Пантогам при синдроме дефицита внимания

Пантогам при синдроме дефицита внимания thumbnail

Он много двигается, задает много вопросов и вообще — молодец. Но часто ребенок-непоседа становится солнышком в прямом смысле. Своим нестабильным гиперактивным характером он заставляет думать, что все должно крутиться вокруг него: жизнь мам и пап — так уж точно!
Но это только том случае, когда семья осознает, какой особенный ребенок у них растет. Но бывает и по-другому: родители погружаются в свои проблемы, забывая об ответственности за чадо, и тогда только и слышны крики…
Как помочь и себе, и ребенку? Нужно обратиться к врачу, и если он подтвердит «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), то есть повод побеспокоиться и изучить вопрос лучше.

Итак, у вашего сына или дочки СДВГ. Первым гиперактивность у ребенка описал немецкий врач Генрих Хоффман. Он дал мальчику имя – Непоседа Фил. В конце девяностых про Непоседу снимут фильм.

На занятиях клуба для родителей «Алиса» организаторы спрашивают новичков, что из перечисленного свойственно их детям:

  • малыш лазит по мебели;
  • всегда готов гулять, но чаще бегает, чем ходит; много суетится;
  • извивается и корчит рожи;
  • совершает лишние движения и не замечает этого;
  • шумит по поводу и без;
  • неутомимо чем-то занят, никогда не отдыхает.

Положительный ответ хотя бы на несколько вопросов говорит о симптомах СДВГ.

За что?!!Или как появляется СДВГ

Причиной развития у ребенка СДВГ могут быть:

  • осложнения во время беременности матери;
  • осложнения во время родов;
    болезнь ребенка: отравление, энцефалит, менингит, повреждения сердца;
  • алкоголизм и психические заболевания родителей;
  • в 20–30% случаев все дело в генетике – психические отклонения передаются по наследству.

Мальчики бывают гиперактивны в 6 раз чаще девочек. Сильнее всего СДВГ бьет по малышам 6–12 лет, после чего ребенок попадает в общество. Часто плохо учится и безобразно себя ведет. Родители-невежды ругают – проблема усугубляется. Как за рубежом, так и у нас отмечают: среди трудных подростков почти поголовно все имеют синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Психолог и автор книги «Как перестать сражаться со своим ребенком» Сьюзен Стиффелман живет с синдромом и отлично понимает проблемы детей и взрослых с СДВГ. По ее словам, главное это вопрос отношения к самому синдрому: нужно осознавать, что ребенок несет тяжелый крест и не выбирал «быть занозой». Ему нужна реальная помощь:

  • комплексное лечение – не сходить в аптеку за валерьянкой, а посетить специалиста;
  • строго следовать рекомендациям специалиста;
  • играть с ребенком в шумные и подвижные развивающие игры;
  • спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее – одно это способно свернуть горы, ведь настроение передается!

Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело. В конечном счете, именно вы должны стать для своего ребенка всем, переложить ответственность не получится – у вас особенный ребенок.

Пантогам при синдроме дефицита внимания

Кризисы у детей с СДВГ

Первый кризис
Случается в 6-7 лет. Причем, признаки СДВГ наблюдаются длительный период (не менее 6 месяцев) и в двух сферах жизни ребенка (и в школе, и дома).

Второй кризис
Происходит в подростковом возрасте — в 11–16 лет.

Большое влияние на ход болезни имеет «погода в доме». Чем внимательнее к ребенку родители, тем лучше он себя чувствует, лучше способен справляться с гиперактивностью.
Негатив тут не работает. Наказания и крики заставят ребенка искать понимания где-то еще, и в худшем случае это будет дурная компания, а вместе с тем и дурные привычки.

Как лечить, как быть?

В США детей с СДВГ лечат таблетками. В России их часто даже не найти на прилавках – запрещены к применению.

