П л жиянова социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом дауна

Методические пособия по развитию детей с синдромом Дауна
Малыш с синдромом Дауна. П.Л.Жиянова, Е.В.Поле – https://yadi.sk/i/c7vs6ZLze2ff3
Эта книга для родителей, в семье которых растет малыш с синдромом Дауна. Наряду со среднестатистическими данными о развитии детей с синдромом Дауна читатель получит сведения об основных этапах развития малыша, найдет здесь подробные советы о том, как организовать занятия с малышом в домашних условиях, а также описание методики занятий, которые помогут ребенку расти и развиваться. Книга содержит конкретные рекомендации. Их вполне смогут реализовать даже очень далекие от педагогической науки родители. Мы надеемся, что она окажется полезной и широкому кругу специалистов, работающих с детьми.
Ребенок родился с синдромом Дауна. Беседы психолога. А.Е.Киртоки, Н.В.Ростова – https://yadi.sk/i/n6izvKVse2ft4
У каждого из нас в жизни случаются события, к которым мы не готовы. Рождение ребенка с
синдромом Дауна может восприниматься родителями как непосильный труд, тяжкий крест, а может стать событием, которое обогатит семейную и социальную жизнь семьи, откроет новые
перспективы. Получать радость от общения со своим ребенком, видеть его уникальные качества,
а не только отличия от обычных детей – это, по мнению авторов, – верный путь обретения
счастливого родительского опыта. Брошюра содержит рассуждения психологов-практиков по поводу самых актуальных вопросов, которые им приходится слышать в беседах с родителями, в ней описаны реальные ситуации взаимоотношений, даны рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию начиная с первых месяцев жизни.Издание адресовано семьям детей с особенностями развития, педагогам, врачам, психологам и социальным работникам.
Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы. Сьюзен Дж. Скаллерап – https://yadi.sk/i/5rMYJh1le2fuu
В данном издании представлена наиболее важная информация для родителей детей с синдромом Дауна от рождения до пяти лет. В книге рассказывается о природе синдрома Дауна, об особенностях, присущих детям с этой хромосомной аномалией, об эмоциях, которые испытывает семья при появлении на свет такого ребенка. Авторы делятся советами по уходу за малышами, обсуждают возможные медицинские проблемы, вопросы развития и обучения этих детей. Читатели также найдут в книге правовую информацию, координаты зарубежных и российских служб поддержки, список полезной литературы и интернет-ресурсов. Авторы каждой главы приводят рассказы родителей, которым впервые пришлось столкнуться с воспитанием детей с синдромом Дауна. Книга может быть полезна не только членам семей, но и специалистам разного профиля, занимающимся проблемами здоровья, благополучия, воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.
Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. А.В.Мерковская, Т.П.Есипова – https://yadi.sk/i/RgQmkWwre2fwZ
В настоящем пособии родителям предлагаются конкретные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка в дошкольном детстве — младенческом и раннем возрасте, исходя из закономерных этапов развития ребенка и особенностей, присущих детям с синдромом Дау-
на. Описание каждого этапа начинается с его характеристики. Далее приводятся общие советы по стимуляции и развитию ребенка с синдромом Дауна с описанием специальных игр и упражнений. В конце каждого этапа имеется лист-тест проверки навыков и умений. Это позволит родителям выявить уровень развития их ребенка, определить «слабые звенья» и наметить дальнейший образовательный маршрут. При наличии возможности лучше сделать это со специалистом (педагогом-дефектологом).

Синдром Дауна. Факты – https://yadi.sk/i/Mx0hOqf8e2g3z
В брошюре собрана краткая информация о том, что такое синдром Дауна, описана его специфика и отмечен ряд важных моментов, на которые следует обратить внимание родителям и специалистам. Брошюра предназначена родителям, но может быть полезна медикам, специальным педагогам, дефектологам и логопедам, работающим с детьми с синдромом Дауна раннего, преддо-школьного и дошкольного возраста.
Дневник развития ребенка. П.Л. Жиянова – https://

Источник

Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна

Доступные файлы (1):

n1.doc

Развитие речи и общения в условиях адаптационной группы реализуется как на специально организованном занятии, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.

Ниже мы подробно остановимся на формировании невербаль­ных и вербальных форм общения.

В качестве невербальных средств общения чаще всего исполь­зуются жесты и таблички со словами. Хорошие результаты дает сочетание двух этих методов.

На ранних этапах работы мы используем жесты в сочетании с устной речью, на более поздних этапах (после трех лет) парал­лельно используем таблички со словами (метод глобального чте­ния).

