Обследование речи детей с синдромом

Обследование речи детей с синдромом thumbnail

Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна

Результаты обследования логопеда

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________

__________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Ф.И.О. родителей:

Отец______________________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Анамнез

Особенности протекания беременности и родов_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Раннее общефизическое развитие

Стал держать голову__________________, сидеть________________________

Вставать____________________________, ходить________________________

Раннее речевое развитие:

Гуление___________________________, лепет__________________________

Первые слова_______________________, фразы_________________________

Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

– в контакт не вступает;

– проявляет речевой негативизм;

– контакт формальный (чисто внешний);

– в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

– не проявляет заинтересованности в контакте;

– легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

 Состояние слухового внимания:

 Различение звучащих  игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия:

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой  и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различение предметов, игрушек разного цвета

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса:

Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: “вверху”, “внизу”) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мыслительных функций:

Наглядно – действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование математических представлений: 

Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

– Общая моторика:

Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

– Мелкая моторика:

Кинетическая основа движений пальцев (“Пальчики здороваются”) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние органов артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево – вправо) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)

2. Исследование звуко – слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)

3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)

Гласные, Согласные.

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление  повествовательной и восклицательной интонаций.

Исследование фонематических функций

1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)

2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук “Р” в слове…)

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)

-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения

– Понимание форм единственного и множественного числа существительных

– Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)

– Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (Подушка – подушечка)

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)

3. Состояние грамматического строя речи

Состояние связной речи

Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.

Заключение логопеда_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут развития

Динамика развития

Источник

Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Обследования всех компонентов речи у детей с расстройствами аутистического спектра

г. Феодосия – 2020

Речевой компонент

Задания

Обследование звуковой стороны речи

  1. «Посмотри и произнеси»

Цель. определить состояние имитационной стороны речи.

Содержание. Логопед показывает картинки и предлагает произнести соответствующие звуки:

Мальчик плачет -А     Ослик рыдает- О

Кричат дети – АУ!        плачет малыш  УА!

Самолет гудит-У           лошадка – ИИИИ

Насос свистит – ССС      Комар звенит – ЗЗЗЗ

Змея шипит – ШШШ     Жук жужжит – ЖЖЖ

Инструкция. «Посмотри на картинки скажи, кто какие звуки издает»

  1. «Назови правильно»

Цель. определить умение ребенка произносить звуки в словах

Содержание.  Логопед предлагает ребенку назвать слова с использованием картинок

Инструкция. «Посмотри на картинки и назови их»

С: сад, мясо, нос

Сь: семь, гуси, гусь

З: замок, коза

Зь: зима, газета

Ц: цапля, кольцо, палец

Ш: шапка, машина, камыш

Ж: жаба, жилет, пижама

Ч: чайка, печка, мяч

Щ: щука, щит, щавель, ящик

Л: лапа, пила, зал

Ль: лев, малина, медаль

Р: рак, корова, забор

  1. «Повтори правильно»

Цель. Определить умение ребенка правильно произносить звуки в предложениях.

Содержание. Логопед предлагает ребенку повторить следующие предложения:

«У Зины зонт.

У сома усы.

 Кузнец кует цепь.

 Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбит ель.

 К нам во двор забрался крот.

 Майя и Юра поют».

Инструкция. «Послушай и повтори правильно»

  1. «Запомни и повтори»

Цель. Проверить состояние звукопроизносительной стороны речи в процессе проговаривания текста

Содержание. Логопед предлагает ребенку поиграть. Логопед ритмично произнося текст, в такт словам

указывает рукой то на себя, то на ребенка:

– Начинается считалка: на дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец.

Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал,

серый зайчик ускакал.

(Каждую считалку повторять не более двух-трех раз.)

За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, Сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?

Инструкция. «Я расскажу считалку, а ты внимательно слушай, потом повторишь».

Обследование голосовой функции

  1. «Громко- тихо»

 Цель. Определить умение менять силу голоса.

Содержание. Логопед предлагает ребенку произнести как гудит большой самолет УУУУУ (громко), и как гудит маленький самолетик: уууу(тихо). Большая девочка плачет: АААААА, маленькая девочка плачет: ааааааа

Инструкция: «Покажи, как гудит большой само лет, как гудит маленький самолетик?» И т. д

  1. «Кто как кричит?»

Цель. Определить умение повышать и понижать тон голоса.

