Понятие симптома и синдрома их клиническое значение

Патогенез (pathos – болезнь, genesis – развитие) – учение об общих закономерностях развития, течения и исхода заболеваний. Патогенез отражает сущность повреждений на разных уровнях жизнедеятельности и механизмы компенсаторно-приспособительных реакций при развитии болезни.

Раздел патогенеза, рассматривающий систему защитных процессов, направленных на восстановление нарушенных процессов и купирование болезни, называют саногенезом (sanis – здоровье, genesis – развитие). Саногенез, как и предболезнь, не является устоявшимся понятием, некоторые патологи (школа С. М. Павленко) отводят ему роль парной к патогенезу категории со своими многочисленными закономерностями.

Морфогенез (morphos – форма, genesis – развитие) рассматривает динамику структурных нарушений в органах и системах при развитии болезни. С течением времени, в том числе под действием разнообразных методов лечения, происходит постепенное изменение пато- и морфогенеза болезни – изменяются сроки течения, исходы, процент осложнений и др. Данный процесс называется патоморфозом.

(Наиболее наглядно патоморфоз виден на примере инфекционных заболеваний под действием систематического (в популяции) применения антибиотиков.)

Морфофункциональное единство организма (взаимообусловленность и взаимосвязь процессов нарушения структуры и функции) – одно из основных положений нозологии. В соответствии с этим в патологии нет изолированных “функциональных” или “структурных” дефектов, а всегда присутствует их система. В этом смысле морфогенез гораздо более логично считать парной категорией к патогенезу, чем саногенез.

Важной категорией является взаимосвязь местного и общего при развитии болезни. Болезнь – всегда общий процесс в организме, однако совокупность местных проявлений и составляет все ее своеобразие.

Также надо отметить категорию обратимости. Когда речь идет о возвращении к близкому состоянию (например, выздоровление после болезни) удобно такие процессы называть обратимыми, а те, где возврата не происходит, – необратимыми. Категория может относиться не только к организму в целом, но к конкретной его морфофункциональной особенности.

Специфическое и неспецифическое в развитии болезни также идут бок о бок. Чем более общая закономерность выявляется при заболевании, тем менее она специфична и присутствует при многих других состояниях.

При развитии болезни под действием причинного фактора развивается последовательный комплекс процессов, определяющий специфику, суть болезни, ее неповторимость. Такой комплекс принято называть ведущим звеном патогенеза.

При развитии болезни нередко последовательность процессов замыкается в так называемые “порочные круги”, когда последующие изменения приводят к усилению первичного повреждения.

В патогенезе выделяют следующие уровни повреждения:

  • молекулярный;
  • клеточный;
  • тканевый;
  • органный;
  • системный;
  • организменный.

Симптом – признак болезни.

Различают симптомы: субъективные и объективные. К объективным относятся: осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме.

Синдром – это совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в системах и тканях. Например: отёчный синдром (отёки, асцит анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускультации); синдром шока (слабость, влажность кожи, нитевидный пульс, низкое АД).

Источник

Явление, с которым имеет дело медицина, — болезнь — особое образование. По мнению А.Ш. Тхостова[1], общим и в медицине, и в психологии является утверждение о том, что болезнь как субъективная реальность и феномен культуры не сводится к натуральным функциям организма. Недаром даже для описания жизни используют понятия «симптом» и «синдром».

Симптом — элементарное проявление болезни, которое ощущает человек как изменение самочувствия.

И психолог, и врач никогда не работают с одним симптомом. Исключение бывает в случаях диагностических симптомов, которые свойственны единственной нозологической, болезненной форме. В этой ситуации предполагаемый диагноз сразу становится окончательным. Такие симптомы чаще всего связаны с физиологическими показателями работы организма, например с уровнем гликемии.

Специфические симптомы встречаются при ограниченном круге болезней, например жажда при заболевании сердца и почек, при диабете, сонливость при синдроме Клейна-Левина, летаргии при функциональном заболевании центральной нервной системы.

Неспецифические симптомы, например общая слабость, утомляемость, снижение уровня внимания, встречаются при широком круге болезней. Нехарактерные симптомы никогда не встречаются при предполагаемом заболевания. Чаще всего симптом может быть охарактеризован по частоте его появления в связи с тем или иным заболеванием как частый (редкий) или как неспецифический частый (редкий).