Приведем ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи


  • Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться
    жестами гораздо раньше, чем говорить.

  • Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практи­
    чески у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание
    экспрессивной речи.

  • Наличие жестов дает детям возможность общаться, что из­
    бавляет их от многих психологических проблем.

  • Использование жестовой речи помогает родителям лучше по­
    нимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

  • Знание жестов помогает детям точнее понимать значение
    речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению
    словаря.

  • Наличие у детей возможности использовать средства обще­
    ния, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вто­
    ричные нарушения развития.
Читайте также:  Синдром сухого глаза лечение видео

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшалось, для чего параллельно с использованием жестов ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звука­ми, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

27

ДПРР — это структурированная программа развития речи. Ориентируясь на этапы развития речи и интеллекта в норме, она рассчитана для детей с задержкой речевого развития. Эта програм­ма позволяет как определять уровень речевого развития, так и обучать. Ниже дано краткое представление о выделяемых уровнях фразовой речи. На адаптационных группах мы используем предло­жения первого и второго уровней сложности. Данная программа в основном рассчитана на формирование понимания речи, что являет­ся предпосылкой для развития коммуникативной деятельности.

Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые ключевые слова).

1-й уровень

Оборудование: мишка и зайка. *

Варианты инструкций: «Дай зайку». «Дай мишку».

Примечание. Здесь и далее подчеркнуты слова, несущие информацию.

2-й уровень

Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка. Варианты инструкций:

«Причеши зайку». «Причеши миш­

ку», «Покорми зайку».

«Покорми мишку».

3-й уровень

Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце

Инструкции типа:

«Вытри лапки большому

зайке».

4-й уровень

Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.

Инструкции типа: «Положи

большого мишку в красную ко-

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень да­ется на специальном занятии, а уже знакомый используется в быто­вых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.,

30

:Уровни те же, только вместо выполнения действий
выбирает одну из предложенных картинок. , ^

1

1-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест».
Инструкция: «Покажи, где мальчик ест» *

2-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».

Инструкции направлены на то, чтобы найти картинку «Маль­

чик ест».

3-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Де­вочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик на­девает куртку».

Инструкции направлены на то, чтобы найти:

«Мальчик наде­вает куртку».

4-й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботин­ки», «Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».

Инструкция предошает найти картинку:

«Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня, необходимо использо­вать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:


  • Принадлежность: «Помой папину тарелку».

  • Перемещение объекта: «Положи ложку(в,»коробку», «По­
    ставь тарелку на стол». ‘•”. * ‘ “

  • Передача предмета: «Дай мяч Коле».

  • Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «При­
    чеши папу», «Погладь куклу».

  • Вопросы: «Где стоит сумка?»

  • Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».

31


  • СЛОВО — полное общеупотребительное слово;

  • ЖЕСТ — в основном используются так называемые «ико-
    нические» жесты, понятные для окружающих без специ­
    альной подготовки и временно заменяющие устную речь;

  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — служит образцом для повторе­
    ния с учетом произносительных возможностей детей.

ДЕТИ, подражая педагогу, в доступной для них форме назы­вают предметы или действия.

2. Ответы на вопросы с использованием подражания

ПЕДАГОГ демонстрирует предмет, действие или картинку с их изображением и задает вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Что …делает9».

ВТОРОЙ ПЕДАГОГ отвечает ПЕРВОМУ, используя слово, жест, звукоподражание

ДЕТИ отвечают, подражая педагогам. Допускается помощь ассистирующих детям родителей в виде совмещенных жестов.

5

3. Самостоятельные ответы детей на вопросы

5 • От ребенка принимается любая форма ответа.


  • Поощряется только тот ответ, при котором жесты сопро­
    вождаются речью, то есть поощряются любые звуки. ^

  • Обращается внимание на качество звукоподражаний.

4. Спонтанное использование речевых средств ‘

Поощряется речь детей, представляющая собой звукоподра­жания и слова. Ответы в виде жестов принимаются, ни в коем случае не отвергаются, но и не поощряются, что способствует постепенной замене жестовой речи устной.

5. Появление фразы

На этом же этапе возможно активное использование жестов при построении фразы, представляющее собой сочетание слов и жестов.

Работа над фразой

• Поощряется использование галофразы — слова, несущего
нагрузку фразы. Например’ ребенок, увидев молоток, го­
ворит «папа». По-видимому, он имеет в виду, что папа

Читайте также:  Размер плода с синдромом дауна

34

использовал этот молоток. Взрослый, зная это обстоя-
,^1 тельство, должен положительно отреагировать и «переве-

т сти» это сообщение, придав ему вид доступной понима-
, I нию ребенка фразы: «Да, папа вчера стучал этим молот-

^ ком: тук-тук!».

