Основные нейропсихологические синдромы нарушения высших психических функций

Основные нейропсихологические синдромы нарушения высших психических функций thumbnail
I. ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕОсновной признак- приступообразное возникновение. Состояния внезапно возникают и быстро прекращаютсяПравополушарныеГаллюцинаторныйЛожные восприятия того, чего нет в действительности. Возможны зрительные, тактильные (осязательные), слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации. Слуховые выражаются в мнимых ритмических звуках — музыкальных мелодиях, природных шумах — пении птиц, шуме прибоя. Обонятельные и вкусовые галлюцинации, возникающие обычно при поражении глубинных отделов височной доли правого полушария, имеют неприятный, тягостный характер.ДереализационныйВосприятие окружающего мира измененным, лишенным реальности. Возможны разнообразные ощущения, иные, чем в действительности, яркость света, искажения пространственных очертаний, контуров, размера, форм окружающих предметов (иногда разные по размерам, архитектуре дома и строения представляются одинаковыми). Крайний вариант – ощущение обездвиженное, мертвенности, обеззвученности мира, когда все движущееся (включая окружающих людей) воспринимается не подвижнымФеномены дереализации «Уже виденное» – Дежавю, «НикогдаОщущение того, что ситуация «уже пережита», «видена», «слышана», хотя подобного не было. Или, хорошо знакомая, много раз виденная, ситуация воспринимается как «незнакомая», «никогда не виденная», чуждая.не виденное» Жа мевю«Остановка времени»Ощущение того, будто время «остановилось». Оно обычно сочетается с крайним вариантом проявления дереализации. Цвета становятся тусклыми, объемные, трех мерные предметы — плоскими, двухмерными. Человек воспринимает себя утерявшим связи с внешним миром, окружающими людьми.«Растягивание времени»Время переживается как «растягивающееся», более долгое, чем обычно. Иногда сочетается с изменениями восприятия всего мира. Плоскостное или двухмерное представляется объемным, трехмерным, «живым, движу щимся», а серо-белое — цветным. Человек становится расслабленным, благодушным, даже эйфоричным.«Потеря чувства времени»Ощущение, что «времени будто нет», «освободился от гнета времени». Этому всегда сопутствует измененное восприятие всего мира. Предметы, люди кажутся более контрастными в эмоциональном восприятии больных — «более приятными».«Замедление времени»Ощущение, будто время течет более медленно. Восприятие всего мира, движений людей, предметов изменяется Люди представляются «кукольными, неживыми», их речь — «казенной». Движения воспринимаются замедленными, лица — «угрюмыми».«Ускорение времени»Время представляется текущим более быстро, чем привычно. Измененным воспринимается весь окружающий мир и собственное «Я». Мир «не естествен», «нереален», люди «суетливые», очень быстро двигающиеся. Хуже, чем в обычном состоянии, чувствуют свое тело. С ошибками определяют время суток, длительность событий.«Обратное течение времени»Ощущение, что «время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени». Измененным воспринимается все вокруг и собственное «Я». Минуту назад состоявшиеся события воспринимаются как бывшие «давным-давно».Ритмическая повторяемостьМногократное повторение (через равные промежутки времени) виденного или слышанного. Ситуация как реальность уже исчезла, но в сознании она переживается вновь и вновь, будто еще есть в настоящем.переживанийПалинопсия«Визуальная персеверация». Уже отсутствующая в реальной действительности ситуация задерживается в поле зрения. Феномен может сочетаться с нарушением левого поля зрения, снижением, потерей топографической памяти.ДеперсонализационныйВ рамках синдрома деперсонализации описаны различные варианты измененного восприятия собственного «Я». Могут восприниматься измененными соматическое или психическое «Я», возможны их сочетания.