Понятие регистр синдрома в клинической психологии

Патопсихология – важнейшая составная часть медицинской психологии, изучающая закономерности искажений отражательной деятельности мозга, закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. О.П. Росин (1974) полагает, что предметом исследования патопсихологии является то звено в структуре симптомообразования, которое предшествует психопатологическим образованиям в патогенезе болезни. Патопсихология изучает психические расстройства методами научной психологии, она исследует психологическую структуру проявлений психической патологии.

В.М. Блейхер и И.В. Крук (1986) выделяют следующие задачи, стоящие перед практической патопсихологией:

Получение данных для диагностики. Патопсихологические данные носят дополнительный характер и их ценность обнаруживается только при сопоставлении с результатами клинико-психологического исследования и в ряде случаев – с результатами других вспомогательных исследований (например, электроэнцефалографии, реоэнцефалографии и т.д.). Патопсихологическая диагностика не носит также характера нозологического диагноза – это задача клинициста, который для ее решения как раз и должен правильно оценивать результаты патопсихологического исследования. В последнем существенную помощь ему призваны оказать используемые в патопсихологических заключениях категории патопсихо-логических регистр-синдромов.

Патопсихологическое исследование зачастую способствует раннему выявлению симптомов психических нарушений и установлению их своеобразия.

Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией – оценка эффективности проведения лечебного процесса. Многократно проводимые в процессе лечения патопсихологические исследования могут быть объективным показателем влияния проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий на течение заболевания. Они также характеризуют структуру и особенности наступающих ремиссий и психического дефекта (если речь идет о процессуальных заболеваниях), что имеет известное прогностическое значение и способствует выбору правильной тактики дальнейшего проведения лечебного процесса.

Участие в экспертной работе – военной, медико-социальной, судебной, психолого-медико-псдагогической экспертизах. Основной задачей практической патопсихологии в случае проведения военной экспертизы является получение соответствующего патопсихологического обоснования клинического диагноза с обращением особого внимания на степень

выраженности имеющихся клинических проявлений (определение глубины поражения определенных составляющих психической деятельности). При проведении трудовой экспертизы медицинскому психологу важно не столько обнаружить признаки заболевания (как правило, их наличие не вызывает сомнений), сколько показать, как они глубоки, как далеко зашло в своем развитии заболевание, насколько снижена трудоспособность испытуемого, а также определить, имеются ли в его психике (если имеются – то какие и в какой мере представленные) сохранные элементы, которые могли бы быть использованы для стимулирования механизмов выздоровления или компенсации психического дефекта.

Важное значение патопсихологические исследования имеют при проведении судебно-психиатрической экспертизы. При этом психолог-эксперт должен не только установить данные, облегчающие решение клинических диагностических вопросов, но и объективно установить степень выраженности психических нарушений.

В работе с детьми медико-психологические исследования необходимы для решения вопроса о том, где следует учиться ребенку – в массовой или коррекционной школе. Этот вопрос должен безошибочно решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями, так как, например, помещение ребенка с умственной неполноценностью в массовую школу может приводить как к невротическим реакциям неправильно направленного на учебу ребенка, видящего свою несостоятельность по сравнению со здоровыми детьми, так и к нарушению педагогического процесса. Еще более негативные последствия для ребенка и общества имеет помещение педагогически запущенного ребенка, неправильно расцененного как умственно неполноценного, в коррекционную школу.

Участие в реабилитационной работе. В настоящее время работе по реабилитации и ресоциализации больных придается первостепенное значение, так как от правильно построенных реабилитационных мероприятий зависит профилактика инвалидности.

Реабилитационная работа эффективна только при осуществлении индивидуального подхода к пациенту. Медицинский психолог, участвующий в реабилитационном процессе, должен прежде всего диагностировать актуальное состояние познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы больного, выявив при этом как наиболее пораженные болезнью, так и наиболее сохранные индивидуальные особенности, чтобы в дальнейшем, основываясь на полученных данных, составить реально выполнимый план индивидуального реабилитационного процесса. Помимо этого медицинским психологом должен быть обязательно изучен социальный климат, окружающий пациента в разных сферах его жизни и деятельности, и прежде всего – особенности его взаимоотношений в семье, на производстве и т.д.