.ё • Стимулируется соединение двух слов, двух жестов или Т1> слова и жеста. В предьщущем примере взрослый не только й расшифровал галофразу ребенка, продемонстрировав тому, что его поняли, но и предложил простое звукоподража­ние для повторения. В данном случае взрослому было бы хорошо после своей «длинной» фразы добавить: «Папа:

тук-тук», ги

Работа по вызыванию звуков побуждение ребенка с синдро­мом Дауна к самостоятельному произнесению звуков — длитель­ный процесс, который условно можно разделить на ряд этапов.

1. Повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
~* 2. Поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него
11звуков.

*} 3. Побуждение ребенка произносить новые звуки, подражая
взрослому с опорой на предмет или картинку в сопро-
1 вождении жеста. В случае необходимости используется опора
-* на тактильные ощущения.

4. Имитация звукопроизнесения вслед за взрослым с опо­рой на картинку, с изображением предмета и буквы. 5 Спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку. 6. Использование усвоенных звуков в речи. 7 Включение звуков в слоги и слова.

‘ Примечание. Перечень картинок, используемых при работе по вызыва­ний© звуков, приводится в приложении.

2.3. Развитие крупной моторики и пространственной ориентировки

Развитие крупной моторики в раннем возрасте

Что такое двигательное развитие?

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы подразу-

35

меваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные дви­жения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного об­следования. Ранний возраст — это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течение жизни.

Рассмотрим, какие механизмы участвуют в развитии движений


  • Прежде всего, это скелетно-мышечная и нейромышечная
    системы, сохранность которых является необходимым ус­
    ловием полноценного развития движений.

  • Сенсорика, к которой помимо пяти всем известных чувств
    (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) относятся про-
    приоцептивная и кинестетическая чувствительность, а
    также ощущения, получаемые от вестибулярного аппара­
    та. Проприоцептивная чувствительность у одних авторов
    включает в себя кинестетическую чурствительность, в то
    время как другие выделяют последнюю отдельно. Не уг­
    лубляясь в подробности, отметим лишь, что кинестети­
    ческая и Проприоцептивная чувствительность связаны с
    глубинными ощущениями, поступающими от костей,
    мышц и связок. Вестибулярная чувствительность несет ин­
    формацию о положении головы относительно горизон­
    тальной поверхности.

  • При совершении движений необходим анализ простран­
    ства, умение планировать свои действия, то есть осуще­
    ствлять так называемое моторное планирование, состав­
    ляя двигательную программу своего поведения, удержи­
    вая ее в памяти, что лежит в основе формирования целе­
    направленной деятельности.

  • Желание совершать те или иные действия зависит от того,
    насколько значима для ребенка мотивация.

  • Существует еще множество факторов, влияющих на раз­
    витие движений. Пожалуй, в организме человека нет ни­
    чего, что тем или иным образом не влияло бы на форми­
    рование движения, его скорость и качество.

36

Последовательность развития крупной моторики и пространственной ориентировки в раннем возрасте

Развитие движений ребенка происходите соответствии с несколькими основными закономерностями


  • Развитие крупных движений у младенца начинается с
    умения поднять, удержать и повернуть голову — всего
    того, что зовется «контролем головы», — начинается с
    головы, затем ребенок учится регулировать движения пле­
    чевого пояса.

  • Развитие идет от средней линии тела к периферии. После
    того как ребенок овладел движениями плечевого пояса,
    он учится владеть плечевыми частями рук, затем пред­
    плечьями и только потом кистями и пальцами рук. Здесь
    прослеживается постепенный переход от развития круп­
    ной к развитию мелкой моторики.

  • Когда ребенок приобретает контроль за движениями рук,
    начинается активное развитие движений поясничной час-

! ти тела, тазового пояса и ног.


  • Осознанными изолированными движениями ребенок ов­
    ладевает позже, чем общими Например, чтобы нарисовать
    округлую линию, ребенок сначала использует движение
    всей руки, начиная с плечевого пояса, причем, при вни­
    мательном наблюдении мы можем заметить, что в движе­
    ние вовлечено все тело. При изолированном использова­
    нии вращения запястья тело практически неподвижно,
    что делает движения более экономными и точными.

  • Следующая закономерность состоит в том, что сначала
    ребенок осваивает статичную позу, а потом – динамику в
    этой позе Например, лишь научившись устойчиво стоять
    на четвереньках, ребенок начнет ползать.