Узнайте у врача, какое лекарство можно принимать. У нас традиционно развито лечение без препаратов: физкультура, психолог, педагог. Это дает плоды, но у ребенка, как правило, итак серьезный учебный план. Ребенку тяжело справляться с нагрузкой, возлагаемыми на него надеждами и желаниями родителей воспитать «идеал». Врачи это признают, потому рекомендуют успокаивающие лекарства, стимулирующие внимание и реакцию.

Пантогам при синдроме дефицита внимания

Научите ребенка двигаться. У живчиков нарушен обмен веществ и потому в организме накапливается адреналин, гормон стресса. Дети с СДВГ находятся в постоянном стрессе. Потому ребенку нужно давать выпускать пар, чтобы освобождать кровь от адреналина: необходимы занятия бегом и плаванием, катанием на лыжах или велосипеде, прогулки пешком.

Читайте также:  Описать болевой синдром при стенокардии напряжения

Научите расслабляться. Бывает так, что гиперактивный ребенок срывается. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно найти точку фиксации. У рекордсмена по плаванию Майкла Фелпса был СДВГ. В детстве они с мамой договорились, что когда у него начинается срыв, мама показывает ему букву «С» – это всегда возвращало его в текущий момент.

Можно экспериментировать с медитацией, особенно если сами ей занимаетесь. Она заставляет организм уменьшить пульс, сократить выброс адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. Начать можно с визуальной релаксации для ребенка: создайте для его комнаты минималистичный, не раздражающий и не отвлекающий интерьер.

Пантогам при синдроме дефицита внимания

Соблюдайте вместе с ребенком режим дня: непоседам просто необходим размеренный темп жизни. Не делайте из этого трагедию, не настаивайте, подавайте пример. Не гневайтесь на ребенка, а всегда воспринимайте его всерьез, покажите ему свою любовь и заботу, станьте другом – и он за вами потянется.

Непоседу всегда нужно хвалить, когда он сделал что-то хорошее. Избегайте запретов: отвлекайте или переключайте его внимание вместо этого. Излучайте спокойствие, вплоть до того, чтобы говорить с ним шепотом. Хороший способ успокоить малыша это тактильный контакт. Когда объясняете ему что-либо, мягко трогайте его руку, поправьте рубашку – так можно захватить его внимание.

Это бывает сложно: мамы непосед-мучителей часто сами ходят к психотерапевту, чтобы справиться с нагрузкой. Но это уже тема другой статьи. Надеемся, у вас теперь есть более глубокое представление о вашем непоседе и наши советы были вам полезны!

Пантогам при синдроме дефицита внимания

Источник

помог ли пантогам вашим гиперактивным детишкам? мой сын год и девять пьем две недели что то не вижу результатов (

У каждого ситуация своя конечно, моему сыну не помогало ни одно средство прописаное неврологом в поликлинике. А после более полного обследования оказалось , что эти препараты были не к чему. СДВГ как раз подтвердили обследования. И после консультаций в Бехтерева нам предложили препарат совершенно другой. Светлана, мне просто интересно, вашему малышу пантогам прописывают в связи с гиперактивностью?

Светлана, пантогам пить бессмысленно как отдельный препарат, без сопутствующих ему – нужен хотя бы курс и чёткое распределение лекарств. К тому же, должен быть в норме кровоток в шейном отделе позвоночника, чтобы назначенные лекарства проходили туда, куда нужно, а не были тратой денег и нервов. Сделайте допплерографию сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника, чтобы определить кровоток, если ещё не делали, конечно…

Екатерина, да! диагноз гипервозбудимость ЦНС прописали пить пантогам 3 раза по 2 мл

только мне кажется на нас он вообще не действует

Пантогам не успокаивающее средство, а ноотроп для стимуляции мозговой деятельности!

Мы принимаем Пантогам. Результаты: ушли фобии (боязнь ветра, воды..). Но мы еще травки успокоительные пьем. Он хорошо с неврозами справляется.

