Об аутизме и синдроме аспергера

Об аутизме и синдроме аспергера thumbnail

Авторы: Корень Олег

Написать этот текст меня подтолкнул один случай. На днях консультировал семилетнего мальчика, приехавшего с папой из одного областного города в европейской части России. Они уже были у меня года три назад. Мальчик тогда практически не говорил. По совокупности симптомов я предположил расстройство аутистического спектра. И, конечно, надеялся, что с помощью внимательных психиатров и психологов диагностический процесс будет завершен. Затем предложены способы абилитации и образовательный маршрут. Ведь формально это относится к компетенции психиатров. Но вот прошло три года. Мальчику идти в школу. А окончательно определиться с диагнозом так и не получилось. И динамика развития ребёнка потрясающая — говорит без умолку, много рисует, виртуоз в компьютерных играх. И, оказывается, специализированная школа для аутистов в этом городе открылась! Но чтобы попасть туда, нужен диагноз. Вот тут то и загвоздка. Непонятно, что с ребенком! Папа передает мне записку от психиатра с задачей для невролога: подтвердить некое «перинатальное поражение ЦНС». А у мальчика нет ни анамнестических, ни клинических данных за это. Предлагают положить его в стационар для диагностики. Одного! Подавать ему таблеточки и понаблюдать. И срочно сделать МРТ головного мозга (под наркозом, поскольку полежать он спокойно не сможет). Говорят, а вдруг у него шизофрения? Он так необычно разговаривает! А у мальчика идиосинкратическая (идиосинкразическая) речь, он использует преимущественно цитаты из мультфильмов и любимых книжек, речевые устойчивые штампы, есть эхолалии. Когда я прошу его нарисовать человека, он рисует сложную картину-коллаж — здесь и Синяя Борода, и гусеничка, и ежик, и вонючка. Ходил в детский сад, но устойчивые личные отношения с детьми не складываются. Он бы и рад, но постоянно «вываливается» из правил, не умеет интриговать и лукавить — сама простота. Глазной контакт крайне неустойчив. Резонирует, тараторит беспрестанно, пытается забраться мне на колени. Дома выстраивает шеренги из игрушечных зверей. Папа называет это «Ноев ковчег». Недавно научился озвучивать персонажей игр и делает это с упоением.

Можно потратить и час на диагностику, можно и больше. Можно провести соответствующие тесты и диагностировать синдром Аспергера… Иногда диагностировать аутизм легко! Не удивляйтесь, пожалуйста! В аутизме нет никакой загадочности! По иронии судьбы, основной помехой при диагностике аутизма выступает одно из явлений, которое само является атрибутом аутизма, — неумение отличать главное от второстепенного, неумение увидеть лес за деревьями. То есть мешает «аутизм» диагноста.

Многие люди, даже специалисты, имеют неправильное представление о том, что же такое аутизм. Они считают, что это замкнутость, погруженность в себя, отгороженность от внешнего мира, нелюдимость. Это ошибка! Аутисты иногда бывают говорунами — и не переслушаешь их. Иногда могут обниматься с совершенно незнакомым человеком. Почувствовать себя в шкуре аутиста легче всего, представив некую фантастическую ситуацию. Например, вы находитесь на чрезвычайно регламентированном приеме при дворе Марсианского короля. А они мало того, что в полосатых пижамах во время бала пОпами толкаются, так ещё и плюют в лицо собеседнику в знак особого уважения. Но в том и отличие человека без аутизма, что раз на третий вы и пижаму напялите, да и метко плевать в левый глаз придворным дамам научитесь. Приспособитесь, короче! В этом-то и заключается одна из функций системы распознавания намерений…

