Обследование речи детей с синдромом дауна

Обследование речи детей с синдромом дауна thumbnail

Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна

Результаты обследования логопеда

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________

__________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Ф.И.О. родителей:

Отец______________________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Анамнез

Особенности протекания беременности и родов_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Раннее общефизическое развитие

Стал держать голову__________________, сидеть________________________

Вставать____________________________, ходить________________________

Раннее речевое развитие:

Гуление___________________________, лепет__________________________

Первые слова_______________________, фразы_________________________

Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

– в контакт не вступает;

– проявляет речевой негативизм;

– контакт формальный (чисто внешний);

– в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

– не проявляет заинтересованности в контакте;

– легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

 Состояние слухового внимания:

 Различение звучащих  игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия:

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой  и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различение предметов, игрушек разного цвета

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса:

Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: “вверху”, “внизу”) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мыслительных функций:

Наглядно – действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование математических представлений: 

Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

– Общая моторика:

Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

– Мелкая моторика:

Кинетическая основа движений пальцев (“Пальчики здороваются”) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние органов артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево – вправо) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)

2. Исследование звуко – слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)

3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)

Гласные, Согласные.

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление  повествовательной и восклицательной интонаций.

Исследование фонематических функций

1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)

2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук “Р” в слове…)

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)

-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения

– Понимание форм единственного и множественного числа существительных

– Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)

– Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (Подушка – подушечка)

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)

3. Состояние грамматического строя речи

Состояние связной речи

Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.

Заключение логопеда_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут развития

Динамика развития

Источник

«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна

Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.

Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.

Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:

  • Алалия.
  • Общее недоразвитие речи.
  • Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
  • ЗПР.
  • Заикание.
  • Апраксия.
  • Грамматическая неправильность речи.

При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.

Читайте также:  Синдром ликвородинамических нарушений у грудничка комаровский видео

Причины проблем, возникающих при развитии речи:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата.
  • Мышечная гипотония.
  • Проблемы со слухом.
  • Низкий объем слуховой памяти.
  • Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
  • Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.

Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.

Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна

Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.

В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.

Над чем работают дефектологи:

  • Вырабатывание концентрации внимания.
  • Работа над общим психомоторным развитием.
  • Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
  • Улучшение координации движений.
  • Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.

Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.

Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.

Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:

  • Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
  • Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
  • Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
  • Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.

Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.

Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.

Дата публикации: 29.06.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Автор Предложить Статью На чтение 3 мин. Опубликовано 24.04.2015 11:51
Обновлено 21.11.2016 19:47

синдром ДаунаРечевое развитие и коммуникация при синдроме Дауна

Развитие речи у детей с синдромом Дауна (СД) достаточно хорошо изучено. Наряду с когнитивным развитием речь является областью наиболее выраженного отставания в раннем возрасте. Отмечается, что речь у детей с синдромом Дауна развивается более медленно, чем познавательное и двигательное развитие; эта закономерность, начав проявляться в младенческом возрасте, сохраняется по мере взросления ребенка [Fowler, 1993]. Выделяя существенную разницу между уровнем развития речи и хронологическим возрастом, исследования последних 20 лет продемонстрировали, что последовательность и структура раннего развития речи детей с синдромом Дауна аналогична нормальному речевому развитию здоровых детей [Fowler, 1993; Beeghly, Weiss-Perry, Cicchetti, 1993].

На всех этапах формирования как экспрессивной, так и импрессивной речи Дети с синдромом Дауна имеют выраженные особенности [Dmitriev, 2001]. Исследователи выделяют ряд причин, определяющих нарушенное развитие речи у детей и взрослых людей с синдромом Дауна. П. Ганн (1991) отмечает, что при синдроме Дауна в системе, продуцирующей речь, наблюдаются множественные аномалии. Частые респираторные заболевания и легочная гипертензия влияют на исходный объем выдыхаемого воздуха и частоту вибрации голосовых связок. Отмечаются особенности артикуляторного аппарата: маленький рот, неправильная форма зубов, микродонтия (Барден, 1991), увеличенный гипотоничный язык, нарушение чувствительности языка. Наряду с общей мышечной гипотонией, перечисленные выше факторы определяют не только низкий темп развития речи, но и качественные отличия экспрессивной речи детей и взрослых с синдромом Дауна (неразборчивое произношение, отсутствие плавности речи, хриплый «простуженный» голос [Ганн, 1991; Fowler, 1993].

