Особые образовательные потребности детей с синдромом дауна

        Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна

        Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается – от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004). 

        У детей с синдромом Дауна интеллектуальная недостаточность глубокая степень умственной отсталости (идиотия) – 20% тяжелая и средняя ( умеренная) степень умственной отсталости (ибецильность легкой, средней и тяжелой степени) –  75% слабая или легкая степень умственной отсталости (дебильность) – 5%

        Поэтому для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

        Обучение ребенка коррекционной школе, куда он чаще всего и направляется органами управления образования возможно только при наличии заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей.  

        Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей.

        1.09.2016 г. вступил в законную силу ФГОС образования для обучающихся с УО (ИН), который  представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, которые  осуществляют образовательную деятельность.

        На основе Стандарта  в образовательном учреждении разрабатываются АООП которые  обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников с ИН.

        Стандарт учитывает выраженности интеллектуального дефекта обучающихся, их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, а так же особые образовательные потребности школьников.   Исходя из этого  существует два варианта АООП. Вариант 1 для обучающихся с легкой УО и Вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.

        При детальном рассмотрении содержания учебных планов 1 и 2 вариантов АООП мы видим, существенные изменением содержания образования,  ( Например, в Варианте 2 включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие)  и самые большие различия мы обнаруживаем в количестве отведѐнного для их освоения времени.

        Это связано с тем, что к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью УО, относятся: возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

        В то время как  удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой УО обеспечивается посредством формирования элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания

        Для обоих вариантов АООП Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) 9 – 13 лет.

        Зачастую мы встречаемся с тем, что дети с синдромом Дауна по рекомендации ПМПК поступают в 1 класс с легкой степенью УО на один диагностический год и начинает обучаться по программе Варианта 1. В  течение этого времени ребенок показывает свои возможности в овладении программным материалом и  к завершению учебного года школьный консилиум отслеживает усвоение программы данным ребенком.         Исходя из практики дети с синдромом не могут освоить программу 1 Варианта. Им тяжело писать из-за сниженного тонуса, у них проблемы с наглядно-образном  мышлением, а отсюда – сложности с математикой, чтением и т.д.  В том случае когда обучающийся не достигает минимального уровня овладения  предметными результатами по большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей школа переводит  данного ребенка на обучение по 2 варианту АООП в класс для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, т.е. в класс в котором нет строгих требований программы и детям дается только то, что они в состоянии усвоить.

        Для детей с синдромом Дауна школа предоставляет   образовательную программу которая  не только обучает их базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, счету), но и включает часы обязательных коррекционных технологий, направленных на компенсацию дефектов физического, умственного развития и развития психических процессов а так же подготовку обучающихся к самостоятельной жизни.

                В классах где обучаются дети с синдромом Дауна организация образовательного пространства соответствует требованиям безопасности, возрастным индивидуальным особенностям детей и оснащена разнообразными материалами, играми, оборудованием и инвентарем, которые обеспечивают игровую, познавательную, творческую активность всех обучающихся.

        Методики преподавания всех предметов, включенных в состав учебных программ школы, разработаны с учетом закономерностей, принципов, методов и приемов обучения лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.

        При обучению грамоте мы используем несколько подходов. Здесь хорошо себя зарекомендовала методика Т.С. Резнеченко  “Метод послогового чтения”, и  Метод Глена Домана “Глобальное чтение”, который введен в раздел предмета “Альтернативное чтение” по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой УО. (Баряева Л.Б.).

 Что же касается осмысленности, то исходя из практики я могу сказать, что понимание прочитанного текста происходит ближе к 6 классу. Ребенок с СД конечно может самостоятельно прочитать короткое предложение  (Мама мыла раму.) и понять его. Однако, осмысление же более сложного предложения происходит только после его разбора.  И здесь из-за нестабильности кратковременной памяти возникают трудности т.е. ребенок с Синдромом как правило забывает после прочтения, что было в начале предложения, а что было в конце.

Читайте также:  Дети с большой головой синдром

 Встречаются случаи, когда обучающимся с синдромом Дауна  чтение становится доступным только к 9 классу и  остается  на механическом уровне.

Ребенку  с Синдромом трудно ориентироваться на листе бумаги, как правило он не видит строку, особенно если ребенок -левша. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае мы отмечаем цветной вертикальной линией “точки отправления” начала письма буквы или слова и делаем это до тех пора пока у ребенка не сформируется данный навык.

        Часто при письме в 1-м классе у ребенка обнаруживается так называемое зеркальное письмо. Чтобы скорректировать данную ошибки обучающимся предлагается запомнить правильное написание посредством:1 конструирования буквы из разной длины палочек и полукругов, 2 лепки букв из пластилина, 3 печатания на песке и т.д. Ну конечно, проводится специальная тренировка, направленная на понимание пространства. Ребенка несколько раз в день спрашивают, где правая рука, правая нога, левая рука, левая нога, затем дают задание — достать левой рукой правое ухо и т. п., то есть учат с ним расположение частей тела.