Соматическая деперсонализацияВыражается в ином, чем привычно, ощущении собственного тела или различных его частей. При максимальной выраженности игнорируются (не воспринимаются) левые части, чаще — рука. Иногда нарушается ощущение целостности тела (или отдельные его части), оно «увеличивается» или «уменьшается». Возможно ощущение множественности, например, представляется, что не одна (левая) рука, а несколько. При этом, неспособны различить среди них свою — ту, что есть в действительности.Психическая деперсонализацияВыражается в измененном переживании своего «Я», своей личности, взаимоотношений, эмоционального контакта с людьми. Лишаются чувств, теряют контакт со всеми окружающими людьми, употребляя при этом фразу «ухожу в другое пространство», «становлюсь сторонним наблюдателем», без «всяких чувств» смотрю на то, что «происходит в пространстве».Тотальная деперсонализацияВключает изменение восприятия, соматического и психического «Я», которые как бы обретаются вновь, когда человек выходит из приступа. Одновременное возникновение ощущений «чуждости» собственного голоса, «физического расщепления тела на мельчайшие частицы», расщепления психического «Я», «все части тела существуют как бы самостоятельно, обладают своим «Я», помимо общего»Двухколейность переживанийСостояние, когда воспринимается только то, что есть справа. При этом возникает второй поток переживаний в виде не произвольного оживления, повторного проигрывания в сознания какого-то конкретного отрезка прошедшего времени. Сознание одновременно в двух мирах, в реальном и прошедшем.«Вспышка пережитого»Перестает воспринимать то, что есть в действительности. Весь возвращается в какой-то отрезок прошедшего времени. В сознании проигрываются все события, которые были в прошлом, переживаютсяв их истинной последовательности. Человек не воспринимает самого себя прежним, каким был в том отрезке прошлого.ОнейроидЧеловек перестает воспринимать себя и окружающий мир такими, какие они есть. В сознании переживает иной, нереальный мир, чаще — мир фантастических событий (полеты в космос, встреча с инопланетянами). После выхода из приступа мир выглядит лишенным пространственно-временных опор. В момент переживания онейроида часто появляется ощущение невесомости. Оно близко к «гравитационным иллюзиям», субъективным переживаниям изменения массы тела.Синдром эмоциональных иВозможны три варианта нарушения. 1) приступы тоски, страха или ужаса (при височной локализации поражения), сочетающиеся с вегетативными расстройствами, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, 2) эйфория с расслабленностью (при поражении теменно-затылочных отделов); 3) состояние без эмоциональности (при височно-теменно затылочном поражении), сочетающееся с явлениями дереализации, деперсонализацииаффективных нарушений2. ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕГаллюцинаторныйНаиболее часто возникают слуховые — словесные галлюцинации. Люди слышат голоса, окликающие по имени или сообщающие что-либо. Галлюцинации могут быть множественными, слышит сразу много голосов, не может разобрать содержания того, что они говорят.Синдромы речевых нарушенийПреходящие (моторные, сенсорные, амнестические) афазии, внезапно наступающие и быстро обрывающиеся.Нарушения мышленияЧаще возникают два противоположных друг другу состояния: 1) «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове, будто «прекратилось образование мыслей, человек выглядит тревожным, растерянным, на лице — выражение недоумения; 2) «насильственные мысли», «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — ощущение внезапного появления в сознании мыслей, не связанных по содержанию с текущей деятельностью; иногда стремительно, «как молния», появляется множество мыслей, «мешающих друг другу», «от этих мыслей пухнет голова»: ни одна мысль не завершается, не имеет законченного содержания; переживаются эти мысли с оттенком тягостности — невозможности освободиться от них до тех пор, пока не закончится приступ.