Симптомокомплекс представляет собой сочетание симптомов, которых объединяет единый принцип образования. Так, симптомокомплекс, отражающий повышенное теплообразование (потливость, хорошая переносимость холода и плохая — жары и др.), бывает при тиреотоксикозе.

Синдром — симптомокомплекс, который специфичен для определенной болезненной формы, имеющий единое обозначение и название в соответствии с принятой медицинской терминологией.

Как и для симптома, для синдрома можно указывать степень его специфичности относительно нозологической формы. Иногда синдром исчерпывает описание болезни, и это равносильно установлению медицинского диагноза. Чаще всего синдром составляет только часть клинической картины, но его обнаружение повышает вероятность постановки верного диагноза, что является важнейшей задачей в работе врача.

Обычно синдромы носят имена людей, открывших их: синдром Шмидта, синдром Каннера и т.п. Человек, описавший синдром, берет на себя ответственность за его нозологическое содержание и возможное воздействие на его проявления.

Донозологическая диагностика, которую проводит врач в виде опросов и осмотров, предполагает выявление специфических и диагностических признаков каких-либо из известных ему нозологических форм, что позволяет сформулировать предварительный диагноз. Затем осуществляется нозологическая диагностика — обследование, предполагающее выявление специфических и диагностических признаков предполагаемой болезни, уточнение предварительного диагноза.

Читайте также:  Причины появления у ребенка синдрома дауна

Врач, работающий с жалобами больного и результатами обследования, попадает под влияние таких обстоятельств, как собственная внушаемость, настойчивость жалующегося человека, «чувствительность» врача.

От диагностического поиска, выраженности неспецифических признаков болезни и можно установить наличие специфических симптомов. Именно на этапе диагностики врач и встречается с теми свойствами болезни, которые позволяют говорить о ней как о семиотической системе, т.е. о системе, содержащей означаемое, означающее и знак. В болезни телесный конструкт (орган или функциональная система) — означаемое, чувственное ощущение человека, выраженное в жалобе, — означающее, а знак — те конкретные слова и жесты, которыми устанавливаются отношения между чувственным ощущением и органом или функциональной системой, что уже является психологическим симптомом.

Симптом становится знаком (означенное телесное ощущение), который отражает связь ощущения человека и органа, обращая эту связь вовне — для другого человека, прежде всего врача. Как отмечает А.Ш. Тхостов, став симптомом, ощущение только внешне не меняется, на самом деле оно подчиняется уже другим законам и содержит в себе то, что не присутствует в нем как свойство организма человека.

Симптом как психологическое содержание не только означает болезненное ощущение человека, но и становится его знаком. Как отражение ощущений человека он имеет телесную реальность с ценностью для самого человека и для окружающих. Ведь больной — это страдающий человек.

В то же время психологический симптом становится мифом. Миф порожден самим существованием идеи или концепта болезни, так как любое обозначение состояния («болеет», «ноет», «плохо», «не получается» и т.п.), включенное в более общее понятие болезни, выраженное в диагнозе (например, ДЦП, ОРЗ и т.п.), создает особые отношения собственных ощущений больного человекам его знаний о болезни, механизме ее возникновения, закономерностях протекания. Эти знания и будут преобразовывать мир ощущений человека, его чувственные телесные ощущения. В этом смысле мысли об ОРЗ и о раке по-разному будут влиять на самочувствие человека.

Синдром — закономерное сочетание симптомов, или симпто- мокомплекс. Под ним также понимают сочетание нарушений или несформированность психических процессов, основой которого является нейропсихологический фактор (определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических синдромов).

Изменение психических функций при болезни рассматривают в двух планах: 1) дефицитарная симптоматика и 2) продуктивная симптоматика (новообразования, не имеющие адаптивного значения, — галлюцинации и т.п.). Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанный с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромный анализ — анализ нейропсихологических симптомов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Нейропсихологический фактор — понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры участка мозга, нарушение работы которого ведет к появлению нейропсихо- логического синдрома.

Симптом — внешние проявления болезни. Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции вследствие локального поражения головного мозга. При этом выделяют первичный нейропсихологический симптом как нарушение непосредственной связи с нарушением определенного фактора и вторичный, который возникает как системное следствие первичного нейропси- хологического по зонам системной взаимосвязи с первичным. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Фактор — это, с одной стороны, принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, нарушение которого приводит к появлению нейропсихологического синдрома, а с другой — продукт деятельности дифференцированных зон мозга, которые одновременно являются составляющей частью различных психических процессов.