Вечером ребенок стал за 15 минут отрубаться, раньше до часу доходило, никак не могла уснуть

У нас был обратный эффект(( В итоге отменили

Нам пантогам не помог, а вот кортаксин помогает и по сей день, но нам его прописали с лекарствами: глиатилин и магнийВ6, в комплексе результат 100%

Принимаем Пантогам, но вот к сожалению не могу сказать что вижу какой-то успех((( прописали на все лето вместе с рыбьим жиром и витаминами В. Хочу ещё раз сходить к врачу, что б другие лекарства подобрали. Может кто из Питера порекомендует невропатолога? Заранее спасибо

Катя, в Питере сходите сначала сделайте допплерографию сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника! Если там есть нарушения по кровотоку-то вам не нужен невропатолог, а нужно исправить это нарушение. Тел. остеопата с “золотыми руками” подскажу!

Пили пантогам в комплексе с тенотеном 2 месяца, в то же время делали БОС терапию 10 сеансов, после него сразу элькар 1 месяц и нейромультивит. За 2 недели никогда результат не видела. Но вот с середины курса примерно, более сосредоточен и менее возбудимый. Правда на фоне пантогама более расторможенный, более “летящий”, но это вначале приема, к концу стабилизируется более менее.

Светлана, никогда нормальный психотерапевт не предложит на курс (месяц приема, месяц перерыв) ОДИН препарат – ДВА как минимум (второй для снятия побочек первого). Каждый новый курс – смена препаратов. Ну и медикаментозная терапия ТОЛЬКО как поддерживающая – параллельно с групповой коррекцией (логопедической, психотерапевтической) либо в переходные периоды (5-7 лет, 13-15 лет). Нельзя сажать ребенка на пожизненный допинг.

Читайте также:  Что такое пояснично шейный синдром

Елена, специалисты говорят, что нелеченная ОРТОПЕДИЯ (как правило родовые травмы + вакцинация БЦЖ) – приводит к неврологии (СДВГ, ДЦП, логопедия, нарушения внимания и т.д.), а нелеченная НЕВРОЛОГИЯ ( трудности в учебе в начальной и средней школе) – приводит к ПСИХИАТРИИ (нарушения поведения в старшей школе). По поводу остеопатов и мануальных терапевтов надо быть ОЧЕНЬ осторожными

Ирина, почитайте эту тему плотнее и сходите на курсы, если Вы специалист. И пусть все дети наши будут здоровы!!!

Ирина, но всё верно написали!????

Пантогам +сонапакс= у нас результата нет. (

санопакс с вит с = ребёнок стал спокойней

Источник

Комментарии

Опубликовано в:
Практика педиатра. Январь, 2007, стр. 19-22
Л.М. КУЗЕНКОВА, О.И. МАСЛОВА,
ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН»

В последние годы в лечении различных заболеваний центральной нервной системы у детей все большее значение приобретают препараты, воздействующие на обмен центральных медиаторов, особенно лекарственные средства, влияющие на метаболизм тормозного нейромедиатора – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК).

Одним из таких препаратов является Пантогам, разработанный в 70-е годы XX века НПО «Витамины», и с 1998 года выпускаемый российской компанией «ПИК-ФАРМА».

Пантогам по химической структуре представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил гамма-аминомасляной кислоты и относится к ноотропным препаратам смешанного типа с широким клиническим применением.

Пантогамобладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других лекарственных средств.

