Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии

© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013

Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.

2. Уроки дифференциального диагноза

© Эрик Р. Бек, 2008

Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.

Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.

В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.

3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе

© В.А. Доровских, 2007

4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней

© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов

5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

6. Основные синдромы в гастроэнтерологии

© К.М. Иванов, 2008

Практическое руководство для медсестер.

7. Госпитальная хирургия

© А.Г. Абдуллаев, 2013

8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов

©

9. Перечень основных синдромов

©

Методическое пособие для преподавателей и студентов

10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии

© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

11. Семиотика и синдромология в гематологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

12. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

13. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

14. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

15. Синдромы пропедевтики

©

16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней

© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014

Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.

17. Внутренние болезни: гастроэтерология

© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010

Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 – Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).

Источник

1. Пропедевтика внутренних болезней

© М.М. Петрова, 2006

Учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения факультета высшего сестринского образования.

Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности – Сестринское дело

2. Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология

© В.Т. Ивашкин, 2011

В учебном пособии в систематизированной и полной форме описаны методики объективного обследования пациентов с патологией системы органов дыхания, представлены основные симптомы и синдромы. Теоретический материал дополнен цветными иллюстрациями, рентгенологическими и компьютерными фотоснимками. Для лучшего закрепления информации и итоговой проверки знаний даны тестовые задания и ответы к ним.

3. Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология

© В.Т. Ивашкин, 2011

4. Внутренние болезни

© Н.И. Федюкович, 2011

В настоящее время главной задачей медицинских училищ является качественная подготовка учащихся, сочетающая получение ими глубоких теоретических знаний с усвоением практических навыков. Данный учебник не только знакомит с основными заболеваниями внутренних органов, ной создает основу для практической деятельности будущих медиков. С этой целью теоретический материал дополняется контрольно-ситуационными задачами, предлагающими обосновать определенный метод ухода за больными, и логическими схемами для оказания доврачебной помощи в условиях поликлиники и стационара.

Учебник предназначен для учащихся медицинских училищ и лицеев.

5. Атлас клинической медицины. Внешние признаки болезней

© А.Ф. Томилов, 2011

6. Здоровый человек и его окружение

© С.Р. Волков, М.М. Волкова, 2005

В учебнике освещены современные представления о здоровье, потребностях человека, способах их удовлетворения и роли сестринского персонала в поддержании здоровья. Представлены основные показатели, отражающие демографическую ситуацию в России и мире, анатомо-физиологические, психологические особенности здоровых людей разного возраста, их потребности и возможные проблемы, способные оказать влияние на здоровье в различные возрастные периоды, а также основные направления сестринской деятельности по сохранению здоровья здорового человека.

Материалы, изложенные в учебнике, соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта последнего поколения.

Для студентов медицинских колледжей и медицинских училищ, обучающихся по специальностям «Лечебное дело»; «Акушерское дело»; «Сестринское дело».

7. Основы диагностики и лечения заболеваний внутренних органов

© А.В. Никитин, Л.В. Васильева, 2013

В учебном пособии излагаются аспекты диагностики заболеваний внутренних органов-расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация, основные лабораторные и инструментальные методы, их особенности при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, желчеотделения, кроветворения и эндокринной системы. Описаны основные клинические синдромы, характерные для патологических состояний различных органов и систем. Вторая часть пособия посвящена частной патологии, где освещены вопросы этиологии, патогенеза, клиники, диагностики и лечения основных заболеваний внутренних органов.

8. Полный справочник анализов и исследований в медицине

© М.Б. Ингерлейб, 2014

Эта книга является уникально удобным инструментом работы врача – и не менее удобным справочником пациента. Под одной обложкой собраны методики клинического анализа с их стандартами и значениями и методики медицинских исследований с технологией подготовки к прохождению исследования и другими нюансами.

Развернутые предметные указатели облегчают пользование книгой, позволяют врачу быстро распланировать адекватный план обследования больного, а пациенту понять, что именно написано во врачебном заключении и не переживать попусту, что врач не нашел времени все подробно объяснить

9. Расспрос больных в клинике внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, Т.Н. Бодрова, 2010

Пособие посвящено наиболее сложному и менее всего изученному в дидактическом отношении разделу общей и частной диагностики – исследованию субъективных проявлений заболеваний внутренних органов.

