Одна особенность не является характерной для ребенка с синдромом семейной изоляции

Одна особенность не является характерной для ребенка с синдромом семейной изоляции thumbnail

                                        Статья « СЕМЕЙНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ»Психологический синдром семейной изоляции — это, по сути застревание ребенка в системе отношений, характерных для детей более раннего возраста, его неспособность адаптироваться в детской группе. Для ребенка с этим психологическим синдромом единственной средой, в которой он чувствует себя комфортно, является его семья. При поступлении в детское учреждение у него развивается состояние более или менее выраженной дезадаптации.
Частой предпосылкой семейной изоляции становятся повышенная сензитивность (чувствительность), астения в результате перенесенных заболеваний, детский аутизм. Однако этот синдром может развиться и без какой-либо органической основы, вследствие неправильного воспитания. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда семья представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества. Основой этого может стать ее принадлежность к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому или национальному меньшинству, специфическому идеологическому, культурному или политическому движению (например, пацифизм или антропософия). Семейная изоляция широко распространена также в семьях эмигрантов и беженцев. Иногда она развивается у детей, воспитываемых не родителями, а бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики. Во всех этих случаях из-за сильного расхождения между семейными ориентациями и установками, господствующими в обществе, оказывается затруднено включение ребенка в социальную действительность.
Психологические особенности, характерные для ребенка с синдромом семейной изоляции, — это повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате этого у ребенка не формируются навыки общения, и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений, что и составляет главную особенность его деятельности.
Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.
Прогноз –  дальнейшего развития ребенка с семейной изоляцией относительно благоприятен. Проблемы социализации, вызванные этим синдромом, не приводят к девиантному поведению. Они остаются на уровне трудностей нахождения своего места в группе, неумения справляться со сложными жизненными ситуациями и т. п. 

Коррекционный подход – при этом психологическом синдроме основан, в первую очередь, на работе с семьей ребенка. Необходимо постепенно снизить уровень опеки, повышая уровень самостоятельности ребенка и расширяя его контакты с социальной действительностью.
Следует целенаправленно учить ребенка общению в небольшой детской группе. Поначалу его надо научить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь, подсказка в случае конфликта или выпадения из общего дела. Если дети не могут сами придумать, чем им заняться, то взрослый должен подсказать им какую-нибудь интересную игру. Как только они начали играть, он отходит в сторону, предоставляя дальнейшую инициативу им самим. Как только снова возникает затруднение, взрослый снова вмешивается, помогая его устранить, и снова отодвигается на задний план.
Детям проще всего общаться со старшим ребенком: он охотно берет на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнение его указаний. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми. Следующий этап в развитии навыков общения — это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его пока еще не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие. Самое трудное — это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому находить «золотую середину» между командованием и подчинением, все время соотносить свои намерения с желаниями других детей.

Источник

Синдром семейной изоляции – это психологический синдром «застревания»ребенка в системе отношений, характерной для дошкольного возраста. Это происходит, когда основной сферой его общения явля­ется семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целом представ­ляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях не особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого психологического синдрома становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиоз­ной секте, этническому или национальному меньшинству, спе­цифическому идеологическому, культурному или политическому движению. Он распро­странен также в семьях эмигрантов и беженцев. Иногда семей­ная изоляция развивается у детей, воспитываемых не родителями, а бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики. Во всех этих случаях из-за сильного расхождения между семейными ориентациями и установками, господствующими в обществе, оказы­вается затруднено включение ребенка в социальную действи­тельность.

Психологические особенности, характерные для семейной изо­ляции, – это повышенная зависимость ребенка, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате этого у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений. Конкретные проявления семейной изоляции сильно зависят от характера ориентации семьи. Если семейные установ­ки асоциальны (или, тем более, антисоциальны), то для ребенка с семейной изоляцией существует очень серьезная опасность так­же пойти по асоциальному (или, соответственно, антисоциально­му) пути развития. Разумеется, такая опасность есть у любого ребенка, в семье которого имеются асоциальные или антисоци­альные установки, однако при семейной изоляции вероятность подобного пути развития еще более повышается.

Читайте также:  Астено невротический синдром у ребенка 4 лет

При этом психологическом синдроме требуется работа со всей семьей. Разумеется, в задачу психолога отнюдь не входит пере­ориентация семьи со значимых для нее ценностей на представле­ния, господствующие в окружающей социальной действительно­сти. Однако можно помочь ребенку и его родителям понять эти представления, найти в них хотя бы отдельные элементы, вполне приемлемые для себя.