В соответствии с полученными интегративными данными строится соответствующая психотерапевтическая, психокоррекционная и психо-22

профилактическая работа, проводимая медицинским психологом в постоянном контакте с лечащими врачами.

Исследование недостаточно изученных психических заболеваний, а также струпуры психических нарушений при некоторых недостаточно изученных неврологических и соматических заболеваниях. В данных случаях патопсиходогические исследования проводятся прежде всего с научными целями. При такой постановке задачи подбираются большие группы больных со сходными клиническими проявлениями заболевания, что позволяет получить достоверные данные. Практическое значение этой задачи патопсихологии заключается в получении новых данных о механизмах развития заболеваний, преимущественном вовлечении в них тех или иных психологических образований, о возможных механизмах компенсации и/иди адаптации к болезни. При научно-исследовательской направленности патопсихологических исследований обязательно соблюдение динамического принципа (В.М. Блейхер, 1976), т.е. учета динамики психопатологических образований в связи с течением болезни с последующим сопоставлением полученных патопсихологических феноменов с различными стадиями заболевания.

Читайте также:  Известные люди с синдром туретта

Участие в психотерапии. В этих случаях роль патопсихологии сводится к получению данных как для диагностики индивидуальных психологических особенностей пациента, так и для социально-психологической диагностики. Это позволяет определить оптимальный объем психотерапевтических вмешательств, выбрать их адекватные формы и место проведения (в стационаре или амбулаторно).

В своей практической деятельности медицинский психолог должен четко различать понятия патопсихология и психопатология.

Эти понятия совершенно различны. Психопатология является наукой сугубо медицинской, одним из разделов психиатрии, который изучает признаки психических расстройств в динамике. Психопатология, в отличие от патопсихологии, оперирует главным образом клиническими понятиями (этиология, патогенез, симптом, синдром) и использует общепатологичес-кие критерии (возникновение болезни, исход болезни).

С целью сближения особенностей диагностического мышления врача и медицинского психолога, основываясь на результатах клинических наблюдений, были выделены патопсихвлогические синдромы. Впервые такую попытку предпринял в 1982 году И.А. Кудрявцев. Он выделил шизофренический (диссоциагивный), органический, олигофренический, психопатический синдромы и симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов. Дальнейшее развитие учения о патопсихологических синдромах связано с именем В.М. Блейхера, описавшего в 1986 году восемь патопсихамгическмх регистр-синдромов (речь о регистр-синдромах идет именно потому, что эти синдромы имеют как бы обобщающее значение, их характеристика более близка к нозологической, а их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболева-23

ния. Кроме того, эти синдромы связаны с определенными кругами психических расстройств в понимании академика А.В. Снежневского). Медицинский психолог может оперировать в своих диагностических заключениях таким набором патопсихологических регистр-синпромов, как:

1) шизофренический,

2) аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста),

3) олигофренический,

4) экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-ор-ганические поражения головного мозга – церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговых травм, токсикомании и т.д.),

5) эндогенно-органический (в клинике – истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге),

6) личностно-аномальный (в клинике – акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции),

7) психогенно-психотический (в клинике – реактивные психозы),

8) психогенно-невротический (в клинике – неврозы и невротические реакции).

Нозологическая специфичность патопсихологических регистр-синдромов существенно возрастает в связи с конкретной задачей, поставленной перед медицинским психологом. Например, разграничение экзоген-но-и эндогенно-органичсских регистр-синдромов очень важно при дифференциальной диагностике истинной и травматической эпилепсии; уточнить природу и диагностику состояний, протекающих с недостатком интеллекта и памяти, помогает разграничение органического и олигофре-нического регистр-синдромов.

