Песочная терапия с детьми с синдромом дауна

Песочная терапия с детьми с синдромом дауна thumbnail
Песочная терапия с детьми с синдромом даунаДля детей с синдромом Дауна характерен некоторый разлад в обработке сенсорных сигналов. Для улучшения сенсорики и сенсорной интеграции и для снятия стресса им показана, в частности, игра с песком и водой.
Детские игры могут помочь ребенку справиться со своими детскими комплексами и душевными проблемами. Один из таких вариантов – песочная терапия. Как, помимо развития ребенка, песочная терапия помогает справиться с проблемами – расскажет детский психолог Екатерина Мосина. (Оригинальная статья Песочная терапия при психологических проблемах)

В песок любят играть все дети без исключения, но если правильно организовать это действо, то можно использовать его не только для развития и познания мира, но и для решения психологических проблем у ребенка.
Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол). На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию. Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни.

С детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, но это будут различные организованные развивающие игры с песком либо работа с группой.

Нравится

Для детей 6–7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке, психокоррекцией.

С 11–12 лет возможна глубинная психотерапия с реконструкцией песочных миров.

Диагностика психологических проблем

Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.

Ведутся беспрестанные баталии, песочный мир на грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.

Агрессия, направленная на конкретный персонаж, – желание саморазрушения и наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная на других.

Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.

Волшебные предметы, артефакты в песочнице – потенциальные возможности.

Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.

Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным в книге Н. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту».

Первая выбранная фигурка – это символическое «Я» ребенка, второй объект – символ самого важного в жизни (значимый взрослый, желания и чувства);

Закапываемая фигурка – символ либо неосознаваемого, либо вытесняемого в бессознательное. Например, ребенок закапывает фигурку собаки. Возможно, присутствует страх перед этим животным.

Что дает песочная терапия?

Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.

«Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними. Например, мама чрезмерно опекает дочку, не дает ей свободы. Ребенок не проговаривает своих желаний. Но в песочнице свою фигурку помещает в клетку, ограждая ее забором со всех сторон, или в ямку. Это ее чувства в данный момент.

Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.

Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.

«Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.

Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.

Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.

Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:

глубокие психологические и родовые травмы (например, развод родителей, смерть одного из близких, насилие, внутриутробное кислородное голодание, затяжные роды), неврозы различного происхождения, психосоматика (астма, энурез, заикание, эмоциональные расстройства);

агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие нарушения (капризы, истерики, необъяснимые реакции);

проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников.


Песок и песочницы

Песочной терапией можно заниматься круглогодично, так как поднос с песком не займет много места, его можно разместить в квартире, взять с собой на дачу.

Выбор песочницы

Многие специалисты используют разные по цвету и форме песочницы, выбор которых напрямую связан с решением поставленных психологических задач.

Например, для работы с агрессией и травмами психотерапевты предлагают пользоваться треугольной песочницей красного цвета. Для сосредоточения на собственной личности («центрирование») используют подносы круглой или квадратной формы. Классической является деревянная прямоугольная песочница 70х50х8 см с крышкой. Внутренняя поверхность имеет светло-голубой цвет, который при работе символизирует воду и небо. Ребенку на выбор предлагаются две песочницы:

одна с мокрым, другая с сухим песком, а также цветной песок различной структуры. Песок должен занимать 1/3 объема песочницы.

В домашних условиях для игр подойдут пластиковые емкости, контейнер или тазик голубого или светло-синего цвета (желательная высота бортика – 10 см). Лоток из зоомагазина 25х35 см голубого или синего цвета можно использовать для индивидуальных занятий.

Читайте также:  Нефритический синдром отличается от нефротического

Подготовка песка

Подойдет мелкий речной песок. Песок необходимо просеять через решето, промыть, а затем прокалить в духовке при температуре 65–80˚. Не перегрейте песок, он может стать хрупким!

Дополнительные материалы

Потребуются лопатка, кувшин с водой и коллекция фигурок (животные, люди), растения, строения, транспорт, природные и художественные материалы. Высота фигурок 5–10 см. Получившиеся миры можно фиксировать с помощью фотоаппарата.

SUNCHILDREN: Обратите внимание на коллекции фигурок, они обойдутся вам дешевле.
Примеры:

Набор Зоопарк (17 фигурок) Simba – 126 рублей.