  • Пантогам является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани, в отличие от других ГАМК-призводных ноотропных препаратов.
  • Благодаря присутствию в молекуле Пантогама пантоильного радикала препарат проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС.
  • Пантогам при введении в организм практически не метаболизируется и в течение 48 часов выводится в количестве 95–98% введенной дозы.
  • Фармакологические эффекты Пантогама обусловлены прямым влиянием на ГАМК-рецепторноканальный комплекс. Препарат оказывает также активирующее влияние на образование ацетилхолина.
  • Пантогам способствует нормализации метаболизма ГАМК при различных видах патологии, улучшает утилизацию глюкозы и кровоснабжение мозга, повышает устойчивость мозга к гипоксии, воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах.
  • Пантогам применяется при лечении неврологических и психических заболеваний как изолированно, так и в комбинации с другими препаратами, при этом хорошо переносится детьми.
  • Сочетание мягкого психостимулирующего и умеренно седативного эффектов Пантогама (в отличие от других ноотропных средств) позволяет активировать когнитивные (познавательные) функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствуя полноценному отдыху ребенка.
  • В действии Пантогама сочетаются противосудорожный, дезинтоксикационный и нейровегетотропный эффекты. Препарат может применяться у детей, страдающих эпилепсией и другими судорожными состояниями.
  • Пантогам наряду с нейрометаболическим обладает нейропротекторным и нейротрофическим действием; улучшает когнитивные функции, повышает психическую активность и объем познавательной деятельности.
  • В редких случаях нежелательных реакций при применении Пантогама для их устранения достаточно снижения дозы. Несовместимых комбинаций Пантогама с другими препаратами не установлено.
  • Наличие двух лекарственных форм Пантогама – таблеток и 10%-ного сиропа – особенно удобно для применения у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
  • астеноневротический синдром проявляется слабостью, вялостью, сонливостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители.

КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

В последние годы отмечается рост количества детей, имеющих сложности в обучении. Изменения в когнитивной сфере у детей вызывают обеспокоенность и со стороны учителей, родителей, педиатров. Действительно, так называемые высшие когнитивные функции: восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитикосинтетические процессы – являются основой психосоциального развития ребенка, его становления как полноценного члена общества и адекватной адаптации к окру-жающим условиям. Вместе с тем психофизиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста на фоне астении в зимний и весенний периоды обучения и высоких психических нагрузок часто приводят к неусидчивости, вегетативным расстройствам (головная боль, головокружение, потливость и т.п.), нарушению восприятия предъявляемого материала, что затрудняет усвоение школьных знаний. Когнитивные нарушения без органического поражения ЦНС выявляются у 30–56% здоровых школьников. Связано это с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма ребенка.

Высокие нагрузки во время процесса обучения детей могут провоцировать возникновение трех основных синдромов:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется снижением внимания, неусидчивостью и нарушением сна у детей;
  • психовегетативный синдром характеризуется избыточным реагированием в стрессовой ситуации, которое проявляется соматовегетативными нарушениями (головная боль, головокружение, лабильность артериального давления, тахикардия, потливость, учащенное мочеиспускание) и эмоциональными расстройствами (тревожность, эмоциональная лабильность, обидчивость, раздражительность, запинки в речи, нарушения сна);
  • астеноневротический синдром проявляется слабостью, вялостью, сонливостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители.
Читайте также:  Респираторный дистресс синдром взрослых книги

КОРРЕКЦИЯ

Исследование, проведенное сотрудниками НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, убедительно показало эффективность Пантогама в коррекции когнитивных расстройств у детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 59 детей в возрасте 7–8 лет. Объем произвольного внимания до приема Пантогама был сужен на 30%, показатели процессов запоминания снижены на 20–40% [1].

Пантогам в форме 10%-ного сиропа продемонстрировал хорошую переносимость у 53 детей и удовлетворительную у 3 (периодические боли в области живота в одном случае и кожные аллергические проявления у троих детей). Все нежелательные реакции исчезали при снижении дозы препарата.

В результате применения Пантогама (10%-ый сироп) у детей с синдромом дефицита внимания отмечалось статистически достоверное повышение основных показателей когнитивных функций.