  Математика. Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна более трудно, чем освоение чтения, что связано с необходимостью осознания абстрактной природы числа. Большинство таких детей не в состоянии овладеть счетом, они зазубривают словесное обозначение числового ряда, но не соотносят знаковое изображение цифры с количеством предметов, И здесь себя хорошо зарекомендовала Методика «Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. Если трудности с соотнесением количества предметов с числом можно преодолеть, то усвоение счетных операций, особенно с переходом через десяток, является для детей с Синдромом достаточно сложным учебным материалом.  

Некоторые дети с синдромом Дауна могут заучить таблицу умножения,  не понимая смысла этих действий. Кроме того, для приобретения этих формальных знаний затрачивается очень много времени и усилий.

Родители детей с синдромом Дауна не всегда достаточно правильно понимают задачи обучения. Многие из них считают, что основной задачей школы является обучение счётным навыкам и грамоте, поэтому не следует тратить много времени на занятия физкультурой, ручным трудом, лепкой, рисованием, драматизацией, на беседы с детьми, тем более, что оценить результат этих занятий трудно. На самом деле это глубоко ошибочный подход к проблеме обучения.

Музыка и пение совершенно необходимы для развития ребёнка с СД. Все дети очень хорошо чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки, виолончель, бубны, барабан, марокасы и пр. Движения под музыку помогают в развитии навыков общей моторики ребенка, учат сохранять равновесие. и отчасти являются средством самовыражения.

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится их трудовой подготовке. В ходе обучения они овладевают элементарными трудовыми навыками. Основной целью которого является формирование у детей конкретных навыков, обеспечивающие их бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда. Самостоятельно  одеваться на улицу, завязывать шарф, застегивать молнию и пуговицы, мыть пол, убирать постель, стирать мелки вещи. На занятиях по СБО учиться  накрывать стол, убирать и мыть посуду, готовить бутерброды и простые салаты.

                Кроме того,  вариативная часть учебных планов представлена коррекционными курсами, необходимыми для развития физического здоровья обучающихся, воспитанников, коррекции речевого и интеллектуального развития. Это занятия ЛФК, логопедические занятия, альтернативная коммуникация и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

        Школьный логопед определяет уровень специфику речевой патологии и с  учётом  выявленных    речевых  нарушений,  выстраивается индивидуальный  логопедический  маршрут    для  каждого  ребёнка    с синдромом Дауна по трём направлениям: 1 блок «Звуковичок» (формирование навыков правильного произношения)2 блок 2 блок «Я познаю мир» (формирование лексико-грамматических  средств  языка  и  развитию  связной  речи) 3 блок «Пишем и читаем». Форма  взаимодействия учителя -логопеда  и ребёнка с синдромом в виде индивидуальных и подгруповых занятий продолжительностью 20- 40 минут.

        Работа психолога школы с ребенком синдромом Дауна и его родителями начинается с психологического консультирования. Далее коррекционно-развивающую работу психолог выстраивает в несколько этапов:  выявляет индивидуальные особенности ребенка; выявляет уровень взаимоотношений ребенка в семье, социуме;  ведет работу по коррекции в познавательной и эмоционально-волевой сфере в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка; отслеживает динамику;  работает по взаимодействию психолог – ребенок;  учит ребенка работать в паре.

        Человеку с синдромом Дауна нужно помочь вести самостоятельную жизнь. Ему необходим помощник-путеводитель. . На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий  психологов и дефектологов они становились полноценными  людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Примером, тому служит  36 летний парень из Пермского края Андрей Захаров – это первый преподаватель с синдромом  Дауна  литературного кружка.          

Читайте также:  Неврастения синдром что это такое

Источник

Автор: Шульдешова Ирина Анатольевна

Организация: МБДОУ «ДС №367»

Населенный пункт: г. Челябинск

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.

Инклюзивно-ориентированные образовательные учреждения – это «самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей…»

С раннего возраста наше дошкольное учреждение посещает воспитанница с ОВЗ, а именно с диагнозом синдром Дауна, на данный момент с сентября ребенок посещает общеобразовательную старшую группу.

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных, причем мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту, поведения.

Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания, как со стороны семьи, так и всего общества.

Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна

Наиболее отмечается брахиоцефалический череп со сглаженным затылком и уплощенным лицом, косой разрез глаз, эпикантус (это вертикальная кожная складка у внутреннего угла глаза) , гипертелоризм ( широко расставленные глаза), расширенное и уплощенное переносье. У большинства больных – короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами. Имеются типичные дерматоглифические особенности в виде поперечной борозды ладоней, одна сгибательная складка на 5-м пальце. Почти у половины детей встречаются врожденные пороки сердца, аномалии желудочно-кишечного тракта.

Индивидуально – психологические особенности:

  1. Медленное формирование понятий и становление навыков: снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа; необходимость большого количества повторений; низкий уровень обобщения материала; утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно.
  3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.
  4. Особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).
  5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

Коррекционно-образовательные цели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна

Цели:

  • Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
  • Развитие познавательной активности.
  • Формирование всех видов деятельности.