Мы четко должны понимать, что «аутизм» — это ненастоящий диагноз. Это слово ничего не говорит о причине нарушения. Это фенотип, механизм. Нет никакого железобетонного диагноза «аутизм» подобно «проказе» или «синдрому Дауна». Мне иногда приходит мысль (конечно, спорная), а не прекратить ли на несколько лет использование слова аутизм? Часто вижу, что воспринимается оно родителями как ярлык, приговор — пугает и парализует. Может, говорить как-то так, к примеру: «нарушение вербальной и невербальной коммуникации» или «нарушение распознавания контекстов и намерений»… А что касается МРТ, то, конечно, она в планах, но когда мальчик сможет полежать без наркоза. У него две макушки, леворукость, зеркальное письмо… А они являются косвенными признаками аномалии мозолистого тела. А аномалии мозолистого тела иногда встречаются при синдроме Аспергера. «Позырить» мы всегда успеем, а на терапевтические действия эта находка не влияет. (Родителям сказали: «А вдруг там киста! Ее же рассасывать нужно!» Рассасывать церебральную кисту!..)

Одна из «умудренных опытом» психиатров говорила мне: «Вот напридумывали всяких аутизмов! Я считаю так: если ребенок тупой, то это умственная отсталость, если нелепо себя ведет, то шизофрения. Вот и вся диагностика!»

Естественно, данный текст не носит методического характера. Возможно, некоторые мысли, которыми я делюсь, окажутся кому-то полезными.

опубликовано 07/10/2015 15:36
обновлено 22/04/2017
— Педагогика и психология, Нервные, психические и психологические болезни, Неврология и психиатрия, Особенные дети и их семьи, Семьи с особенным ребенком

Источник

Про аутизм ходит много слухов, сплетен и представлений. Особенно забавно слушать обывателей, которые либо никогда не сталкивались с такими детьми, либо сталкивались очень поверхностно: там мнения разнятся от “Это гении и новая формация” до “Умственно отсталый – смирись и плачь“.

На самом деле аутизм многогранен. Да, многие дети с этим расстройством в той или иной форме имеют сопутствующую умственную отсталость. Но кто-то может обладать и нормальным интеллектом, или даже одарённостью. Именно из-за огромного разнообразия способностей аутистов и невозможности чётко подогнать всех под определённый стандарт, разработали обобщающее определение – “расстройства аутистического спектра” (РАС), где слово “спектр” по сути и означает большую вариативность. О некоторых вариантах РАС и пойдёт ниже речь.

Отмечу, что в этой статье я опираюсь на критерии действующей МКБ-10.

1 января 2022 года в силу вступит МКБ-11. В ней такие наименования, как “Синдром Каннера”, “Синдром Аспергера” и прочие будут упразднены. Создатели МКБ-11 предпочли не плодить вагон диагнозов, в которых иногда путаются даже сами врачи, а просто сделали список подтипов РАС с указанием наличия или отсутствия интеллектуальных нарушений, а также способности ребёнка к использованию речи.

Синдром Аспергера

Этот диагноз ставят ребёнку не младше 3, даже скорее 4, лет. Почему? Потому, что долгое время развитие малыша не вызывает вопросов у взрослых.

Дети с с синдромом Аспергера имеют нормальное интеллектуальное и речевое развитие: для установления этого диагноза первые слова должны появиться до 2 лет, а фразы – до 3. Не отстаёт самообслуживание, не пропадает интерес к окружающему миру.

Вместе с тем, однако, после 3 лет наблюдается аутистическая “классика жанра” – значительные проблемы в социальном взаимодействии и стереотипные, ограниченные интересы. Стереотипные интересы тут идут не в значении стимов (потрясти руками, побегать кругами и прочее), а сильная увлечённость чем-либо: бабочками, поездами, цифрами, космическими кораблями и т.д. Часто, но необязательно, встречается физическая неуклюжесть (более характерна для мальчиков).

фото из открытых источников

На первый план, как и со всеми РАС, выходят проблемы с социальным взаимодействием. Такие дети, хоть и хорошо говорят, тяжело заводят друзей. Это может быть как связано с тем, что ребёнок сам не стремится к общению, так и с тем, что он просто не улавливает норм человеческого взаимодействия, а значит ему трудно строить близкие отношения, не ломая дров.

Для успешного общения с другими людьми важно пытаться находить компромиссы, проявлять тактичность и внимание к чужим интересам и действиям, читать “подтекст” мимики и интонаций и самому адекватно их использовать, сопереживать, соблюдать очевидные нормы поведения.