Представлены жалобы больных, описаны механизмы их возникновения с учетом данных современной науки и их семиотика. Жалобы сгруппированы по основным системам организма, что предусматривает полное систематическое обследование больного в клинике. Рассмотрены пути расспроса больного по этапам формирования диагностической гипотезы при полном и амбулаторном вариантах обследования, а также некоторые проблемы общения с больными.

Для врачей различных специальностей и студентов, изучающих внутренние болезни.

10. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Благовещенск – Владивосток , 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

11. Терминологический словарь (тезаурус) по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»

© А.С.Мелентьева, Г.Ю.Голубева, 2011

Рабочая программа учебной практики

12. Схема клинического обследования больного при изучении пропедевтики внутренних болезней

©

13. Клиническая терминология по курсу пропедевтики внутренних болезней

© М.С. Присяжнюк, 1991

Методические рекомендации

14. Методы исследования объективного статуса

©

15. Нормы лабораторно-инструментальных показателей

©

16. Основные лабораторные показатели (нормы)

©

17. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии

© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

18. Семиотика и синдромология в гематологии. Семиотика и синдромология при заболеваниях суставов

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

19. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

20. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я. Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

Читайте также:  Родился ребенок с синдром дауна

21. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

22. Схема истории болезни

©

23. Схема истории болезни (терапия)

©

24. Схема истории болезни (хирургия)

©

25. Общие основы диагностики и лечения заболеваний

©

26. Общие сведения из пропедевтики хирургических болезней

©

27. Обследование хирургического больного

© А.И. Кечеруков, 2009

29. Врачебные методы диагностики

© В.Г. Кукес, 2006

30. Диагностика без анализов и врачевание без лекарств

© Н.А. Магазаник, 2014

Эта книга показывает, что уже во время первой встречи с больным, когда врач пользуется только расспросом, осмотром, пальпацией, перкуссией и аускультацией, можно диагностировать болезнь в подавляющем большинстве случаев. Вдобавок, умелое проведение этой встречи вызывает у больного доверие и симпатию к врачу. Каждый больной нуждается не только в лекарстве или в операции, но и в моральной поддержке. Автор дает подробные советы, как поступать, чтобы не только выяснить диагноз, но и успокоить тревогу больного, заразить его своим оптимизмом и вдохнуть надежду на благоприятный исход лечения. В результате лечение начинается еще до того, как больной получит рецепт и направления на анализы.

Автор намеренно избрал стиль дружеской беседы старого доктора с молодыми врачами, чтобы заинтересовать читателя и облегчить усвоение материала.

31. Дополнительные методы обследования больного в терапевтической практике (в двух частях)

© Л.С. Поликарпов, Е.В. Балашова, Е.О. Карпухина, 2011

Эта книга показывает, что уже во время первой встречи с больным, когда врач пользуется только расспросом, осмотром, пальпацией, перкуссией и аускультацией, можно диагностировать болезнь в подавляющем большинстве случаев. Вдобавок, умелое проведение этой встречи вызывает у больного доверие и симпатию к врачу. Каждый больной нуждается не только в лекарстве или в операции, но и в моральной поддержке. Автор дает подробные советы, как поступать, чтобы не только выяснить диагноз, но и успокоить тревогу больного, заразить его своим оптимизмом и вдохнуть надежду на благоприятный исход лечения. В результате лечение начинается еще до того, как больной получит рецепт и направления на анализы.

Автор намеренно избрал стиль дружеской беседы старого доктора с молодыми врачами, чтобы заинтересовать читателя и облегчить усвоение материала.

32. Ключевые моменты диагностики внутренних болезней

© Ж.Д. Кобалава, 2011

Предназначено для студентов III курса медицинского
факультета специальности «Лечебное дело».
Подготовлено на кафедре пропедевтики внутренних болезней
РУДН.

33. Методы непосредственного исследования больного

© В.А. Добрых, 2010

Утверждено центральным методическим советом Дальневосточного
государственного медицинского университета в качестве учебного
пособия для студентов, обучающихся
на лечебном и педиатрическом факультетах.