Введение патопсихологических регистр-синдромов в практику патоп-сихологических исследований обозначает, в сущности, рубеж диагности-чески-информативных рекомендаций, заключающихся в данных проведенного медицинским психологом исследования, и способствует сближению позиций медицинского психолога и врача-клинициста.

Завершая изложение общих сведений о медицинской психологии, остановимся на соотношении понятий “медицинская психология” и “клиническая психология”. Это необходимо сделать исходя из того обстоятельства, что эти понятия по-разному определяют даже специалисты, работающие в одной стране.

А.Е. Личко и Н.Я. Иванов (1992) указывают на тождество понятий “медицинская психология” и “клиническая психология”. Об этом же писал ранее М.С. Роговин (1969) и позднее – Ю.Ф. Поляков (1996). Сходного мнения придерживаются и большинство других авторов. Но, как указывают В.М. Блейхер и И.В. Крук (1986), даже в американской литературе А. Ле-вицки (1974) отмечает три различных точки зрения на предмет клинической

24

психологии. Первая характеризуется тем, что сводит клиническую пси-хояогию к изучению психических расстройств, возникающих в связи с тем иди иным заболеванием. Вторая основывается на понимании клинической психологии как идеографической психологической дисциплины, занимающейся изучением психических проявлений личности (включая профессиональные консультации, консультирование студентов колледжей, исследование руководящего персонала предприятий). С третьей точки зрения клиническая психология рассматривается как область прикладной психологии, изучающая с помощью измерительных приемов, анализа и наблюдения понимаемые в поведенческом аспекте способности и свойства личности и направленная на разработку способов устранения дезадаптив-ного поведения. Разумеется, что такое нечеткое, расплывчатое и многостороннее понимание клинической психологии не может быть принято как не вполне отвечающее научному подходу. В то же время, как указывают В. Иванов (1971, 1976), В.М. Блейхер (1976), В.М. Банщиков (1978), понятие клинической психологии может оказаться целесообразным при правильном методологическом подходе к нему, так как оно способствует известному сужению очень широкого круга задач медицинской психологии. С этой точки зрения отношение клинической психологии к медицинской такое же, как отношение клиники к медицине вообще, т.е. клиническая психология – эта та прикладная часть медицинской психологии, которая определяется потребностями клиники.

Читайте также:  Упрямство у детей синдромом дауна

Таким образом, несмотря на отсутствие до настоящего времени единства мнений в понимании терминов “медицинская психология” и “клиническая психология”, учитывая позицию большинства авторов, целесообразно рассматривать понятие “клиническая психология” как синоним “медицинской психологии”.

Источник

Соотношение патопсихологических и психопатологических регистр – синдромов.

Патопсихологические синдромы, отвечая основным признакам клинических синдромов, по своим особенностям существенно отличаются от психопатологических. Это различие обусловлено не столько формой синдрома и его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются [3]: патобиологическим, физиологическим, патонейропсихологическим, психопатологическим. Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обобщенности. Говоря о различной степени бобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять синдромы многозначные, опирающиеся на сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности. Попытка выделения обобщенных патопсихологических синдромов была предпринята И. А. Кудрявцевым [4]: шизофренический (диссоциативный), органический, олигофренический, психопатический синдромы и симптомокомплекс психогенной дезорганизации (характерный для реактивных психозов). При этом «ядром» названных патопсихологических синдромов являются: для шизофренического — нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, при психогенном — реактивная дезорганизация умственной деятельности. Патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогностическом отношениях: наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофренический и органический симптомокомплексы, наименее — психопатический. Напротив, наиболее выраженная тенденция к транзиторности и обратимости присуща симптомокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому. Эти констатации становятся понятными и наглядными при соотнесении патопсихологических синдромов с кругами психических заболеваний по А. В. Снежневскому [5]. То, что патопсихологические синдромы служат для предварительной диагностики заболевания, а также их связь с определенными кругами психических заболеваний дает основание обозначить их как регистр-синдромы.