Читайте также:  Синдром wpw у детей что это

Содержание.  Логопед показывает картинки с изображениями кошки-котенка, птички- птенчика, и произносит звукоподражания «тоненьким» голосом и  «низким» голосом

Инструкция.  «Как кошка мяукает? Мяу-мяу-мяу (низким голосом). Как котенок мяукает?……(тоненьким голосом)»

  1. «Три медведя»

Цель. Определить умение менять высоту голоса

Содержание. Логопед предлагает вспомнить сказку, сопровождая свою речь показом иллюстраций. Затем задает ребенку вопросы. Ребенок, отвечает на вопросы, меняя соответственно высоту голоса.

Инструкция. «Вспомни, как разговаривал Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?

  1. «Расскажи стишок»

Цель. Способность использования основных видов интонации.

Содержание. Логопед произносит стихотворение с разной интонацией, затем предлагает ребенку повторить «Уронили мишку на пол» с разной интонацией (с восклицательной, вопросительной, повествовательной)

Инструкция. «Послушай и повтори с той же интонацией как я»

Обследование просодической стороны речи

  1. «Прохлопай песенку»

Цель. Особенности ритмической стороны речи.

Содержание. Логопед предлагает ребенку прослушать, как можно прохлопать знакомые песенки «В лесу родилась елочка», «В траве сидел кузнечик», затем просит повторить.

Инструкция. «Прохлопай песенку»

  1. «Расскажи стихотворение»

Цель. Определить особенность темпа речи.

Содержание. Ребенку предлагается прослушать стихотворение А. Барто «Мячик» в разном темпе и затем аналогично воспроизвести.

Инструкция. «Послушай и повтори в том же темпе, как я»

  1. «Повтори»

Цель. Определить особенность воспроизведения логического ударения.

Содержание. Логопед демонстрирует образец слоговой цепочки. Затем просит ребенка повторить:

ПА-па-па       та-та-ТА                  МА- ма-ма

Па- ПА-па    ТА-та-та                   ма- ма- МА

Па-па-ПА        та- ТА- та                ма-МА-ма

Инструкция. «Повтори как я»

  1. «Делай, как я»

Цель. Определить правильность расстановки пауз в речевом потоке

Содержание. Ребенку предлагается повторить все действия за логопедом: маршировать и считать раз, два, три, четыре, пять, затем продолжать маршировать и считать до пять про себя в том же темпе.

Инструкция «Внимательно смотри и делай, как я»

Обследование фонематического восприятия

  1. «Покажи, кто как голос подает»

Цель. Проверить уровень слухового восприятия близких по звучанию звукоподражаний

Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает картинки или игрушки животных (кошки, коровы, козы)

Инструкция: «Покажи, кто кричит МУ, МЕ, МЯУ»; «Скажи, как мычит корова, мяукает кошка, кричит коза».

  1. «Дай картинку»

Цель. Выяснить умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию

Содержание. Перед ребенком логопед раскладывает парные картинки:

Коса-коза; мишка-миска; уточка-удочка; кот -кит

Инструкция. «Покажи, где коса, а где коза» и т. д

  1. «Эхо»

Цель. Умение воспроизводить слоговые пары (ряды) в заданной последовательности.

Содержание. Ребенку логопед предлагает поиграть в игру «Эхо». Логопед произносит пары (ряды) слогов и просит ребенка их повторить.

Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй и за мной:

па- ба                    та-да                  ка-га

(па-ба-па)             (та-да-та)          (ка-га-ка)

  1. «Будь внимательным»

Цель. Проверить умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда

Содержание. Логопед предлагает ребенку поднять руки вверх, если он услышит гласный звук- а- (у,и).Логопед произносит ряд звуков: а,м,и,с,у,п,а,у,и,а и т.д.

Инструкция. «Я буду произносить разные звуки, а ты подними руки вверх, если услышишь звук -А-

Обследование понимания речи

  1. «Покажи»

Цель. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.

Содержание. Логопед просит показать, где у ребёнка рука, нога, где лапа у зайчика, где голова у куклы.

Инструкция. «Покажи, где твоя рука», «Где лапка у зайчика?»

  1. «Покажи игрушку»

Цель. Выявить умение ребенка выделять определенную игрушку среди других. Умение выполнять действия по словесной инструкции.

Содержание. Перед ребенком раскладывают игрушки.

Инструкция. «Покажи куклу (машинку, пирамидку, мячик)»; «Возьми машинку (куклу, пирамидку…)»; «Дай мне пирамидку (куклу, машинку, мячик)».

Если ребенок справляется с заданием, логопед предлагает узнать данные игрушки по картинкам.

  1. «Покажи картинку»

Цель. Выяснить понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Содержание. Перед ребенком попарно логопед раскладывает картинки: кот-коты; мяч-мячи; кукла-куклы; стул-стулья

Инструкция. «Покажи, где кот, а где коты…»

  1. «Найди картинку»

Цель. Выяснить понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает предметные картинки. Ребенок должен найти картинку среди других, ориентируясь на вопросы логопеда.

Инструкция. «Посмотри на картинки и найди, чем чистят зубы? Чем рисуют? Что наденешь на голову, когда пойдешь гулять?»

Обследование лексического запаса

  1. «Назови, что это?»

Цель. Уточнить объем номинативного словаря.

Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов и назвать их.

Инструкция. «Назови, что это?»

  1.  «Скажи, что делает»

Цель. Уточнить объем предикативного словаря

Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы по картинкам.

Инструкция. Что делает мальчик? (Спит)

                           Что делает девочка? (Ест)

Что делают рыбки? (Плавают)

Что делает птица? (Летает)

Что делает машина? (Едет)

  1. «Подбери слово»

Цель. Уточнить объем атрибутивного словаря.

Содержание. Логопед предлагает ребенку правильно подобрать слова -признаки к заданным картинкам или игрушкам

Инструкция. «Вот мяч. Какой мяч? Мяч красный, круглый. А какой огурец? (Какое солнце? Какое печенье? Какая косынка?…)

  1. «Назови одним словом»

Цель. Проверить умение обобщать, одним словом, предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.

Содержание. Ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек и назвать их одним словом. Серии картинок предъявляются последовательно.

Инструкция. «Посмотри на картинки и назови одним словом».

Обследование грамматического строя

  1.  «Назови картинки»

Цель. Проверить наличие слов у ребенка, обозначающих единственное и множественное число существительных.

Содержание. Перед ребенком попарно логопед раскладывает картинки.

Инструкция: «Посмотри и назови картинки»

Кукла-куклы              петух-петухи

Глаз-глаза                   дом-дома

  1. «Скажи какой»

Цель. Проверить наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Содержание. Логопед предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я скажу: синий мяч (при произнесении слова «синий» артикуляция четкая). А теперь ты смотри и называй.

Синяя лопата, синий чайник

Зеленая лягушка, зеленый огурец

Желтый банан, желтая панама, желтое солнце

  1. «Назови ласково»

Цель. Проверить наличие у ребенка существительных в уменьшительно- ласкательной форме.

Читайте также:  Синдром эдвардса какие признаки по узи

Содержание. Логопед предлагает ребенку рассмотреть и назвать картинки с изображением большого и маленького предметов.

Инструкция: «Вот это большой мяч, а это маленький мячик. Я буду называть большой предмет, а ты маленький»

Дом- домик                  стул-стульчик

Сумка- сумочка         палец-пальчик

  1. «Найди игрушку»

Цель. Проверить наличие у ребенка простых предлогов.

Содержание. Логопед предлагает ребенку найти игрушки.

Инструкция: «Посмотри на игрушки. Скажи, где сидит мишка:

на стуле_______ в машине______

под стулом______ за столом_______

в шкафу______

Обследования связной речи

  1. «Беседа»

Цель. Выявить уровень развития диалогической речи.

Содержание. Логопед создает игровую ситуацию. Берет игрушку зайчика, который пришел в гости к ребенку.

Инструкция. «Будем знакомиться с зайчиком?»

«Зайчик» задает вопросы ребенку:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут маму, папу?

Какие игрушки ты любишь?

Каких животных ты знаешь?

  1. «Составь рассказ»

Цель.  Умение составлять рассказ по серии сюжетных картин

Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок и разложить их в той последовательности, что бы можно было составить рассказ.

Инструкция. «Вот четыре картинки. Это вся история про снеговичка. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что потом. Разложи картинки по порядку: что сначала- положи вот сюда (указание жестом), что потом – сюда (указание жестом), а последнюю — вот сюда (указание жестом). Теперь подумай и расскажи, что случилось со снеговичком».

  1. «Составь рассказ по картине»

Цель. Умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Содержание. Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картинку «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Летают птицы, бабочки. Девочка и мальчик собирают грибы.

Инструкция. «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что ты видишь»

  1. «Перескажи»

Цель. Умение составлять пересказ

Содержание. Ребенку предлагается прослушать рассказ или сказку, запомнить, а затем пересказать.

Инструкция. «Прослушай рассказ (сказку). Повтори его как запомнил».

Источник

Обследование речи детей с расстройством аутистического спектра

Слайд 1 Название презентации

Слайд 2Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом.

Логопедическая работа – одно из непременных направлений комплексной помощи детям с РАС

Необходимо отметить значительное разнообразие нарушений речи у детей с РАС от полного отсутствия звучащей речи и понимания ее до формально очень высокого уровня развития Классификации РАС как правило не учитывают тяжесть и специфику повреждения собственно речи и ориентируются на степень выраженности аутистического расстройства.

Классическая классификация О. С.Никольской построена по такому же принципу, но все -таки включает в себя и характеристику речи.

Слайд 3, 4

Классификация ( по О.С.Никольской)

первая группа. Тяжелая форма аутистического расстройства. Речь практически отсутствует. Ребенок не использует не только речь, но и жест и мимику в целях коммуникации.

вторая группа-аутизм менее выражен, речь формируется, но формируется не полноценно, грубо нарушена

третья группа -высоко функциональные аутисты с относительно развитой, но специфической речью

четвертая группа-дети с негрубыми проявлениями аутизма в сочетании с разной степени выраженности речевой патологией. Эта четвертая группа очень разнообразна.

Основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.

У детей первой группы  мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Для речи детей второй группы  характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации. У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить», «Дать печенье»), а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать»). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.

Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают  на любимую тему.

У ребенка четвертой группы  мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Слайд 5

Технология проведения логопедического обследования (по Грибовой О.Е.)

  1. ориентировочный этап

  2. диагностический этап

  3. аналитический этап

  4. прогностический этап

  5. информирование родителей

Слайд 6

1 Ориентировочный этап

Задачи первого этапа:

  • сбор анамнестических данных;

  • выяснение запроса родителей;

  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Виды деятельности:

  • изучение медицинской и педагогической документации;

  • изучение работ ребенка;

  • беседа с родителями.

Слайд 7

Диагностический этап

Методы логопедического обследования:

  • наблюдение за ребенком;

Часто логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.

  • игра.

  • педагогический эксперимент; беседа с ребенком

Слайд 8.

Для логопеда значимы два параметра:

преимущественно повреждено понимание речи или ее моторная сторона, или повреждение речи носит тотальный характер, с одной стороны, и актуальный уровень развития речи ребенка на момент начала логопедической работы

Важна дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами

Слайд 9, 10.

При всем  разнообразии особенностей развития речи и речевых расстройств аутичных детей, можно выделить  основные особенности речи аутичного ребенка – мутизм, эхололии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие речи от 1-го лица, нарушающие возможность коммуникации.

  • Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;

  • Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

  • Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фотографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

  • Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

  • Автономность речи;

  • Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);

  • Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;

  • Нарушения грамматического строя речи;

  • Нарушения звукопроизношения;

  • Нарушения просодических компонентов речи.

Читайте также:  Острая ревматическая лихорадка клинические синдромы

Слайд 11

Первичное обследование речи

Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. Возможно использование так называемых “речевых карт” (схем логопедического обследования),но более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования.

Слайд 12

Обследование понимания речи (импрессивная речь).

понимание ребенком речи в спонтанной ситуации

понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова.

выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б) вне контекста происходящего.

Слайд 13

Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:

  • понимание названий предметов;

  • понимание названий действий;

  • понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п.).

Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.

Слайд 14

Обследование собственной речи (экспрессивная речь).

фиксируются различные вокализации и внегортанные звукообразования (те, которые производятся без участия голосовых связок) ребенка.

наличие спонтанного подражания различным звукам, словам и высказываниям, также фиксируются эхолалии (непосредственные и отставленные).

как ребенок выражает свои требования или отказ от чего-либо.

отмечается собственные спонтанные высказывания ребенка.

Слайд 15

По возможности, проводится направленное обследование экспрессивной речи: изучают способность к вербальному подражанию, сформированность таких навыков как называние предметов, действий и т.д. Дальнейшее обследование проходит по стандартной схеме логопедического обследования: подробно исследуются произносительная сторона речи (интонации, громкость, качество произнесения звуков и т.п.), грамматическая структура речи, лексический состав, навыки диалога. Все эти навыки обследуются одновременно с диагностикой понимания речи.

Слайд 16

С целью выяснения картины целостного развития ребенка логопед может использовать диагностической карту, разработанную К.С.Лебединской и О.С.Никольской. Исследуя сферу общения, логопеду необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми, отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему, “отсутствие” дифференциации одушевленного и неодушевленного.

Слайд 17

Комплексный подход к развитию

включает наиболее эффективные методы развития разных сфер

  • моторная сфера (крупная/мелкая/мимика/артикуляционная)

  • сенсорная сфера (различение звуков, управление извлечением)

  • когнитивная сфера

(сенсомоторный интеллект, пространственное мышление, логические задачи, причинно-следственные связи)

  • коммуникация (+речь)

(подражание, взаимодействие, общение, игра)

собственно речевые: звукопроизношение, слоговая структура, лексика, грамматический строй, связная речь (диалог/монолог), включение полученных навыков в жизненные ситуации

  • эмоционально-волевая сфера

аффективная сфера

самостоятельная деятельность

Слайд 18

Диагностика

  1. Уровень общения, на котором находится ребенок и способ общения

  2. Контактность

  3. Навык подражания

  4. Уровень игровой деятельности

  5. Уровень развития ВПФ

  6. Понимание речи

  7. Порог сенсорной чувствительности

  8. Моторное развитие (удержание, переключение поз, удержание ритма, темпа)

  9. Формы и ситуации, где проявляется негативное поведение

Слайд 19, 20

Раздел «Речь».

Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциация между отсутствием реакции на слово и гиперсенситивностью к невербальным звукам, между «непониманием» простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку.

Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

Запаздывание или отсутствие фазы гуления и лепета. Его необращенность к взрослому.

Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: регресс речи на уровне отдельных слов.

Запаздывание или опережение появления первых фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные фразы. Фразы-эхолалии. Эхолалии-цитаты.

Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

Отсутствие речи о себе в первом лице. Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

Вычурность интонаций. Повышение высоты голоса к концу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь отдельных слогов. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

.

Слайд 21

Викжанович С.Н предлагает использовать опросник анкету – опросник речевых навыков детей с РАС

(Викжанович С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектраю : Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, No8(52), 2015)

Анкета – опросник речевых навыков детей с РАС

I. Анкетные данные

Фамилия, имя

Дата рождения

Домашний адрес

Дата заполнения анкеты-опросника

Логопед

1. Анамнестические данные

Мать

Отец

Наследственные заболевания

Течение родов

Вес и рост при рождении

Раннее развитие

Когда стал держать голову, сидеть, ходить?

Как формировались навыки самообслуживания?

Имеется ли жестовая речь?

Имеется ли глазной контакт?

Раннее речевое развитие

Когда появились реакции гуления?

Когда появились лепетные реакции?

Период появления первых слов

Период появления первых фраз

Имеются ли эхолалии?

Занимался ли с логопедом, с какого возраста?

Выводы:

II. Обследование понимания речи (импрессивная речь)

1. Предъявление спонтанной ситуации. Необходимо выяснить какие предметы и действия

являются для ребенка наиболее значимыми (многие дети любят собирать пазлы, интересуются

техникой, слушают музыку, имеют любимую игрушку, тяготеют к определенному лакомству

и т.д.).

2. Понимание высказываний, которые содержат аффективно значимые лексемы.

Значимые для ребенка предметы или действия должны в момент обследования отсутство-

вать. Логопед произносит инструкцию, содержащую значимое слово (Например: «Мы пойдем

рисовать?», «Поиграем на дудочке?», «Хочешь конфетку?», «Найдем лошадку?» и т.п.).

Примечание: предметы, которые логопед показывает ребенку, должны быть в наличии; за-

дания на понимание таких слов предъявляются не менее трех-четырех раз.

3. Выполнение действий в контексте ситуации

а) Выполнение действий в контексте происходящего

– «Возьми кубик»

– «Положи кубик на стол»

– «Кубик упал. Подними кубик»

б) Выполнение действий вне контекста происходящего

Ребенку дают команды, которые не связаны с тем, чем он в этот момент занят, например:

ребенок рисует мелом на доске, логопед без помощи жестов произносит инструкции:

– «Подойди»

– «Дай мячик»

– «Принеси красную машинку»