Для того чтобы успешно проводить такую работу, психолог должен прежде всего попытаться понять и принять ценности семьи («принять» – это не значит начать их разделять; это значит почувствовать их внутреннюю логику, естественную связь с нынешним или предшествующим образом жизни семьи). Он дол­жен занять позицию не представителя общества, осуж­дающего «чужаков», а позицию как бы стороннего наблюдателя, находящегося «над схваткой» и понимающего обе стороны. При семейной изоляции имеются и более технические задачи: работа по повышению уровня самостоятельности ребенка, расши­рению его бытовых контактов с социальной действительностью (таких, как хождение в магазин и т.п.). Полезно посоветовать родителям подыскать для ребенка круг общения со сходными (устраивающими семью) ценностями и установками. В результа­те этого ребенок сможет продвинуться от семейной изоляции к групповой, более благоприятной для его нормального взросле­ния и психического развития.

Разумеется, все эти рекомендации относятся только к тем случаям, когда установки семьи, хотя и отличаются от господ­ствующих в обществе, но социально приемлемы. При антисоци­альных установках требуются совершенно другие подходы, кото­рые здесь обсуждаться не будут: это, скорее, сфера криминальной психологии.

Источник

Психологический
синдррм семейной изоляции — это, по
сути, застревание ребенка в системе
отношений, характерных для детей более
раннего возраста, его неспособность
адаптироваться в детской группе. Для
ребенка с этим психологическим синдромом
единственной средой, в которой он
чувствует себя комфортно, является его
семья. При поступлении в детское
учреждение у него развивается состояние
более или менее выраженной дезадаптации.

Частой предпосылкой
семейной изоляции становятся повышенная
сензитивность (чувствительность),
астения в результате перенесенных
заболеваний или конституциональной
ослабленности нервной системы, детский
аутизм. Однако этот синдром может
развиться и без какой-либо органической
основы, вследствие неправильного
воспитания. Наиболее выраженные формы
семейной изоляции наблюдаются в тех
случаях, когда семья представляет собой
замкнутую единицу, изолированную от
окружающего общества. Основой этого
может стать ее принадлежность к
какому-либо меньшинству: религиозной
секте, этническому или национальному
меньшинству, специфическому идеологическому,
культурному или политическому движению
(например, пацифизм или антропософия).
Семейная изоляция широко распространена
также в семьях эмигрантов и беженцев.
Иногда она развивается у детей,
воспитываемых не родителями, а бабушками
и дедушками, чей стиль жизни сильно
отличается от семей других детей в силу
возрастной специфики. Во всех этих
случаях из-за сильного расхождения
между семейными ориентациями и
установками, господствующими в обществе,
оказывается затруднено включение
ребенка в социальную действительность.

Психологические
особенности, характерные для ребенка
с синдромом семейной изоляции, — это
повышенная зависимость, низкий уровень
самостоятельности, инфантильность.
Часта боязнь окружающего мира, приводящая
к избеганию контактов со сверстниками.
В результате этого у ребенка не формируются
навыки общения и еще более углубляется
его замкнутость в сфере семейных
отношений, что и составляет главную
особенность его деятельности.

Реакция социального
окружения на инфантильность и
несамостоятельность ребенка представлена,
в первую очередь, гиперопекой со стороны
родителей, которая поддерживает и
закрепляет его психологические
особенности.

Схема развития
семейной изоляции представлена на рис.
4.

Прогноз дальнейшего
развития ребенка с семейной изоляцией
относительно благоприятен. Проблемы
социализации, вызванные этим синдромом,
не приводят к дёвиантному поведению.
Они остаются на уровне трудностей
нахождения своего места в группе,
неумения справляться со сложными
жизненными ситуациями и т. п.

Коррекционный
подход при этом психологическом синдроме
основан, в первую очередь, на работе с
семьей ребенка. Необходимо постепенно
снизить уровень опеки, повышая уровень
самостоятельности ребенка и расширяя
его контакты с социальной действительностью.

Следует целенаправленно
учить ребенка общению в небольшой
детской группе. Поначалу его надо научить
общаться и сотрудничать с одним-двумя
партнерами. Общий принцип участия
взрослого в детском общении: как можно
более незаметная помощь, подсказка в
случае конфликта или выпадения из общего
дела. Если дети не могут сами придумать,
чем им заняться, то взрослый должен
подсказать им какую-нибудь интересную
игру. Как только они начали играть, он
отходит в сторону, предоставляя дальнейшую
инициативу им самим. Как только снова
возникает затруднение, взрослый снова
вмешивается, помогая его устранить, и
снова отодвигается на задний план.

