Основные симптомы и синдромы в заболеваниях подросткового периода

Основные симптомы и синдромы в заболеваниях подросткового периода thumbnail

Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка, подростка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка. Вместо полной свободы движения (а потребность в движении, как известно, в высокой степени свойственна всякому здоровому ребенку) его ждет сидение целыми часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется еще умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребенка заставляют выполнять определенные задачи, сосредоточивать внимание на определенных предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать свое внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелегких задач, требующих умственного напряжения.

Школьники по взрослее, тоже должны думать об учёбе, но в возрасте 12-17 лет это не так просто. В эти годы жизни ребятам открываются новые знания, интересы и поэтому они часто отвлекаются от школы. Но не только эти факторы могут мешать подростку развиваться.

Подростковый возраст — состояние динамическое. Многие физиологические и психические процессы у подростков неустойчивы.

Раздражительность, напускная грубость, негативизм (отрицание всего, не желание отвечать на вопросы), а иногда застенчивость, растерянность и плаксивость — вот характерные черты подростков. Неустойчивость вегетативной нервной системы проявляется повышенной потливостью, неадекватными (не соответствующими обстановке) покраснениями кожи и обмороками, нередко повторяющимися.

Вегетативная неустойчивость и некоторое отставание развития сердечно-сосудистой системы от усиленного роста тела подростка могут вызывать боли в области сердца, периодические учащения сердцебиения и перебои сердечных сокращений, повышенное артериальное давление (юношеская гипертония).

Повышенная деятельность сальных желез кожи подростка способствует образованию угрей на лице и других частях тела. Это явление временное и особого лечения не требует, кроме гигиенического ухода за кожей лица и тела.

Окружающая среда, обычаи, нравы, общественные законы и порядки оказывают большое влияние на формирование подростка, особое значение надо придавать влиянию семьи. В семье подросток растет, развивается, учится контролировать свои эмоции и действия. Семья определяет широту

взгляда подростка. В этот период особое значение имеют правильно сложившиеся отношения в семье. Родители должны знать, что настроение, состояние и поведение подростка зависят от условий, в которых он развивается. Эти условия создают совершенно определённую атмосферу, в которой школьнику дышится легко или, напротив, с трудом… Ведь именно в семье ребёнку должны правильно построить воспитание и развитие.

Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желёз внутренней секреции. Это период полового созревания. Само собой разумеется, что половое развитие школьника неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно. Однако в определённые годы оно резко ускоряется, в течение сравнительно короткого периода наступает половая зрелость. По времени наступления период полового созревания совпадает с подростковым периодом. Это ещё раз показывает, что ребёнок – это не просто «сумма» каких-то «свойств», он единое целое.

Научить школьника беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания.

Среди многообразия всех болезней, выделяются самые распространенные: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства.

Заболевания щитовидной железы у современных школьников очень распространено. Увеличение ткани щитовидной железы и образование узлов может происходить не только при дефиците поступления йода, но и при достаточном (физиологическом, 50-100-150 мкг/сут) уровне йода. Щитовидная железа может увеличивать свой объём: при крайне низком (значительном) поступлении йода в организм (это эндемический зоб; его предупреждение и лечение связано с назначением препаратов йода); при незначительном уменьшении поступления физиологической нормы йода и дополнительных отрицательных факторах (дефиците компенсаторных возможностей организма); при нормальном (достаточном) поступлении йода в организм, но крайне высоком функциональном напряжении щитовидной железы в ответ на изменения в организме.

Нарушение осанки у детей проявляются в виде сутулости, округлой и плоской спины. При сутулости у детей грудь запавшая, плечи свисают, лопатки выступают, живот выпячен. При круглой спине увеличен выступ верхней части грудного отдела. При плоской спине все нормальные кривизны позвоночника сглажены, туловище отклонено назад, живот втянут.

Нарушения осанки сопровождаются повышенной усталостью и нарушением общего самочувствия ребенка.

В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника, чаще в грудном отделе. Тяжелые искривления приводят к ограничению его подвижности, нарушению роста и отражаются на ритме работы многих органов и систем.

