О синдроме раннего детского аутизма или синдроме каннера у детей

О синдроме раннего детского аутизма или синдроме каннера у детей thumbnail
  1. Что такое синдром Каннера?
  2. Причины возникновения заболевания
  3. Характеристика синдрома Каннера
  4. Симптомы синдрома Каннера у детей
  5. Методы лечения болезни Каннера

Ранний детский аутизм (РДА) в его «тяжелой» низкофункциональной форме называют также синдромом Каннера, болезнью Каннера, аутизмом Каннера или каннеровским аутизмом – по фамилии австрийско-американского психиатра Лео Каннера, впервые описавшего это состояние в 1943 году.

В дальнейшем (1949 г.) подобное состояние меньшей интенсивности было описано и педиатром-психиатром Гансом Аспергером, в честь которого названа «облегченная» форма РАС – синдром Аспергера, сопровождающийся менее выраженным дефицитом эмоций и интеллекта, чем аутизм Каннера.

Что такое синдром Каннера?

Аутизм с синдромом Каннера характеризуется очень глубоким поражением личности и заметным отставанием в умственном развитии. Эта особенность является главным отличием синдрома Каннера от синдрома Аспергера, при котором в большинстве случаев наблюдается сохранность интеллекта или даже очень высокие интеллектуальные способности. Болезнь Каннера специалисты также называют процессуальным аутизмом, отличая его от непроцессуального (шизофренического) вида этого состояния.

Синдром Каннера зачастую сопровождается дополнительными физическими симптомами, которые наблюдаются и при менее глубоких формах аутизма – проблемы со сном, эпилепсия (порядка 30% случаев при каннеровском аутизме), расстройства ЖКТ и др. В перечень возможных сопутствующих осложнений входит и синдром кататонии.

По «усредненной» статистике, заболеваемость синдромом Каннера составляет 2–4 случая на каждые 10 тысяч детей. При этом у мальчиков данное состояние встречается втрое чаще, чем у девочек.

О синдроме раннего детского аутизма или синдроме каннера у детей

Причины возникновения заболевания

Конкретные причины, приводящие к возникновению синдрома Каннера на сегодняшний день не установлены, но по этому поводу существуют различные теории, основными из которых являются генная и тератогенная.

Генная теория предполагает возможность возникновения заболевания в связи с отклонениями на генетическом уровне. Тератогенная теория допускает, что синдром может возникнуть у плода из-за воздействия на организм беременной женщины различных неблагоприятных факторов, разрушительно влияющих на нервную систему будущего ребенка. К таким факторам теоретически относят:

  • неправильный рацион питания женщины, включающий продукты с содержанием нитратов, искусственных консервантов и других вредных веществ;
  • вредные привычки будущей матери;
  • применение некоторых медикаментов;
  • тяжелые психоэмоциональные стрессы;
  • наличие некоторых инфекций, передающихся ребенку на внутриутробной стадии развития;
  • радиационное воздействие.

Кроме того, существуют и альтернативные гипотезы, согласно которым каннеровский аутизм способен развиться из-за иммунных, гормональных либо метаболических расстройств.

Характеристика синдрома Каннера

Как уже упоминалось выше, синдром Каннера характеризуется максимальной выраженностью аутистических проявлений – это состояние также называется «ядерной формой» аутизма. По своей природе каннеровский синдром является совокупностью симптомов, на основании которой может быть поставлен диагноз «тяжелый (врожденный) аутизм» или «низкофункциональный (врожденный) аутизм».

Особенности

В широком смысле признаки болезни Каннера сводятся к сильному и стойкому искажению нормальных психоэмоциональных процессов, в первую очередь – социального и когнитивного уровней. Более детальная симптоматика каннеровского аутизма выражается в следующих особенностях:

  • патологическая замкнутость и отстранение от практически любых социальных контактов, включая внутрисемейное общение;
  • выраженные проблемы развития речи. Во многих случаях люди с синдромом Каннера абсолютно не используют речь, а также не реагируют на обращенные к ним реплики, из-за чего производят впечатление глухих даже при нормальном слухе;
  • нарушение сенсорных (чувственных) реакций: неправильная интерпретация мозгом сигналов, поступающих от органов чувств, недостаточная или чрезмерная чувствительность к внешним звуковым и световым раздражителям, запахам, вкусам, прикосновениям;
  • поведенческая ритуализация, стереотипии (само- или аутостимуляция, называемая также стиммингом), заключающиеся в бесконечно повторяющихся бесцельных движениях, фразах или действиях с предметами. Иногда стимминг может проявляться и в аутоагрессии: дергании себя за волосы, расцарапывании кожи, битье головой о стены и т. д.;
  • агрессивное поведение, направленное на других людей – попытки ударить, укусить, часто без видимой причины;
    умственная отсталость.