Казалось бы, это вещи, которые человек усваивает сам по себе, по мере взросления. Однако, именно это ахиллесова пята людей с Синдромом Аспергера. Я находила информацию о том, что только пяти процентам взрослых с этим диагнозом удаётся полностью избавится от видимых социальных нарушений (как правило, это те, кто “нашёл себя” в своей области), однако нарушения даже здесь всё равно обнаруживаются при специальном психологическом тестировании.

Читайте также:  Если не лечить синдром запястного канала

Многие взрослые с установленным синдромом Аспергера не считают своё состояние болезнью, не видят смысла в том, чтобы лечиться, а воспринимают его неким альтернативным вариантом психического развития.

Высокофункциональный аутизм

Это понятие по МКБ-10 не является диагнозом. Тем не менее, иногда специалисты, осматривающие ребёнка, пишут именно эту формулировку, поэтому я хочу остановиться на этом немного подробнее.

Термин “высокофункциональный аутизм” часто воспринимается так, словно речь об одарённости. На самом деле таковыми считают детей и взрослых, у которых диагностируют РАС, однако при этом не обнаруживают умственную отсталость (коэффициент IQ более 70). То есть, под высокофункциональностью тут подразумевается потенциальная возможность вести полноценную жизнь: выучится, жить и работать, обходясь без посторонней помощи.

Высокофункциональный аутизм иногда объединяют с синдромом Аспергера, что неудивительно – к подростковому возрасту эти два состояния становятся практически неотличимы друг от друга. Тем не менее, до подросткового возраста некоторые отличия есть. В частности:

  • При высокофункциональном аутизме у ребёнка, как правило, отмечается выраженная задержка развития речи;
  • Расстройство и его симптомы заметны до 3 лет;
  • Хуже способности к овладению речью;
  • Ребёнок с этим диагнозом более ловок и в плане крупной, и в плане мелкой моторики;
  • Лучше справляется со зрительно-пространственными задачами (лабиринты, ориентировка лево-право) и заданиями на зрительно-моторную координацию (рисование, прописи);
  • Хуже понимает чувства и эмоции других людей;
  • Может иметь больше интересов и не так зацикливаться.

Атипичный аутизм

Первые два расстройства развития не имеют нарушений интеллекта, а вот отличие атипичного аутизма в том, что при нём ребёнок может иметь как нормальный интеллект, так и умственную отсталость.

Проявления во многом совпадают с аутизмом, но имеются некоторые отличия:

???? Атипичный возраст появления расстройства.

Симптомы РАС появляются после 3 лет. В отличие от синдрома Аспергера, который тоже диагностируют только после 3 лет, есть задержка психического или речевого развития. А иногда и того, и другого;

???? Атипичное отсутствие некоторых важных симптомов.

Расстройство появляется до 3 лет, но для постановки диагноза “Аутизм” не хватает симптомов. Например, у ребенка может сохраняться нормальная коммуникация и социальное взаимодействие, однако могут быть стимы и ограниченные интересы.

Эта форма более характерна, когда у ребёнка есть умственная отсталость, из-за которой он вынужденно “застревает” на устаревших формах поведения и познания и из-за этого, например, крутит колёса, как это мог бы делать нормально развивающийся ребёнок 6-8 месяцев, вместо катания машинки. То есть, атипичный аутизм здесь не столько аутизм, сколько умственная отсталость, которую сопровождают аутичные черты.

Каким здесь будет исход настолько же сложно предсказать, как и при классических формах РАС. Если интеллект не затронут, возможно обучение речевой либо другой приемлемой форме коммуникации, то можно надеяться на то, что ребенок будет выведен на самостоятельный уровень функционирования. Если нет, то прогноз уже не такой радужный.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

“Он был обычным ребенком до 1,5 лет” или почему у детей возникает аутизм и другие нарушения развития

Когда аутизм и другие нарушения развития всего лишь фантазия

Генетические болезни, умело маскирующиеся под аутизм, речевые нарушения и ЗПР

Источник

Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра. Его симптомы проявляются в более легкой форме, чем симптомы аутизма. Причины синдрома Аспергера точно неизвестны, но предполагается, что как и в случае с аутизмом, они кроются в генетической предрасположенности и влиянии внешних факторов на пренатальное развитие человека. При обоих расстройствах отмечаются изменения в мозге, однако как именно они появляются и развиваются – до конца неизвестно. Коррекция симптомов данного расстройства происходит с помощью тех же методик, что и при лечении детского аутизма.