Болезнью века считается близорукость школьников. Она возникает вследствие чрезмерного напряжения глазных мышц при длительных занятиях ребенка за компьютером, неправильно сидящего за столом, при плохом освещении. Близорукость быстро прогрессирует и требует своевременного лечения.

Читайте также:  Чем купировать болевой синдром при хроническом панкреатите

Если родители заметили, что ребенок плохо видит вдаль, нужно срочно обратиться к врачу-офтальмологу, который при подтверждении диагноза близорукости подберет необходимые очки, даст нужный совет по режиму, освещению рабочего места. Ребенок, страдающий близорукостью, должен носить очки, причем правильно подобранные. Очки избавляют ребенка от постоянных затруднений в учебе и быту.

Обучение в школе вызывает немало затруднений и в питании детей. Вследствие этого возникают желудочно-кишечные заболевания. Нередко приходится наблюдать, что учащиеся утром, перёд уроками, вяло и неохотно едят; иногда с трудом удается заставить ребенка выпить утром стакан молока, тогда как в остальное время дня у детей этого возраста хороший аппетит.

Часто приходится прилагать усиленные старания, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. После обеда школьники должны отдыхать. Отдых рекомендуется и до обеда, в тех случаях, когда ребенок возвращается из школы усталый и у него нет желания есть. Необходимо знать, что ел ребенок во время школьного завтрака, с тем, чтобы избегать повторения блюд в течение дня.

Во время еды школьники должны тщательно разжевывать пищу и не запивать не дожеванный кусок водой, пища должна разжевываться и пропитываться слюною настолько, чтобы она сама, без помощи воды или других жидкостей, проскальзывала в желудок. Поэтому жидкости должны всегда подаваться на стол только после второго блюда. Ужин должен быть за 11/2—2 ч до сна. На ужин готовят легкие блюда, не рекомендуется за ужином наедаться до полного насыщения.

При нарушении режима у школьника снижается аппетит, появляются головные боли, запоры. Эти дети обычно бледны, менее жизнерадостны, часто болеют.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления нервно-психических состояний.

Хорошие зубы – залог здоровья. Эту старую истину хочется повторить, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику, поведение школьника.

Существуют не значительные проблемы зубов, но они всё таки есть. Самая распространенная болезнь зубов – это кариес. Приятно видеть, как преображает человека с обычной внешностью ослепительный ряд красивых зубов. И наоборот неприятное впечатление оставляет человек с некрасивыми зубами. Болезней зубов немного, но они требуют большого внимания школьника, который должен своевременно показываться зубному врачу.

Из описания наиболее распространенных заболеваний школьников, становится очевидной необходимость правильного соблюдения режима дня, а также постоянной связи родителей с преподавателями школы и со школьными врачами, с которыми надо детально обсуждать условия жизни, учебы и воспитания школьника.

Воспитывать школьника на свой страх и риск или прибегать к советам малосведущих и неопытных людей нельзя. Это наносит только вред здоровью ребенка.

Источник

Вступая в переходный период, вчерашние малыши начинают значительно изменяться и физически, и психологически. Подростки — особенная возрастная группа, со своими аспектами физиологических процессов на этапе полового созревания. Болезни тинейджеров также отличаются, как по этиологии возникновения, так и по специфике протекания. MedAboutMe рассказывает родителям детей от 10 до 18 лет о наиболее распространенных заболеваниях пубертата.

Почему подростки болеют?

Почему подростки болеют?

Нейрогормональные изменения пубертатного периода вызывают множество физиологических и психологических состояний, как переходных, так и перманентных. Зачастую также соматическое здоровье подростка сильно зависит от физического самочувствия, влияющего на нервно-психические процессы. Такой «замкнутый круг» характерен для переходного периода и нередко затрудняет диагностику, смазывая картину клинических проявлений различных заболеваний и дополняя ее нестандартными симптомами.