Нарушения памятиВозможны два крайних варианта: 1) «провал воспоминаний» — беспомощность, невозможность вспомнить нужные слова, имена близких, свой возраст, место работы; сопровождается растерянностью, тревогой, 2) «насильственное воспоминание» — мучительно тягостное ощущение необходимости что-то вспомнить, но при этом остается недостижимым, что именно подлежит воспоминанию. Недоступность предмета осознания сочетается с тревожным ощущением, опасениями – что-то «должно случиться».АбсансВыключение из сознания деятельности, которой был занят до приступа. Поза, в которой застал больного приступ, сохраняется. Все признаки внимания в облике исчезают, взгляд становится неподвижным, лицо — «каменным». Длится мгновение, собеседник может принять вынужденную паузу естественной. Сам человек не помнит о случившемся. На приступ абсанса наступает полная амнезия. Долгое время приступы могут не замечаться самим человеком и окружающими. Становятся очевидными лишь по мере их усложнения за счет добавления речевых и других феноменов.Психомоторные припадкиДлятся минуты, часы, редко — несколько дней. Впадая в приступ, человек продолжает быть активным. Совершает разнообразные действия, иногда — сложную и последовательную психомоторную деятельность. От сумеречных состояний сознания эти припадки отличаются малой целесообразностью, меньшей последовательностью действий: бросаются бежать куда-то, начинают сдвигать с места чрезвычайно тяжелые предметы. Поступки и действия сопровождаются выкриками, обычно лишенными смысла. Поведение становится упорядоченным лишь по выходе из приступа, на который наступает полная амнезия.Сумеречное состояние сознанияВнезапно наступающее и вдруг обрывающееся состояние измененного сознания, для которого характерна реализация сложной последовательной психомоторной деятельности, заканчивающейся социально значимым результатом, а также полная амнезия на приступ. Условно можно различать два варианта 1) будучи в сумеречном состоянии сознания, продолжают реализовывать программу, которая была в сознании до наступления состояния; 2) впадая в сумеречное состояние сознания, совершают действия и поступки, никогда не бывшие в их намерениях, чуждые их личностным установкам; эти действия обычно определяются психопатологическими переживаниями — галлюцинаторными, бредовыми, возникающими вместе с наступлением измененного состояния сознания. Первый вариант совпадает с состоянием, известным как амбулаторный автоматизм. При втором варианте возможны злоба, раздражение, гнев, агрессивность.Синдром эмоциональных, аффективных нарушенийМногие из перечисленных выше пароксизмальных состояний (преходящие афазии, насильственные мысли и воспоминания), как правило, сопровождаются аффектом тревоги, растерянности. Возможны самостоятельные пароксизмы, в момент которых переживается аффект тревоги; на этот момент они становятся суетливыми, д беспокойными, нетерпеливыми. Выражают опасения: «что-то со мной должно случиться, что – не знаю». Эти опасения всегда обращены в будущее.1. ПравополушарныеКонфабуляторная спутанностьНарушение сознания, при котором человек дезориентирован в пространстве, во времени так, что реальную действительность воспринимает через содержание прошлого времени. Это выражается в обильных конфабуляциях. Случившееся только что определяется как события, бывшие когда-то в прошлом и в каком-либо другом месте (на работе, дома). Ничего из происходящего не запоминают. Могут быть двигательно- беспокойными. Слова «здесь» и «теперь» для них лишаются смысла.Корсаковский синдромВ состав синдрома обязательно входит дезориентировка в пространстве и во времени. Иногда человек дезориентирован относительно собственной личности. Амнезии — фиксационная, ретроконантероградная, конфабуляции (в ответ на вопрос, о том, чем занимался утром, может назвать событие, имевшее место много лет назад), ложные узнавания (в окружающих лицах «узнает» своих родных, близких, называет их по именам) Эмоционально личностные изменения (расслаблены, благодушны, эйфоричны, многоречивы, обнаруживают анозогнозию, при полной беспомощности, сами считают себя здоровыми). Расстройства восприятия пространства и времени (утром могут сказать, что вечер, ошибаются в сторону удлинения и в определении длительности событий). Корсаковский синдром часто сочетается с левосторонними гемипарезом, гемианестезией, гемианопсией, игнорированием левого пространства.