Еще одной отличительной особенностью болезни Каннера является неспособность пациентов к контролю собственных эмоций, особенно деструктивных – гнева, тревоги, страха, неприязни, обиды и т. д., что нередко провоцирует агрессивное поведение.Тяжелым аутистам также часто свойственно «убегание» – беспричинный бег в произвольном направлении. При наличии такого симптома, в жилье рекомендуется установить сигнализацию и дверные замки «с секретом», которые сложно открыть.

Интеллект

Тяжелый или низкофункциональный каннеровский аутизм в большинстве случаев сопряжен с очень низким уровнем умственного развития. Это подтверждается даже тестами, базирующимися на невербальных методиках.

Но при этом следует понимать, что видимый низкий уровень интеллекта может оказаться ложным впечатлением. Достаточно часто люди с синдромом Каннера способны успешно обучаться языку жестов, навыкам использования электронных устройств и других сложных предметов. Иногда тяжелые аутисты даже демонстрируют завидное красноречие, если находят по-настоящему интересную для них тему или подходящий способ самовыражения. Все это дает повод заключить, что если не все, то по крайней мере некоторые каннеровские аутисты обладают гораздо более высокими интеллектуальными способностями, чем кажется на первый взгляд.

Читайте также:  Тоннельный синдром локтевого нерва лечение

О синдроме раннего детского аутизма или синдроме каннера у детей

Симптомы синдрома Каннера у детей

Проявления каннеровского аутизма могут наблюдаться уже на первом году жизни ребенка, но к специалистам малыш обычно попадает лишь в 2–3-летнем возрасте, когда специфические «странности» становятся особенно заметными.

Нередко встревоженные родители приводят ребенка к педиатру с жалобами на нарушения слуха или к логопеду с жалобами на отсутствие речи – а в результате оказывается, что основная проблема просто «маскировалась» под более понятными для родителей нарушениями.

Самые ранние (до 12 месяцев) симптомы болезни Каннера таковы:

  • очень слабая реакция на людей или ее полное отсутствие. Грудной малыш не оживляется при виде матери и никак не реагирует на ее уход;
  • патологический страх звуков бытовых приборов (пылесос, кофемолка и т. д.), не проходящий со временем;
  • младенец не принимает «позу готовности», когда его берут на руки;
  • находясь на руках, малыш чрезвычайно пассивен, безвольно обвисает.

По прошествии времени (3–6 лет) детский аутизм с синдромом Каннера дополняется новой симптоматикой:

  • погружение в себя, самоизоляция, отсутствие интереса к сверстникам, неспособность устанавливать контакт с окружающими;
  • отсутствие зрительного контакта, взгляд «мимо» других людей;
  • неспособность отличать живое от неживого – каннеровские аутисты часто относятся к людям как к неодушевленным предметам, иногда обладающим свойствами, которые интересуют ребенка. На этом основывается распространенное заблуждение родителей, которые приписывают внимание малыша своим личностям, тогда как для него важны лишь определенные функции – например, подача еды;
  • холодность, отчужденность с близкими людьми, отсутствие эмоционального реагирования. В некоторых случаях ребенок может быть сильно привязан к матери, однако не проявляя при этом ласковости или радости от нахождения рядом с ней;
  • отсутствие речи, упорное молчание с игнорированием любого обращения (мутизм) или реплики «в никуда», эхолалия (бессмысленное повторение чужих фраз, которое Каннер называл «попугайной» или «граммофонной» речью);
  • ребенок может придумывать собственные странные правила обычных детских игр, игнорируя их общепринятые сценарии;
  • неспособность понять опасность огня, кипятка, высоты и т. д.;
  • приступы агрессии, направленной как на близких, так и на незнакомых людей, пытающихся пообщаться;
  • ритуалы, многократные повторы определенных последовательностей действий или движений.