Выделяются следующие факторы, влияющие на развитие импрессивной речи: распространенные у детей с СД нарушения слуха; нарушения фонематического анализа; снижение объема слуховой памяти. Как на импрессивную, так и на формирование экспрессивой речи влияет и несформированность таких психических функций, как память, внимание, мышление, воображение [Жиянова, 2002; Ганн, 1991; Fowler, 1993; Кумин, 2004]; особенно страдает вербальная память [Медведева, Панфилова, Поле, 2004]. Исследования последних лет, посвященные изучению отдельных речевых навыков у детей с синдромом Дауна свидетельствуют, что семантический и прагматический аспекты речи, как правило, развиваются лучше, чем фонетический и морфосинтаксический [Kumin, 2002]. По сравнению с пониманием речи, говорение вызывает у детей большие трудности и является более задержанным. По данным Оксфордского Центра помощи детям с синдромом Дауна, типичным будет следующее соотношением уровня развития экспрессивной речи, импрессивной речи и хронологического возраста ребенка: хронологический возраст — 8 лет, уровень развития импрессивной речи — 6 лет, уровень развития экспрессивной речи — 3 года 6 месяцев.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна в магнитогорске

Помимо биологических и соматических факторов, влияющих на развитие речи у детей с СД, а также связанных с развитием речи особенностей восприятия и памяти, исследователи отмечают значимость эмоциональных факторов и факторов социального окружения [Ганн, 1991]. Например, роль естественной среды для овладения речью, заинтересованность ребенка в общении с ближайшим окружением противопоставляется обучению в искусственно созданной ситуации с подкреплением успешного овладения словом или фразой; в целом, согласно современным представлениям, развитие речи и коммуникации у детей с синдромом Дауна рассматривается в контексте взаимодействия с матерью

Источник

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА.

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Умственная отсталость при синдроме Дауна имеет 3 степени тяжести, которые зависят от врожденных факторов и воспитания:

  • Дебильность. Характеризуется небольшой недоразвитостью психики, отсутствием способности широко мыслить, примитивным мышлением. Тип синдрома встречается в 5% случаев.

  • Имбецильность. Выражается в неспособности абстрактно и обобщено мыслить, среднем уровне недоразвитости. Форма даунизма отмечается в 75% случаев.

Идиотия. Форма синдрома, при которой пациент с даунизмом не может самостоятельно себя обслуживать. Уровень умственной отсталости не позволяет научить этому больного даунизмом. Встречается в 20% случаев.

Уровни моторного недоразвития у детей с синдромом Дауна

1 уровень Безречевые дети.

2 уровень Отдельные лепетные слова и словосочетания.

3 уровень Бытовой словарь и фразовая речь.

Индивидуально – психологические особенности:

  1. Медленное формирование понятий и становление навыков: снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа; необходимость большого количества повторений; низкий уровень обобщения материала; утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

  2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно.

  3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.

  4. Особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).

  5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

Одна из самых сложных проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И понятно, что ни в какой специальной литературе зарубежных авторов невозможно найти необходимых советов и рекомендаций, так как обучение языку невозможно без учета его специфики. 
Овладение элементарными навыками разговорной речи у детей с синдромом Дауна задерживается. Зачастую дети данной категории не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения с помощью общения с другими людьми затруднена, это мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.

Чаще всего, умение говорить развивается, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна присущи трудности в освоении грамматического строя речи, семантики. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как к 6-7 годам, так и 10-12 годам. 

Логопедическая работа с детьми с синдромом Дауна делится на следующие этапы.

Первый этап_- обследование состояния речи. На первых занятиях выясняется уровень сформированности речевой функции. Важное внимание уделяется пониманию обращенной речи. Для обследования используются общепринятые в логопедии методы и приёмы. Но при этом необходимо учитывать сохранность интеллекта каждого конкретного ребенка. И, исходя из личностных особенностей каждого ребенка, подбираются методы и приёмы обследования.

Второй этап – установление контакта с данным ребенком. Это один из самых важных этапов, на котором необходимо заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, как к личности логопеда, так и к самим занятиям, уточнить, что интересует малыша, какие задания он выполняет с большим желанием, что бы в будущем использовать это в своей работе.

Третий этап – это собственно логопедические занятия. Стоит учитывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает очень медленно, в результате многократных повторений. И только правильно подобранная методика даст ребенку возможности быстро добиться успехов. Переоценка уровня возможностей ребенка может привести к составлению слишком трудной программы, а недооценка – к составлению слишком легкой программы, которой, не будет хватать занимательности. 

Читайте также:  Туннельный синдром кубитального канала лечение

На первом этапе логопедические занятия начинаются с гимнастики: мимической, артикуляционной и дыхательной. Обязательно в комплекс включаются вокально- голосовые упражнения и упражнения на мелкую моторику, занятия логоритмики. В ходе выполнения артикуляционных упражнений, по мере подготовки артикуляционного аппарата, вызываются те или иные звуки. Наряду с этими упражнениями, ведется работа над пониманием обращенной речи. Весь комплекс артикуляционно- мимической гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и вокально-голосовых упражнений предлагается детям в картинном материале. Демонстрируются как цветные, так и черно-белые картинки-раскраски, на которые дети очень хорошо реагируют. Постепенно, по мере усвоения какого-либо упражнения, оно либо усложняется, либо включается новое упражнение. Длительность индивидуального занятиясоставляет 15-20 минут, что соответствует нормам САНПиНа.

Таким образом, на данном этапе, а он длителен по времени, ведется работа над:

  • подготовкой артикуляционной моторики к постановке звуков, а точнее к правильному произнесению звуков;

  • вызыванием, по мере возможности, отдельных звуков: от звуков раннего онтогенеза [Н], [П],[Т], до более сложных звуков типа [Ш],[Ж],[Ч];

  • уточнением и обогащением пассивного словаря;

  • формированием мелодико-интонационной стороны речи;

  • развитием мелкой моторики рук.

На четвертом этапе ведется работа по формированию активного словаря. Зачастую, у детей с синдромом Дауна, появляются слова целиком, фонетически оформленные верно. В это время главное место занимает работа с книгой или картинкой. Благодаря многократному повторению и просмотру одних и тех же слов и картинок, ребенок уже на первых порах может освоить достаточно большое их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять их. 

Чаще всего лучше начать с карточек (рисунков). Логопед называет предмет, изображенный на карточке. По ходу занятия постепенно дополняем рисунок деталями – у дома появляются окна, потом дверь, труба. 
На этом этапе необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Также используются задания типа «Дополни предложение», где вместо слова в конце предложения нарисована картинка. Например: «Мы увидели …(картинка лиса). Красивый хвост у …(картинка лиса). Рыжая шубка у …(картинка лиса). И т.д». Изолированно слово лиса ребенок произносил. Недоговаривая последнее слово фразы, ребенку дается понять, что от него ждут. Эти приемы удаются в том случае, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и ждет от логопеда помощи. В случае если ребенок не отвечает на вопрос, то можно помочь ему помочь. Если он воспользуется подсказкой, можно задать первый вопрос, предоставляя ему возможность употребить нужное слово или фразу без помощи логопеда.

Можно использовать упражнения такого вида:

hello_html_5eaa1e4.png

Далее ведется работа с глаголами, наречиями, прилагательными, предлогами и т.д. Как можно раньше необходимо начинать работу по развитию лексики. Работа с книгой, а также можно использовать компьютер или планшет, поможет организовать работу над развитием речи, опираясь на зрительное восприятие, использовать большое количество разных тем и сюжетов, включая в себя расширение и обогащение словаря – и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

Ребенок с синдромом Дауна не может ответить на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Напротив, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной. Мозг такого ребенка не в состоянии самостоятельно ее обработать. Ребенка с синдромом Дауна обучают говорить, начиная с простого, переходя все более к сложному. Вся работа должна быть последовательной и постепенной.

Но, все-таки, самым основным моментом в ходе логопедических занятий, необходимо научить ребенка языку общения. Общение – это не только умение произносить слова. Определение «общение» включает в себя также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и уметь завязывать беседу, при встрече приветствовать, при расставании прощаться. Речь может и должна быть использована для удовлетворения многих потребностей.

Чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Ребенка с синдромом Дауна возможно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых смелых результатов.

  • Сурикова Зинаида Владимировна

  • 12.05.1981 г.р.;

  • ГБОУ Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ;

  • 453260, Республика Башкортостан, г.Салават, ул. Октябрьская д. 36, кв.3.

  • Телефон 89174639346

  • e-mail z.v.surikova@mail.ru

  • паспорт: 8013 757277, выдан 29.05.2013г. отделом УФМС России по республике Башкортостан в городе Салават;

  • ИНН: 026604655998

  • номер страхового пенсионного свидетельства: 100-480-335 93

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Салаватская коррекционная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа город Салават Республики Башкортостан

Творческая группа.

Выступление на тему: «Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна».

Выполнила: учитель-логопед Сурикова З.В.

23.10.2018г.

Источник