладонь, кулак, ребро»;

– повышенная утомляемость;

– ребенок легко отвлекается,  не может сосредоточиться, быстро устает, часто бывает равнодушным ко всему окружающему, имеет проблемы с логикой, вниманием, самоконтролем над поведением, речью и эмоциями;

– недостаточность саморегуляции, произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности;

– нарушена социальная адаптация к новым условиям;

– наблюдается склонность к упрощению программы, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного задания;

– школьная программа усваивается с трудом, социальная неспособность к обучению;

– речь бедная;

– фразы примитивные;

– слова, предлоги, слоги – не дописываются;

– не запоминаются простейшие правила;

– в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи;

– в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций;

– в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость;

– к 12-ти годам на первый план выступают снижение интеллектуальной активности, невозможность самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности к самому себе;

– восприятие и память, как правило, бывают в пределах возрастной нормы.

Эмоциональные расстройства:

– нарушение контроля над эмоциями и незрелость высших уровней аффективной сферы;

– капризы;

– импульсивность;

– эмоциональная лабильность;

– агрессия и негативизм, особенно при попытках регламентировать их деятельность;

– нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым);

– снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей, общение является более поверхностным;

– нарушение социальной адаптации.

Возрастной период возникновения синдрома

От 9-10 лет до 12-15 лет

Основные причины возникновения синдрома

– родовая травма шейных отделов спинного мозга;

– внутричерепное давление;

– общий наркоз;

– сотрясение мозга;

– эмоциональный стресс;

– все предыдущие синдромы.

Основные методы коррекции синдрома

– обеспечение неврологического здоровья ребенка;

– развитие межполушарного взаимодействия;

– развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, ответственность, воля, любовь, альтруизм, удержание программ, коммуникации, рефлексия (самопонимание, самоанализ, чувство вины).

Источник