На сегодняшний день, в соответствии с исследованиями медицинских социологов, подростков, отличающихся полноценным здоровьем, насчитывается не более 10%. Дети, растущие в условиях городов, болеют чаще, чем в сельской местности — и к подростковому возрасту уже заметно различие между здоровьем тех, кто рос вдали от промышленных предприятий и автотрасс, и теми, кто провел детство в мегаполисе.

К началу юношества в среднем у 9 из 10 молодых людей диагностируются хронические заболевания, нарушения функций пищеварения, негативные изменения в опорно-двигательном аппарате, кожных покровах и т. п. Сам по себе переходный период, с его «гормональными бурями», скачками роста, изменениями и совершенствованиями функций способствует неустойчивости здоровья. Однако к основному фактору риска роста заболеваемости у подростков способствуют и дополнительные.

К таким причинам относят следующие:

  • перенесенные детские болезни;
  • наследственные, генетические факторы;
  • недолжное внимание к проблемам, начавшимся в период детства, когда родители не считают нужным или не прикладывают необходимых усилий для излечения или профилактики заболеваний, отсутствие лечения осложнений ОРВИ, гриппа, несоблюдение сроков вакцинации и т. д.;
  • родовые травмы, последствия неблагоприятной беременности;
  • социальная среда: место жительства, рацион питания, чистота, гигиенические навыки;
  • эмоциональные и физические нагрузки во время обучения, гиподинамия, недостаток свежего воздуха и т. п.

Накопившиеся вялотекущие болезни, отклонения, нарушения функций, порой незаметные до начала пубертатного периода, приводят к тому, что подростки «внезапно» заболевают, и достаточно серьезно.

Читайте также:  Диета при синдроме раздраженного кишечника таблица

Наиболее распространенные группы болезней подросткового периода

Наиболее распространенные группы болезней подросткового периода

К наиболее распространенным заболеваниям в период пубертата, обусловленным физиологическими изменениями в организме, относят следующие группы.

  • Болезни роста

Остеохондропатия в различных ее проявлениях возникает на фоне дефицита кальция при усиленном росте костей скелета. Боли роста, сопровождающие остеохондропатии, чаще всего ощущаются в коленных суставах, области голеностопа.

Болевые ощущения — не единственное проявление данной болезни опорно-двигательного аппарата. Нехватка кальция может привести к деформации суставов, в тяжелых случаях — к истончению, искривлению костной ткани.

При диагнозе остеохондропатия родители должны увеличить количество кальцийсодержащих продуктов в питании ребенка, по назначению специалиста возможен прием минеральных добавок, а также снизить количество физической нагрузки, ограничить занятия спортом.

Наиболее подвержены данному заболеванию подростки в возрасте от 10 до 14 лет.

  • Дисметаболическая нефропатия на фоне отложения солей

Обратное состояние, избыточное потребление молочных продуктов, увлечение витаминами и минеральными добавками, а также особенности организма подростков могут способствовать повышенной концентрации кальция в организме. В период от 12 до 14 лет избыточное всасывание кальция, поступающего с пищей, может откладываться в виде солей в тканях почек. Это приводит к нарушению функций данного органа, дисметаболическим нефропатиям, мочекаменной болезни, пиелонефритам.

Симптомами данного нарушения являются снижение прозрачности мочи, затрудненное мочеиспускание, боли в нижней области спины. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к педиатру или нефрологу для диагностики и назначения терапии и диеты.

  • Гормональные нарушения

Кора надпочечников, ответственная за выработку гормонов глюкокортикоидов, начинает особенно активно функционировать в период от 13 до 15 лет. Примерно у 1 из 10 подростков наблюдается индивидуальная реакция, выраженная в эндокринных нарушениях: стремительному набору веса, жировым отложениям, накапливающимся в области плечевого пояса, шеи, бедер.

Быстрое увеличение массы тела нередко приводит к появлению растяжек на коже с изменением пигментации в области стрий.

Помимо эмоционального дискомфорта от изменения внешнего вида подростки с подобными нарушениями нередко страдают от раннего атеросклероза и гипертонии. Эндокринные нарушения требуют лечения у эндокринолога, а также наблюдения за динамикой состава крови и следования диете с низким содержанием углеводов (мучного, сладкого).