Основные симптомы расстройств аутистического спектра – это проблемы в социальном взаимодействии с окружающими, нежелание идти на контакт, отсутствие эмпатии и неадекватное восприятие общепринятых норм и понятий. Однако при синдроме Аспергера человек значительно лучше функционирует в обществе, чем при аутизме. Проблемы с речью и обучаемостью у такого человека выражены в меньшей степени. Люди с синдромом Аспергера могут неправильно реагировать на социальные взаимодействия и часто создавать впечатление бесчувственных. Они способны теоретически понимать эмоции других людей и научиться сопереживанию, но обычно им сложно реализовать свои знания на практике.

Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.

Часто больные синдромом Аспергера проявляют ограниченные интересы в очень конкретных областях, не видя и не понимая более широкий контекст. В значительной степени это свойственно и аутистам. Они также могут фокусироваться в основном на каких-то узких темах. Например, смотреть только определенную передачу по телевизору или играть только в одну игрушку. У этой особенности может быть и положительная сторона. Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.

Предполагается, что среди известных людей прошлого расстройствами аутистического спектра страдали музыкант Вольфганг Амадей Моцарт и физик Альберт Эйнштейн. Среди наших современников можно выделить защитницу окружающей среды Грету Тунберг, которая считает свой диагноз «синдром Аспергера» даром, определяющим ее видение мира «в очень черно-белом цвете». Еще один яркий пример человека с таким заболеванием – писатель, математик и специалист в области информатики Дэниел Таммет. Он поставил перед собой задачу объяснить здоровым людям, как устроен внутренний мир человека, страдающего расстройством аутистического спектра.

И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме.

Синдром Аспергера и аутизм обычно диагностируют у детей в возрасте 1,5-2 лет. Иногда видно сразу, что у ребенка есть некоторые проблемы в социализации, но в общем и целом он общается с окружающими адекватно. Однако с большей вероятностью синдром Аспергера можно выявить именно в динамике, через несколько лет лечения, предварительно диагностировав у ребенка аутизм. Постановка диагноза при аутизме и синдроме Аспергера обычно происходит после проведения встречи психиатра, детского психолога, эрготерапевта и логопеда с ребенком и его родителями.

Аутизм лечится исключительно с помощью поведенческой терапии. В случае синдрома Аспергера, начиная со старшего подросткового возраста, пациенту назначается лечение методом когнитивно-поведенческой терапии. И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме. Специалисты стараются обучить ребенка тем социальным навыкам, которые соответствуют его возрасту, и которые ему не удалось приобрести самостоятельно. Пациентам, страдающим заболеваниями аутистического спектра, часто прописывают медикаментозное лечение для снижения симптомов. Однако в случае синдрома Аспергера действующие лекарственные препараты менее очевидны, чем при аутизме.

Обычно с возрастом симптомы у детей с синдромом Аспергера уменьшаются, хотя трудности в социальном взаимодействии с другими могут сохраняться. Именно понимание того, как развивается заболевание и действует лечение, помогает определить, что ждет ребенка, больного расстройством аутистического спектра, в будущем, и во что могут развиться его симптомы.

  • Аутизм

Источник

Автор Хусаинов Руслан Халилович На чтение 15 мин. Опубликовано 31.12.2015 13:23
Обновлено 03.03.2018 18:21

Синдром Аспергера представляет с собой расстройство аутистического спектра (РАС), влияющим на способность человека к коммуникации и социализации среди других людей.

Читайте также:  Пусть говорят ребенок с синдромом дауна

По данным Национального Института Здоровья (National Institutes of Health), дети с синдромом Аспергера (СА) сохраняют свои ранние языковые навыки.