  • В процессе формирования навыков крупной моторики зак­
    ладывается база для развития планирования. Начиная с
    того момента, когда ребенок учится переходить из одной
    позы в другую, каждое его движение состоит из цепочки
    последовательных действий, выполнение которых требу­
    ет планирования на подсознательном уровне.
Читайте также:  Синдром крузона моя ужасная история

Мы помещаем здесь перечень навыков крупной моторики, сгруппировав их по фазам. Обычно появление навыков происхо-

37

дит в перечисленном нами порядке, однако последовательность может быть и иной. Как правило, ребенок должен овладеть всеми навыками в одной фазе, прежде чем перейти к следующей.

Фаза 1. С рождения до 8 месяцев


  • Держит голову.

  • Переворачивается.

  • Сидит. ‘•’•

  • Ползает.

  • Садится из положения лежа.

Фаза 2. С 8 до 14 месяцев: *,«я


  • Подтягивается, чтобы встать.

  • Ходит, держась за мебель.

  • Садится из положения стоя.

  • Ходит.

  • Взбирается вверх по лестнице, держась за перила.

‘Фаза 3. С14 до 24 месяцев


  • Нагибается, чтобы взять предмет.

  • Стоит на одной ноге.

  • Поднимается и спускается по лестнице с помощью.

  • Кидает мяч и бьет по нему ногой.

Фаза 4. С 24 до 36 месяцев


  • Бегает.

  • Залезает на возвышение.

  • Прыгает на месте.

  • Тащит или толкает игрушку на колесах.

  • Катается на трехколесном велосипеде.

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна

Приведем сравнительную таблицу развития навыков крупной моторики в норме и у детей с синдромом Дауна («Игле 10 Ве§т» Ьу Уа1етта ОпШпеу, Рп.О., 1993. С 47) (табл. 4).

38

Таблица 4

Дети с синд-ДиапазонСреднийДиапазон
Навыкиромом Дауна,появлениянорматив-появления
средний воз-навыка вный возрастнавыка
раст в месмесв месв мес
Переворачивается8С 4 до 225С 2 до 10
Сидит самостоятельно0С 6 до 287С 5 до 9
Ползает на животе12С 7 до 218С 6 до 1 1
Ползает на четвереньках15С 9 до 2710С 7 до 13
Стоит20С И до 4211С 8 до 16
Ходит24С 12 до 6513С 8 до 18

Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что раз­витие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычно развивающегося ребенка, однако время появления навыков более позднее, а возрастной диапазон появ­ления навыков гораздо шире. Кроме того, необходимо учитывать, что все компоненты развития крупной моторики — сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в про­странстве, скорость реагирования, выносливость — имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка с синдромом Дауна. Здесь мы приводим только некоторые из них.

Медицинские факторы


  • Порок сердца и частые респираторные заболевания не
    дают возможности активно участвовать в подвижных иг­
    рах, длительных прогулках, специально организованных
    занятиях.

  • Проблемы со зрением влияют на способность ориентиро­
    ваться в пространстве, в таких случаях ребенок лишается
    возможности обучаться по подражанию.

: • Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равно-

весия и затрудняют ориентирование в пространстве.

Физические и нейрофизиологические факторы


  • Структурные мозговые нарушения. Нарушения в работе
    мозгового ствола и мозжечка приводят к нарушению ре­
    акций равновесия и координации движений.

  • Нарушение синаптических связей, что ведет к снижению

39

темпа восприятия и прохождения стимулов, а также ско­рости ответных реакций.


  • Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц.
    Недостаток мышечной силы препятствует своевременно­
    му развитию координации движений и чувства равнове­
    сия. Гипотония может быть в разной степени выражена в
    разных мышечных группах. У разных детей она может про­
    являться по-разному.

  • Гиперподвижность связок. Связки обеспечивают устойчи­
    вость суставов. Слабые связки мешают детям с синдро­
    мом Дауна контролировать движения, поскольку их сус­
    тавы становятся подвижнее, чем это нужно для соверше­
    ния движения. Помимо нестабильного положения суста­
    вов чрезмерная эластичность связок замедляет развитие
    проприоцепции (осознание своего положения в простран­
    стве) и контроля за движениями тела.

  • Особенности пропорций тела. У маленьких детей с синд­
    ромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туло­
    вищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сни­
    женным тонусом и нарушением контроля за перемещени­
    ем тела в пространстве это создает определенные трудно­
    сти в овладении двигательными навыками.

Источник