Левосторонняя пространственнаяХарактеризуется прекращением восприятия (игнорированием) всего происходящего слева. Игнорируются все стимулы зрительные, слуховые, тактильные. Плохо чувствуют свое тело или вовсе его не воспринимают, чаще это относится к левым частям, особенно к руке. Игнорируют левую часть текста при чтении, левую часть бумаги при рисовании. При этом эйфоричны, расслаблены, появляется анозогнозия.агнозияТоскливая депрессияХарактеризуется тоской, двигательной, идеаторной заторможенностью. Триада симптомов возникает обычно при поражении височного отдела правого полушария. Малоподвижны, говорят тихо, медленно, лицо застывает в одном выражении.ПсевдологическийПодробно описывать как случившиеся с ними события, в действительности не имевшие места. Как правило, из таких псевдологических высказываний не извлекают никакой выгоды. Многоречивы, благодушны, быстро вступают в контакт с людьми.Эмоционально-личностные измененияНаиболее часто и ярко выражена тенденция к преобладанию благодушного или эйфорического настроения, неадекватного состоянию и тяжести. Снижается критика. Нередко неосознавание и отрицание своего заболевания, болезненности состояния — анозогнозия. Иногда эйфория сочетается с двигательной активностью вплоть до расторможенности. Веселы, многоречивы, подвижны, могут обнаруживать левостороннюю гемиплегию, слепоту, другие признаки глубокой несостоятельности.Расстройства сна и сновиденийЧасты жалобы на увеличение числа сновидении. «Впечатление такое, будто всю ночь вижу сны». Иногда возникают цветные сновидения. Им бывает трудно отличить то, что было во сне, от того, что происходило в действительности. У некоторых отмечается стереотипное повторение одного и того же сна, видят «тот же сон в той же последовательности».Периодический психозНапоминает маниакально-депрессивный психоз, периодически повторяются состояния, напоминающие гипоманиакальное и депрессивное. Отличаются большей активностью. При «хороших» состояниях повышено активны, продуктивны, мало спят, при «плохих» — вялы, сонливы, пассивны, утомляемы.2 «ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕДисмнестическийВ центре синдрома — ослабление словесной (вербальной) памяти. Забывают слова, имена, номера телефонов, действия, намерения. Забывание не доходит до степени невозможности воспроизведения нужной информации. У них есть понимание дефекта и активное стремление к компенсации. Заводят записные книжки, записывают все.Тревожная депрессияХарактеризуется тревогой, двигательным беспокойством, растерянностью. В бесконечных поисках покоя меняют положение, встают, садятся и вновь поднимаются. Вздыхают, недоуменно озираются по сторонам, вглядываются в лицо собеседника. Высказывают опасения, что с ними что-то должно случиться.Бредовой синдромВ центре синдрома — нарушение мышления с ошибками суждения, не поддающимися коррекции. Люди становятся подозрительны, недоверчивы, тревожны. Подозревают окружающих в недоброжелательном к ним отношении, намерении нанести им вред (отравить, изуродовать, плохо на них воздействовать). Внешне напряжены. Иногда отказываются от еды, лекарств.Изменения речиДо проявления афазий может быть речевая аспонтанность. Более частыми становятся оговорки, когда одно слово заменяют другим и сами этого не замечают. Речь становится менее развернутой, односложной.Расстройства сна и сновиденийИногда отмечается исчезновение сновидений, как один из признаков изменения сна.Эмоциональные и личностные измененияПри поражении лобных отделов люди менее инициативны, аспонтанны. Височных —более тревожны, напряжены, растеряны, наступает повышение бдительности, они постоянно мобилизованы. При поражении задних отделов левого полушария преобладает страдальческий оттенок в настроении.