Типы факторов:

  • • произвольная регуляция деятельности — мотивация, построение образа результата деятельности, контроль, коррекция;
  • • кинетический — движение души и тела;
  • • кинестетический — обратная афферентация (предметные движения, который ориентированны на свойства предметов);
  • • пространственный анализ и синтез;
  • • зрительный анализ и зрительная память;
  • • слуховой анализ и синтез;
  • • энергетическое обеспечение активности — функциональные состояния (отдельные стволовые структуры);
  • • нейродинамика — смена и баланс возбуждения и торможения;
  • • межполушарное взаимодействие.

Миф болезни как принятая человеком идея ее существования деформирует природную сторону телесного ощущения, не уничтожая ее, а как бы отодвигая, отчуждая. В сознании больного человека постоянно присутствует (через обозначение в словах) ощущение симптома, который воспринимается то разумом, то чувствами, возникает то непроизвольно, то произвольно. Человек, как бы не желая думать о симптоме, думает о нем. И хотел бы от него избавиться, но он возникает в сознании снова.

Миф болезни нуждается в подтверждении (он так устроен), поэтому человек реагирует на соответствующие мифу телесные ощущения. У него начинает болеть там, где «должно» болеть. Всем известен симптом 3 курса у студентов-медиков, когда они обнаруживают у себя все изучаемые болезни или явления ятрогении, когда человек «специально» чувствует необходимую для диагноза боль.

Богатейшие варианты вторичного порождения телесных ощущений в рамках сверхценных идей и первичного ипохондрического бреда описаны в психопатологии[2]. Яркие случаи встречаются и у психически здоровых людей. Так, один из авторов настоящего издания был свидетелем нескольких случаев реакции матери на боль ее ребенка. Все они характеризовались появлением у матери видимых признаков боли (покраснение) в местах ушибов ребенка.

Читайте также:  Мкб 10 синдром пьера робена

Особую роль миф болезни играет в ситуации лечения. Идея болезни начинает очень быстро наполняться конкретным содержанием. Лекарство выступает как знак. Независимо от его содержания, оно может быть заменено плацебо-агентом, ритуалом или любым другим предметом, который сможет сыграть его роль. Лечебный миф, как и миф болезни, не имеет четкой структуры и подвержен влиянию извне.

Ритуальное лечение демонстрирует влияние символического действия, объективно не связанного с причинно-следственными характеристиками заболевания, оно объединено с ними лишь в сознании человека. Эффект ритуального лечения как объективный, так и субъективный, часто очевиден. Понять его можно на психологическом уровне, если признать, что болезнь человека —не просто дефект какого-то органа, а прежде всего феномен сознания.

В логике ее развития есть две стороны: объективная и субъективная. Объективная подчиняется законам природы, законам организма человека. Субъективная подчиняется закономерностям психического и семиотического (знакового). В реальности эти стороны могут весьма значительно расходиться. Как замечает А.Ш. Тхостов, «объективная верность мифа, лежащая в основе метода лечения, не имеет принципиального значения. Самые фантастические и нелепые лечебные приемы находят своих убежденных последователей. Именно это и есть неспецифический фактор, обеспечивающий любой терапевтической тактике определенный успех, особенно в плане ближайших результатов»[3].

Слава целителя также может быть мифом, способствующим лечению. Большое значение имеет и готовность людей определенной группы или целой нации к восприятию мифов определенного содержания. Сегодня, например, можно говорить о том, что в США и Европе появился «психоаналитический пациент» — человек, умеющий заявить о своих жалобах в психоаналитических терминах (это связано с развитием и упрочением психоанализа как научно обоснованного метода лечения).

Врач попадает в сложное положение, если принимает миф за реальность, или наоборот. Это связано как с пониманием врачом своих терапевтических возможностей, своей способности исцелять тем или иным методом, так и с оценкой реального состояния пациента. С виду невинное заблуждение врача в своих качествах как целителя может привести к потере больными времени, сил и средств для осуществления настоящего патогенетического лечения.

Современная мифология болезней весьма разнообразна. Она основана на том, что болезнь — неуправляемое явление, обладающее не зависимой от человека активностью.

Главное свойство переживания болезни состоит в том, что болезнь делает тело человека неуправляемым, плотным, тяжелым. В состоянии здоровья тело полностью подчиняется человеку, оно осознается лишь на уровне его границ. Болезнь ставит задачу объяснения неуправляемости, чуждости тела в соответствии с картиной мира, в которой живет человек.

Каждое историческое время каждый человек создает мифы о болезнях, в которых отражаются прежде всего знания людей о свойствах их организма, свойствах и происхождении болезни, об особенностях взаимосвязи сознания и тела.

Как отмечает А.Ш. Тхостов, в сознании современного человека мифы болезни воплощаются в разные образы. Среди наиболее распространенных можно назвать биополе, карму, чакры, жизненные силы, которые понимаются чаще всего в мифологически- механическом духе. Очень популярна аналогия организма с роботом, компьютером и другой новой техникой, которая порождает и аналогичные методы воздействия на организм, и психику человека, — кодирование, программирование, зомбирование и т.п.

Развитие в XIX—XX вв. микробиологии (Р. Вирхов, Л. Пастер) привело в обыденном сознании людей к созданию модели избавления от болезней, основанной на стерилизации организма, — избавлении от микробов и бактерий. Понятия «нормальной», «патогенной» или «условно патогенной» среды крайне непопулярны и воспринимаются только специалистами.

Таким образом, лечащий врач встречается прежде всего не только с симптомами и синдромами болезни, которые человек предъявляет в виде жалоб, состояния или поведения. Каждый из участников ситуации лечения приносит в нее свой миф болезни, свое сознание, наполненное переживаниями о ее ценности, роли в жизни, о ее происхождении и возможном исходе конкретного лечения и лечения вообще. С этой точки зрения работа целителя, врача похожа на встречу с химерами. К ней надо готовиться, изучая процессы и законы психической жизни человека.

Источник

Понятие симптома и синдрома их клиническое значение

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные этапы диагностического процесса в психиатрии 1. Чувственное познание феномена болезни (главная задача этого этапа: выявление, выделение и описание признаков психического расстройства). Основной метод: клинический (описательный). Мы беседуем с больным, задаем ему вопросы и познаем патологию. Опрашиваем больного на предмет расстройств в этих сферах психической деятельности. ↓

Написание психического статуса больного2. Терминологическое типирование выявленных признаков психического расстройства (симптомы и синдромы). То, что мы записали в психическом статусе, обозначаем симптомами и синдромами. Синдромальный диагноз. 3. Диагностическое заключение о нозологической форме психического заболевания (динамика: синдромокинез, синдромотаксисДинамика формирования синдрома и динамика последовательной смены синдромов (синдромокинез и синдромотаксис). Можно опросить родственников, как долго больной лечился. Нозологический диагноз.

Читайте также:  У кого когда прошел синдром заходящего солнца

Симптом – это некий повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущий к дезадаптации человека в окружающей среде.Синдром – это повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами своего происхождения и характеризующих текущее состояние больного.

Делириозный синдром – истинные зрительные сценоподобные галлюцинации, однотематическое содержанию галлюцинаций эмоциональное напряжение, психомоторное возбуждение, аллопсихическая дезориентировка с сохранением аутопсихической ориентировки, частичная конградная амнезия реальных событий с сохранением воспоминаний о психопатологических переживаниях. Синдром психического автоматизма – псевдогаллюцинации, бред физического (психического) воздействия или преследования и симптом психических автоматизмов (идеаторный, сенсорный, моторный). Корсаковский амнестический синдром – фиксационная амнезия, амнестическая дезориентировка, ретро (антеро) градная амнезия, парамнезии (всевдореминистценции, конфабуляции), снижение критического отношения к своему состоянию. Облигатный симптом – обязательный, синдромообразующий признак:

– снижение настроение (гипотимия) – депрессия

– истинные слуховые галлюцинации хульного содержания – острый вербальный алкогольный галлюциноз

– фиксационная амнезия – Корсаковский синдром

– истинные зрительные сценоподобные галлюцинации – делириозный синдром.

Факультативные симптомы – дополнительные. Они отражают тяжесть, выраженность патологического процесса и особенности его течения у конкретного больного:

– депрессия – тревога, возбуждение (ажитация), идеи самообвинения (опасность таких идей – возможность суицида).

– делирий – корфология, тактильные, ротоглоточные галлюцинации. Если больной перенес пневмонию, ослабленный, с сердечной патологией – появляется корфология (обирающие движения). Ротоглоточные галлюцинации – ощущение присутствия волос и ниток во рту. Это признаки того, что делириозное помрачение сознания переходит в аментированное, больной может погибнуть.

– синдром Кандинского-Клерамбо – обонятельные галлюцинации. Как правило, мерзкие, отвратительные запахи. Это говорит, что шизофрения приобретает более сложное течение, и до дефекта личности будет проходить мало времени. Простой (малый) синдром – клиническая картина исчерпывается лишь одним симптомом. Сложный (большой) синдром – в клинической картине заболевания встречаются два и более ведущих симптомов:- галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского-Клерамбо, галлюцинации и бред воздействия). Когда мы говорим о шизофрении, это синонимы.- депрессивно-параноидный бред (бред Котара), в рамках депрессии появляются идеи самообвидения- кататоно-онйероидный (перед глазами больного красочные картины, но он лежит и не двигается)- апато-абулический (эмоциональное бесчувствие и нежелание что-либо делать)- сенестепато-ипохондрический (сенестопатии появляются, а потом их ипохондрическая трактовка). Психопатологические синдромы – это структуры, изменяющиеся во времени, что делает необходимым изучение их синдромокинеза. Синдромокинез – это динамика возникновения, развития, существования и исчезновения структурных элементов синдрома (от момента возникновения до полного регресса).

Неврозоподобный синдром → паранойяльный → параноидный (галлюцинаторно-параноидный, или синдром Кандинского-Клерамбо) → парафренный → апато-абулический (в ряде случаев; дефект личности).

Регистры психических расстройств. Концепция регистров психических расстройств основана на 4-х концепциях.1. Дж. Джексон – теория эволюции и диссоциации психических расстройств.2. В. Гризингер – концепция «единого психоза» (меланхолия – бред (галлюцинации) – слабоумие).3. К. Бонгеффер – теория «экзогенного типа реакций».4. Е. Крепелин – учение о регистрах психопатологических расстройств:По степени тяжести: лёгкие – невротические и аффективные, соответствующие неврозам и МДП. Промежуточные – шизофренические. Тяжелые – органические (эпилептический, олигофренический, дементный). Регистры психопатологических расстройств по Е. Крепелину:- невротический – аффективный- галлюцинаторный- бредовый- дискинетическийэнцефалопатический. Ранги психопатологических расстройств по А. В. Снежневскому (1960). Они расположены снизу вверх: Эмоционально-гиперстетические расстройства – предел для астенического синдрома, Аффективные (депрессивные, маниакальные), Невротические (навязчивые, истерические, деперсонализационные) – предел для неврозов, Паронойяльные, вербальный галлюциноз – предел для МДП, Кататонические, парафренные, галлюцинаторно-параноидные – предел для шизофрении, Помрачение сознания (делирий, аменция, сумеречные состояния), Парамнезии, Судорожные – предел для эпилепсии, Психоорганические – предел для органических заболеваний.

5.Понятие психопатологического синдрома. Продуктивные и негативные синдромы.

Синдром – совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом, закономерное сочетание продуктивных и негативных симптомов. Под названием «экзогенных реакций» Богнёффер выделил следующие психопатологические синдромы: делирий, эпилептиформное возбуждение, сумеречное помрачение сознания, галлюциноз, аменция. То расширял, то сужал, в конечном счете: делирий и корсаковский синдром. Джексон сформулировал учение о «послойном» построении психической деятельности. С позиций «диссолюции» – сначала поражения высших наиболее дифференцированных слоев психики. Высказал идею, что психические заболевания состоят из продуктивных расстройств, которые обусловлены деятельностью неповрежденных слоев НС, и негативных, связанных и вызванных самим патологическим процессом. Снежневский – 9 кругов для продуктивных синдромов: 1.эмоционально-гиперестетические, астенические расстройства; 2.аффективные; 3.невротические и деперсонализация; 4.паранойяльные и галлюциноз; 5.галлюцинаноторно-параноидные, парафренные и кататонические; 6.помрачения сознания; 7.парамнезии; 8.судорожные синдромы; 9.психоорганические. Для негативных расстройств 10 кругов: истощаемость психической деятельности; субъективно осознаваемая измененность; объективно определяемые изменения личности; дисгармония личности, включающая шизоидизацию; снижение энергетического потенциала; снижение уровня личности; регресс личности; амнестические расстройства; тотальное слабоумие; психический маразм. Негативные расстройства обычно представлены: астеническим и цереброастеническим изменениями личности, включающими психопатоподобные расстройства, причем при психогенных заболеваниях – это патохарактерологические расстройства, проявляющиеся утратой способности индивида руководить своими эмоциями и поведением при адаптации к окружающей среде.

Date: 2015-07-27; view: 2982; Нарушение авторских прав

Источник