Детям проще всего
общаться со старшим ребенком: он охотно
берет на себя роль ведущего, и от остальных
требуется лишь выполнение его указаний.
Младшие почти никогда с этим не спорят,
признавая безусловный авторитет
возраста. Поэтому ребенку, у которого
есть трудности в общении, полезно для
начала обеспечить возможность контактов
со старшими детьми. Следующий этап в
развитии навыков общения — это контакты
с младшими. Теперь уже он сам выступает
в роли старшего, и авторитет возраста
обе<2-пёчивает успех его пока еще не
очень умелым попыткам организовать
какое-либо совместное занятие. Самое
трудное — это общение со сверстниками.
Тут уж приходится самому находить
«золотую середину» между командованием
и подчинением, все время соотносить
свои намерения с желаниями других детей.

Читайте также:  Фото деток с синдромом дауна

Источник

Одна особенность не является характерной для ребенка с синдромом семейной изоляции

ТОП 10:

Психологический синдром семейной изоляции – это, по сути, “застревание” школьника в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сферой общения ребенка является его семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целом представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях не особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому или национальному меньшинству, специфическому идеологическому, культурному или политическому движению (например, пацифизм или антропософия). Таким образом, специфика межличностной ситуации развития при семейной изоляции состоит в том, что социокультурные ориентации семьи, в которой воспитывается ребенок, существенно отличаются от ориентаций окружающих.

Психологические особенности, характерные для ребенка с этим синдромом, – это его повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Позиция школьника формируется замедленно. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений, что и составляет главную особенность его деятельности. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.

Таким образом, основой для постановки этого “диагноза” служит сочетание следующих показателей:

– Жалобы на трудности в общении со сверстниками.

– Недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость от родителей.

– Замкнутость ребенка в семье (а нередко также замкнутый образ жизни семьи в целом).

В подростковом возрасте, который при семейной изоляции обычно начинается с запозданием, ребенку нередко удается найти группу сверстников со сходными социокультурными ориентациями. В такой группе он может успешно адаптироваться, сохраняя при этом установки, существенно отличающие его от остальных сверстников, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции. По внешним проявлениям он очень далек от семейной изоляции (в чем-то почти противоположен ей), однако в действительности между этими синдромами есть прямая связь.

Самосознание подростков с групповой изоляцией характеризуется особо высокой идентификацией со своей группой и более или менее выраженным противопоставлением себя и группы остальному обществу. Это – важнейшая характеристика психологического профиля при данном синдроме. Высока зависимость подростка от мнения группы, подчиняемость. Основная особенность деятельности состоит в том, что самостоятельность подростка в действиях и в принятии решений снижена. Жалобы родителей часто звучат противоположным образом: они порой жалуются на чрезмерную независимость ребенка. Однако в действительности речь идет лишь о том, что его поведение зависит не от них, а от группы сверстников. Такие дети являются не лидерами подростковых групп, а представителями массы, следующей за лидером.

Вывод о том, что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующих признаков:

– Жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы, проводит очень много времени в компании сверстников.

– Высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он принадлежит, принятие ее целей и норм.

– Низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокая подчиняемость.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде. (За исключением диагностики текущего психического состояния, что обслуживает прежде всего задачу выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).

Психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. По структуре интеллекта мы можем прогнозировать, к примеру, относительную легкость и быстроту усвоения арифметики и трудности в грамматике. Но при этом всегда необходимо учитывать комплекс параметров.

Возможность прогноза

Выготский считал принципиально возможным предсказать на основе всестороннего исследования ребенка путь и характер детского развития, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются в прежним виде и с ним проводится длительное динамическое исследование. Л. С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде. Условием проникновения во внутреннюю логику самодвижения процесса развития является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повторные наблюдения.

Читайте также:  Ребенок эвелины бледанс с синдромом

Л.А. Венгер подчеркивал, что если обучение играет в умственном развитии ведущую роль, то естественно, что существенное изменение условий обучения может решающим образом повлиять на дальнейшее развитие, изменить его показатели, и, следовательно, любые далекие прогнозы развития неправомерны, а близкие оправданы только в том случае, когда основываются на действительно содержательных и надежных методиках.

1. Прогноз возможен при комплексном лонгитюдном исследовании

2. И знании, какое влияние окажет среда

Развитие каждой личности таит самые непредсказуемые возможности, велика опасность ложного прогноза этого развития, основанного на здравом смысле или тестах, используемых для отбора детей по степени выраженности ихспособностей. Нередко интеллектуальные вундеркинды, дети с ускоренным умственным развитием, бурно стартовав в самом раннем возрасте, угасают, достигнув совершеннолетия. О таких детях Л. С. Выготский любил повторять, что будущее вундеркинда — в его прошлом. В прошлом остаются дети, которым поспешили выдать вексель будущих Моцартов, Прокофьевых или Байронов, а тем самым предопределили драматическую судьбу личности с несбывшимися ожиданиями. В истории культуры сохранились сведения о многих детях, судьба которых передается сказкой Г. X. Андерсена о гадком утенке. Такими «гадкими утятами» были и Эдисон, исключенный за бездарность из школы, и Эйнштейн, поздно начавший говорить. Они смогли состояться во многом вопреки, а не благодаря общественному приговору, судящему о ребенке не по его возможностям, а по наличным способностям.