Норма или заболевание? О чем надо знать родителям

Норма или заболевание? О чем надо знать родителям

Некоторые симптомы и явления, характерные для переходного периода, могут быть признаками заболеваний, а могут сопутствовать взрослению, корректируясь самостоятельно, или быть обусловленными психоэмоциональными состоянием ребенка. К ним относят следующие группы.

  • Нарушения сердечно-сосудистой системы

Аритмия, резкие скачки кровяного давления, характерные для детей в возрасте от 15 до 17 лет, нередко являются следствием активной работы надпочечников, а также чрезмерных физических, психических нагрузок, стрессов, нерационального питания, гиподинамии.

Незначительные проявления, не влияющие на самочувствие, не вызывают особой тревоги. Однако если подросток жалуется при этом на тошноту, головные боли, длительному учащенному неравномерному сердцебиению, родители должны обратиться с ребенком к кардиологу для исключения органических патологий.

  • Колебания аппетита

Изменения аппетита на фоне стремительного роста и колебаний кислотности желудочной среды — явление, считающееся нормой для пубертата. Однако при затяжных периодах подобных изменений в объеме пищи, длительном переедании или почти голодании, особенно на фоне нерегулярного питания, увлечения фаст-фудом, полуфабрикатами, жирной, острой, сладкой пищей необходима консультация гастроэнтеролога, так как подобные изменения кислотности без соответствующей терапии могут способствовать эрозиям поверхности желудка, гастритам, нарушениям пищеварительной системы.

Источник

В детском и подростковом возрасте могут проявиться самые разные психиатрические заболевания. Их симптоматика, хоть и имеет важнейшие признаки, позволяющие диагностировать расстройство, но, все же, существенно отличается от картины, которая наблюдается у взрослых людей.

К тому же, существуют состояния, характерные именно для детского или подросткового возраста. При дальнейшем взрослении они могут исчезнуть вовсе. Но это не означает, что появление детских психических расстройств можно игнорировать.

Виды расстройств, встречаемые у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.

Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.

Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;
  • постоянное желание быть в одиночестве;
  • нежелание строить общение с окружающими людьми;
  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
  • манерность и стереотипия;
  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.

К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.

Читайте также:  Презентация на тему синдрома эдвардса

При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания. Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему. Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.

Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста. Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов. При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.

В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения. Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание. При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.

Некоторые психические расстройства в детскомподростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней. При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности. Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

В подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.

2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.

3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.

4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

Диагностика и лечение психических нарушений у детей и подростков

Диагностика любых расстройств со стороны психики должна проводиться психиатром или психотерапевтом. В последнее время все чаще синдром гиперактивности диагностируется педиатрами, не имеющими соответствующих знаний и навыков. Если у ребенка имеются признаки одного или нескольких видов психологических расстройств, то необходимо сразу же обратиться к специалисту. Только опытный психиатр сможет отличить ошибки в воспитательном процессе от нарушений психики, и, при необходимости, назначить медикаментозное лечение.

Как упоминалось выше, некоторые виды психических расстройств в детскомподростковом возрасте могут самопроизвольно корректироваться с течением времени. Но большинство из них только усугубляются без должного лечения и коррекции. Специалисты Психоэндокринологического Центра имеют возможность:

  •  провести исследования, с целью выявления психологических расстройств у детей и подростков;
  • диагностировать заболевание, определить его форму и оценить тяжесть;
  • назначить психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Многих родителей от обращения к доктору удерживает боязнь огласки. Никому не хочется, чтобы его ребенок жил с клеймом «психа». Персонал нашего Центра гарантирует каждому пациенту полную конфиденциальность и индивидуальный подход.

В своей работе специалисты Центра активно используют новейшие методики и разработки. Психотерапевтические и реабилитационные мероприятия проводятся в полном объеме. Медикаментозное лечение назначается детям лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо. При этом маленький пациент принимает одно единственное лекарство, специалисты называют такой подход к лечению монотерапией.

Источник