34. Непосредственное исследование живота и органов брюшной полости

© А.Ф. Томилов, 2006

В пособии подробно изложены и проиллюстрированы как широко известные, так и редко
практикуемые врачами методы непосредственного исследования живота и органов
брюшной полости. Детально описаны все способы пальпации и перкуссии, показана роль
осмотра и аускультации, а также представлены другие методы непосредственного исследования.
Знакомство с многообразием способов позволит исследователю выбрать наиболее
приемлемые в конкретных ситуациях и адаптировать их к своим индивидуальным способностям.
Имеются тесты для контроля знаний по данной теме.

35. Эталон академической истории болезни по хирургии

© А.А. Сысолятин, 2011

В пособии подробно изложены и проиллюстрированы как широко известные, так и редко
практикуемые врачами методы непосредственного исследования живота и органов
брюшной полости. Детально описаны все способы пальпации и перкуссии, показана роль
осмотра и аускультации, а также представлены другие методы непосредственного исследования.
Знакомство с многообразием способов позволит исследователю выбрать наиболее
приемлемые в конкретных ситуациях и адаптировать их к своим индивидуальным способностям.
Имеются тесты для контроля знаний по данной теме.

Источник

1. Понятие пропедевтики и болезни Пропедевтика (от греческого “propaideueo” – предварительно обучаю) – подготовительный вводный курс во внутренние болезни (или какую-либо другую дисциплину), систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Болезнь (morbus) – это патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами. Термин “болезнь” тесно связан с понятием “заболевание”, используемым для констатации факта возникновения у конкретного человека болезни.

2. Понятие об этиологии Этиология (“aеtia” – причина + “logos” – учение) – наука о причинах возникновения болезней.
К факторам (причинам), вызывающим заболевания внутренних органов, относятся:
– физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма и др.);
– химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);
– биологические (патогенные микроорганизмы, их токсины, эндогенные вещества);
– социальные (вредные условия труда, недостаточное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем и т. д.).
Наряду с вышеперечисленными причинами в возникновении патологических состояний важную роль играет индивидуальная способность внутренней среды человека отвечать на внешние факторы воздействия. Или, говоря другими словами, возникновение болезни во многом зависит от индивидуальной реактивности (“reactio” – противодействие) организма. Сегодня в практической медицине термин “реактивность” чаще всего используется для характеристики какой-либо конкретной системы или органа организма. Например иммунологическая сосудистая, мышечная реактивность или реактивность сердца, печени и т. д.

Читайте также:  Может ли синдром дауна проявиться после года

3. Понятие о патогенезе, субъективных и объективных симптомах заболевания Патогенез (“pathos” – страдание + “genesis” – зарождение) – учение о механизмах развития болезней и патологических процессов. Патогенез в значительной степени зависит от этиологических факторов, которые являются пусковым механизмом, а в некоторых случаях – и решающим фактором на протяжении всего заболевания. Примером могут служить эндокринные, наследственные заболевания, большинство инфекционных болезней. Патогенез изучают как на этапе возникновения и развития, так и этапе завершения заболевания.
Каждая болезнь характеризуется типичными для нее клиническими симптомами и синдромами.
Симптомы (“ymptoma” – признак) – это обнаруженные при клинической диагностике признаки болезни. Многие из них названы именами описавших их ученых: симптом Бехтерева, симптом Боткина, симптом Василенко и др. Все симптомы делятся на субъективные (когда патологические проявления ощущаются самим больным) и объективные (изменения, выявляемые при обследовании больного клиницистом). По срокам появления в течение болезни симптомы подразделяют на ранние и поздние. Выделяют также специфические и неспецифические симптомы. Наличие специфического для конкретной болезни симптома повышает вероятность правильного распознавания болезни, хотя этого часто бывает недостаточно для постановки достоверного диагноза.
Синдром (“syndrome” – скопление) – это совокупность симптомов с единым патогенезом. В настоящее время известно более 1500 синдромов. Понятия “синдром” и “симптом” не равнозначны определению болезни как нозологической единицы. Однако часто слово “синдром” входит в название той или иной нозологической единицы. Например синдром (болезнь) Иценко-Кушинга или синдром (болезнь) длительного сдавления.