В. М. Блейхер [2] дополнил перечень регистрсиндромов, выделив в рамках органического

экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический; в круге эндогенных психозов были выделены шизофренный и аффективно-эндогенный регистр-синдромы.

Систематика патопсихологических регистр-синдромов

I — шизофренический (клинический эквивалент: шизофренические психозы).

II — аффективно-эндогенный (клинические эквиваленты: маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).

III — олигофренический (клинический эквивалент: олигофрении).

IV — экзогенно-органический (клинические эквиваленты: экзогенно-органические поражения

головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, интокси-

кационные энцефалопатии и пр.).

V — эндогенно-органический (клинические эквиваленты: истинная эпилепсия, первичные

атрофические процессы в головном мозге).

VI — личностно-аномальный (клинические эквиваленты: акцентуированные и психопатические

личности, обусловленные аномальной «почвой» психогенные реакции).

VII — психогенно-психотический (клинический эквивалент: реактивные психозы).

VIII — психогенно-невротический (клинический эквивалент: неврозы и невротические реакции).

А. В. Снежневским была предпринята попытка моделирования соотношения общепатологических

синдромов и нозологических форм.

1 круг. Истощаемость психической деятельности

2 круг.Аффективные (депрессивные, маниакальные) синдромы. (Субъективно-осознаваемая измененность «Я»)

3 круг. Невротические (навязчивые, невротические, деперсонализационные) синдромы. (Объективно-определяемая измененность личности)

4 круг. Паранойальные, вербальный галлюциноз (Дигармония личности, включая шизоидизацию)

5 круг. Кататонические, парафренные, галюциноторно-параноидные (Снижение энергетического потенциала)

6 круг. Помрачение сознания (делирий, аменция, сумеречное состояние) (Регресс личности)

7 круг. Парамнезии (Амнестические расстройства)

8 круг. Судорожные (Тотальное слабоумие)

9 круг. Психоорганические (Психический маразм)

Самым общим синдромом, свойственным всем болезням, является астенический (эмоционально-гиперстетические расстройства). Он входит в синдромологию всех болезней. Синдромы типичного маниакально — депрессивного психоза ограничиваются кругами II и I. Более сложные картины маниакально-депрессивного психоза и промежуточных между ним и шизофренией форм включают невротические, паранойяльные синдромы и галлюциноз (круги III и IV).

Круги I—V содержат все синдромы, входящие в клинику шизофрении,— астенические, аффективные, невротические, паранойяльные, парафренные, кататонические, онейроидные.

Круг VI включает синдромы, свойственные экзогенным психозам с острым помрачением сознания.

Круг VII — парамнестический, пограничный между экзогенными и органическими психозами.

Круг VIII (расстройства, свойственные эпилепсии, помимо присущих ей судорожных расстройств) может включать и все нижележащие синдромы, которые возникают при эпилептических психозах.

Читайте также:  Дети с эмоциональным нарушением с синдром дауна

Последний, IX, круг психопатологических расстройств характеризует возможный полиморфизм всех известных грубоорганических психозов. Из приведенного сопоставления общепатологических состояний и нозологических групп болезней вытекает возможность градации тяжести расстройства психической деятельности, общей для всех болезней. Наиболее легким синдромом является астенический, далее следуют аффективные, невротические (навязчивости, истерические, деперсонализационно-дереализационные, сенестопатически-ипохондрические), паранойяльные синдромы и синдром вербального галлюциноза, галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского-Клерамбо), парафренные, кататонические, онейроидные синдромы, помрачение сознания (делирий, аменция, сумеречное состояние), парамнестические, судорожные, психоорганические синдромы. В скобочках рядом (ребята, это для вашего понимания) синдромы обозначены по позитивным симптомам, входящим в их структуру, но каждый синдром редставляет собой единство позитивных и негативных (преходящих или стойких) симптомов. В связи с этим важна их аналогичная оценка. В схеме негативных расстройств также обнаруживается последовательность нарастания тяжести расстройств и предел их прогрессирования в зависимости от вида заболевания, его нозологической принадлежности. Так, негативные расстройства в картине маниакально-депрессивного психоза исчерпываются кругами I и II, редко III, при шизофрении — кругами IV–VII, при экзогенных психозах и эпилепсии — VIII, при грубо-

органических психозах — кругами IX–X (максимальная тяжесть).