Источник

Высшие психические функции, также именуемые когнитивные способности личности – сложные по структуре и организации психофизиологические феномены. Процессы высшей психической деятельности не являются результатом генетического наследия человека. Они не даны от рождения, а формируются пожизненно и являются следствием индивидуального опыта человека. Их происхождение и развитие обусловлено культурными и социальными факторами.

Читайте также:  Синдром запястного канала цена операции

высшие психические функции

Все виды когнитивных способностей человека не существуют изолированно: они системно связаны друг с другом. Особенность высших психических функций: возможность и необходимость сознательного управления ними.

По современным представлениям, когнитивные способности человека базируются на простой условно-рефлекторной деятельности мозга. Это подтверждает тот факт, что любой психический процесс неоднородный по структуре. Он протекает в двух взаимосвязанных плоскостях: на природном (натуральном, непроизвольном, биологическом) пласте и на приобретенном (высшем, произвольном, культурном) уровне.

С помощью высших психических функций человек осуществляет рациональное познание окружающей действительности и целенаправленно взаимодействует с внешним миром. Когнитивные способности обеспечивают восприятие информации, проводят обработку, синтез и анализ данных, дают возможность запоминать, хранить и воспроизводить сведения. Благодаря высшим психическим функциям субъект может обмениваться информацией, отбирать требуемые факты для построения жизненной стратегии, осуществлять избранную программу действий.

Виды высших психических функций

Высшими психическими функциями являются следующие когнитивные способности человека:

  • речь;
  • праксис;
  • гнозис;
  • память;
  • внимание;
  • интеллект.

Речь

Речь – исторически сформированный вид коммуникации и взаимодействия в человеческом сообществе посредством языковых конструктов, которые создаются и применяются согласно установленным канонам. Речевые способности подразумевают два процесса. Первый из них носит название экспрессивная речь, что представляет собой формирование, формулирование и изложение личных мыслей с помощью языковых средств. Второй процесс именуется импрессивная (сенсорная) речь, характеризующаяся способностью человека воспринимать слышимые и видимые языковые конструкции, понимать значение символов устной и письменной речи.

Праксис

Праксис – существующие у индивидуума практические навыки целенаправленной двигательной активности, возникшие в результате личного опыта и благодаря полученному профессиональному образованию. Такие способности приобретаются и накапливаются в течение всей жизни человека. Праксис включает огромное количество простых и сложных регулярно осуществляемых субъектом двигательных программ. Примерами двигательной активности выступает и навык ходьбы, который усваивает ребенок к одному году жизни, и сложные профессиональные акты, например, сборка агрегата в определенном алгоритме действий. Проведение сложных видов двигательной активности обеспечивает правильная последовательность сокращения мышц скелетной мускулатуры. Выполнение сложных актов обеспечивает поступающая информация от проприоцепторов и воспринимаемые речевые сигналы.

Читайте также:  Упражнения для детей с синдромом дауна научные статьи

Гнозис

Гнозис – когнитивная способность человека, обеспечивающая возможность синтеза простых сигналов от сенсорных систем в целостные зрительные, слуховые или тактильные образы. Гнозис обеспечивает восприятие информации любой модальности и дает возможность из разнородных сигналов составить цельную картину. Благодаря этой высшей психической функции индивид не только видит какой-то объект, но и узнает его и выделяет из ряда других предметов благодаря слаженной работе отдельных анализаторов и извлечения требуемой информации из памяти.

Память

Память – способность субъекта усваивать из жизненного опыта сведения, сохранять информацию о явлениях окружающего мира и возникших реакциях организма на произошедшие события, многократно воспроизводить и использовать сохраненные данные для решения возникающих задач. Эта когнитивная способность также позволяет при необходимости дополнять и изменять запомненные сведения.

Проведенные исследования установили три стадии формирования памяти человека, каждой из которых соответствует определенный вид: сенсорная, кратковременная и долговременная память. В сенсорной памяти сберегаются сведения, полученные от органов чувств при воздействии на них определенных стимулов. Продолжительность сохранения информации минимальная: на время присутствия раздражителя, что не превышает 0,5 секунды. В кратковременной памяти усвоенные данные сберегаются не более двадцати секунд. Если не происходит повторения информации, то сведения разрушаются под воздействием вновь получаемых данных. В долговременной памяти усвоенные данные сберегаются пожизненно.

Внимание

Внимание – сознательная функция, подразумевающая избирательное направление восприятия на определенный предмет или явление. С помощью этой высшей психической функции происходит поиск и обнаружение сигнала с последующим сохранением бдительности и отождествлением полученной информации. Внимание включает в себя два компонента: непроизвольный вид и произвольный тип. Благодаря непроизвольному вниманию происходит адекватное и своевременное восприятие стимулов окружающего мира. Посредством произвольного внимания человек фокусирует психическую активность для достижения установленной цели.

Интеллект

Понятие интеллекта подразумевает способности индивидуума к рациональному познанию окружающей действительности. Эта функция высшей психической деятельности обеспечивает адаптацию человека к вновь открывшимся условиям, позволяет обучаться, понимать информацию и запоминать полученные сведения. Благодаря интеллекту человек способен применять усвоенные концепции на практике, может проводить анализ и синтез информации, готов делать какие-то умозаключения. По своей сути интеллект – совокупность всех функций высшей психической деятельности.