Дети с каннеровским аутизмом часто отличаются красивой внешностью, но их лица при этом отрешенны, сонны, задумчивы (Каннер называл это «лицо принца»). Если рядом присутствуют другие люди, выражение лица ребенка с синдромом Каннера обычно отличается настороженностью и напряженностью, которые сменяются удовлетворенностью, когда люди уходят.

Методы лечения болезни Каннера

Ранний детский аутизм с синдромом Каннера невозможно вылечить полностью, однако можно существенно смягчить его проявления при помощи таких методов, как:

  • поведенческая терапия (ABA);
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • физиотерапия, лечебная физкультура;
  • трудотерапия;
  • игровая терапия.

Достаточно часто детям с тяжелыми аутистическими расстройствами назначаются противотревожные препараты. В некоторых случаях ощутимые результаты может дать специальная диета для аутистов, подразумевающая отказ от продуктов, содержащих глютен, казеин, сою и различные вредные вещества (синтетические консерванты, красители, усилители вкуса и т. д.). Также стоит попробовать и ЛФК при аутизме.

Очень важно регулярно проводить общие медосмотры ребенка с каннеровским аутизмом, поскольку «незаметные» заболевания могут провоцировать новые поведенческие проблемы из-за физического дискомфорта, о котором малыш не в состоянии рассказать. В результате невмешательства может впоследствии возникнуть в том числе и эхолалия у взрослых, а также другие речевые осложнения. 

Источник

Кто такой ребенок с аутизмом, и почему многие родители так боятся этого диагноза? Здесь есть чего бояться, я вам это говорю с полной уверенностью и знанием дела, потому что несколько лет (с 2 до 5) ни один врач или педагог не смог точно ответить, какой диагноз у нашей Нюты. И это была пытка. Между ЗПР средней тяжести, СДВГ, алалией (ОНР по другой речевой классификации) и аутизмом в более слабых формах есть общие черты. И пока ребенок маленький, определить заболевание не у всех получается. Об отличиях мы еще поговорим.

Сразу скажу, что я не буду писать о статистике, высказываниях выдающихся ученых и т.д. Этого полно в сети. Мое повествование основано на большом личном опыте общения с такими детьми, их мамами, что подкреплено информацией, которую я собирала по крупицам сама, когда думала, что у дочки РДА (ранний детский аутизм), и сведениями от врачей, коих мы перебирали просто пачками!

Что такое аутизм и его основные маркеры

Так что из себя представляет аутизм? Это сложное эмоциональное нарушение взаимодействия человека с внешним миром. На первый план выходит не речевой барьер, не какие-то соматические патологии, а именно нежелание контактировать с социумом. Ребенок намеренно отгораживается от людей, их сложного мира эмоций и взаимоотношений. Его тяжело вытащить из той скорлупы, в которую он погружается. Здесь психиатрия.

Это не говорит о том, что аутисты не хотят быть частью мира. Они просто не знают, как с ним подружиться. Раньше данный диагноз считался приговором и вообще относился к шизофреническим расстройствам личности, а сейчас при должной диагностике, проведенной вовремя, и выборе верного пути реабилитации, многие дети максимально восстанавливаются. Нельзя сказать, что они становятся полностью нейротипичными, но жить в обществе и даже иметь среднюю социальную активность могут. Они обучаемы этому, хоть и путем долгих совместных усилий родителей, врачей, педагогов и их собственных.

Взято с Яндекс.Картинки. Это рисунок аутиста. Так он видит мир.

Читайте также:  Синдром длительного сдавления клинические проявления

Синдром Каннера или классика жанра в РАС

Я видела детей с аутизмом разной степени тяжести. Классический аутизм или синдром Каннера – это одна из сложных форм болезни. Именно при ней нарушена эмоциональная связь с внешней средой, а реакция на внешние раздражители столь парадоксальны.

Вот мы с вами вполне адекватно реагируем, когда к нам приближается знакомый человек, касается нас, совершает какие-то социальные жесты, смотрит в глаза. Ребенок с аутизмом не принимает такого поведения. Взгляд в глаза, касания тела, близкое нахождение другого человека может вызывать истерику, т.к. он не умеет верно интерпретировать намерения других и их жесты, поведение. Многие наши обычные движения, действия аутист воспринимает как угрозу, т.е. враждебно. У него могут быть совершенно иные личные пространственные границы, нарушение коих он воспринимает как жест насилия.