Исследование, проведенное специалистами Московского НИИ психиатрии МЗиСР РФ, показало выраженный эффект Пантогама в отношении основных проявлений психовегетативного синдрома у детей [5]. После курса применения Пантогама достоверно снизились соматовегетативные проявления: головная боль, головокружение, лабильность артериального дав-ления, нарушение функции ЖКТ, потливость. Выраженность психоэмоциональных нарушений: эмоциональной лабильности, тревожности, обидчивости, раздражительности и нарушения сна – также достоверно снижалась (р Среди ноотропных препаратов Пантогам обладает рядом преимуществ при использовании у детей. Многочисленные исследования показали эффективность препарата Пантогам для коррекции пограничных психических расстройств у астенизированных детей. Учитывая распространенность этой проблемы среди детей подготовительных групп детских садов и школьников, особенно во второй половине учебного года, целесообразно проведение профилактической коррекции психосоматического здоровья и качества жизни ребенка. Прием Пантогама в профилактических целях расширяет адаптационные возможности ребенка путем нормализации соматовегетативных, когнитивных и эмоциональных компонентов психической деятельности детей [1,3].

Пантогам– препарат выбора при экстрапирамидных гиперкинезах. Неврологическая симптоматика, возникающая под влиянием нейролептиков, проявляется разнообразными экстрапирамидными нарушениями. Наибольший интерес представляет так называемый хронический нейролептический синдром, характеризующийся развитием гиперкинезов на фоне повышенного или пониженного мышечного тонуса. Терапевтический эффект Пантогама отмечается на второй неделе применения препарата и состоит в уменьшении выраженности гиперкинезов и их распространенности, одновременно больные становятся более активными, уравновешенными, контактными, улучшается их общее самочувствие, память, работоспособность.

Пантогам эффективен в качестве средства терапии «прикрытия» при назначении нейролептических препаратов, а также больным с потенциальным риском развития нейролептических гиперкинезов. Эффективен препарат и при комплексной терапии тиков и заикания, нейрогенных расстройств мочеиспускания [2, 5].

Влияние Пантогамана механизмы эпилептогенеза делает его особенно ценным в комплексной терапии эпилепсии. Пантогам пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффект антиконвульсантов, предотвращает их побочные действия. Одновременное назначение Пантогама и противосудорожных препаратов дает возможность снизить дозировки последних при сохранении стойкого терапевтического эффекта. Наиболее эффективен препарат при назначении больным эпилепсией с церебрастенической симптоматикой. На фоне лечения повышается активность больных, снижается агрессивность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

При первом назначении Пантогама рекомендуется титрование дозы в начале курса лечения и по его окончании, по трапеции: постепенное наращивание дозы в течение10–20 дней, прием препарата в максимальной дозе на протяжении от 20 дней до 1 месяца и затем снижение дозы в течение 10–20 дней до полной отмены (табл.1).

Таблица 1
Схема применения Пантогама у ребенка 3 лет с диагнозом
«задержка речевого развития»

10 ДНЕЙ 10 ДНЕЙ 20 ДНЕЙ 10 ДНЕЙ 10 ДНЕЙ
Утро

День

2 табл.

1 табл.

2 табл.

2 табл.

3 табл.

2 табл.

2 табл.

2 табл.

2 табл.

1 табл.

Для стимуляции психического развития необходимо назначение Пантогама курсом на 2–3 месяца, на курс необходимо 200 таблеток препарата в дозировке 0,25. Возможно повторение курса 2–3 раза в год.

В схеме лечения «большими» ноотропами, к которым относится и Пантогам, не рекомендуется одновременное назначение других ноотропов. Однако показано назначение сосудистых средств, поливитаминов, антиоксидантов.

Таким образом, Пантогам следует оценивать как ведущий ноотропный препарат, рекомендованный к применению в детском возрасте. Целесообразно его использование врачами различных специальностей, в т.ч. и педиатрами. Доза и длительность назначения должны определяться синдромами и диагнозом ребенка.

Сведения об авторах:

Людмила Михайловна Кузенкова, заведующая отделением психоневрологии НИИ педиатрии ГУ Научный центр здоровья детей РАМН. канд. мед. наук

Ольга Ивановна Маслова, консультант Консультативно-диагностического центра ГУ Научный центр здоровья детей РАМН профессор, д-р мед. наук

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник