Плавание для детей с синдромом дауна москва

Плавание для детей с синдромом дауна москва thumbnail

Осенью прошлого года в одном из московских бассейнов начала работу секция плавания для детей с синдромом Дауна. Ее организаторы – Фонд Б. Н. Ельцина – решили собрать и подготовить сборную России для участия в Специальных Олимпийских Играх, чтобы дать детям шанс реализовать себя и получить профессию. А своим появлением на свет эта идея обязана мальчику Глебу.

Как всё начиналось

Рассказывает Елена Ахмедова, администратор плавательной секции

   Когда Глеб закончил школу, мы стали думать, что делать дальше, чем бы он мог заниматься в жизни. Надо сказать, что плавать он любил с детства: на суше неловкий, в воде Глеб двигался легко и свободно, много и с удовольствием тренировался с инструкторами. И, когда два года назад мы случайно познакомились с программой Специальных Олимпийских Игр, нам стало ясно, что путь найден.

   О Специальной Олимпиаде в России, к сожалению, почти не знают, а ведь речь идет об уникальном общественном движении, программе альтернативных соревнований, куда более гуманных по отношению к участникам. Их история началась в 60-е годы ХХ века в США с организации летних спортивных лагерей для взрослых и детей с ментальными нарушениями. Когда стало ясно, что адаптивный спорт (так называли это направление его основатели) дает отличные результаты, помогает не только физическому развитию участников, но и формирует характер, учит общаться, социализирует и интегрирует их в общество, «Спешиал Олимпикс» стали настоящим движением в масштабе страны. В июне 1968 года состоялись первые международные соревнования, в рамках которых 1000 спортсменов из 26 штатов Америки и Канады состязались в легкой атлетике и плавании, а в декабре того же года Спешиал Олимпикс получили официальную регистрацию. В феврале 1977 года были проведены Первые Международные Зимние Игры, а VII сезон летних состязаний 1987 года стал самым крупным мероприятием из тех, что проводились в истории для людей с физическими недостатками, и самым значимым событием любительского спорта года. Во время XV зимних Олимпийских Игр в Калгари 1988 года Президент МОК официально признал право движения Спешиал Олимпикс использовать слово «олимпийский» в названии состязаний на международном уровне.

   Российские спортсмены тоже участвуют в программе игр, например, на состязаниях в Дублине в 2003 году состав нашей делегации насчитывал 104 человека, из них 73 спортсмена, участвовавших в соревнованиях по 10 видам спорта, завоевали 107 медалей (63 золотые, 29 серебряных и 15 бронзовых).

   Сегодня Специальная Олимпиада проводится, как и полагается, раз в четыре года. Главный критерий оценки здесь – рост результата каждого спортсмена, а не сравнение их показателей друг с другом. К участию в состязаниях приглашаются люди с любыми возможностями, независимо от диагноза. На сайте Федерации водных видов спорта для лиц с ментальными нарушениями https://www.mos-mdws.ru/ можно узнать об этом движении подробнее.

  К сожалению, в России это движение представлено нешироко – организацией адаптивного спорта для людей с нарушениями интеллекта и контактами с международными структурами занимается комитет «Специальной Олимпиады России» под руководством А. В. Павлова, а одну из ведущих отечественных программ в рамках этого движения осуществляет Специальный Олимпийский Комитет Санкт-Петербурга.

   Для начала мы с Глебом отправились как болельщики на игры в Южную Корею, которые состоялись в феврале 2013 года – нам очень понравилось. Затем он участвовал в региональных соревнованиях по плаванию уже в Москве. Однако сильных участников с синдромом Дауна в программе таких состязаний нет, что объясняется особенностями их состояния – невысокой реактивностью. Тем не менее, видя успехи Глеба, мы решили дать такую же возможность другим детям, и подготовить их для участия в Специальных и Параолимпийских Играх. Хотя, в последнем случае, нам нужно будет сначала дождаться выделения участников с синдромом Дауна в отдельную категорию, благодаря чему программа состязаний станет для них более подходящей, и решение этого вопроса уже инициировала Всероссийская Федерация спорта для лиц с ментальными нарушениями. А пока мы начали тренировки.

   Сейчас в нашей секции работают две группы: для малышей с 5-6 лет и детей с 10 лет. Занятия проводятся бесплатно. Мы благодарны руководству бассейна «Гармония» за выделенные нам дорожки и Фонду имени Б. Н. Ельцина, который дает необходимые средства на покупку оборудования и зарплату тренерам. В будущем мы планируем организовать летние спортивные лагеря.

   Мы надеемся, что, помимо участия в состязаниях Олимпиады, наши занятия дадут детям в будущем еще и хорошую профессию – помощника инструктора по плаванию. Глеб стал первым из них: в младшей группе он помогает тренерам проводить разминку, показывает детям нужные движения в воде, и часто выходит, что ему проще и легче договориться с малышами, чем нам, «обычным» взрослым. А мамы наших «спортсменов» в восторге от Глеба, всегда ласкового и очень доброжелательного.

Слово – маме

Ольга, мама 14-летней Маши

   Мы занимались плаванием и раньше, но время от времени: Маша плавала с удовольствием, хотя и неправильно. Однажды районный реабилитационный центр пригласил нас на соревнования за честь района, здесь Маша показала хороший результат, ей понравилось побеждать. Возможность тренироваться в группе, специально созданной для наших детей, была моей мечтой, ведь в обычной ситуации инструкторы не могут уделить ребенку достаточно времени. Здесь же родители только помогают детям войти в воду в первый раз, остальное делают тренеры.

Читайте также:  На какой неделе делают скрининг синдрома дауна

   На мой взгляд, с началом занятий Маша стала дисциплинированнее, она охотно слушается инструктора, ее движения сделались более скоординированными. Она осознает, что занимается делом, которое ей нравится, хочет бороться и побеждать. Очень надеюсь, что теперь она будет реже болеть, ее мышцы окрепнут, и вода научит ее расслабляться.

Говорят тренеры

Людмила, тренер по плаванию старшей группы

Плавание для детей с синдромом дауна москва

   Я всегда занималась с детьми, и по опыту могу сказать, что работать в нашей секции гораздо приятнее. Обычно ребята держат дистанцию, а мои особенные ученики – всегда открытые и очень отзывчивые. С ними безумно интересно: удивительно, сколько разных чувств можно выразить с помощью тактильного контакта, о чем «рассказать», поглаживая и прикасаясь. У них яркие характеры, без середины: либо покладистые, либо не самые послушные. Они учат меня терпению, ведь на объяснение заданий у нас уходит больше времени.

   Я думаю, что спорт высоких достижений будет полезен нашим детям, он даст возможность реализовать себя и получить профессию, то есть социально адаптироваться. Конечно, нужно помнить, что в достижении серьезных результатов для них есть предел, связанный с физическими и антропометрическими данными – речь идет о сопутствующих заболеваниях, присущих нашим ребятам, а еще коротких конечностях, невысоком росте. Прежде чем принять ребенка в секцию, мы просим предоставить медицинское заключение о его возможностях и особенностях, чтобы адаптировать программу тренировок и помочь решить имеющиеся проблемы. Например, плавание брассом корректирует положение стоп, а «кроль» может навредить в ситуации их вальгусной деформации, также многим противопоказан баттерфляй из-за атлантоосевой нестабильности шейного отдела позвоночника. При этом техника плавания у наших детей хорошая, что важно для успеха тренировок. И даже если какой-то серьезной мотивации для победы мы в них не видим, детям обычно очень нравится соревноваться, тем более, что сама атмосфера состязания – радостная и заразительная».

Елена, тренер по плаванию младшей группы

   Я профессионал, но с особенными детьми мне работать не приходилось. Шла в группу, не зная, чего ожидать, и сразу… влюбилась. Более отзывчивых и ласковых малышей я не знаю! Иногда нам бывает трудно понять друг друга, но терпение всегда помогает договориться. И, хотя дети могут действовать медленнее, чем хотелось бы, в них чувствуется характер, внутренняя целеустремленность, сила духа.

   В нашей секции работают сразу два инструктора, оба в воде, чтобы иметь возможность подойти к каждому ребенку. И так приятно видеть, когда на занятия к нам приходят папы – поддержать детей и помочь им.

Кому и чем полезно плавание – мнение врача

Анастасия Катюхина, педиатр городской больницы № 8 (Москва), консультант Даунсайд Ап

   Главная ценность занятий плаванием заключается в многообразии его благотворного влияния на организм человека при низкой травматичности этого вида спорта.

   Плавание полезно для психического развития. Водные процедуры укрепляют нервную систему, стимулируют нервные окончания, налаживают рефлекторную работу мышц – все это благотворно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии организма. А психологи утверждают, что занятия плаванием формируют личность человека, развивают смелость, решительность, целеустремленность, самостоятельность.

   Занятия в воде улучшают работу внутренних органов и систем. Регулярные занятия регулируют работу иммунных механизмов, налаживают терморегуляцию, то есть закаливают, повышают тонус организма.

  • Интенсивная работа мышц, выполнение активных движений улучшают кровообращение. Это значит, что кровь в достатке снабжает внутренние органы кислородом, помогая правильному и своевременному их развитию. Неоценимую пользу приносит плавание работе сердечно-сосудистой системы, головного мозга (за счет ускорения нервных процессов), желудочного кишечного тракта (налаживается ритм сокращений кишечника), увеличивается объем легких, улучшается их вентиляция.
  • В воде человеку приходится совершать множество активных движений, при этом задействуется множество разных групп мышц, включая самые мелкие. Помимо их тренировки, плавание укрепляет позвоночник и кости, корректирует осанку. Вода влияет на точность и пластичность движений, вырабатывается выносливость.

   Для того чтобы исключить состояния, которые могут стать препятствием для занятий плаванием, перед тем, как отправиться в бассейн, нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом, ортопедом, лор-врачом. К счастью, в большинстве случаев такие тренировки только помогают скорректировать разные проблемы со здоровьем.

   Похудение. Плавание – один из немногих видов спорта, отличающихся низкой травматичностью и дающих возможность развивать выносливость. Позвоночник и суставы ног тучного человека не чувствуют больших нагрузок, за один вдох и выдох происходит полный цикл движений. Большая потребность в кислороде вызвана огромной затратой энергии, при этом пловец использует каждый свой вдох максимально. В результате частота дыхания снижается, увеличивается приток крови к легким, и лишние калории сжигаются.

Читайте также:  Что делать при серотониновом синдроме

   Лечение позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Основное отличие занятий плаванием от тренировок в спортзале состоит в том, что в воде работают все мышцы человеческого организма: бедер, ягодиц, живота, плечевого пояса, рук. Нагрузка на них является одновременно и интенсивной, и щадящей, ведь в бассейне мы не чувствуем резких ударов и толчков. Плавание благотворно влияет и на суставы, придает гибкости рукам, шее, бедрам. Мелкие мышцы, расположенные вблизи позвоночника, расслабляются, что препятствует появлению остеохондроза, межпозвоночных грыж, формируется красивая осанка.

   Лечение сердечнососудистых болезней. В результате тренировок стабилизируется кровяное давление, объем легких и мощность сердца увеличиваются, что помогает снижению артериального давления.

   Закаливание. За счет перепада температур во время занятий в воде налаживается работа механизма терморегуляции нашего организма.

Плавание для детей с синдромом дауна москва

Занятия плаванием будут полезны детям с диагнозом:

  • гипер- и гипотонус мышц;
  • легкие формы недоразвития опорно-двигательного аппарата: гипермобильность суставов детей с синдромом Дауна, склонность к сколиозу, дисплазия соединительной ткани;
  • кривошея;
  • гипотрофия или избыточный вес;
  • восстановительный период гипоксически-ишемического поражения ЦНС легкой и средней степеней тяжести (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, миатонический синдром, гипертензионный синдром);
  • недоношенность;
  • перинатальная гипотрофия;
  • рахит;
  • анемия;
  • ДЦП, аутизм и др.

Занятия плаванием лучше прекратить, если ребенок начинает плакать, кричать или если у него появляется «гусиная кожа» и дрожь.

Противопоказания к занятиям плаванием:

  • острые заболевания (пневмонии, ОРЗ, которые сопровождаются высокой температурой – лихорадкой, отиты, гаймориты, тонзиллиты);
  • хронические болезни в стадии обострения;
  • тяжелые формы гипотрофии;
  • поражения кожи (гнойные, воспалительные), мокнущие диатезы;
  • болезни, сопровождающиеся ломкостью костей, гиперестезией;
  • артриты, слабость связочного аппарата;
  • тяжелые пороки сердца;
  • острые нефриты;
  • гидроцефалии, поражение ЦНС с декомпенсацией, судорогами, эпилепсия.

   Секция плавания приглашает начинающих спортсменов старше 10 лет, которые уже умеют немного плавать, для продолжения тренировок и участия в специализированных соревнованиях. Кроме того, профессиональные тренеры обучают детей навыкам работы в качестве помощника инструктора по плаванию.

Наш адрес: г. Москва, ул. Саморы Машелы, д. 6, корп. 4, бассейн «Гармония» (ст. метро «Коньково», «Беляево»).

Запись и справки по телефону: 8 916 834 55 66 (Елена).

Источник

Каждый год государство выделяет деньги для разработки индивидуальных программ для реабилитации детей-инвалидов. По официальной статистике в 2015 году было разработано 329 837 программ.

Положительные результаты индивидуальных программ зафиксированы в 145 685 случаях. Это значит, что кому-то помогло медицинская реабилитация, кому-то — санаторно-курортное лечение. Занятия в воде также рекомендуются в курсах реабилитации.

Плавание для детей с синдромом дауна москва

Кто такие особые дети

Особые дети — это обычные дети. Они смеются, любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в пандусе, процедурах или аппаратах, а также отношение общества. Самое лучшее для ребенка-инвалида — отношение к нему как к равному.

В юридических терминах особые дети — это дети-инвалиды с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна, ДЦП и пр.

Слово «инвалид» изначально называло римских воинов, негодных к военной службе. В Европе не говорят «инвалид» об особых детях. О них говорят, что это дети с особыми нуждами. Российское общество еще только идет к такому отношению. Потому что в СССР как стране, победившей фашизм, не было инвалидов. Их изолировали, ссылали в специальные лагеря, «чтобы они не портили своим видом „жизнерадостную картину“ общества победителей» (Вестник Дайнсайд ап. Сделай шаг. Апрель 2015. № 1 (51))

Зачем особым детям раннее плавание

Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело. Ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того, куда маленького или физически ограниченного ребенка пристроить в душе.

Это тяжелый труд. Но ненапрасный. Плавание дает результаты, поэтому родители преодолевают болезни, пробки, неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны.

Видео предоставлено клубом AQUABABY. KZ, Алматы //www.aquababy.kz

Плюсы плавания

Ребенок боится воды, если не приучен к ней с рождения. Он боится попадания воды в глаза или плачет в воде. Он не умеет держаться на воде, поэтому вода вызывает у него панику и стресс. Когда родители вместе с ребенком преодолевают страх воды, появляется уверенность. Вода дает детям с физическими ограничениями больший диапазон движений и гибкость.

Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети, плохо владеющие телом, боятся падений. В воде страх пропадает и ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаговые и ребенок плывет. Хотя на суше он плохо ходит и управляет конечностями.

Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше, чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.

Акватерапия, гидротерапия, водолечение — разновидности реабилитации особых детей при помощи воды. Сюда входит подводный массаж, лечебные ванны, плавание и пр.

Занятия по плаванию в центре «Водород» посещала девочка с ДЦП. До бассейна девочка занималась пассивной гимнастикой 2 года у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы, сгибали/разгибали руки и ноги. Прогресс шел, но медленно. В сентябре пошли в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы, скрадывает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя комфортнее, чем на суше.

Читайте также:  Как помочь при абстинентном синдроме

Инструктор параллельно мотивировала девочку игрой в мяч. Небольшой мяч заманчиво качался перед девочкой на волнах. Заставить тянуться до него — конечная цель такой игры. Для этого нужно сообраться, скоординировать движение и выбросить руку. Полезность такого действия выше, чем обычное согни/разогни с инструктором на суше. Через 6 месяцев девочка развилась физически и стала лучше владеть своим телом. Чем раньше ребенок учится координировать свои движения, тем лучше.

Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав ограничивают мягкие ткани, мышцы и связки. Если они атрофированы или слабы, сустав подвижен и разболтан. Когда ребенок находится в воде, его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.

У ребенка в воде снижается риск травм. Он способен мощно плыть — то есть делать сильные движения с полной амплитудой, которые на воздухе ему недоступны. Кроме этого в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы, чтобы держаться на поверхности. Попеременные движения нужны, например, чтобы освоить шаг.

Для этого используют специальные упражнения. Например, детей просят залезать на бортик или плотик. Когда ребенок подтягивается на руках (особенно на высокий бортик), он переносит на руки вес своего тела и этим тренирует мышцы.

Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат проныривать (не путать с наныриванием!), он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В задержке дыхания участвует речевая кора больших полушарий. Она отвечает за речевое развитие, поэтому проныривания тренируют речь.

В воде дети, которые на суше часто дышат ртом (дети с синдромом Дауна, астматики и пр.) вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат, а мощные вдохи носом расширяют носовые проходы и увеличивают поступление кислорода.

Есть мнение, что проныривания вызывают кислородное голодание мозга. Почему это не так, читайте здесь.

Бассейн стимулирует физическую активность. В воде вес тела не чувствуется. Чтобы выйти из бассейна, ребенок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук и вытягивается позвоночник.

Определенные упражнения в воде тренируют мышцы спины. А захват мячика ногой корректирует плоскостопие.

Плавание для детей с синдромом дауна москва
На форумах есть отдельные темы по плаванию особых детей в бассейнах. Форум littleone.ru

Особых детей по возможности встраивают в обычные группы. Средняя численность группы — 8 пар. Если ребенок может посещать занятия без помощи родителей, его берут в группы адаптивного плавания.

Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения, которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается, потому что он чувствует результат. Особенно если этот результат осязаем, например, надо спасти уточек.

Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.

Плавание для детей с синдромом дауна москва
Фотография предоставлена клубом AQUABABY. KZ, Алматы //www.aquababy.kz

Почему плавание приносит не меньшую пользу, чем массаж

Массаж — это стороннее стимулирование. За ребенка делают определенные движения и тем самым накачивают ему мышечный аппарат. Например, сгибают за ребенка ногу и тем самым разрабатывают ножные мышцы. В массаже не задействована воля ребенка. Он не прикладывает усилий, чтобы согнуть ногу. Он не ощущает, тяжело это или легко. За него работает посторонняя сила

В воде ребенок совершает движения через волевое усилие. Сначала это происходит непроизвольно, а затем контролируется самим ребенком. Его мозг отдает команду и нога сгибается. Поскольку ребенок чувствует сопротивление воды и собственного тела, он инстинктивно прикладывает больше усилий. Это дает больший результат.

Как экономить на бассейне

Для особых детей в коммерческих бассейнах предусмотрены льготные условия. Поскольку особые дети часто болеют, им переносят или возвращают стоимость занятий. В поликлиниках по направлениям от врачей такие дети занимаются бесплатно.

Плавание для детей с синдромом дауна москва
Центр «Водород» дает скидку 50% особым детям

Общество становится человечнее и руководители бассейнов идут навстречу родителям особых детей.

Какие справки нужны, чтобы посещать бассейн

К занятиям допускают 2 врача — педиатр и невропатолог. В бассейне не спрашивают направления от специалистов (если это не государственный реабилитационный центр). Стандартный анализ на энтеробиоз для ребенка и осмотр терапевта для мамы.

Зачем в бассейне нужны дневники

Упражнения подбирают в зависимости от того, как ребенок отстает от возрастной нормы. Инструктор смотрит на развитие двигательных навыков и состояние рефлексов. Подбирают упражнения, воздействующие на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

Занятие состоит из разминки и основной части.

На разминке дети приветствуют друг друга и одновременно выполняют комплекс упражнений. Детям, которые никогда не бывали в бассейне, показывают упражнения на суше.

Плавание для детей с синдромом дауна москва
Если посещать бассейн регулярно невозможно, родители тренируются на суше дома. Для этого они ведут дневники, которые выглядят вот так

Упражнения на суше также помогают накачать мышцы и восполнить недостаток физической нагрузки. Основную часть занятий включает упражнения на баланс, безопасность на воде, тренировку задержки дыхания и пр.

Что взять в бассейн
О том, как собрать сумку в бассейн, читайте здесь. Особые дети плавают в свимпамперсах независимо от возраста.


Кто обучает плаванию особых детей

С особыми детьми занимаются в воде инструкторы. Для этого они проходят подготовку, на которой акцент делается на физиологические особенности, эмоциональное и психологическое восприятие мира, определенные комплексы упражнений.

Такими инструкторами могут быть

Выпускники Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Кафедра «Теории и методики гидрореабилитации».

Выпускники курсов повышения квалификации для врачей реабилитологов при Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Университете

Инструкторы раннего плавания по системе birthlight

Плавание для особых детей развивается во всех странах. Посмотрите документальные фильмы наших коллег об этом

Источник