Для игр с более сложным сюжетом могут понадобиться конкретные фигурки. Пример: Клоун с дрессированными собачками Playmobil

Рабочее место

Песочницу хорошо располагать в углу, свободном от мебели, либо в центре комнаты. Важно мнение ребенка: поставьте песочницу там, где он чувствует себя комфортно и спокойно. Стол, на котором стоит песочница, надо укрыть клеенкой, должно оставаться пространство для емкости с водой и фигурок, выбранных ребенком. Работают и сидя, и стоя, поэтому удобна высота стола до талии ребенка. Мини-игрушки (высота 5–10 см) можно хранить в выдвижных ящиках стола, на неглубоких стеллажах.

В процессе работы:

соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;

прислушивайтесь к чувствам малыша, он должен ощущать безопасность пространства;
наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Противопоказанием для игр в песке являются ссадины и царапины на руках ребенка, сезонная аллергия, бронхиальная астма.

SUNCHILDREN

Из транспорта можем порекомендовать машинки Siku.

Как играют дети?

Если для взрослого важно обдумывание и проговаривание своих построек в песке, то для ребенка гораздо важнее сам процесс игры.

Сухой песок течет и изменяется, а мокрый удерживает форму. Что предпочитает ребенок, то и является для него самым нужным в данный момент. Одни дети предпочитают только мокрый песок, другие – сухой, работают быстро или медленно, используют много или мало фигур.

Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться», возможно, ребенок боится быть наказанным. Ему важно побыть грязным, получить на это разрешение.

При строительстве в песке нет правильного или неправильного развития событий. Чтобы сделать мир трехмерным, можно закрепить на краю песочницы проволочку с крючком и подвешивать на него «солнце» или «луну», «птицу». Еще больший эффект от песочной терапии достигается, если включить музыку для релаксации.

Песочный психотерапевт Джон Аллан условно выделяет у детей следующие стадии игры с песком.

«Хаос» Все возможные фигурки оказываются в песочнице, между ними нет связей – полный хаос. Это отражение эмоционального смятения, тревоги и страхов, переполняющих жизнь ребенка. Стадия может продолжаться несколько занятий.

«Борьба» Появляются силы добра и зла, тема противостояния (люди и пришельцы и т. д.). Нельзя опережать события, помогая разрешить ситуацию с помощью доброго помощника. Внутренний конфликт должен быть «отвоеван» в собственном темпе. Как только наступает перемирие, даруется жизнь и свобода, наступает следующая стадия.

«Исход» Стадия гармонии и равноправия между фигурами, гармоничные связи между объектами, множество зелени и плодов, животные расставлены по парам. Логическая завершающая стадия – часто в песочнице появляется круг, квадрат или треугольник, составленный из фигур, что знаменует окончание и цельность процесса.

Психологические игры на песке (из книги Н. Сакович)

Тематический мир

Здесь можно проработать актуальную проблему. Например, построй мир «Мой детский сад», «Моя школа» и т. д. Между фигурами можно вести диалоги, проигрывать миниспектакль жизненных событий.

Семейная игра
Участвуют все члены семьи, они строят общий мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем мир «оживает» – в течение 5–10 минут предлагается пожить в этом мире, проанализировать свои чувства. Затем семья строит «идеальный мир», учитывая потребности каждого, затем проводится обсуждение, выбираются те миниатюры, которые могли бы быть помощниками для достижения идеальных отношений в семье. Эта игра помогает найти компромисс для всех членов семьи и способствует гармонизации отношений.

«Песочный дождик»
Ребенок медленно, а потом быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Затем с закрытыми глазами ребенок кладет ладонь на песок, а взрослый сыплет песок на один из пальчиков. Ребенок должен угадать, на какой именно. Игра способствует регуляции мышечного напряжения.

«Необыкновенные следы»
Имитируйте вместе с ребенком следы которые оставляют разные животные: змейка, котенок. Игра способствует развитию воображения, стимулирует тактильную чувствительность.

Рисование
Рисуйте палочкой на поверхности влажного песка. Можно использовать цветной песок для рисования на обычном, работайте только руками.

Узоры
Выкладывание с помощью камушков, ракушек, пуговиц. Повторение последовательности самостоятельно. Продолжить узор взрослого, уже нарисованный на песке. Изучение простых геометрических форм и их изображение.

Погружение рук в песок
Погружение под руководством взрослого всей кисти в песок, а затем осторожное раскапывание каждого пальца взрослым. Просят фиксировать, если копатель дотронулся до руки. Игра на повышение тактильных ощущений и на преодоление страхов.

Читайте также:  Синдром дауна на узи признаки

Оригинальная статья Песочная терапия при психологических проблемах

На главную

Напишите мне

Источник

Использование метода песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

В нашем образовательном учреждении работают две группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. У детей тяжелые нарушения речи, умственная отсталость средней и тяжелой степени, нарушения опорно-двигательного аппарата, аутоподобное поведение, ДЦП, синдром Дауна, сочетанная патология, что проявляется в стойком нарушении познавательной деятельности, ее несформированности, отсутствии языковых и речевых средств.

Уровень психических процессов не адекватен возрасту, наблюдается плохая координация движений, нарушение моторики, нарушение общения, эмоционально-волевой сферы. Развитие наших детей осуществляется замедленно, атипично, с резкими отклонениями. Детям свойственно отсутствие интереса к окружающему и, поэтому, эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.

При работе с данной категорией детей мне, как педагогу важно выбрать эффективные методы психокоррекции. Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние песочной терапии на детей с различными отклонениями в развитии. Именно поэтому данная технология незаменима в деятельности педагога-психолога, и нашла применение в моей профессиональной деятельности.

Песок – удивительный, загадочный, простой и в то же время вечный инструмент врачевания человеческой души. Использование песочной терапии на моих занятиях позволяет не только создать стимулирующую среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, но и помогает ему всесторонне развиваться.  

Применение песочной терапии помогает мне решить следующие задачи: – стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка,

– развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и моторику рук;

– развивать восприятие, внимание, память, графические навыки,

– расширять представления об окружающем и развивать речь,

– формировать математические представления: о форме, величине, количестве, пространстве.

Песочную терапию применяю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Исходя из тяжести интеллектуального дефекта, применяю разноуровневые задания, деятельность провожу поэтапно.

На первом этапе, предлагаю ребёнку погрузить руки в песок. Трогая его, ребенок наполняется новыми ощущениями, неизвестными ему. На некоторое время он замирает, меняется его мимика, она становится полная удивления и удовольствия. На время ребенок не отдается хаотичным движениям всего тела, а переключается на опознание своих ощущений и чувств. Он учится сосредотачиваться, включается работа мозговых структур. Совместно с ребёнком методом «рука в руке», стимулирую ребёнка к выполнению действий с песком. Он сжимает его в ладонях, водит ладонями по песку, гладит, прилагая усилия, сдвигает в горку, осыпает, попеременно, песчинками, кисти рук. Данные упражнения направлены на развитие чувствительности и моторики пальцев рук.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии лечение в домашних условиях

На втором этапе занятий с песком формирую предпосылки к игровым действиям с предметами, посредством игр с песком. Совместно со взрослым учу ребенка держать в руке емкость, сыпать в нее из ладони песок, высыпать его в песочницу, либо посыпать другой предмет имитируя дождь. Данные занятия сопровождаю инструкцией, эмоционально-окрашенными объяснениями и доброжелательным тоном. По мере формирования у ребенка игровых навыков задания усложняю.

На следующем этапе, после обучения ребенка манипуляциям с песком и предметами, перехожу к обучению детей предметному конструированию. Ребенок самостоятельно начинает создавать простейшие картины на песке, используя игровой и природный материалы. Все песочные игры сопровождаются речью педагога, стимулируя ребенка к речевой активности.

Продолжаю применять песочную терапию в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ, используя упражнения на развитие восприятия, памяти и внимания («Что пропало?», «Что лишнее?», «Включение в ряд», «Определи фигуру на ощупь» и т.д.)

Использование игр-занятий с песком в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в течение двух лет позволило повысить интерес моих воспитанников к занятиям, более интенсивно развивать познавательные функции, обогащать эмоциональный опыт, способствовало созданию психоэмоционального комфорта (снятию напряжения, утомляемости, развитию положительных эмоций, эмпатии).

Для занятий с песком использую водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта которого окрашены в голубой цвет (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90×70 см. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой. Так жпе необходим набор игрового оборудования:

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

•разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Обязательными условием является соблюдение правил игры в песок, о которых необходимо напоминать детям перед началом занятия.

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и  порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком:

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Источник