синдром АспергераСиндром Аспергера: общее понятие, симптомы, диагностика, лечение
©️www.focmag.com

Занимательные факты о синдроме Аспергера

Вот некоторые основные моменты о синдроме Аспергера. Более подробнее с ними вы можете ознакомиться в данной статье:

  1. Синдром Аспергера является расстройством аутистического спектра, при котором происходит влияние на социализацию и коммуникативные способности человека.
  2. Человек с синдромом Аспергера испытывает трудности в понимании языка тела (невербальные средства коммуникации), мимики, тона голоса других людей. Данные трудности вызывают у людей с синдромом Аспергера тревогу и смятение.
  3. У ребенка с синдромом Аспергера признаки расстройства уже могут проявляться в первые годы жизни.
  4. Синдром Аспергера чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
  5. Симптомами синдрома Аспергера являются навязчивая увлеченность, официальная речь, ритуалы, социальная изоляция, задержка созревания двигательных навыков, отсутствие воображения, а также трудности с восприятием сенсорной информации.
  6. Причины синдрома Аспергера не известны. Вероятные факторы — наследственные и экологические.
  7. Ранняя диагностика осложнена тем, что каждый человек имеет различные комбинации симптомов.
  8. Зачастую синдром выявляется в зрелом возрасте.
  9. На сегодняшний день нет этиологического лечения синдрома Аспергера. Тем не менее, есть несколько методов лечения, которые могут облегчить симптомы.
  10. Различные виды лечения, обучение и другие методы могут положительно повлиять на качество жизни человека с синдромом Аспергера.

Что такое синдром Аспергера?

При общении люди делают выводы друг о друге. Язык тела человека, его мимика и тон голоса дают информацию о том, в каком эмоциональном состоянии находится человек, счастлив он или грустит, находится в гневе или спешит. На основании полученной информации мы начинаем реагировать соответствующим образом. 

Человеку с синдромом Аспергера сложно прочитать эти инстинктивные сигналы, вследствие чего ему сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. По данным Национального Аутистического Общества в Великобритании (National Autistic Society), это может привести к беспокойству и страху.

Синдром Аспергера отличается от других расстройств аутистического спектра тем, что симптомы у него менее выражены, а иногда полностью отсутствуют задержки в речевом развитии. Ребенок с синдромом Аспергера, как правило, имеет хорошие когнитивные навыки (мышление, интеллект), и у него не наблюдается задержка речевого развития. Как правило, эти дети имеют средний или хороший словарный запас, в отличие от детей без данного состояния. 

Общество Аутизма в Мэриленде, США, считает, что большинство людей, которые незнакомы с синдромом Аспергера, могут просто подумать, что человек ведет себя иначе. Как правило, ребенок с аутизмом воспринимается как отчужденный или незаинтересованный в общении с другими. Однако, дети с синдромом Аспергера, как правило, хотят взаимодействовать с другими. Проблема в том, что им это тяжело осуществить.

Человеку с синдромом Аспергера сложно понять обычные социальные правила, и все считают, что у них отсутствует эмпатия. Они не используют жесты, либо эти жесты не уместны. В отличие от других детей (и взрослых) с расстройством аутистического спектра, люди с синдромом Аспергера имеют средний IQ и хорошо обучаемы, однако требования к их обучению отличаются от требований для других детей.

Синдром Аспергера был назван в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который впервые описал заболевание в 1944 году. Однако, этот синдром не был признан уникальным расстройством. 

У ребенка с синдромом Аспергера признаки расстройства могут проявляться уже в течение первого года жизни. Родители или воспитатели могут почувствовать что-то необычное у своих младенцев — их двигательные навыки проявляются не согласованно, они ползают и ходят очень неуклюже и кажутся неловкими или просто немного отличаются от других. Даже когда ребенок вырастает, может наблюдаться эта неуклюжесть.

По данным ученых, синдром Аспергера чаще встречается у мужчин, чем у женщин. 

Синдром Аспергера это не заболевание, это синдром. Синдром — это комплекс симптомов. Люди с синдромом Аспергера имеют ту же продолжительность жизни, что и люди без данного состояния, имеют ту же восприимчивость к болезням или инфекциям, что и другие люди. 

Вероятность развития депрессии в последующей жизни у людей с синдромом Аспергера выше, но, скорей всего, это связано с постоянными стрессами и тревожностью, с которыми приходится справляться в «мире, в котором живут люди без синдрома Аспергера».

Синдром Аспергера — симптомы

В чем разница между субъективными и объективными симптомами? Субъективные симптомы — это то, что пациент чувствует и описывает, например, головная боль, размытое зрение. Объективные симптомы — это признаки, которые могут быть обнаружены другими людьми, например, воспаление, расширение зрачков или сыпь.

Синдром Аспергера является синдромом широкого спектра расстройств. Это означает то, что не все люди имеют те же признаки; и у различных людей они сильно отличаются. Ниже приведены некоторые наиболее распространенные субъективные и объективные признаки данного синдрома: 

Навязчивые интересы

Некоторые дети с синдромом Аспергера становятся профессионалами в одной какой-то одной сфере и зачастую игнорируют другие сферы деятельности. Эти компульсивные интересы могут варьировать от пылесосов, моделей автомобилей, поездов, компьютеров и до кухонного оборудования и газонокосилок. Зачастую люди с данным синдромом увлекаются коллекционированием. 

Некоторые становятся исключительными специалистами в выбранной сфере интересов. Общение с другими людьми на эти темы будет иметь у них огромный интерес. Хотя лица с синдромом Аспергера могут предоставить много фактов о своих интересах, Национальная Библиотека Медицины указывает, что «в них не будет ни сути, ни выводов».

Речь особая или формальная 

Зачастую в момент разговора у человека с синдромом Аспергера отсутствует ритм или интонация. Его высказывания бывают поверхностные, однообразные или сильно медленные, или сильно быстрые.

Дети с синдромом Аспергера, как правило, не могут модулировать высоту тона своего голоса, чтобы соответствовать своему ближайшему окружению. Их голос зачастую звучит гораздо старше их возраста. Учителя или члены семьи описывают их речь как речь «маленького профессора».

Ритуалы

В попытках уменьшить свое замешательство люди с синдромом Аспергера соблюдают свои правила и ритуалы, которые они методически поддерживают. Они встревожены и огорчены, если нарушается их шаблон действий. Родители и взрослые с синдромом Аспергера говорят, что они способны адаптироваться к изменениям и даже к смене привычного образа жизни, когда знают заранее, что эти изменения произойдут. Неожиданные изменения в привычном образе жизни могут вызывать у них тревожность и беспокойство.

Нефункциональные ритуалы также часто наблюдаются у людей с синдромом Аспергера. Ребенок может настаивать на том, чтобы ходить в школу по определенному маршруту и одеваться в определенном порядке. 

Согласно NAMI: «Эти нефункциональные ритуалы могут играть решающую роль для ребенка с синдромом Аспергера. Предпочитая постоянно одну определенную вещь, ребенок может изо дня в день носить одну и ту же одежду».

Социальная изоляция 

Взрослые и дети с синдромом Аспергера зачастую оказываются в изоляции, так как имеют бедные социальные навыки и узкие интересы, таким образом, в конечном итоге они оказываются одинокими. Они становятся замкнутыми, и, кажется, что они не заинтересованы в общении с другими людьми и становятся отдаленными и отчужденными. С ними тяжело поддерживать нормальный разговор из-за ненадлежащего и/или странного поведения. Зачастую они говорят только о своих эгоистических интересах. Подружиться и даже познакомиться для них становиться проблемой. 

Во многих случаях человек хочет знакомиться и иметь друзей, но, считается, что для них это очень трудно сделать. После безуспешных попыток ребенок или взрослый может отказаться от этой идеи, так как быть одиноким более безопаснее и менее хлопотно. Однако будучи в одиночестве он не может совершенствоваться. Контакт с окружающими, общение с другими людьми помогает людям с синдромом Аспергера преодолевать большую часть трудностей.

Читайте также:  Фото людей с синдромом аспергера

Задержка двигательных навыков 

Как правило, дети с синдромом Аспергера имеют задержки двигательных навыков, так, например, им тяжело крутить педали велосипеда, бегать, ловить мяч, играть в мяч и др. Они зачастую неуклюжи и плохо скоординированы. Некоторые повседневные задачи, например, такие как завязывание шнурков, могут потребовать от них дополнительные усилия. Походка у них либо жесткая, либо бодрая. Во время ходьбы, как правило, руками они не размахивают, руки у них просто висят внизу (как будто они несут сумки).

Авторы исследования из Швеции в научном журнале Physiotherapy Theory and Practice опубликовали, что люди с синдромом Аспергера, которые физически активны, имеют более грубые движения, в отличие от менее активных людей.

Социальные навыки и коммуникация 

Иногда люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в общении и в выражении эмоций. Им трудно понять и интерпретировать жесты, выражения лица или интонацию. Им не хватает базовых социальных знаний, они воспринимают отношение других людей как должное. Они не знают, когда начать разговор и когда его завершить. Они не понимают шутки, юмор и иронию.

Детское подшучивание (и взрослое тоже) может вызвать у них стресс и растерянность. Они не знают об общепринятых социальных нормах, таких как субординация или выбор подходящих тем для разговора. Также они могут непреднамеренно вторгаться в личное пространство. 

синдром АспергераСиндром Аспергера: признаки и диагностика
©️www.wikihow.com

Ассоциация людей с синдромом Аспергера в Новой Англии (прим.: регион на северо-востоке США) объясняет, что люди с синдромом Аспергера не воспринимают большую часть невербальных социальных сигналов, которые к ним поступают. Они могут просто не владеть этой информацией, а те сигналы, которые они улавливают, неправильно ими интерпретируются. Все это может привести к неправильному социальному взаимодействию и неэффективной поведенческой реакции.

Воображение

Люди с данным синдромом могут испытывать трудности с социальным воображением. Они могут иметь проблемы, воображая альтернативные варианты различных ситуаций. Данное воображение может показаться бессмысленным, мало вероятным или нелепым.

Предметы, основанные на логике, памяти и системе, — для них более интересны (математика, информатика, музыка). Многие дети с синдромом Аспергера очень талантливы и становятся хорошими специалистами в определенных областях.

Два исследования Кембриджского Университета в Англии, опубликованные в научном журнале Journal of Autism and Developmental Disorders, описали, что дети с синдромом Аспергера предлагают неординарные решения к различным ситуациям, но они основаны, как правило, на воображении, а не на творчестве. 

Например, когда им показывали пену в форме прямоугольника, они говорили, что это что-то раздавленное в плоский прямоугольник, а не воображали, что это воздушный змей, парящий в небе среди облаков и чаек с гоблином, сидящим на вершине. 

Сенсорные трудности 

У ряда людей с данным синдромом отмечается искажение сенсорной чувствительности одного или всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Сенсорика у них либо усилена, либо недоразвита. Люди с синдромом Аспергера могут по-разному воспринимать громкие звуки, яркий свет, интенсивность запаха, вкус. Многие люди с синдромом Аспергера, зная, что сейчас появится громкий звук или неприятный запах, могут справиться с этим, но неожиданное появление раздражителей может вогнать их в стресс. 

Финские ученые в своей научной работе в Neuroscience Letter заявили, что обработка звука у детей с синдромом Аспергера происходит хуже, чем у детей без данного состояния. 

Сопутствующие состояния 

В раннем возрасте дети с синдромом Аспергера очень активны. Позже, в юношеском возрасте у них развивается тревожность или депрессия. Кроме этого, у данной категории людей наблюдаются другие состояния, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессия, синдром Туретта, тревожные расстройства и обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР).

Причины синдрома Аспергера

Точная причина возникновения синдрома Аспергера на сегодняшний день не известна. Ряд авторов указывают, что сочетание генетических и экологических факторов объясняют изменения в формировании головного мозга. Тот факт, что синдром Аспергера встречается в определенных семьях (синдром Аспергера может передаваться от родителей детям) наводит на мысль, что существует наследственная предрасположенность к данному расстройству. 

В 2009 году группа ученых из Кембриджского университета (Англия) определила 27 генов, которые связаны с:

  • Синдромом Аспергера;
  • Аутистическими симптомами;
  • Проблемами эмпатии.

Некоторые исследователи считают, что экологические факторы во время беременности (вирусная или бактериальная инфекция, курение матери во время беременности, возраст отца, загрязненность воздуха и воздействие пестицидов) могут оказывать влияние на развитие данного расстройства.

Правительство штата Виктория (Австралия) категорически заявляет, что причиной синдрома Аспергера не может быть воспитание, нездоровая пища, влияние телевидения или семейные обстоятельства. 

Kids Health, одна из крупнейших в мире некоммерческих организаций, занимающихся здоровьем детей, считает, что синдром Аспергера связан с аномалией развития головного мозга. Передовые технологии визуализации головного мозга обнаружили структурные и функциональные изменения в различных областях головного мозга у людей с синдромом Аспергера. 

Синдром АспергераСиндром Аспергера: причины, диагностика и лечение
©️hmcurrentevents.com

Диагностика синдрома Аспергера

В связи с тем, что данное расстройство имеет широкий спектр комбинации симптомов, ранняя диагностика бывает затруднительной. Существует несколько определенных методов выявления синдрома Аспергера. Однако для начала необходимо провести медицинские методы диагностики, такие как слуховые тесты, анализ крови и рентгенографию, для того чтобы исключить другие состояния, вызывающие похожие симптомы.

Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) утверждает, что на сегодняшний день существует множество различных инструментов скрининга, пользующихся различными критериями, и в зависимости от того, какой метод будет использовать врач, один и тот же ребенок может быть диагностирован по-разному. Однако, к сожалению, не многие специалисты могут поставить точный диагноз. 

Зачастую диагноз не ставят до совершеннолетия ребенка.

Для того чтобы точно поставить ребенку диагноз, правительство штата Виктория (Австралия) считает, что диагностика должна проводиться специально обученным педиатром, который работает с командой других специалистов, таких как психологи и логопеды, и способен провести углубленную оценку навыков и умений ребенка. 

Каждый ребенок индивидуально оценивается и наблюдается. В случае диагностирования у ребенка синдрома Аспергера родителям обязаны дать подробную информацию о симптомах. Наблюдения учителей также должны быть приняты во внимание при диагностике данного расстройства. При оценке взрослых специалисты, кроме как с самим пациентом, должны беседовать и с его родителями, супругом(ой) и близкими родственниками, для того чтобы лучше узнать семейный анамнез. 

Диагностика помогает человеку с синдромом Аспергера, его семье, друзьям и партнерам по работе лучше понять его потребности и поведение. После того как синдром идентифицируется, эти люди должны получить должную поддержку. 

Синдром Аспергера — лечение

На сегодняшний день не существует лечения синдрома Аспергера. Однако есть несколько методов терапии и обучения, которые могут повысить эффективность  работоспособности у людей с данным синдромом, уменьшить у них беспокойство, улучшить поведение, а также улучшить восприятие передачи информации и событий. Понимание синдрома Аспергера дает нам больше шансов раскрыть их полный потенциал. 

Комбинированное лечение, правильный подход к обучению и некоторые другие методы могут оказать существенное влияние на качество жизни человека с синдромом Аспергера. 

Приобретение более подходящих для них социальных навыков

Человек узнает, как более эффективно и успешно взаимодействовать с другими людьми, фокусироваться на способности понимать чувства других людей и реагировать соответствующим образом. Данный метод обучает считывать и адекватно реагировать на социальные сигналы. Это поможет повысить эмпатию у людей с синдромом Аспергера.

Когнитивно-поведенческая терапия

Данная терапия направлена на обучение управлять своими эмоциями и уменьшить навязчивые интересы и ритуалы.

Модификация поведения 

Данный метод включает в себя поддержание позитивного поведения и уменьшение проблемного поведения.

Специализированное или медицинское лечение