Одним из самых больных вопросов психологического тестирования является относительно низкая прогностическая валидность существующих тестов интеллекта. Так, согласно современным исследованиям, показатели IQ в среднем коррелируют со школьной успеваемостью при величине r = 0,40 – 0,50 (т. е. объясняют всего лишь около 16–25% вариаций учебных достижений учащихся). При этом разброс значений коэффициентов корреляции в разных исследованиях колеблется от -0,03 до 0,61 (Дружинин, 1988). Значительно ниже корреляционные связи показателей IQ с успешностью профессиональной деятельности (Трост, 1999; Стернберг, 2002). Например, по данным У. Шнайдера, IQ «экспертов» (высоко квалифицированных профессионалов), как правило, не превышает 120 (1993). Таким образом, показатели уровня психометрического интеллекта в детском, подростковом или юношеском возрасте далеко не всегда являются гарантией достижений личности в зрелости, поскольку другие аспекты жизни ребенка или взрослого (в том числе «фактор случайного события») могут оказаться более значимыми с точки зрения их влияния на рост индивидуальных интеллектуальных ресурсов.

  Успешность работы Обучение
Профессии общего типа
Высокой сложности 0,58 0,50
Средней сложности 0,51 0,57
Низкой сложности 0,40 0,54
Рабочие профессии
Высокоточные 0,56 0,65
Вспомогательные 0,23

Предсказательная валидность интеллекта в профессиях разного уровня сложности. Дж. Хантер провел метаанализ 515 исследований, посвященных предсказательной валидности Тестовой батареи общих способностей (GATB) Службы трудоустройства США. Эти исследования охватили в общей сложности более 38 тысяч человек, занятых в 515 видах профессиональной деятельности (1986). Примечание. Цифры означают корреляцию между показателями тестов интеллекта и достигнутыми успехами в работе и обучении.

Надежность прогнозов

Оправдываются ли прогнозы, осуществляемые посредством методик, соответствующих требованиям надежности? Насколько эти прогнозы точны?

1. Надежность зависит от объекта диагностики. В прогнозировании дифференциально- психологическая направленность ставит задачу нахождения (отыскания, выбора) стабильных свойств, позволяющих с достаточной определенностью выделять диагностируемый синдром. В диагностических исследованиях вопрос о стабильности измеряемых признаков играет едва ли не решающую роль, поскольку именно на устойчивой платформе становится возможным строить перспективу. Естественно, высказывать суждения о характере проявления психического свойства в перспективе можно лишь с учетом некоторой константности хотя бы ряда признаков из совокупного их множества.

Когда оцениваются особенности когнитивной сферы, предсказа­ния будущих индивидуальных достижений в релевантных видах де­ятельности при соблюдении определенных правил и условий оказыва­ются довольно точными. Это можно объяснить тем, что, во-первых, характеристики познавательного развития достаточно стабильны (в определенных временных интервалах). Во-вторых, они являются существенным, некомпенсируемым условием успешности тех видов деятельности, где требуется сформированность когнитивной сфе­ры. В-третьих, методический уровень тестов довольно высок по сравнению с личностными методиками. Поэтому те параметры, которые диагностируются с помощью тестов интеллекта, креативности, специальных способностей, будучи дополнены информацией о мотивации и средовых условиях, могут ис­пользоваться для индивидуальных прогнозов.

Иначе обстоит дело с диагностикой личности. Одни и те же поведенческие проявления у разных индивидов могут иметь разное причинное объяснение, а инди­вид может обнаружить несогласованность своего поведения в сходных ситуациях. Все это затрудняет прогноз функционирования личности по результатам диагностических методик, а точнее, делает возможным лишь статистически значимый прогноз. Методики гораздо эффективнее оценивают и дифференцируют со­циальные группы, а не отдельных индивидов. Они полезны для обна­ружения общих тенденций. Индивидуальный диагноз и вытекающий из него прогноз затруднены. Одна из причин такого положения за­ключается в том, что невозможно эффективно диагностировать инди­видуальную психику, не понимая и не учитывая того, как она фор­мировалась, каков ее прошлый опыт.



Источник