Нарушения высших психических функций

Под нарушениями высших психических функций подразумевают ухудшение памяти, снижение способностей к целенаправленному вниманию, речевые расстройства, ухудшение работоспособности мозга в целом и иные когнитивные дефекты. Когнитивные нарушения противопоставляются исходному уровню умственных способностей, который различен у разных людей.

Нарушения высших психических функций у детей и взрослых принято подразделять на три категории в зависимости от тяжести возникших дефектов: на легкие, умеренные и тяжелые расстройства. Определение тяжести нарушений происходит путем диагностики с использованием различных психометрических шкал.

  • При легких нарушениях высших психических функций показатели когнитивных способностей человека фиксируются в диапазоне среднестатистической нормы для конкретной возрастной группы. При легких нарушениях допускаются также незначительные отклонения значений в ту или иную сторону. Особенностью расстройств, протекающих в легкой степени тяжести – сохранение у больного критической оценки своего состояния: пациенты осознают факт ухудшения их умственных возможностей по сравнению с исходным уровнем. Как правило, такие больные сильно обеспокоены произошедшими с их когнитивной сферой изменениями. Они осознанно и целенаправленно описывают свои жалобы врачу. Однако произошедшие с ними перемены не доставляют хлопот и не притягивают внимание окружающих. Легкие нарушения высших психических функций не влияют на привычный образ жизни и не создают каких-либо затруднений в самообслуживании. Согласно проведенным обследованиям больных неврологического профиля легкие нарушения определяются у 40% пациентов. Также статистика указывает, что от когнитивных расстройств легкой степени тяжести страдает не менее 20% лиц пожилого и преклонного возраста.
  • Основанием для констатации расстройств высших психических функций средней тяжести являются результаты обследования, при которых показатели умственной работоспособности выходил за допустимые пределы для конкретной возрастной нормы. Однако умеренные нарушения не приводят к дезадаптации больного, не ограничивают его самостоятельность, независимость и дееспособность. Человек с такой проблемой самостоятельно указывает на возникшие у него трудности. Он жалуется на быструю утомляемость при осуществлении умственной деятельности, указывает на трудности с запоминанием и воспроизведением информации, описывает ухудшение способностей к восприятию новых учебных сведений. Также ухудшение когнитивных возможностей становится заметным окружающим. При умеренных расстройствах особа утрачивает возможность проведения сложных видов интеллектуальной активности. Распространенность расстройств высших психических функций умеренной степени тяжести среди людей пожилого и преклонного возраста превышает планку в 15%. При этом у половины пациентов, имеющих проблемы неврологического профиля, фиксируется снижение когнитивного потенциала.
  • Тяжелые нарушения высших психических функций – сложные необратимые расстройства, при которых субъект утрачивает способность к самообслуживанию, утрачивает возможность адаптации в социуме и нуждается в помощи окружающих. При тяжелых расстройствах происходит распад психических функций, определяется стойкое ухудшение познавательной деятельности, утрата ранее приобретенных знаний, неспособность на практике использовать усвоенные навыки, отсутствие способностей к усвоению новой информации.
Читайте также:  Физкультура с ребенком у которого синдром дауна

Причины нарушения высших психических функций

Описано несколько десятков отдельных, самостоятельных форм болезней, в клинической картине которых присутствуют нарушения высших психических функций. Такими нозологическими единицами являются как первичные патологии мозга, так и разнообразные соматические заболевания, болезни нервной системы, психотические расстройства, при которых наблюдается ухудшение когнитивных способностей человека.

Причиной нарушения высших психических функций могут быть дегенеративные заболевания нервной системы – обширная группа недугов, которые вызваны процессом прогрессирующей гибели нейронов, напрямую не связанным с установленными внешними агентами или внутренними факторами. Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие нейродегенеративные заболевания:

  • сенильная деменция альцгеймеровского типа, ключевой особенностью которой являются накопление амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков в тканях головного мозга;
  • деменция с тельцами Леви, характеризующаяся развитием признаков паркинсонизма, появлением отягощающихся когнитивных нарушений, возникновением рецидивирующих визуальных галлюцинаций, существенным перепадом в течение суток уровня интеллектуального потенциала;
  • фронтотемпоральная дегенерация – наследственная патология, носящая нерегулярный характер, при которой поражаются лобные и височные доли;
  • кортикобазальная дегенерация – спорадическая болезнь нервной системы с доминантным поражением лобно-теменной покрышки и черного вещества, для которой характерно скопление в нейронах гиперфосфорилированного тау-белка;
  • болезнь Паркинсона – болезнь, вызванная постепенным отмиранием двигательных нейронов, продуцирующих дофамин;
  • прогрессирующая надъядерная офтальмоплегия – недуг, характеризующийся отсутствием произвольных содружественных движений глаз в горизонтальной или вертикальной плоскости;
  • болезнь Гентингтона – генетическое заболевание, проявляющееся сочетанием прогрессирующего хореического гиперкинеза и психотических расстройств.

Очень часто причиной нарушения высших психических функций являются сосудистые патологии и дефекты головного мозга, которые развились из-за острых или хронических сбоев в мозговом кровообращении. Причиной ухудшения когнитивных способностей человека могут быть:

  • ишемический инсульт, сопровождающийся размягчением участка мозговой ткани – инфарктом мозга;
  • мультиинфарктное состояние, представляющее собой множественные небольшие инфаркты в белом веществе полушарий головного мозга, внутренней капсулы, оснований вентральной части заднего мозга;
  • хроническая церебральная ишемия, вызванная постепенным ухудшением кровоснабжения головного мозга с нарастающими различными изъянами в его работе;
  • геморрагический инсульт – кровоизлияние в вещество мозга в результате разрыва кровеносных сосудов.

Причиной нарушения когнитивных функций являются дисметаболические энцефалопатии – диффузное поражение структур черепной коробки, являющееся следствием нарушений обмена веществ при различных заболеваниях висцеральных органов. Ухудшение когнитивных нарушений наблюдается при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической энцефалопатии. Еще одна вероятная причина нарушения высших психических функций – дефицит в организме тиамина, цианокобаламина, фолиевой кислоты. Угнетение познавательной способности может наблюдаться в результате отравления ядами химического происхождения, как промышленными, так и бытовыми веществами.

Распространенная причина изменений функционирования головного мозга – бесконтрольный прием медикаментов и наркотических веществ. Выраженная когнитивная дисфункция наблюдается при приеме психотомиметических отравляющих веществ, при злоупотреблении холинолитическими средствами. Угнетающее влияние на функционирование нервной системы оказывают барбитураты, обладающие амнестическим действием. Причина нарушения когнитивных способностей – использование высоких доз бензодиазепинов, антипсихотиков, нормотимиков.

Нарушение высших психических функций часто определяется при нижеследующих состояниях:

  • ВИЧ энцефалопатии, определяемой у 15-20% больных СПИДом;
  • синдром кортико-стриоспинальной дегенерации, являющийся основным признаком прионной болезни;
  • панэнцефалиты – воспаление головного мозга, характеризующееся поражением белого и серого вещества;
  • болезнь Бейля – заболевание сифилитического происхождения;
  • рассеянный склероз – хроническая аутоиммунная патология;
  • прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия – демиелинизирующее инфекционное заболевание нервной системы, при котором происходит асимметричное поражение головного мозга, инициированное активацией вируса JC (полиомавируса человека 2).

Ухудшение когнитивных способностей человек может быть результатом или отдаленным последствием травм черепной коробки. Нарушение высших психических функций определяется при доброкачественных или злокачественных новообразованиях головного мозга. Еще одна причина угнетения функционирования мозга – разнообразные ликвородинамические нарушения, обусловленные нарушением секреции, резорбции и циркуляции цереброспинальной жидкости.

Если причиной ухудшения высших психических функций выступают нарушения метаболизма, то при устранении провоцирующего фактора когнитивные способности человека восстанавливаются до нормального состояния. Однако при большинстве хронических сосудистых и прогрессирующих дегенеративных заболеваний головного мозга нарушения психических функций носят необратимый характер.

Источник