Задачи:

  1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
  2. Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
  3. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Каких принципов придерживаться?

Организация инклюзивной практики в нашем ДОУ строится на следующих принципах:

– принцип индивидуального подхода

– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка

– принцип социального взаимодействия

– принцип междисциплинарного подхода .

– принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

– принцип партнерского взаимодействия с семьей .

Как организовать предметно-пространственную среду?

Немаловажное значение имеет организация предметно-пространственной среды инклюзивного образовательного процесса. Для стимуляции детской активности мы использовали принципы организации предметно-развивающей среды:

• безопасность

• комфорт и уют.

• соответствие возрастным закономерностям развития детей

• вариативность

• информативность.

• изменчивость

В группе есть зона уединения, зона индивидуальной коррекции, индивидуальное авторское пространство.

Как организовать отношения между участниками?

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, мы – педагоги, специалисты, ребёнок и его родители:

1. регулярно работаем в сотрудничестве друг с другом.

2. открыто оказываем друг другу помощь.

Читайте также:  Что за болезнь атактический синдром

3. уважительно относимся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый нами в общее дело.

4. эффективно работаем как единая команда для достижения общей цели.

Как построить инклюзивный процесс в группе детского сада?

Построение инклюзивного процесса мы выполняли следующим образом:

в первую очередь специалисты провели Диагностику индивидуальных особенностей развития ребенка через

  • Беседы и анкетирование родителей
  • Диагностику развития ребенка
  • Наблюдение за поведением в группе

Затем провели междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка и взяв за основу адаптированную образовательную программу нашего учреждения специалисты и педагоги разработали свои адаптированные программы , которые включают цели, задачи, планируемые результаты, индивидуальный образовательный маршрута, образовательный план, а так же методы и формы работы с родителями.

Следующими этапами стали планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.и организация совместной жизнедеятельности детей и ребенка с ОВЗ.

Какие использовать формы инклюзивного образовательного процесса?

Содержание инклюзивного образования мы реализуем в разных формах:

прежде всего это индивидуальные занятия со специалистами:педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия проводятся с ребёнком по индивидуальному графику в специально организованной среде.

Специалисты детского сада активно консультируют родителей по проблемам развития ребенком, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи. Активной формой взаимодействия педагогов, специалистов с родителями стало не только “живое” общение, но и через соцсети и мессенджеры. Это легкий, быстрый и эффективный способ поделиться информацией: фотографиями и видео с мероприятий, режимных моментов, практическими советами и рекомендациями.

Содержание инклюзивного образования реализуется через активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка, режимные моменты), через совместную деятельность и игры с другими детьми, через фронтальные занятия и участие в праздниках и конкурсах.

Как правильно организовать развивающие игры?

Образовательная деятельность с ребенком имеющим диагноз синдром Дауна проводится в игровой форме. Организация таких развивающих игр имеет определенные правила:

  • доверительные отношения
  • ребенок должен хорошо вас видеть и слышать
  • предельно простая и короткая инструкция
  • зрительное восприятие +тактильное
  • выдерживать паузу: не отвечает – не значит, что не знает
  • подвижность игрового процесса
  • чёткое начало и конец
  • частота и регулярность
  • похвала и указание на ошибки
  • заниматься нужно много

Какие результаты инклюзивной практики в ДОУ?

Ребенок посещает старшую группу 3-й месяц, но на данный момент можно говорить об успешности реализации инклюзивной практики, так как:

ребенок с ОВЗ, включенный в образовательный процесс:

  • • показывает положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
  • • адаптирован и принят детской группой, с желанием посещает образовательное учреждение;
  • • получает помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

родители ребёнка с ОВЗ:

• занимают активную позицию сотрудничества, понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность,

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.

педагоги и специалисты психолого-педагогического сопровождения:

• эффективно взаимодействуют с родителями

• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;

• используют эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;

• действуют в междисциплинарной команде,

Какие трудности возникли?

На данный момент имеют место быть такие трудности как:

  • низкий уровень речевого развития ребенка с ОВЗ, как следствие трудности общения;
  • требует постоянного внимания;
  • постоянно должен находится в поле зрения;
  • пониженное чувство опасности;
  • наблюдаются признаки агрессии;
  • трудности вовлечения в организованную деятельность;
  • высокая наполняемость группы

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с детьми с ОВЗ. Мы должны сделать все, чтобы такие малыши могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада, хотя это и непросто.

Спасибо за внимание и успехов в вашем нелегком труде!

Список используемой литературы и интернет-ресурсы:

  1. https://www.downsideup.org/ru – официальный сайт фонда «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»
  2. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Зарин А.П. Соколова Н.Д. Программа «Воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». СПб, 2003.
  3. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта.– М.: «Просвещение», 2005.
  4. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. – Москва, 2002.
  5. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2015.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,4 КБ

  2. file1.rar.. 13,5 МБ

Опубликовано: 15.10.2019

Источник