В то же время он может не понимать ваших границ и нарушать их совсем нетрадиционными способами. Если бы вы имели возможность видеть чаще таких детей, то обратили бы внимание, что они спокойно могут ощупать, обнюхать человека, лизнуть, толкнуть и т.д. Так они знакомятся с объектом интереса.

Кстати, чаще детей с аутизмом интересует не человек в его целом образе, а отдельная деталь. Ему могут нравиться люди со светлыми волосами, поэтому он будет изучать их, но при этом общаться вряд ли захочет.

Такие детки не делятся радостью, болью. У них часто снижен порог болевой чувствительности. Они вообще все чувствуют иначе. Это связано с другим устройством сенсорной (чувственной) системы восприятия. Речь идет о зрительном, слуховом, тактильном, кинестетическом и других анализаторах нашего восприятия, которые помогают органам чувств обрабатывать поступающую информацию из внешнего мира.

Мы видим предмет, и наш зрительный анализатор обрабатывает его по-своему. Анализатор аутиста может работать иначе. Некоторые видят предметы в уменьшенном, увеличенном, размытом виде – это пугает их или заставляет знакомиться с объектом теми способами, которые я описала (понюхать, пощупать, облизать и т.д.). То же самое касается и остальных анализаторов.

Наверное, всем известен основной симптом РАС – избегание взгляда в глаза. О нем говорят все, но присущ он не всем аутистам. Есть те, кто могут смотреть вскользь. Можно встретить даже тех, кто будет пристально смотреть именно в глаза, если объектом внимания станут цвет ваших глаз, их разрез, расположение на лице и т.д.

Но, большая половина детей все-таки сознательно не смотрят в лицо собеседнику. И это связано как раз с нарушением работы зрительного анализатора. Прямой взгляд порождает в них страх. Некоторые взрослые аутисты поясняли, что глаза для них – как проводник для общения, но они не умеют правильно контактировать, оттого избегают провокационных ситуаций.

Почему детки с аутизмом не любят касаний, ощущений от некоторых видов тканей, определенные звуки, действия? Почему они неуклюжи, часто падают, страдают от нарушений мелкой моторики (работа кистей и пальцев рук)? Почему они издают странные звуки, часто впадают в истерику, проявляют агрессию к окружающим и даже к самим себе (аутоагрессия), нанося себе повреждения? Почему они не смотрят в глаза, сторонятся других, не играют в обычные детские игры? Почему у них так ограничена фантазия и воображение?

Загвоздка именно в ином типе обработки поступающей информации!

Такой ребенок может иметь высокий умственный потенциал, т.е. он способен обучаться грамоте, счету, письму, но при этом далеко не все эти предметы его будут интересовать. Он попросту откажется от чего-то, а сконцентрируется на чем-то одном, что ему интересно и приносит особые ощущения.

Умственная отсталость может как отсутствовать, так и присутствовать при РАС. Эти два диагноза не противоречат друг другу. Сложно определить на глаз, есть ли она у маленького ребенка, особенно при отсутствии речи. Психологи, нейропсихологи, психиатры должны проводить тесты, в том числе для определения невербального интеллекта, а также долго собирать картину развития ребенка, не один раз общаться с ним, чтобы точно диагностировать недостаточность интеллекта. Более видимыми признаки УО становятся после 6 – 7 лет, т.е. к школьному возрасту.

Да, детки с аутизмом стремятся к самостимуляции. Что это такое? Это стимминг или стереотипии. Приведу пример. Многие в спектре (аутистический спектр включает в себя разные формы аутизма и его проявления) любят совершать странные движения руками перед лицом, ушами, кто-то обожает совершать целый комплекс бессвязных и бессмысленных движений всем телом, другие извлекают из всех предметов звуки, четвертые все пробуют на вкус (в том числе и несъедобное) – своеобразных “приколов” у них много.

Читайте также:  Упражнения для речи с синдромом дауна

И это есть стимминг – самостимуляция. Если какому-то анализатору не хватает чувствительности, т.е. присутствует гипочувствительность, аутенок будет пытаться насытить его, совершая вот такие ритуальные действия очень часто. Возможно, ему нравится скрип двери и деревянных ящиков, щелканье пластикового выключателя, и он будет везде и всегда хлопать дверками, нажимать на выключатель. Заодно так успокаивается нервная система, достигается состояния психологического комфорта.

Но при аутизме может наблюдаться и повышенная чувствительность к звукам, т.е. гиперчувствительность. Тогда ребенок будет намеренно избегать каких-то звуков, действий, зрительных впечатлений. Если, к примеру, слуховой анализатор слишком чувствителен, то разные звуки могут восприниматься враждебно. Шум транспорта, дождя, мяуканье кошки, чириканье птиц и т.д. Кстати, многие аутята не выносят зоопарки, звуки бытовой техники или природных явлений.

Представьте, что вам к уху подставили работающий большой перфоратор. Вот так аутенок может воспринимать вашу спокойную речь или звуки стиральной машинки. Это не просто неприятно. Это ужасно больно! Да, они могут испытывать от такого воздействия боль. А агрессия и истерика – попытка избавиться от провоцирующего фактора, способ сбросить возросшее напряжение нервной системы.

Если обратить внимание на игру детей с расстройством аутистического спектра (РАС), то вы заметите, что она тоже стереотипна и однообразна. В основном они манипулируют предметами и используют их не по назначению, играют какой-то одной частью предложенной игрушки (крутят колесо от машинки, обнюхивают пирамидку, стучат юлой по полу, выстраивают в ряд все игрушки или, наоборот, устраивают всеобщий хаос и т.д.) – придумывают своеобразные стереотипные применения игрушкам, бытовым предметам, которые понятны и нужны только им.

Им сложно понять, как примерить на себя роль, например, поиграть в доктора. У них очень страдает имитация, копирование.

Личное фото автора. Анюта только в 7 начала осваивать сюжетно-ролевые игры. До 4-5 лет в основном были манипуляции игрушками и минимум их использования по назначению. У нее тоже есть особенности сенсорной системы. При ЗПР это может быть. Некоторые моменты до сих пор остаются с нами.

Что же касается речи. При РАС дети могут не говорить вообще, а могут говорить хорошо, но речь при этом выглядит штампованной, обрывистой, используется не для установления контактов и передачи своих желаний, мыслей, эмоций, а исключительно как самостимуляция. Примерно 90% детей не понимают словесные инструкции. Они любят повторять заученные слова и фразы, порой не понимая их смысла. Многим сложно соотнести звуковой образ слова с реальным предметом/явлением. Этому надо учить.

У кого-то речь может развиваться до 1,5-2 лет нормально, а потом наступает регресс. У других изначально она дефектна. Кто-то преодолевает речевые патологии при помощи специалистов, а кто-то так и останется молчуном на всю жизнь. Вообще, речь детей с аутизмом – это отдельная тема. Там тоже много нюансов. Обязательно будет статья!

Более подробную характеристику детей с синдромом Каннера можно прочесть на моем сайте в статье про признаки аутизма. Здесь много полезной информации о детях с разными особенностями развития! В следующих статьях поговорим о других формах аутизма, а также о том, что ждет родителей, воспитывающих таких детей. Всегда ли аутизм означает пожизненную изоляцию, или шанс все-таки есть? Обсудим чуть позже!

Обязательно делитесь опытом – это поможет многим мамам и папам определить, что с их ребенком, или просто поддержит морально. Мне в свое время так не хватало общения с родителями особенных детей, и я перебирала кучу книг, перелопатила весь интернет, переводила статьи с английского, чтобы что-то понять! Иногда хотелось просто узнать о людях с подобными проблемами, требовалось общение с реальными людбми, а не со статьями в сети. Если понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал!

Читайте также:

Ребенок с ЗПР, общая характеристика

Особенности поведения детей с ЗПР

ТОП-10 отличий умственной отсталости (УО) от ЗПР

Стоит ли прощать измену мужа? И надо ли…

Адаптированная школьная программа для детей с задержкой психического развития

В другом мире или атипичный аутизм у детей (часть 2)

Моторная алалия у детей

Как проходит день мамы особенного ребенка

Что такое СДВГ у детей? Это синдром дефицита внимания и гиперактивности

Чем планирую заняться в режиме самоизоляции из-за коронавируса? Планов море!

Источник