Источник

Медицинская учебная литература

Учебная медицинская литература, онлайн-библиотека для учащихся в ВУЗах и для медицинских работников

Общая психопатология

Понятие регистров психических расстройств

Взаимоотношения между продуктивными и негативными симптомами, меняющиеся во времени, были изложены

Таблица 3.1. Соотношение основных регистров продуктивных и негативных психопатологических расстройств при основных психических болезнях

Дж.Х.Джексоном в его теории эволюции и диссолюции психических расстройств. Согласно этой теории, симптомы возникают и развиваются не случайно, а в некоторой последовательности, общей для многих заболеваний. Так, продуктивная симптоматика эволюционирует путем наслоения на мягкие (невротические) расстройства, возникающие в инициальном периоде болезни, все более тяжелых, грубых (психотических) симптомов. С другой стороны, развитие негативной симптоматики выражается в последовательном стирании, смывании (диссолюции) сначала наиболее хрупких, поверхностных слоев психики и личности, а затем и более глубинных, прочных функций, определяющих ее структуру.

Таким образом, наблюдая симптоматику каждого отдельного больного, мы имеем дело не с одним, а со всеми слоями психики, пострадавшими к настоящему моменту. Поэтому у человека с грубым поражением психики мы одновременно видим и грубую психотическую продуктивную симптоматику (бред, галлюцинации), и более мягкие расстройства (снижение или повышение настроения), и признаки грубого дефекта (снижение памяти), и менее значительные утраты (астения). Основное положение данной теории можно образно сформулировать в выражении «в любой психоз обязательно входит невроз».

Поскольку описанные закономерности отмечаются при любом психическом заболевании, в прошлом веке возникла мысль о единстве всех психических расстройств. Немецкий психиатр В.Гризингер (1817—1868) объяснил наблюдаемое врачами разнообразие симптомов тем, что мы видим больных на разных этапах единого процесса, который обычно начинается меланхолией (депрессией), потом преображается в бред и завершается формированием слабоумия. Данные положения легли в основу теории единого психоза.

Современная критика этой теории основывается на реальных данных катамнеза при различных нозологиях. Для каждого заболевания существует некий предельный уровень (регистр), который может в действительности достигнут в течение всей жизни больного. Так, при неврозах заболевание никогда не выходит за рамки невротических расстройств. При маниакально-депрессивном психозе не наблюдается развернутых бредовых синдромов и грубых изменений личности. При шизофрении дефект никогда не выражается в утрате памяти (табл. 3.1).

Вместе с тем представление о послойном, многоуровневом строении психики помогает понять изменения симптоматики по мере развития психических заболеваний. Так, основоположник нозологического направления в психиатрии Э.Крепелин (1856—1926) выделял 3 регистра психических расстройств:

  1. невротические и аффективные, соответствующие неврозам и маниакально-депрессивному психозу;
  2. шизофренические;
  3. органические.

Рис. 3.1. Основные ранги психологических расстройств [Снежневский А.В., 1960]. а — ранги продуктивных расстройств.

Рис. 3.1. Продолжение, б — ранги негативных расстройств.

В табл.3.1 мы видим, что астенический синдром и аффективные расстройства могут встретиться практически при любом психическом заболевании. Чем выше регистр синдрома, тем уже круг диагностического поиска, который приходится осуществлять, тем специфичнее синдром. Так, судорожные припадки и пароксизмы наблюдаются только при органических заболеваниях и не могут быть проявлением шизофрении или неврозов.

Более подробно специфичность и диагностическое значение отдельных симптомов мы рассмотрим в главах, касающихся нарушений отдельных психических сфер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Источник