4. Стадии течения болезни Различные заболевания внутренних органов протекают с характерными для них стадиями болезни. Однако, рассматривая данный вопрос в целом, можно выделить следующие наиболее характерные для многих болезней стадии:
– бессимптомный доклинический период болезни. Для большинства болезней точно установить момент их возникновения практически невозможно. Это в значительной степени связано с наличием компенсаторно-приспособительных реакций организма и недостаточной эффективностью современных лабораторно-поисковых методов;
– продромальный период с первыми клиническими проявлениями. Данную стадию заболевания выделяют не часто. Две вышеуказанные стадии наиболее характерны для целого ряда заболеваний, таких, как атеросклероз, онкологические заболевания. Атеросклеротические изменения сосудов нарастают в течение многих лет, не проявляясь клинически вследствие компенсации за счет развития коллатерального кровообращения и расширения просвета сосудов. При истощении компенсаторных механизмов появляются первые клинические признаки. Это могут быть инфаркт миокарда или острая коронарная недостаточность, а также внезапная смерть по этим причинам;
– период развернутых клинико-анатомических проявлений. Эту стадию болезни часто называют “манифестной” (от лат. “manifestatio” – обнаружение, проявление). На этой стадии заболевания отмечаются выраженные изменения в структуре и функциях органов и тканей, а, следовательно, и характерные клинические симптомы. Данный период заболевания может закончиться реконвалесценцией (от лат. “re” – вновь + “convalescere” – поправляться, выздоравливать), смертью или переходом болезни в хроническую форму. При выздоровлении организм леченный или нелеченный (с помощью собственных защитных сил) ликвидирует возникшие патологические изменения. Часто при протекании заболевания возникают характерные для него осложнения (например перфорация и кровотечение при язвенной болезни).
Для многих заболеваний является характерным чередование нескольких стадий:
– затухания заболевания, или ремиссии (от лат. “remissio”- понижение, уменьшение, т. е. временное ослабление проявлений болезни);
– обострения, или рецидива (от лат. “recidivus” – возвращающийся) – возврат болезни после кажущегося полного выздоровления или наступающий на фоне относительного клинического благополучия.

5. Понятие об анамнезе, диагнозе, лечении и профилактике заболеваний Анамнез (от греч. “anamnesis” – припоминание) – сведения, полученные от больного или лиц, его окружающих, о самом больном и развитии его болезни.
Различают анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни (anamnesis vitae). Сбор анамнеза осуществляют путем опроса больного или его родственников, знакомых (в случае невозможности получения информации от самого больного). Знание анамнеза помогает правильно поставить диагноз и своевременно назначить необходимое лечение.
Диагноз (от греч. “diagnosis” – распознавание, определение) – определение характера и существа болезни на основании исследования больного. Медицинское заключение (диагноз) выдается на заболевание, физиологическое состояние (беременность) или причину смерти.
Клинический диагноз записывается в медицинской карте амбулаторного или стационарного больного и является основанием для проводимого лечения. Формулировка диагноза может быть сложной и состоять из названий основного заболевания, осложнений и сопутствующей патологии.
Основное заболевание – это то, с чем обратился больной за помощью. Его название должно соответствовать общепринятой действующей классификации данной нозологии. Осложнение – это вторично возникшая и патогенетически связанная с основным заболеванием патология. Сопутствующие заболевания патогенетически не связаны с основным и уже имеются в анамнезе у данного конкретного больного.
На этапах поступления больного, углубленного клинического, инструментального и лабораторного обследований и при выписке после лечения (смерти) формулировка диагноза может меняться (уточняться). В связи с этим различают предварительный, клинический и окончательный диагнозы.
Окончательный диагноз является неизменяемым, а его расхождение с патологоанатомическим диагнозом может стать предметом юридического рассмотрения.
Лечение (от греч. “therapeie” – лечение) – это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия – это раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней. Основными методами терапии являются так называемое консервативное лечение, хирургическая операция или их сочетание. Под консервативным лечением понимают все способы, противопоставляемые оперативному вмешательству.
Профилактика (от греч. “prophylaktikos” – предохранительный) – мероприятия, предупреждающие внутренние болезни – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания.

Источник